Рабочая программа "Шахматный всеобуч" 3 класс 2 год обучения
рабочая программа (3 класс) по теме
Рабочая программа содержит учебный план, содержание, ктп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass_shakhmaty.docx | 27.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-тематический план
(3 класс 34 часа)
№ | Тема | Количество часов | В том числе | |
Лабораторные, практические работы | Контрольные работы | |||
Повторение пройденного материала | 2 | |||
1 | Краткая история шахмат | 1 | ||
2 | Шахматная нотация | 2 | ||
3 | Ценность шахматных фигур | 4 | ||
4 | Техника матования одинокого короля | 4 | ||
5 | Достижение мата без жертвы материала | 3 | ||
6 | Шахматная комбинация | 15 | ||
7 | Повторение программного материала | 2 | ||
8 | Итог | 1 |
Содержание тем курса
3 класс (34 часа)
I. Краткая история шахмат. (5 часов)
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.
II. Шахматная нотация.
Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.
Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись шахматной партии.
Дидактические игры и игровые задания.
«Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее. Так школьники называют все вертикали. Затем задаются вопросы: «На какой вертикали в начальной позиции стоят короли (ферзи, королевские слоны, ферзевые кони, ферзевые ладьи и т.п.)
«Назови горизонталь». Задание подобно предыдущему, но дети называют горизонтали.
«Назови диагональ». А здесь называется диагональ (например, диагональ е1 – а5).
«Какого цвета поле?». Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет (можно попробовать это сделать «вслепую», не глядя на доску).
«Кто быстрее». К доске вызываются два ученика, и педагог просит их найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.
«Вижу цель». Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Ученики отвечают по очереди, причем после каждого ответа учитель уточняет – ближе или дальше.
«Диагональ». Дети должны назвать поля, составляющие диагональ (например, е1-h4).
III. Ценность шахматных фигур.
Повторение: ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Сравнительная сила фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Нападение и защита. Способы защиты (5 способов).
Дидактические игры и игровые задания.
«Кто сильнее?». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?».
«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
«Выигрыш материала». Учитель на демонстрационной доске расставляет положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.
«Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.
IV. Техника матования одинокого короля.
Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Дидактические игры и игровые задания.
«Шах или мат». Шах или мат черному королю?
«Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
«Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход черному королю.
«На крайнюю линию». Надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.
«В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черный король отошел на угловое поле.
«Ограниченный король». Надо сделать такой ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.
V. Достижение мата без жертвы материала.
Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле (середина игры), эндшпиле (конец игры). Защита от мата.
Дидактические игры и игровые задания.
«Объяви мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
«Защитись от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.
К концу второго года ученик научится:
- знать шахматные правила FIDE;
- обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
- понимать ценность шахматных фигур.
К концу второго года ученик может научиться:
- правильно вести себя за доской;
- записывать шахматную партию;
- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.
Календарно-тематическое планирование
3 класс
1 час - в неделю
№ п/п | Дата | Тема занятия | Краткое содержание занятия |
I. Краткая история шахмат. 5 ч. | |||
1. | Повторение пройденного материала. | Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения). | |
2. | Повторение пройденного материала. | Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат». Игровая практика. | |
3. | Краткая история шахмат. | Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу. Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Чемпионы мира по шахматам. Просмотр диафильма «Анатолий Карпов – чемпион мира». Игровая практика. | |
4. | Выдающиеся шахматисты нашего времени. | Биографии выдающихся шахматистов нашего времени. Фрагменты их партий. | |
5. | Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы. | Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы. Правила поведения за шахматной доской. | |
II. Шахматная нотация. 7 ч. | |||
1.(6.) | Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. | Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Дидактические задания «Назови вертикаль», «Назови горизонталь», «Назови диагональ», «Какого цвета поле?», «Кто быстрее», «Вижу цель». Игровая практика. На этом занятии дети, делая ход, проговаривают, какая фигура с какого поля, на какое поле идет. Например, «Король c g7 – на f8». | |
2.(7.) | Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов. | Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии). | |
3.(8.) | Шахматная нотация. | Игровая практика (фрагмента шахматной партии). | |
4.(9.) | Шахматная нотация. | Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии). | |
5.(10.) | Шахматная нотация. | Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии). | |
6.(11.) | Шахматная нотация. | Игровая практика (с записью шахматной партии). | |
7.(12.) | Шахматная нотация. | Игровая практика (с записью шахматной партии). | |
III. Ценность шахматных фигур. 7 ч. | |||
1.(13.) | Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. | Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания «Кто сильнее?», «Обе армии равны». Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ферзя). Игровая практика. | |
2.(14.) | Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. | Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш коня). Игровая практика. | |
3.(15.) | Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. | Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш слона). Игровая практика. | |
4.(16.) | Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. | Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ладьи). Игровая практика. | |
5 (17.) | Ценность шахматных фигур. Способы защиты. | Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш пешки). Способы защиты. Дидактическое задание «Защита» (защита атакованной фигуры своей фигурой, уход из-под боя, уничтожение атакующей фигуры). Игровая практика. | |
6.(18.) | Ценность шахматных фигур. Способы защиты. | Защита. Дидактическое задание «Защита» (перекрытие, контратака). Игровая практика. | |
7.(19.) | Способы защиты. Игровая практика. | Решение заданий. Дидактическое задание «Защита» (защита атакованной фигуры своей фигурой, уход из-под боя, уничтожение атакующей фигуры, перекрытие, контратака). Практическая игра. | |
IV. Техника матования одинокого короля . 5 ч. | |||
1.(20.) | Техника матования одинокого короля. | Две ладьи против короля, «линейный» мат. Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. | |
2.(21.) | Техника матования одинокого короля. | Ферзь и ладья против короля. Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. | |
3.(22.) | Техника матования одинокого короля. | Ферзь и король против короля. Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. | |
4.(23.) | Техника матования одинокого короля. | Ладья и король против короля. Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. | |
5.(24.) | Техника матования одинокого короля. | Решение заданий. | |
V. Достижение мата без жертвы материала. 5 ч. | |||
1.(25.) | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. | Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Веселое слово Цугцванг. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика. | |
2.(26.) | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. | Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика. | |
3.(27.) | Достижение мата без жертвы материала. Решение заданий на мат в два хода в миттельшпиле. | Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Решение заданий. Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика. | |
4.(28.) | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. | Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика. | |
5.(29.) | Достижение мата без жертвы материала. | Решение заданий на мат в два хода. Защита от мата Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика. | |
VI. Обобщение. 5 ч. | |||
1.(30.) | Повторение материала. | Повторение основных вопросов курса. Практическая игра. | |
2 – 3. (31–32) | Повторение материала. | Игра в турнире. Турнирные партии. | |
4.(33.) | Повторение материала. | Повторение основных вопросов курса. Практическая игра. | |
5.(34.) | Повторение материала. | Повторение основных вопросов курса. Практическая игра. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 1 класс Грамота (обучение чтению) ПНШ
Рабочая программа 1 класс Грамота (обучение чтению) ПНШ...
Рабочая программа 1 класс ФГОС Обучение грамоте (русский язык, литерат чтение)
Данная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС вторго поколения. УМК "Школа России"....
Рабочая программа 2 класс (домашнее обучение) УМК "Перспективная НШ" окружающий мир
Рабочая программа составлена по программе УМК"Перспективная НШ" 2 класс (домашнее обучение) 1 час в неделю...
Рабочая программа 1 класс ФГОС Обучение грамоте и письму Школа России
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Москва «Просвещение», 2011 г. программы...
Рабочая программа 1 класс ФГОС Обучение грамоте и письму Школа России
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Москва «Просвещение», 2011 г. программы...
Рабочие программы 2 класс коррекционного обучения 8 вида
Программы 8 вида по русскому языку, математике, чтению и курсу живой мир....
Рабочая программа 4 класс Домашнее обучение 1 полугодие
Рабочая программа 4 класс Домашнее обучение 1 полугодие...