Программа воспитательной работы "Воспитание юного кинешемца - гражданина и патриота"
материал (1 класс) на тему
Программа воспитаельной работы в начальных классах рассчитана на детй 6-10 лет. В программе четко обозначены цели и задачи, пути реализации, приведен примерный план работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_programma.docx | 104.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
гимназия № 3имени А.Н.Островского
программа
гражданско-патриотического
воспитания
«Воспитание юного кинешемца - гражданина и патриота»
(ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-10 ЛЕТ)
Разгуляева Ирина Александровна,
учитель начальных классов
Кинешма -2015 год
Актуальность программы
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей гимназии. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Пояснительная записка
Воспитание патриота – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.
Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации. В качестве конкретизации такого подхода к изучению края в начальной школе предлагается программа «Воспитание юного кинешемца - гражданина и патриота ». В рамках программы мы рассматриваем понятие патриот как человек, преданный своей семье, классу, школе, городу, краю и любящий их. Программа «Воспитание юного кинешемца - гражданина и патриота » долгосрочная – с 1-го по 4-й класс. Главное в программе – системный подход к формированию патриотической позиции школьников. Программа включает 4 блока ( «Семьей дорожить — счастливым быть.», «Гимназия – мой второй дом», «Мой город – лучший город земли», «Родной свой край люби и знай»), связанных между собой логикой формирования патриота Родины.
Цель программы:
- формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
- сохранение истории нашего края для будущих поколений;
- воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.
Для достижения цели должны решаться следующие задачи:
Задачи патриотического воспитания:
- сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, об их культурных, политических, экономических особенностях.
- сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.
- воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа.
- сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
- вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;
- укреплять взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения;
- сформировать патриотические качества личности в соответствии с моделью “Гражданина-патриота России”.
Содержание программы
Отбор содержания программы основывается на современных тенденциях личностно-ориентированного образования и на следующих главных педагогических принципах:
- целостности – в программе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
- гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
- деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;
- интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной программе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.
- культуросообразности, который основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;
- возрастного и индивидуального подхода, предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.
Гуманистической основой программы является ее личностный характер, который создает живую мотивацию деятельности ребенка, обеспечивает саморазвитие и совершенствование личности.
Ценностные ориентиры, которые должны быть сформированы в ходе реализации программы:
- семья, хранящая и прививающая детям духовную культуру родного народа;
- историческое единство русского народа;
- общечеловеческое братство, в котором один народ, одна культура дополняют другие.
Реализация программы предполагает соблюдение следующих условий:
- создание специальной обстановки для успешной социализации ребенка;
- учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем;
- обогащение содержательной деятельности путем включения культурно-исторического, духовно-нравственного, социально-психологического и других компонентов;
- динамичность работы;
- учет возрастных и психолого-физиологических особенностей ребенка;
- объединение усилий и координация деятельности семьи, социальных институтов воспитания;
- совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры;
- становление высоконравственных, этических норм поведения.
Основные формы работы:
беседы | практические и учебные игры |
Направления деятельности, способствующие
реализации Программы
Духовно-нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Историко-краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном городе, области.
Гражданско-правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.
Программа «Воспитание юного кинешемца - гражданина и патриота » включает в себя четыре блока:
- Семьей дорожить — счастливым быть
- Гимназия – мой второй дом
- Мой город – лучший город земли
- Родной свой край люби и знай
1 блок. «Семьей дорожить — счастливым быть».
Задачи:
- воспитывать в детях уважение и любовь к семье;
- формировать чувства ответственности перед будущей семьей.
Предполагаемый результат деятельности: формирование у учащихся семейных ценностей, воспитание семьянина; приобщение семьи к процессу воспитания детей; укрепление связи школы и семьи в интересах развития ребенка.
2 блок. «Гимназия – мой второй дом».
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав гимназии.
Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений “ученик – учитель”, “ученик-ученик”, выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в гимназии, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
- 3 блок. «Мой город – лучший город земли »
Задачи:
- формировать представления о специфике города, об истории города;
- приобщать детей к насущным заботам жителей города, к участию в различных общественных инициативах;
- воспитывать гордость, любовь к своему городу, уважение к его истории и жителям.
Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному городу, осознание своей причастности к его истории через судьбы собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему Кинешмы.
4 блок. «Родной свой край люби и знай»
Задачи:
- формировать представления об истории родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Ивановской области.
- воспитывать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей родного края
Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному краю, осознание того, что настоящий патриот любит свою Родину и гордится ею, изучает её историю, культурное, духовное наследие, готов к защите Отечества.
Мероприятия(примерные) по реализации воспитательной программы
№ | Название темы | Форма проведения |
| 1 класс | |
| I. Семьей дорожить — счастливым быть | |
1 | «Здравствуй, школа!» Мои родные. Моя семья | Праздник фотовернисаж |
2 | Имя твое | поисковое задание |
3 | Поздравление мам с Днем Матери | концерт |
4 | Мое имя и фамилия | летопись семьи |
5 | Ты – родитель | игра |
6 | Игры бабушек, дедушек | практикум |
7 | Мои обязанности в семье | беседа |
8 | Поздравление пап с Днем защитника Отечества | открытка |
9 | Поздравление мам и бабушек с Женским праздником 8 Марта | праздник |
| II. Гимназия – мой второй дом | |
1 | Здравствуй, гимназия! | праздник |
2 | Школьные кабинеты | экскурсия |
3 | Адрес гимназии. Дорога в гимназию | составление маршрута |
4 | Мой сосед по парте | игра |
5 | Посвящение в гимназисты | праздник |
6 | Традиции гимназии | беседа, собрание для родителей |
7 | Школьная библиотека. Посвящение в читатели | экскурсия, конкурсы |
8 | Наши обязанности | игра |
9 | До свидания, первый класс! | праздник |
| III. Мой город – лучший город земли | |
1 | Мой двор | рисунки |
2 | Удивительное имя нашего города | легенды |
3 | Герб города | беседа |
4 | Прогулка-экскурсия по городу | экскурсия на автобусе |
5 | Удивительный наряд города | видео экскурсия |
6 | Характер города. Город владеет культурными богатствами | беседа |
7 | Характер города. Город владеет духовными богатствами | фотовернисаж |
8 | Посещение музея города. | экскурсия |
9 | Занятия жителей города | беседа |
| IV. Родной свой край люби и знай | |
1 | Географическое положение. | беседа |
2 | Иваново – главный город области | экскурсия |
3 | Из бабушкиного сундука | фольклорные посиделки, игра |
4 | Кто нас окружает. Растительный и животный мир родного края | беседа |
5 | Красота родной природы | экскурсия |
|
|
|
| 2 класс | |
| I. Семьей дорожить — счастливым быть | |
1 | Мой дом – моя крепость | игра |
2 | Досуг в моей семье | беседа, рисунки |
3 | Профессия моего отца | фотовернисаж |
4 | Профессия моей мамы | фотовернисаж |
5 | Распределение обязанностей в семье | практикум |
6 | Песни родителей, бабушек | прослушивание |
7 | Фамилия, имена, отчества членов семьи | поисковое задание |
8 | Папа, мама, я – читающая семья | соревнования, праздник |
| II. Гимназия – мой второй дом | |
1 | Правила поведения учащихся на уроках и переменах | беседа |
2 | Распределение обязанностей в классном коллективе | беседа |
3 | Мои любимые книги | выставка книг |
4 | Береги учебник | акция |
5 | Бережное отношение к школьному имуществу | беседа |
6 | Я – директор школы | ролевая игра |
7 | Школа будущего | конкурс сочинений |
8 | Дом, в котором мы живем | КТД |
| III. Мой город – лучший город земли | |
1 | Память о прошлом. Символы города. | беседа |
2 | О чём говорят названия улиц | поисковое задание |
3 | Посещение кинотеатра, театра | культпоход |
4 | Альбом «Знай и люби свой город» | рисунки, сочинения, мини-доклады |
5 | Встреча с ветераном Великой Отечественной войны | встреча, беседа |
6 | Аллея героев | экскурсия |
8 | Основные достопримечательности города: памятники, музеи, старинные дома. | экскурсия |
9, 10 | Транспорт города. Профессии людей, работающих на транспорте. Правила поведения в транспорте | беседа, прогулки по отдельным местам города |
| IV. Родной свой край люби и знай | |
1 | Герб | беседа, рисунки |
2 | «Исторические места края» | экскурсия |
3 | Я б рассказ свой начал с песни | прослушивание |
4 | Национальная кухня | конкурс блюд |
5 | Национальный костюм | рисунки |
6 | Заповедные места родного края | беседа |
7 | Праздники родного края | практикум |
| 3 класс | |
| I. Семьей дорожить — счастливым быть | |
1 | Моя семья | сочинение |
2 | У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки | выставка семейных поделок |
3 | Герб моей семьи | конкурс рисунков |
4 | Моя родословная | составление родословной |
5 | У семейного очага | семейная игра |
6 | Великая Отечественная война в истории моей семьи | поисковое задание |
7 | Подвижные семейные игры | практикум |
8 | Поздравление бабушек и дедушек с Днем пожилого человека | открытки, праздник |
| II. Гимназия – мой второй дом | |
1 | Моя гимназия – мой дом | беседа |
2 | Я работаю в библиотеке | ролевая игра |
3 | Поздравление учителей с Днем учителя | открытка |
4 | Что растет на территории гимназии | тесты |
5 | Знаем ли мы гимназию? | викторина |
6 | Музей А.Н.Островского | экскурсия |
7 | Акция «Хорошее время читать»» | читательский дневник |
8 | Акция «Двор похож на цветной луг» | посадка многолетних растений на клумбах пришкольного участка |
| III. Мой город – лучший город земли | |
1 | Исторические места города. | экскурсия |
2 | Моему городу ….. лет | выставка фотографий |
3 | Музей валенок | экскурсия |
4 | Великая Отечественная война в истории моего города | беседа |
5 | Посещение музея под открытым небом | экскурсия в музей |
6 | Знаменитые земляки | поисковое задание |
7 | Встреча с известными земляками | беседа |
8 | Знай, люби и гордись своим городом | практикум |
| IV. Родной свой край люби и знай | |
1 | «Люди, достойные подражания». | Исследовательский проект |
2 | «Заповедники области». | Проект |
3 | «Охрана природы — священный долг каждого!» | беседа |
4 | Что бы ты сделал, если бы был губернатором? | сочинение |
5 | Народные праздники моего края | ролевая игра |
6 | «Путешествие по карте России» | рисунки |
7 | «Что мы знаем о народах, населяющих наш край». | беседа |
8, | Праздники осени, весны, зимы | праздник |
9 | Милый сердцу уголок (Юрьевц) | экскурсия |
| 4 класс | |
| I. Семьей дорожить — счастливым быть | |
1 | История одной фотографии | сочинение |
2 | Рукотворный мир | выставка поделок, сделанных совместно с родителями |
3 | Моя семья. Семейные традиции | практическая деятельность по созданию презентаций о семье, творческий отчет |
4 | Вклад моей семьи в историю страны | поисковое задание |
5 | Семейный бюджет | практикум |
6 | Права и обязанности родителей и детей | круглый стол |
7 | Папа, мама, я – дружная семья | спортивный праздник |
8 | Поздравление с Днем Семьи | поздравительная открытка |
| II. Гимназия – мой второй дом | |
1 | Умники и умницы | интеллектуальная игра |
2 | Бюджет школы | практикум |
3 | Музей боевой славы гимназии | экскурсия в школьный музей |
4 | Мой любимый предмет в школе | конкурс рисунков |
5 | История школы. Знаменитые люди –выпускники нашей школы. | создание альбома |
6 | Прощание с начальной школой | праздник |
7 | Подарок школе | КТД |
| III. Мой город – лучший город земли | |
1 | Моя малая родина | сочинение |
2 | «Непродуманные рассказы о войне» | информационный проект |
3 | Знакомство с духовной жизнью города | экскурсия в храм |
4 | Герои – земляки Великой Отечественной войны | поисковое задание |
5 | Интересные факты из газет и журналов о моей стране, крае, городе. | поисковый проект |
6 | Знакомство с Книгой Памяти | сбор материала для школьного музея |
7 | Что мы покажем гостям в Кинешме | оформление уголка |
8 | Мой город в будущем | защита проекта |
| IV. Родной свой край люби и знай | |
1 | Родной край в древности. Поэты и писатели нашего края. | проект информационно-поисковый |
2 | Они служили в Армии. | беседа |
3 | Интересные места нашего края | экскурсия |
4 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | поисковое задание |
5 | На пути духовного возрождения. (Макариев-Решемский монастырь) | экскурсия |
6, 7 | Знакомство с произведениями искусства знаменитостей нашей края | чтение произведений, театрал. представления |
8 | Трудовые достижения и замечательные люди земли Ивановской | поисковое задание |
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Личностные результаты:
– осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, тре-бующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
– приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
– совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,
Предметные результаты:
– усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
– владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.
– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
– знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
Оценка результативности программы состоит в использовании системы критериев, которые составляют оценочные показатели по двум параметрам: духовно-нравственные и количественные.
Осуществляется в конце четвёртого года занятия
Уровень развития и проявления патриотизма личности определяется методом анкетирования, тестирования. Уровень эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания определяется методом наблюдения, мониторинга результатов деятельности в конце каждого года обучения.
.Список литературы
1.Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 годы”, М.: 2006.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Российская академия образования.М.: Просвещение , 2009.(Стандарты второго поколения).
3.Программа духовно-нравственного развития и воспитания в Образовательной системе “Школа 2100” (Р.Н.Бунеев, Д.Д. Данилов), Москва.: 2011
4.И. Агапова, М.Давыдова Патриотическое воспитание в школе. – М., Айрис-пресс, 2002 – 224 с.
5.С.Адаменко Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4 –23 с.
6. З.Т. Гасанов Патриотическое воспитание граждан // - 2005 - №6 – 59 с.
7. Историческое краеведение / Под ред. Г-Н. Матюшина. — М.,1980.
8. И.П. Иванов Энциклопедия коллективных творческих дел.-Москва “Педагогика”, 1989- 160 с.
9. В.А. Овсянников Ставрополь-Тольятти.- Тольятти: Издательство фонда “Развитие через образование”. 1996- 307 с.
10.М.К. Господникова. Проектная деятельность в начальной школе / авт-сост. М.К. Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2008.-131с.
11. Л.И. Варанкина Моя родословная.-Курганск, 2001.
Приложение № 1
Методика диагностики патриотического воспитания.
Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника
Основные отношения. Показатели воспитанности. | Признаки и уровни формирующихся качеств (от3 до0) |
Отношение к обществу | Патриотизм |
1. Отношение к родной природе | 3 – любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других 2 – любит и бережет природу 1 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя 0 – природу не ценит и не бережет |
2. Гордость за свою страну | 3 – интересуется историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим 2 - интересуется историческим прошлым 1 – знакомится с историческим прошлым при побуждении взрослых 0 – не интересуется историческим прошлым |
3 Служение своими силами | 3- находит дела на пользу малому Отечеству и организует их 2 - находит дела на пользу малому Отечеству 1 – участвует в делах на пользу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей 0 – не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству |
4. Забота о своей школе | 3 – участвует в делах класса и привлекает к этому других 2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса 1 – в делах класса участвует при побуждении 0- в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает |
Отношение к физическому труду | Трудолюбие |
1Инициативность и творчество в труде | 3- находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд 2 – находит полезные дела в классе. Школе выполняет их с интересом 1 – участвует в полезных делах в классе, школе, организованных другими 0 – в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творческий подход не проявляет |
6. Самостоятельность в труде | 3 – хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей 2 – сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен 1 – трудится при наличии контроля 0 – в трудовых делах участия не принимает |
7. Бережное отношение к результатам труда | 3 – бережет личное и общественное имущество, стимулирует к этому других 2 - бережет личное и общественное имущество 1 – требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу 0 – не бережлив, допускает порчу личного и общественного имущества |
8. Осознание значимости труда | 3 – осознает значение труда, сам находится работу по своим силам и помогает товарищам 2 – осознает значение труда, сам находит работу по своим силам 1 – не имеет четкого представления о значимости труда, при выполнении работ по силам нуждается в руководстве 0 – не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться |
Отношение к людям | Доброта и отзывчивость |
9. Уважительное отношение к старшим. | 3 – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников 2 – уважает старших 1 – к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве 0 – не уважает старших, допускает грубость |
10. Дружелюбное отношение к сверстникам | 3 – отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость. 2 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам. 1 – проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших 0 – не отзывчив, иногда жесток. |
11 Милосердие | 3 – сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других 2 – сочувствует и помогает слабым и больным 1 – помогает слабым, больным при наличии контроля 0 – не отзывчив, иногда жесток |
12 Честность в отношениях с товарищами и взрослыми | 3 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других 2 - – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, 1 – не всегда честен 0 – не честен |
Отношение к себе | Самодисциплина |
13. Развитая добрая воля | 3 – проявляет добрую волю и стремится развивать ее, поддерживает проявление доброй воли сверстниками 2 - проявляет добрую волю и стремится развивать ее 1 – развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других 0 – силой воли не обладает и не стремится ее развивать |
14. Самоуважение, соблюдение правил поведения | 3 – добровольно соблюдает правила поведения, требует этого от других 2 - добровольно соблюдает правила поведения, не заботится о других 1 – нормы и правила выполняет в случае контроля со стороны 0 - нормы и правила не выполняет |
15. Оригинальность и пунктуальность | 3 – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других 2 - своевременно и качественно выполняет любое дело 1 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле 0 – начатые дела не выполняет |
16. Требовательность к себе | 3 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках 2 - – требователен к себе и стремится проявить себя в хороших делах и поступках 1 – не всегда требователен к себе, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках 0 – к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках. |
Приложение № 2.Анкета «Патриот»
Данная анкета может быть использована в работе с учащимися для определения уровня сформированности личностных качеств гражданина –патриота. На основании полученных результатов могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы с подрастающим поколением.
Данную анкету могут проводить педагог. Воспитатель. Обработка и интерпретация проводятся только социально –педагогической службой ОУ ( социальный педагог, педагог – психолог)
Обработка и интерпретация результатов проводятся по методу контент -анализа ( по частоте встречающихся ответов). Количественный показатель позволяет вычислить процентное соотношение. Время проведения – 20 минут.
Цель анкетирования:
Определить содержательную сторону направленности личности, основу отношения старшеклассника к окружающему миру.
Определить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентации школьников.
Определить градацию личностных качеств, входящих в понятие « патриот».
Образец опросного листа.
Ф.И. _________Возраст _____________Пол___________________
Вам необходимо сейчас выполнить следующие задания. Ответьте, пожалуйста, на вопросы и выполните задания.
- Считаете ли вы себя патриотом?
1.Да
2. Нет
3. Частично
4. Не знаю
I I. Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?
- Школа
- Родители
- Окружающие люди, друзья
- СМИ
- Органы власти
- Другое_______________________________
III. По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»?
- национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу.
- Непримиримость к представителям других наций и народов.
- Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в –интересах своей Родины- России.
- Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее благо или спасения.
- Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни;
- Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире.
- Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи.
- Патриотизм- это лишь романтический образ, литературная выдумка.
- Другое ______________________________________________________
IV. Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина вашего непонимания?
- Нет желания
- Нет возможности
- Считаю это не актуальным
4. Перед вами список индивидуально-психологических характеристик и жизненных ценностей человека.
Определите для себя те качества и ценности, которыми должен обладать патриот (нужное подчеркните). Оцените по 10-бальной шкале, насколько эти качества и ценности сформированы у вас:
- активная деятельная жизнь
- жизненная мудрость_____________________________
- здоровье (физическое и психическое)_________________
- интересная работа ____________________________________________
- красота природы и искусства_________________________________
- любовь (духовная и физическая)____________________________
- материальное обеспечение жизни_______________________________
- наличие хороших и верных друзей ______________________________
- общественное признание ____________________________________
- познание (образование, кругозор)_______________________________
- продуктивная жизнь __________________________________
- развитие( постоянное духовное и физическое совершенствование) _____________________________________________________________
- развлечения__________________________________________
- свобода(самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)____________________________________________
- счастливая семейная жизнь__________________________________
- счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)_____________________
- творчество (возможность творческой деятельности)_________________
- уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий) ________________________________________
- аккуратность (чистоплотность)______________________________
- воспитанность____________________________________________
- высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)_________________________________________
- жизнерадостность__________________________________
- исполнительность_________________________________
- независимость_____________________________________
- непримиримость к недостаткам в себе и других_____________________________________
- образованность__________________________________
- ответственность ( чувство долга, умение держать слово)______________________
- рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)____________________________
- самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)____________________
- смелость в отстаивании своих взглядов_________________________
- твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)_____________________________________
- терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)_________________________________
- широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)_____________________________
- честность (правдивость, искренность)______________________
- эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)____________________________________________________
- чуткость (заботливость)___________________________________
V. Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего?
- умение ценить настоящую дружбу
- готовность помочь другу в трудную минуту
- взаимопонимание
- честность, порядочность, принципиальность
- приятная внешность
- хорошие манеры
- умение модно одеваться
- смелость
- решительность
- интерес, знание литературы, искусства, музыки
- интерес к политике
- наличие фирменных вещей, дисков и т.п.
- наличие денег карманные расходы
- способности
VI. из предложенных вариантов ответов выберите те, которые в наибольшей степени выражают Вашу точку зрения:
- Я люблю, когда другие люди меня ценят.
- Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы.
- Я люблю приятно проводить время с друзьями.
VII. Закончите предложения:
1. Каждый из нас верит…
2. Каждый из нас готов…
3.Защищать свою Родину можно не только с оружием в руках,
но и …_________________________________________________________
- Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то _____________________________________________________________
- Быть достойным гражданином своей страны - значит быть…_______________________________________________________
Приложение №3
Методические рекомендации учителям и родителям по формированию патриотических и гражданских качеств личности учащихся.
Одним из непременных условий патриотического и гражданского воспитания является налаженное взаимодействие всех участников образовательного процесса – педагогов, учащихся и родителей. Формы взаимодействия участников этого процесса могут быть самыми разнообразными.
В системе взаимодействия « учитель – ученик» самыми распространенными будут уроки, внеурочная деятельность, факультативные занятия, проектная деятельность.
В системе взаимодействия « родитель – учитель» привычными становятся собрания, конференции, консультации, участие родителей в организации и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий.
В системе взаимодействия « ученик – родитель» это чаще всего совместные прогулки, экскурсии, беседы, просмотр видеофильмов и др.
Предлагаю некоторые рекомендации по формированию патриотических и гражданских качеств личности школьника в различных системах взаимодействия с ним учителей и родителей.
Рекомендации для учителей.
- Постоянно стремитесь к сотрудничеству с учащимися и родителями.
Деятельность учителя должна быть направлена на диалог и отказ от логики диктата. Взгляд на ученика и родителей должен быть как на равноправных участников образовательного процесса.
- Выступайте не в роли наставника, а в роли организатора образовательной деятельности учащихся.
- Проявляйте в общении с учениками и родителями такие качества, как коммуникативность, толерантность, лидерские умения.
- Овладевайте методикой использования активных и интерактивных методов обучения учащихся и организации работы с родителями.
- Постоянно интересуйтесь событиями , происходящими в деревне, районе, области.
Первые шаги по организации новой системы взаимодействия учителей и учащихся в условиях патриотического и гражданского воспитания и образования могут быть осуществлены в системе специальных мероприятий обучающего типа, например:
Стартовый семинар « Что такое патриотическое и гражданское образование: актуальность или мода?»
Педагогический совет « Осознание необходимости и актуальности гражданского образования в нашей школе», « Современные требования к личности учителя в новых культурных ценностях гражданского общества».
Заседания МО школы по темам: « Мой предмет и патриотическое воспитание», « Патриотическое и гражданское воспитание во внеклассной работе».
Рекомендации для родителей:
- Воспринимайте учителя как значимого партнера.
- Постоянно интересуйтесь школьной жизнью.
- Участвуйте в образовательном процессе в любой возможной для вас форме (организация экскурсий, вечеров, выступлений на классных часах, в совместных с детьми проектах и т. д.)
- Старайтесь больше общаться с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы в начальной школе "Духовно-нравственное воспитание.
Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и соо...
Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС»
Программа посвящена воспитанию младших школьников в современных условиях.Программа полностью соответствует требованиям ФГОС и может использоваться как основа для составления плана воспитательной работ...
Программа воспитательной работы 2 класс "Культурно-речевое воспитание"
Главная цель работы над программой – культурно – речевое воспитание учащихся. Культурно – речевое воспитание - дело большой социальной значимости. Данная программа, обращена, прежде всего, к ребенку,...
Программа воспитательной работы "Патриоты России"
Содействие формированию патриотизма младших школьников через воспитательные задачи....
Программа воспитательной работы "Воспитание доброты"
Воспитание доброты! ...
программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)
Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...
Рабочая программа по правовому воспитанию "Юный гражданин"
Правовое воспитание является одним из главных условий для формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Чтобы воспитать правовую культуру и получить законопос...