Рабочая программа по правовому воспитанию "Юный гражданин"
рабочая программа (4 класс)
Правовое воспитание является одним из главных условий для формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Чтобы воспитать правовую культуру и получить законопослушного школьника – необходима система мер, которая могла помочь формированию установки гражданственности, уважения и соблюдения права, культурных способов решения споров, профилактики правонарушений. Работа в школе базируется на законе Р.Ф. «Об образовании», законе «О защите прав ребенка». Нахождение ребенка в школе стоит рассмотреть как один из этапов его жизни, который предполагает создание условий не только для физического здоровья учащихся, но и для его личностного роста, для формирования законопослушного гражданина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_pravovomu_vospitaniyu_yunyy_grazhdanin.docx | 65.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
с.Малый Толкай.
Номинация: «Профилактические программы и технологии, направленные на правовое просвещение несовершеннолетних»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
для обучающихся 1-4 классов с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
«Юный гражданин»
Программу составили:
Астраханова Лариса Николаевна
89276510056
Astrahanova2014@yandex.ru
Ширшова Наталья Витальевна.
89277565922
natasha.shirshova2014@yandex.ru
с.Малый Толкай
Содержание
1. Пояснительная записка |
|
|
1.3. Актуальность, новизна программы |
1.4. Педагогическая целенаправленность программы |
1.5. Отличительная особенность программы |
1.6. Цель программы. |
1.7. Задачи программы. |
1.8. Адресат программы |
1.9. Сроки реализации программы |
1.10. Планируемые результаты. |
1.11. Формы реализации программы |
1.12 Механизм реализации |
1.13.Принципы реализации программы |
1.14. Разноуровневость планируемых результатов. |
1.15.Измеримость планируемых результатов |
1.16. Формы реализации программы |
2. Содержание Программы |
2.1. Учебно-тематический план по годам |
2.2. Содержание учебного плана |
3. Формы контроля и оценочные материалы. |
3.1. Виды контроля. |
3.2. Формы и средства контроля |
3.3. Критерии и формы оценивания. |
4. Организационно-педагогические условия реализации Программы |
4.1. Материально-техническое обеспечение Программы |
4.2. Кадровое обеспечение Программы |
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности: «Юный гражданин» для 1-4 классов с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
-Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ.
-Приказу Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
-Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
-СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
-Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
-Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
-Проект ФГАУ ФИРО «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» 2015г.
-Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций».
-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
-Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).
1.1 Направленность программы.
Программа направлена на оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья через самореализацию личности и вовлечение в разнообразные продуктивные виды деятельности, способствующие вхождению в гражданское правовое общество через становление отношения к миру и к себе в нем.
1.2.Уровень освоения программы
Освоение обучающимися программы «Мои права и обязанности» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.В сфере базовых учебных действий (БУД) у обучающихся будут сформированы умения и навыки для успешной социальной адаптации в правовом обществе.
1.3.Актуальность, новизна программы
Актуальность
Правовое воспитание является одним из главных условий для формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Чтобы воспитать правовую культуру и получить законопослушного школьника – необходима система мер, которая могла помочь формированию установки гражданственности, уважения и соблюдения права, культурных способов решения споров, профилактики правонарушений. Работа в школе базируется на законе Р.Ф. «Об образовании», законе «О защите прав ребенка». Нахождение ребенка в школе стоит рассмотреть как один из этапов его жизни, который предполагает создание условий не только для физического здоровья учащихся, но и для его личностного роста, для формирования законопослушного гражданина.
Воспитать законопослушного гражданина –одна из главных задач школы. От её правильного решения во многом может зависеть успех всей воспитательной работы.
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников настоящее время в стране достаточно актуальна. В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала достаточно актуальной. Увеличение роста правонарушений среди подростков и преступности в обществе, увеличение неблагополучных семей, а также семей которые находятся в социально опасном положении, и не занимающихся воспитанием и содержанием своих детей является основанием для воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения обучающихся и их родителей.
Правовое воспитание направлено на формирование законопослушного гражданина и оно предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, но и важно уметь грамотно ею пользоваться. Только в этих случаях право защищает человека. Во время обучения школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод.
Изучение и осуществление воспитательной работы по формированию правовой культуры в школе-интернате ведется с начальных классов, т.к. основы правосознания, как фундамент формирования личности, должны закладываться как можно раньше.
Основная масса обучающихся нашего учреждения из неблагополучных, асоциальных семей с отсутствием знаний своих прав и обязанностей. Есть дети, состоящими на учете в ПДН и ЗП, ОДН, внутришкольном контроле
Этот факт является основанием для восполнения пробела и начала воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения детей и просвещения родителей и законных представителей по данной теме.
Новизна заключается в приобретении и развитии новых способов образования, применении современных педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельности в правовом обществе.
Новизна заключается в том, что программу можно использовать в работе не только с обучающимися с интеллектуальными нарушениями, но и с детьми других образовательных учреждений.
1.4 .Педагогическая целенаправленность программы
Целенаправленность данной программы заключается в профилактике раннего предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних, в расширении культурного пространства для самореализации, саморазвития личности ребенка, стимулирования его к творчеству, создания условий для повышения социального статуса среди сверстников, достижения успеха в избранном виде деятельности, в укреплении личного достоинства ребенка, в развитии его умения взаимодействовать с окружающими людьми, не нарушая правил общественного поведения.
1.5. Отличительные особенности программы.
Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы «Юный гражданин» заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ и с учетом задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.
Особенностью программы также является использование на занятиях специальных методов и приемов обучения, которые помогут детям преодолеть трудности при усвоении правовых знаний и умений, обусловленных особенностями их развития.
1.6.Цель программы:создание условий для формирования правовых знаний и правовой культуры обучающихся с интеллектуальными нарушениями, для социализации растущей личности, для вхождения в гражданское правовое общество через становление отношения к миру и к себе в нем.
1.7.Задачи программы
Образовательные задачи:
-формировать и развивать правовые знания и правовую культуру несовершеннолетних в доступных, игровых формах с основами правовых норм;
-обогащать кругозор детей знаниями о правах и обязанностях человека, правовых документах современности, Родине, государственной символике России.
-способствовать формированию личностных качеств обучающихся: любознательности, ответственности, патриотизма, правовой грамотности, терпимости.
-формировать навыки здорового образа жизни и ценностное отношение к своему здоровью.
-усилить профилактическую работу по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения школьников.
Коррекционно-развивающие задачи:
- корригировать ВПФ ребенка, недостатки познавательной деятельности и эмоционально-волевую сферу.
-развивать жизненные компетенции;
- развивать и обогащать словарный запас новой терминологией.
Воспитательные задачи:
-воспитывать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями уважение к Закону, правопорядку;
- воспитывать активную жизненную позицию;
- воспитывать духовно-нравственные качества по отношению к окружающим;
- воспитывать и корректировать умение вести себя в различных ситуациях, соблюдая правила и нормы общественной жизни.
-активизировать разъяснительную работу среди обучающихся и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье.
1.8.Адресат программы: Программа предназначена для профилактической работы с обучающимися ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 7-11 лет, испытывающими трудности в адаптации и социализации.
В зависимости от возраста планируется сложность учебного материала.
1.9. Сроки реализации программы
Срок обучения – 4 года.
Форма обучения- очная
Форма организации деятельности:
Индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах. На занятиях учитывается индивидуальные особенности обучающихся, используется личностно-ориентированный подход.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в месяц. Продолжительность каждого занятия составляет 25-30 минут.
1.10. Планируемые результаты:
Программа предусматривает разноуровневость планируемых результатов (достаточный и минимальный) усвоения программного материала в зависимости от психофизических возможностей обучающихся с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями)
Достаточный уровень
Регулятивные БУД:
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные БУД:
-выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
-работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Коммуникативные БУД:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
-договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Личностные БУД:
-формировать и развивать правовые знания и правовую культуру несовершеннолетних в доступных, игровых формах с основами правовых норм;
- развивать представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
- расширять круг общения, развивать навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- принимать и осваивать различные социальные роли , уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
- владеть навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.
Минимальный уровень
Регулятивные БУД:
-адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
-принимать цели и включаться с направляющей помощью в деятельность, следовать предложенному плану.
- участвовать в деятельности.
Познавательные БУД:
-выделять некоторые общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
-устанавливать видо-родовые отношения знакомых предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале с помощью учителя;
-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
-работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение).
Коммуникативные БУД:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;
Личностные БУД:
-формировать и развивать правовые знания и правовую культуру несовершеннолетних в доступных, игровых формах с основами правовых норм;
- развивать представления об окружающем мире;
- расширять круг общения, развивать навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- владеть принятыми ритуалами социального взаимодействия.
1.11. Формы реализации программы.
Освоение обучающимися программы курса внеурочной деятельности «Юный гражданин»
направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
1.12.Механизм реализации
Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, воспитатели, классные руководители, обучающиеся и их родители.
Реализация программы воспитания осуществляется одновременно по всем направлениям во всех возрастных группах с учетом их особенностей и оказывает воспитательное воздействие, как на весь коллектив обучающихся, так и на отдельно взятую личность ребенка.
1.13 Основные принципы реализации программы
В основу программы положены принципы, которые позволяют решить поставленные задачи.
Добровольность участия в программе.
Предполагается, что педагоги, родители и обучающиеся и на одной из первых встреч оговаривают правило работы как одно из важнейших. Выполнение этого правила поможет соблюдать другие принципы.
Сотрудничество и доброжелательность.
Программа предполагает доброжелательное и ненавязчивое взаимодействие ученика, родителя, педагога, представителя сообщества и изучение всех вопросов практического права, механизмов защиты прав ребенка через сотрудничество.
Вариативность и право выбора.
Программа предлагает некую общую идеологию правового просвещения учащихся и родителей в образовательном учреждении, базирующуюся на приоритетности прав ребенка.
Связь с практикой.
Освоение программы предполагает связь с региональными особенностями правоприменительной практики и призвано оказывать реальную практическую пользу ее участникам.
Непрерывное совместное обучение.
Программа предполагает регулярное и постепенное совместное освоение новых и интересных для учащихся, родителей, педагогов правовых тем. Ее участники принимают это правило работы и готовы к постоянному изучению и поискам правового решения реальных жизненных ситуаций.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных и психофизических особенностей обучающихся. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся, изучения черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, правовой культуре поведения несовершеннолетних.
Готовность к изменениям и практическому использованию права.
Освоение практического права предполагает сознательную готовность к использованию его в реальной жизни, в ходе решения той или иной проблемы, связанной с жизнедеятельностью учреждения, социума.
2.Содержание Программы
На курс воспитания правовой культуры отводится 2 часа в месяц в 1-4 классах. В содержание правового воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности. Работа по направлениям ведется в течение четырех лет с усложнением, углублением информации.
2.1.Учебно-тематический план
№ | Направления работы | Количество часов |
1 | «Россия – родина моя» | 3ч |
2 | «Правила поведения. Мои обязанности» | 3ч |
3 | «На что имеем право» | 8ч |
4 | «Моя семья, мои родители» | 4ч |
ИТОГО | 18ч |
2.2. Содержание учебного (тематического) плана
1 класс
Направления работы | Задачи | Понятия |
1.«Россия – родина моя» | Познакомить обучающихся с государственными символами страны: флаг, герб, гимн. Формировать чувство патриотизма. | Государственные символы страны Малая родина |
2«Правила поведения. Мои обязанности» | Познакомить обучающихся с правилами поведения в школе-интернате Познакомить обучающихся с правилами поведения на улице, в общественных местах Познакомить обучающихся с понятием «обязанность», определить обязанности по классу. | Правило Общественные места Правила вежливости Поручение Обязанность Нарушение |
3.«На что имеем право» | Познакомить с правами детей, записанными в Конвенции о правах ребенка. | Право на имя и гражданство. Право на здоровый рост и развитие. Право на благоприятные условия для развития. Право на учебу и отдых |
4.«Моя семья, мои родители» | Дать элементарные представления о семье. Воспитывать чувство любви и уважения к своей семье, родителям. | Семья-мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра Обязанности членов семьи |
2 класс
Направления работы | Задачи | Понятия |
1.«Россия – родина моя» | Расширить представления обучающихся огосударственных символах страны: флаг, герб, гимн Развивать чувство патриотизма, гордости за свою Родину | Государство Президент |
2«Правила поведения. Мои обязанности» | Закрепить правилаповедения в школе-интернате Закрепить умение пользоваться правилами поведения на улице, в общественных местах Закрепить умение выполнять обязанности по классу. Формировать понятие «нарушение правил» | Правило Общественные места Правила вежливости Поручение Обязанность Нарушение |
3.«На что имеем право» | Закрепить знание прав детей, записанных в Конвенции о правах ребенка. Формировать понимание многообразия и индивидуальности всех граждан нашего государства, т.е. сходств и различий между людьми нашей страны. | Право на имя и гражданство. Право на здоровый рост и развитие. Благоприятные условия для развития. Конвенция ООН о правах ребенка |
4.«Моя семья, мои родители» | Расширить представления о семье, о занятости членов семьи. | Семья Обязанности членов семьи |
3 класс
Направления работы | Задачи | Понятия |
1.«Россия – родина моя» | Расширить представления обучающихся огосударственных символах страны: флаг, герб, гимн, основным законом страны – Конституция РФ. Познакомить с составляющими понятия «гражданин». Способствовать становлению чувства патриотизма. | Государство Власть Правительство Гражданин Государственные символы страны, Основной закон страны Конституция РФ |
2«Правила поведения. Мои обязанности» | Закрепить знания обучающихся правил поведения в школе-интернате Закрепить знания обучающихся о безопасном поведении на улице, в общественных местах Познакомить обучающихся с Уставом школы-интерната | Правило Общественные места Правила вежливости Поручение Обязанность Нарушение Ответственность Устав школы |
3.«На что имеем право» | Познакомить с правами детей, записанными в Конвенции о правах ребенка, в Семейном Кодексе РФ, в Законе об образовании. Научить детей защищать свои права в школе, используя для этого Устав школы и органы школьного самоуправления Развивать понимание многообразия и индивидуальности всех граждан нашего государства, т.е. сходств и различий между людьми нашей страны. Способствовать воспитанию гражданственности и гражданского долга. | Право на имя и гражданство. Право на здоровый рост и развитие. Право на помощь, на защиту от обид и оскорблений Благоприятные условия для развития. Ответственность родителей за жизнь и здоровье детей. Устав школы, школьное самоуправление. Конвенция ООН о правах ребенка |
4.«Моя семья, мои родители» | Расширить представления о членах семьи –знать имена, отчества, фамилии родителей. | Семья Обязанности членов семьи Фамилия Имя Отчество |
4 класс
Направления работы | Задачи | Понятия |
1.«Россия – родина моя» | Расширить и углубить представления обучающихся огосударственных символах страны: флаг, герб, гимн, основным законом страны –Конституция РФ. Продолжить развивать чувство патриотизма. | Государство Власть Правительство Гражданин Государственные символы страны, Основной закон страны – Конституция РФ |
2«Правила поведения. Мои обязанности» | Познакомить обучающихся с понятием «нарушение закона» | Правило Общественные места Правила вежливости Поручение Обязанность Нарушение Ответственность |
3.«На что имеем право» | Познакомить с правами детей, записанными в Конвенции о правах ребенка, в Семейном Кодексе РФ, Познакомить обучающихся с Законом об образовании. Научить детей защищать свои права в школе, используя для этого Устав школы и органы школьного самоуправления Способствовать воспитанию гражданственности и гражданского долга. | Право на имя и гражданство. Право на здоровый рост и развитие. Благоприятные условия для развития. Устав школы, школьное самоуправление. Конвенция ООН о правах ребенка |
4.«Моя семья, мои родители» | Расширить и углубить представления о семье, ответственности родителей за жизнь и здоровье детей.. Воспитывать чувство любви и уважения к своей семье, родителям. | Семья Обязанности членов семьи Ответственность родителей за жизнь и здоровье детей |
2.3.План реализации программы
Направления | Тема | Кол-во часов | Ответственные |
1класс | |||
.1.«Россия – родина моя» | Беседа «С чего начинается Родина | 1 | Классный руководители, .воспитатели |
Конкурс стихов «Россия –родина моя» Государственные символы России: флаг, гимн,герб. | 1 | Классный руководитель, воспитатели | |
Виртуальное путешествие «Дом, где я родился» «Улицы нашего села» | 1 | Классный руководители, воспитатели, родители | |
2.«Правила поведения. Мои обязанности» | Беседа «Правила поведения в школе, на улице, в общественных местах | 1 | Классный руководитель, воспитатели, родители |
Игровой тренинг « С чего начинается добро» | 1 | Классный руководитель, воспитатели, родители | |
Уроки вежливости «Законы жизни в классе» | 1 | Классный руководитель педагоги. воспитатели, родители | |
3.«На что имеем право» | Презентация «Наши права». | 2 | Классный руководитель |
Классный час «Все мы – разные | 1 | Классный руководитель | |
Беседа «Права обучающихся в нашем классе» | 1 | Классный руководитель, воспитатели | |
Викторина «А знаешь ли ты права?» | 1 | Классный руководители, . воспитатели | |
Конкурс рисунков «Твои права» | 1 | Классный руководитель, педагоги. воспитатели, родители | |
Путешествие по сказкам. Просмотр сказки «Прав ли герой сказки». | 1 | Классный руководитель | |
Изготовление книжки –малышки «Наши права» | 1 | Классный руководитель, педагоги. воспитатели | |
4.«Моя семья, мои родители» | Мини-проект «Моя семья». | 1 | Классный руководитель, воспитатели, родители |
Беседа, игровой тренинг «Семья – маленькое государство» | 1 | Классный руководители, воспитатели, родители | |
Беседа «Права членов семьи" | 1 | Классный руководитель, воспитатели | |
Утренник «Мы вместе –дружная семья». | 1 | Классный руководитель,воспитатели, родители | |
2класс | |||
1.«Россия – родина моя» | Беседа с презентацией «Наша Родина-Россия» | 1 | Классный руководители, педагоги. |
Классный час «Для чего нужны флаг и герб страны? | 1 | Классный руководитель | |
Конкурс рисунков «Символы России» | 1 | Классный руководители, педагоги. воспитатели, родители | |
2.«Правила поведения. Мои обязанности» | Анализ ситуаций «Безопасное поведение в школе» | 1 | Классный руководитель, . воспитатели |
Беседа «Зачем нужны правила» | 1 | Классный руководитель | |
Урок-игра «Ответственность за свои поступки» | 1 | Классный руководитель, воспитатели | |
3.«На что имеем право» | Презентация « Мои права» | 1 | Классный руководитель |
Выставка книг «На что имею право» | 1 | Классный руководитель, библиотекарь | |
Проведение беседы с просмотром видеофильмов по правому воспитанию. | 1 | Классный руководитель, воспитатели | |
Встреча со социальным педагогом «Конфликт и пути его разрешения» | 1 | Классный руководители, социальный .педагог | |
Беседа с презентацией «Конвенция ООН о правах ребенка». | 2 | Классный руководитель, воспитатели, | |
Игровой тренинг «Все мы равны в правах» | 1 | Классный руководитель, воспитатели, родители | |
4.«Моя семья, мои родители» | Устный журнал «Традиции моей семьи | 1 | Классный руководитель, воспитатели, родители |
Классный час «Школа мой второй дом» | 1 | Классный руководитель | |
Конкурс рисунков «Моя семья» | 1 | Классный руководители, учитель ИЗО | |
Оформление альбома «Наша дружная семья» | 1 | Классный руководитель воспитатели, родители | |
3класс | |||
1.«Россия – родина моя» | Фотоконкурс «Мой любимый край!» | 1 | Классный руководители, педагоги. |
Конкурс стихов и песен «Люблю тебя, моя Россия» | 1 | Классный руководитель | |
Познавательное занятие «Кто такой президент России?». | Классный руководители, педагоги. воспитатели, родители | ||
Оформление стенда «Военная история России» | 1 | Классный руководитель, . воспитатели | |
2.«Правила поведения. Мои обязанности» | Уроки и правила вежливости | 1 | Классный руководитель |
Беседа «Мои обязанности» Классный час «Устав школы | 1 | Классный руководитель, воспитатели | |
1 | Классный руководитель | ||
3.«На что имеем право» | Классный час «Я гражданин РФ» | 1 | Классный руководитель, библиотекарь |
Разыгрывание ситуаций «Поступок и ответственность» | 1 | Классный руководитель, воспитатели | |
Нарисуй и расскажи: «Мои права и обязанности». | 1 | Классный руководители, социальный .педагог | |
Беседа с презентацией «Устав школы – основной закон ее жизни. | 1 | Классный руководитель, воспитатели, | |
Игра-путешествие «В мир добрых дел» | 1 | Классный руководитель, воспитатели, родители | |
Классный час «О праве на отдых и досуг | 1 | Классный руководитель, воспитатели, родители | |
Просмотр фильмов по ПДД с использованием сайта «Киноуроки» | 1 | Классный руководитель | |
4.«Моя семья, мои родители» | Классный час. «Зачем человеку семья? | 1 | Классный руководитель |
Беседа «Семейные традиции» | 1 | Классный руководитель воспитатели, родители | |
Родительское собрание «Ответственность родителей за жизнь и здоровье детей» | 1 | Классный руководитель воспитатели, родители | |
Спортивные соревнования «Папа мама и я –дружная семья | 1 | Классный руководитель воспитатели, учитель физкультуры | |
4класс | |||
1.«Россия – родина моя» | Классный час с презентацией «Главный закон страны | 1 | Классный руководитель воспитатели, родители |
Встреча с интересными людьми «Мои замечательные земляки». | 1 | Классный руководитель воспитатели, родители | |
Устный журнал «Обычаи и традиции русского народа». | 1 | Классный руководитель воспитатели, родители | |
Виртуальное путешествие «Эх Самара городок». | 1 | Классный руководитель воспитатели, родители | |
2.«Правила поведения. Мои обязанности» | Игровой тренинг «Шалость или хулиганство» | 1 | Классный руководитель воспитатели, родители |
Беседа-диспут «Школьные правила безопасного поведения» | 1 | Классный руководитель воспитатели, родители | |
Диспут «Быть человеком» | 1 | Классный руководитель воспитатели, родители | |
Классный час «Я и моя безопасность» | 1 | Классный руководитель воспитатели, родители | |
3.«На что имеем право» | Диспут «Друг и враг» | 1 | Классный руководитель воспитатели, родители |
Конкурс рисунков «Флаг моей Родины | 1 | Классный руководитель воспитатели | |
Конкурс стихотворений о Родине, родном крае. | 1 | Классный руководитель воспитатели, родители | |
Классный час «Устав школы» | 1 | Классный руководитель воспитатели | |
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» | 1 | Классный руководитель воспитатели, родители | |
Встреча с сотрудниками полиции «Ответственность за поступки несовершеннолетних» | 1 | Классный руководитель воспитатели | |
Просмотр фильмов по ПДД с использованием сайта «Киноуроки» | 2 | Классный руководитель воспитатели | |
4.«Моя семья, мои родители» | Родительское собрание «Ответственность родителей за правонарушения несовершеннолетних» | 1 | Классный руководитель воспитатели, родители |
Спортивные состязания «Сильные, ловкие, смелые» | 1 | Классный руководитель воспитатели, родители | |
Составление коллажа «Мой класс-моя большая семья» | 1 | Классный руководитель | |
Конкурс рисунков «7+Я» | 1 | Классный руководитель |
2.4.Прогнозируемые результаты реализации Программы
Обучающиеся должны знать:
1класс
Правила поведения в школе; · Название государства и государственную символику; · Законы класса; · Правила личной безопасности
2класс
Какого человека называют гражданином? · Качества человека, необходимые достойному гражданину; · Основные обязанности и права ученика; · Правила поведения в общественных местах, дома, в школе.
3класс
Что такое закон? · Как называется основной закон государства, как называется основной документ гражданина? · Какие поступки нарушают Устав школы? · Какие правила поведения надо соблюдать на железной дороге?
4класс
Элементарные права людей; · Какие правонарушения и преступления может совершить школьник?; · Первоначальные представления о юридической ответственности.
Обучающиеся должны уметь:
1класс
Соблюдать правила поведения в школе; · Выполнять законы класса; · Соблюдать безопасность на улице.
2класс
Различать хорошие и плохие поступки, добро и зло в повседневной жизни; Высказывать негативное отношение к плохим поступкам
3класс
Дисциплинированно вести себя на железной дороге; · Соотносить моральные нормы с повседневным поведением
4класс
Уважать людей; · Бережно относиться к своему и чужому имуществу. Выполнять обязанности школьника.
3.Формы контроля и оценочные материалы
3.1. Виды контроля
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: входной, текущий, итоговый контроль.
Входной контроль - оценка стартового уровня возможностей обучающихся при поступлении в школу проводится в сентябре.
Формы входного контроля: педагогическое наблюдение;
− выполнение практических заданий педагога;
− психолого-педагогическая диагностика.
Текущий контроль – оценка уровня и качества освоения основных тем программы. Осуществляется на занятиях для отслеживания уровня освоения учебного материала программы.
Формы текущего контроля:
- педагогическое наблюдение;
− выполнение заданий педагога;
− творческий показ;
− анализ педагогом и обучающимися качества исполнения творческого материала,
−анализ приобретенных навыков общения.
Итоговый контроль проводится по завершению обучения по программе в конце учебного года.
Формы итогового контроля:
-психолого- педагогическое наблюдение;
− выполнение заданий педагога;
− открытое занятие для родителей, на котором обучающиеся демонстрируют навыки,− приобретенные за время обучения;
−анализ приобретенных навыков общения;
-мониторинг уровня воспитанности;
-диагностика уровня тревожности и адаптации;
-мониторинг правонарушений.
4.Организационно-педагогические условия реализации Программы:
4.1Материально – техническое обеспечение программы:
учебная зона кабинета, оснащенная необходимой школьной мебелью;
• настольные игры;
• сюжетные картинки
• предметные картинки;
• правила игры;
• информационно-коммуникативные средства: мультимедийные обучающие программы;
• технические средства обучения; экранно-звуковые пособия.доска, компьютер, мультимедийное оборудование, копировальные устройства,
Оборудование кабинета Монтессори, сенсорной комнаты.
4.2 Кадровое обеспечение Программы
Необходимым условием реализации программы является совместная работа педагога и педагога-психолога - обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения.
Педагогические работники, реализующие данную программу, должны знать основы права,основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление о возрастных особенностях и особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного процесса для таких детей. Специфика организации воспитательного процесса обуславливает специальную подготовку и систематическое повышение квалификации, обеспечивающего интегрированное образование.
4.3. Учебно – методическое и информационное обеспечение Программы:
Использованная литература
1. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие.-СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. (Серия «Коррекционная педагогика»).-416 с.
2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос.акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009.
3.Правовое образование в школе: концепция, стандарты, программы. – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003.
4. Психология детей с умственной отсталостью./ Под редакцией Ю. С. Шевченко М.: Академия, 2012. – 245
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Я-гражданин России" 4 класс
Программа предназначена для элективного изучения...
Рабочая программа патриотического кружка "Я-гражданин России"
Программа рассчитана на обучающихся 2-4 классов.Срок реализации программы-1 год. Главной целью кружка является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город...
Рабочая программа предмет факультатив "Я - гражданин России", 4 класс, автор курса Н. Я. Чутко
Планирование факультатива "Я - гражданин России", 4 класс, автор курса Н. Я. Чутко (система Л. В. Занкова)...
Рабочая программа внеурочного курса «Я - Гражданин» для 4 класса
Настоящая рабочая программа внеурочного курса «Я – Гражданин» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.В современной России подрас...
Рабочая программа по кружку "Я-гражданин России" 4 класс
В рабочей программе представлены: пояснительная записка, общая характеристика предмета, цели и задачи, планируемые УУД, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по кружку "Я-гражданин России" 4 класс
В рабочей программе представлены: пояснительная записка, общая характеристика предмета, цели и задачи, планируемые УУД, календарно-тематическое планирование....
рабочая программа внеурочной деятельности "Я гражданин России" 1-4 классы
рабочая программа по курсу "Я гражданин России"...