Занятие внеурочной деятельности "Я приглашаю вас в свой шахматный мир"
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Занятие внеурочной деятельности "Я приглашаю вас в свой шахматный мир"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_shakhmaty.doc | 113.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ДПО РО РИПК и ППРО
Проект занятия
по шахматам
Тема: «Я приглашаю Вас в свой шахматный мир»
Выполнил учитель начальных классов: Дацык Л.В.
г.Ростов-на-Дону
2014г.
Технологическая карта урока
Ф.И.О.
Предмет:
Класс:
Тип урока:
Тема |
|
Цель |
|
Задачи | Образовательные: |
УУД | ∙ ЛичностныеУУД: ∙ Регулятивные УУД: ∙ Коммуникативные УУД: ∙ Познавательные УУД: |
Планируемые результаты | Предметные: ∙ Знать ∙ Уметь Личностные: |
|
|
| Технология/Метод | Модель | |
Организационный момент |
|
|
|
| |
Основная часть |
|
|
|
|
|
Изучение нового материала |
|
|
|
|
|
Подведение итогов |
|
|
|
|
|
Тема занятия: «Я приглашаю Вас в свой шахматный мир»
Цель занятия:
- Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, красочных иллюстраций, компьютерных технологий в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.
- Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление учащихся младшего школьного возраста.
- Воспитывать усидчивость, внимание, самостоятельность, терпеливость, изобретательность, патриотические чувства к своей малой Родине.
Оборудование: карандаши, раздаточный и демонстрационный дидактический материал (магнитная доска с шахматными фигурами, рисунки с изображением шахматных фигур, листы формата А4 с изображением шахматной доски и карты для сюрпризного момента), мешочек для игры, стаунтоновские шахматные фигуры, компьютерные презентации, жетоны для поощрения детей, сундучок с призами, рекламные буклеты, бейджи, костюмы по шахматной тематике для каждого ребёнка.
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
– Здравствуйте ребята. Тема нашего занятия “ Я приглашаю Вас в свой шахматный мир”.
2. Основная часть.
– Это не простое здание, а сказочное королевство, в котором много интересного и загадочного. Где вы познакомитесь с шахматной доской и шахматными фигурами. Мы уже одеты в костюмы жителей шахматного королевства.
– Его нельзя найти ни на одной географической карте. Как вы, конечно, догадались, оно расположено на шахматной доске.
(Демонстрация на магнитной доске)
– Тридцать две незатейливые на вид шахматные фигурки располагаются на шахматной доске. На ней проходят шахматные сражения.
– Шахматная доска аккуратно расчерчена на равные клетки-квадратики. Это ПОЛЯ. Их всего – 64. Светлые квадратики – БЕЛЫЕ ПОЛЯ. Темные квадратики – ЧЕРНЫЕ ПОЛЯ.
Вот и все шахматное королевство. Маленькое шахматное королевство стоит незыблемо уже полторы тысячи лет, и конца ему не видно. А появилось оно впервые в Индии.
– Его жители подчиняются строгим законам и древним обычаям. Стать великим пол ководцем сможет лишь тот, кто хорошо их изучил, уважает и соблюдает.
– По всем шестидесяти четы рем квадратам шахматной до ски движутся фигуры – храб рые воины шахматного коро левства.
– Впереди армии, в первой ше ренге от края до края доски расположены пешки. Они прикрывают собой фигуры.
– По углам стоят ладьи. Именно это наименование носят фи гуры, похожие на башенки.
– Коней узнать легко.
– Рядом с конями стоят слоны.
– В середине две самые важные фигуры – король и ферзь.
– Но прежде, чем продолжить наше путешествие, давайте немного отдохнем. Встаньте возле своих мест. На экране монитора компьютера будут двигаться фигурки. А мы будем за ними повторять движения. Итак, начали.
Физминутка “Ромашковое поле”
Д/и “Письмо ”
– Ой, ребята, а у меня на столе лежит письмо. Интересно, а кто же нам его прислал?
-Друзья! Помогите! Я в беде! Мне нужно разгадать загадки, чтобы попасть в шахматное королевство. Заранее благодарен. Незнайка.
– Ну что, ребята, поможем Незнайке?
– За правильные ответы вы будете получать волшебные жетоны. А в конце мы подведем итоги и определим, кто же станет будущим гроссмейстером. Но, главное условие: нужно поднимать руку и не выкрикивать с места.
(Компьютерная презентация шахматных фигур.
Вручение жетонов за правильные ответы)
Маленькая, удаленькая,
Через поле пройдет
И награду найдет… (Пешка)
Вперёд и назад ходит браво,
Помчится налево, направо.
Ту фигуру знаю я, ведь зовут её .....( ладья)
Узнать его легко: он с гривой,
С осанкой важной, горделивой.
Красавца этого не тронь!
Узнал, кто это? Это…(конь)
Не живет в зверинце он
И не весит 40 тонн,
Но и ловок и силен.
Догадались? Это…(слон)
Всех он смелее и сильней,
И не узнать его нельзя,
Он победит слонов, коней,
Конечно, ты узнал... (ферзя)
Повернулся на престоле
И одно оставил поле
Кто играет эту роль?
Ну конечно же … (король)
Скоро бой. И ждет войска
Деревянная ...(доска)
– Молодцы, ребята! Мы правильно ответили и помогли Незнайке попасть в Шахматное королевство. Попрощаемся с ним.
– А сейчас мы с вами поиграем в такую игру, которая развивает и память и ум. А называете она “Чудесный мешочек”. Как вы думаете, что может быть в этом мешочке? (Ответы детей)
Игра «Чудесный мешочек» (Вначале тренер достает шахматную фигуру)
– Ребята, как вы думаете, как называется эта фигура? (название шахматной фигуры)
(Дети по очереди подходят к учителю и достают фигуры из мешка.
Остальные отвечают. Фигуры, по ходу игры, выставляются на столе. За каждый правильный ответ детям вручается жетон.) 5 фигур.
– Молодцы.
– А сейчас обратите внимание на столы, за которыми вы сидите. Что вы видите на них? (ответы детей)
– Совершенно верно это ШАХМАТНАЯ ДОСКА.
– Для вас я приготовил еще одно интересное задание, кто быстрее и правильно заштрихует шахматные поля. (Раздать листы с заданием, первым трем вручить жетоны).
(Пока дети рисуют, учитель кладет в мешочек карту-схему для поиска клада)
– Выполнили? Молодцы. Кто не успел, дорисуете дома.
– Ребята, а у нас в мешочке что-то еще есть. Что здесь?
– Это карта, на которой отмечен клад. Хотите найти его в шахматном королевстве? Тогда в путь.
Физминутка
Под песенку Г. Гладкова “Вышел тигр погулять”
дети за учителем идут искать клад по карте.
НАХОДЯТ КЛАД (сундучок с монетами).
– Ну вот, мы с вами выполнили все задания, преодолели все преграды, узнали много нового. И за это получили приз – клад. Забираем его с собой.
– К сожалению, наше время в шахматном королевстве истекло и нам пора возвращаться в класс. Давайте отправимся в обратный путь.
Под песенку Г. Гладкова “Вышел тигр погулять”
дети возвращаются на свои места
4. Подведение итогов (за правильные ответы вручаются жетоны).
– А теперь рассаживайтесь на свои места, давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали на занятии:
– Отгадайте загадку:
Рожь на нем не колосится,
Не растет на нем пшеница,
Слон и конь резвятся вволю,
Это - шахматное ….. (поле)
– Каких полей больше: белых или черных?
– Что меньше: шахматная доска или шахматное поле?
– Перечислите все шахматные фигуры.
– А теперь сосчитайте свои жетоны, и мы узнаем имя будущего гроссмейстера.
– Давайте поздравим его! (Дети аплодируют)
– Молодцы ребята, а сейчас каждый из вас получит заслуженную награду из нашего клада.
(Вручение сладких призов-монет)
– Вам понравилось наше путешествие?
– Вам хотелось бы еще раз увидеть необычную страну?
– Вот вам пригласительный билет на следующий круиз, и каждый, кто захочет, может учиться в нашей школе. Мы вам будем очень рады! До свидания ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Тропинка к своему Я»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Тропинка к своему Я» (урок...
Авторская разработка занятия внеурочной деятельности. Областной конкурс методических разработок по развитию шахматного образования
«Шахматы – превосходная школа последовательного, логического мышления».В.А.Сухомлинский Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению русского яз...
Конспект занятия внеурочной деятельности "Юный шахматист" 1-ый год обучения. Тема "Шахматная доска"
Обучение игре в шахматы для начинающих...
Планы занятий внеурочной деятельности "Мастерим своими руками"
В данном разделе будут представлены планы занятий внеурочной деятельности....
: Ориентирование на развитие духовно-нравственного локуса ребенка при организации занятий внеурочной деятельности. Фрагмент внеурочного занятия «Молчаливые соседи – цветы на газонах»
В настоящее время, когда Человечество испытывает спад духовности и уничижение природоохранительных моральных норм поведения, фактором сохранения хороших привычек, экологического сопереживания Природе ...
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности в начальной школе урок здоровья «Все ли ты знаешь о своем сердце».
Урок направлен на формирование в каждом ученике сознательного отношения к своему здоровью, формирования ЗОЖ, понимания взаимосвязи между здоровьем и успехами школьников в учении. На раскры...
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности ”В своем любимом городе я построю мост”
В предложенных материалах представлена технологическая карта занятия внеурочной деятельности художественной направленности "Акварелька" на тему ”В своем любимом городе я построю м...