Работа по программе "Путь к успеху"
материал на тему
Работа с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anketa_no1.doc | 33.5 КБ |
anketa_no2.doc | 35.5 КБ |
родительское собрание | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анкета № 1 для родителей
- Ваш пол _____________ Пол Вашего ребенка _________
- Ваш возраст _________ Возраст Вашего ребенка____________
- Какая у Вас семья:
а) полная ; б) неполная
- Сколько времени Вы уделяете своим детям в рабочий день:
а) до 1 часа; б) до 2-х часов; в) до 3-х часов; г) более 3-х часов; д) затрудняюсь ответить.
- Сколько времени Вы уделяете своим детям в выходной день:
а) до 4-х часов; б) от 4 до 6-ти часов; в) от 6-ти часов до 8-ми часов; г) практически весь день; д) затрудняюсь ответить.
- Как Вы проводите это время с Вашими детьми:
а) общаюсь с ребенком; б) помогаю в учебной деятельности; в) совместные дела по дому и совместные игры; г) выезжаем на природу; д) вместе занимаемся спортом ; е) посещаем культурные и развлекательные учреждения;
ж) что-то другое____________________________________________________
з) затрудняюсь ответить
- Что для Вас важнее всего в этой жизни? (проранжируйте):
а) получение удовольствий от жизни; б) творческий труд (самореализация); в) семья и её благополучие; г) духовное развитие (самообразование); д) материальное благополучие семьи; е) успех в делах моего ребенка; ж) затрудняюсь ответить
8. Определите, пожалуйста, обычный психологический климат в Вашей семье:
а) доброжелательный; б) равнодушный; в) напряженный; г) конфликтный; д) затрудняюсь ответить.
- Какое дополнительное образование получает Ваш ребенок:
а) музыкальная школа; б) художественная школа; в) спортивная школа; г) школьные кружки; д) кружки в детских Центрах; е) кружки в клубах по месту жительства; ж) что-то другое ____________________ з) затрудняюсь ответить.
- Есть ли у Вас трудности в воспитании ребенка:
а) никаких трудностей, полное взаимопонимание; б) бывают сложности, но мы успешно их преодолеваем; в) бывают сложности; г) испытываем трудности в воспитании; д) иногда не справляемся с ребенком; е) часто не справляемся с ребенком; ж) что-то другое _______________________ з) затрудняюсь ответить.
11. Обсуждаете ли Вы с ребенком его будущую самостоятельную жизнь:
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить;
12. На что Вы в большей степени обращаете внимание при воспитании ребенка:
а) на послушание ребенка; б) на его самостоятельность; в) на его самосознание и ответственность; г) на его трудолюбие; д) на его успешность в делах; е) что-то другое _________________ ж) не задумывался об этом.
13. Как Вы думаете, кто должен осуществлять профилактику наркомании с детьми в первую очередь?:
а) родители; б) классный руководитель; в) педагог-психолог в школе; г) медицинские работники, д) правоохранительные органы; е) не нужно ее проводить; ж) затрудняюсь ответить; з) что-то другое ______________________
14. Знаете ли Вы, проводят с Вашим ребенком профилактическую работу по наркомании?:
а) да; б) нет; в) не задумывался об этом; г) не знаю.
15. Как Вы относитесь к употреблению наркотиков людьми?
а) крайне отрицательно; б) отрицательно; в) безразлично; г) принимать или не принимать наркотики – личное дело каждого; д) иногда допустимо; е) положительно; ж) затрудняюсь ответить; з) что-то другое _______________
16. Есть ли среди друзей (подруг) Вашего ребенка курящие?:
а) да; б) нет; в) не знаю; г) не задумывался об этом; д) затрудняюсь ответить.
17. Какие факторы, по Вашему мнению, наиболее способствуют росту наркотизма в нашем городе (районе)?
а) неосведомленность подростков и молодежи о пагубных последствиях; б) доступность приобретения наркотиков; в) отсутствие контроля со стороны родителей; г) отсутствие контроля со стороны педагогов; д) отсутствие контроля со стороны милиции; е) несовершенство законодательства; ж) затрудняюсь ответить; з) что-то другое __________________________________
18. Как Вы думаете, нужно ли просвещать родителей по вопросам профилактики наркомании?:
а) обязательно просвещать; б) необязательно просвещать всех, а по желанию; в) не нужно просвещать, родители грамотные в этом вопросе; г) затрудняюсь ответить; д) что-то другое _____________________________________________
19. Вы хотели ли бы получить знания по профилактике наркомании со своим ребенком?:
а) да; б) нет; в) не знаю; г) затрудняюсь ответить; д) что-то другое____________
20. Как Вы думаете, Вашего ребенка могут вовлечь в употребление наркотиков?:
а) я уверен, что нет, моего ребенка не вовлекут; б) не думал об этом; в) затрудняюсь ответить; г) не знаю; д) что-то другое ________________________
21. Вам трудно было заполнять анкету?:
а) нет, не трудно; б) да, трудно; в) затрудняюсь ответить; г) не знаю.
Спасибо за Ваше активное участие в заполнении данной анкеты!
Предварительный просмотр:
Анкета № 2 для родителей
(после обучения родителей)
1.Ваш пол _________ Пол Вашего ребенка _________
2.Ваш возраст _________ Возраст Вашего ребенка_________
3.Какая у Вас семья:
а) полная; б) неполная;
4.Сколько времени Вы уделяете своим детям в рабочий день:
а) до 1 часа; б) до 2-х часов; в) до 3-х часов; г) более 3-х часов; д) затрудняюсь ответить.
5.Сколько времени Вы уделяете своим детям в выходной день:
а) до 4-х часов; б) от 4 до 6-ти часов; в) от 6-ти часов до 8-ми часов; г) практически весь день; д) затрудняюсь ответить.
6.Как Вы проводите это время с Вашими детьми:
а) общаюсь с ребенком; б) помогаю в учебной деятельности; в) совместные дела по дому и совместные игры; г) выезжаем на природу; д) вместе занимаемся спортом ; е) посещаем культурные и развлекательные учреждения;
ж) что-то другое____________________________________________________
з) затрудняюсь ответить
7.Что для Вас важнее всего в этой жизни? (проранжируйте):
а) получение удовольствий от жизни; б) творческий труд (самореализация); в) семья и её благополучие; г) духовное развитие (самообразование); д) материальное благополучие семьи; е) успех в делах моего ребенка; ж) затрудняюсь ответить.
8. Определите, пожалуйста, обычный психологический климат в Вашей семье:
а) доброжелательный; б) равнодушный; в) напряженный; г) конфликтный; д) затрудняюсь ответить.
9. Какое дополнительное образование получает Ваш ребенок:
а) музыкальная школа; б) художественная школа; в) спортивная школа; г) школьные кружки; д) кружки в детских Центрах; е) кружки в клубах по месту жительства; ж) что-то другое ________________________ з) затрудняюсь ответить.
10.Есть ли у Вас трудности в воспитании ребенка:
а) никаких трудностей, полное взаимопонимание; б) бывают сложности, но мы успешно их преодолеваем; в) бывают сложности; г) испытываем трудности в воспитании; д) иногда не справляемся с ребенком; е) часто не справляемся с ребенком; ж) что-то другое _______________________ з) затрудняюсь ответить.
11. Обсуждаете ли Вы с ребенком его будущую самостоятельную жизнь:
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить;
12. На что Вы в большей степени обращаете внимание при воспитании ребенка:
а) на послушание ребенка; б) на его самостоятельность; в) на его самосознание и ответственность; г) на его трудолюбие; д) на его успешность в делах; е) что-то другое _________________ ж) не задумывался об этом.
13. Как Вы думаете, кто должен осуществлять профилактику наркомании с детьми в первую очередь?:
а) родители; б) классный руководитель; в) педагог-психолог в школе; г) медицинские работники, д) правоохранительные органы; е) не нужно ее проводить; ж) затрудняюсь ответить; з) что-то другое ______________________
14. Знаете ли Вы, проводят с Вашим ребенком профилактическую работу по наркомании?:
а) да; б) нет; в) не задумывался об этом; г) не знаю.
15. Как Вы относитесь к употреблению наркотиков людьми?
а) крайне отрицательно; б) отрицательно; в) безразлично; г) принимать или не принимать наркотики – личное дело каждого; д) иногда допустимо; е) положительно; ж) затрудняюсь ответить; з) что-то другое _______________
16. Есть ли среди друзей (подруг) Вашего ребенка курящие?:
а) да; б) нет; в) не знаю; г) не задумывался об этом; д) затрудняюсь ответить.
17. Как Вы думаете, нужно ли просвещать родителей по вопросам профилактики наркомании?:
а) обязательно просвещать; б) необязательно просвещать всех, а по желанию; в) не нужно просвещать, родители грамотные в этом вопросе; г) затрудняюсь ответить; д) что-то другое _____________________________________________
18. Вы хотели ли бы участвовать в программе «Путь к успеху» на следующей ступени обучения Вашего ребенка?:
а) да; б) нет; в) не знаю; г) затрудняюсь ответить; д) что-то другое____________
19. Вы хотели бы углубить свои знания по углубленной программе «Путь к успеху» со школьным психологом?:
а) да; б) нет; в) не знаю; г) затрудняюсь ответить; д) что-то другое____________
20. Как Вы думаете, Вашего ребенка могут вовлечь в употребление наркотиков?:
а) я уверен, что нет, моего ребенка не вовлекут; б) не думал об этом; в) затрудняюсь ответить; г) не знаю; д) что-то другое ________________________
21. Вам трудно было заполнять анкету?:
а) нет, не трудно; б) да, трудно; в) затрудняюсь ответить; г) не знаю.
Напишите, пожалуйста, свободный отзыв о профилактической программе «Путь к успеху»:
Спасибо за Ваше активное участие в заполнении данной анкеты!
Предварительный просмотр:
Родительское собрание по программе "Путь к Успеху"
Тема: «Социально – ролевые функции членов семьи» ( 1- 3 класс)
Цели:
1) Раскрыть сущность материнства и отцовства (биологические и социальные функции).
2) Познакомить с типами матерей и отцов, слагающими родительского авторитета.
3) Провести анкету по выявлению климата в семье.
4) Способствовать укреплению семьи как главной ячейки общества.
План:
1. Анкетирование «Какие вы родители?»
2. Групповая дискуссия.
3. Авторитет родителей. Типы отцов и типы матерей (выступление учителя).
4. Роль отца в воспитании сына, дочери (опыт родителей). Анкета «Хороший ли вы отец?»
5. Подведение итогов.
Ход собрания.
1. Здравствуйте, уважаемые родители. Открываем очередную нашу встречу. Сегодня речь пойдет о социально – ролевых функциях семьи, о том, что такое здоровая семья.
- Что главное во всякой семье? (опрос) Конечно, любовь и взаимопонимание. А как сделать так, чтобы дети лучше понимали нас родителей и мы понимали бы детей?
- Какие вы родители?
- Я предлагаю вам ответить на несколько вопросов анкеты «Какие вы родители?»
Анкета «Какие вы родители?»
1. Считаете ли Вы, что в Вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
2. Говорят ли с Вами дети по душам, советуются ли по личным делам?
3. Интересуются ли дети Вашей работой?
4. Знаете ли Вы друзей своих детей?
5. Участвуют ли Ваши дети в хозяйственных делах?
6. Есть ли у Вас общие занятия и увлечения?
7. Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?
8. Предпочитают ли дети, чтобы во время праздников Вы были вместе с ними?
9. Бываете ли вместе с детьми на выставках, концертах, театре?
10. Обсуждаете ли Вы с детьми телепередачи?
11. Обсуждаете ли Вы с детьми прочитанные книги?
12. Есть ли у Вас общие занятия, увлечения?
13. Участвуете ли Вы в экскурсиях, походах, прогулках?
14. Предпочитаете ли Вы проводить свободное время с детьми?
Обработка результатов:
За каждый положительный ответ ставится 2 балла;
За ответ «иногда» - 1 балл;
За отрицательный ответ – 0 баллов.
20 баллов – у Вас благополучные отношения с детьми.
10 – 19 баллов – отношения удовлетворительные, но недостаточные, односторонние. Посмотрите, где стоят у Вас отрицательные ответы.
9 баллов и ниже – контакт с детьми не налажен.
Кто же вы как родитель? Задумайтесь, в чем заключается функция вас как родителя.
• Родитель – воспитатель (кормилец, обеспечивает одеждой, защищает отдых/сон ребенка, расходует деньги, следит за чистотой, наблюдает за окружающей обстановкой, лечит болезни, ведет ребенка на прогулку, побуждает к действию);
• Родитель - учитель жизни (обучает навыкам повседневной жизни, определяет понятия «правильно – неправильно», подает пример, учит манерам, хранит традиции, учит пониманию ценностей, обучает социальным навыкам, ценит красоту);
• Родитель – человек, устанавливающий пределы (гарантирует физическую неприкосновенность, соблюдает принципы и договоренности, умеет сказать «нет» и «нельзя», следит за распорядком дня, устанавливает пределы и ограничения);
• Родитель – человек, дающий любовь (любит себя, дает нежность и любовь, утешает, сочувствует, защищает, одобряет, замечает хорошее);
• Родитель – регулирующий взаимоотношения между людьми (собеседник, слушатель, помогает в разрешении конфликтов, воодушевляет, воспринимает чувства, прощает/просит прощения, поддерживает самостоятельность, проявляет объективность, регулирует взаимоотношения между семьей и ребенком).
2. После проведения анкеты проводится дискуссия по следующим вопросам:
«Согласны ли вы с утверждением Жан-Жака Руссо о том, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий?», «Чем трудна социальная роль отца?», «В чем особенность роли матери?», «Как вы думаете, каким должен быть отец, чтобы его дети были счастливы?», «Какой должна быть мать, чтобы ребенок был успешным в жизни?», «Каким качествам, умениям и навыкам может научить детей только отец?», «Каким качествам, умениям и навыкам может научить детей только мать?», «Что такое родительский авторитет?»
3. Многочисленные исследования, да и народная мудрость уже доказали, что личность родителей, их взаимоотношения между собой и отношение к детям играют важную роль в становлении человека. И если вы осознали происхождение своих проблем, решили помочь детям вырасти гармоничными людьми, уже сами начали освобождаться от негативных установок и стереотипов, работая над своей личностью и психологическим климатом в семье, задайте себе вопрос: «Что я должен делать как родитель?»
Во-первых, использовать свою родительскую власть - это создаст у ребенка чувство защищенности и будет способствовать развитию и формированию его личности. Часто в семьях встречаются дети, которые своими капризами, упрямством терроризируют окружающих. Многие из них просто неуправляемы. Причина такого положения в том, что их родители недооценили потребность ребенка в разумной родительской власти.
Другая причина, по которой родители не решаются использовать свою власть, - это чувство вины, возникающее у них из-за того, что они не уделяют детям должного внимания (перегружены работой или другими заботами), т.е. из-за мягкотелости родителей дети получают слишком много свободы и оказываются предоставленными сами себе.
Власть дана родителям для того, чтобы, используя её, они помогли развить детям чувство уверенности в себе, чувство личной ответственности и способность к сознательному выбору. Лучший способ проявить, родительский авторитет - это устанавливать некие границы поведения, четко определить, что можно и что нельзя. Чем лучше они представляют себе, чего от них ждут, тем больше у них возможностей почувствовать родительскую любовь, и стремиться поступать именно так, т.е. совершая сознательный выбор. Прежде всего, родители должны установить для детей границы дозволенного в виде основных домашних правил. Они должны быть четко сформулированы и должны быть понятны детям, а за нарушение их должно следовать заранее установленное наказание. Эти правила должны определять конкретные формы поведения.
Для сохранения авторитета в глазах ребенка необходимо:
• Уделять особое внимание образованию.
• Устанавливать четкие, обоснованные границы дозволенного поведения.
• Требовать соблюдения семейных правил.
• Применять наказания, соответствующие поступку.
• Наказывать в воспитательных целях, а не ради самого наказания.
• Добиваться того, чтобы ребенок понял, за что был наказан.
• Всегда внимательно выслушивать ребенка и уважать его чувства.
• Давать ребенку свободу в той степени, в которой он проявляет ответственность.
• Избегать прямых столкновений (ссор и скандалов).
• Всячески поощрять ребенка за старание и хвалить за успехи.
• Понять и решить, какие жизненные ценности вы хотите передать своему ребенку, и как эти ценности были переданы вам вашими родителями.
• Стремиться к самосовершенствованию.
• Поступать так, как учите поступать ребенка.
Для сохранения авторитета в глазах ребенка нельзя:
• Устанавливать правила на ходу.
• Постоянно менять основные правила.
• Стыдить ребенка.
• Использовать свою власть для подавления личности ребенка.
• Ругать и оскорблять ребенка.
• Слишком сурово наказывать.
• Бездумно навязывать жизненные ценности детям.
• Говорить одно, а делать другое.
Родительское собрание
Тема: Типы матерей и отцов ( 1-8 кл)
- Каждая женщина, сидящая здесь – мать. С помощью матери ребенок прикасается к духовному миру, духовной реальности, мать духовно воздействует на ребенка, создает благодатную атмосферу для творческого роста. Мать вместе с отцом охраняет и оберегает жизнь своих детей, создает условия для полноценного развития. Существует несколько типов матерей. Попробуйте в ходе моего сообщения записать те качества, которыми обладаете вы, как мать и определите к какому типу относитесь вы.
Типы матерей
1. Спокойная, уравновешенная мама - эталон матери. Она всегда все знает о своем ребенке. Чутко реагирует на его проблемы, вовремя приходит на помощь. Заботливо растит его в атмосфере благожелательности и добра;
2. Тревожная мама - мама, которая постоянно находится в состоянии тревоги по поводу здоровья ребенка. Она во всем видит угрозу благополучию ребенка. Тревожность и мнительность матери создают тяжелую семейную атмосферу, которая лишает покоя всех ее членов;
3. Тоскливая мама - мама, вечно недовольная. Она напряжена мыслями о себе, своем будущем. Ее беспокойство и нервозность вызывают думы о ребенке, в котором она видит обузу, преграду на пути к возможному счастью;
4. Уверенная и властная мама - мама, которая всегда твердо знает, что хочет ребенок. Жизнь ребенка спланирована ею до его рождения, и от воплощения запланированного мама не отходит ни на йоту. Ваяя ребенка по идеальной модели, мама подавляет его, стирает его неповторимость, гасит стремление к самостоятельности, тем более к инициативе.
Невротические типы матерей ( А.И. Захаров):
-«царевна Несмеяна» - бездушная и честолюбивая, к ребенку относится излишне строго и бескомпромиссно;
-«снежная королева» - жестокая и непреклонная, старается повелевать ребенком и подавлять его;
-«спящая красавица» - самовлюбленная и заторможенная, к ребенку совершенно безразлична, обращается с ним как с куклой;
-«унтер Пришибеев» - грубая и раздражительная, к ребенку относится придирчиво и нередко прибегает к физическим наказаниям;
-«суматошная мать» - взбалмошная и противоречивая, во всем винит ребенка и часто на него кричит;
-«наседка» - тревожно-беспокойная и жертвенная, излишне опекает и оберегает ребенка;
-«вечный ребенок» - по-детски обидчивая, капризная и беспомощная, ребенка считает обузой и охотно сдает его кому-либо «на поруки».
- Теперь я предлагаю папам определить, к какому типу пап вы относитесь.
Типология отцов ( А.И. Баркан)
«Папа-мама» - по-матерински заботливый папа. Он берет на себя все функции мамы: и искупает, и накормит, и книжку почитает. Но не всегда ему удается это делать с должным терпением. Пресс настроения папы давит на ребенка: когда все хорошо - папа заботлив, добр, отзывчив, а если что-то не ладится - бывает несдержанным, вспыльчивым, даже злым, что отражается на воспитании ребенка.
«Мама-папа» - папа, который главную задачу видит в том, чтобы угодить чаду. Как мать и как отец он безропотно тянет родительскую ношу. Заботлив, нежен, без перепадов настроения. Ребенку все разрешается, все прощается, и он иногда удобно «устраивается» на папиной голове, превращаясь в маленького деспота.
«Карабас-Барабас» - папа-пугало, злой, жестокий, признающий всегда и во всем лишь «ежовые рукавицы». В семье царит страх, загоняющий душу ребенка в лабиринт тупикового бездорожья.
«Крепкий орешек» - непреклонный тип папы, признающий лишь правила без исключения, никогда не идущий на компромиссы, чтобы облегчить участь ребенка, когда он не прав;
«Попрыгунья-стрекоза» - папа, живущий в семье, но не чувствующий себя отцом. Его идеал жизни - свободная жизнь, без ответственности за судьбы близких людей. Семья для него - тяжелая ноша, ребенок - обуза, предмет заботы жены. При первой возможности этот тип папы превращается в приходящего папу;
«Добрый молодец», «рубаха-парень» - папа на первый взгляд и как брат, и как друг. С ним интересно, легко, весело. Любому бросится на помощь, но при этом забудет о собственной семье, что не нравится маме. Ребенок живет в атмосфере ссор и конфликтов, в душе переживая, но не в силах ничего изменить;
«Ни рыба, ни мясо», «под каблуком» - не настоящий папа, потому что не имеет своего голоса в семье, во всем вторит маме, даже если она не права. Опасаясь гнева жены, в трудные для ребенка моменты он не имеет сил перейти на его сторону, чтобы помочь.
- На столе у каждого папы лежит тест «Хороший ли вы отец?». Я прошу вас ответить на вопросы и, проанализировав свои результаты, сделать выводы.
Тест «Хороший ли Вы отец?»
Ответы: Да Иногда Нет
1. Отвечаете ли Вы на вопрос ребёнка словами вроде: «Я тебе это объясню, когда ты подрастешь». 0 2 5
2. Считаете ли Вы, что ребёнку на карманные расходы следует давать не определённую заранее сумму, а столько, сколько он просит? 0 2 5
3. Стараетесь ли Вы объяснить ребёнку, почему Вы запрещаете ему что-либо? 4 2 0
4. Позволяете ли Вы маленькому ребёнку помогать по дому, даже, если эта помощь даёт немного или вообще ничего не даёт? 4 3 0
5. Считаете ли Вы, что невинная ложь ребёнка допустима? 0 2 4
6. Используете ли время общения с Вашим ребёнком для развития его наблюдательности? 5 1 0
7. Используете ли Вы саркастические замечания в отношении собственного ребёнка? 0 0 5
8. Считаете ли Вы, что хорошая трёпка ещё пока никому не вредила? 0 2 5
9. Считаете ли Вы, что раннее посвящение ребёнка во взрослую жизнь вредно? 0 3 4
10. Читаете ли Вы книги о воспитании? 4 2 0
11. Считаете ли Вы, что у детей могут быть свои секреты? 3 2 0
12. Браните ли Вы ребёнка, если он оставляет еду на тарелке? 0 1 4
13. Радуетесь ли Вы успехам своего ребёнка? 3 2 0
14. Предоставляете ли Вы ребёнку самостоятельность в новом для него деле? 5 1 0
15. Доставляет ли Вам удовольствие проведение времени с ребёнком? 5 1 0
16. Осуждаете ли Вы суровость и строгость в воспитании детей? 5 0 0
17. Можете ли сохранить спокойствие, когда Вас злит ребёнок? 5 1 0
18. Можете ли приказать так решительно, что оно будет немедленно выполнено? 5 0 0
19. Легко ли Вы устанавливаете дружеские отношения с друзьями Вашего ребёнка? 4 2 0
20.Считаете ли Вы достаточной причиной для осуждения чего-либо у Вашего сына (дочери) то обстоятельство, что, когда сами были в его возрасте, вы этого не делали и этим не интересовались. 0 2 5
21. Решаете ли Вы за своего ребёнка жизненно важные вопросы со словами: «Я знаю лучше, что ему нужно». 0 2 5
22. Считаете ли Вы, что Ваши сын или дочь не могут иметь от вас и не в праве чувствовать себя обиженными, если Вы , например, вскроете письмо, которое они получили? 0 2 5
23.Могут ли сын или дочь в споре переубедить Вас? Случается ли, что Вы смягчаете своё первоначальное решение, поняв, что оно слишком сурово или несправедливо? 5 3 0
24. Извиняетесь ли Вы перед ребёнком, если Вы его несправедливо наказали или лишили удовольствия? 5 3 0
25. Забываете ли Вы о своих обещаниях ребёнку, особенно таких, которые для него являются наградой за что-нибудь трудное. 0 2 5
26. Можете ли Вы оторваться от работы или интересной передачи, если Вас ребёнок просит у Вас совета или помощи в чём-либо для него действительно важном? 5 2 0
Результаты теста: необходимо сложить все баллы.
Если сумма более 130 баллов, Вы замечательный отец и у Вас благоприятные отношения с Вашим ребёнком.
100 – 129 баллов Вы в достаточной мере осознаёте важность своих обязанностей.
80 – 99 баллов - Вы неплохой отец, но часто склонны допускать ошибки, ослабляя собственное влияние на процесс воспитания детей.
60 – 79 баллов – к сожалению, во многих вопросах Вы недостаточно компетентный отец и Вашим детям некомфортно с вами.
59 баллов и менее – Вы непоследовательны в своих делах и поступках, часто делаете «иногда», то, что должны делать постоянно. Дети не знают, когда и в чём они могут на Вас рассчитывать.
Ниже 30 баллов – Вы, вообще, не чувствуете себя отцом.
4. Издавна считается, что отец – глава семьи. А раз глава, то и в воспитании детей ему отводится особая роль.
– А сейчас я предлагаю нашим папам поделиться своим опытом в воспитании своего сына или дочери. Выступления родителей. (Гафиатуллин Р.Ф., Гусев С.А.)
- Спасибо вам за то, что поделились своим опытом и трудностями, с которыми сталкиваетесь в процессе воспитания своих детей.
5. Подводя итоги нашей беседы, хочется дать в помощь вам правила.
Шесть правил, которые должен знать каждый родитель
1. Говорите о том, во что вы верите.
У любого взрослого человека есть свои жизненные правила, принципы, убеждения, ценностные приоритеты. Если вы хотите, чтобы они стали для ваших детей образцом, нужно открыто говорить о том, во что вы верите. Дети должны знать о вашем отношении к Добру и Злу, к правде и лжи, к ответственности за свои поступки и т. п. Это чрезвычайно важно, так как авторитет родителей позволяет детям уже в раннем возрасте учиться принимать правильные решения. Очень важно также, чтобы проповедуемые вами истины подтверждались вашими делами, поведением, жизненной практикой.
2. Устанавливайте в доме четкие, обоснованные и разумные правила.
Дети знают, что за нарушение семейных правил будут обязательно наказаны. Если же с детьми подобных разговоров не велось, необходимо сделать это как можно скорее. Очень важно привлечь детей в соавторы вырабатываемых в семье правил. Это не только воспитывает в ребенке ответственность, но и не позволит ему в дальнейшем считать наказание несправедливым. Семейные правила должны предусматривать самые разные случаи и ситуации, в которых может оказаться ребенок, будь он дома, в гостях или на вечеринке.
3. Не подвергайте своих детей искушению.
Идеальный выход — полностью очистить дом от сигарет, пива и прочих алкогольных напитков. Лекарства храните в недоступных для детей местах.
4. Убеждайте своих детей в преимуществах активного деятельного образа жизни.
Безделье, скука, отсутствие контроля становятся хорошей почвой для детской наркомании. Часто родители ссылаются на свою занятость, на физическую невозможность быть рядом со своими детьми каждую минуту. Но этого и не требуется. Нужно вместе с детьми выработать план повседневных занятий, интересных дел, которые наполнят смыслом и пользой каждый их день.
5. Боритесь за здоровый образ жизни.
Тем, кто ставит перед собой благородные цели, всегда труднее, чем тем, кто ничего не делает. Пусть вашей целью станет здоровая жизнь, дружная семья, счастливое будущее детей. Научитесь сами и научите детей отделять зерна от плевел, хорошее от дурного, полезное от вредного.
6. Верьте своим ощущениям и подозрениям.
Никто лучше родителей не знает и не чувствует своих детей. Поэтому, если вам вдруг показалось, что ребенок пробует наркотики или вернулся к ним снова, действуйте, не колеблясь ни секунды.
И еще один важный здесь момент – личный пример родителей. Если с ребенком проблемы, то в первую очередь нужно анализировать себя и свои взаимоотношения в семье. Обычно дети зеркально отражают наши проблемы. И это нам особенно неприятно (как неприятно увидеть свое отражение в зеркале в момент скандала). Но пока мы сами не преодолеем эти проблемы, мы не сможем требовать этого от детей. Требуйте, например, от себя вежливости, уважения к собственным родителям, бесконфликтности, здорового образа жизни (даже без сигарет!). Как известно, «дети поступают не так, как мы им говорим, а так как поступаем мы сами». По этому поводу можно вспомнить стихи одного средневекового поэта:
Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб, кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Там, где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным-пьяна.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
Держи в приличии свой дом, чтобы не каяться потом.
В конце собрания родителям раздаются памятки (см. ниже).
Памятка (родительские роли)
Дорогие родители! Быть родителем – это большая и многосторонняя задача. Роль родителя - это роль человека на всю жизнь. Роль родителя всегда развивается вместе с ребёнком. Умение быть родителем рождается во взаимодействии с ребёнком. Карта ролей родителя - это способ анализа разнообразных ролей родителей. Она помогает представить наглядно совокупность всех тех ролей, знаний и навыков будничной жизни, которыми при необходимости может научиться каждый родитель. Карта родителей разработана, чтобы определить содержание ролей родителей с учётом нужд ребёнка, независимо от его возраста
Родитель – "воспитатель": Воспитатель – это очень важная роль в поддержании будничной и нормальной семейной жизни, а также в формировании у ребёнка разнообразных умений и навыков. С точки зрения ребёнка роль воспитателя считается жизненно важной. Многие из добавочных ролей воспитателя имеют прямую связь с ролями «устанавливающий пределы» и «учитель жизни».
Родитель – «кормилец»:
- обеспечивает регулярность питания;
- обеспечивает разнообразным и здоровым питанием;
- при необходимости ограничивает ребёнка в потреблении сладостей;
- прививает ребёнку понятие вкуса;
- приобретает и готовит вместе с ребёнком пищу;
- побуждает ребёнка к приготовлению пищи.
Родитель – «обеспечивающий одеждой»:
- заботится о том, чтобы у ребёнка была сухая и чистая одежда;
- одевает ребёнка с учётом климатических условий;
- обучает ребёнка следить за одеждой;
- уважает стиль и вкус у приобретающего самостоятельность подростка.
Родитель – «воодушевляющий»:
- способствует развитию слуховых и зрительных навыков ребёнка;
- даёт ребёнку игрушки, книги, учит слушать музыку, предоставляет возможность пережить другие впечатления;
- поощряет ребёнка в увлечениях и, по возможности, оказывает конкретную помощь, например , сопровождая его на праздники, занятия и т.д.
Родитель - "защитник отдыха (сна)":
- обеспечивает ребёнка достаточным количеством сна;
- обеспечивает ребёнка спокойным и безопасным местом для сна;
Родитель - «расходующий деньги»:
- удовлетворяет основные нужды ребёнка;
- зарабатывает достаточную сумму денег, необходимую для приобретения пищи и одежды для ребёнка;
- объясняет ребёнку ценность денег и учит рациональной их трате;
- создаёт систему, в рамках которой в семье дают ребёнку деньги. Например, на карманные расходы, в качестве вознаграждения или по мере необходимости.
Родитель – «следящий за чистотой»:
- заботится о гигиене ребёнка;
- обучает ребёнка самостоятельно заботиться о личной гигиене.
Родитель – «поддерживающий порядок»:
- запрещает сорить на улице и в общественных местах;
- следит за чистотой в доме,
- обучает ребёнка убирать свою комнату;
- по мере взросления ребёнка предоставляет ему больше ответственности за порядок и чистоту в доме.
Родитель – «лечащий болезни»:
- при необходимости отводит ребёнка к врачу;
- отвечает за лечение ребёнка.
Родитель – «ведущий ребёнка на прогулку»:
- гуляет вместе с ребёнком;
- побуждает ребёнка к пребыванию на свежем воздухе.
Роль любящего родителя. Родитель, выполняющий эту роль, подготавливает основу для будущего женского/мужского самосознания ребёнка и уверенности в себе. Любить другого можно лишь при возможности любви себя самого. Чувство любви и поддержки крайне необходимы для нормального развития ребёнка.
Родитель – «любящий себя»:
- заботится о себе и своём самочувствии;
- при необходимости принимает помощь других взрослых.
Родитель – «дающий нежность»:
- с уважением выражает ребёнку свою близость;
- выражает свою нежность к ребёнку с учётом его возраста;
- подаёт пример своим уважительным отношением к жене (мужу);
Родитель – « дающий утешение»:
- выражает словами чувства ребёнка;
- выражает сочувствие и ободрение ребёнку с учётом его возраста: плачущего малыша успокаивает на руках, а со старшим ребёнком обсуждает происшествие.
Родитель – «защитник»:
- просвещает ребёнка;
- защищает ребёнка от насилия и принуждения;
- контролирует свои импульсы;
- обеспечивает ребёнку спокойную и безопасную обстановку для его развития;
- устанавливает ограничения для ребёнка;
- обучает ребёнка самозащите и самообороне.
Родитель – «одобряющий ребёнка»:
- одобряет себя;
- принимает, одобряет и ценит ребёнка таким, какой он есть;
- отличает сам поступок от совершившего его;
- уважает ребёнка;
- понимает, что достоинства ребёнка не зависят от его умений;
- обращает внимание на положительные черты личности ребёнка;
- положительно оценивает его.
Родитель как собеседник:
- находится во взаимодействии с ребёнком;
- в общении с ребёнком употребляет доступный его возрасту словарный запас;
- размышляет и, при необходимости, может стать собеседником для ребёнка.
Родитель как помощник в разрешении конфликтов:
- выслушивает высказывания ребёнка;
- выражает чувства ребёнка словами;
- помогает ребёнку принять решение и сделать вывод;
- оказывает ребёнку поддержку в принимаемом решении;
- разрешает ребёнку выражать как положительные, так и отрицательные чувства.
Родитель - "устанавливающий пределы":
Задача родителя: гарантировать ребёнку безопасное детство. Одна стороны надёжности – это установление правил жизнедеятельности ребёнка. Ребёнок, выросший без чётко установленных родителями границ дозволенности, чувствует себя беззащитным. Одной из форм этой беззащитности может быть агрессия.
Родитель как гарант физической неприкосновенности:
- контролирует своё поведение;
- контролирует поведение других;
- предотвращает всякую физическую, духовную и сексуальную эксплуатацию.
Родитель, создающий безопасность:
- не оставляет ребёнка одного;
- не бросает ребёнка;
- обещает только то, что может выполнить;
- обучает действовать в неожиданных ситуациях.
- следует установленным в семье правилам и следит за их исполнением;
- определяет время возвращения домой и другие правила домашнего распорядка;
- осуществляет наказания и поощрения;
- следит за учёбой ребёнка;
- устанавливает границы дозволенного поведения ребёнка;
- обеспечивает достаточное количество сна и отдыха;
- знает и понимает запас своих сил и возможностей;
- умеет ограничивать себя в употреблении опьяняющих средств;
- умеет контролировать своё поведение (сдерживать агрессию ит.д.).
Роль – «Учитель жизни»:
Эта роль включает в себя обучение искусству социальных навыков. То, насколько хорошо научится ребёнок строить свои взаимоотношения с другими людьми, имеет большое значение на протяжении всей его жизни. Приобретённые в детстве понятия нравственности ценностей и отношений остаются практически неизменными на всю жизнь.
Родитель, обучающий навыкам будничной жизни:
- приучает ребёнка убирать за собой;
- обучает ребёнка гигиене;
- обучает ребёнка правилам поведения за столом, умению одеваться, поведения в общественных местах.
Родитель как духовный наставник:
- обучает ребёнка честности, равенству и другим морально – нравственным ценностям;
- разъясняет ребёнку ложные ценности, такие, как ложь, воровство, насилие, эксплуатация, сексуальное и другое надругательство.
Родитель как учитель социальных навыков:
- обучает ребёнка принимать во внимание других и подождать своей очереди;
- обучает умению выслушать других, а также – выразить своё мнение;
- просвещает ребёнка об опасных жизненных ситуациях;
- доставляет ребёнку умеренные разочарования, учит ребёнка их переносить и оказывает ему необходимую поддержку.
Родитель как пример:
- рассматривает свою деятельность в её сопоставлении с выдвинутыми ребёнку требованиями;
- отвечает за свои поступки и поведение;
- обучает ребёнка общепринятым правилам поведения;
- обучает ребёнка правилам дорожного поведения и правилам публичного поведения;
- заботится о соблюдении справедливости и соблюдении общественных ценностей.
Родитель как хранитель традиций:
- организует ребёнку праздники в соответствии с убеждениями семьи;
- способствует присоединению ребёнка к своим корням и помогает ему узнать о происхождении рода;
- хранит традиции собственной семьи.
Родитель как ценитель прекрасного:
- обращает внимание на эстетику (среды, обстановки, одежды и т.д.);
- оказывает поддержку в творческой и эстетической деятельности ребёнка,
- создаёт условия для чувственных наслаждений ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система воспитательной работы "Искорки успеха"
Главная задача педагога - раскрыть в каждом ребёнке способности, выявить элементы творчества, активизировать стремление идти вперёд. В основе системы воспитательной работы лежит целостный подход, кото...
Разнообразные формы занятий - успех логопедической работы.
Предложены разные формы занятий, приведён конспект урока- соревнования в 1 классе....
«Мой личный успех - в успехе моих учеников».Моя педагогическая философия.
Учитель! Сколько надо любви и огня, Чтобы слушали, чтобы верили, чтобы помнили люди тебя!...
Дидактическая игра -одно из условий успеха работы по коррекции письма и чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
материал актуален для учителей начальной школы , которые неравнодушны к проблемам здоровья детей...
Программа воспитательной работы "На пути к успеху"
Программа воспитательной работы в начальной школе....
От твоего успеха зависит мой успех и от моего успеха зависит твой успех
Какие навыки должны приобрести ученики, чтобы преуспеть в своей будущей карьере? ...
Краеведческая работа как одно из направлений работы школьника, способствующее созданию ситуации успеха и повышения социализации учащихся.
Рассказывается об опыте работы по созданию ситуации успеха и повышению социализации учащихся...