Краеведческая работа как одно из направлений работы школьника, способствующее созданию ситуации успеха и повышения социализации учащихся.
опыты и эксперименты на тему
Рассказывается об опыте работы по созданию ситуации успеха и повышению социализации учащихся
Скачать:
Предварительный просмотр:
Краеведческая работа как одно из направлений работы школьника, способствующее созданию ситуации успеха и повышения социализации учащихся.
Как повысить интерес к учебе? Эта проблема волнует многих учителей в последнее время. Решению задачи в определенной мере способствует краеведческая работа в школе.
Имея общую цель с урочной системой, краеведение относится в большей степени к внеклассной работе и отличается от нее организационными, методическими формами, сущность и характер которых заключается в следующем:
- Осуществляется во внеурочное время;
- Базируется на добровольном участии школьников;
- Краеведческая работа осуществляется благодаря исследовательской работе самих учеников;
- Краеведение способствует формированию мировоззрения учеников, их национальному воспитанию;
- Мероприятия чаще всего посвящены актуальным событиям отечественной истории;
- Способствуют повышению познавательного интереса учащихся.
Добровольный характер краеведческой деятельности позволяет организовать деятельность учеников по интересам, способствует развитию индивидуальных способностей, инициативы и самостоятельности в познании исторического материала.
в учебном процессе.
Конструктивная работа школьников начинается с повышения познавательного процесса и осознания потребности в новых знаниях. Оптимальным способом развития учебных умений я считаю вовлечение учащихся в поисковую деятельность краеведческого направления.
Работаю четвертый год по программе краеведческого кружка “Мой Десногорск”.
Проектно- исследовательскую деятельность строю по принципу от простого к сложному, на высоком уровне эмоционального отклика школьника, с привлечением к работе родителей, библиотечных работников , представителей общественности.
Цель долгосрочного проекта :
-воспитаниe идей патриотизма, национальной самоидентификации и гордости за свою малую Родину.
Задачи:
Развитие у учащихся интереса к изучению и сохранению культурного наследия.
Развитие интереса к проектно-исследовательской деятельности.
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
Личностные:
-готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;
-умение продуктивно работать в команде, выполнять разные роли и обязанности, умение признавать различные мнения;
-умение отвечать за свой выбор перед другими людьми;
-умение осознанно уточнять и корректировать свои взгляды
Метапредметные:
-умение работать с информацией;
-умение находить, отбирать, анализировать оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами;
-умение оценить степень успешности своей деятельности;
-умение понимать причины возникающих затруднений и вести поиск способов выхода из ситуации;
-умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
-умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.
Предметные:
-умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни;
-кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии, использовать справочную литературу и другие источники информации;
-привлекать внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к истории родного края.
Этапы работы над проектами:
Организационный этап:
Обсуждение целей и задач проекта.
Составление плана работы под руководством учителя.
Установление сроков выполнения проекта.
Подготовительный этап:
Поисковая работа учащихся совместно с родителями и учителем
Этап реализации:
Промежуточное обсуждение по собранному материалу. Обработка данных.
Обмен идеями (в устной и письменной форме в классе). Предварительный
просмотр и обсуждение рабочих проектов, их оформление, распределение ролей.
Заключительный этап:
1.Выступление на дне науки. Предоставление собранного материала городской библиотеке. В условиях творческой мастерской, в коллективном обсуждении создается макет будущего проекта: просматривается портфолио проекта, отбирается материал, обговаривается форма презентации проекта (семейный праздник, родительское собрание, встреча в библиотеке, классный час…).
В конце занятия проводится рефлексия: что мне дала работа над проектом и что я смогу дальше сделать самостоятельно.
Для оценивания роста метапредметных результатов и коррекции работы над дальнейшими проектами ведутся Портфолио проектов. В начале проекта и в конце проводится анкетирование учащихся с целью изучения уровня роста метапредметных результатов. Эти материалы хранятся в портфолио проекта вместе с рабочими материалами.
К оформлению проекта привлекаем родителей, которые помогают создать печатный продукт. Учимся делать презентации. Защита проектов на дне науки проходит в форме презентации.
Источником информации в первый год обучения в основном является учитель, родители, а во второй-четвертый год привлекаются работники библиотек, представители общественности, у которых учащиеся берут интервью, ведут с ними беседы, с которыми делятся своими знаниями (представляют проекты). Учатся более полно работать с Интернет-ресурсами.
При построении программы работы кружка большое внимание уделяется экскурсионной деятельности. Первый год обучения (1 класс)- это обзорные экскурсии по городу, в городской краеведческий музей, встречи с представителями клуба “Поиск”, виртуальные экскурсии по памятным местам Десногорска.
Второй, третий, четвертый годы обучения -это посещение памятников города с целью фотографирования, знакомства с его историей, людьми, имеющими отношение к памятнику. В конце проекта учащиеся сами проводят экскурсию для одноклассников или другой группы учащихся. Различные экскурсии- это формы работы, способствующие развитию метапредметных результатов, в первую очередь-коммуникативных.
Проектно-исследовательская деятельность осуществляется в рамках внеурочной деятельности.
В первый год обучения программа имела 33 часа. Было создано 3 проекта: “Ты и твое имя” (“Знакомьтесь: этоя”); “Это – моя семья!”; “Десногорск- мой город детства”.
Во второй год обучения (34 часа) открывается долгосрочный проект, рассчитанный на 2-4 классы, - “Памятники моего города”. Кружок «Мой Десногорск» -34 часа.
Всего во 2 классе реализовано 2 проекта: “В жизни всегда есть место подвигу” (Памятник милиционеру А. А. Федосову, погибшему при исполнении служебного долга); “Чернобыль- наша боль” (Памятник ликвидаторам Чернобыльской катастрофы).
В третий год обучения реализовано 3 проекта: «Памятник Петру и Февронии», «Памятный знак первостроителям», «» Памятный знак Ангел мира».
В этом учебном году работаем по изучению материалов, найденных поисковыми отрядами «Обелиск». Наш родитель Тимофеев А. возглавляет поисковое движение города. Он знакомил нас с историей военных действий в округе Десногорска, рассказывал о работе поискового отряда по подъему самолета времен Вов в Калужской области и в районе Десногорска. Нами была проведена экскурсия на «Звезду», провели субботник на территории памятника. Планируется совместная работа по реконструкции находок времен Вов в мастерской отряда(краеведческий музей). Встречи с ветеранами поискового движения, участие в Дне школьной науки. Сотрудничаем с библиотекой, которая подарила нм свой сборник по истории мемориала «Курган Славы» в Десногорске. Мы передали в городскую библиотеку материалы, собранные нами по истории памятного знака первостроителям Десногорска. Таким образом, растет мотивация школьников к учебе, формируется патриотизм, происходит социализация учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете учителя: Красных Алевтины Аркадьевны По теме «Технология создания ситуации успеха на уроке» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Для младших школьников успех играет особую роль, являясь важнейшим стимулом учения. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий положительную мотивацию. Энергию для преодо...
Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы
В век научно-технической революции не только не уменьшается значение игры в социализации и воспитании личности, но, напротив, повышается её роль, ставится в качестве актуальной задачи – развитие...
Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы
Игра -занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, акт...
Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы
Игра-занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, акти...
Из опыта работы : «Развитие мотивации в учебной деятельности младших школьников посредством создания ситуации успеха»
Из опыта работы: «Развитие мотивации в учебной деятельности младших школьников посредством создания ситуации успеха»...
Родительское собрание: "Работа семьи и школы по созданию ситуации успеха в самореализации младшего школьника"
Основные понятия: ситуация успеха, успех, самореализация, качества успешного человека и условия, при которых человек становится успешен....
Буклет «Развитие мотивации в учебной и внеурочной деятельности младших школьников посредством создания ситуации успеха».
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отде...