Дидактическая игра -одно из условий успеха работы по коррекции письма и чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
статья по русскому языку на тему

Жукова Наталья Геннадьевна

материал актуален для учителей начальной школы , которые неравнодушны к проблемам здоровья  детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_korrek.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра- одно из условий успеха работы по коррекции письма и чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.

        Состав учащихся общеобразовательных школ за последнее время претерпел значительные изменения. С каждым годом в начальных классах увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, а также с недостаточной сформированностью высших психических функций (ВПФ).

        Последняя может проявляться как изолированно, так (чаще) и в комплексе, что ведет к значительному снижению обучаемости и усвоения материала. Трудности, возникшие в процессе школьного обучения, без своевременной квалифицированной коррекционно-развивающей работы, как правило, перерастают в хроническую неуспеваемость. Известно, что длительная неуспеваемость или отвержение новой социальной позиции способствуют формированию девиантных форм поведения, социальной дезадаптации детей, угасанию интереса к учебной деятельности.

         Развитие школы баз новых идей невозможно, т.е. необходим инновационный процесс. Инновационный процесс – это комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. В работе по коррекции письма и чтения предложены приемы и методы работы, основанные на использовании новых технологий обучения и опыта ведущих педагогов: О.Б. Эльконина, Л.В. Занкова, В.Ф. Шаталова, В.В. Давыдова.Чтобы обучение и коррекция были более эффективными, во все приемы и методы привнесены элементы игры. Кто-то может возразить, что в школе у детей ведущая деятельность – учебная, а игровая была таковой в дошкольном возрасте, но вся история развития человечества, его культуры и составной ее части – образования, говорит о высочайшем назначении игры как способа адаптации ребенка к реалиям взрослой жизни.

         В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, считающая игру ведущим методом воспитания и обучения детей младшего школьного возраста. В исследованиях Ф.Н. Блехер, З.М. Богуславской, Л.А. Венгера, А.К. Бондаренко утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определились структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

        Организация дидактической игры позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

-развитию лексико-грамматических средств речи

-постановке и автоматизации звуков в ходе игры;

-развитию сенсорных представлений ;

-овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов

-формированию пространственной ориентации, схемы собственного тела (классическая профилактика нарушений письма);

-развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);

-тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи);

-сплочению детского коллектива, формированию чувства эмпатии друг к другу;

-формированию и закреплению определенных «саногенных состояний» (например психического состояния успеха).

        Как показала практика, уроки на основе дидактической игры не просто интересны ребятам, но и стимулируют их к дальнейшей работе и саморазвитию, что при традиционной системе оценки их труда сделать очень непросто. Дети чувствительны и легко  возбудимы, а игра  позволяет им пережить всю гамму настроений и положительных эмоций. Коррекционно-дидактическая игра дает возможность экспериментировать и создавать собственный безграничный мир, чувствовать себя, с одной стороны, неотъемлемой частью коллектива, а с другой – беспрекословным лидером в созданной ситуации. Но главное – игра дает детям обретение уверенности в себе.

         Наряду с применением дидактической игры, при изучении нового материала и для закрепления полученных знаний, для коррекции речи и письма используется метод-- учебное исследование. Любое исследование по своей природе коллективно, оно предполагает сопоставление позиций , методов , результатов. Организация урока проводится в форме развёрнутого коллективного учебного диалога. Чтобы организовать , направлять и поддерживать такой диалог, учитель должен хорошо владеть техникой педагогического общения «изнутри», т.е. включаясь в диалог как один из его участников.

        Необходимым условием эффективной коррекционной работы в начальной школе является создание условий , вызывающих положительные эмоции. Успешное обучение при безразличном отношении к работе невозможно, поэтому необходимо обеспечить личностную включенность ребёнка в работу. Переживание маленьких успехов в учебе, удовольствие от хорошо  проделанной работы, достаточно быстрое достижение изменений в учении личностно включает ребёнка в работу на уроке, что и является основным условием успеха.

        Игры и упражнения для усвоения понятия «буква» и «звук».(приложение 1)

        Исходным моментом в процессе формирования навыка чтения и письма является звуко-буквенный анализ слова и осознание  разницы между  неречевыми и речевыми звуками. При работе с детьми, имеющими нарушения речи , данная проблема стоит особенно остро.

        Умение дифференцировать звуки речи вырабатывается благодаря множеству упражнений на выделение звуков  из слов и на их распознавание. Игры и упражнения на выделение и распознавание звуков , при их систематическом использовании на уроках помогают довести навык дифференциации до автоматизма, а также помогают сделать работу в этом направлении более интересной и разнообразной.

        Игры и упражнения для усвоения понятия «слог».(приложение2)

        Часто в дошкольном возрасте ведётся работа по формированию правильного произношения, но упускается из вида работа по формированию слоговой структуры слов, что и является одной из причин возникновения дислексии и дисграфии при обучении ребёнка в школе. Подбор материала для коррекционной работы над слоговой структуры слов осуществляется в зависимости от особенностей речевого нарушения каждого ребёнка. Продуктивным является отработка слоговой структуры слов  на материале чистоговорок, потешек, прибауток, стихов и других текстов.

        Игры и упражнения для усвоения и различения понятий «слово» и «предложение».(приложение3)

        Работа по формированию связной правильной речи не может проводиться без определения и дифференциации понятий «слово» и «предложение».

        Работа над словом начинается с расширения и совершенствования словарного запаса учащихся. Слово рассматривается с точки зрения его лексического и грамматического значения. Затем представляется целесообразным и логичным соединять слова –предметы и слова-действия в простое нераспространённое ,предложение, т.к. эти предложения  на более поздних этапах обучения. Позже у учеников формируется представление о предложении , его  структуре , грамматическом  и интонационном оформлении, продолжается работа над словом , обозначающим признак предмета. Игры и упражнения для усвоения и различения понятий «слово» и «предложение»помогут разнообразить работу над частями речи в 1-4 классов и сделать её наиболее интересной для младших школьников.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной диалогической речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

В данном материале представлены этапы работы с детьми имеющими ОНР...

Развитие связной речи по серии сюжетных картин у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.

Психолого-педагогическая хариктеристика детей с общим недоразвитием речи.  Методика развития речи в процессе рассказывания по серии сюжетных картин....

Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического з...

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Объект исследования: сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речиПредмет исследования: развитие эмпатии у детей младшего школьного ...

Статья "Работа учителя-логопеда по коррекции полиморфных нарушений звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи"

В статье автор рассматривает такое нарушение речи как общее недоразвитие речи. В работе описан экпериментальный опыт по коррекции полиморфных нарушений звукопроизношения у младших школьников с общим н...

Использование комплекса дидактических игр и упражнений в логопедической работе по формированию словаря признаков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Дидактическая игра – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, которые реализуют ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структур...