Классный час "Доброе слово - что ясный день"
классный час (1 класс) по теме

Шалонская Надежда Владимировна

Классный час для учащихся 1 класса. В ходе мероприятия дети узнают,  что словом можно развеселить, поддержать, обидеть. Познакомятся со значением слов "доброта", , «вежливость»,  «здравствуйте»;

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobroe_slovo_-_chto_yasnyy_den_1_klass.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Алгасовская СОШ

Моршанского района

Тамбовской области

Проведено в 1а классе 20 февраля 2013 года

Шалонской Надеждой Владмировной

2013 год

Цели: - показать учащимся, что словом можно развеселить, поддержать, обидеть;

- дать понятие слов «доброта», «вежливость»;

- раскрыть смысл слова «здравствуйте»;

- формировать осознанное употребление данного слова в речи;

- воспитывать в детях чувство уважения к окружающим, потребность в вежливом общении;

- учить задумываться над сказанным;

- развивать речь, мышление, воображение.

Ход мероприятия сопровождается показом слайдов.

Ход мероприятия.

Сегодня мы будем вести серьезный разговор о том, каким должен быть человек, о его отношении к людям. Человек не может жить один, он очень нуждается в общении с другими людьми. И чтобы общение было приятным, нужно учиться общаться правильно. Этому  простому и одновременно сложному делу мы будем учиться на нашем занятии.

- Ребята, а вы любите сказки?

- Как вы думаете, почему во многих сказках положительным героям помогают птицы, звери, природа?

Я предлагаю вам сейчас вспомнить некоторые сказки.

(Детям демонстрируется иллюстрация к сказке «Гуси - Лебеди»)

- К какой сказке этот рисунок? Что здесь происходит? (ответы детей)

- Почему Печка, Яблонька, Речка не ответили Маше на ее вопрос, когда она обратилась к ним в первый раз? А почему потом они помогли ей?  (Она была с ними ласкова, приветлива, оценила их труд. Им стало приятно от добрых слов и поведения девочки)

(зачитывается отрывок из сказки «Гуси - Лебеди»)

 - А эта иллюстрация к какой сказке? О чем она?

(Детям демонстрируется иллюстрация к сказке «Морозко»)

- Вспомните, как Падчерица вела себя с Дедом Морозом ?  

(зачитывается отрывок из сказки «Морозко»)

Вывод: Доброе слово дарит радость, тепло, как солнышко в ясный день. Вот и получается что словом можно согреть человека.

Всегда, во все времена русские люди ценили доброту в человеке. Доброе, уважительное  отношение  к родным и близким, к знакомым и даже совсем незнакомым людям, к животным, природе. В русском языке очень много слов, произошедших от слова «добро». В.И. Даль, великий русский собиратель и толкователь русских слов, слово «доброта» объясняет так: (показ слайда 1)

Доброта (добродушие, доброжелательность) – наклонность к добру, как качество человека.

Добряк, добрячка, добрыня, добруша – добрый человек, прямой, нехитростный, нескрытный и доброжелательный.  (-Вспомните былинного героя- богатыря Добрыню Никитича, почему его так назвали?)

Добродушный – человек, имеющий душевное расположение к добру, готовность сочувствовать, мягкосердечный.

Великий русский народ придумал пословицы и поговорки о добре и доброте, в которых отражена вековая мудрость наших предков. Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми из них. (показ слайда 2)

- Как вы понимаете эти пословицы?

1. Доброе слово – что ясный день.

2. Обидеть -  что ударить, приласкать – нужно слова   искать.

3. Лихо помнится, а добро век не забудется.

4. Добру добрая память.

А сейчас я предлагаю вам побыть солнышками, дарящими тепло и добро. Мы поиграем в игру «Ручеек», но дополним ее новыми правилами. Когда вы будете выбирать себе партнера, ему нужно сказать добрые, приятные  слова – комплименты.

Игра «Ручеек».

Сохраните этот климат доброжелательности в своем классе, в отношениях с друзьями. Говорите друг другу больше хороших добрых слов. От этого вы и сами будете становиться добрее.

Практическая работа.

- Сядьте ровно, расслабьтесь, закройте глаза и вспомните, что сегодня вы доброго сделали. А когда я досчитаю до 10, вы откроете глаза и поделитесь с нами своими воспоминаниями. (Рассказы детей)

И, наконец, мы подошли к самой важной части нашего занятия. Нам нужно выяснить, чему нужно научиться, чтобы стать добрее.

Высказывания детей.  (помогать там, где нужна помощь, понимать другого, заботиться о близких, выручать в беде друзей, не ссориться, улыбаться с тем, с кем общаешься, сочувствовать). (показ слайда 3.)

- Как вы думаете, а это сделать трудно?

- Что легче: обидеть или пожалеть, помириться, попросить прощения?

Показ слайда 4.   

Добро и зло творить

Во власти всех людей.

Но зло твориться без труда,

Добро творить трудней!

Игра «ДА - НЕТ».(Хоровые ответы на вопросы)

Вы смелые? – Да!

Умелые? – Да!

Ленивые? –Нет!

Красивые? – Да!

Крикливые?- Нет!

Веселые? – Да!

Милые? – Да!

Послушные? – Да!

Драчливые? – нет!

Счастливые? – Да!

- Какое чувство возникает у вас, когда вам делают что-то доброе?

Я призываю вас, дорогие ребята, в своей жизни руководствоваться пословицей (показ слайда 5): «Спешите делать добро, не ждите, когда его сделают за вас другие». И пусть ваш жизненный путь будет безоблачным и счастливым.

         Самым первым шагом на пути к доброте является вежливость. В. И. Даль «Вежливость» определяет так: (Показ слайда 6)

Вежливость – приличие, доброе поведение и общение, учтивость.

Вежливый человек – человек, соблюдающий приличия, учтивый, предупредительный.

В старину говорили: «Дерево немо, а вежливости учит».

Дети становятся в круг, улыбаются друг другу, поворачивая голову к соседу слева и справа, говорят слова приветствия.

- Какое слово вы сказали друг другу?

Именно это слово будет главным в дальнейшем нашем разговоре.

«Здравствуйте!» -

Поклонившись, мы друг другу сказали.

«Здравствуйте!» -

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «Здравствуйте!»,

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же  на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

 - Какой смысл мы вкладываем в это слово, «Здравствуйте!», когда говорим его другим людям?  (желаем здоровья, счастья, хорошего настроения).

- Действительно,  это слово связано со здоровьем. Приветствие это родилось из выражения «я здравствую тебя», т.е. «желаю тебе здоровья». Слово «Здравствуйте!» очень старое, оно связано со словом «дерево». Когда – то люди произнося слово «Здравствуйте!», желали друг другу быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, как дуб, например. И теперь, когда мы говорим это слово, желаем быть здоровым, сильным и крепким.

Выберите из карточек, лежащих на столе, слова, которые подходят к слову «здоровье». Какого здоровья можно пожелать человеку? (Карточки: крепкого, хорошего, цветочного, железного, теплого, сибирского, холодного, веселого, грустного, смешного).

Проверка задания – показ слайда 7

- Любой вежливый человек  откликнется на слово «Здравствуйте!». А с кем можно здороваться?  (с любым человеком).

- А если в школе вы встречаете незнакомых людей, с ними нужно здороваться?

В школе есть правило: ученики должны здороваться со всеми взрослыми, которые  находится в школе. Это могут быть учителя, гости, родители. Здороваться в школе нужно в любом случае. Этим вы желаете здоровья  окружающим и себе, когда они здороваются в ответ, показываете свою вежливость и воспитанность. Если твой учитель стоит рядом с другими учителями, нельзя здороваться только с ней, например, «Здравствуйте, Ольга Павловна!». Нужно обращаясь ко всем отчетливо сказать:  «Здравствуйте!». Когда входишь в класс, поздоровайся сначала с учителем, потом не забудь поздороваться с товарищами.

 - Вспомните, с кем вы сегодня поздоровались и какого бы здоровья ему пожелали? (ответы детей)  

 - Какие чувства вас охватили, когда вас поприветствовали в ответ?

- А если вы не услышали ответа на ваше приветствие?

Здоровайтесь со всеми так, как бы вы хотели, чтобы здоровались с тобой: по-доброму, вежливо, спокойно, с улыбкой. 

«Здравствуйте!».  Только на первый взгляд кажется, что это простое и совсем обыкновенное слово. А какое оно солнечное! И сколько радости, света несет в себе! В нем все: и радость встречи, и рукопожатие друзей, и пожелание здоровья!   

А теперь я предлагаю вам  немного отдохнуть и поиграть, для закрепления хорошего настроения. Для этого вам нужно выполнить несколько действий по моей команде.

Хлоп – хлоп.

Топ – топ.

Тук – тук. (присесть постучать рукой о пол)

Так – так. (невыполнимое действие)

Шлеп – шлеп.

Ширк – ширк.

Хлоп – хлоп.

Тук – тук.

Раз – два.

Три – четыре.

Руки шире.

Ноги шире.

Повернули головы ,

Посмотрели на соседа,

Улыбнулись,

Повернулись,

Затаились,

Похвалились,

Погрустили

И опять

Топ – топ.

Тук – тук.

Хлоп – хлоп.

Игра «Подбери слово».

Давайте вместе с вами подберем  добрые слова на каждую букву слова «Здравствуйте!». Ответы детей. Обобщение на слайде 8. 

 З – здоровье

Д – доброта

Р  - радость

А – активность

В – веселье

С – счастье

Т – терпение

В – вера в хорошее

У – уважение , улыбка

Й –

Т – теплота душевная

Е – есть мы!

- О чем важном и нужном мы сегодня говорили?

- Что узнали нового?

- Что больше всего понравилось?

- А что не понравилось?

Я желаю вам быть здоровыми, добрыми, вежливыми людьми.  И в заключении всем вместе предлагаю вам спеть песню «Улыбка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Доброе слово, что ясный день" Классный час.

Воспитание доброты, внимательного отношения к окружающим....

Классный час: Доброе слово-что ясный день.

Классный час о воспитании в детях доброго отношения к окружающим людям....

Классный час " Доброе слово - что ясный день".

Классный час способствует воспитанию доброго отношения к людям. Цель мероприятия: показать на примере сказок, что словом можно развеселить, поддержать, обидеть, учить задумываться над сказанным словом...

Классный час"Доброе слово, что ясный день."

Кл. час"Доброе слово, что ясный день." + презентация...

Классный час на тему «Доброе слово-что ясный день»

Показать, что словом можно развеселить, поддержать, обидеть; учить задумываться над сказанным словом....