Рабочие программы по внеурочной деятельности для 3 класса
рабочая программа (3 класс) по теме
Рабочие программы по внеурочной деятельности в соответствии с фгос с ууд для 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka.zip | 445.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №229 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Согласовано Заместитель директора по УВР ГБОУ средней школы №229 ___________ /_____________/ | Принято Протокол педагогического совета от________№__________ |
Утверждено Директор ГБОУ средней школы №229 ____________Петрова Н.А. Приказ от_________№______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Юный эколог»
на 2014-2015 учебный год
Составила учитель высшей
квалификационной категории
Пескова Наталия Германовна
Санкт-Петербург
2014
Содержание:
- Паспорт рабочей программы
- Пояснительная записка
- Содержание курса внеурочной деятельности
- Календарно-тематическое планирование
- Перечень учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)
- Критерии и нормы оценки результатов освоения программы
- Список литературы
1. Паспорт рабочей программы
Тип программы | Дополнительная общеразвивающая программа |
Статус программы | Рабочая программа курса внеурочной деятельности |
Название, автор и год издания образовательной программы (модифицированной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа; | Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для обучающихся первых классов в рамках ФГОС-2. |
Категория обучающихся | Группа 3-а класса ГБОУ средней школы №229 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга и других ОУ |
Сроки освоения программы | 3 года |
Объём учебного времени | 34 часа в год |
Форма обучения | очная |
Режим занятий | 1 час в неделю |
2. Пояснительная записка
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности, ориентирована на эмоционально-нравственное, творческое и интеллектуальное развитие ребенка. Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Содержание материала программы распределено по годам обучения. В приложении описывается содержание занятий по годам обучения. Программа может быть использована учителями начальных классов для реализации во внеурочной либо внеклассной деятельности.
В России существует многовековая традиция: украшать жилища, строения не только резьбой, коваными балконами, витьеватой изгородью, но и великолепными цветниками. Такую традицию русские заимствовали у европейских государств. Сад считался защитником дома, его добрым духом.
Цветы – это взрыв красоты, фантазии, чувств. Ребёнок, не умеющий говорить, обязательно тянется ручкой к цветку. А взрослый обязательно скажет: «Рвать нельзя, он живой!»
Так ребёнок постигает красоту окружающего мира. А потом очень важно не только научить беречь всё прекрасное, созданное природой и человеком , но и научить самому создавать красоту. Человек, вырастивший цветок, никогда уже не причинит вреда живому. Создавая клумбы, цветники, дети на опыте смогут понять, что каждый цветок уникален, неповторим, как, впрочем, и все живые организмы.
Общение с растениями непременно оставят неизгладимое впечатление на духовный мир ребёнка, его интеллектуальное развитие, творческое воображение.
Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы духовного развития личности, творческих способностей детей.
Необходимость введения курса проектной деятельности обусловлена деятельностным подходом в обучении, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.
В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является создание условий для развития и применения творческого потенциала в области цветоводства
В ходе её достижения решаются задачи:
- освоить первоначальные знания о строении растений, способах выращивания и ухода за ними, правилах использования инвентаря; пробудить познавательный интерес к творческой деятельности;
- овладеть умениями выращивать растения, ухаживать за ними;
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе, результатам своего и чужого труда, чувства сопричастности к созданию и сохранению уникальных объектов природы; стремление создавать прекрасное
Особенность курса внеурочной деятельности состоит в тесном общении с природой, что является благодатной почвой для воспитания любви, доброты к окружающему миру, человеку; развития творческого потенциала.
Каждый ребёнок готов творить. Направить его интересы в нужное русло, помочь проявить фантазию, понять важные законы творчества, помочь проникнуть в тайны природы- вот предназначение курса «В мире прекрасного» Украсить цветами открытку, сумочку, изготовить прекрасный букет, создать макет детского городка и украсить его цветущим садом. Интересно придумать и соорудить детский дворик с клумбами разных форм, дорожками, причудливыми аллеями. А можно создать мир сказки, например, «Садик для феи», «Королевство цветов». Дети научатся не только ухаживать за растениями, но и выращивать их, различать сорта цветов, их разновидности.
Программа предназначена для организации разнообразной внеурочной деятельности, ориентирована на эмоционально – нравственное, творческое и интеллектуальное развитие ребёнка.
Данный курс внеурочной деятельности тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология.
Программа курса внеурочной деятельности «Юный эколог» разработана и предназначена для обучающихся младших классов общеобразовательной школы в соответствии с требованиями государственного стандарта начального образования второго поколения. Программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования.
Это:
- гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья человека, свободного развития личности;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине;
- создание условий для самореализации;
- интеграция личности в национальную культуру;
- учёт разнообразия творческих подходов, способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
Программа предполагает систему занятий для каждого класса, педагогические средства, обозначены виды деятельности, спрогнозирован результат и уровень полученных знаний, умений и навыков.
3. Содержание курса внеурочной деятельности
II года ( 34 часа)
В гости к цветам (4 часа)
Цветы со всего света (просмотр слайдов)
Экскурсии: «Растения осенью», «Цветочки в лукошке» (сбор растений для гербария), экскурсия – исследование «Загадки природы», экскурсия в ботанический сад (заочное путешествие)
Загадочный мир цветов ( 6 часов)
«История создания чуда» (просмотр слайдов). Лекция «Содружество людей и природы». Правила сбора и сушки растений. Составление гербария (4-5 объектов). Составление цветочных композиций из сухих растений «Цветочные фантазии». Очевидное - невероятное (необычное в жизни растений). Мои наблюдения. Интересные факты.
Знатоки природы (6 часов)
Цветы и листья. «Где цветы? Где листья?». Особенности цветения растений (просмотр слайдов). Музыкально – эстетический праздник «Цветочный хоровод». Презентация детских находок «Комнатное чудо» (аппликации, фото, поделки из разных материалов). Цветочные загадки (клуб знатоков природы). Изготовление информационно – иллюстративной книжки – раскладушки. Практическая работа «Чей цветочек? Чей листочек?» (сбор моделей цветковых растений)
Мы цветоводы ( 16 часов)
Практикум. Инвентарь для ухода за комнатными растениями. Правила эксплуатации инвентаря.. Правила безопасности при работе с почвой, водой. КВН «Живая акварель». Правила посадки комнатного растения. Способы пересадки. (бригадный метод). Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» Интеллектуально- познавательная игра «Мой сад». Посадка комнатных растений черенками. Уход за молодыми растениями.
Наши проекты ( 20 часов)
Изготовление макета «Мой сад» из разных материалов (индивидуально – творческая работа). Коллективная работа «Наш цветник». Весенние заботы. Подготовка почвы к посадке. Посев семян садовых цветов. Правила посева и ухода за ростками ( по группам). Проект декоративного оформления клумбы ( макет или рисунок). Уход за ростками ( рыхление, подвязки, подкормки, опрыскивание). Декоративное ограждение из цветных камешек. Практическая работа на участке. Выставка выращенных растений «Мисс лепесток». Презентация «Своими руками». Фотоотчёт «Наши достижения»
4. Календарно-тематическое планирование
II год
№ п/п | Планируемая дата проведения(по учебным неделям) | Фактическая дата проведения | Тема занятия | Ожидаемые результаты | Корректировка |
Раздел 1 «В гости к цветам» ( 4 часа) | |||||
1 неделя | Экскурсия «Растения осенью». | дети узнают виды и названия некоторых садовых и клумбовых растений, научатся различать по характерным признакам; | |||
2 неделя | Экскурсия и сбор растений для гербария «Цветочки в лукошке». | ||||
3 неделя | Экскурсия – исследование «Загадки природы». | ||||
4 неделя | Экскурсия в ботанический сад (заочное путешествие) | ||||
Раздел 2 «Загадочный мир цветов» (6 часов) | |||||
5 неделя | Просмотр слайдов «История создания чуда». | узнают: -особенности посадки и способы высадки растений в открытый грунт; - особенности комбинированной посадки ; - требования декоративных растений к среде обитания; - сезонные изменения растений | |||
6 неделя | Лекция « Содружество людей и природы» | ||||
7 неделя | Правила сбора и сушки растений. | ||||
8 неделя | Составление гербария (4-5 объектов). Составление цветочных композиций из сухих растений. «Цветочные фантазии» | ||||
9 неделя | Очевидное – невероятное ( необычное в жизни растений) | ||||
10 неделя | Мои наблюдения. Интересные факты. | ||||
Раздел 3 «Знатоки природы» ( 6 часов) | |||||
11 неделя | Цветы и листья. «Где цветы, где листья?» Особенности цветения растений (просмотр слайдов) | научаться применять полученные знания в различных видах деятельности, проводить аналогию между предметами и явлениями реального мира. | |||
12 неделя | Музыкально- эстетический праздник «Цветочный хоровод» | ||||
13 неделя | Презентация детских находок «Комнатное чудо» (фото, аппликации, поделки) | ||||
14 неделя | «Цветочные загадки»Клуб знатоков природы | ||||
15 неделя | Изготовление информационно- иллюстративной книжки – раскладушки | ||||
16 неделя | Практическая работа «Чей цветочек? Чей листочек?» (Сбор моделей цветковых растений из частей) | ||||
Раздел 4 «Мы- цветоводы» (8часов) | |||||
17 неделя | Практикум. Инвентарь для ухода за комнатными растениями. Правила эксплуатации инвентаря. | научаться: составлять правильно цветочные композиции; - изготавливать простейшие макеты цветника из разных материалов; - пользоваться простейшим садовым инвентарём; - соблюдать санитарно гигиенические при работе с растениями, инвентарём; - осуществлять правильный уход за цветами: полив, орошение, | |||
18 неделя | Правила безопасности при работе с водой, землёй. | ||||
19 неделя | КВН « Живая акварель» | ||||
20 неделя | Правила посадки комнатного растения. Способы пересадки. (Бригадный метод). | ||||
21 неделя | Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» | ||||
22 неделя | Интеллектуально - познавательная игра «Мой сад» | ||||
23-24 неделя | Посадка комнатных растений черенками. | ||||
24 неделя | Уход за молодыми растениями. | ||||
Раздел 5 « Наши проекты» (10 часов) | |||||
25-26 | 25-26 неделя | Изготовление макета «Мой сад» из разных материалов. (Индивидуально – творческая работа) | обретут умения: самостоятельно планировать свою деятельность, логически выстраивать алгоритм действий, анализировать проделанную работу, оценивать, находить положительные моменты и ошибки. | ||
27 | 27 неделя | «Наш цветник» Коллективная работа (макет). | |||
28-29 | 28-29 неделя | Весенние заботы. Подготовка почвы к посадке. Посев семян садовых цветов. Правила посева и ухода за ростками. (По группам) | |||
30 | 30 неделя | Проект декоративного оформления клумбы. (Макет или рисунок) | |||
31 | 31 неделя | Уход за ростками (рыхление, подвязки, подкормки) | |||
32-33 | 32-33 неделя | Декоративное ограждение из цветных камешек . Практическая работа на участке | |||
34 | 34 неделя | Выставка выращенных растений. «Мисс лепесток» |
5. Перечень учебно-методических средств обучения ЭОР
Для успешной реализации курса внеурочной деятельности необходимы следующие средства обучения:
-компьютерный класс, медиаустановка;
- аудио- и видеоматериалы,
-аудиоаппаратура,
- наглядные пособия.
Принципы построения программы «Юный эколог»
Программа «Юный эколог» основывается на принципах.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения.
Принцип системно - деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников.
6. Критерии и нормы оценки результатов освоения программы
В результате реализации кура внеурочной деятельности 2 года дети должны знать/понимать:
- виды и названия некоторых садовых и клумбовых растений, различать по характерным признакам;
- особенности посадки и способы высадки растений в открытый грунт;
- особенности комбинированной посадки ;
- требования декоративных растений к среде обитания;
- сезонные изменения растений
Уметь:
- составлять правильно цветочные композиции;
- изготавливать простейшие макеты цветника из разных материалов;
- пользоваться простейшим садовым инвентарём;
- соблюдать санитарно-гигиенические при работе с растениями, инвентарём;
- осуществлять правильный уход за цветами: полив, орошение,
Прополка;
- прогнозировать результат
7. Список литературы
Для преподавателя:
1. Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д. Современный дизайн участка. Шаг за шагом. [Текст]: Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д.// Современный дизайн участка. Шаг за шагом.- М: Лада. - 2008.
2. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/114882.html
3. Бофорт М., Николас Д., Гловер Д. Клумбы в вашем саду. [Текст]: Бофорт М., Николас Д., Гловер Д.// Клумбы в вашем саду. – М: Мир книг.-2009.
4. Дишук Н.И. В цветнике. [Текст]: Дишук Н.И.// Календарь - справочник садовода и огородника.- 2009. - №7. – с.49-53.
5. Кузеванов В.Я. Ботанические сады как экологические ресурсы развития цивилизации. [Текст]: Кузеванов В.Я //Труды Томского государственного университета Томск.- 2010.- с. 218 -220.
6. Кузеванов В.Я. Ботанические сады как экологические ресурсы в глобальной системе социальных координат. [Текст]: Кузеванов В.Я.// Ландшафтная архитектура и дизайн – 2010.- № 2 .- с. 7 – 11.
7. Митт Л. Приусадебное декоративное цветоводство. [Текст]: Митт Л. //Приусадебное декоративное цветоводство.- М: - Колосс.- 1973.
8. Тавлинова Г.К. Приусадебное цветоводство. [Текст]: Тавлинова Г.К. //Приусадебное цветоводство. Санкт-Петербург.- Агропромиздат.-1996.
9. Тулинцев В.Г., Белый А.И. Цветоводство для всех. [Текст]: Тулинцев В.Г., Белый А.И. // Цветоводство для всех.-Санкт-Петербург.-Стройиздат.-2003.
10. Хессайон Д.Г. Всё о клумбовых растениях. Исчерпывающее руководство по выбору и уходу за клумбовыми растениями. [Текст]: Хессайон Д.Г.// Всё о клумбовых растениях. Исчерпывающее руководство по выбору и уходу за клумбовыми растениями.- М: - Кладезь –Букс.- 2009.
Для детей:
1. Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д. Современный дизайн участка. Шаг за шагом. [Текст]: Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д.// Современный дизайн участка. Шаг за шагом.- М: Лада.- 2008
2. Тулинцев В.Г., Белый А.И. Цветоводство для всех. [Текст]: Тулинцев В.Г., Белый А.И.// Цветоводство для всех.- Санкт-Петербург.-Стройиздат.-2003.
3. Ляхов П.Р. Всё о растениях. [Текст]: детская энциклопедия / П.Р. Ляхов. Я познаю мир. М: АСТ, 2005. - С. 252.
Приложение 1
Контрольно – измерительные материалы
1 год обучения
1. Перечислите части растения:
2. Напиши не менее пяти названий растений каждого вида:
Комнатные_____________________
Садовые_______________________
3. Перечислите основные условия жизни растений:
4. Напишите функции органов растений:
Корень-
Стебель-
Листья-
Цветок -
Плод с семенами-
2 год обучения
1. .Какую роль выполняют растения в жизни человека?
2. Что такое гербарий?
4 Подпишите названия к цветковым растениям:
5. Какие санитарно – гигиенические правила нужно соблюдать при работе с цветами в саду?
6. Какие комнатные цветковые растения вы знаете:
__________________________________________________________________
3 год обучения
1. Напишите названия растений парами по их способности жить на общей территории:
Друзья:
Соперники:
2. Перечислите названия цветковых растений по месту произрастания:
Лес:_____________________
Водоём:__________________
Пустыня:_________________
Поле:____________________
Луг:_____________________
3. В чём заключается уход за растениями?
4. Расставьте номера растений, которые правильно разместятся на простой клумбе:
4 год обучения
1. Мифы и реальность:
1) Очень красивый юноша, который любовался только собой, превратился в цветок:________________
2) Королева, которая превратилась в цветок. Боги подарили цветку острое оружие от злых людей: __________________
2. Ландшафт какой страны изображён, подпишите:
_____________________________
3. Напишите не менее пяти названий клумбовых цветковых растений:
Светолюбивые __________________________________________
Тенелюбивые __________________________________________
4. Нарисуйте свой любимый клумбовый цветок, подпишите его название:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Рабочая программа "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование занятий. Полностью соответствует требованиям ...
рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс
Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"
Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Спортивно - оздоровительное направление...