Педагогический проект «Воспитание толерантности у младших школьников в условиях современного образования»
проект
В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:
- этика и стратегия ненасилия;
- идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;
- необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.
Это обусловлено социальными проблемами в обществе, конфликтами на национальной и религиозной почве, которые являются прямой угрозой безопасности страны.
Часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Воспитание толерантности у младших школьников в условиях современного образования»
Актуальность проекта
В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:
- этика и стратегия ненасилия;
- идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;
- необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.
Это обусловлено социальными проблемами в обществе, конфликтами на национальной и религиозной почве, которые являются прямой угрозой безопасности страны.
Часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В законе РФ «Об образовании» говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей...» (ст. «Принципы государственной политики в области образования»). Школьное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества.
Толерантность-это универсальный инструмент, необходимый для воспитания подрастающего поколения на любом этапе школьного возраста.Своевременным началом освоения этого навыка является приучение детей к тому, что вокруг них есть другие дети не только по национальности, но и с особенностями в развитии,с ослабленным здоровьем.
Именно младший школьный возрасте, именно является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. Очень важно в младшем школьном возрасте заложить навыки правильного взаимодействия человека с обществом.
Под основами толерантной культуры ребенка понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп.
Актуальность формирования толерантности у детей младшего школьного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в образовательном учреждении
Воспитание школьников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, но и толерантного отношения к представителям национальностей, культур и традиций. Мы живем в много национальном городе и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой.
Под толерантностью исследователи понимают:
- ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур;
- терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру каждого человека, независимо от его пола, возраста, национальности, вероисповедания. Кроме того, слово «толерантность» употребляется современными учеными и для обозначения адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с другими, не нарушая внутреннего равновесия.
Младший школьный возраст – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Формирование толерантности целесообразно начинать в младшем школьном возрасте, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.
Основы толерантности закладываются у детей в процессе непосредственной образовательной деятельности, во время досугов, внеурочной деятельности. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у школьников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у младших школьников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов их деятельности.
Я работаю учителем начальных классов и считаю необходимым поиск разрешения выявленных проблем в системе современного образования. Поэтому мой выбор темы проекта - «Воспитание толерантности у младших школьников в условиях современного общества».
Проект позволит мне организовать практическую работу по толерантному воспитанию детей младшего школьного возраста и разработать систему мероприятий с родителями в данном направлении.
В результате реализации данного проекта в школе будет создана среда, способствующая освоению навыков толерантного отношения к окружающей действительности, представителям разных культур, национальностей, социальному статусу и людям с особенностями в развитии.
Цель проекта:
Формирование у младших школьников 1»А»класса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных национальностей, культур, вероисповеданий, людей с особенностями в развитии и с ослабленным здоровьем.
Задачи:
1.Создание условий для развития толерантного отношения у детей младшего школьного возраста.
2.Разработка плана мероприятий, направленных на развитие толерантности.
3.Организация партнерских отношений между школой и семьями учеников по вопросу толерантного воспитания детей,
4.Создание программы по проведению занятий по толерантности в рамках класса, школы .
5.Организация клуба «Мы-разные»и проведение мероприятий на базе школы «Гармония»и детского дома.
Проект реализуется через систему мероприятий, представленных в программе по толерантности.
Программа внеурочной воспитательной деятельности «Толерантность – искусство жить с непохожими детьми» в рамках дополнительного образования по теме «Мой проект»
Пояснительная записка:
Актуальность формирования толерантности у детей младшего школьного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в образовательном учреждении
Цель программы: Воспитание толерантности у младших школьников.
Задачи:
- Формирование основ толерантного поведения
- Развитие умения принимать человека таким, какой он есть, на зависимо от его пола, возраста, веры, национальности.
- Развитие навыков общения со сверстниками.
Программа основывается на следующих педагогических принципах:
- Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема предлагаемого материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.
- Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность.
- Системность. Принцип системного подхода.
- Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработку на этой основе ценностных ориентаций.
В программе реализуются 3 направления воспитательной работы:
-«Мы разные, но мы дружные»
- «Искусство жить с детьми с особенностями в развитии»
- «Россия - многонациональная страна»
Для успешной реализации программы предлагается сочетание различных форм организации воспитательной работы:
- Изучение культурных традиций родного края;
- Классные часы, тематические беседы;
- Участие в конкурсах, музыкальных праздниках, спектаклях;
- Экскурсии, походы, поездки по этническим центрам, специальным школам для детей с особенностями в развитии
- Посещение театров, кинотеатров, музеев, выставок.
Тематический план организации воспитательных занятий
№ | Направления воспитательной работы | Формы воспитательной работы, их тематика | Сроки реализации | Планируемые результаты |
1 | «Мы разные, но мы дружные» | Спортивное развлечение «Игры народов мира» «Толерантность » выпуск листков для родителей «Рекомендации для родителей по толерантному воспитанию детей» Конкурс рисунков «Мы едины» Классный час «День народного единства» Виртуальная – экскурсия «Новогодние обычаи стран и народов мира» | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь | Привитие интереса к игровым традициям народов мира; воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. Привитие интереса к культурному прошлому и настоящему своей Родины; Знакомство с особенностями празднования нового года в разных странах. |
2 | «Россия – многонациональная страна» | Беседы: «Моя страна», «Символика нашей страны», «Мой город» (Интегрированы в урок окружающий мир) «Русские народные праздники и традиции» Экскурсия по религиозным центрам (синагога, храм, мечеть, костел) | Сентябрь Январь Февраль | Формирование гражданской позиции каждого ученика. Развитие патриотизма. Привитие интереса к культуре русского народа Формирование толерантного отношения к людям с разным вероисповеданием |
3 | Искусство жить с детьми с особенностями в развитии. | Конкурс рисунков «Мы» Проведение совместного праздника с детьми из школы «Гамония» « Давайте дружить!» Проект «Мои друзья!» | Март Апрель Май | Формирование чувства единения и значимости каждого человека в обществе Развитие коммуникативных навыков. Знакомство с детьми с особенностями в развитии. Формирование опыта проектной деятельности на тему «Мои друзья!» |
Формы организации работы с участниками проекта:
- Внеурочные занятия;
- Классные часы;
- экскурсии в музеи, выставки,связанные с формированием навыков толерантности
- консультации;
- мастер-классы;
- встречи с интересными людьми;
- познавательные игры, викторины;
- проектная и исследовательская деятельность;
- использование интернет – технологий;
- создание видеопрезентаций;
- посещение школы «Гармония» и детского дома;
- оформление выставок, создание коллекций творческих работ;
- встречи, театральные инсценировки.
- Сотрудничество с учащимися школы-интерната в поселке Старый городок.
Прогнозируемые результаты
После реализации проекта ожидаются следующие результаты:
1. У учащихся постепенно сформируются такие качества как отзывчивость к нуждам других, непохожих на них, детей; справедливость в суждениях о других людях, несмотря на особенности в развитии, способность сопереживать людям, представляющим социальные меньшинства.
2. Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и школой. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений своих детей, и что важнее всего, притворят их в жизнь.
Затраченные ресурсы.
Произведена закупка кантцтоваров, материала для встреч с воспитанниками детского дома и школы «Гармония» , приобретение костюмов для инсценирования, и стендов для оформления выставки рисунков «Мы-разные, но мы вместе» за счет спонсорских средств. Аудитория проекта - учащиеся, педагоги, родители,
Проект работает в течении 2 лет.
За время работы проекта организованно 5 эксурсий в культурный центр , др. За два года было проведено 10 мероприятий с участием учащихся и педагогов школы «Гармония»,школы-интерната.
Учащихся нашего класса с проектами по толерантности активно принимали участие в общешкольной научно-практической конференции. Приобщение педагогов к проблеме формирования толерантности учащихся нашей школы в рамках проведения ежегодных педагогических педсоветов.
Литература
1.Степанов В.П. Толерантный человек: как его воспитать? // Народное образование. – 2001. – №6.
2.Сергеева В. Воспитание межнационального согласия в коллективе // Сельская школа. – 2004. – №5.
3.Выгодский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
4.Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости// Педагогика. – 2000. – №4.
5.На пути к толерантному сознанию /Под ред. А.Г. Асмолова. – М., 2000.
6.Риэрдон Б. Толерантность – дорога к миру. – М., 2001.
7.Рожков М.Н. Байбородова Л.В. Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. – Ярославль, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание толерантного поведения младших школьников в рамках ФГОС второго поколения.
Статья о воспитании толерантности у младших школьников....

Воспитание толерантности у младших школьников.
Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и во внеучебной деятельности. Име...

Доклад на тему "Воспитание толерантности у младших школьников"
Доклад был подготовлен для выступления на школьном МО классных руководителей....

Формирование толерантности у младших школьников в условиях поликультурного образования
Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная возможн...

Психолого-педагогические условия развития одаренности младшего школьника в условиях современного начального образования.
Психолого-педагогические условия развития одаренности младшего школьника в условиях современного начального образования....

Воспитательный проект "Воспитание толерантности у младших школьников в условиях межнационального общения"
В материалах размещен проект реализация которого способствует развитию толерантности у детей младшего школьного возраста...
Педагогический проект "Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС"
Педагогический проект раскрывает особенности организации проектной деятельности в младшей школе....