Выступление НИРО "Программа внеурочной деятельности "Юный олимпионик"
презентация к уроку (2 класс) на тему
Одной из актуальных проблем образования является организация такого педагогического процесса, который был бы основой развития познавательного интереса и нестандартного творческого мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
niro_2013.pptx | 738.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Существенный вклад в становление и развитие олимпиадного движения, в разработку методики организации и проведения олимпиад внесли такие ученые и педагоги, как П.С. Александров, Л.Д. Глейзер, Б.Н. Делоне, В.Ф. Каган, М. Клайн , А.Н. Колмогоров, Л.А. Люстерник, А.И. Маркушевич , И.С. Петраков, Д. Пойа, В.И. Смирнов, С.Л. Соболев, В.А. Тартаковский, Г.А. Тоноян , Г.М. Фихтенгольц, СИ. Шварцбурд , Л.Г. Шнирельман и др.
«… изучение русского языка, литературного чтения, математики в начальной школе направлено на пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь; понимать закономерности окружающего мира, расширять представления о математических отношениях; овладение умениями правильно писать и читать, формирование основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации; овладевать первоначальными знаниями о лексике, фонетике, грамматике русского языка, осваивать начальные математические знания, формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики, проявлять математическую и лингвистическую готовность к продолжению образования.»
Актуальность Актуальным является вопрос о диагностике, развитии и обучении детей, обладающих теми или иными способностями. Но это не означает, что можно ожидать одинаково высокого развития одних и тех же способностей у всех детей. Детям с разными видами способностей нужен разный подход. В связи с этим, важным является подход к привлечению большого количества учащихся к внеклассным занятиям, направленным на развитие психических процессов.
Научно-методический аппарат Цель: создание условий для развития познавательного интереса и нестандартного мышления младших школьников при подготовке и проведении предметных олимпиад
Задачи Развитие познавательных потребностей младших школьников через разные виды работ и содержание заданий на основе лингвистического и математического материала. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Развитие нестандартного мышления и формирование опыта творческой деятельности у учащихся. Формирование универсальных учебных действий (познавательных, личностных, регулятивных, коммуникативных) через формы, методы, содержание внеурочной деятельности. Воспитание языкового и математического чутья; повышение общей языковой культуры учащихся, расширение лингвистического и математического кругозора школьников. Выявление одаренных в лингвистическом и математическом отношении учеников. База исследования: МБОУ СОШ № 70 г.Дзержинска
Новизна работы 1.В программе объединены два направления развития познавательного интереса через лингвистический и математический материал. 2.Подготовка к предметным олимпиадам начинает осуществляться со второго полугодия 1 класса. 3. Разработаны диагностические методики, направленные на выявление уровня развития познавательных способностей у младших школьников. 4.Разработана система упражнений интегрированного характера, направленная на развитие различных психических процессов у детей. 5.Подобраны, систематизированы и разработаны олимпиадные лингвистические и математические задания в соответствии с программными разделами предмета «Русский язык» и « Математика» по каждому классу. 6.Определены итоговые уровни развития учащихся к заключительному этапу работы кружка « Юный олимпионик » 7.Получены результаты, показывающие эффективность использования программы « Юный олимпионик » в начальной школе.
Условия реализации программы Занятия проводятся в учебном классе. Каждый ребенок обеспечен обычной рабочей тетрадью. Подобраны нестандартные задания и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников на математическом и лингвистическом материале. Разработаны тематическое планирование с 1 по 4 классы, подобраны олимпиадные задания с 1 по 4 классы, примерная структура занятий по всем годам обучения, разработаны олимпиады по предметам1-4 классы, разработаны конспекты занятий .
Содержание занятий 1.Игровая часть 2.Теорети-ческая часть 3.Практи- ческая часть
Примерная схема занятия 1.Орг. момент ( 1 мин.) 2.Игра (4 мин.) 3.Разминка «Мозговой штурм» (5 мин.) 4.Теоретический материал «Школа юного мыслителя» (10мин.) 5. «Великое нечто» (3 мин.) 6. «Мы вместе!»(работа в парах) ( 10мин.) 7. «Проверь себя!» (самостоятельная работа)(7 мин.) 8.Решение старинных задач и задач-шуток(4 мин.) 9.Подведение итогов ( 1 мин.)
Тематические блоки Развитие познавательного интереса младших школьников по основным разделам русского языка Фонетика Орфография Морфология Синтаксис Развитие речи
Тематические блоки Развитие познавательного интереса младших школьников по математике Геометрический материа л Задачи Старинные задачи и задачи-шутки Арифметический материал
Критерии оценки результатов к концу 4-го года обучения Высокий уровень: Умеют самостоятельно работать, правильно оценивая сделанную работу. Предлагают творческое решение задач. Владеют устной и письменной речью, выше уровня, предусмотренного программой. Составляют алгоритмы выполнения заданий. Стремятся к самостоятельному приобретению новых знаний.
Критерии оценки результатов к концу 4-го года обучения Средний уровень Умеют самостоятельно работать, но испытывают затруднения в оценивании выполненной работы. Творческие задания выполняют в совместной деятельности. Владеют речью в соответствии с программными требованиями. Низкий уровень: Самостоятельно работают только с некоторыми заданиями, испытывая сложности в оценивании выполненной работы. Творческие задания выполняют под руководством учителя или при помощи одноклассников. Речь развита ниже уровня, предусмотренного программой.
Ожидаемые результаты Курс «Юный олимпионик » помогает освоить программу общеобразовательной начальной школы. Обеспечивает комплексное развитие различных видов памяти, внимания. Развивает наблюдательность, воображение. Способствует развитию сенсорной и двигательной сфер ребенка. Формирует мышление.
Система подготовки детей к лингвистическим олимпиадам 1.На уроках русского языка, при изучении соответствующих разделов 3.При осуществлении межпредметных связей 2.На занятиях во внеурочной деятельности .
Тематическое планирование 1 класс № п\п Тема Кол-во часов 1. Вводное занятие «Давайте познакомимся!» 1ч. 2. Игры Деда Буквоеда 1ч. 3. «Дорожки практики» Игры с палочками 1ч. 4. Добрый «волшебник» - ударение 1ч. 5. «Смекай, отгадывай, считай» Решение задач 1ч. 6. Слова-родственники 1ч. 7. Магические квадраты. Решение арифметических ребусов 1ч. 8. Все наоборот! (слова-антонимы) 1ч.
Тематическое планирование 2-4 классы № п\п Тема Кол-во часов 1. Вводное занятие. Входная диагностика 1ч. 2. Закономерности в числах и фигурах 1ч. 3. Фонемы. Для всех ли фонем есть буква? 1ч. 4. Геометрия – страна очень важная она. Решение геометрических задач. 1ч. 5. Закономерности в буквах и словах 1ч. 6. Торопись- не ошибись! Решение арифметических задач 1ч. 7. «Волшебник»- ударение! Омографы и омофоны. 1ч. 8. Викторина « Думай,решай,отгадывай !» 1ч.
Занятость обучающихся в кружках и секциях Диаграмма
Количество участников конкурсов, олимпиад по предметам
Олимпиады и конкурсы С 2009г. обучающиеся принимают участие в национальной образовательной программе «Интеллектуально - творческий потенциал России» в Российских заочных конкурсных олимпиадах «Познание и творчество» под эгидой Академии наук ; в 2009 г получили 2 диплома за 3 место,3 диплома лауреатов ( 4 место по России) в номинации «Я знаю русский язык»; в 2010 г. в той же номинации «Я знаю русский язык» диплом за 3 место и 5 диплома- лауреата; в 2011г. в той же номинации диплом за 3 место. С 2010 г. обучающиеся принимают участие во Всероссийском открытом проекте «Интеллект- экспресс» : «Тайны русского языка» 3ученика заняли 1 место по России, «Тайны математики»1 ученик -1 место, 5учеников -3 место, 1 ученик-лауреат; в 2011г. «Мир русского языка» - 3 ученик- 1 место, 1 ученик- 2 место, 3 ученика- лауреаты; «Загадки математики» - 3 лауреата.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся. Кружок "Олимпионик"
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни - необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы школы, требующий соответствующей организации всей жизни школы, включа...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Сценарий занятия научного общества обучающихся «Олимпионик» в рамках внеурочной деятельности в начальной школе
занятие включает способных, мотивированных, детей с ОВЗ; работа ведётся в разновозрастных группах в игровой форме....
Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности кружка "Олимпионик" ФГОС(1-4)
Рабочая программа и КТП разработаны в соответствии с ФГОС для учащихся 1-4 классов. Успешно используется коллегами школы, региона и России....
Программа внеурочной деятельности "Олимпионик"
Программа внеурочной деятельности "Олимпионик" помогает организовать работу с одарёнными детьми в начальной школе. В ней отражены принципы работы с одарёнными детьми и необходимые условия дл...
Тематическое планирование внеурочной деятельности Олимпионик.
В тематическом планировании раскрыт практический смысл работы с одарёнными детьми....
Выступление на ШМО учителей начальных классов МКОУ «Любимовская СОШ» Тема выступления: «Формирование функциональной грамотности на занятиях во внеурочной деятельности»
В статье рассмотрены теоретические подходы к формированию функциональной грамотности у младших школьников. Автор оценивает их соответствие требованиям времени, обосновывает содержательное наполнение п...