Программа внеурочной деятельности "Олимпионик"
рабочая программа по математике (3, 4 класс)

Программа внеурочной деятельности "Олимпионик" помогает организовать работу с одарёнными детьми в начальной школе. В ней отражены принципы работы с одарёнными детьми и необходимые условия для развития творческой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_programmy_olimpionik.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

            Пояснительная записка курса внеурочной деятельности «Олимпионик»

  • Проблема

    В современном обществе одной из приоритетных задач становится создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей,  возможность реализации их потенциальных способностей.

     Во втором издании «Рабочей концепции одарённости» одарённость трактуется как системное качество, характеризующее психику ребёнка в целом. Система ценностей личности и её направленность ведут за собой развитие способностей и прогнозируют реализацию творческих задатков.          Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. При этом особое значение имеет собственная активность ребёнка. Дети младшего школьного возраста обладают высоким уровнем любознательности и чрезвычайной яркостью фантазии. Поэтому признаки одарённости можно проследить в реальной деятельности путём наблюдения за характером его действий.

   Различают два аспекта поведения одарённого ребёнка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный  аспект характеризует способы деятельности, по которым можно проследить особую, качественно своеобразную продуктивность деятельности личности. Для одарённого ребёнка – это выдвижение новых целей деятельности за счёт более глубокого овладения  предметом, ведущее к новому видению ситуации объясняющее появление новых идей и решений. Новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ребёнку открыть новые закономерности. Дети способны тщательно анализировать проблему до принятия своего решения, находить и формулировать общие закономерности. Инструментальный подход в данной программе предполагается реализовать  проблемно – диалогическим обучением.

   Необходимо учитывать и мотивационный аспект поведения одарённого ребёнка. Повышенная любознательность, ярко выраженный интерес к определённым видам деятельности, высокая увлечённость предметом, наличие интенсивной склонности к определённому виду деятельности, неприятие стандартных и готовых ответов присущи ученикам с более высоким уровнем интеллектуального развития. Такую высокую познавательную потребность предполагается поддерживать созданием проблемных ситуаций во время занятий, организацией групповых форм обучения, а так же расширением предметного содержания деятельности и усложнение учебного материала..

         Недостатком современной системы обучения является стандартизация  временных моментов обучения в школе: единое для всех время на овладение программой, длительность урока, темп ведения урока, слабая ориентированность школы на формирование и развитие индивидуальности, слабый учёт и развитие разнообразных способностей и интересов. Всё это ведёт к низкой учебной мотивации способных детей.     Учение ниже своих способностей, пассивность и беспомощность учащихся и как  результат всего этого - случайный выбор профессии и путей продолжения образования. Введение часа факультативного занятия с одарёнными детьми даёт возможность им проявить свои личные качества, ощутить радость умственного труда. Общение в группе себе равных стимулирует к интеллектуальному росту, высокой мотивации к самосовершенствованию.

  Одарённые дети отличаются высоким уровнем способности к самообучению и нуждаются в создании вариативной, индивидуализированной образовательной среде. Поэтому с третьего класса предполагается проведение занятий в специально подобранной группе детей, имеющих способности и интерес к математике или русскому языку..

    Анализ современных концепций работы с одаренными детьми послужили мотивом создания данной программы «Олимпионик» для работы с  детьми в начальной школе.

   Программа  направлена на изучение и решение проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития природных задатков и самореализации личности.

На реализацию программы отводится 2 часа в неделю для 3 классов и 2 часа в неделю для 4 классов.

  • Актуальность.

      В современном обществе проблема выявления одарённых детей переформулируется в проблему создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в рамках общеобразовательной школы и обеспечения благоприятных условий для совершенствования имеющихся видов одарённости.

    К школе сегодня предъявляются высокие требования, поэтому развитие способностей школьников является одной из приоритетных задач современного образования.  В рамках классно – урочной системы не удаётся организовать работу с более успешными детьми. От класса к классу у них снижается мотивация к обучению и как следствие результативность. А требование общества к результатам образования повышаются, в связи с необходимостью повышения социально - экономического потенциала государства. Социальная значимость и актуальность проблемы привели к созданию данной программы, которая послужит методическим основанием для организации практической работы с одарёнными детьми в рамках внеурочной деятельности согласно ФГОС второго поколения.

  • Цель программы.

Обеспечение благоприятных условий для  выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в начальной школе.

  • Задачи

  • Сформировать навык действия в ходе решения нестандартных задач повышенной сложности.
  • Развивать способность устанавливать логические связи.
  • Развивать познавательные интересы.
  • Формировать стремление к размышлению,  поиску.
  •  Развивать внимание, память, воображение.

  • Направления реализации программы.
  1. Выявление математически одаренных детей.
  • Наблюдение за действием ученика в нестандартной ситуации.
  • Наблюдения на занятии за проявлением активности и любознательности.
  • Наблюдение за успешностью выполнения олимпиадных заданий.

  1.  Развитие математической одаренности обучающихся.
  • Предусмотреть в расписании час для факультативной работы с ОД.
  • Создать учебно-методический комплекс для проведения занятий.
  • Проводить занятия методом проблемно-поисковой деятельности,  работой в группах и с использованием ИКТ.                                            
  1.  Реализация развитой математической одарённости.
  • Создание оптимального педагогически организованного пространства для проявления математической одарённости.
  • Предоставить возможность показывать успешность развития в интеллектуальных играх.
  • Обеспечить участие более успешных детей в муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсах и олимпиадах.

  • Нормативно-правовая база

Программа по внеурочной деятельности «Олимпионик»  построена с учётом следующих нормативных документов.

1.Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 26 января 2007 г. № 79-р

2.Постановление от 21 марта 2007 г. № 172 о федеральной целевой программе "Дети России" на 2007 - 2010 годы.

3.Федеральная целевая программа «Дети России» (подпрограмма «Одарённые дети»)

4. «Рабочая концепция одарённости».

5. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)

Содержание программы.

Программа предусматривает задания повышенной сложности, упражнения, ребусы, шарады, анаграммы  на формирование познавательных, личностных и коммуникативных универсальных действий.   Это способствует появлению желания общению со сверстниками, равными по интеллектуальному развитию, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма  - это     возможность         научить ученика автоматически выполнять действия, подчиненные заданному  алгоритму, что помогает классифицировать задания и находить способ действия в заданной ситуации.                                                        

       На ступени начального образования должны быть сформированы следующие логические действия:

  • сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств и различия, определения общих признаков и составления классификации);
  • анализ (выделение элементов и «единиц» из  целого; расчленение целого на части); и синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты);              
  • сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;
  • классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
  • обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
  • установление аналогий

     Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций. 

В силу сложного системного характера общего приема решения задач  данное универсальное учебное действие может рассматриваться как модельное для системы познавательных действий. Решение задач выступает и как цель и как средство обучения.

   Логические упражнения представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит формирование математического мышления. Логические упражнения позволяют детям усвоить правильные суждения, выполнять различные виды анализа, учат устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Значительно расширяется объём и концентрация внимания, уровень сохранения увиденного в памяти, словарный запас и умения оформлять в словесной форме свои рассуждения и доказательства. Сложность логических задач увеличивается от класса к классу. Используются на занятиях комбинаторные задачи, нестандартные, задачи повышенной сложности, формируются геометрические понятия, пространственное воображение. Дети учатся анализировать представленные объекты, мысленно расчленяя их на составные части для детального исследования, собирать предмет из частей, усовершенствовать предмет по заданным условиям.  

      Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера - проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские,— в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности: познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству.

  • Ценностные приоритеты.

В работе с одарёнными младшими школьниками решается задачи не только интеллектуального развития, но и нравственного, так как это возраст становления и развития личности. Полагаю, что уместно сделать акцент на следующих ценностных приоритетах.

 1. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:

  •  доброжелательности, доверия и  внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • формирования уважения к окружающим – умение слушать и слышать    партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;  

2. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию

 развитие широких познавательных интересов, инициативы  и любознательности, мотивов познания и творчества:

  •  формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).                

3. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

  •   формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать.

  Работа с одарёнными детьми построена на следующих принципах.

 
1). Принцип развивающего и воспитывающего обучения.

   Содержание и методы обучения направлены не на  усвоение суммы знаний, а на познавательное развитие.

2).  Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

    Содержание обучения будет учитывать индивидуальные типологические особенности детей и строится на следующих направлениях:

  • учет возрастных особенностей;
  • обогащения  - выход за рамки традиционных тем курса начальной  школы.
  • проблематизации – стимулирование личностного развития детей: использование оригинальных объяснений, поиск новых и альтернативных смыслов в известных фактах. Это способствует формированию личностного подхода к изучению разных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.

 

  • Ожидаемые результаты

1.Личностные

  • Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
  • Сформированность толерантности сознания.
  • Сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками.

2.Метапредметные

  • Готовность и способность к сотрудничеству в образовательной деятельности.
  • Навыки исследовательской и проектной деятельности, адекватное представление результатов исследования.

3.Предметные

  • Овладение логическими операциями и основами комбинаторики.
  • Сформированность основ социально-критического мышления;
  • Осознанное, произвольное  и адекватное использование, создание и трансформация различных видов знаково-символических средств, схем, моделей;

 

  • Формы контроля
  • Учёт посещаемости занятий.
  • Проведение отборочного тура в конце каждой четверти.
  • Регулярное отслеживание результатов успешности развития через участие детей  в интеллектуальных играх, марафонах, проводимых в данной группе обучающихся.

  • Форма занятия

     Занятия  построены в форме урока продолжительностью 45 минут

                                             

  • Режим занятий

Занятия проводятся по параллелям 3 и 4 классов, отдельно по математике и по русскому языку. Всего в неделю 4 часа, 35 часов в год по каждому предмету на каждой параллели.

Система мероприятий по реализации программы

  • Нормативно-правовое сопровождение
  • Закон РФ «Об образовании» от 01.12 2007 №309-Ф3
  • ФГОС НОО

     

  • Научно-методическое сопровождение

Программа «Одаренные дети» составлена на основе двух государственных программ начального обучения:

1).  «Математика и конструирование» С.И. Волковой и  О.Л. Пчёлкиной.

2). «Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики» С.И. Волковой и Н.Н. Столяровой.

 

План реализации программы

Программа рассчитана на 2 года обучения в начальной школе.  

класс

Реализуемый компонент.

3 класс

Начальные элементы развития логической грамотности.

Развитие внимания к слову и русскому языку.

4 класс

Решение сложных комбинаторных и нестандартных задач.

Знакомство со сложными разделами фонетики, морфологии и лексики в курсе русского языка.

Ожидаемые конечные результаты программы:

 

К концу учебного года учащиеся 3 класса по  математике должны

понимать:

  • Способ решения нестандартных заданий.

знать:

  • Приём решения задач кругами Эйлера и с помощью таблицы и графами.

уметь:

  • Разгадывать математические ребусы.
  • Строить графы для решения задач.
  • Выполнять олимпиадные и конкурсные задания.

К концу учебного года учащиеся 3 класса по русскому языку должны

понимать:

  • Приёмы подсчёта звуков и букв в словах.

знать:

  • Простейшие фразеологические обороты.
  • Устаревшие слова.

уметь:

  • Подбирать синимы, антонимы, омонимы.
  • Разгадывать ребусы, шарады, анаграммы.
  • Выполнять олимпиадные и конкурсные задания.

           

К концу учебного года учащиеся 4 класса по русскому языку должны

понимать:

Роль процессов озвончения и оглушения в русском языке

знать:

  • Род иностранных и заимствованных слов.
  • Фразеологические обороты, пословиц, поговорки.
  • Формы множественного числа имён существительных

уметь:

  • Разгадывать  ребусы, шарады, анаграммы, палиндромы.
  • Классифицировать слова по разным признакам.
  • Разбирать по составу слова с чередованием согласных в корне.
  • Выполнять олимпиадные и конкурсные задания

К концу учебного года учащиеся 4 класса по математике  должны

понимать:

  • Приёмы установления последовательности действий.

знать:

  • Приём решения задач с помощью вычисления среднего арифметического.
  • Приёмы решения задач повышенной сложности на движение.
  • Приёмы решения логических задач на нахождение числа.

уметь:

  • Выстраивать древо для решения комбинаторных задач.
  • Выполнять олимпиадные и конкурсные задания

Список использованной литературы

1. Богоявленская Д.Б. «Основные современные концепции творчества и  одаренности». М., 1997

2. Журнал « Начальная школа» № 3,1997г.

3. Матюшкин А.М. «Что такое одарённость. Выявление и развитие  одарённых детей». Москва, изд. «Омега – Л», 2008 г.

4. Б.Н. Никитин. «Учимся играя»

5. А.Д.Гетманов «Занимательная логика для школьников»,

    Москва, «Владос», 1998

     6.В.Н. Русаков «Математические олимпиады младших школьников»,

      Москва, «Просвещение», 1990.

7.Ф.Ф. Нагибин «Математическая шкатулка», Москва,

     «Просвещение»,   1988

8.  «Внеклассная работа. Олимпиады и интеллектуальные игры».

     Москва, «Первое сентября», 2000г.

9.  В.И. Шиманский «Логические игры и задачи», Донецк,

     «Сталкер», 2000.

10. М.Давыдов, «Развивающие игры для детей», Москва,

     «Аквариум», 2000                                                                    

11.Н.К. Виноградов, «5000 головоломок для школьников», Москва,

       «АСТ», 2001

12. Г.Левитас «Нестандартные задачи в 1,2,3,4 классе», газета

    Начальная школа», 2001

13. В.Аввакумова «Математика в сказках». Газета

     «Начальная школа»,  2001

14. И.Г. Сухин «Занимательные материалы», Москва, «Вако», 2004

15. Н.Г. Белицкая «Школьные олимпиады», Москва, «Айрис-пресс», 2007

    16. Федеральная целевая программа «Дети России»

          (подпрограмма «Одарённые дети»)

17. «Рабочая концепция одарённости».

18. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...