Воспитательное мероприятие "Школа вежливости"
учебно-методический материал (1 класс) по теме
Воспитательное мероприятие "Школа вежливости"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитательное мероприятие "Школа вежливости" | 33.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательное мероприятие на тему:
«Школа вежливости»
Цель: ознакомить с этическими нормами поведения; дать представление о вежливом общении; формировать привычку употреблять слова вежливости.
Оборудование: песня «Улыбка», цветик-семицветик, советы-памятки для каждого ученика, таблички с «вежливыми» словами.
Ход мероприятия:
Звучит песня «Улыбка». Споем ее все вместе.
Вступительное слово воспитателя:
Воспитатель: Как вы думаете, почему мы начали с песни? (Выслушиваются высказывания детей.) Конечно, она помогла и нам поделиться друг с другом улыбкой, значит, проявить свое доброе отношение, расположение к другому, от этого и настроение становится лучше, верно? А когда не звучит такая песня, помним ли мы, что к другому человеку надо всегда относиться внимательно, сердечно, по-доброму?
Дети: Не всегда.
Воспитатель: Как мы называем человека, который никогда об этом
не забывает, и потому всякому с ним легко и приятно?
Дети: Такого человека можно назвать воспитанным.
Воспитатель: Верно, вежливым, воспитанным. Сегодня и пойдет разговор о вежливости. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека.
Ученик:
Вежливость в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда.
Она с годами закрепляется
И остается с человеком навсегда.
Воспитатель: до ХVI века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Вежливость — это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. для этого поиграем в игру «Вежливо-невежливо». Если вежливо - хлопайте два раза, невежливо — один.
- Поздороваться при встрече;
- Толкнуть и не извиниться;
- Помочь подняться;
- Поднять упавшие вещи;
- Не встать, обращаясь к учителю;
- Не уступить место в транспорте;
- Не заметить недовольство мамы;
- Обращаться на «Ты» к старшим;
- Благодарить за помощь;
- Помочь донести тяжелые сумки.
Воспитатель: А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь «волшебными» словами? Назовите такие «волшебные слова (дети по очереди называют, учитель вывешивает таблички с вежливыми словами.)
Воспитатель: А теперь мы сыграем в игру под названием «Докажите словечко»
ИГРА «Доскажите словечко»
Воспитатель: Зазеленеет старый пень, Когда услышит:... (добрый день).
Если больше есть не в силах, скажем маме мы... (спасибо).
Мальчик вежливый и развитый Говорит, встречаясь:... (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости, Говорим:... (простите пожалуйста).
И во Франции, и в Дании На прощанье говорят... (до свидания).
Воспитатель: а теперь некоторые детки расскажут нам небольшие стихотворения, в которых тоже нужно вставить «волшебные слова», угадайте, какие?
Даша: Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут на белом свете,
Запомнить их давно пора.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого.., (спасибо).
Рома: Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова,
В день, пожалуй, раз до ста
Говорю... (пожалуйста).
Руслан: Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов,
Потому что «здравствуй»
Значит «будь здоров».
Костя: Правило запомни.
Знаешь, повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались,
Встретились с утра,
Значит, слово «здравствуй»
Говорить пора.
ИГРА «Вежливые прятки»
Выбирается водящий. Его задача — узнать по голосу говорившего. Водящему завязывают глаза. Один из учащихся произносит какое-то слово вежливости: «Здравствуй», «добрый вечер», «Всего хорошего» и т. д. Задача водящего — узнать ученика по голосу.
Воспитатель: Попробуем проверить, верно ли, что есть волшебные слова. А для этого поиграем еще в одну игру, которая называется «Волшебный цветик-семицветик».
ИГРА «Волшебный цветик-семицветик»
Воспитатель берет самодельный цветок — ромашку и объясняет условия игры: «волшебник» отрывает лепесток и, делая вид, что бросает его, отдает кому-то по своему желанию со словами из известной сказки:
Лети, лети, лепесток
Через запад — на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли
Быть по-моему вели...
А дальше он, например, говорит: «Вели, чтобы Юля сказала Грише
доброе слово».
(Цветков можно заготовить заранее несколько.
Чтобы дети не ушли в сторону от темы, учитель начинает игру сам, давая себе такое задание. Он может подсказать на ушко первому играющему, какие слова тому или другому ученику лучше сказать. Например: «Извини, Петя, я тебя нечаянно толкнула сегодня, прости, пожалуйста»; «Катя, я была неправа, что не дала тебе сегодня карандаши. Не сердись на меня, я обязательно в следующий раз поделюсь с тобой».
Воспитатель: А вы заметили, как произносятся «волшебные слова?
Дети: Вежливо, с улыбкой.
Воспитатель: Почему улыбка так украшает произнесенное слово, фразу? Давайте с вами, ребята, договоримся, что всегда всем окружающим, обращаясь к ним, будем дарить только добрые слова и улыбку. Тогда у каждого будет хорошее настроение.
ИГРА НА ВНИМАНИЕ «ПОЖАЛУЙСТА»
Вот условие игры: по моей просьбе вы исполняете определенные команды. Как я должна вас об этом попросить? Конечно, вежливо. А какие вежливые слова я могу сказать? договоримся о важном условии: если я не произнесу волшебного слова, то команду вы не выполняете. (Учитель во время игры предлагает самые разные команды.)
Воспитатель: А теперь устроим конкурс на самого вежливого.
Конкурс «Самый вежливый»
Итак, задачи не на сложенье,
Задачи на правила уважения!
(Можно предложить обсудить ситуации в группах.)
1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени? и сделал 3 ошибки, назовите их. (Нельзя кричать, надо говорить спокойно. Надо обратиться к прохожему, извинившись при этом за то, что вы его побеспокоили, и употребить вежливые слова: «Извините, пожалуйста, не могли бы вы сказать, который час?»)
2. два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому — 11? (дорогу уступает тот, кто вежливее.)
Воспитатель: Ребята! Иногда во время перемены вы затеваете игру, но постепенно, входя в азарт, начинаете бороться. Невинная борьба часто превращается в драку.
Игру во дворе начинают опять,
Мальчишку в игру не хотят принимать.
Запомни, драчун-забияка,
Что это игра, а не драка!
Хорошее дело футбол и хоккей,
Соседей они превращают в друзей,
А в играх с друзьями мы сами
Должны оставаться друзьями.
Да здравствует вежливость и доброта,
Да здравствуют добрые лица!
И пусть тот, кто злится - стыдится!
Настанет, друзья, счастливое время
Наступят чудесные дни —
Ребята приветливы будут со всеми,
Грубить перестанут они.
Не будет мальчишек противных,
Придут золотые года,
И в чистую комнату в грязных ботинках
Не будут входить никогда.
Подует ветер свежий,
Фиалки расцветут.
Исчезнут все невежи,
Навеки пропадут.
Распустятся фиалки,
Зимой придет весна,
И в школьной раздевалке
Наступит тишина.
Пусть грубость исчезнет
Исчезнет навеки,
Пускай по рецептам врачей
Появится в каждой, в каждой аптеке
Лекарство от грубых детей.
Ребенок вертелся на стуле,
Шумел и ко всем приставал,
Ему прописали ПИЛЮЛИ,
Он принял и вежливым стал.
Грубить не будут дети,
Не будут грызть ногтей.
И будут все на свете
Любить таких детей.
Советы на память от волшебного цветика-семицветика
Для тебя, друг, я составил
Десять очень важных правил.
Эти правила просты,
Быстро их запомнишь ты!
Как проснулся - так вставай,
Волю лени не давай!
Лепесток роса умыла,
А тебя умоет мыло!
Понукания не жди,
В школу вовремя иди!
Прежде чем захлопнуть дверь,
Все ли взял с собой - проверь!
В школе, в классе не сори.
Сор увидишь-подбери!
Ты труд другого уважай,
Сам насорил - сам убирай!
Не таскай в кармане мела-
Это, милый мой, не дело!
Будь в одежде аккуратен:
Избегай и дыр, и пятен!
Дома близким не груби;
Малышей жалей, люби;
Знай, хорошие отметки,
Как плоды в саду на ветке;
Чтоб тобой могли гордиться,
Должен много ты трудиться!
Без вежливости человек,
Поверьте, очень мало стоит!
Будь доброжелательным,
Скромным и внимательным!
(Памятку можно отпечатать на лепестках цветка и раздать каждому).
Какие вы молодцы! Теперь вам можно устроить настоящий экзамен. Вы готовы?
Экзамен на вежливого человека
(Такая форма для первоклассников очень интересна. Она дает им почувствовать себя большими, серьезными людьми. Вопросы к экзамену хорошо написать на карточках или открытках, по очереди вытаскивать и отвечать на вопросы. Можно придумать призы или специальные карточки или какие-либо знаки. У кого насчитают больше призов, тот и будет самым знающим правила вежливого человека. Можно придумать для награждения медали, грамоты, вымпелы, значки и т. д.)
Примерные вопросы для экзамена:
1. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей- либо дом или квартиру! (Постучать или ПОЗВОНИТЬ.)
2. Какие слова произносят при встрече и прощании?
З. Кто кому должен уступать (в гостях или в транспорте) место?
4. Нужно ли снимать шапку, когда пришел в гости, театр, библиотеку?
5. Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком?
б. Почему не нужно рвать цветы в лесу? Почему нельзя ловить жуков и бабочек?
7. Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?
8. Почему по-настоящему вежливый человек никогда не будет лгать, хвастаться, обижать своих друзей?
Подведение итогов:
Воспитатель: давайте повторим слова вежливости. Я читаю вам рассказ, а вы вставляете нужное слово хором. Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицу. В трамвай вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь... (дети хором: «Пожалуйста»). Женщина обрадовалась и сказала Вове:... («спасибо»). Вдруг трамвай неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал:... (Извините, пожалуйста.)
(Рассказ можно продолжить по желанию.)
Дополнительный материал
В сказках сказочные герои тоже говорили волшебные слова, чтобы совершить то или другое волшебство. Пусть каждый из вас на время станет персонажем угаданной сказки и произнесет нужные слова.
1. С помощью каких слов можно было сварить в горшочке вкусную сладкую кашу? («Раз, два, три, горшочек, вари!»)
2. Какие слова велела Емеле произносить щука, которую он отпустил обратно в прорубь? (По щучьему веленью, по моему хотенью.)
3. Каким словам научили Буратино лиса Алиса и кот 6азилио, утверждая, что они волшебные? («Крекс, фекс, пекс».)
4. С помощью каких слов можно было вызвать Сивку-бурку? («Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой»)
5. В книге писательницы Валентины Осеевой был мальчик по имени Павлик, который узнал волшебное слово. Что это было за слово? (Пожалуйста.)
б. В восточной сказке «Али-баба и сорок разбойников» были волшебные слова, которые могли открыть дверь в пещеру. («Сим-сим, открой дверь»)
7. В сказке писателя В. Катаева дудочка и кувшинчик волшебная дудочка помогала девочке Жене найти землянику на лесной лужайке. Что для этого надо было сказать? (дудочка, играй!’)
8. В другой сказке В. Катаева девочке Жене подарили волшебный цветик-семицветик, у которого каждый лепесток мог выполнить любое желание. Какие слова при этом надо было произнести? («Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели»)
Из истории слов
Спасибо. Откуда явилось это слово?
В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:
— Спаси вас Бог!
Спаси Бог превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасиба не жалей!»
А еще говорят
Мама попросила дочку вымыть за собой посуду.
девочка кое-как сполоснула чашку, а про блюдце и вовсе забыла.
— Все? — удивилась мама. — Что ж, спасибо и на том, И принялась перемывать заново.
да-а, — протянула капризная девочка, — все я делаю за спасибо. Хоть бы конфетку дали.
Спасибо и на том означает: сделано мало, а иногда и плохо, за что не стоит говорить «спасибо».
За спасибо означает: делать что-то за просто так, без вознаграждения. Обычно это говорят с неудовольствием.
Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить: «Спасибо!»
благодарю. Откуда явилось это слово? Благодарность часто выражали и прямым словом «благодарю!».
Оно состоит из двух частей — благо и дарю. Благо, или по-старинному «болого», означало «хорошо», «добро», то есть все доброе и служащее к нашему счастью. Этим добром и желали одарить, а точнее, отдарить человека за его доброе отношение. Вот и получилось всем нам знакомое слово благодарю.
А еще говорят
— Бабушка! Хочешь, я тебе нарисую усы — и ты станешь дедушкой?
— Нет уж, благодарю! — рассмеялась бабушка.
В данном случае благодарю означает отказ.
Воробья позвали кошки,
Обещали чай и крошки.
Он сказал: «Благодарю!
Я уже сегодня сыт.
Как на когти посмотрю,
Так теряю аппетит!»
Самоанализ воспитательного мероприятия:
«Школа вежливости»
I. Общие сведения
1. Название мероприятия: «Школа вежливости»
2. Дата проведения, класс: 18.11.2014г, 1-ые классы
3. Организатор мероприятия: воспитатель ГПД Лушникова А.И.
4. Состав группы учащихся: 13 мальчиков, 9 девочек.
5. Вид деятельности: воспитательное мероприятие «Школа вежливости» является частью системной работы, т.к. запланировано в воспитательном плане работы ГПД с учащимися 1-ых классов.
6. Цель проведения мероприятия: данное мероприятие рассчитано на решение следующих задач классного коллектива и формирование качеств личности учащихся: ознакомить с этическими нормами поведения; дать представление о вежливом общении; формировать привычку употреблять слова вежливости.
7. Обоснование выбора данного вида и содержания деятельности: данное занятие соответствует основным направлениям воспитательной работы школы, уровню развития классного коллектива, возрастным особенностям учащихся.
II. Анализ подготовки мероприятия
1. Для проведения мероприятия был составлен сценарий с учетом возрастных особенностей и целями воспитательной работы с учащимися
1-ых классов. При подготовке к мероприятию учащиеся проявили активность, самостоятельность и инициативу. Все учащиеся заучивали слова по тексту сценария, на репетициях рассказывали свои слова с выражением.
2. Содержание этапов подготовительной работы: мероприятие было запланировано на начало II четверти. Учитывая возрастные особенности учащихся в мероприятие были включены конкурсы, посильные для восприятия первоклассников, игровые ситуации: «Цветик-семицветик», игры, физминутки. Изготовлены были цветик-семицветик, советы-памятки для каждого ученика, таблички с «вежливыми» словами.
3. Степень включенности детского коллектива в подготовку мероприятия: все учащиеся класса были включены в подготовку и проведение мероприятия. Учащиеся вырезали лепестки и составили сами цветик – семицветик.
III. Анализ хода мероприятия
1. Во вступительной части мероприятия дети вместе со мной спели песню М. Пляцковского «Улыбка», которая помогла эмоционально и убедительно раскрыть цели и задач мероприятия.
2. Работа в целом прошла содержательно, интересно и организованно.
3. В ходе мероприятия учащиеся приобрели знания лексического значения слов «спасибо», «благодарю». Мероприятие было направлено на формирование коммуникативных навыков, чувства товарищества, дружбы
4. Результативность проделанной работы заключается в том, что учащиеся в ходе проведения игр «Вежливые прятки», «Пожалуйста», «Самый вежливый», «Волшебный цветик-семицветик» учились вежливо общаться друг с другом. Всем детям были даны волшебные лепестки, на которых были написанные советы на память от волшебного цветика-семицветика
5. Мероприятие оказало положительное влияние на коллектив детей. Проведенное мероприятие способствовало сплочению коллектива учащихся, развитию коллективизма.
6. В ходе проведения мероприятия я акцентировала внимание учащихся на этические нормы поведения, вежливые слова и их значении в общении.
IV. Общая оценка воспитательного мероприятия
В целом мне удалось достигнуть поставленных целей и задач: дети расширили своё понятие о вежливых словах и о месте их употребления, ознакомились с различными ситуациями, которые помогают избежать проблемы и конфликты благодаря применению «волшебных слов».
Для данного возраста детей воспитательная ценность проведенной работы очень велика, поэтому мероприятие положительно сказалось на уровне воспитанности школьников.
Данное мероприятие способствовало сплочению коллектива и вызвало у детей много светлых и добрых эмоций, а главное развило желание всё чаще и больше использовать вежливые слова в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная система класса "Азбука вежливости".
В работе отражены цели, задачи, компоненты, формы и методы воспитательной системы. Отмечена работа с родителями и ожидаемый результат....
Методическая разработка воспитательного мероприятия "Праздник вежливых ребят"
Цель: формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаи...
Воспитательная система класса "АЗБУКА ВЕЖЛИВОСТИ" ,
(Слайд 1)ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА «АЗБУКА ВЕЖЛИВОСТИ»Классный руководитель: Румянцева М.М.(Слайд 2)Из всех наук, которые должен знать человек, ...
«Воспитательный потенциал внеурочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС НОО» Занятие по общекультурному направлению в 1 классе "Правила вежливости"
Тема: Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.Цель: Дать представление о вежливом общении, формировать привычк...
Анализ воспитательного мероприятия "Да здравствует вежливость и доброта"
Анализ воспитательного мероприятия...
Воспитательное занятие "Вежливое общение"
Цель данного занятия: привить учащимся навык уважительного и доброжелательного отношения к людям....
Воспитательный час: "Вежливость"
Воспитательный час: "Вежливость"...