Гражданско - патриотическое воспитание младших школьников в условиях Молодёжнинской средней общеобразовательной школы
статья на тему
В работе содержится идея реализации деятельностного подхода в гражданско - патриотическом воспитании младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sokratovskie_chteniyabyakova_n.v.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Бякова Наталья Владиславовна, учитель начальных классов
1 квалификационной категории МБОУ Молодёжнинская СОШ
Приаргунского района, Забайкальского края.
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в условиях Молодежнинской средней общеобразовательной школы
Исторический опыт становления и развития Российской Федерации указывает, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонационального государства является патриотическое воспитание молодого поколения. Поэтому патриотическое воспитание учащихся определяется как одно из приоритетных в современной школе. Патриотами не рождаются, ими становятся. Гражданственность, патриотизм, чувство Родины не наследуются генетически. Они формируются всем укладом жизни человека. Важную роль в этом первоначально играет семья, а впоследствии образовательные учреждения. Конечным результатом патриотического воспитания является осознание себя гражданином страны. Очень важно, каким вырастет человек будущего, в какой мере он освоит две социальные роли – роль гражданина и роль патриота.
В чём выражена сущность патриотизма? Видный российский учёный В. И. Лутовинов сущность патриотизма выражает в следующих ёмких, простых и взаимосвязанных формулировках. «Патриотизм – это любовь, возвышенная и преданная к своему Отечеству. Патриотизм - это неотъемлемость от своего Отечества, неразрывность прежде всего духовной связи с ним. Патриотизм – это деятельное, вплоть до самопожертвования, служение Отечеству, высшим проявлением которого является его защита от врагов с оружием в руках» [4, с.33]. Из этого определения понимаю, что патриотизм проявляется в деятельности и считаю, что важно формировать патриотическое сознание и чувство гражданского достоинства не на словах, не на картинках, а включать детей в практическую деятельность.
Я работаю с детьми младшего школьного возраста. В этом возрасте у них происходит активное формирование идеалов. Ребята стремятся понять «что такое хорошо и что такое плохо». Поэтому в данный период становления личности важно дать положительный пример построения жизненного пути.
Моей основной целью является создание условий для развития социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Для достижения цели предполагаю решение следующих задач:
-формировать у детей систему знаний о своей малой и большой родине;
- приобщать детей к изучению истории своей семьи, своего края, своей Родины;
- прививать чувство гордости за героическое прошлое Отечества;
-развивать начала патриотизма и гражданственности;
- прививать интерес к открытиям, исследованиям;
- ориентировать родителей на важность воспитания своих детей патриотами и гражданами своей страны.
Эти задачи реализую через учебную деятельность и внеурочную деятельность. В учебной деятельности на уроках литературного чтения, окружающего мира, Забайкаловедения использую такие методические приёмы:
- Соединение познавательного содержания с творческой деятельностью детей. Получая от учителя новую информацию, они пытаются почувствовать это содержание через рисование, лепку, написание сочинений.
- Театральная творческая деятельность детей. Момент собственной активности ребёнка усиливается, если ему предстоит сыграть ту или иную роль.
- Биографический метод. Пытаюсь максимально заинтересовать и привлечь внимание детей рассказом эпизодов детства и описания наиболее ярких подвигов человека, о котором идёт речь на уроке.
В целом, использую следующие формы работы: классные часы, беседы, выставки, соревнования, походы, экскурсии.
Формированию у детей чувств патриотизма и гражданственности
помогает созданное в нашей школе детское объединение для учащихся начальных классов «Аргунята». Ребята моего класса участвуют в мероприятиях, которые стали традиционными. Например, «День юнармейца», к которому готовятся в течение месяца, так как им нужно отработать умения ходить строем, чётко выполнять команды командира, показывать физическую выносливость, находить ответы к викторине «Выдающиеся воины России». Длительная подготовка требуется к проведению Дня Победы. Ребята пишут сочинения на тему «Моя семья в годы войны», выполняют рисунки, принимают участие в акции «Подарки на память». Во время празднования 65-летия Победы акция «Солдатский платок» объединила усилия школьников, родителей и жителей села: из платочков, на которых были вышиты имена погибших родственников, сформировали один общий платок как дань памяти воинам-героям и торжественно 9 мая пронесли по главной улице села. Не забываются встречи с ветеранами войны, на сегодняшний день их осталось всего двое. Дети готовят для них открытки, сувениры, принимают участие в концерте «Споёмте, друзья». Не любят ветераны рассказывать о войне, но когда чувствуют внимание и свою надобность, то долго можно слушать их. Дети в таких встречах видят пример преданности долгу, гражданской ответственности.
Для повышения эффективности работы по привитию патриотических чувств разъясняю на классных часах: «Овеянные славой флаг и герб», «Мой Российский флаг», «Знамя победы» - сущность и значение государственных символов, использую их при проведении торжественных мероприятий, обязательным считаю исполнение гимна. Текст гимна дети заучивают на уроке музыки со 2 класса. В моём кабинете оформлен уголок государственной и краевой символики.
Традиционно 1 сентября первый урок стараюсь преподнести в интересной форме, в частности, на уроке «Душа России в символах её» дети отвечают на вопросы викторины, рисуют рисунки, изображают символы России в сувенирах.
Примером формирования гражданского достоинства являются выборы командира отряда. Выборы проходят по образцу выборов президента государства. Сначала выдвигаются кандидатуры, готовятся бюллетени, создается комиссия для подсчёта голосов, а потом в торжественной обстановке избирается «президент».
В своей работе не обхожусь без помощи школьного библиотекаря, который помогает организовать выставки книг, портретов выдающихся воинов России, героев войн; выставки, посвящённые историческим победам русской армии, советских войск;
В классе есть ребята, которые пишут рассказы, стихи, разные истории о своём крае, селе, семье, о войне и мире; принимают участие в школьном конкурсе «Проба пера».
В воспитании патриотических чувств важную роль играет предмет «Забайкаловедение», при изучении которого у детей формируются представления о природе, истории и людях своего края.
Во время изучения темы «Моя родословная» детям даю задание провести исследовательскую работу и оформить семейный альбом, в котором они рисуют генеалогическое древо, помещают фотографии и собранные сведения о корнях своей семьи. Названия своему альбому придумывают разные, например, «Моя семья», «История моей семьи». На следующем уроке «История моей семьи в истории Забайкалья» альбом пополняется. После этого проводим семейный праздник «Моя родословная» с выставкой приготовленных альбомов и семейных реликвий (старинные вещи, которыми дорожит семья, например, салфетки, игрушки, шкатулки).
Эффективность работы зависит от того, насколько качественный, иллюстративный, доступный материал я подбираю при подготовке к занятиям.
Творческие проекты, исследовательская и самостоятельная деятельность детей – обязательная часть моей работы, в которую я активно включаю родителей.
За четыре года приобщения к истории семьи, села, края, государства Российского, к воинской славе мои воспитанники получили «пищу для ума». Им стали интересны люди с необычной судьбой. Гражданами и патриотами своего государства они ещё пока не стали, но я думаю, что в старших классах продолжится их исследовательская, творческая деятельность, и у ребят сформируется свой нравственный выбор и гражданская позиция.
Библиографический список
- Белоганов В. А. Патриотическое воспитание: концепция, технология военно-патриотического воспитания, организационно-методические основы: учебн. пособие. Чита: ГУ, 2008. 160с.
- Вырщиков А. Н., Кусманцев М. Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография. Волгоград: НПИПД «Авторское перо», 2006. 172с.
- Касимова Т. А. Патриотическое воспитание школьников: методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2005. 164с.
- Лутовинов В. И. Современое понимание патриотизма // Патриот Отечества. 2008. №9. С.31-33.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников".
В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направле...
гражданско -патриотического воспитания младших школьников "Мин сана уйэ о5отобун"
Доклад гражданско - патриотического воспитания младших кшольников "Я дитя нового времени" составлен на все четыре года обучения в начальных классах....
Программа гражданско - патриотического воспитания младших школьников
Программа гражданско - патриотического воспитания младших школьников "Растим патриотов"...
Обобщение опыта по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»
Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призва...
Социальное партнёрство как ресурс гражданско-патриотического воспитания младших школьников
В данной статье описана система работы с детьми по патриотическому воспитанию. Младшие школьники должны знать историю своей Родины, историческое прошлое своей семьи. Этому способствует сотрудничество ...
Реализация проекта «Воинская слава моей семьи» как средство гражданско – патриотического воспитания младших школьников.
Из опыта работы над исследовательским проектом учеников 4 класса "Воинская слава моей семьи"....
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в условиях сельской малокомплектной школы
Патриотическое воспитание — это непрерывный процесс. Начинается он в семье, продолжается в школе, а дальше сама жизнь формирует патриотов. Настоящим...