Внеурочная деятельность "Путешествие по Азбуке здоровья" 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему
Представлена рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2b_puteshestvie_po_azbuke_zdorovya.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепции «Духовно-нравственного воспитания» возникла необходимость создания программ нового уровня. Определены новые подходы и принципы построения обучения, которые требуют постановку новых целей и задач (особенно воспитательного значения), а соответственно получение результата нового качества. В базисный учебный план общеобразовательной школы в рамках вариативной части введена внеурочная деятельность по пяти направлениям. Все эти направления реализуют требования ФГОС. Данная рабочая программа внеурочной деятельности «Путешествие по Азбуке здоровья» разработана в соответствии с требованиями ФГОС и дает учащимся 2 «Б» возможность поэтапного «открытия» в себе главных психических и физических составляющих: сенсорных ощущений, зрительно-моторных увязок, эмоциональных колебаний.
Курс занятий по программе «Путешествие по Азбуке здоровья» расширяет сведения о физическом, психическом и социальном здоровье человека, рассматриваемые в школьной программе по окружающему миру. Получение учащимися знаний в этой области позволит укрепить их здоровье, предупредить развитие вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, возродить спортивные и оздоровительные традиции как условие укрепления нравственных устоев семьи и школы. Предлагаемый курс носит обучающий, развивающий и социальный характер. Он является необходимым, для учащихся младшей ступени, так как позволит школьникам найти причину многих заболеваний, заставит их задуматься о своём здоровье и его сохранении. Школьник будет ориентироваться на выбор профессии согласно жизненным ресурсам своего организма.
Одним из путей сохранения жизни и здоровья ребенка является подготовка детей по вопросам безопасности жизнедеятельности. Этому будет способствовать программа Внеурочной деятельности «Путешествие по Азбуке здоровья» для учащихся 2 «Б» класса.
Программа составлена с учетом возрастных детей 8-9 лет.
Актуальность программы
Система начального образования обладает достаточным потенциалом для реализации основ воспитательной системы индивидуально – творческой ориентации ребёнка на процесс здоровьетворения. Поэтому необходимо в школе создание такой программы по сохранению здоровья ребёнка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа здоровья» отвечает требованиям ФГОС и решает воспитательные задачи трёх уровней, которые поставлены в задачах внеурочной деятельности, через приобщение обучающихся к познанию окружающего мира – с самим собой. Рассказывает о его анатомии и некоторых физиологических свойствах, затрагивающие эмоциональные стороны восприятия мира.
Всем нам хочется видеть детей здоровыми, жизнерадостными, счастливыми. Как сделать, чтобы ребёнок жил в ладу с самим собой, с окружающим миром? Секрет этой гармонии прост: здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Общепризнанным считается тот факт, что именно образ жизни определяет здоровье человека на 50-55%. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но в современных условиях проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма. Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.
Актуальность
данной программы продиктована необходимостью решения проблемы снижения показателей здоровья как взрослого, так и детского населения нашей страны.
1. Здоровый ребёнок – практически достижимая норма детского развития;
2.Оздоровление–не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
Нормативная база
Рабочая программа внеурочной деятельности «Путешествие по Азбуке здоровья» для 2 «Б» класса составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерством образования России от 5 марта 2004 г. № 1089;
- Примерная программа, созданная на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования;
- Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования России от 09.03.2004г. №1312;
- Федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
- Образовательная программа НОО ГБОУ СОШ № 213;
- учебный план ГБОУ СОШ № 213 на 2013/ 2014 учебный год
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о введении ФГОС НОО от 06.10.2009г №373;
- Закон Российской Федерации от29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12. 2010 г. №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидимеологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011г.);
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей Минобрнауки России от 11.06.2006 №06-1844. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей;
- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительством Российской Федерации от 19.03.2001 г. №196;
- Федеральный базисный учебный план школы на 2013-2014 учебный год;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2013-2014 учебный год, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1067 от 19.12.2012 года;
- Письма Минобразования РФ от 01.04.2005 №03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»
( \\Вестник образования, 2005, №11);
- Учебный план ГБОУ СОШ №213 на 2013-2014 учебный год;
Положения о рабочей программе учителей ГБОУ СОШ №213, работающих по ФГОС НОО
Общая характеристика учебного предмета. Цели и задачи.
Цели:
Формирование знаний учащихся четвертого класса в области современных достижений гигиены, санитарии и здоровья, посредством познания окружающего мира с самим собой.
Становление ценностного отношения у учащихся начальной школы к здоровью и здоровому образу жизни.
Учиться быть здоровым и телом и душой, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.
Задачи программы
Для достижения поставленных целей в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
Обучающие:
- научить ребенка различным методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира;
- формировать осознанное отношение к своему здоровью;
- уметь применять полученные гигиенические знания в жизни и практической деятельности;
- использовать полученные знания для обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья школьников.
Развивающие:
- помочь школьнику реализовать и осознать себя в разных своих проявлениях;
- сформировать у учащихся представление о влиянии питания на здоровье;
- дать представление о негативных факторах риска здоровью, о существовании зависимости от табака, алкоголя, наркотических и психотропных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
- сформировать представление о основных дорожных «ловушках» и уметь прогнозировать ситуацию на дорогах;
- уметь выполнять последовательные действия при возникновении экстремальных ситуаций.
Воспитательные:
- воспитать у детей личную ответственность за сохранение своего здоровья;
- научить обучающихся, делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранить здоровье;
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения.
Возраст детей: 8-9 лет.
Срок реализации программы: 1 год –4 часа в неделю, 136 часов в год.
Количество учащихся в группе: не менее 10 человек.
Условия набора:
Дети принимаются в группу по желанию, по заявлению родителей и при отсутствии медицинских противопоказаний.
Формы проведения занятий:
типовые занятия, беседы-диалоги и диспуты, практические занятия и проектная деятельность, викторины, ролевые и деловые игры, работа в группах, рассказ, иллюстрация, игры, праздники, информационно-коммуникативные технологии, индивидуальный подход к ребёнку.
Ожидаемые результаты освоения программы
В качестве ожидаемого результата выступает выпускник начального звена с достигнутым определенным уровнем целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными возможностями поэтапного «открытия» в себе главных психических и физических составляющих: сенсорных ощущений, зрительно-моторных увязок, эмоциональных колебаний. Создание единого «человекоцентрического» предмета, в котором информация по анатомии, физиологии, психологии, гигиене, кулинарии и многим другим предметам служит самопознанию, самопринятию и самоуважению.
Результаты 1 уровня:
- должны уметь давать словесную характеристику основных эмоциональных состояний и показывать способы их выражения с помощью жестов, мимики, позы.
- знать о значении звуков, зрения, обоняния в жизни человека
- должны уметь различать свои ощущения и называть их, соблюдать правила личной гигиены, внимательно относиться к людям;
- соблюдать чистоту ротовой полости, знать основные типы упаковки;
- уметь определять качество продуктов;
- должны закрепить правила гигиены полости рта, иметь представление о причинах и развития кариеса;
- выработать правила поведения в ситуации, когда рядом опасный человек, изучить способы выхода из опасной ситуации и привлечения помощи;
- должны знать основные дорожные «ловушки», уметь правильно переходить через улицу разных типов;
- уметь предупреждать дальнейшее развитие опасных для здоровья событий путем выхода из сложившихся обстоятельств;
- знать номера телефонов экстренной помощи и уметь вызвать их.
Результаты 2 уровня:
- уметь осознавать свои эмоции, выражать их при помощи слов, мимики, жестов, позы; учиться регулировать свои эмоции, позитивно относиться к себе, сопереживать другим;
- должны знать о взаимосвязи питания и эмоционального состояния;
- знать наиболее распространенные продукты-аллергены, уметь составлять с учетом основных правил домашней диеты;
- закрепить знания об основных правилах гигиены полости рта;
- закрепить навык соблюдения правил обхода транспорта, перехода улиц различных типов;
- уметь выполнять последовательные действия при эвакуации из помещения возникновении пожара;
- знать средства спасения утопающего на воде;
- знать о причинах возникновения бытовых травм, уметь их предупреждать и оказывать доврачебную помощь при порезах, синяках, занозах, носовым кровотечении.
Результаты 3 уровня:
- должны иметь представление о внешних проявлениях внутренней культуры, уметь создавать свой положительный образ, соблюдать правила поведения;
- должны знать симптомы отравления, уметь организовать помощь при отравлениях;
- сформировать умение делать покупки, исходя из необходимости разнообразного питания и финансовых возможностей;
- должны понимать важность питания для сохранения здоровых зубов, осознавать необходимость регулярного посещения стоматолога;
- должны сформироваться навыки правильного общения, умение отстаивать свое собственное мнение, овладеть практическим умением отказывать;
- автоматизировать навыки соблюдения правил обхода транспорта, перехода улиц различных типов, перекрестков, регулируемые светофором (регулировщиком) и нерегулируемых, прогнозирование различных ситуаций на дороге;
- уметь оказывать доврачебную помощь при укусах собак, насекомых, при попадании насекомого в ухо, при повреждении и инфицировании глаз, при отравлениях
Способы проверки результатов освоения программы.
Сохранение и укрепление здоровья - это важнейшие составляющие работы педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
При организации работы по программе «Путешествие по Азбуке здоровья» должны:
- учитываться санитарно-гигиенические требования, уровень нагрузок и возрастные особенности обучающихся.
- совершенствоваться двигательная активность детей: это физкультминутки, подвижные перемены, оздоровительный бег, занятия в спортивном зале, учебные занятия по физкультуре, Дни и Недели здоровья.
Формы подведения итогов реализации программы.
Проект, который может выполняться индивидуально и группой учащихся, отчёт о работе может быть представлен рефератом, буклетом, стенгазетой, альбомом, портфолио.
Календарно – тематическое планировпние
2 класс (136 часа)
№ п\п | Тема занятия | Кол-во часов (теория + практика) | Форма деятельности |
Мир вокруг меня и я в нём. | |||
1 | Зачем ходить в школу? | 5 ч. | Круглый стол, тематическая прогулка, конкурс рисунков. |
2-3 | Откуда я родом? Мои родные. | 4ч. 4ч. | Проект, обсуждение, фотоколлаж, игра-викторина, музей. |
4 | Прошлое: я до школы. | 5ч. | Выступление учащихся, выставка фотографий, конкурс рисунков, посещение детского сада. |
5 | Моё будущее. | 4ч. | Создание проекта, защита проекта, коллективная работа – коллаж. |
6 | Настроение плохое и хорошее. «Мое настроение» | 6ч. | Обсуждение презентации, тестирование, выставка рисунков, театр. |
7 | Вредные привычки. | 4ч. | Презентация, защита презентаций учащимися, игра «Да. Нет». Конкурс рисунков. |
8 | Общение. | 4ч. | Круглый стол. Тестирование. Игры |
9 | Проект «Мир вокруг меня | 6ч. | Круглый стол. Коллаж. Защита проектов, прогулка. |
Уроки Мойдодыра. Правила на всю жизнь. | |||
10 | Почему мы болеем. | 4ч. | Видеофильм, обсуждение, музей гигиены, посещение поликлинники. |
11 12 | Кто и как предохраняет нас от болезней. Витамины. | 4ч. 4ч. | Презентация, обсуждение, ролевая игра, прогулка. Защита проектов. Презентация, фильм, тематическая игра, театрализованное занятие. |
13 | Кто нас лечит. | 4ч. | Просмотр, видео фильма, презентация разыгрывание сценок |
14 | Я прививок не боюсь, если надо уколюсь. | 4ч. | Беседа, выступление врача, инсценировка стихотворения, просмотр учебных мультфильмов. |
15 | Ещё раз о лекарствах. | 4ч. | Обсуждение презентации, выступление школьной медсестры, конкурс рисунков. |
16 | Итоговое занятие по теме. | 4ч. | Подготовка к проекту, тестирование, защита проекта. |
Охрана жизни человека. | |||
17 18 | Как избежать отравлений. Автобусно – пешеходная экскурсия. | 4ч. 4ч. | Презентация, выступление врача, просмотр учебного фильма. |
19-20 21-22 | Безопасность на улице при любой погоде.
Правила дорожного движения. | 4ч. 6ч | Тематическая экс- курсия. Конкурс рисунков. Обсуждение и оформление отзыва об экскурсии. Игра «Перекрёсток». Обсуждение опасных ситуаций на дороге. Тематическая экскурсия. Встреча с представителями ГБДД |
24 | Правила обращения с режущими, колющими предметами. | 4ч. | Беседа, просмотр учебного фильма, практическое занятие. |
25 | Что надо знать об электрическом токе. | 4ч. | Беседа. Просмотр учебного фильма, обсуждение профессий. |
26 | Правила безопасности при обращении со спичками, газовыми приборами, петардами. | 4ч. | Беседа. Видеофильм. Разыгрывание сценок, коллаж. |
27 | Правила безопасного поведения на воде. | 4ч. | Выставка рисунков, Просмотр фильма и обсуждение, создание запрещающих знаков. |
28 | Защита от насекомых. | 4ч. | Видеофильм. Обсуждение. Прогулка в парк. |
29 | Предосторожность при общении с животными. | 4ч. | Видеофильм. Обсуждение . Посещение зоопарка. |
30 | Первая помощь при травмах. | 4ч. | Фильм, выступление врача, тест –рисунок, практическое занятие. |
31 | Первая помощь при укусах собак, кошек, насекомых, змей. | 4ч. | Игра «Можно или нельзя», просмотр учебного фильма. |
32 33 | Игры. Экскурсия в пригород. Игры на воздухе. | 4ч. 6ч | Игры на свежем воздухе. |
34 35 | Разучивание новых подвижных игр. Обобщающий урок по теме. | 2ч. 4ч. | Коллаж, тестирование, тематические игры на свежем воздухе. |
Содержание программы
1.Мир вокруг меня и я в нем.
Обучение в школе, что оно несёт нам. Какие перспективы открывает школа перед человеком. Учимся, чтобы стать грамотным, принести пользу нашей Родине.
Родословная семьи, знать своих предков хотя бы до четвёртого колена, малая родина, то место, где родился человек. Осознавать дошкольное прошлое и будущее (построение перспектив). Кем хочет стать, что для этого надо. Плохое и хорошее настроение, от чего зависит оно. Что надо делать, чтобы настроение было хорошим.
Общение. Что надо, чтобы людям было приятно общаться с тобой.
2.Уроки Доктора Айболита. Правила на всю жизнь.
Признаки болезни: высокая температура, озноб, насморк, головная боль, боль в горле, тошнота, рвота. Раскрыть причины болезней. Организм защищает сам себя, Охрана здоровья и жизни детей учителями и родителями. Потребность расти здоровым.
Лечебные учреждения, какие бывают врачи. Как организм себя защищает, как укреплять защитные функции организма, опасные инфекции, переносчики инфекции, вакцины. Аллергия на лекарства.
3.Охрана жизни человека.
Признаки отравления, кишечные расстройства, срок годности продуктов питания.
Правила дорожного движения, как вести себя в гололёд, при грозе. Острые предметы не игрушка, как обращаться с ножом, иглой, ножницами. Что такое электроток, как поступать с висящим оголённым проводом (не наступай на него, не бери в руки, не прикасайся к человеку, поражённому током), Не купайся в водоёмах во время грозы. Не прикасайся мокрыми руками к электроприборам. Не играй со спичками и зажигалками, не разжигай костёр, если по близости нет взрослого, не бросай в костёр патроны, не лей в него бензин. Соблюдай правила пользования газовой плитой. Обращение с петардами. Один не ходи купаться на водоём, Купайся только в знакомых местах, не ходи зимой по тонкому льду. Защита от клещей, как избавиться от мух и комаров. Чем опасны насекомые. Опасность от домашних или брошенных домашних животных, животные как переносчики инфекций.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
№ п\п | Наименование оборудования | Необходимый минимум на каждого ученика |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1 | Работа по программе «Путешествие по Азбуке здоровья» обеспечивается УМК « Школа России» А.А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник для 2класса общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2012 | для учителя 1 экз. на каждого ученика |
2 | Примерная программа начального общего образования по окружающему миру | 1 экз. на класс |
Печатные пособия, материалы | ||
4 | Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствие с тематикой, определенной в программе «Путешествие по Азбуке здоровья» (в том числе, в цифровой форме) | 1 экз. на класс |
Технические средства | ||
6 | Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок | 1 экз. на класс |
7 | Интерактивная доска | 1 экз. на класс |
8 | Мультимедийный проектор | 1 экз. на класс |
9 | Компьютер | 1 экз. на класс |
10 | МФУ | 1 экз. на класс |
Экранно-звуковые пособия | ||
11 | Аудиозаписи | 1 экз. на класс |
12 | Видеофильмы | 1 экз. на класс |
13 | Слайды | 1 экз. на класс |
14 | Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы (в том числе электронные учебники, мультимедийные тренинговые, контролирующие программы, игровые компьютерные программы) | 1 экз. на класс |
Литература:
1. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности.- М.: «Просвещение», 2010
2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: «Просвещение», 2011
3. ФГОС. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: «Просвещение», 2011
4Дереклеева Н.И « Справочник классного руководителя». М., «Вако», 2007 г.
5.Дик Н.Ф « Классные часы в 3-4 классах», Ростов – на Дону, « Феникс», 2007 г.
6.Ж. « Завуч начальной школы», № 5, 2008 г.
7.Ж. « Начальная школа», № 11, 2005 г.
8.Зайцев Г.К. « Школьная валеология». С.- Петербург. « Акцидент», 1998г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Малиновая азбука" 2 класс
Данная программа пердставляет собой методическое обеспечение внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления, направлена на создание условий для всестороннего развития личности младшего школ...
Внеурочная деятельность "Компьютерная азбука" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Компьютерная азбука" 2 класс...
Внеурочная деятельность "Компьютерная азбука" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Компьютерная азбука" 3 класс...
Внеурочная деятельность "Компьютерная азбука" 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Компьютерная азбука" 4 класс...
Программа внеурочной деятельности "Шахматная азбука,1 класс"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс школа России "Шахматная азбука"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматная азбука! 1 класс
Содержание программы «Шахматная азбука»Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» составлена на основе программы «Шахматы - школе» под редак...