Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматная азбука! 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему
Содержание программы «Шахматная азбука»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» составлена на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя составлены автором программы И.Г.Сухиным).
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16
«Утверждаю»
Директор МОУ-СОШ №16
Приказ № ____ от ______2017г.
Рабочая программа по
внеурочной деятельности
«Шахматная азбука»
1 А класс
на 2017-2018 учебный год
Количество часов в неделю – 1
Количество часов в год – 33
Сухин И.Г. Программы курса "Шахматы – школе:
Для начальных классов общеобразовательных учреждений".
- Обнинск: Духовное возрождение, - 2013.
учитель начальных классов
г. Клин
2017
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Личностные
- ученик получит возможность научиться определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- ученик получит возможность в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учиться работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность;
- учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Коммуникативные УУД:
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме(на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге;
- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
- принимать участие в работе парами и группами;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
- использовать в общении правила вежливости.
Предметные:
Обучающиеся научатся
- использовать в речи шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
- различать шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правилам хода и взятия каждой фигуры.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
- правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
- различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
- рокировать;
- объявлять шах, мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.
Основные формы работы
- Практическая игра.
- Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
- Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
- Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические
игрушки.
- Участие в турнирах и соревнованиях.
Основные формы контроля
- оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме наблюдения;
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
Основные методы обучения
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
- На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса.
- Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
- При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
- На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
- Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Форма промежуточной аттестации
В конце учебного года проводится соревнование между учащимися.
Содержание программы «Шахматная азбука»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» составлена на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя составлены автором программы И.Г.Сухиным).
- Введение в образовательную программу(1час).
Теория. Знакомство с программой «Шахматная азбука». Режим занятий. Необходимое оборудование. Правила поведения на занятиях.
- Легенды и сказания о возникновении шахмат (1 час).
Теория. Что такое шахматы и шахматная игра. Легенды о происхождении шахмат. Для чего нужно играть в шахматы.
- Шахматная доска (3 часа).
Теория. Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски. Расположение доски между партнёрами. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и чёрных полей в горизонтали и вертикали. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Форма центра. Количество полей в центре.
Практика. Дидактические игры «Вертикаль», «Горизонталь», «Диагональ».
- Шахматные фигуры (13 часов).
Теория. Белые фигуры. Черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9).
Практика. Дидактические игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Что общего?» идр.
Теория. Начальное положение (начальная позиция). Расположение каждой из фигур в начальном положении; правило“Каждый ферзь любит свой цвет”. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Практика. Дидактические игры «Мешочек», «Да и нет» и др.
Теория. Правила хода и взятия каждой из фигур. Ладья. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Слон. Место Слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные Слоны. Разноцветные и одноцветные Слоны. Качество. Лёгкая и тяжёлая фигура. Ферзь. Место Ферзя в начальном положении. Ход Ферзя, взятие. Ферзь-тяжёлая фигура. Конь. Место Коня в начальном положении. Ход Коня,взятие. Конь-лёгкая фигура. Пешка. Место Пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход Пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение Пешки. Король. Место Короля в начальном положении. Ход Короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.
Практика. «Игра на уничтожение». Дидактические игры «Один в поле воин», «Лабиринт», «Битва часовых, «Атака, ещё раз атака», «Двойной удар», «Ограничение подвижности».
- Шах и мат (8 часов).
Теория. Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля. Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход. Длинная и короткая рокировка и ее правила.
Шах. ШахФерзём, Ладьёй, Слоном, Конём, Пешкой. Защита от шаха.
Мат. Мат Ферзём,Ладьёй,Слоном, Конём, Пешкой.
Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат.
Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Практика. Дидактические игры: «Шах – не шах», «5 шахов», «защита от шаха», «Мат – не мат», «Первый шах», «Рокировка».
- Шахматная партия (7 часов)
Теория. Общие положения о том, как начинать шахматную партию. Демонстрация коротких партий.
Практика. Игра всеми фигурами из начального положения. Дидактические игры «Два хода» и др.
Практика. Повторение программного материала в форме конкурсов, мини-соревнований, турниров.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Введение в образовательную программу. | 1 |
2. | Легенды и сказания о возникновении шахмат. | 1 |
3. | Шахматная доска. | 3 |
4. | Шахматные фигуры. | 13 |
5. | Шах и мат. | 8 |
6. | Шахматная партия. | 7 |
Итого | 33 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата по плану | Дата фактич. | Тема | Примечание |
Введение (2 ч) | ||||
1. | 04.09-08.09 | Введение в образовательную программу. | ||
2. | 11.09-15.09 | Легенды и сказания о возникновении шахмат. | ||
Шахматная доска (3ч.) | ||||
3. | 18.09-22.09 | Знакомство с шахматной доской. Белые и черные. Расположение доски между партнерами. | ||
4-5. | 25.09-06.10 | Горизонтали и вертикали. Диагональ. Большие и короткие диагонали | ||
Шахматные фигуры (13 ч.) | ||||
6. | 09.10-13.10 | Белые и черные фигуры. Виды шахматных фигур. Начальное положение. | ||
7. | 16.10-20.10 | Ладья. Место ладьи в начальном положении. | ||
8. | 23.10-27.10 | Ладья. Ход ладьи. | ||
9. | 06.11-10.11 | Слон. Место слона в начальном положении. | ||
10. | 13.11-17.11 | Ход слона. Ладья против слона. | ||
11. | 20.11-24.11 | Ферзь. Место ферзя в начальном положении. | ||
12. | 27.11-01.12 | Ход ферзя. Ферзь против ладьи и слона. | ||
13. | 04.12-08.12 | Конь. Место коня в начальном положении. | ||
14. | 11.12-15.12 | Ход коня. Конь против ферзя, ладьи и слона. | ||
15. | 18.12-22.12 | Пешка. Место пешки в начальном положении. | ||
16. | 25.12-28.12 | Ход пешки. Пешка против ферзя, слона, ладьи, коня. | ||
17. | 09.01-12.01 | Король. Место короля в начальном положении. | ||
18. | 15.01-19.01 | Ход короля. Король против других фигур | ||
Шах и мат (8 ч.) | ||||
19. | 22.01-26.01 | Шах. Шах ферзем, ладьей. Защита от шаха | ||
20. | 29.01-02.02 | Шах ферзем, ладьей, слоном. Защита от шаха | ||
21. | 05.02-09.02 | Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. | ||
22. | 12.02-16.02 | Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. | ||
23. | 26.02-02.03 | Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. | ||
24. | 05.03-09.03 | Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры) | ||
25. | 12.03-16.03 | Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры) | ||
26. | 19.03-23.03 | Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей | ||
Шахматная партия (7ч.) | ||||
27. | 02.04-06.04 | Шахматная партия. Начало шахматной партии. | ||
28. | 09.04-13.04 | Представления о том, как начинать шахматную партию. | ||
29. | 16.04-20.04 | Игра всеми фигурами из начального положения. | ||
30. | 23.04-27.04 | Игра всеми фигурами из начального положения. | ||
31. | 07.05-11.05 | Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. | ||
32. | 14.05-18.05 | Демонстрация коротких партий. | ||
33. | 21.05-25.05 | Повторение программного материала. Соревнование. |
Учебно – методическое обеспечение
- Сухин И.Г. Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений". - Обнинск: Духовное возрождение, - 2011. -40 с.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
- Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.
- Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002.
- Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры.- Обнинск: Духовное возрождение, 2004.
- Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.- Обнинск: Духовное возрождение, 2005.
Список литературы по программе
- Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф. обр. РФ. М.. ПОМАТУР.- 2000.
- Сухин И. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. М. АСТРЕЛЬ. ACT. -2000.
- Френе С. Избранные педагогические сочинения, М.. Просвещение. -1990.
- В.Хенкин, Куда идет король. М.. Молодая гвардия. -1979 .
- Н.М. Петрушина Шахматный учебник для детей. Серия «Шахматы».- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 224с.
- Шахматный словарь. М. ФиС. -1968.
- Шахматы детям. Санкт-Петербург. 1994 г М. Детгиз, - 1960.
- Шахматы. Энциклопедический словарь. М.Советская энциклопедия.. -1990.
- Шахматы - школе. М. Педагогика. -1990.
- В. Костров, Д.Давлетов Шахматы Санкт-Петербург -2001.
- В.Хенкин Шахматы для начинающих М.: «Астрель».- 2002.
- О.Подгаец Прогулки по черным и белым полям. МП «Каисса плюс» Днепропетровск. – 1996.
- И.А.Бареев Гроссмейстеры детского сада. Москва. - 1995.
- Юдович М. Занимательные шахматы. М. ФиС. - 1966.
Материально-техническое обеспечение
- шахматные доски с набором шахматных фигур
- демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур
- шахматные часы
- шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий
- шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации
- мешочек, сшитый из любой ткани для игры «Волшебный мешочек»
Согласовано
Протокол №1 заседания
школьного методического
объединения учителей
начальной школы
от ___августа 2017г
Согласовано
Зам.директора по воспитательной работе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "Азбука нравственности"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "Азбука нравственности"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука дорожной безопасности" 1 класс
Данная программа сориентирована на профилактику детского дорожного травматизма, т.е. на изучение основ безопасности на дороге от всех источников угроз; на знания и навыки использования правил дорожног...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука здоровья» для 6 класса
Пояснительная записка.Сегодня в России очень много говорят о проблеме здоровья молодёжи, как будущего нации. Поэтому, чем раньше у человека формируется мотивация, т.е. осознанная необходимость заботит...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья" 3 класс.
Программа содержит календарно-тематическое планирование и составлена на 1 час в неделю....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добрых дел" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добрых дел" 2 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья" 2 класс 68 часов
Рабочая программа по курсу "Азбука здоровья" разработана с учетом ФГОС, расчитана на 68 часов. Возраст учащихся 8-9 лет (2 класс)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добра" для 2 класса
Данная программа адресована обучающимся 2-ых классов и рассчитана на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год. Курс внеурочной деятельности «Азбука добра» реализуется в...