Внеурочная деятельность "Компьютерная азбука" 3 класс
рабочая программа по информатике (3 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Компьютерная азбука" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_nach_shkola.doc | 42.5 КБ |
planirovanie_3_klass.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Компьютерная азбука» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федерального Закона №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ»;
2.Приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
3.Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
4. Письма Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
5. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях";
6.Учебного плана ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово на 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа учебного курса «Информатика в играх и задачах» для 1-4 класса четырёхлетней начальной школы составлена на основе авторской программы А.В. Горячева «ИНФОРМАТИКА И ИКТ (ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)» (для четырёхлетней начальной школы), М.:Баласс,2008г.
Изучение программы проходит в 1-4 общеобразовательных классах в рамках внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление), в основе реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (с 01 сентября 2011года).
Реализация программы обеспечена УМК:
Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика (Информатика в играх и задачах)1-4 класс. Учебник-тетрадь в 2- х частях.-М. : Баласс; Школьный дом. 2012год.
Горячев А.В. Методическое пособие для учителя. 1-4 класс..-М. :Баласс; Школьный дом. 2012год.
Горина К.И., Волкова Т.О. Поурочные разработки курса.1-4 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности предполагает следующие сроки изучения материала:
1 класс-33 часа в год, 1 час в неделю;
2 класс-34 часа в год, 1 час в неделю;
3 класс-34 часа в год, 1 час в неделю;
4 класс-34 часа в год, 1 час в неделю.
Данный курс предназначен для развития логического, алгоритмическое а и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Цель программы - дать учащимся инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Цели изучения основ информатики в начальной школе:
1 Формирование навыков решения задач с применением таких подходов к peшению, которые наиболее типичны и распространены в информатике:
- применение формальной логики при решении задач: построение выводов применения к известным утверждениям логических операции («если- то», «и», «или», «не» и их комбинаций - «если ... и ..., то...»);
- алгоритмический подход к решению задач
- умение планирования последовательности действий для достижения какой- либо цели, решения широкого класса задач, для которых ответом являетсяне число или утверждение, а описание последовательности действий;
- системный подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
- объектно-ориентированный подход: самое важное - объекты, а не действа умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу: состоит и что делает (можно с ним делать)».
2 Создание кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими.
3 Формирование навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач - «как решать задачу, которую раньше не решали» (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Задачи:
- развить умение проведения анализа действительности для построения информационной модели и ее изображения с помощью какого-либо системно- информационного языка;
- расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой;
- развитие у учащихся навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач.
В результате изучения выпускник научится:
представлять на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие, широкоиспользуемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты.
понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд»; понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем;
• строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей;
• понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);
• составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями;
• использовать логические значения, операции и выражения с ними; • понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использова-нием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
• создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;
Выпускник получит возможность:
познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простей-шими операциями с этими структурами;
• создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учёбы и вне её.
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
- владение базовым понятийным аппаратом:
цепочка (конечная последовательность);
мешок (неупорядоченная совокупность);
утверждения, логические значения утверждений;
исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения;
дерево, понятия, связанные со структурой дерева;
игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;
- владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:
выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
проведение полного перебора объектов;
определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;
использование имён для указания нужных объектов;
использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения;
использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партийигры, классификации, описания структуры.
Личностные результаты:
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие мотивов учебной деятельности;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Основные принципы реализации программы - обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого учащегося пользоваться новыми массовыми ИКТ. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться са- мостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.
Содержание программы:
Целевая аудитория: 2 - 4 класс. Занятия внеурочной деятельности проводится 1 раз в неделю по 1 часу, всего 34 часа
Реализация программы опирается на содержание следующих предметов:
- изобразительное искусство;
- математика.
Программа предусматривает проведение занятий, работу детей самостоятельно, индивидуальную работу.
Организации занятий:
- групповые;
- словесное обучение (беседа);
- наглядные (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентация);
- проект;
- тренинг;
- дискуссия;
- конкурс;
- исследование;
- викторина;
- обсуждение.
Формы контроля: Контроль осуществляется с помощью тестирования, презентации, устного контроля, компьютерное тестирование.
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Характеристика основных видов деятельности | из них | УУД | Форма контроля | |
аудиторных | внеаудиторные активные | |||||
1. | Алгоритмы | Определять этапы (шаги) действия. Определять правильный порядок выполнения шагов. Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии. Находить и исправлять ошибки в алгоритмах. Выполнять, составлять и записывать в виде схем алгоритмы с ветвлениями и циклами. Формулировать условия ветвления и условия выхода из цикла. | 4 | 6 | Личностные УУД 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». 2. Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов. 3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. 2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. 6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. 7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы. 8. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным. Познавательные УУД 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, а, иллюстрация и др.) 4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. 5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты Коммуникативные УУД 1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. 6. Критично относиться к своему мнению 7. Понимать точку зрения другого 8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. | Тестирование |
2. | Группы (классы) объектов | Описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия. Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов). Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп. Определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы. Описывать особенные свойства предметов из подгруппы. | 3 | 4 | Тестирование | |
3. | Логические рассуждения | Определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству). Определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств). Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Строить высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ». Определять истинность составных высказываний. Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами. | 4 | 6 | Тестирование | |
4. | Модели в информатике | Находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками. Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы. Располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной. Находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию | 3 | 4 | Тестирование | |
Итого | 34 | 14 | 20 |
Количество часов всего: 34
Количество часов в неделю: 1
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | Дата | Форма организации занятия | |
По плану | По факту | ||||
Схема алгоритма | 1 | 1 | Презентация | ||
Ветвление в алгоритме. | 1 | 1 | Объяснение | ||
Цикл в алгоритме. | 1 | 1 | Объяснение | ||
Алгоритмы с ветвлениями и циклами | 1 | 1 | Объяснение | ||
Алгоритм. Повторение | 1 | 1 | Объяснение | ||
Подготовка к практической работе «Алгоритм» | 1 | 1 | Беседа | ||
Практическая работа № 1. Алгоритм | 1 | 1 | Индивидуальная работа на компьютере | ||
Анализ практической работы | 1 | 1 | Беседа | ||
Алгоритм. Повторение | 1 | 1 | Объяснение | ||
Алгоритм. Повторение | 1 | 1 | Объяснение | ||
Состав и действие объекта | 1 | 1 | Объяснение | ||
Группа объектов. Общее название. | 1 | 1 | Объяснение | ||
Общие свойства объектов группы. Особенные свойства объектов подгруппы | 1 | 1 | Объяснение | ||
Единичное имя объекта. Отличительные признаки объектов. Подготовка к практической работе № 2 | 1 | 1 | Беседа | ||
Практическая работа № 2 «Состав и действия объекта» | 1 | 1 | Индивидуальная работа на компьютере | ||
Анализ практической работы. | 1 | 1 | Беседа | ||
Повторение по теме «Состав и действия объекта» | 1 | 1 | Объяснение | ||
Множество. Число элементов множества. Подмножество. | 1 | 1 | Презентация | ||
Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств. | 1 | 1 | Объяснение | ||
Пересечение и объединение множеств | 1 | 1 | Объяснение | ||
Истинность высказывания со словами «НЕ». | 1 | 1 | Презентация | ||
Истинность высказывания со словами «И», «ИЛИ». | 1 | 1 | Презентация | ||
Граф. Вершины и ребра графа. | 1 | 1 | Объяснение | ||
Граф с направленными ребрами | 1 | 1 | Объяснение | ||
Подготовка к практической работе №3 «Множество». | 1 | 1 | Беседа | ||
Практическая работа №3 «Множество». | 1 | 1 | Индивидуальная работа на компьютере | ||
Анализ практической работы. | 1 | 1 | Беседа | ||
Аналогия. | 1 | 1 | Объяснение | ||
Закономерность. | 1 | 1 | Объяснение | ||
Аналогичная закономерность. | 1 | 1 | Объяснение | ||
Аналогичная закономерность. | 1 | 1 | Объяснение | ||
Подготовка к практической работе №4 «Аналогичная закономерность» | 1 | 1 | Беседа | ||
Практическая работа № 4 «Аналогичная закономерность» | 1 | 1 | Индивидуальная работа на компьютере | ||
Анализ практической работы. Выигрышная стратегия. | 1 | 1 | Беседа |
Список литературы
Литература для учителя:
- Рабочая программа по информатике составлена на основе программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная спст< 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М: Бал асе, 2014).
- Информатика. Учебник, 3 класс. («Информатика в играх и А.В.Горячев, Суворова И.И. - М: Баласс, 2012
Литература для учащихся:
Информатика. Учебник, 3 класс. («Информатика в играх и А.В.Горячев, Суворова Н.И. - М.: Баласс, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
внеурочная деятельность 1 класс УМК Школа России ФГОС
Данная рабочая учебная программа по литературному чтению для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепци...
внеурочная деятельность 1 класс "Спортивно-оздоровительное направление"
Календарно-тематическое планирование по спротивно - оздоровительному направлению в 1 классе...
внеурочная деятельность 1 класс "Мой родной край "
Научно позновательное направление "Мой родной край"...
Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.
Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...
"Скелет - наша опора" Внеурочная деятельность 1 класс
Разработка занятия " Скелет - наша опора" по программе внеурочной деятельности " Школа докторов природы" в 1 классе".Составлено в соответствии с ФГОС.Цель занятия - побудить стремление детей быт...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...