Внеурочная деятельность "Компьютерная азбука" 2 класс
рабочая программа по информатике (2 класс) на тему

Андреяшина Яна Вячеславовна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Компьютерная азбука" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_nach_shkola.doc42.5 КБ
Microsoft Office document icon planirovanie_2_klass.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Компьютерная азбука» составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

1.Федерального Закона №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ»;

2.Приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;

3.Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

4. Письма Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

5. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях";

6.Учебного плана ГБОУ  СОШ  «Центр образования» пос. Варламово на 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа учебного курса «Информатика в играх и задачах» для 1-4 класса четырёхлетней начальной школы составлена на основе авторской программы А.В. Горячева «ИНФОРМАТИКА И ИКТ (ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)» (для четырёхлетней начальной школы), М.:Баласс,2008г.

 Изучение программы проходит в 1-4 общеобразовательных классах в рамках внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление), в основе реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (с 01 сентября 2011года).

Реализация программы обеспечена УМК:

 Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика (Информатика в играх и задачах)1-4 класс. Учебник-тетрадь в 2- х частях.-М. : Баласс; Школьный дом. 2012год.

 Горячев А.В. Методическое пособие для учителя. 1-4 класс..-М. :Баласс; Школьный дом. 2012год.

 Горина К.И., Волкова Т.О. Поурочные разработки курса.1-4 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности предполагает следующие сроки изучения материала:

 1 класс-33 часа в год, 1 час в неделю;

 2 класс-34 часа в год, 1 час в неделю;

 3 класс-34 часа в год, 1 час в неделю;

 4 класс-34 часа в год, 1 час в неделю.

Данный курс предназначен для развития логического, алгоритмическое а и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Цель программы - дать учащимся инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Цели изучения основ информатики в начальной школе:

1 Формирование навыков решения задач с применением таких подходов к peшению, которые наиболее типичны и распространены в информатике:

  • применение формальной логики при решении задач: построение выводов применения к известным утверждениям логических операции («если- то», «и», «или», «не» и их комбинаций - «если ... и ..., то...»);
  •  алгоритмический подход к решению задач
  •  умение планирования последовательности действий для достижения какой- либо цели, решения широкого класса задач, для которых ответом являетсяне число или утверждение, а описание последовательности действий;
  •  системный подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
  •  объектно-ориентированный подход: самое важное - объекты, а не действа умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу: состоит и что делает (можно с ним делать)».

2 Создание кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими.

3 Формирование навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач - «как решать задачу, которую раньше не решали» (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Задачи:

  1.  развить умение проведения анализа действительности для построения информационной модели и ее изображения с помощью какого-либо системно- информационного языка;
  2.  расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой;
  3. развитие у учащихся навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач.

В результате изучения выпускник научится:

 представлять на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;

работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;

 использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие, широкоиспользуемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты.

 понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд»; понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем;

• строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей;

• понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);

• составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями;

• использовать логические значения, операции и выражения с ними; • понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использова-нием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;

• создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;

Выпускник получит возможность:

 познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простей-шими операциями с этими структурами;

• создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учёбы и вне её.

Метапредметные результаты:

  1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  2. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  3. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  4. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  5. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
  6. осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
  7. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  8. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  9. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
  10. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
  11. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

  1. владение базовым понятийным аппаратом:

 цепочка (конечная последовательность);

 мешок (неупорядоченная совокупность);

 утверждения, логические значения утверждений;

 исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения;

 дерево, понятия, связанные со структурой дерева;

 игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;

  1. владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:

 выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;

 проведение полного перебора объектов;

 определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;

 использование имён для указания нужных объектов;

 использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;

 сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;

 выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;

 достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения;

 использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партийигры, классификации, описания структуры.

 Личностные результаты:

  1. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  2. развитие мотивов учебной деятельности;
  3. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  4. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Основные принципы реализации программы - обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого учащегося пользоваться новыми массовыми ИКТ. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться са- мостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.

Содержание программы: 

Целевая аудитория: 2 - 4 класс. Занятия внеурочной деятельности проводится 1 раз в неделю по 1 часу, всего 34 часа

Реализация программы опирается на содержание следующих предметов:

- изобразительное искусство;

- математика.

Программа предусматривает проведение занятий, работу детей самостоятельно, индивидуальную работу.

Организации занятий:

  • групповые;
  • словесное обучение (беседа);
  • наглядные (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентация);
  • проект;
  • тренинг;
  • дискуссия;
  • конкурс;
  • исследование;
  • викторина;
  • обсуждение.

Формы контроля: Контроль осуществляется с помощью тестирования, презентации, устного контроля, компьютерное тестирование.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

№ раздела

Тема

Характеристика основных видов деятельности

Количество часов

Из них

УУД

Форма контроля

Аудиторные

Внеаудиторные

Объекты.

Описывать признаки предметов; сравнивать предметы по их признакам, группировать предметы по разным признакам; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков. Описывать предметы через их признаки, составные части, действия. Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных; выделять группы однородных предметов среди разнородных по разным основаниям и давать названия этим группам, ставить в соответствие предметы из одной группы предметам из другой группы. Находить объединение и пересечение наборов предметов

8

4

4

Личностные УУД

  1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». 2. Уважение к своему народу, к своей родине. 3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные УУД

  1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. 6. Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль). 6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем. 7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Познавательные УУД

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. 2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу. 4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план . 5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. 6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике. 7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

Коммуникативные УУД

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Тестирование

Алгоритмика.

Определять результат действия, определять действие, которое привело к данному результату. Определять действие, обратное заданному. Приводить примеры последовательности событий и действий в быту, в сказках. Составлять алгоритм, выполнять действия по алгоритму. Составлять алгоритмы с ветвлениями.

8

3

5

Тестирование

Множества.

Отличать высказывания от других предложений, приводить примерыВысказывания и множества. Вложенные множества. Построение отрицания высказываний. высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Строить высказывания, по смыслу отрицающие заданные. Строить высказывания с использованием связок «И», «ИЛИ». Отображать предложенную ситуацию с помощью графов. Определять количество сочетаний из небольшого числа предметов. Находить выигрышную стратегию в некоторых играх

10

4

6

Тестирование

Логика.

- Работа в парах;

- Самостоятельная работаОтличать высказывания от других предложений, приводить примерыВысказывания и множества. Вложенные множества. Построение отрицания высказываний. высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Строить высказывания, по смыслу отрицающие заданные. Строить высказывания с использованием связок «И», «ИЛИ». Отображать предложенную ситуацию с помощью графов. Определять количество сочетаний из небольшого числа предметов. Находить выигрышную стратегию в некоторых играх

8

3

5

Тестирование

ВСЕГО:

34

14

20

Количество часов всего: 34

Количество часов в неделю: 1


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

Дата

Форма организации занятия

По плану

По факту

Признаки предметов

1

Беседа

Описание

предметов

1

Объяснение

Состав предметов

1

Объяснение

Действия предметов

1

Объяснение

Симметрия

1

Объяснение

Координатная сетка

1

Объяснение

Практическая работа

1

Индивидуальная работа на компьютере

Разбор практической работы. Обобщающее повторение

1

Обсуждение

Действия предметов

1

Объяснение

Обратные действия

1

Объяснение

Последовательность событий

1

Беседа

Алгоритм

1

Презентация

Ветвление

1

Объяснение

Практическая

работа.

1

Индивидуальная работа на компьютере

Разбор

практической

работы.

1

Обсуждение

Обобщающее

повторение.

1

Объяснение

Множество. Элементы множества

1

Объяснение

Способы задания множеств.

1

Объяснение

Сравнение множеств.

1

Объяснение

Отображение множеств

1

Объяснение

Кодирование

1

Презентация

Вложенность (включение) множеств.

1

Объяснение

Пересечение

множеств.

1

Объяснение

Объединение

множеств.

1

Объяснение

Практическая

работа.

1

Индивидуальная работа на компьютере

Разбор практической

работы. Повторение.

1

Обсуждение

Высказывание. Понятие «истина» и «ложь»

1

Презентация

Отрицание

1

Объяснение

Высказывания со связками «И», «ИЛИ».

1

Презентация

Графы, деревья

1

Презентация

Комбинаторика

1

Презентация

Практическая

работа.

1

Индивидуальная работа на компьютере

Разбор практической работы

1

Обсуждение

Повторение

1

Презентация


Список литературы

Литература для учителя: 1. Авторская    программа Горячева А. В. (Сборник программ «Образина:,-система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2014).

2.        Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и   задачах- 2й
класс. Учебник в 2-х частях. Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2013.

3.        Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах 2й
класс. Учебник-тетрадь в 2-х частях. Изд. 2-е, испр. - М: Баласс, 202013. 64с., ил, ISBN 978-5-85939-616-1.

4. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. .. класс: Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2013. -224с ISBN 5-85939-327-4.

Литература для учащихся:

1. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах  . класс. Учебник в 2-х частях. Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2013.

2. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в игра.х и задачах 2й., класс. Учебник-тетрадь в 2-х частях. Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2013. -b-ic ISBN 978-5-85939-616-1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

внеурочная деятельность 1 класс УМК Школа России ФГОС

Данная рабочая учебная программа по литературному чтению для 1 класса  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепци...

внеурочная деятельность 1 класс "Спортивно-оздоровительное направление"

Календарно-тематическое планирование по спротивно - оздоровительному направлению в 1 классе...

внеурочная деятельность 1 класс "Мой родной край "

Научно позновательное направление "Мой родной край"...

Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.

Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...

"Скелет - наша опора" Внеурочная деятельность 1 класс

Разработка занятия " Скелет - наша опора" по программе внеурочной деятельности " Школа докторов природы" в 1 классе".Составлено  в соответствии с ФГОС.Цель занятия - побудить стремление детей быт...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...