Занятие кружка "Я-исследователь"
методическая разработка (2 класс) на тему
Тема занятия. Проведение самостоятельных исследований
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya-isssledovatel.docx | 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия. Проведение самостоятельных исследований.
Цель: упражняться в проведении исследований и экспериментов.
Задачи:
Познавательные:
- учить принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; понимать цель и смысл выполняемых заданий; осуществлять первоначальный контроль своих действий;
- формировать у учащихся умения в целеполагании, выдвижении гипотезы и мотивации к проведению простейших экспериментов на моделях;
- учить работать с информацией; выполнять логические действия (анализ, сравнение).
Регулятивные:
- развивать мыслительную деятельность обучающихся и познавательный интерес к занятию учебно-исследовательской деятельностью.
Коммуникативные:
- - допускать существование различных точек зрения;
- - учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- - формулировать собственное мнение и позицию;
- - договариваться, приходить к общему решению.
Оборудование. Презентация «Почему корабли не тонут», материалы для проведения экспериментов, индивидуальные исследовательские карты.
Ход занятия
I. Организация начала занятия. Слайд 1.
- Ребята, встаньте в круг. Улыбнитесь друг другу. Соприкоснитесь ладошками со своими соседями по кругу. Поделитесь, каждый своим теплом друг с другом, пожелайте удачи. Теперь мы – команда. Нам предстоит сегодня хорошо потрудиться и узнать что-то новое.
Девиз нашего занятия:
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому,
И я научусь»
Конфуций (древний мыслитель и философ Китая)
II. Актуализация знаний. Слайд 2.
- Кто такой исследователь?
- Какие методы исследования вы знаете? Давайте вспомним.
- Какой первый метод использует исследователь?
- Как будет звучать тема нашего занятия?
(Проведение самостоятельных исследований)
III. Выбор темы самостоятельного исследования. Слайд 3.
- Я предлагаю вам ответить на вопрос «Почему корабли не тонут?»
Запись темы исследования.
IV. Теоретические сведения о кораблях. Слайды 4-6.
4. С чего начался корабль? С бревна. Повалил человек дерево. Обрубил сучья. Выдолбил ствол, сел и поплыл. Эскимосы делали лодки из кожи животных, египтяне из папируса.
5. Устал грести человек и сделал парус.
6. Потом люди начали строить корабли из других материалов: металла, пластика. Как же стальным кораблям удается держатся на плаву и не тонуть?
IV. Выдвижение гипотез. Слайд 7.
1. Корабли не тонут из - за своей формы?
2. Стальные корабли не тонут, потому что они легче воды, так как в них есть воздух.
V. Практическая работа.
Лепка кораблика.
VI. Проведение эксперимента.
1. - Опустим наши кораблики в воду. Что происходит?
(Кораблики не тонут.)
2. -А теперь опустим в воду шарик из пластилина. Что происходит?
(Кусок пошёл на дно.)
3. У воды есть ещё один секрет: на её поверхности может плавать и «тонущий» материал, главное – что? Ваше предположение.
Вывод. Пластилин не утонет в воде, если придать ему определённую форму.
VII. Физкультминутка.
VIII. Проведение опыта «Тонет – не тонет»
Опускаем в воду различные предметы. Наблюдение.
IX. Заполнение таблицы.
Предмет | Материал | Тонет | Не тонет |
Шарик | Металл | + | |
Спичка | Дерево | + | |
Деталь от конструктора | Пластмасса | + | |
Колесико | Резина | + | |
Бусина | Стекло | + |
Вывод: пластмассовые и деревянные тела вода выталкивает, а металлические, резиновые и стеклянные – нет.
IX. Теоретические сведения. Слайд 8.
- Современные танкеры, которые перевозят нефть, самые большие корабли в мире – их длина достигает пятисот метров, а в их танках помещается до полумиллиона тонн нефти!
- Почему же такие огромные и тяжелые корабли не тонут? Что позволяет им не только держаться на воде, но и перевозить тяжелые грузы? Ваши предположения.
X. Опыт «Не тонет, как ни старайся»
Цель: Определить, что позволяет кораблям держаться на воде.
Нам понадобятся ёмкость с водой, воздушный шар, деревянный брусок. Теперь стараемся утопить воздушный шар и деревянный брусок в тазике с водой. Ещё раз, ещё и ещё. Ничего не выходит. В чем дело? А что же за сила выталкивает шарик на поверхность?
XI. Теоретические сведения. Слайд 9.
Оказывается, когда- то давно древнегреческий учёный Архимед исследовал проблему плавучести тел и сформулировал закон: на всякое тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной им жидкости, который известен сейчас как Закон Архимеда.
Таким образом, в нашем опыте на шарик снизу, из тазика, действовала сила Архимеда, которая выталкивала шарик на поверхность.
Вывод: Итак, мы уже убедились в том, что предметы из разных материалов ведут себя в воде по – разному. Но это ещё не всё.
Слайд 10.
Когда судно идет без груза, оно высоко сидит в воде. Даже полностью погруженное судно не тонет, потому что его контроль-отметка грузовая ватерлиния всегда находится над водой.
Днище корабля специально делают такой формы, что когда корабль наклоняется вбок, он волей-неволей стремится опять выпрямиться.
Палубы на корабле закрывают его нутро как хорошие крышки. Поэтому вода не попадает в него, и даже в самый сильный шторм корабль не становится заметно тяжелее. Внутри корпуса корабля много пространства, заполненного воздухом (который легче воды): помещение для жилья, грузовые трюмы, погреба, служебные помещения. Кроме того, на корабле много предметов изготовлено из дерева, пластмасс, затем есть мазут и масла. Все это легче воды.
XII. Подведение итогов. Слайд 11.
-Подведем итог. Почему корабли не тонут?
1. На основании проведенных исследований можно сделать вывод о том, что корабли не тонут, потому что на них действует выталкивающая (подъемная) сила, по закону Архимеда, направленная вверх и равная весу жидкости, вытесненной кораблем.
2. Корабли имеют определенную форму и в них есть воздух.
- Подтвердились ли наши гипотезы?
XIII. Опыт. «Причина затопление корабля»?
Цель: выяснить причину затопления судна.
-Сделайте пробоину в пластилиновом кораблике, опустите его на воду. Сделайте вывод.
- Молодцы, мы с вами сейчас провели исследования и сделали выводы. Захотелось ли вам ещё проводить исследования?
XIV. Итог занятия. Рефлексия.
-Какие методы исследования мы применяли сегодня на занятии?
- А теперь, ребята, встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Поблагодарите друг друга за совместную работу.
- Закрасьте парус кораблика на листке исследователя. Если на занятии вам было интересно парус должен быть красного, желтого или синего цвета. Если не интересно - коричневого или чёрного цвета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация занятия по теме : "Автоматизация звуков р, р в предложениях". ( Экскурсия в оранжерею.Занятие с использованием оздоровительныз методик, музыкотерапии.Занятие в группе с ФФНР 1 класс.)
Представлен конспект занятия с использованием оздоровительных методик : релаксации, аурикулярного массажа, су-джок терапии, музыкотерапии ( музыка из балета П.И. Чайковского " Щелкунчик ". В ходе заня...
Занятие по внеурочной деятельности Кружок «ОТ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА К ПОЗНАНИЮ ИНФОРМАТИКИ» Тема занятия : Занятие - игра « Составь алгоритм».
Место занятия в рамках раздела программыЭто занятие - повторения и закрепления знаний в 1 разделе, который посвящён дальнейшему знакомству со способами описания действий и проц...
Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.
Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...
Конспект открытого занятия Конспект открытого занятия 1 «Г» (дополнительно) класса с ЗПР Тема занятия «Игра на развития мышления младших школьников с ЗПР»
Коррекционная работа по развитию мышления младших школьников с ЗПР осуществляется с помощью игр. Используется разнообразные игры и упражнения направленные на развитие мышления...
Технология моделирования и проигрывания сказок на логопедических занятиях (автор Ткаченко Т.А.) Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как средство развития коррекции речи у детей"
Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как с...
Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие №1 «Как возникла письменность»
Тема происхождения русского народа продолжает оставаться малоизученной. Отсутствие ясных ответов делает проблему происхождения русского народа чрезмерно запутанной. Достижения современной этнологии и ...