"Вежливая поездка"
план-конспект занятия на тему

Гуляева Светлана Павловна

Данная разработка будет интересна педагогам начальной школы, развивающим у детей нравственные качества. Целью данного занятия является знакомство детей с правилами поведения в общественном транспорте. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Вежливая поездка»

/игровое занятие/

Цель: познакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте

Задачи: -воспитание культуры поведения;

            -познакомить с понятиями: «пассажир», «общественный транспорт»;

           -познакомить с видами общественного транспорта;

           -повторить правила дорожного движения;

           -развивать мышление, речь, внимание.

Оборудование: аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем», сигнальные светофоры, условные знаки: солнышко, тучка, солнышко с тучкой, импровизированный автобус, колокольчик, презентация

Подготовительная работа: изготовление сигнального светофора

План занятия

1 Организационный момент

Упражнение «Моё настроение»

2 Сообщение темы и цели занятия

Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

Беседа о правилах дорожного движения

3 Основная часть

Загадки «Общественный транспорт»

Словарная работа

Физминутка Игра «Светофор»

Решение этикетных задач

Игра «Разрешается – запрещается»

4 Итог занятия

Рефлексия

Упражнение «Моё настроение»

Ход занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Примечание

1 Организационный момент

Цель:- организовать рабочее пространство;

           -создать благоприятный эмоциональный настрой.

-Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на нашем занятии. Упражнение «Моё настроение».

Я прошу вас ответить на вопрос: с каким настроением вы пришли на занятие, но обозначить своё настроение вам нужно с помощью условного значка.

Воспитатель также принимает участие.

-Мы с вами составили карту нашего настроения.

Дети выбирают и прикрепляют на доску свой значок

На столе разложены условные знаки (солнышко, тучка, солнышко и тучка)

2 Сообщение темы и цели занятия

Цель: -создать условия для того, чтобы дети сформулировали тему и цель занятия;

-познакомить с понятием «пассажир»;

-повторить правила дорожного движения;

-Наше занятие я предлагаю начать с разминки «Это я, это я, это все мои друзья!». Я прочитаю вам вопросы, а вы, если поступаете так, как здесь говорится, говорите: «Это я, это я, это все мои друзья!». Правила понятны? Начинаем.

-Кто из вас идёт вперёд
Только там, где переход?
-Кто бежит вперёд так скоро,
Что не видит светофора?
-Знает кто, что свет зелёный
Означает: путь открыт?
-А что жёлтый свет всегда
Нам о вниманье говорит?
- Кто, пусть честно говорит,
На трамвае не висит?

- Знает кто, что красный свет-
Это значит: хода нет?

-Молодцы!

Беседа

-Скажите, а что мы сейчас с вами вспомнили?

-А кому нужны правила дорожного движения?

-Ребята, я предлагаю вам совершить поездку на автобусе. Автобус уже ждёт нас на остановке. Вы согласны? Проходите и рассаживайтесь по местам.

-Когда мы с вами сели в автобус, кем мы стали?

-А кто такие пассажиры?

-Для пешеходов и водителей есть правила дорожного движения, а для пассажиров есть какие-то правила?

-Вот об этих правилах мы сегодня и поговорим. И я предлагаю вам проехать в школу «Юных пассажиров»

Если правило соответствует норме, дети говорят: «Это я, это я, это все мои друзья!». Если же какие-либо из правил не соответствуют норме, тогда дети молчат.

Правила дорожного движения.

Пешеходам и водителям.

Дети проходят и рассаживаются по местам.

Пассажирами

Пассажир – лицо, которое пользуется для передвижения каким–либо транспортом и не управляет им.

Да

Ребенку, который занял место водителя, вручается руль и он имитирует действия водителя

Импрови-зированный автобус из стульев

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Звучит песня «Мы едем, едем, едем..»

3 Основная часть

Цель: -воспитание культуры поведения;

            -познакомить с понятием «общественный транспорт»;

           -познакомить с видами общественного транспорта;

           -развивать мышление, речь, внимание

-Итак, остановка «Школа юного пассажира». Мы доехали до места назначения, прошу всех на выход.

-Ребята, мы в «Школе юных пассажиров». Здесь, как и в обычной школе, проходят уроки. Слышите, звенит звонок, и я приглашаю вас на первый урок.

-Ребята, предлагаю вам отгадать загадки.

Что за чудо – синий дом!  
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином!
   Спозаранку за окошком
   Стук, и звон, и кутерьма.
   По прямым стальным дорожкам
   Ходят красные дома.

Удивительный вагон!  
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.    
  Мимо рощи, мимо яра
  Мчит без дыма,
  Мчит без пара
  Паровозова сестричка.
  Кто такая?
Многолюден, шумен, молод  
Под землёй грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улице бегут.

-А как можно одним словом назвать все отгадки?

-А что же такое общественный транспорт?

-Наш первый урок окончен. Перемена.

Физминутка

Игра на внимание «Светофор»

-Я предлагаю вам поиграть. Я буду показывать вам цвета светофора.

 Когда светофор горит красным цветом, вы должны стоять тихо.

 Если желтый цвет, вы хлопаете в ладоши.

Когда зеленый – топаете.

-Ребята, слышите, звенит звонок. Начинается второй урок. На этом уроке мы с вами будем решать этикетные задачи. Слушайте меня внимательно.

Вот поезд быстро мчится-

Чу-чух, чу-чух, чу-чух.

У наших пассажиров

Захватывает дух.

Но вот и остановка,

И двери открываются…

На этой остановке

Бабуля появляется.

Как же быть? Как же быть?

Как, скажите, поступить?

Вот поезд быстро мчится-

Чу-чух, чу-чух, чу-чух.

У наших пассажиров

Захватывает дух.

Но вот и остановка,

И двери открываются…

И женщина с ребёнком

В вагоне появляется.

Как же быть? Как же быть?

Как, скажите, поступить?

Вот поезд быстро мчится-

Чу-чух, чу-чух, чу-чух.

У наших пассажиров

Захватывает дух.

Но вот и остановка,

И двери открываются…

С мороженным девчонка

В вагоне появляется

Как же быть? Как же быть?

Как, скажите, поступить?

Вот поезд быстро мчится-

Чу-чух, чу-чух, чу-чух.

У наших пассажиров

Захватывает дух.

Но вот и остановка,

И двери открываются…

И с сумкой за плечами

Мальчишка появляется.

Как же быть? Как же быть?

Как, скажите, поступить?

-В салон автобуса вошли два пассажира: серый Волк с двумя огромными сумками и длинноухий Зайка. Увидев два свободных места, Волк тут же сел на одно из них, а на второе поставил свои сумки. Помогите маленькому Зайке найти место в автобусе. Что не так сделал волк?

-Медвежата ехали в гости к бабушке в переполненном автобусе. По дороге они рассказывали друг другу интересные истории и так увлеклись, что чуть не проехали свою остановку. Пробираясь к двери, медвежата нечаянно толкнули дяденьку Лося, отдавили лапу тете Лисе и свалили на пол малыша Бельчонка. Какие грубые ошибки допустили медвежата? Как избежать подобных ошибок?

-Наш урок окончен. Перемена. Я предлагаю вам поиграть в игру «Разрешается – запрещается».

Я буду называть действия пассажиров, а вы отвечайте «Разрешается» - хлопаете, или «Запрещается» - топаете.
• Уступать место пожилым. Больным, детям. (разрешается)
• Заскакивать на ходу. (запрещается)
• Держаться за поручни или ручки на сиденьях. (разрешается)
• Высовываться в окно. (запрещается)
• Толкаться. (запрещается)
• При посадке продвигаться вперед. (разрешается)
• Громко разговаривать, шумно себя вести. (запрещается)
• Стоять на подножках. (запрещается)
• Облокачиваться на двери. (запрещается)
• Курить. (запрещается)
• Сорить. (запрещается)
Молодцы! Все правильно ответили.

Дети «выходят» и  рассаживаются по своим местам

 Автобус

 Трамвай

Троллейбус

Электричка

Метро

Общественный транспорт

Общественный транспорт — это маршрутные транспортные средства. Они перевозят людей по дорогам и движутся по установленному маршруту с обозначенными остановками.

Дети выполняют соответствующие цвету действия

Нужно уступить бабушке место и сказать: «Садитесь, пожалуйста»

Женщине с ребёнком тоже нужно уступить место и сказать: «Прошу Вас, присаживайтесь»

Мороженное в транспорте не кушают, так как можно испачкать костюм пассажиров

Сумку с плеча нужно снять, чтобы не мешать другим пассажирам

Нельзя занимать свободные места сумками. Сумки можно поставить на пол у своих ног или держать на коленях.

В транспорте нужно быть собранным и внимательным.

К выходу нужно готовиться заранее, спрашивая у впереди стоящих пассажиров: выходят ли они на следующей остановке.

Если пассажиры не выходят, нужно извиниться и обратиться с просьбой пропустить вас.

Причинив неудобства пассажирам, не забудьте извиниться.

Дети выполняют соответствующие действия

Слайд 4

Звенит звонок

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Звенит звонок с урока

Цвета светофора

Звенит звонок на урок

Звенит звонок с урока

4 Итог занятия

Цель: создать условия для выявления уровня освоенности рассмотренного материала

-Наши занятия подошли к концу. Нам пора возвращаться домой. Занимайте свои места в автобусе. Помните, что воспитанные пассажиры не толкаются, мальчики пропускают девочек вперед. Водитель, займите свое место в кабине.

А теперь остальные проходите.

-Остановка «Детский дом». Выходите, ребята. Помните о правилах поведения.

-Что вы узнали на уроках в «Школе юных пассажиров»?

-Было ли это занятие интересным?

-Узнали вы что-то новое на занятии?

-Было ли это занятие для вас нужным, полезным, важным?

-Давайте посмотрим на карту нашего настроения. Вспомните своё настроение в начале занятия, не изменилось ли оно сейчас? Если у кого-то изменилось, поменяйте картинку.

-А у меня настроение хорошее. Вы все сегодня молодцы. Всем спасибо.

Дети садятся на свои места

Правила поведения пассажиров

Дети показывают сигнал:

красный - неинтересно,

зеленый - интересно,

желтый - не всегда интересно.

Красный – нет, зеленый – да.

Красный – нет, зеленый – да, желтый – не всё было полезным.

Слайд 10

Слайд 11

Дети используют сигнальный светофор

Используемая литература

  1. «Уроки вежливости» комплект наглядных пособий, Харьков, «Ранок», 2007
  2. И.В.Мирошниченко «Путешествие в страну Вежливость», Харьков, «Ранок», 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ловись рыбка и мала и еще меньше" "Печальная поездка"

Рассказ о моей первой рыбалке на Енисее.Веселая история с печальным началом....

Поездка в музей Дорога Жизни

Ход мероприятия:1.Во время поездки по Дороге Жизни учащимися заполняется карта пути, созданная на основе описаний памятных мест, путем изображения памятника. На обратном пути возможно детальное уточне...

Урок по ОБЖ «Поездка в автобусе, троллейбусе и трамвае».

Цели урока: знакомство со знаками: « Место остановки автобуса», « Место            остановки трамвая», « Место остановки троллейбуса»;повторение ...

Урок математики в 4 классе. «Поездка в Простоквашинск»

Урок математики в 4 классе. «Поездка в Простоквашинск»...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк».

Цель: через знакомство со стихотворениями С.Я. Маршака «Урок вежливости», И.М. Пивоваровой «Вежливый ослик» и Б.В. Заходера «Очень вежливый ослик» способствовать вежливому, доброжелательному общению и...

Презентация к уроку по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк».

Презентация разработана к уроку по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк»....

Игровое занятие «Вежливая поездка »

Игровое занятие «Вежливая поездка »Цель. Создать условия для ознакомления учащихся с правилами поведения в общественном транспорте и на остановках.Задачи:* Познакомить учащихся с местами о...