Дополнительная образовательная программа «Азбука народной культуры»
учебно-методический материал по теме

Макаренко Наталья Александровна

XXI век начался прямым и жестоким столкновением цивилизации и варварства. Уход от гуманистической культуры стал, к сожалению, характерной приметой времени не только в России, но и во всем мире. В диапазон достоинств не входят ни интеллект, ни глубина и сила чувств, ни порыв, ни социальный протест.  Выход из кризисной ситуации, очевидно, состоит в выравнивании уровней развития людей в современном обществе, во внутреннем, а не только в информационном приобщении к культуре каждого человека.

Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа поможет понять и объяснить многие моменты истории страны, судьбы разных социальных и этнических групп, поколений, отдельных людей: поможет избежать некоторых ошибок и найти способы борьбы с отрицательными явлениями, уходящими корнями в толщу народных верований.

Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающей личность. Сейчас, к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.

Ориентация современной системы начального образования на интенсивное развитие личности, на гуманистические ценности привела педагогов к необходимости поиска путей, обеспечения духовного роста личности школьника. Одним из таких путей является восстановление утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Известно, что глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда человек начинает их осваивать с самого детства, когда он находит в них себя и когда традиции становятся его личными ценностями. Именно самоопределение в культуре своего народа, своей большой и малой Родины, способствует духовному росту человека.

Начинать изучение культурные традиции надо с раннего возраста детей. В системе школьного воспитания - это начальные классы. Следовательно, важно так построить воспитательный процесс, чтобы дети, систематически получая необходимые знания и представления, оказывались также в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, а значит, их осознанию и закреплению.

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Необходима система работы с детьми, т.е. программа по приобщению детей к народной культуре. Благодаря этой программе, у детей формируются представления о древней русской культуре. На занятиях они знакомятся с изделиями народного искусства, с традиционными праздниками, играми, песнями, потешками, сказками, загадками, многообразием культуры и традиций России и своего края.  Различные явления народной жизни – ее уклад, семейно-социальные отношения, область умственной деятельности и искусства – возникают, развиваются, частично умирают, оставляя лучшее в традициях, обрядах, в фольклоре. Знакомство и осмысление этих явлений предполагает программа «Азбука народной культуры», которая рассчитана преимущественно на внеклассную и внешкольную работу с учащимися. Кроме того, она может использоваться в учреждениях системы дополнительного образования.

Цель программы: освоение учащимися нравственных и эстетических ценностей русского народа через знакомство и изучение истории своего рода, деревни, края, страны, игровых традиций русского народа в календарной последовательности православных праздников; через работу с народным календарем, с православными праздниками; через погружение в бойкое, меткое народное слово.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_narodnoy_kultury.doc305.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

XXI век начался прямым и жестоким столкновением цивилизации и варварства. Уход от гуманистической культуры стал, к сожалению, характерной приметой времени не только в России, но и во всем мире. В диапазон достоинств не входят ни интеллект, ни глубина и сила чувств, ни порыв, ни социальный протест.  Выход из кризисной ситуации, очевидно, состоит в выравнивании уровней развития людей в современном обществе, во внутреннем, а не только в информационном приобщении к культуре каждого человека.

Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа поможет понять и объяснить многие моменты истории страны, судьбы разных социальных и этнических групп, поколений, отдельных людей: поможет избежать некоторых ошибок и найти способы борьбы с отрицательными явлениями, уходящими корнями в толщу народных верований.

Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающей личность. Сейчас, к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.

Ориентация современной системы начального образования на интенсивное развитие личности, на гуманистические ценности привела педагогов к необходимости поиска путей, обеспечения духовного роста личности школьника. Одним из таких путей является восстановление утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Известно, что глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда человек начинает их осваивать с самого детства, когда он находит в них себя и когда традиции становятся его личными ценностями. Именно самоопределение в культуре своего народа, своей большой и малой Родины, способствует духовному росту человека.

Начинать изучение культурные традиции надо с раннего возраста детей. В системе школьного воспитания - это начальные классы. Следовательно, важно так построить воспитательный процесс, чтобы дети, систематически получая необходимые знания и представления, оказывались также в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, а значит, их осознанию и закреплению.

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Необходима система работы с детьми, т.е. программа по приобщению детей к народной культуре. Благодаря этой программе, у детей формируются представления о древней русской культуре. На занятиях они знакомятся с изделиями народного искусства, с традиционными праздниками, играми, песнями, потешками, сказками, загадками, многообразием культуры и традиций России и своего края.  Различные явления народной жизни – ее уклад, семейно-социальные отношения, область умственной деятельности и искусства – возникают, развиваются, частично умирают, оставляя лучшее в традициях, обрядах, в фольклоре. Знакомство и осмысление этих явлений предполагает программа «Азбука народной культуры», которая рассчитана преимущественно на внеклассную и внешкольную работу с учащимися. Кроме того, она может использоваться в учреждениях системы дополнительного образования.

Цель программы: освоение учащимися нравственных и эстетических ценностей русского народа через знакомство и изучение истории своего рода, деревни, края, страны, игровых традиций русского народа в календарной последовательности православных праздников; через работу с народным календарем, с православными праздниками; через погружение в бойкое, меткое народное слово.

Задачи программы:

  • познакомить учащихся с народным творчеством и народной культурой; бытом и жизнью русского народа, его характером, присущими ему нравственными качествами
  • создать системные представления о народной культуре России, ее связи

                        с историей, о месте культуры своего края, своей семьи и себя самого

             в народной культуре России;

  • формировать у учащихся таких понятий, как Родина, родной язык, национальность; национальные традиции;
  • воспитывать на традициях  народной культуры творческую личность, обладающую художественным вкусом.

Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования и представляет собой четыре ступени развития, четыре содержательные линии.

1 класс   Народная культура и народное творчество.

2 класс   Человек и природа.

3 класс   Человек и его семья.

4 класс   Человек и история его народа.    

     В качестве основных условий в данном курсе рассматриваются:

  • Знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором;       
  • Знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества;       
  • Организация экскурсий в музеи и места русской славы;     
  • Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к  истории народа, знание истории;     
  • Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории края, села;    
  • Проектная деятельность.      

Формы работы:

  • игры-викторины, театрализованные игры-викторины, составление игротеки;
  • коллективные творческие дела;
  • смотры-конкурсы, выставки;
  • экскурсии;
  • праздники;
  • музыкальная гостиная;        
  • театрализованное представление;  
  • исследовательская деятельность.

Занятия проводятся в группе 1 раз в неделю по 1 академических часу (40 минут). За год 34 часа (34 учебных недель), за четыре года 136 часов.

     

Содержание программного материала

1 ступень 1 класс «Народная культура и народное творчество» (34 ч.)

Задачи:  

  • познакомить детей  с народным творчеством и народной культурой;
  • развивать внимательное отношение к окружающему миру;
  • воспитывать чувство прекрасного на лучших образцах народного творчества.

1 ступень является пропедевтической. Она вводит ребёнка в круг проблем последующих трёх лет программы: человек и природа; человек и семья; человек и история его народа. Через знакомство с народной культурой постигаются нравственные и эстетические ценности своего народа. 

1 раздел. В гостях у матушки-Природы (12 ч.)

«О чём рассказала рябинка».

Понятие о народной культуре Вводное занятие: «Человек и природа».  Прогулка в парк. Поиск примет осени в природе, сбор листьев и рябины. Рисование осеннего парка.

 «Тётушка Акулина рассказывает…».

Практическое занятие. Сбор пословиц, примет об осени; оформление рисунками в книжках-самоделках. 

«Весёлая карусель».

Поделки из природного материала. Разучивание старинных детских игр. Коллективно-творческое дело:  праздник в классе. Варианты: «Рябинкины именины», «Праздник русских овощей».

 «Невелика птичка-синичка, и та свой праздник помнит». (Зиновий-синичник – 12 ноября.)

Развешивание кормушек для птиц, сбор ранее заготовленного для них корма. Подведение итогов 1-го раздела.  

2 раздел. «Зима на мороз, а мужик на праздники»(11 ч.)

Сказочная слобода.

Конкурс на лучшего рассказчика. Совместно с библиотекой чтение сказок о животных разных народов. Родители о сказках их детства. Лепка фигурок животных для рождественского стола.

Народный праздник «Коляда». Зимние святки.

Слушание рассказа об этом празднике. Разучивание колядок.  Подготовка вместе с родителями маски, элементы святочных костюмов, ёлочные украшения. Участие в рождественской ярмарке.

Коллективно-творческое дело: «Пришла Коляда».

Разыгрывание обряда колядования. Зимние забавы, народные игры.

3 раздел. Тепло домашнего очага (3 ч.)

«Человек без роду – что дерево, без корней».

Изучение своей  родословной, знакомство с традициями семьи.

«Семейный сад». Выставка в классе.

Представление своего дерева рода (можно семейные фотографии). По желанию можно провести экскурсию в этом саду.

«Молодецкие забавы». Игротека на свежем воздухе.

4 раздел. Сокровища бабушкиного короба (8 ч.)

Мастера и умельцы.

Всякий человек на земле работник, да не каждого мастером величают. Знакомство с разными народными промыслами России. Русская матрешка. «Праздничные краски русской матрешки». Мастера села Полохов-Майдан. Гжель. Русская глиняная игрушка. Русская народная вышивка. Архангельские и тульские печатные пряники. Город мастеров. Рукоделие дома, подготовка к выставке в классе. Заключительный праздник.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

I год обучения.  Рассчитан на 34 учебных часа (1 раз в неделю).

Название темы

Количество часов

Примечание

Народная культура и народное творчество. 

В гостях у матушки-Природы.

12

1.

Вводное занятие. Человек и природа. 

1

2.

Подарки осени. Прогулка в парк.

1

3, 4.

Тётушка Акулина рассказывает… Сбор народных примет и пословиц об осени.

2

практическое занятие

5, 6.

Изготовление книжек- самоделок.

2

практическое занятие

7, 8.

Русские народные игры. Разучивание.

2

практическое занятие

9, 10.

Праздник «Рябинкины именины».

2

коллективно-творческое дело.

11,12.

Невелика птичка-синичка, и та свой праздник помнит (Зиновий-синичник – 12 ноября). 

2

практическое занятие

Зима на мороз, а мужик на праздники.

11

13,14.

Чтение сказок о животных разных народов.

2

15.

Сказочная слобода. Конкурс на лучшего рассказчика. 

1

16,17.

Лепка фигурок животных для рождественского стола.

2

18.

Святки.

1

19, 20.

Разучивание колядок.

2

практическое занятие

21.

Рождественская ярмарка.

1

22.

Пришла «Коляда».

1

коллективно-творческое дело.

23.

Зимние забавы. Народные игры.

1

Тепло домашнего очага.

3

24,25.

Моя родословная.

2

практическое занятие

26.

Мое дерево рода.

1

выставка работ

Сокровища бабушкиного короба.

8

27.

Народные промыслы России.

1

28.

Мастера села Полохов-Майдан.

1

29.

Русская матрешка. «Праздничные краски русской матрешки».

1

30.

Гжель.

1

31.

Русская глиняная игрушка.

1

32.

Русская народная вышивка.

1

33.

Архангельские и тульские печатные пряники.

1

34.

Обобщение.

1

итоговый праздник

Итого:

34

Планируемые результаты 1-го  года обучения.

К концу первого года обучения по курсу "Азбука народной культуры" учащиеся

должны знать:

  • что такое народные игры, пословицы, поговорки, сказки, обряды;
  • народные приметы;
  • народные промыслы России;
  • народные праздники, традиции и обряды;
  • традиции своей семьи;
  • различные народные игрушки России;

    Учащиеся должны уметь:

  • определять по народным приметам время года;
  •   умение различать произведения народного творчества: пословицы, поговорки, сказки, игры, обряды;
  •   отличать различные виды росписи;
  •   проводить русские народные игры;
  •   бережно относится  к родной природе.  

                                    

                                                    

                                                             

 

Содержание программного материала

2 ступень 2 класс «Человек и природа» (34 ч.)

Задачи:

  • изучать игровые традиции русского народа в календарной последовательности крестьянских праздников;
  • формировать представление о гармоничном единстве человека и природы в народной культуре;
  • прививать навыки прикладного и художественного творчества.

Путешествие по временам года. Связь жизни человека и природы. Представления наших предков об окружающем мире, воплощённые в обрядах, обычаях, устном народном творчестве, предметах быта.

1 раздел. Осень идет и дождь за собой ведет (9 ч.)

Знакомство (вводное). Природа – сердечный друг.

Спасибо Земле. Традиции и время. Солнце на небе, а число – в календаре. Время года. Откуда взялись названия времен года, месяцев, дней недели? Знакомство с календарно-бытовой культурой через участие в земледельческих праздниках. Осенние месяцы. «Осенние вечёрки». Осенний праздник.  Использование на осенних вечёрках элементов праздников «Встреча матушки - Осенины», «Капустки», «Покров» и др.

 2-й раздел. Зима – хранительница полей (12 ч.)

Зимние месяцы, пословицы. Зимние святки. Знакомство и подготовка к празднику. Разучиваем колядки. Знакомство с гаданиями. Крещение.

Коллективно-творческое дело. Подготовка к Масленице. Разучивание масленичных песен, приговоров. Строительство и взятие снежной крепости. Катание на санях. «Ой, блины, блины, блины…» – дегустация. Символическое значение блинов. «Прощай, Масленица». Итоговый праздник.

3-й раздел. Матушка весна всем красна (13 ч.)

Март – утро года. «Великий пост всем прижмёт хвост». Обычаи Великого поста.

Коллективно-творческое дело: «Встреча Весны». Выпечка жаворонков. Заклички для весны.

Пасха. Апрель открывает ключи и воды. Май – травник.

Практическое занятие: «Прощай, Весна, здравствуй, Лето красное!» Итоговый праздник.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

II год обучения.  Рассчитан на 34 учебных часа (1 раз в неделю).

Название темы

Количество часов

Примечание

Человек и природа.

Осень идет и дождь за собой ведет.

9

1.

Вводное занятие. Как жили наши предки, каким видели мир вокруг себя.

1

2.

Спасибо Земле. Традиции и время.

1

3.

Время года. Откуда взялись названия времен года, месяцев, дней недели? 

1

4.

Сентябрь – хмурень.

1

5.

Осеннее новолетие. Новые новины.

1

6.

Октябрь – позимник.

1

7.

Ноябрь – ворота зимы.

1

8, 9.

Осенние вечера.

2

осенний праздник

Зима – хранительница полей.

12

10.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

1

11.

Хвали зиму после Николина дня.

1

12.

От Спиридона солнце на лето, зима на мороз.

1

13.

Зимние святки.

1

14.

Знакомство с гаданиями.

1

15.

Январь – году начало, зиме середка.

1

16.

Крещение.

1

17.

Февраль зиму замыкает.

1

18.  

Сретенье – зима с летом встретились.

1

19,20.

Широкая масленица.

2

коллективно-творческое дело

21.

Прощай, Масленица.

1

праздник

Матушка весна всем красна.

13

22.

Март – утро года.

1

23.

Великий пост всем прижмёт хвост.

1

24.

Жавороночки, прилетите к нам.

1

25-27.

Встреча Весны.

3

коллективно-творческое дело

28.

Пасха.

1

29.

Апрель открывает ключи и воды.

1

30.

Май – травник.

1

31-33.

Прощай, Весна, здравствуй, лето красное!

3

практическое занятие

34.

Обобщение.

1

итоговый праздник

Итого:

34

Планируемые результаты 2-го года обучения.

К концу второго года обучения по курсу "Азбука народной культуры" учащиеся

должны знать:

  • игровые традиции русского народа в календарной последовательности крестьянских праздников;
  • историю возникновения различных праздников;
  • основные идеи взаимосвязи человека и природы;
  • традиции и обряды России

Учащиеся должны уметь:

  • проявлять инициативность и творчество в труде;
  • уважительно и доброжелательно относится к людям;
  • работать в группе и индивидуально;
  • самостоятельно работать с литературой.

Содержание программного материала

3 ступень 3 класс   «Человек и его семья» (34 ч.)

Задачи:

  • дать представление о культуре, быте, обычаях и нравах исконнорусской семьи; укреплять сотрудничество современной семьи и школы;
  • дать осмыслить место своей семьи и себя самого в истории и народной культуре;
  • воспитывать любовь к малой родине на основе развития интереса к истории семьи её традициям.

Мир крестьянского дома. Дом и мир. Знакомство с устройством крестьянского дома и подворья. Вещи, окружающие человека. Деревня, село. Жизнь человека в доме и мире.

Родовое дерево семьи. В центре внимания семейный уклад, обряды, обычаи, сопровождающие человека от рождения до смерти.

1 раздел. Мир крестьянского дома. Дом и мир (14 ч.)

Откуда пришли традиции? Мир крестьянского дома. Дом и мир. «Что нам стоит дом построить». Игра-викторина. Знакомство с устройством крестьянского дома и подворья.

Вещи, окружающие человека. Деревня, село.

«Худо тому, у кого пусто в дому». Экскурсия в музей на выставку «Декоративно-прикладное искусство». Знакомство с интерьером и утварью крестьянского дома. Магическая, охранительная роль украшений, их символика. Праздник «Волшебный мир ремёсел».

Мифические существа – домашние духи. Обряды и обычаи, связанные с ними. Подготовка театрализованного представления на заданную тему. «Балаган». Обряды и обычаи, связанные со строительством дома, с переездом, с защитой от злых духов.

Театрализованное представление. Коллективно-творческое дело «Рождественская ярмарка-выставка».

2- раздел. Жизнь человека в доме и мире (20 ч.)

Родовое дерево семьи. В центре внимания семейный уклад, обряды, обычаи, сопровождающие человека от рождения до смерти. Термины родства и свойства. Родословное дерево (практическое занятие). Происхождение имен, фамилий, отчеств, значение имен, имя и прозвище. Я и моя семья: традиции семьи и традиции народа (практическое занятие). История и культура моей семьи - часть истории и культуры народа большой и малой Родины. Рассказы о вещах, хранящихся в твоем доме.

Разучивание хороводно-игровых песен. Подготовка задания к празднику-хороводу «В гостях у скоморохов».  «Русский человек без родни не живёт» - конкурс семей. Фольклорный фестиваль. Конкурс знатоков русской народной культуры.

                                              

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

III год обучения.  Рассчитан на 34 учебных часа (1 раз в неделю).

Название темы

Количество часов

Примечание

Человек и его семья. 

Мир крестьянского дома. Дом и мир. 

14

1.

Откуда пришли традиции?

Мир крестьянского дома. Дом и мир.

1

2.

Что нам стоит дом построить.

1

игра-викторина

3.

 Знакомство с устройством крестьянского дома и подворья.

1

4.

Вещи, окружающие человека. Деревня, село.

1

5.

Худо тому, у кого пусто в дому. Знакомство с интерьером и утварью крестьянского дома.

1

6.

Магическая, охранительная роль украшений, их символика.

1

экскурсия в музей на выставку «Декоративно-прикладное искусство».

7.

Волшебный мир ремёсел.

1

праздник

8.

Ходи, Бука, под сарай, коням сена задавай. Мифические существа – домашние духи. Обряды и обычаи, связанные с ними.

1

9,10.

Обряды и обычаи. Подготовка театрализованного представления на заданную тему.

2

11.

«Балаган». Обряды и обычаи, связанные со строительством дома, с переездом, с защитой от злых духов. 

театрализованное представление

12-14.

Рождественская ярмарка-выставка.

3

коллективно-творческое дело

Жизнь человека в доме и мире. 

20

15.

«Родовое дерево семьи». Семейный уклад, обряды, обычаи, сопровождающие человека от рождения до смерти.

1

16.

«Шурин, брат, сват…. «Термины родства и свойства. Обряды и обычаи взаимоотношений.

1

17.

Из рода в род.

1

18.

Какого ты рода племени. Мое родословное дерево.

1

19, 20.

Составление родословной.

2

практическое занятие

21, 22.

Я и мое имя: происхождение имен, фамилий, отчеств, значение имен, имя и прозвище. 

2

практическое занятие

23,24.

Я и моя семья: традиции семьи и традиции народа. 

2

25.

История и культура моей семьи - часть истории и культуры народа большой и малой Родины.

1

26.

«Вся семья вместе – так и душа на месте».

Внутренний строй большой семьи.  Место в нём каждого.

1

27.

Рассказы о вещах, хранящихся в твоем доме.

1

практическое занятие

28.

Семейно-бытовые обряды. 

1

29.

Обряды, связанные с выбором имени. Крещение, заговоры, обряды, связанные с принятием ребёнка в дом, семью.

1

30.

«В гостях у скоморохов». Разучиваем и разыгрываем хороводно-игровые песни. Готовим задания к празднику-хороводу.

1

составление игротеки

31.

«Хожу я гуляю вдоль по хороводу…».

Играем в хороводные игры. Узнаём, как строились взаимоотношения между девушками и парнями.

1

праздник-хоровод

32.

«Русский человек без родни не живёт». Конкурс семей.

1

коллективно-творческое дело

33.

Готовимся к фольклорному фестивалю.

Вспоминаем, что узнали за этот год. Готовим своё выступление.

1

34.

Фольклорный фестиваль.

Выступаем с песнями, танцами, сказками. Конкурс знатоков русской народной культуры.

1

Итого:

34

Планируемые результаты 3-го года обучения.

К концу третьего года обучения по курсу "Азбука народной культуры" учащиеся

должны знать:

  • о жизни человека в доме и мире;
  • о культуре, быте, обычаях и нравах исконнорусской семьи;
  • устройство крестьянского дома и подворья.
  • о вещах, окружающих человека;
  • происхождение имен, фамилий, отчеств, значение имен, имя и прозвище.

Учащиеся должны уметь:

  • отличать различные виды декоративно-прикладного творчества;
  • проводить обряды и обычаи, связанные со строительством дома, с переездом, с защитой от злых духов;
  • составлять свою родословную;
  • определять степень родства;
  • исполнять хороводно-игровые песни.

Содержание программного материала

4 ступень 4 класс. «Человек и история его народа» (34 ч.)

Задачи:

  • познакомить учащихся с основными сведениями по истории, культуре, национальным традициям России и Самарской области;
  • развивать осознанное  чувство интереса и любви к Родине (России, родному

            краю, природе, народному творчеству, традициям);

  • воспитывать уважительное отношение к человеку – творцу.

«В каждом посаде в своём наряде». Многообразие культурных традиций России и культура своего края. Предмет изучения – народный костюм и песня.

«Не продажное, а заветное». Образ русского человека через историю его семьи.

«Откуда Русская земля стала и есть…»

История России в произведениях древнерусской литературы, в устном народном творчестве. Своеобразие русских городов, история своего края.

 

1 раздел. Многообразие культуры России. В каждом посаде в своём наряде (10 ч.)

Знакомство с костюмом своего края. Экскурсия в музей, библиотеку. «Мастерская Марьи-искусницы». Изготовление эскиза – панно, одежда для куклы, головной убор, образец вышивки, элемент отделки костюма. Выпуск книжек-малышек с рассказами о деталях, украшениях костюма.

Викторина знатоков народного костюма. «В гостях у Леля». Музыкальная гостиная.

Знакомство с разными жанрами народного песенного искусства  (солдатские, частушки, свадебные и др.).

«Русский народный костюм». Школьная выставка-конкурс.

                                           2 раздел. «Откуда Русская земля стала есть…» (8 ч.)

Наши предки-славяне. Начало Русского государства. Крещение Руси. Древний Киев. Господин Великий Новгород. Древнерусский город Москва. История возникновения Санкт-Петербурга.

 Заочное путешествие по русским городам.

Москва, Новгород и др. Знакомство с преданиями и легендами об истории этих городов. Отличительные черты каждого города, имена славных людей, связанных с этими городами.

«Велика святорусская земля, а всюду солнышко». Устный журнал.

Коллективно-творческое дело. Группы представляют работу.

3 раздел. История и культура родного  края (16 ч.)

Путешествие по Тольятти. Знакомство с преданиями, легендами, экскурсии по городу. Посещение музея, знакомство с преданиями, легендами, экскурсии по городу. Тольятти и Самарская область: география, промышленность, сельское хозяйство, природа, население и культура. Тольятти современный.

«Колесо истории». Театрализованная игра-викторина.

«Что было, то видели, что будет – увидим». Выставка творческих работ учащихся. Проведение итогового праздника.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

IV год обучения.  Рассчитан на 34 учебных часа (1 раз в неделю).

Название темы

Количество часов

Примечание

Человек и история его народа.   

Многообразие культуры России. В каждом посаде в своём наряде. 

10

1.

«Ума палата». Знакомимся с костюмом своего края.

1

экскурсия в музей, библиотеку

2.

«Мастерская Марьи-искусницы».

Изготовление эскиза – панно, одежда для куклы, головной убор, образец вышивки, элемент отделки костюма.

1

коллективно-творческое дело

3.

Выпуск книжек-малышек с рассказами о деталях, украшениях костюма.

1

4-6.

Викторина знатоков народного костюма.

3

7-9.

«В гостях у Леля». Слушаем былины, песни. Знакомимся с разными жанрами народного песенного искусства (солдатские, частушки, свадебные и др.).

3

музыкальная гостиная

10.

«Русский народный костюм».

1

школьная выставка-конкурс

Откуда Русская земля стала есть…

8

11.

Наши предки-славяне. Начало Русского государства. Крещение Руси. 

1

12.

Древний Киев.

1

13.

Господин Великий Новгород.

1

14.

Древнерусский город Москва.

1

15.

История возникновения Санкт-Петербурга.

1

16.

Заочное путешествие по русским городам.

Москва, Новгород и др.  Познакомимся с преданиями и легендами об истории этих городов.

1

17.

Отличительные черты каждого города, имена славных людей, связанных с этими городами.

1

18.

«Велика святорусская земля, а всюду солнышко». Устный журнал. 

1

коллективно-творческое дело

История и культура родного  края.

16

19.

Путешествие по Тольятти. Знакомство с преданиями, легендами, экскурсии по городу.

1

посещение музея

20-22.

Заглянем в историю Ставрополя на Волге.

3

коллективно-творческое дело

23.

Вспомним имена известных людей. 

1

24.

Памятники культуры и истории в Тольятти.

1

25

Тольятти современный.

26- 28.

Тольятти и Самарская область: география, промышленность, сельское хозяйство, природа, население и культура.

3

29.

Связь современной культуры с историческими корнями.

1

30.

«Колесо истории».

1

театрализованная игра-викторина.

31,32.

«Что было, то видели, что будет – увидим». Обобщение всего курса.

2

33.

Выставка творческих работ учащихся.

1

34.

Проведение итогового праздника.

1

Итого:

34

                                                           

Планируемые результаты 4-го года обучения.

К концу четвертого года обучения по курсу "Азбука народной культуры" учащиеся

должны знать:

  • особенности одежды своего края;
  • разные жанры народного песенного искусства  (солдатские, частушки, свадебные и др.);
  • о наших предках-славянах, о начале Русского государства, о  крещение Руси;
  • о преданиях и легендах,  об истории древних городов;
  • историю Ставрополя на Волге;
  • имена известных людей города и памятниках культуры
  • о Тольятти современном.

Учащиеся должны уметь:

  • изображать элементы русского народного костюма;
  • различать жанры песенного искусства;
  • устанавливать связь современной культуры  Тольятти с историческими корнями.
  • определять отличительные черты каждого города, имена славных людей, связанных с этими городами.
  • уважительно относиться к человеку-творцу.

Рекомендуемая литература.

   

  • Библиотека русского фольклора. - М., 1990.
  • Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. - Л., 1975.
  • Василенко В.М. Искусство Хохломы. - М., 1959.    
  • Дмитриева Н.А. Краткая история Искусств. - М. 1991.
  • Емельянова Т. Красота древней земли. Народное искусство среднего

            Поволжья. - Л., 1988.

  • Жигалова С. Русская народная живопись. - М., 1984.
  • Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и

            поэзия. - М., 1992.

  • Кравцов Н.И. Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. - М.: "Высшая школа", 1983.
  • Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост., вступ. ст. и примеч. А.Ф. Некрыловой. М., 1991.
  • Лукашевич К.В. Литературно-музыкальная хрестоматия. - М., 1915.
  • Майорова М.Г., Дубинская В.А. Русское народное прикладное искусство. -

            М., 1980.

  • Новицкая М.Ю.  Методические рекомендации к курсу «Введение в народоведение». Книга для учителя. – М. «Дрофа», 1998.
  • Обрядовая поэзия. - М., 1989.
  • Овсянников В.А. Ставрополь – Тольятти. Страницы истории: кн. для  учащихся старших классов общеобразовательных классов – г. Тольятти – Издательство Фонда  Развитие через образование, - 1996.  
  • Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. - М.,1984.
  • Павлова В.А., Пройменко В.С. Русская деревянная игрушка. - М., 1989.
  • Русские народные сказки. / Сост., вступ. ст. и прим. В.П. Аникина. М., 1985.
  • Русские народные пословицы, поговорки. - М., 1990.
  • Тольятти – автомобильная столица – Изд. «Ника», 2004.
  • Тольятти: книга – альбом – Изд. «Ника», 1998.
  • Уткин Н.И., Королева Г.Л. Народные художественные промыслы. - М., 1990.                                                                    
  • Якимчук П.И. Искусство Гжели. - М., 1985.

     

   



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА дополнительного образовательного курса"Азбука этикета"

Дополнительная образовательная программа"Азбука этикета" ориентирована на теоретические и практические требования к построению курса по этике для детей 1 класса....

Учебно-методический комплекс к дополнительной образовательной программе "Азбука здоровья".

  ОГЛАВЛЕНИЕ: 1.Дополнительная образовательная программа «Азбука здоровья»...

Дополнительная образовательная программа "Азбука Здоровья"

Целью данной программы является формирование у младших школьников установок на здоровый образ жизни, на обучение способам и приёмам сохранения и укрепления собственного здоровья. Предназначена програм...

Дополнительная образовательная программа «Азбука народных праздников»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ    «Утверждаю»Директор МОУ школы №1г.о. Тольятти___________________А.Е.Ал...

Дополнительная образовательная программа "Азбука здоровья" для младших школьников

Предлагаемая программа предназначена для проведения внеурочных занятий по курсу «Азбука здоровья» для учеников второго, третьего, четвертого классов.Цель программы: нaучить детей быть здоровыми душой ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЧУВАШСКАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА»

Представленная программа дополнительного образования составлена в соответствии с Законом РФ « Об образовании», а так же в соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ ...

Дополнительная образовательная программа клуба для работы с детьми и родителями «Театр сказок» на тему: «Освоение традиций русской народной культуры».

Дополнительная образовательная  программа клуба «Театр сказок» на тему: «Освоение традиций русской народной культуры»....