Дополнительная образовательная программа «Азбука народной культуры»
учебно-методический материал по теме
XXI век начался прямым и жестоким столкновением цивилизации и варварства. Уход от гуманистической культуры стал, к сожалению, характерной приметой времени не только в России, но и во всем мире. В диапазон достоинств не входят ни интеллект, ни глубина и сила чувств, ни порыв, ни социальный протест. Выход из кризисной ситуации, очевидно, состоит в выравнивании уровней развития людей в современном обществе, во внутреннем, а не только в информационном приобщении к культуре каждого человека.
Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа поможет понять и объяснить многие моменты истории страны, судьбы разных социальных и этнических групп, поколений, отдельных людей: поможет избежать некоторых ошибок и найти способы борьбы с отрицательными явлениями, уходящими корнями в толщу народных верований.
Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающей личность. Сейчас, к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.
Ориентация современной системы начального образования на интенсивное развитие личности, на гуманистические ценности привела педагогов к необходимости поиска путей, обеспечения духовного роста личности школьника. Одним из таких путей является восстановление утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Известно, что глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда человек начинает их осваивать с самого детства, когда он находит в них себя и когда традиции становятся его личными ценностями. Именно самоопределение в культуре своего народа, своей большой и малой Родины, способствует духовному росту человека.
Начинать изучение культурные традиции надо с раннего возраста детей. В системе школьного воспитания - это начальные классы. Следовательно, важно так построить воспитательный процесс, чтобы дети, систематически получая необходимые знания и представления, оказывались также в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, а значит, их осознанию и закреплению.
Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Необходима система работы с детьми, т.е. программа по приобщению детей к народной культуре. Благодаря этой программе, у детей формируются представления о древней русской культуре. На занятиях они знакомятся с изделиями народного искусства, с традиционными праздниками, играми, песнями, потешками, сказками, загадками, многообразием культуры и традиций России и своего края. Различные явления народной жизни – ее уклад, семейно-социальные отношения, область умственной деятельности и искусства – возникают, развиваются, частично умирают, оставляя лучшее в традициях, обрядах, в фольклоре. Знакомство и осмысление этих явлений предполагает программа «Азбука народной культуры», которая рассчитана преимущественно на внеклассную и внешкольную работу с учащимися. Кроме того, она может использоваться в учреждениях системы дополнительного образования.
Цель программы: освоение учащимися нравственных и эстетических ценностей русского народа через знакомство и изучение истории своего рода, деревни, края, страны, игровых традиций русского народа в календарной последовательности православных праздников; через работу с народным календарем, с православными праздниками; через погружение в бойкое, меткое народное слово.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_narodnoy_kultury.doc | 305.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
XXI век начался прямым и жестоким столкновением цивилизации и варварства. Уход от гуманистической культуры стал, к сожалению, характерной приметой времени не только в России, но и во всем мире. В диапазон достоинств не входят ни интеллект, ни глубина и сила чувств, ни порыв, ни социальный протест. Выход из кризисной ситуации, очевидно, состоит в выравнивании уровней развития людей в современном обществе, во внутреннем, а не только в информационном приобщении к культуре каждого человека.
Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа поможет понять и объяснить многие моменты истории страны, судьбы разных социальных и этнических групп, поколений, отдельных людей: поможет избежать некоторых ошибок и найти способы борьбы с отрицательными явлениями, уходящими корнями в толщу народных верований.
Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающей личность. Сейчас, к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.
Ориентация современной системы начального образования на интенсивное развитие личности, на гуманистические ценности привела педагогов к необходимости поиска путей, обеспечения духовного роста личности школьника. Одним из таких путей является восстановление утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Известно, что глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда человек начинает их осваивать с самого детства, когда он находит в них себя и когда традиции становятся его личными ценностями. Именно самоопределение в культуре своего народа, своей большой и малой Родины, способствует духовному росту человека.
Начинать изучение культурные традиции надо с раннего возраста детей. В системе школьного воспитания - это начальные классы. Следовательно, важно так построить воспитательный процесс, чтобы дети, систематически получая необходимые знания и представления, оказывались также в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, а значит, их осознанию и закреплению.
Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Необходима система работы с детьми, т.е. программа по приобщению детей к народной культуре. Благодаря этой программе, у детей формируются представления о древней русской культуре. На занятиях они знакомятся с изделиями народного искусства, с традиционными праздниками, играми, песнями, потешками, сказками, загадками, многообразием культуры и традиций России и своего края. Различные явления народной жизни – ее уклад, семейно-социальные отношения, область умственной деятельности и искусства – возникают, развиваются, частично умирают, оставляя лучшее в традициях, обрядах, в фольклоре. Знакомство и осмысление этих явлений предполагает программа «Азбука народной культуры», которая рассчитана преимущественно на внеклассную и внешкольную работу с учащимися. Кроме того, она может использоваться в учреждениях системы дополнительного образования.
Цель программы: освоение учащимися нравственных и эстетических ценностей русского народа через знакомство и изучение истории своего рода, деревни, края, страны, игровых традиций русского народа в календарной последовательности православных праздников; через работу с народным календарем, с православными праздниками; через погружение в бойкое, меткое народное слово.
Задачи программы:
- познакомить учащихся с народным творчеством и народной культурой; бытом и жизнью русского народа, его характером, присущими ему нравственными качествами
- создать системные представления о народной культуре России, ее связи
с историей, о месте культуры своего края, своей семьи и себя самого
в народной культуре России;
- формировать у учащихся таких понятий, как Родина, родной язык, национальность; национальные традиции;
- воспитывать на традициях народной культуры творческую личность, обладающую художественным вкусом.
Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования и представляет собой четыре ступени развития, четыре содержательные линии.
1 класс Народная культура и народное творчество.
2 класс Человек и природа.
3 класс Человек и его семья.
4 класс Человек и история его народа.
В качестве основных условий в данном курсе рассматриваются:
- Знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором;
- Знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества;
- Организация экскурсий в музеи и места русской славы;
- Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории народа, знание истории;
- Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории края, села;
- Проектная деятельность.
Формы работы:
- игры-викторины, театрализованные игры-викторины, составление игротеки;
- коллективные творческие дела;
- смотры-конкурсы, выставки;
- экскурсии;
- праздники;
- музыкальная гостиная;
- театрализованное представление;
- исследовательская деятельность.
Занятия проводятся в группе 1 раз в неделю по 1 академических часу (40 минут). За год 34 часа (34 учебных недель), за четыре года 136 часов.
Содержание программного материала
1 ступень 1 класс «Народная культура и народное творчество» (34 ч.)
Задачи:
- познакомить детей с народным творчеством и народной культурой;
- развивать внимательное отношение к окружающему миру;
- воспитывать чувство прекрасного на лучших образцах народного творчества.
1 ступень является пропедевтической. Она вводит ребёнка в круг проблем последующих трёх лет программы: человек и природа; человек и семья; человек и история его народа. Через знакомство с народной культурой постигаются нравственные и эстетические ценности своего народа.
1 раздел. В гостях у матушки-Природы (12 ч.)
«О чём рассказала рябинка».
Понятие о народной культуре Вводное занятие: «Человек и природа». Прогулка в парк. Поиск примет осени в природе, сбор листьев и рябины. Рисование осеннего парка.
«Тётушка Акулина рассказывает…».
Практическое занятие. Сбор пословиц, примет об осени; оформление рисунками в книжках-самоделках.
«Весёлая карусель».
Поделки из природного материала. Разучивание старинных детских игр. Коллективно-творческое дело: праздник в классе. Варианты: «Рябинкины именины», «Праздник русских овощей».
«Невелика птичка-синичка, и та свой праздник помнит». (Зиновий-синичник – 12 ноября.)
Развешивание кормушек для птиц, сбор ранее заготовленного для них корма. Подведение итогов 1-го раздела.
2 раздел. «Зима на мороз, а мужик на праздники»(11 ч.)
Сказочная слобода.
Конкурс на лучшего рассказчика. Совместно с библиотекой чтение сказок о животных разных народов. Родители о сказках их детства. Лепка фигурок животных для рождественского стола.
Народный праздник «Коляда». Зимние святки.
Слушание рассказа об этом празднике. Разучивание колядок. Подготовка вместе с родителями маски, элементы святочных костюмов, ёлочные украшения. Участие в рождественской ярмарке.
Коллективно-творческое дело: «Пришла Коляда».
Разыгрывание обряда колядования. Зимние забавы, народные игры.
3 раздел. Тепло домашнего очага (3 ч.)
«Человек без роду – что дерево, без корней».
Изучение своей родословной, знакомство с традициями семьи.
«Семейный сад». Выставка в классе.
Представление своего дерева рода (можно семейные фотографии). По желанию можно провести экскурсию в этом саду.
«Молодецкие забавы». Игротека на свежем воздухе.
4 раздел. Сокровища бабушкиного короба (8 ч.)
Мастера и умельцы.
Всякий человек на земле работник, да не каждого мастером величают. Знакомство с разными народными промыслами России. Русская матрешка. «Праздничные краски русской матрешки». Мастера села Полохов-Майдан. Гжель. Русская глиняная игрушка. Русская народная вышивка. Архангельские и тульские печатные пряники. Город мастеров. Рукоделие дома, подготовка к выставке в классе. Заключительный праздник.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
I год обучения. Рассчитан на 34 учебных часа (1 раз в неделю).
№ | Название темы | Количество часов | Примечание |
Народная культура и народное творчество. | |||
В гостях у матушки-Природы. | 12 | ||
1. | Вводное занятие. Человек и природа. | 1 | |
2. | Подарки осени. Прогулка в парк. | 1 | |
3, 4. | Тётушка Акулина рассказывает… Сбор народных примет и пословиц об осени. | 2 | практическое занятие |
5, 6. | Изготовление книжек- самоделок. | 2 | практическое занятие |
7, 8. | Русские народные игры. Разучивание. | 2 | практическое занятие |
9, 10. | Праздник «Рябинкины именины». | 2 | коллективно-творческое дело. |
11,12. | Невелика птичка-синичка, и та свой праздник помнит (Зиновий-синичник – 12 ноября). | 2 | практическое занятие |
Зима на мороз, а мужик на праздники. | 11 | ||
13,14. | Чтение сказок о животных разных народов. | 2 | |
15. | Сказочная слобода. Конкурс на лучшего рассказчика. | 1 | |
16,17. | Лепка фигурок животных для рождественского стола. | 2 | |
18. | Святки. | 1 | |
19, 20. | Разучивание колядок. | 2 | практическое занятие |
21. | Рождественская ярмарка. | 1 | |
22. | Пришла «Коляда». | 1 | коллективно-творческое дело. |
23. | Зимние забавы. Народные игры. | 1 | |
Тепло домашнего очага. | 3 | ||
24,25. | Моя родословная. | 2 | практическое занятие |
26. | Мое дерево рода. | 1 | выставка работ |
Сокровища бабушкиного короба. | 8 | ||
27. | Народные промыслы России. | 1 | |
28. | Мастера села Полохов-Майдан. | 1 | |
29. | Русская матрешка. «Праздничные краски русской матрешки». | 1 | |
30. | Гжель. | 1 | |
31. | Русская глиняная игрушка. | 1 | |
32. | Русская народная вышивка. | 1 | |
33. | Архангельские и тульские печатные пряники. | 1 | |
34. | Обобщение. | 1 | итоговый праздник |
Итого: | 34 |
Планируемые результаты 1-го года обучения.
К концу первого года обучения по курсу "Азбука народной культуры" учащиеся
должны знать:
- что такое народные игры, пословицы, поговорки, сказки, обряды;
- народные приметы;
- народные промыслы России;
- народные праздники, традиции и обряды;
- традиции своей семьи;
- различные народные игрушки России;
Учащиеся должны уметь:
- определять по народным приметам время года;
- умение различать произведения народного творчества: пословицы, поговорки, сказки, игры, обряды;
- отличать различные виды росписи;
- проводить русские народные игры;
- бережно относится к родной природе.
Содержание программного материала
2 ступень 2 класс «Человек и природа» (34 ч.)
Задачи:
- изучать игровые традиции русского народа в календарной последовательности крестьянских праздников;
- формировать представление о гармоничном единстве человека и природы в народной культуре;
- прививать навыки прикладного и художественного творчества.
Путешествие по временам года. Связь жизни человека и природы. Представления наших предков об окружающем мире, воплощённые в обрядах, обычаях, устном народном творчестве, предметах быта.
1 раздел. Осень идет и дождь за собой ведет (9 ч.)
Знакомство (вводное). Природа – сердечный друг.
Спасибо Земле. Традиции и время. Солнце на небе, а число – в календаре. Время года. Откуда взялись названия времен года, месяцев, дней недели? Знакомство с календарно-бытовой культурой через участие в земледельческих праздниках. Осенние месяцы. «Осенние вечёрки». Осенний праздник. Использование на осенних вечёрках элементов праздников «Встреча матушки - Осенины», «Капустки», «Покров» и др.
2-й раздел. Зима – хранительница полей (12 ч.)
Зимние месяцы, пословицы. Зимние святки. Знакомство и подготовка к празднику. Разучиваем колядки. Знакомство с гаданиями. Крещение.
Коллективно-творческое дело. Подготовка к Масленице. Разучивание масленичных песен, приговоров. Строительство и взятие снежной крепости. Катание на санях. «Ой, блины, блины, блины…» – дегустация. Символическое значение блинов. «Прощай, Масленица». Итоговый праздник.
3-й раздел. Матушка весна всем красна (13 ч.)
Март – утро года. «Великий пост всем прижмёт хвост». Обычаи Великого поста.
Коллективно-творческое дело: «Встреча Весны». Выпечка жаворонков. Заклички для весны.
Пасха. Апрель открывает ключи и воды. Май – травник.
Практическое занятие: «Прощай, Весна, здравствуй, Лето красное!» Итоговый праздник.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
II год обучения. Рассчитан на 34 учебных часа (1 раз в неделю).
№ | Название темы | Количество часов | Примечание |
Человек и природа. | |||
Осень идет и дождь за собой ведет. | 9 | ||
1. | Вводное занятие. Как жили наши предки, каким видели мир вокруг себя. | 1 | |
2. | Спасибо Земле. Традиции и время. | 1 | |
3. | Время года. Откуда взялись названия времен года, месяцев, дней недели? | 1 | |
4. | Сентябрь – хмурень. | 1 | |
5. | Осеннее новолетие. Новые новины. | 1 | |
6. | Октябрь – позимник. | 1 | |
7. | Ноябрь – ворота зимы. | 1 | |
8, 9. | Осенние вечера. | 2 | осенний праздник |
Зима – хранительница полей. | 12 | ||
10. | Декабрь год кончает, зиму начинает. | 1 | |
11. | Хвали зиму после Николина дня. | 1 | |
12. | От Спиридона солнце на лето, зима на мороз. | 1 | |
13. | Зимние святки. | 1 | |
14. | Знакомство с гаданиями. | 1 | |
15. | Январь – году начало, зиме середка. | 1 | |
16. | Крещение. | 1 | |
17. | Февраль зиму замыкает. | 1 | |
18. | Сретенье – зима с летом встретились. | 1 | |
19,20. | Широкая масленица. | 2 | коллективно-творческое дело |
21. | Прощай, Масленица. | 1 | праздник |
Матушка весна всем красна. | 13 | ||
22. | Март – утро года. | 1 | |
23. | Великий пост всем прижмёт хвост. | 1 | |
24. | Жавороночки, прилетите к нам. | 1 | |
25-27. | Встреча Весны. | 3 | коллективно-творческое дело |
28. | Пасха. | 1 | |
29. | Апрель открывает ключи и воды. | 1 | |
30. | Май – травник. | 1 | |
31-33. | Прощай, Весна, здравствуй, лето красное! | 3 | практическое занятие |
34. | Обобщение. | 1 | итоговый праздник |
Итого: | 34 |
Планируемые результаты 2-го года обучения.
К концу второго года обучения по курсу "Азбука народной культуры" учащиеся
должны знать:
- игровые традиции русского народа в календарной последовательности крестьянских праздников;
- историю возникновения различных праздников;
- основные идеи взаимосвязи человека и природы;
- традиции и обряды России
Учащиеся должны уметь:
- проявлять инициативность и творчество в труде;
- уважительно и доброжелательно относится к людям;
- работать в группе и индивидуально;
- самостоятельно работать с литературой.
Содержание программного материала
3 ступень 3 класс «Человек и его семья» (34 ч.)
Задачи:
- дать представление о культуре, быте, обычаях и нравах исконнорусской семьи; укреплять сотрудничество современной семьи и школы;
- дать осмыслить место своей семьи и себя самого в истории и народной культуре;
- воспитывать любовь к малой родине на основе развития интереса к истории семьи её традициям.
Мир крестьянского дома. Дом и мир. Знакомство с устройством крестьянского дома и подворья. Вещи, окружающие человека. Деревня, село. Жизнь человека в доме и мире.
Родовое дерево семьи. В центре внимания семейный уклад, обряды, обычаи, сопровождающие человека от рождения до смерти.
1 раздел. Мир крестьянского дома. Дом и мир (14 ч.)
Откуда пришли традиции? Мир крестьянского дома. Дом и мир. «Что нам стоит дом построить». Игра-викторина. Знакомство с устройством крестьянского дома и подворья.
Вещи, окружающие человека. Деревня, село.
«Худо тому, у кого пусто в дому». Экскурсия в музей на выставку «Декоративно-прикладное искусство». Знакомство с интерьером и утварью крестьянского дома. Магическая, охранительная роль украшений, их символика. Праздник «Волшебный мир ремёсел».
Мифические существа – домашние духи. Обряды и обычаи, связанные с ними. Подготовка театрализованного представления на заданную тему. «Балаган». Обряды и обычаи, связанные со строительством дома, с переездом, с защитой от злых духов.
Театрализованное представление. Коллективно-творческое дело «Рождественская ярмарка-выставка».
2- раздел. Жизнь человека в доме и мире (20 ч.)
Родовое дерево семьи. В центре внимания семейный уклад, обряды, обычаи, сопровождающие человека от рождения до смерти. Термины родства и свойства. Родословное дерево (практическое занятие). Происхождение имен, фамилий, отчеств, значение имен, имя и прозвище. Я и моя семья: традиции семьи и традиции народа (практическое занятие). История и культура моей семьи - часть истории и культуры народа большой и малой Родины. Рассказы о вещах, хранящихся в твоем доме.
Разучивание хороводно-игровых песен. Подготовка задания к празднику-хороводу «В гостях у скоморохов». «Русский человек без родни не живёт» - конкурс семей. Фольклорный фестиваль. Конкурс знатоков русской народной культуры.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
III год обучения. Рассчитан на 34 учебных часа (1 раз в неделю).
№ | Название темы | Количество часов | Примечание |
Человек и его семья. | |||
Мир крестьянского дома. Дом и мир. | 14 | ||
1. | Откуда пришли традиции? Мир крестьянского дома. Дом и мир. | 1 | |
2. | Что нам стоит дом построить. | 1 | игра-викторина |
3. | Знакомство с устройством крестьянского дома и подворья. | 1 | |
4. | Вещи, окружающие человека. Деревня, село. | 1 | |
5. | Худо тому, у кого пусто в дому. Знакомство с интерьером и утварью крестьянского дома. | 1 | |
6. | Магическая, охранительная роль украшений, их символика. | 1 | экскурсия в музей на выставку «Декоративно-прикладное искусство». |
7. | Волшебный мир ремёсел. | 1 | праздник |
8. | Ходи, Бука, под сарай, коням сена задавай. Мифические существа – домашние духи. Обряды и обычаи, связанные с ними. | 1 | |
9,10. | Обряды и обычаи. Подготовка театрализованного представления на заданную тему. | 2 | |
11. | «Балаган». Обряды и обычаи, связанные со строительством дома, с переездом, с защитой от злых духов. | театрализованное представление | |
12-14. | Рождественская ярмарка-выставка. | 3 | коллективно-творческое дело |
Жизнь человека в доме и мире. | 20 | ||
15. | «Родовое дерево семьи». Семейный уклад, обряды, обычаи, сопровождающие человека от рождения до смерти. | 1 | |
16. | «Шурин, брат, сват…. «Термины родства и свойства. Обряды и обычаи взаимоотношений. | 1 | |
17. | Из рода в род. | 1 | |
18. | Какого ты рода племени. Мое родословное дерево. | 1 | |
19, 20. | Составление родословной. | 2 | практическое занятие |
21, 22. | Я и мое имя: происхождение имен, фамилий, отчеств, значение имен, имя и прозвище. | 2 | практическое занятие |
23,24. | Я и моя семья: традиции семьи и традиции народа. | 2 | |
25. | История и культура моей семьи - часть истории и культуры народа большой и малой Родины. | 1 | |
26. | «Вся семья вместе – так и душа на месте». Внутренний строй большой семьи. Место в нём каждого. | 1 | |
27. | Рассказы о вещах, хранящихся в твоем доме. | 1 | практическое занятие |
28. | Семейно-бытовые обряды. | 1 | |
29. | Обряды, связанные с выбором имени. Крещение, заговоры, обряды, связанные с принятием ребёнка в дом, семью. | 1 | |
30. | «В гостях у скоморохов». Разучиваем и разыгрываем хороводно-игровые песни. Готовим задания к празднику-хороводу. | 1 | составление игротеки |
31. | «Хожу я гуляю вдоль по хороводу…». Играем в хороводные игры. Узнаём, как строились взаимоотношения между девушками и парнями. | 1 | праздник-хоровод |
32. | «Русский человек без родни не живёт». Конкурс семей. | 1 | коллективно-творческое дело |
33. | Готовимся к фольклорному фестивалю. Вспоминаем, что узнали за этот год. Готовим своё выступление. | 1 | |
34. | Фольклорный фестиваль. Выступаем с песнями, танцами, сказками. Конкурс знатоков русской народной культуры. | 1 | |
Итого: | 34 |
Планируемые результаты 3-го года обучения.
К концу третьего года обучения по курсу "Азбука народной культуры" учащиеся
должны знать:
- о жизни человека в доме и мире;
- о культуре, быте, обычаях и нравах исконнорусской семьи;
- устройство крестьянского дома и подворья.
- о вещах, окружающих человека;
- происхождение имен, фамилий, отчеств, значение имен, имя и прозвище.
Учащиеся должны уметь:
- отличать различные виды декоративно-прикладного творчества;
- проводить обряды и обычаи, связанные со строительством дома, с переездом, с защитой от злых духов;
- составлять свою родословную;
- определять степень родства;
- исполнять хороводно-игровые песни.
Содержание программного материала
4 ступень 4 класс. «Человек и история его народа» (34 ч.)
Задачи:
- познакомить учащихся с основными сведениями по истории, культуре, национальным традициям России и Самарской области;
- развивать осознанное чувство интереса и любви к Родине (России, родному
краю, природе, народному творчеству, традициям);
- воспитывать уважительное отношение к человеку – творцу.
«В каждом посаде в своём наряде». Многообразие культурных традиций России и культура своего края. Предмет изучения – народный костюм и песня.
«Не продажное, а заветное». Образ русского человека через историю его семьи.
«Откуда Русская земля стала и есть…»
История России в произведениях древнерусской литературы, в устном народном творчестве. Своеобразие русских городов, история своего края.
1 раздел. Многообразие культуры России. В каждом посаде в своём наряде (10 ч.)
Знакомство с костюмом своего края. Экскурсия в музей, библиотеку. «Мастерская Марьи-искусницы». Изготовление эскиза – панно, одежда для куклы, головной убор, образец вышивки, элемент отделки костюма. Выпуск книжек-малышек с рассказами о деталях, украшениях костюма.
Викторина знатоков народного костюма. «В гостях у Леля». Музыкальная гостиная.
Знакомство с разными жанрами народного песенного искусства (солдатские, частушки, свадебные и др.).
«Русский народный костюм». Школьная выставка-конкурс.
2 раздел. «Откуда Русская земля стала есть…» (8 ч.)
Наши предки-славяне. Начало Русского государства. Крещение Руси. Древний Киев. Господин Великий Новгород. Древнерусский город Москва. История возникновения Санкт-Петербурга.
Заочное путешествие по русским городам.
Москва, Новгород и др. Знакомство с преданиями и легендами об истории этих городов. Отличительные черты каждого города, имена славных людей, связанных с этими городами.
«Велика святорусская земля, а всюду солнышко». Устный журнал.
Коллективно-творческое дело. Группы представляют работу.
3 раздел. История и культура родного края (16 ч.)
Путешествие по Тольятти. Знакомство с преданиями, легендами, экскурсии по городу. Посещение музея, знакомство с преданиями, легендами, экскурсии по городу. Тольятти и Самарская область: география, промышленность, сельское хозяйство, природа, население и культура. Тольятти современный.
«Колесо истории». Театрализованная игра-викторина.
«Что было, то видели, что будет – увидим». Выставка творческих работ учащихся. Проведение итогового праздника.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
IV год обучения. Рассчитан на 34 учебных часа (1 раз в неделю).
№ | Название темы | Количество часов | Примечание |
Человек и история его народа. | |||
Многообразие культуры России. В каждом посаде в своём наряде. | 10 | ||
1. | «Ума палата». Знакомимся с костюмом своего края. | 1 | экскурсия в музей, библиотеку |
2. | «Мастерская Марьи-искусницы». Изготовление эскиза – панно, одежда для куклы, головной убор, образец вышивки, элемент отделки костюма. | 1 | коллективно-творческое дело |
3. | Выпуск книжек-малышек с рассказами о деталях, украшениях костюма. | 1 | |
4-6. | Викторина знатоков народного костюма. | 3 | |
7-9. | «В гостях у Леля». Слушаем былины, песни. Знакомимся с разными жанрами народного песенного искусства (солдатские, частушки, свадебные и др.). | 3 | музыкальная гостиная |
10. | «Русский народный костюм». | 1 | школьная выставка-конкурс |
Откуда Русская земля стала есть… | 8 | ||
11. | Наши предки-славяне. Начало Русского государства. Крещение Руси. | 1 | |
12. | Древний Киев. | 1 | |
13. | Господин Великий Новгород. | 1 | |
14. | Древнерусский город Москва. | 1 | |
15. | История возникновения Санкт-Петербурга. | 1 | |
16. | Заочное путешествие по русским городам. Москва, Новгород и др. Познакомимся с преданиями и легендами об истории этих городов. | 1 | |
17. | Отличительные черты каждого города, имена славных людей, связанных с этими городами. | 1 | |
18. | «Велика святорусская земля, а всюду солнышко». Устный журнал. | 1 | коллективно-творческое дело |
История и культура родного края. | 16 | ||
19. | Путешествие по Тольятти. Знакомство с преданиями, легендами, экскурсии по городу. | 1 | посещение музея |
20-22. | Заглянем в историю Ставрополя на Волге. | 3 | коллективно-творческое дело |
23. | Вспомним имена известных людей. | 1 | |
24. | Памятники культуры и истории в Тольятти. | 1 | |
25 | Тольятти современный. | ||
26- 28. | Тольятти и Самарская область: география, промышленность, сельское хозяйство, природа, население и культура. | 3 | |
29. | Связь современной культуры с историческими корнями. | 1 | |
30. | «Колесо истории». | 1 | театрализованная игра-викторина. |
31,32. | «Что было, то видели, что будет – увидим». Обобщение всего курса. | 2 | |
33. | Выставка творческих работ учащихся. | 1 | |
34. | Проведение итогового праздника. | 1 | |
Итого: | 34 |
Планируемые результаты 4-го года обучения.
К концу четвертого года обучения по курсу "Азбука народной культуры" учащиеся
должны знать:
- особенности одежды своего края;
- разные жанры народного песенного искусства (солдатские, частушки, свадебные и др.);
- о наших предках-славянах, о начале Русского государства, о крещение Руси;
- о преданиях и легендах, об истории древних городов;
- историю Ставрополя на Волге;
- имена известных людей города и памятниках культуры
- о Тольятти современном.
Учащиеся должны уметь:
- изображать элементы русского народного костюма;
- различать жанры песенного искусства;
- устанавливать связь современной культуры Тольятти с историческими корнями.
- определять отличительные черты каждого города, имена славных людей, связанных с этими городами.
- уважительно относиться к человеку-творцу.
Рекомендуемая литература.
- Библиотека русского фольклора. - М., 1990.
- Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. - Л., 1975.
- Василенко В.М. Искусство Хохломы. - М., 1959.
- Дмитриева Н.А. Краткая история Искусств. - М. 1991.
- Емельянова Т. Красота древней земли. Народное искусство среднего
Поволжья. - Л., 1988.
- Жигалова С. Русская народная живопись. - М., 1984.
- Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и
поэзия. - М., 1992.
- Кравцов Н.И. Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. - М.: "Высшая школа", 1983.
- Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост., вступ. ст. и примеч. А.Ф. Некрыловой. М., 1991.
- Лукашевич К.В. Литературно-музыкальная хрестоматия. - М., 1915.
- Майорова М.Г., Дубинская В.А. Русское народное прикладное искусство. -
М., 1980.
- Новицкая М.Ю. Методические рекомендации к курсу «Введение в народоведение». Книга для учителя. – М. «Дрофа», 1998.
- Обрядовая поэзия. - М., 1989.
- Овсянников В.А. Ставрополь – Тольятти. Страницы истории: кн. для учащихся старших классов общеобразовательных классов – г. Тольятти – Издательство Фонда Развитие через образование, - 1996.
- Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. - М.,1984.
- Павлова В.А., Пройменко В.С. Русская деревянная игрушка. - М., 1989.
- Русские народные сказки. / Сост., вступ. ст. и прим. В.П. Аникина. М., 1985.
- Русские народные пословицы, поговорки. - М., 1990.
- Тольятти – автомобильная столица – Изд. «Ника», 2004.
- Тольятти: книга – альбом – Изд. «Ника», 1998.
- Уткин Н.И., Королева Г.Л. Народные художественные промыслы. - М., 1990.
- Якимчук П.И. Искусство Гжели. - М., 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА дополнительного образовательного курса"Азбука этикета"
Дополнительная образовательная программа"Азбука этикета" ориентирована на теоретические и практические требования к построению курса по этике для детей 1 класса....
Учебно-методический комплекс к дополнительной образовательной программе "Азбука здоровья".
ОГЛАВЛЕНИЕ: 1.Дополнительная образовательная программа «Азбука здоровья»...
Дополнительная образовательная программа "Азбука Здоровья"
Целью данной программы является формирование у младших школьников установок на здоровый образ жизни, на обучение способам и приёмам сохранения и укрепления собственного здоровья. Предназначена програм...
Дополнительная образовательная программа «Азбука народных праздников»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ «Утверждаю»Директор МОУ школы №1г.о. Тольятти___________________А.Е.Ал...
Дополнительная образовательная программа "Азбука здоровья" для младших школьников
Предлагаемая программа предназначена для проведения внеурочных занятий по курсу «Азбука здоровья» для учеников второго, третьего, четвертого классов.Цель программы: нaучить детей быть здоровыми душой ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЧУВАШСКАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА»
Представленная программа дополнительного образования составлена в соответствии с Законом РФ « Об образовании», а так же в соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ ...
Дополнительная образовательная программа клуба для работы с детьми и родителями «Театр сказок» на тему: «Освоение традиций русской народной культуры».
Дополнительная образовательная программа клуба «Театр сказок» на тему: «Освоение традиций русской народной культуры»....