Дополнительная образовательная программа «Азбука народных праздников»
рабочая программа по теме
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
«Утверждаю»
Директор МОУ школы №1
г.о. Тольятти
___________________А.Е.Алёшкин
«___»____________________2010 г.
Программа принята на основании
решения педагогического совета
МОУ школы №1 г.о. Тольятти
Протокол №___от «___»________2010 г.
Дополнительная образовательная программа
«Азбука народных праздников»
Возраст обучающихся 8-10 лет (3-4 классы)
Срок реализации 2 года
Автор (составитель):
Макаренко Наталья Александровна
Учитель начальных классов
МОУ школы №1
Г.о. Тольятти
Тольятти, 2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа поможет понять и объяснить многие моменты истории страны, судьбы разных социальных и этнических групп, поколений, отдельных людей: поможет избежать некоторых ошибок и найти способы борьбы с отрицательными явлениями, уходящими корнями в толщу народных верований.
Интерес к народным праздникам наших предков, возник в связи с изменениями социального строя в нашей стране, так как многое было утрачено. Появилась необходимость возрождения старинных праздников и обрядов.
Праздники играли значительную социальную роль в жизни русского народа.
Молебен и крестный ход, собиравшие в обязательном порядке всех жителей, общая праздничная гульба – всё это сближало людей, поддерживало в них чувство коллективизма. Праздник, на который приходила вся ближняя и дальняя родня, способствовал укреплению родственных связей, развитию родственной взаимопомощи. Он нёс своеобразные образовательные функции. Частое общение с приехавшей издалека роднёй, с пришельцами, привлечёнными праздником: ярмарочными торговцами, балаганщиками, нищими, богомольцами – позволяло жителям узнавать новости, обмениваться впечатлениями о событиях в стране, судить о победах и поражениях войск, получать знания о далёких странах и народах. Обсуждение важных новостей помогало осознанию общих интересов жителей не только одного села, но и всего уезда. Губернии, страны. Праздник, одним из условий которого было ничегонеделанье, давал передышку в тяжёлом труде крестьянина или ремесленника. Кроме того, праздник отвлекал людей от будничных забот, семейных неприятностей, жизненных трудностей, давал психологическую разрядку, а совместное времяпрепровождение, активное общение издавало иллюзию равенства всех людей, хотя и на непродолжительное время снимало социальную напряжённость в обществе. Праздники с их весёлыми плясками. Песнями, кулачными боями, борьбой. Позволяли людям продемонстрировать свои творческие возможности, таланты и способности, утвердить свой статус в обществе, заслужить уважение односельчан, передать им своё умение более молодым.
Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающей личность. Сейчас, к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.
Начинать изучение культурные традиции надо с раннего возраста детей. В системе школьного воспитания - это начальные классы. Следовательно, важно так построить воспитательный процесс, чтобы дети, систематически получая необходимые знания и представления, оказывались также в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, а значит, их осознанию и закреплению.
Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Необходима система работы с детьми, т.е. программа по изучению основных праздничных обрядов и ритуалов и установлению связи народной культуры и современности через преподавание истории русских праздников на факультативных занятиях в школе. Различные явления народной жизни – ее уклад, семейно-социальные отношения, область умственной деятельности и искусства – возникают, развиваются, частично умирают, оставляя лучшее в традициях, праздничных обрядах. Знакомство и осмысление этих явлений предполагает программа «Азбука народных праздников», которая рассчитана преимущественно на внеклассную и внешкольную работу с учащимися. Кроме того, данная программа может использоваться в учреждениях системы дополнительного образования, а её материалы могут быть использованы в любом общеобразовательном учреждении для организации учебно-воспитательного процесса.
В годы советской власти все русские праздники были запрещены, так как они в той или иной мере были связаны с религией. Даже столь любимая всеми детьми елка долгое время оставалась «вне закона», пока не придумали увенчать ее красной звездой и создать вокруг нее новые пролетарские обычаи. В настоящее время обычаи стали возрождаться, восстановлено празднование Рождества, первые чины государства принимают участие в пасхальных и других церковных праздниках. Мы разучились праздновать, веселиться и приносить радость как себе, так и другим. Программа по изучению традиционных русских праздников направлена именно на то, чтобы восстановить утраченные знания о старинных обрядах.
Направленность программы – художественно-эстетическая. Данная программа направлена на передачу духовного опыта русского народа, способствующего восстановлению связей между поколениями и формирование активной, творческой личности.
Цель программы: освоение учащимися нравственных и эстетических ценностей русского народа через знакомство и изучение истории возникновения народных праздников; игровых традиций русского народа в календарной последовательности православных праздников; через работу с народным календарем, с сезонными праздниками; через погружение в бойкое, меткое народное слово.
Задачи программы:
- познакомить с народным календарем и составляющих его сезонных и православных праздников, обрядов русского народа, его характером, присущими ему нравственными качествами;
- систематизировать сведения о русских праздниках через выпуск периодической газеты «Праздничный хоровод», который имеет большую просветительскую и практическую направленность;
- формировать у учащихся таких понятий, как Родина, родной язык, национальность; национальные традиции;
- воспитывать на традициях празднования народных праздников творческую личность, обладающую художественным вкусом.
Отличительной особенностей программы «Азбука народных праздников» является активное включение детей в мир народных традиций, включение их в процесс познания окружающего мира, организации их взаимодействия, основанного на сотрудничестве и коллективном решении задач познания, осмысления и принятия новых знаний и нравственных и эстетических ценностей. Данная программа имеет просветительскую и практическую направленность – выпуск периодической газеты «Праздничный хоровод» (выходит 2 раза в год).
Возраст детей: 9 лет (3 класс), 4 класс (10 лет).
Срок реализации дополнительной программы: 2 года.
Формы и режим занятий: групповая, индивидуальная, по подгруппам, коллективная. Занятия могут быть теоретическими, практическими, комбинированными.
Формы проведения занятий:
· игры, викторины;
· составление сборника рецептов, гаданий;
· коллективно- творческая работа;
· лекция;
· проектная деятельность;
· исследовательская деятельность;
· презентация работ;
· выпуск газеты.
Занятия проводятся в группе 1 раз в неделю по 1 академических часу (40 минут). За год 34 часа (34 учебных недель), за два года 68 часов.
Планируемые результаты обучения.
По окончанию изучения программы "Азбука народных праздников" учащиеся
будут знать:
· ключевое понятие - народный праздник;
· историю возникновения народных календарных и православных праздников;
· народный календарь (обряды, обычаи, игры) и составляющих его сезонных праздников и обрядов русского народа, его характер, присущими ему нравственные качества;
· традиции праздничного застолья;
· периодические издания и историю возникновения газеты;
· профессии в периодическом издании.
Учащиеся будут уметь:
· определять календарные и православные праздники;
· проводить русские народные игры;
· систематизировать сведения о русских праздниках через выпуск периодической газеты «Праздничный хоровод», который имеет большую просветительскую и практическую направленность;
· проявлять инициативность и творчество при выполнении своих обязанностей в издании газеты «Праздничный хоровод»;
· уважительно и доброжелательно относится к людям;
· работать в группе и индивидуально;
· самостоятельно работать с литературой;
· делать умозаключения и выводы из полученной информации.
Результативность освоения учащимися программы осуществляется через использование различных способов проверки:
· тематический контроль знаний после изучения тем;
· текущий контроль умений в процессе наблюдения за индивидуальной работой; выполнение творческих работ;
· итоговый контроль: выставки, защита проектов, результатом которых является выпуск периодической газеты «Праздничный хоровод».
Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: выставки, презентации, проекты, итоговые праздники и занятия)
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
I год обучения.
1 раздел «Введение»(3 ч.)
Знакомство с понятием народный праздник – день знаменательный, памятный, посвященный определенному событию. Календарные и православные народные праздники. Своеобразие праздничного ритуала зависело от самого события, лежащего в основе праздника, его происхождения и значимости для общества. Составление таблицы «Народные праздники».
II раздел «Осень – перемен восемь» (3 ч.)
Знакомство с такими праздниками, как «Семенов день», «Рождество Богородицы», «Кузьминки». Определение календарных и православных праздников. Подведение итогов этого раздела. Осенью наступала пора молодежных посиделок, свадеб, народных игрищ, театрализованных представлений, это время прощания с прошедшим летом и встречи зимы.
III раздел «Выпуск газеты «Праздничный хоровод» (4 ч.)
Знакомство с понятием «газета», историей возникновения газеты, профессиями в периодическом издании.
Практические занятия (3 ч.)
Исследовательская работа «Профессии в газете».
Распределение обязанностей среди учащихся.
Исследовательская работа «Создание собственной газеты» (выходит 2 раза в год).
IV раздел «Пришла зима – не отвертишься» (10 ч.)
Знакомство учащихся с традициями празднования Нового года в разных странах, новогоднего застолья, кто был первым Дедом Морозом, как называют Деде Мороза в разных странах.
Практические занятия(5 ч.):
Разработка проекта «Новый год по-…»
Письмо Деду Морозу или Санта Клаусу.
Выпуск №1 периодической газеты «Праздничный хоровод», посвященный традициям празднования Нового года.
Презентация выпуска №1 газеты «Праздничный хоровод».
V раздел «Встреча весны» (10 ч.)
Знакомство с такими праздниками, как «Масленица», «Благовещение», Вербное воскресенье», «Пасха», «Егорьев день». Определение календарных и православных праздников. Подведение итогов по разделу.
Практические занятия (6 ч.):
Готовим блины.
Раскраска пасхальных яиц.
Народные игры на Пасху (разучивание).
Выпуск №2 периодической газеты «Праздничный хоровод», посвященный традициям празднования Масленицы и Пасхи.
Презентация выпуска газеты № 2.
VI раздел «Солнышко на дворе, встречай лето» (3 ч.)
Знакомство с такими праздниками, как «Вознесение», «Семик», «Троица». Определение календарных и православных праздников. Подведение итогов по разделу.
VII раздел «Обобщение» (1 ч.)
Практическое занятие:
Подводятся итоги за год, организуется выставка работ учащихся (по выбору учителя).
II год обучения
1 раздел «Введение»(2 ч.)
Закрепление знаний об известных праздниках по временам года (обзор-викторина«Всякая душа празднику рада). Проведение викторины по следующим праздникам: «Новый год», «Масленица», «Пасха», «Троица», «Кузьминки». Получение новых знаний об их праздновании. Подведение итогов.
II раздел «Выпуск газеты «Праздничный хоровод» (2 ч.)
Распределение обязанностей среди учащихся (выборы новых кандидатов). Отчет о проделанной работе предыдущего состава.
III раздел «Осень велика, зима долга» (7 ч.)
Знакомство с русским народным праздником «Воздвижение». Знакомство с народными обрядами на Покров день, приметами и пословицами. Подведение итогов этого раздела. Осенью наступала пора молодежных посиделок, свадеб, народных игрищ, театрализованных представлений, это время прощания с прошедшим летом и встречи зимы.
Практические занятия (4 ч.):
Разработка проекта «Придет Покров…».
Выпуск №3 периодической газеты «Праздничный хоровод» «Покров Пресвятой Богородицы».
Презентация выпуска газеты № 3.
IV раздел «Зимние праздники в разгаре, а весна уж на пороге» (10 ч.)
Знакомство с традициями празднования русского народа с такими праздниками, как «Наум-грамотник», «Сочельник», «Рождество Христово», «Зимние святки», «Васильев вечер» (Коляда), «Сретенье», «Прощеное воскресенье». Сущность обрядов и песен зимнего календаря состояла в том, чтобы обеспечить будущий урожай, приплод скота и счастливую жизнь в семье. Эта пора в жизни народа была насыщена колядованием, ряжением, играми и игрой, предсказаниями и приметами, гаданиями, песнями и танцами
Практические занятия(3 ч.):
Коллективно-творческая работа «Рождественская ёлка».
Знакомство с гаданиями.
Разучивание колядок.
V раздел «Матушка весна всем красна» (4 ч.)
Знакомство с Великим постом. Питание в Великий пост. Знакомство с праздниками: «Красная горка» и «Радуница». Подведение итогов по разделу. На этот цикл приходились главные христианские праздники; православные праздники предписывали крестьянам строгий пост (воздержание в пище и отказ от веселья); характерно начало весенних полевых работ и проведение обрядов, с ними связанных; начало весенних молодежных хороводов и гуляний
Практические занятия (1 ч.)
Страстная неделя. Составление сборника рецептов «Питаемся в пост».
VI раздел «Весна красная, а лето отрадное» (8 ч.)
Знакомство с праздниками: «Иван Купала», «Петров День», «Ильин день». Подведение итогов по разделу.
Практические занятия(4 ч.):
Разработка проекта «Иван Купала».
Выпуск №4 периодической газеты «Сколько праздников в году», посвященный празднику «Иван – Купала»».
Презентация выпуска газеты № 4.
VII раздел «Обобщение» (1 ч.)
Практическое занятие: подведение итогов за весь курс обучения. Выставка работ учащихся, оценивание проделанной работы, самооценка. Награждение учащихся за активное участие.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I год обучения.
Рассчитан на 34 учебных часа (1 раз в неделю)
№ п/п | Тема | Количество теоретических часов | Количество практических часов | Всего часов |
1. | Введение. | 3 |
| 3 |
2. | Осень - перемен восемь. | 3 |
| 3 |
3. | Выпуск газеты «Праздничный хоровод». | 1 | 3 | 4 |
4. | Пришла зима – не отвертишься. | 5 | 5 | 10 |
5. | Встреча весны. | 4 | 6 | 10 |
6. | Солнышко на дворе, встречай лето. | 3 |
| 3 |
7. | Обобщение. |
| 1 | 1 |
| Итого: | 19 | 15 | 34 |
Примерное учебно-тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов | Примечание |
| Введение. | 3 ч. |
|
1. | Вводное занятие. Что такое народный праздник. | 1 |
|
2. | Календарные народные праздники. | 1 |
|
3. | Православные народные праздники. | 1 |
|
| Осень – перемен восемь. | 3 ч. |
|
4. | Семёнов день. | 1 |
|
5. | Рождество Богородицы. | 1 |
|
6. | Кузьминки. | 1 |
|
| Выпуск газеты «Праздничный хоровод». | 4 ч. |
|
7. | Что такое газета? | 1 |
|
8. | Профессии в периодическом издании. | 1 | практическое занятие |
9. | Распределение обязанностей среди учащихся. | 1 | практическое занятие |
10. | Создание собственной газеты «Праздничный хоровод». | 1 | практическое занятие |
| Пришла зима – не отвертишься. | 10 ч. |
|
11. | Любимый праздник «Новый год». | 1 | практическое занятие |
12. | Как называют деда Мороза в разных странах? | 1 |
|
13. | Самый первый Дед Мороз. | 1 |
|
14. | Как написать письмо Деду Морозу и Санта Клаусу и куда отправить? | 1 | практическое занятие |
15. | «Новый год по-…» | 1 |
|
16. | Новогоднее застолье в разных странах. | 1 |
|
17. | Новый год в России. | 1 |
|
18,19. | Выпуск №1 периодической газеты «Праздничный хоровод», посвященный традициям празднования Нового года. | 2 | практическое занятие |
20. | Презентация выпуска №1 газеты «Праздничный хоровод». | 1 | практическое занятие |
| Встреча весны. | 10 ч. |
|
21. | Ой, да, Масленица, погости недельку! | 1 |
|
22. | Как приготовить блины. | 1 | практическое занятие |
23. | Благовещение. | 1 |
|
24. | Вербное воскресенье. | 1 |
|
25. | Вот и пасха к нам пришла. | 1 | практическое занятие |
26. | Народные игры на Пасху (разучивание). | 1 | практическое занятие |
27. | Егорьев день. | 1 |
|
28,29. | Выпуск №2 периодической газеты «Праздничный хоровод», посвященный традициям празднования Масленицы и Пасхи. | 2 | практическое занятие |
30. | Презентация выпуска газеты № 2. | 1 | практическое занятие |
| Солнышко на дворе, встречай лето. | 3 ч. |
|
31. | Вознесение. | 1 |
|
32. | Семик. | 1 |
|
33. | Троица. | 1 |
|
| Обобщение. | 1ч. |
|
34. | Обобщение. | 1 |
|
| Итого: | 34 ч. |
|
II год обучения.
Рассчитан на 34 учебных часа (1 раз в неделю)
№ п/п | Тема | Количество теоретических часов | Количество практических часов | Всего часов |
1. | Введение. | 2 |
| 2 |
2. | Выпуск газеты «Праздничный хоровод». |
| 2 | 2 |
3. | Осень велика, зима долга. | 3 | 4 | 7 |
4. | Зимние праздники в разгаре, а весна уж на пороге. | 7 | 3 | 10 |
5. | Матушка весна всем красна. | 3 | 1 | 4 |
6. | Весна красная, а лето отрадное. | 4 | 4 | 8 |
7. | Обобщение. |
| 1 | 1 |
| Итого: | 19 | 15 | 34 |
№ | Название темы | Количество часов | Примечание |
| Введение. | 2 ч. |
|
1,2. | Всякая душа празднику рада (обзор-викторина на тему русских праздников, пройденных в прошлом году). | 2 |
|
| Выпуск газеты «Праздничный хоровод». | 2 ч. |
|
3,4. | Распределение обязанностей среди учащихся. | 2 ч. | практическое занятие |
| Осень велика, зима долга. | 7 ч. |
|
5. | Воздвижение. | 1 |
|
6. | Покров - первое зазимье. | 1 | практическое занятие |
7. | Пословицы и народные приметы о Покрове. | 1 |
|
8. | Народные обряды на Покров. | 1 |
|
9,10. | Выпуск №3 периодической газеты «Праздничный хоровод» «Покров Пресвятой Богородицы». | 2 | практическое занятие |
11. | Презентация выпуска газеты № 3. | 1 | практическое занятие |
| Зимние праздники в разгаре, а весна уж на пороге. | 10 ч. |
|
12. | Наум-грамотник. | 1 |
|
13. | Сочельник. | 1 |
|
14. | Рождество Христово. | 1 |
|
15. | История рождественской елки | 1 | коллективно-творческая работа |
16. | Зимние святки. | 1 |
|
17. | Знакомство с гаданиями. | 1 | практическое занятие |
18. | Васильев вечер (Коляда). | 1 | практическое занятие |
19. | Крещение. | 1 |
|
20. | Сретенье – зима с летом встретились. | 1 |
|
21. | «Прощеное воскресенье». | 1 |
|
| Матушка весна всем красна. | 4 ч. |
|
22. | Великий пост всем прижмёт хвост. | 1 |
|
23. | Страстная неделя. | 1 | практическое занятие |
24. | Красная горка. | 1 |
|
25. | Радуница. | 1 |
|
| Весна красная, а лето отрадное. | 8 ч. |
|
26. | Иван – Купала. | 1 | практическое занятие |
27. | Праздник летнего солнцеворота. | 1 |
|
28. | Приметы и обычаи. | 1 |
|
29,30 | Выпуск №4 периодической газеты «Сколько праздников в году», посвященный празднику «Иван – Купала»». | 2 | практическое занятие |
31. | Презентация выпуска газеты № 4. |
| практическое занятие |
32. | Петров день. | 1 |
|
33. | Ильин день | 1 |
|
| Обобщение. | 1 ч. |
|
34. | Обобщение. | 1 |
|
| Итого: | 34 ч. |
|
Планируемые результаты 1-го года обучения.
К концу первого года обучения по курсу "Азбука народных праздников" учащиеся
будут знать:
- ключевое понятие - народный праздник;
- историю возникновения различных праздников;
- игровые традиции русского народа в календарной последовательности крестьянских праздников;
- традиции праздничного застолья;
- периодические издания;
- историю возникновения газеты;
- профессии в периодическом издании.
Учащиеся будут уметь:
- определять календарные и православные праздники;
- проводить русские народные игры;
- проявлять инициативность и творчество при выполнении своих обязанностей в издании газеты «Праздничный хоровод»;
- уважительно и доброжелательно относится к людям;
- работать в группе и индивидуально;
- самостоятельно работать с литературой;
- делать умозаключения и выводы из полученной информации.
Планируемые результаты 2-го года обучения.
К концу второго года обучения по курсу "Азбука народных праздников" учащиеся
будут знать:
- историю возникновения народных календарных и православных праздников;
- народный календарь (обряды, обычаи, игры) и составляющих его сезонных праздников и обрядов русского народа, его характер, присущими ему нравственные качества;
- традиции праздничного застолья.
- основные признаки осенних, зимних, весенних, летних праздников.
Учащиеся будут уметь:
- систематизировать сведения о русских праздниках через выпуск периодической газеты «Праздничный хоровод», который имеет большую просветительскую и практическую направленность;
- проявлять инициативность и творчество при выполнении своих обязанностей в издании газеты «Праздничный хоровод»;
- уважительно и доброжелательно относится к людям;
- работать в группе и индивидуально;
- самостоятельно работать с литературой.
Результативность освоения учащимися программы осуществляется через использование различных способов проверки: тематический контроль знаний после изучения тем; текущий контроль умений в процессе наблюдения за индивидуальной работой; выполнение творческих работ; итоговый контроль: выставки, защита проектов, результатом которых является выпуск периодической газеты «Праздничный хоровод».
Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: выставки, презентации, проекты, итоговые праздники и занятия)
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Библиотека русского фольклора. - М., 1990.
- Дмитриева Н.А. Краткая история Искусств. - М. 1991.
- Емельянова Т. Красота древней земли. Народное искусство среднего
Поволжья. - Л., 1988.
- Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и
поэзия. - М., 1992.
- Кравцов Н.И. Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. - М.: "Высшая школа", 1983.
- Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост., вступ. ст. и примеч. А.Ф. Некрыловой. М., 1991.
- Майорова М.Г., Дубинская В.А. Русское народное прикладное искусство. -
М., 1980.
- Новицкая М.Ю. «Введение в народоведение». Родная Земля». - Сборник "Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Часть 2 (1-4 классы)"- Просвещение, 2000.
- Новицкая М.Ю. Методические рекомендации к курсу «Введение в народоведение». Книга для учителя. – М. «Дрофа», 1998.
- Обрядовая поэзия. - М., 1989.
- Русские народные пословицы, поговорки. - М., 1990.
- Ставроша – детская газета.- Тольятти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация газеты "Праздничный хоровод" | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Презентация выпуска №1 газеты «Праздничный хоровод».
Тема. Презентация выпуска №1 газеты «Праздничный хоровод».
Цели:
- формировать представления о традициях и обычаях празднования различных праздников,
- рассказать, какие обычаи и традиции живы сегодня;
- воспитывать бережное отношение к народным традициям.
Оборудование: выпуск №1 газеты «Праздничный хоровод», карнавальные костюмы.
Форма проведения: презентация.
Презентация газеты «Праздничный хоровод» - результат проекта «Новый год по - …». Первый выпуск посвящен празднованию Нового года в разных странах.
Ход занятия.
Выходят ученики, одетые в карнавальные костюмы.
1-й ученик:
Новый Год - пожалуй, самый любимый праздник большинства детей и взрослых. На Новый Год принято дарить подарки, ставить в доме красивые елки, украшать их разноцветными шарами и гирляндами. По истине - это самый красивый праздник в году. Новый Год с нетерпением ждут в каждом доме, к нему долго и тщательно готовятся.
2-й ученик: Мы хотим вам представить первый выпуск газеты «Праздничный хоровод» - результат проекта «Новый год по-…».
3-й ученик: Первый выпуск нашей газеты посвящен празднованию Нового года в разных странах. Не судите его строго, это первый опыт. Первый выпуск всегда самый значительный.
4-й ученик: читает стихотворение А.Барто « В защиту Деда Мороза».
Мой брат, меня он перерос,
Доводит всех до слез.
Он мне сказал, что дед Мороз
Совсем не дед Мороз.
Он мне сказал: в него не верь!
Но тут как раз открылась дверь,
И вдруг я вижу – входит дед.
Он с бородой, в тулуп одет,
Тулуп до самих пят.
Он говорит: - А елка где?
А дети разве спят?
С большим серебряным
Мешком
Стоит осыпанный
Снежком
В пушистой шапке
Дед.
А старший брат
Твердит тайком: - Да это наш сосед!
Как ты не видишь?
Нос похож, и руки, И спина!
Я отвечаю:
- Ну и что ж?
А ты на бабушку похож!
Но ты же не она?
5-й ученик: Нам стало интересно, как отмечают Новый год в других странах?
6-й ученик: Новый год во Франции
В некоторых частях Франции рождественские праздники начинаются 6 декабря - в день Святого Николаса. Именно в этот день французский Дед Мороз - Пер Ноэль - приносит хорошим и прилежным детям подарки и конфеты. В деревянных башмаках и с корзиной подарков за спиной, он прибывает на осле и, оставив животное снаружи, проникает через дымоход в дом. Подарки он кладет в обувь сабо, которую дети заранее оставляют перед камином. Компаньоном Пера Ноэля является Пер Фуетар - дед с розгами, который напоминает Перу Ноэлю, как ребенок вел себя в течение года и чего он заслуживает больше - подарков или шлепанья.
Начиная с 12 века, во Франции появилась традиция в канун Рождества. Рождественская елка никогда не была особенно популярной во Франции. Французы просто вешают над дверью дома ветку омелы, веря, что она принесет удачу в следующем году. Кроме того, французы просто обожают цветы - они размещают их по всему дому, в букетах, по одному, обязательно ставят цветы на стол.
7-й ученик: Новый год в Англии
В Англии Деда Мороза зовут Санта Клаус. В новогодние дни для детей в театрах разыгрываются представления на сюжеты старинных английских сказок. Лорд Беспорядок ведет за собой веселое карнавальное шествие, в котором принимают участие сказочные персонажи: Хобби Хорс, Мартовский заяц, Шалтай-болтай, Панч и другие.
Всю новогоднюю ночь уличные торговцы продают игрушки, свистульки, пищалки, маски, воздушные шары. В Англии возник обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками. Первая новогодняя открытка была напечатана в Лондоне в 1843 году.
Перед сном дети ставят на стол тарелку для подарков, которые им принесет Санта Клаус, а в башмаки кладут сено - угощение для ослика.
В Англии о приходе Нового года возвещает колокол. Правда звонить он начинает немного раньше полуночи и делает это "шепотом" - одеяло, которым он укутан, мешает ему продемонстрировать всю мощь. Но ровно в двенадцать колокола раздевают, и они начинают громогласно петь гимны Новому году.
В тот момент, когда часы (или колокола) начинают отмерять 12 ударов, открывают заднюю дверь дома, чтобы выпустить Старый год. С последним ударом часов открывается передняя дверь – добро пожаловать, Новый год!
8-й ученик: Новый год в Германии
В Германии люди самого разного возраста, как только часы начинают отбивать полночь, вскакивают на стулья, столы, кресла и с последним ударом дружно, с радостными приветствиями "впрыгивают" в Новый год.
Для того чтобы провести новогодние праздники по-немецки, начинать нужно еще в декабре. Запаситесь красивым венком, украшенным четырьмя свечками. И зажигайте по свечке каждое из четырех декабрьских воскресений. Декабрь в этой стране – месяц базаров, месяц покупок.
Немецкий дед Мороз именуется Вайнахтсман; он раскладывает подарки в длинные вязаные носки, развешанные на дверных ручках или над камином.
Как на Рождество (немцы празднуют его 24-25 декабря), так и на встречу Нового года непременно нужно собраться в семейном кругу. И обязательно нарядить елку!
9-й ученик: Новый год в России
Но самый любимый и почитаемый праздник в России - новогодняя ночь с 31 декабря на 1 января. Теперь кажется, что так было всегда. Между тем, традиция встречи Нового года в России появилась значительно позже, чем в странах Европы.
Традицию празднования Нового Года ввел в России Петр I. До этого Новый год на Руси приходился на 1 сентября, а еще раньше на 1 марта. С именем Петра связано и появление обычая украшать в Новый год жилище ветками ели.
Россия в праздновании Нового года много заимствововала у других стран. Из Китая – петарды и фейерверки. Традиция наливать шампанское в бокалы – из Франции. Из Марокко – ароматные мандарины. А вы знаете, что салат «оливье» во Франции называют «русским».
В России Деда Мороза сопровождает Снегурочка. «Дед» в переводе предок. Все ребятишки ждут то него подарки под подушкой или под елью.
Для нас с вами одна традиция: «С Новым годом, с новым счастьем!»
10-й ученик: А вы, знаете, как зовут Деда Мороза в разных странах?
- В Швеции—Крисе Крингл.
- В Австрии—Сильвестр.
- В Испании— Папа Ноэль.
- В Китае—Шо Хин.
- В Японии—Одзи-сан.
- В Казахстане—Аяз-ата.
- В Греции и на Кипре—Святой Василий.
1-й ученик: Ребята, вы можете написать письмо Деду Морозу или Санта Клаусу. А, чтобы вы знали, куда отправлять письма, мы сейчас раздадим адреса Деда Мороза и Санта Клауса.
2-й ученик: Из страниц нашей газеты вы узнаете:
- как празднуют Новый год в мире;
- как называют деда Мороза в разных странах;
- как написать письмо Деду Морозу и Санта Клаусу и куда отправить;
- новогоднее застолье в разных странах.
3-й ученик читают поздравления:
Иней кружевом узора
Начертил в углу стекла:
«Поздравляем
С Новым годом!
Счастья, мира и тепла!»
.
С наступающим Новым годом! (все хором).
(Ребята раздают первый выпуск газеты «Праздничный хоровод»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА дополнительного образовательного курса"Азбука этикета"
Дополнительная образовательная программа"Азбука этикета" ориентирована на теоретические и практические требования к построению курса по этике для детей 1 класса....
Учебно-методический комплекс к дополнительной образовательной программе "Азбука здоровья".
ОГЛАВЛЕНИЕ: 1.Дополнительная образовательная программа «Азбука здоровья»...
Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Народная фантазия»
Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Народная фантазия» содержит информационную карту программы, паспорт программы, пояснительную записку, концептуальную часть...
Дополнительная образовательная программа "Азбука Здоровья"
Целью данной программы является формирование у младших школьников установок на здоровый образ жизни, на обучение способам и приёмам сохранения и укрепления собственного здоровья. Предназначена програм...
Дополнительная образовательная программа «Азбука народной культуры»
XXI век начался прямым и жестоким столкновением цивилизации и варварства. Уход от гуманистической культуры стал, к сожалению, характерной приметой времени не только в России, но и...
Дополнительная образовательная программа "Азбука здоровья" для младших школьников
Предлагаемая программа предназначена для проведения внеурочных занятий по курсу «Азбука здоровья» для учеников второго, третьего, четвертого классов.Цель программы: нaучить детей быть здоровыми душой ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Азбука безопасности» для детей младшего школьного возраста
Данная программа предусматривает изучение учащимися начальных классов правил дорожно-транспортного движения, пожарной безопасности, правил безопасного поведения на водоёмах, в лесу и в быту, обу...