Инновационный подход к духовно – нравственному воспитанию младших школьников в свете новых требований ФГОС НОО
статья по теме
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств, вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей – совокупность этих проблем современного общества делает процесс воспитания еще более трудным.
Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника. Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием общественных событий и строилась на основе самых высоких нравственных отношений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инновационный подход к духовно – нравственному воспитанию младших школьников в свете новых требований ФГОС НОО.
Жилкина Т.Э., учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ №30»
г. Пятигорск, Ставропольский край
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств, вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей – совокупность этих проблем современного общества делает процесс воспитания еще более трудным.
Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно - нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, то есть имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием общественных событий и строилась на основе самых высоких нравственных отношений. Следовательно, воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России – цель современного образовательного учреждения. Для ее реализации, начиная с первых дней обучения учащегося начальной школы, требуется создание программы духовно-нравственного воспитания длительностью 4 года. Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
К основным задачам, которые требуется решить при реализации программы духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы, можно отнести:
- формирование основы морали, то есть осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недоступном;
- создание основы нравственного самосознания личности (совести). Способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- развитие доброжелательности и чувства эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание другим людям;
-формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно – оправданную позицию, проявляя критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей.
В основу программы духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы должны быть включены следующие принципы реализации:
- принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
- принцип вариативности, который заключается в создании условий для самостоятельного выбора обучающимися форм деятельности;
-принцип мотивации деятельности обучающихся, предусматривающий добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
- принцип педагогического руководства, то есть организации совместной деятельности педагогов и обучающихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
Кроме того, программа должна реализовываться с учетом деятельностного и личностно – ориентированного подходов. Реализация программы в рамках данных подходов предоставит возможность каждому ребенку проявить и самореализовать свои качества в решении социально-значимых проектов.
Но для реализации поставленных задач и принципов традиционных методов обучения школьников недостаточно. Требуется применение новых методов и способов обучения, современных педагогических технологий для подтверждения эффективности применения тех или иных образовательных технологий.
Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы с инновационной составляющей должна включать следующие 7 направлений развития школьника: «Здоровье»; «Учение»; «Общение»; «Нравственность»; «Досуг»; «Гражданин»; «Семья».
В рамках каждого направления при реализации программы возможно комплексно оценить текущие установки школьника и проследить динамику развития учащегося в процессе обучения. При проведении данной программы требуются наряду с традиционными формами и методами обучения (беседы, наблюдения, классные часы, дискуссии, экскурсии, конкурсы, игры, соревнования, родительские собрания) необходимо использование инновационных составляющих в составе существующих методов, так и разработка и внедрение принципиально новых форм обучения.
Инновационность программы заключается в следующем:
- использование метода проектов для создания целостной основы воспитания и социализации обучающихся в рамках духовно- нравственного развития;
- возможность адаптировать традиционные формы работы к современным требованиям, целям;
- наличие заинтересованности участников образовательного процесса в реализации данной программы;
- согласие многих родителей оказывать поддержку в решении поставленных задач, заинтересованностью обучающихся.
Перед образовательным учреждением при реализации программы одной из основных задач будет вовлечение родителей в процесс проведения инновационных форм обучения. Основные направления взаимодействия классного руководителя и родителей заключаются в следующем:
- Общение - это воздействие, обусловливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это этическое воздействие на признанные ценности Человека. Успеху работы классного руководителя совместно с родителями способствуют три личностных образования: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре.
Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, когда они становятся нормой для учащихся. Высшая ценность - человеческая жизнь. Никто не имеет права посягать на нее. Интерес к жизни - это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания. Воспитание с этих позиций направлено на формирование способности, быть счастливым, в основе которой - принятие жизни как дара природы. Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на понимание, способной самосовершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения).
Способом контроля за нравственным развитием ребенка может стать создание портфолио каждого учащегося в соответствии с 7 направлениями развития программы. Строгая и объективная фиксация результатов позволит педагогам и родителям видеть изменения нравственного воспитания ребенка, определять психологические особенности, уровень духовного развития, круг интересов и т.д.
К основным результатам реализации программы можно отнести формирование активной жизненной позиции школьника; приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира; патриотическое и гражданское самосознание; уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим; соблюдение народных традиций, любовь к казачьему фольклору и песням; эмпатическое и толерантное отношение к окружающим; представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.
Таким образом, внедрение в практическую деятельность программы духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы с инновационной составляющей создаст необходимые условия для личностного развития каждого ребенка, формирования у школьника компетенций по размышлению, прогнозированию и планированию своих действий, развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы, созданий условий для самостоятельной активности, сотрудничества и проведения объективной оценки достигнутых результатов.
Список литературы:
1.Белоусова Т.Л. Казаченок Н.В., Бостанджиева Н.И. Чозгиян О. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2 частях. Часть 2.- М.: Просвещение, 2012.
2. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие. – М.: Сфера ТЦ, 2008.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение,2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общес...
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общес...
Духовно-нравственное развитие младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС
В стаье пердставлена система работы учителя начальных классов в направлении "Нравственность" и диагностические методики....
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
В данной статье раскрываются пути нравственного воспитания младшего школьника на уроках литературного чтения....
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в свете реализации ФГОС. (во внеурочной деятельности)
Тезисы по обощению опыта работы с младшими школьниками во внеурочной деятельности...
Урок литературного чтения в начальных классах как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников в свете требований ФГОС НОО второго поколения
Статья по духовно-нравственному развитию на уроках литературного чтения...
Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию младших школьников
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения...