Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию младших школьников
статья
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_podhody_k_duhovno.docx | 29.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию младших школьников
Измаилова Ирина Халиловна Аспирант кафедры педагогики и педагогических технологий, Карачаево-Черкесский государственный университета им. У.Д. Алиева, 369202, Российская Федерация, Карачаевск, ул. Ленина, 29; e-mail: inula-888@mail.ru
Аннотация
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В настоящее время Россия переживает политический, экономический и социальный кризис, влияющий на нравственные устои общества. Отказ от прежних идеалов, отсутствие четко определенных целей, задач и ценностей вызвали нежелательные последствия в нравственном становлении подрастающего поколения. Психолого-педагогические и социологические исследования свидетельствуют о том, что в эпоху социально-экономических перемен к наиболее сложным вопросам современной педагогической теории и практики относятся вопросы, связанные с нравственным становлением личности. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Об этом свидетельствуют нормативные документы «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года», Федеральный закон «Об образовании в РФ» (2012 г.) и др. Проблема поиска путей духовно-нравственного воспитания школьников обусловлена рядом причин: неоднозначность влияния социально-политических, экономических, педагогических факторов и условий на осуществление процесса нравственного воспитания; неготовность многих педагогических коллективов результативно осуществлять нравственное воспитание в значительно изменившихся социальных условиях; неориентированность многих положений теории нравственного воспитания на современную социально-педагогическую действительность. Реализация федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в процессе обучения способствует духовно-нравственному, гражданскому, социальному, личностному и интеллектуальному развитию ребенка, его саморазвитию и самосовершенствованию, что достигается развитием творческих, физических способностей школьников, их социальной успешности. Внедрение федерального государственного образовательного стандарта в основной школе зачастую вызывает затруднения в связи с проблемой недостаточной готовности педагогов к формированию ключевых компетенций учащихся в процессе обучения, к созданию комплекса качественно новых условий организации учебной и внеучебной деятельности.
Для цитирования в научных исследованиях Измаилова И.Х. Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию младших школьников // Педагогический журнал. 2016. Том 6. № 6А. С. 210-221.
Ключевые слова Духовность, нравственность, воспитание, нравственное воспитание, младший школьник, учебно-воспитательный процесс.
Введение
Проблема духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста приобретает особую актуальность в связи с современной социокультурной ситуацией, которая характеризуется учеными как глобальный духовно-нравственный кризис. В ФГОС НОО второго поколения вместе с учебным блоком равноправно представлена «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания граждан России» и «Программа духовно-нравственного развития и воспитания школьников». Эти документы являются методологической основой организации духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы. В «Программе духовно-нравственного развития и воспитания школьников» основными задачами нравственного воспитания определены: укрепление основ нравственности; понимание базовых нравственных ценностей; формирование нравственных чувств, переживаний и способности к нравственно-ценным поступкам; формирование собственной нравственной позиции [Программа духовно-нравственного развития…, www]. В соответствии с этими задачами как планируемые и ожидаемые результаты выделены три уровня нравственного сознания и поведения учащихся. На первом уровне школьники должны приобретать осознанные знания о нравственных нормах, принципах, практике общения и взаимоотношениях в семье на примерах образцового нравственного поведения людей. Это означает, что мы моральные ценности делаем предметом внимания детей. На этом этапе вполне возможно, что дети усвоят эти нормы как нейтральные знания, смогут заинтересоваться их смыслом в жизни людей и в резльутате примут их как регуляторы своего поведения. На втором уровне нравственность может проявиться как опыт и способность к переживаниям, позитивному отношению к приобретаемым знаниям о моральных нормах в поведении близких людей или художественных персонажей. Но этот уровень пока касается нравственного сознания и может ограничиться способностью объективно оценивать поступки и поведение других людей или намерений к доброжелательному отношению к другим людям. На третьем уровне школьники должны выходить на построение и реализацию социально приемлемых моделей собственного поведения [Программа духовно-нравственного развития…, www]. Новые образовательные ориентиры выдвигают перед педагогом качественно иные задачи, решение которых создает и обеспечивает комплекс условий для развития личности каждого ребенка в том числе развития нравственных ценностных ориентаций.
Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию младших школьников
Проблема нравственного воспитания младшего школьника рассматривались в работах С.М. Болховитина воспитание гражданских добродетелей), С.А. Ефименковой духовнонравственные качества), В.В. Зайцева личностная свобода), В.И. Новиковой диалоговая культурно-историческая концепция), М.И. Скомороховой нравственные ценности в обучении), О.А. Ряуткиной (педагогическая поддержка во внеучебной деятельности), О.В. Шуляповой, Ю.П. Яблонских воспитание субъекта социальных отношений и др. Младший школьный возраст – этап развития ребенка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. В.А. Мухина считает что младший школьный возраст – период от 6 до 10 лет, когда ребенок проходит большой путь в своем индивидуальном развитии. Этот возраст считается наиболее восприимчивым для усвоения моральных знаний, так как в силу ограниченности нравственного опыта моральные знания являются регулятором духовно-ориентированного поведения, его мотивов [Мухина, 2004 311]. Исходя из приоритетных направлений в организации духовно-нравственного воспитания учащихся на современном этапе развития педагогической мысли мы уточнили понятие «нравственное воспитание». Анализ современных подходов к духовно-нравственному воспитанию позволяет сделать вывод о неоднозначности его трактовки в следующем качестве. 1) Целенаправленного процесса приобщения детей к моральным ценностям (Л.И. Божович, С.В. Дармодехин, С.И. Гессен, А.Ф. Лосев); 2) Процесса формирования морального сознания нравственных чувств и привычек нравственного поведения (И.Н. Курочкина, Н.Г. Гумницкий); 3) Развития и формирования нравственных качеств личности (Е.В. Бондаревская, Т.С. Комарова и др.). Нравственность в словаре по этике определяется как понятие, являющееся синонимом морали [Гусейнов Кон, 1989, 323]. В толковом словаре русского словаря И.С. Ожегова нравственность объясняется как «внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, правила поведения, определяемые этими качествами» [Ожегов, Шведова 1999, 423]. В толковом словаре В. Даля нравственность определена как «подчинение воле, любви, милосердию страсти, обращением к уму разуму, рассудку» [Толковый словарь живого…, www]. Как видно из этих значений нравственность рассматривается в строгих рамках подчинения, ограничения отношений и поведения человека. Основой морали являются моральные ценности, которые в приоритете общечеловеческих ценностей включают в себя гуманизм, добро дружбу, милосердие, миролюбие справедливость, совесть, счастье терпимость, человечность, золотое правило нравственности и др. [Гусейнов Кон, 1989, 437]. Анализ «морали» в словаре по этике позволяет выделить следующие ее структурные элементы: моральные ценности, моральные знания, моральные чувства моральные отношения, моральное сознание, моральные поступки и поведения, моральные качества человека [там же, 323]. Необходимо при этом признать, что в словаре «мораль» и «нравственность» отождествляются по содержанию хотя по значению «моральные нормы» определены как объективные ценности не зависящие от отношений конкретного человека а нравственность отнесена к субъективно индивидуальному сознанию, отношениям и поведению человека. Мы считаем что, принимая такое отличие морали от нравственности, выделенные в словаре чувства, знания, отношения поступки, поведение и качества человека нельзя отнести к морали, они являются атрибутами нравственности. Это подтверждено в комментариях к нравственности в самом же словаре. Мораль в нем определена как форма общественного сознания, а нравственность охватывает область практических поступков. Мораль выполняет регулятивную функцию, а нравственность подтверждает уровень совпадения нравственного сознания и поведения конкретного человека с моральными принципами и нормами [Гусейнов Кон, 1989, 224]. Необходимо признать, что категории морали имеют исторически изменчивый характер, в одну историческую эпоху трактуются разными исследователями с разных позиций. Но мораль как регулятор взаимоотношений людей в обществе нужно отличить от регулятивных функций права, законов. Право выступает как «совокупность государственных установлений и законов, определенным образом регулирующих отношения между людьми» [Кураков, Кураков, 2001, 459]. В праве отношения регулируются фискальными органами, которые могут привести человека к соблюдению установленных норм в принудительном порядке. Мораль не имеет такой силы она обращена к совести человека его осознанному признанию и соблюдению императивно провозглашенных в общечеловеческой или этнической культуре моральных ценностей. Мораль и нравственность как категории этики одновременно являются и основными императивами религии. Религиозные концепции морали раскрыты в трудах А.Ю. Сметаниной, митрополита Филарета, Е. Шестуна и др. В них мораль объясняют существованием сверхчувственной духовной силы которая обладает фундаментальным свойством праведности и выступает как норма, образец для поведения человека [Сметанина, 2008, 23]. Авторы убеждают что кроме либерально-гуманистической морали в современном обществе имеет влияние религиозная нравственность. А.Ю. Сметанина пишет: «…быть нравственным – значит предпочитать и избирать достойный способ существования, то есть осуществлять принцип, гарантирующий порядок в собственной душе и в окружающем мире» [там же]. Составной частью нравственности является также дисциплинированность и культура поведения человека. Для понимания сущности нравственности обратимся к характеристике этих ее категорий. Так, в словаре русского языка С.И. Ожегова дисциплина объясняется как «обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам». Там же дано значение слова «дисциплинировать» как приучать к дисциплине [Ожегов, Шведова, 1999, 157]. Известный советский педагог А.С. Макаренко в своей книге «Лекции о воспитании детей» считал, что слово «дисциплина» понимается в нескольких смыслах: правила поведения, привычки человека, послушание, добросовестное исполнение долга, способность контролировать свое поведение, широкий общий результат всей воспитательной работы [Макаренко, 1957, 361-363]. Наряду с дисциплиной он использует понятие «режим» как средство воспитания, который отличается целесообразностью, определенностью и точностью в зависимости от обстоятельств. Главной целью режима он считал «накопление правильного дисциплинарного опыта» ребенка [там же, 372]. Признавая неоспоримую ценность научных позиций и педагогического опыта А.С. Макаренко, необходимо отметить, что режим и дисциплинарные меры ограничивают свободу ребенка. Осознанное выполнение моральных норм можно наблюдать только в условиях свободного общения и отношений детей. Формирование нравственных отношений в условиях свободы ребенка раскрыты в исследованиях В.В. Зайцева, М. Монтессори, Л.Н. Толстого, С. Френс и др. У М. Монтессори свобода связана с самостоятельностью ребенка в развивающейся пространственнопредметной среде и умелом руководстве педагога-партнера [Монтессори, www]. В методе Монтессори основными компонентами являются: свобода движения и действий; свобода выбора рода и характера деятельности; свобода и разнообразие упражнений; свобода выражения чувств; свобода и разнообразие социальных контактов [Виноградова, www]. Как видно, весь этот комплекс предназначен для того, чтобы ребенок старался самостоятельно входить в контакт с другими детьми, не мешая другим, но выражая свои отношения и возможности. Но все эти условия созданы взрослыми и являются как бы границами безопасного проявления свободы детей. Формируемые в этих условиях отношения и проявление ребенка в них являются нравственными отношениями и качествами.
Интересен в этом аспекте подход молодого исследователя А. Лемешевой, которая сформулировала девять заповедей свободы ребенка: помоги ребенку стать собой; не делай ребенка постоянным твоим должником; не вымещай на ребенке все свои обиды; помни у ребенка тяжести своей меры; уважай ребенка; не забудь, все, что ты считаешь правильным не получится с ребенком; ребенок признает только законченное; детская боль не легче твоей [Лемешева, www]. Эти заповеди также предусматривают пространство свободы для ребенка, создаваемое педагогами и родителями. Нравственные отношения создаются в условиях взаимодействия поведения взрослого и ребенка. В современных условиях пространство ребенка как среда воспитания здоровых и взаимно приемлемых отношений взрослых и детей или детей между собой привлекательно тем что опирается на признание человека высшей ценностью общества, способного к развитию и самосовершенствованию. В.В. Зайцев в диссертации «Теория и практика развития личностной свободы учащихся в системе начального образования» разработал научные основы нравственной свободы младших школьников. Функциями личностной свободы ученика он назвал способность к внутренне регулируемому поведению, субъектному присвоению социального опыта адекватному взаимодействию с окружающим социумом. Признаками проявления личностной свободы он определил стремление к поиску смысла поведения, способность к целеполаганию, самостоятельность в планировании настойчивость в реализации плана умение оценить правильность своего поступка [Зайцев 1999, www]. На наш взгляд, значимыми в позиции В.В. Зайцева являются три стадии: использование ситуаций ориентированных на обретение учащимися опыта автономного поведения; освоение опыта межсубъективного взаимодействия в предметно-практической и интеллектуальной деятельности; освоение спонтанно-креативного свободного выбора стиля поведения [там же]. Анализ теоретических положений исследования В.В. Зайцева показывает что личностную свободу в выборе и реализации линии нравственного поведения он связывает с межличностными отношениями что требует использования интерактивных форм воспитательной работы с учащимися младшего школьного возраста. «Нравственное развитие личности на своем качественном уровне должно выйти на культуру нравственного поведения как способность обеспечивать оптимальность и гармонию нравственных поступков, готовность к нравственно-ценностным поступкам в любых ситуациях» [Гусейнов Кон, 1989, 222]. Все эти теоретические положения развития нравственности в образовательных учреждениях вкладываются в «Правила для учащихся». В современных условиях каждая школа пытается использовать свой оригинальный подход к их формулировке. Анализ опыта общеобразовательных школ г. Кисловодска, Ставропольского края показал, что правила иногда понимают как строгие требования, ограничения поведения учащихся, как советы рекомендации, императивы и др. В качестве примера приведем один вариант правил для учащихся из учебника по педагогике: обязательное добросовестное и усердное усвоение и выполнение требований учебной деятельности и духовно-нравственных ценностей; соблюдение порядка и норм взаимоотношений с другими учащимися на уроках и во внеурочное время; бережное отношение к сохранению школьного домашнего имущества и личных вещей; старания в поддержке чести школы, класса; высокое требование к своему поведению и к поступкам товарищей [Сущность сознательной дисциплины…, 1999, www]. Отметим, что здесь они представлены в форме декларативных образцов поведения школьников. Обобщая проведенное сравнение, можно сказать что правовые и моральные нормы разрабатываются, совершенствуются а нравственность нуждается в воспитании. Соответственно, в педагогике как в науке о закономерностях образования и воспитания человека существует такой аспект нравственного воспитания, как «формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм к соблюдению их в своем поведении» [Коджаспирова, Коджаспиров, 2001, 23]. Показателем результативности нравственного воспитания является нравственное развитие личности, которое происходит в изменении эмоциональной, познавательной и практической сферах. Ю.А. Голубова утверждает, что устойчивость нравственного качества зависит от того, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. На основе приобретенных знаний должны появиться мотивы для приобретения нравственного качества, что формирует социальные чувства [Голубова, 2006, 23]. Роль игровой и учебной деятельности в усвоении нравственной нормы взаимопомощи рассмотрена в работе С.Н. Карповой [Карпова, Мурзинова, 1989, 43]. Данные исследования представляют определенную ценность в соблюдении преемственности и взаимосвязи процессов воспитательно-образовательной направленности между дошкольными учреждениями и начальной школой. Изучая ценностно-смысловые сферы личности младшего школьника, О.М. Потаповская выделяет как ценностный смысл воспитания: – во-первых, формирование нравственного достоинства личности; – во-вторых, представления, относящиеся к области морального сознания (этические принципы, понятия добра и зла, справедливости, счастья) [Потаповская, 2003, 22]. В то же время отечественные педагоги и психологи отмечают, что процесс духовнонравственного воспитания проходит в взаимосвязанных областях – в дифференцированном и обобщенном накоплении знаний, что находит свое выражение в осознании нравственных правил, суждений; в проявлении нравственных отношений и становлении гуманных чувств. При этом эмоциональное начало занимает центральное место в процессе нравственного воспитания.
Более того, необходимо учитывать запросы практики. По данным психологов М.Н. Зыковой и Г.А. Ковалевой, многие шести-семилетние дети испытывают определенные трудности при вступлении в контакты со сверстниками, лишь у 24% первоклассников в определенной мере сформировано умение общаться, взаимодействовать с другими детьми [Шнейдер, Вольнова, Зыкова, 2002 25; Ковалева, 1996 56]. Неумение общаться спокойно договариваться, предлагать помощь друг другу раскрывать положительные стороны – на эти трудности указывают 89% опрошенных нами учителей начальных классов школ Ставропольского края. Отвечая на вопросы анкеты, педагоги отметили, что дети не всегда соблюдают усвоенные ими нравственные нормы. Мы предполагаем что это объясняется спецификой соотношений нравственного сознания и поведения у младших школьников. Е.А. Медведева подчеркивает необходимость помнить, что младшие школьники, переходя в школу от «возраста игры» к «возрасту учения», вступают в такой период когда происходит познание мира и ребенок занимает новое место в системе социального пространства обязанности ученика, усложнение новых требований и т. д.) [Медведева 2009, 142]. По мнению А.В. Петровского, у младших школьников происходит изменение содержания и способов организации взаимодействия с окружающими как источником личностного развития смена значимого взрослого – снижение значимости родителей как объекта для подражания и идентификация в пользу учителя [Петровский, 1996 123]. Все вышеизложенное позволяет присвоить младшему школьному возрасту статус особого этапа социализации.
Заключение
На основе анализа психолого-педагогической литературы, трактовки приведенных в данной статье понятий и характеристик современного подхода к духовно-нравственному воспитанию младших школьников, мы пришли к пониманию сущности духовно-нравственного воспитания младших школьников в части его результатов как совокупности духовнонравственных знаний детей и их внутреннего духовного содержания, опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям мира взрослых проявляющихся в целенаправленном расширении и укреплении ценностно-смысловой сферы личности, в развитии способности ребенка противостоять негативным тенденциям внешнего воздействия оценивать и сознательно выстраивать на основе полученных знаний образцы и формы поведения по отношению к себе и другим людям обществу в целом.
Библиография
1. Виноградова В. Воспитание свободой о методе Монтессори. URL: http://www.ya-roditee. ru/base/exsperts/282494
2. Голубова Ю.А. Социально-культурные условия нравственннного воспитания дошкольников средствами сказкотерапии: автореферат дис. … канд. психол. наук. Тамбов, 2006. 23 с. 3. Житная И.В. Эмоции как знак и символ внутреннего мира ребенка // Ребенок в мире культуры. Ставрополь 1998. С. 230-239. 4. Зайцев В.В. Теория и практика развития личностной свободы учащихся в системе начального образования: дис. … д-ра. пед. наук. Волгоград 1999. 413 с. URL: http://www. dussrcft.com/content/teoriya-i-practika-razvitiya-lichnostnoi-svobody 5. Карпова С.Н. Мурзинова Н.И. Роль игровой и учебной деятельности в усвоении нравственной нормы взаимопомощи детей 6-7 лет // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1989. № 2. С. 43-48. 6. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонения. М.: Институт молодежи, 1996. 224 с. 7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2001. 176 с. 8. Кураков Л.П., Кураков В.Л. Большой толковый словарь экономических и юридических терминов. М.: Вуз и школа, 2001. 720 с. 9. Лемешева А. 9 заповедей воспитания ребенка. URL: http://www.baby.ru/ blogs/ post/595977 10. Макаренко А.С. Дисциплина //Лекции о воспитании детей. Сочинения в 4-х томах. М.: Издательство АПН, 1957. С. 361-372. 11. Медведева Е.А. Формирование личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в артпедагогическом и арттерапевтическом пространстве. М.: Институт консультирования и системных решений, 2009. 300 с. 12. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство отрочество. М.: Издательский центр «Академия» 2004. 456 с. 13. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю Толковый словарь русского языка: 80000 слов. М.: Азбуковник, 1999. 994 с.. 14. Петровский А.В. Личность в психологии: феномен субъективности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 302 с. 15. Потаповская О.М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовнонравственного воспитания детей. М.: Планета, 2003. 52 с. 16. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на степени начального общего образования. URL: http://www.//rudocs.exdat.com/docs/index-509153 17. Свобода ребенка в Монтессори-группе. URL: http://www.aguu.ru/montessori-07-svoboda 18. Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. М.: Политиздат, 1989. 447 с. 19. Сметанина А.Ю. Художественная деятельность как способ духовно-нравственного развития учащихся // Вестник НовГУ. 2008. № 48. С. 56-60.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системный подход к решению проблемы воспитания младших школьников на основе духовно-нравственных ценностей отечественной культуры
Цель данной работы: показать систему работы по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста, связь семьи и школы в нравственном воспитании детей. Статья в...
Система формирования духовно- нравственных качеств личности младшего школьника через воспитание чуткости, доброты, милосердия.
духовно-нравственное воспитание...
«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"
В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности, развитие готовности к духовном...
Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».
Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К СИСТЕМЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
laquo;Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее», - писал Барбюс А....
Сценарий родительского собрания на тему: "Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей у младших школьников" 2 класс
Родительское собрание...
Статья «Пути реализации современных подходов к духовно – нравственному воспитанию учащихся с ЗПР»
Статья «Пути реализации современных подходов к духовно – нравственному воспитанию учащихся с ЗПР»...