Духовно-нравственное развитие младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС
методическая разработка по теме
В стаье пердставлена система работы учителя начальных классов в направлении "Нравственность" и диагностические методики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное развитие младшего школьника
в соответствии с требованиями ФГОС
Казак Наталья Анатольевна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №67 г.Томска
Социально-политические изменения в России, произошедшие в последние десятилетия, повлияли на общественную нравственность и на отношение человека к человеку. Дефициты гражданского социального знания, новые запросы общества привели в Модернизации российского образования. Приведём несколько тезисов к размышлению: общество нуждается в подготовке образованных и высоконравственных людей; в современном мире ребёнок окружен множеством сильных источников позитивного и негативного воздействия на его интеллект и чувства; подрастающему поколению важно знать принципы нравственности и последствия их нарушения для окружающих.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом «Об образовании» была разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой разработки реализации ФГОС [1]. Введение ФГОС НОО актуализировало проблему духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника. В стандарте акцентируется внимание на личностных результатах, которые должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям [2].
Педагоги не понаслышке осознали, что для духовно-нравственного развития и воспитания необходимо уделять внимание личностным качествам учеников в урочной и внеурочной деятельности. В связи с этим меняется позиция современного педагога.
С.И.Поздеева [3 с.198] использует следующие обозначения деятельности учителя: учитель-партнёр, учитель-консультант, учитель-диалогист, то есть учитель с диалогической направленностью в учении; учитель-посредник, учитель – педагогический клиницист, наблюдающий за каждым учеником, формирующий его характер и направленность познавательной активности; рефлексивный управляющий, позиция которого основывается на трёх «П»: понимание, принятие, признание.
Составляя рабочие программы по предметам, внеурочным занятиям, воспитательной работе педагог акцентирует внимание на УУД, планируемых результатах: предметных, метапредметных, личностных. Остановимся подробнее на деятельности учителя по развитию нравственных качеств учеников. Планируя работу в направлении «Нравственность» педагог ставит задачи:
- Развивать желание знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
- Создавать условия для развития интереса к самому себе, желания совершенствоваться.
- Развивать волевые качества ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.
- Сотрудничать с родителями и педагогами в этом направлении, используя активные формы взаимодействия.
- Формировать позитивное отношение к обычаям, традициям своего народа, своей семьи; умение слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы о самом себе.
- Система работы по формированию нравственных качеств учеников должна строиться в атмосфере эмоциональной отзывчивости, защищённости, безопасности, позитивной взаимозависимости, взаимной ответственности, что позволит каждому ребёнку ощутить собственную значимость и самоценность [4].
С одной стороны, личностные результаты в соответствии с требованиями стандарта не подлежат оценке. С другой стороны, эффективность и результативность процесса развития нравственных качеств нужно учитывать. Учитель начальных классов может проводить диагностику нравственных приоритетов учеников, отслеживая динамику формирования ценностных ориентаций младших школьников.
Приведём несколько примеров таких диагностических методик.
- Методика неоконченных предложений. Продолжить предложения:
Добро – это…
Зло – это…
Любовь – это…
Ненависть – это…
Дружба – это…
Враждебность – это…
Честность – это…
Хитрость – это…
Право – это…
Обязанность – это…
- Ранжирование понятий. Проранжируйте понятия по степени личной значимости.
Друзья
Профессия
Слава
Семья
Богатство
Здоровье
Общение
Родина
Талант
Квартира
Способности
Любовь
- В начальной школе популярна «Диагностика нравственной воспитанности» по методике М.И.Шиловой. Диагностика содержит пять аспектов: отношение к обществу, патриотизм; отношение к учебной деятельности; отношение к физическому труду; отношение к людям (проявление нравственных качеств личности); саморегуляция личности (самодисциплина).
Основные отношения | Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня) |
Отношение к обществу | |
1. Патриотизм | |
1. Отношение к родной природе | 3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других; |
2. Гордость за свою страну | 3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим; |
3. Служение своими силами | 3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других; |
4. Забота о своей школе | 3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других |
Отношение к учебной деятельности | |
2. Любознательность | |
5. Познавательная активность | 3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное; |
6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности | 3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим; |
7. Саморазвитие | 3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей; |
8. Организованность в учении | 3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам; |
Отношение к физическому труду | |
3. Трудолюбие | |
9. Инициативность и творчество в труде | 3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд; |
10. Самостоятельность | 3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей; |
11. Бережное отношение к результатам труда | 3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других; |
12. Осознание значимости труда | 3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам; |
Отношение к людям | |
4. Доброта и отзывчивость | |
13. Уважительное отношение к старшим | 3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников; |
14. Дружелюбное отношение к сверстникам | 3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость; |
15. Милосердие | 3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других; |
16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми | 3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других |
Отношение к себе | |
5. Самодисциплина | |
17. Самообладание и сила воли | 3 - проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других; 2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей; |
18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения | 3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других; |
19. Организованность и пунктуальность | 3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других; |
20. Требовательность к себе | 3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; |
По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл). Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности личности ученика:
Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.
Низкий уровень воспитанности (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.
Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.
Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.
Таким образом, формируется оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми. Напомним, что управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ итогов диагностики. Такой анализ необходимо осуществлять на педагогическом консилиуме, на родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой учащихся, т.е. в разной форме и разными методами [5].
Процесс духовно-нравственного развития и воспитания школьников сложен и многогранен. Формирование нравственности возможно лишь в СОвместном взаимодействии (СОдействии, СОдружестве, СОтрудничестве) взрослого и ребёнка.
В заключении притча о двух волках. Когда-то давно старый индеец открыл своим внукам одну жизненную истину.
— В каждом человеке и во мне, и в вас идет битва, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло, зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк олицетворяет добро, мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Пожилой индеец посмотрел на внуков твёрдым взглядом. Маленькие внуки, тронутые до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумались. Потом один из них тихо спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Литература
1. Данилюк А.Я.. Кондаков А.М.. Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010. 23 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2010. 31 с.
3. Поздеева С.И. Образовательное содержание совместной деятельности в начальной школе. Томск: Дельтаплан, 2004. 311с.
4. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. М.: Вербум-М. 2001. 64 с.
5. http://74213np.edusite.ru/p169aa1.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Защита проекта по теме "Формирование предметных и универсальных действий у младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения"
В октябре 2012 года в "Волгоградской государственной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования" на курсах я принимала участие в выполнении и защите проекта по теме "Содер...
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
В данной статье раскрываются пути нравственного воспитания младшего школьника на уроках литературного чтения....
Рефлексия семинара для учителей начальных классов «Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС на уроках и во внеурочное время»
21 октября на базе МОУ СОШ №7 села Стародубского прошёл семинар для учителей начальных классов «Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с тре...
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Статья по проблеме над которой работаю....
Формирование читательской компетентности младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС
Данное пособие поможет учителям начальной школы формировать читательскую компетентность младших школьников. В нём представлены основные виды работ и упражнений по развитию читательской компетентности ...
«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС».
сообщение на тему орфографической зоркости на уроках русского языка...
«Обучение математике младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО»
Процесс изучения математики в начальной школе по мнению А.Г. Асмолова представляет большие возможности для формирования и развития универсальных учебных действий учащихся, потому что обучение математи...