УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
статья по чтению на тему
В данной статье раскрываются пути нравственного воспитания младшего школьника на уроках литературного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_kak_sredstvo_dukhovno-nravstvennogo_vospitaniya.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Современное подрастающее поколение формируется в достаточно сложных социальных условиях смены ценностных ориентиров, реформирования общества, высокой занятости или безработицы родителей. Данная ситуация рождает проблемы взаимоотношений ребенка и внешнего мира, конфликты его внутреннего мира.
Актуальность данной темы обусловлена обозначенными выше проблемами. При этом особое место в нравственном воспитании отводится именно начальной школе, потому что в этом возрасте дети открывают мир человеческих отношений. Они стараются поступать в соответствии с требованиями норм, принятых в обществе, о которых знают от взрослых. Младшие школьники ярче, чем другие возрастные группы проявляют чувства товарищества, сопереживания и ответственности за класс. Школа находится в постоянном поиске адекватных современным условиям способов организации воспитательной работы.
Огромные возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании читаемых на уроках литературного чтения художественных произведений. Федеральный Государственный Стандарт начального общего образования 2 поколения ставит перед учителем сегодня важный вопрос: «Как добиться, чтобы младший школьник воспринимал уроки родного языка «как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций»[1]?
В соответствии с ФГОС 2 поколения курс литературного чтения в начальной школе построен на основе постепенного усложнения материала. С первых уроков и весь период обучения предусмотрены уроки литературного слушания. Значение их состоит в развитии восприятия на слух художественного текста и обогащении опыта читателя-слушателя. Уроки слушания способствуют решению такой важнейшей задачи, как обучение детей: слушать и слышать художественное слово, речь одноклассников и учителя.
Курс литературного чтения в ходе изучения открывает для младшего школьника дверь в мир литературы, помогая познавать мир, черпая из него этические и нравственные законы общения под руководством учителя. Одно из ведущих мест в данном процессе отводится сказкам народов мира, как хранителям народной мудрости.
Возможности формирования нравственных ценностей и традиций на уроках литературного чтения зависят напрямую от той программы и учебно-методического комплекса, который используется в том или ином образовательном учреждении. Так, например, курс «Литературное тение», разработанный Чураковой Н. А. и Свиридовой В. Ю. в рамках УМК «Перспективная начальная школа», обращает детей к произведениям детской мировой литературы, которые раньше практически не предлагались учащимся начальной школы как учебный материал, например, стихи из детских журналов конца 20-х годов XX века “Чиж и Еж”, что, без сомнения, реализует в обучении связь поколений. В данном курсе впервые в учебную хрестоматию для начальных классов включены для чтения хокку - стихи японской классической литературы, которые являются удобным учебным материалом для наблюдения с детьми формы художественного произведения.
Важное значение для нравственного воспитания имеет Особым использование репродукций произведений изобразительного искусства на уроках. В названном курсе, к примеру, предусмотрена рубрика «Картинная галерея», включенная в хрестоматии для чтения на каждом году обучения. Она способствует формированию и развитию эстетического вкуса младших школьников. Автор программы пишет: “Работа с поэтическими текстами ведется в основном в двух направлениях. Первое направление связано с той идеей, которая является ведущей в учебнике 1 класса: красота – это та тайна, которая разлита в природе, содержится в каждой вещи как ее возможность, это та скрытая сущность окружающего мира и внутреннего мира человека, которую можно научиться обнаруживать и ценить. Второе направление работы с поэтическими текстами связано с пониманием природы художественного образа, как того следа в душе, который формирует целостное восприятие прочитанного, увиденного или услышанного”[2]. У учителя на уроках литературного чтения появляется возможность сравнить японскую поэзию с поэзией великих русских классиков. Ученики, в результате учебной деятельности могут убедиться в том, что поэтов Запада и Востока волнуют общие темы: родина, мир, природа, красота, чувство, то есть ценности для людей всего мира едины.
Одной из задач программы «Школа России», как заявляют авторы, является знакомство через литературу с миром человеческих отношений, формирование личности учащихся.
Так, первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы поведения через стихи и маленькие рассказы детских писателей. Кроме того, включены уроки вежливости, которые позволяют ребенку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и попытаться преодолеть их. Во втором классе дети читают произведения фольклора народов России и мира: стихи, былины, загадки, поговорки. Школьники узнают, что мир велик и многообразен, но в произведениях фольклора разных народов всегда воспеваются трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность. В третьем и четвертом классах дети получают представление об истории русской детской литературы. Настоящая программа предусматривает и организацию домашнего семейного чтения детей, и уроки внеклассного чтения.
Наряду с задачами речевого и эмоционального развития на уроках литературного чтения выдвигаются задачи эстетического, нравственного воспитания школьников, развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку. Таким образом, уделяется внимание изучению не только языковых норм, усвоению школьниками основных видов речевой деятельности, но и предусматривает формирование у детей важнейших нравственных и эстетических представлений, усвоение ими общечеловеческих моральных ценностей, развитие творческих способностей учащихся. Кроме того, на уроках русского языка рассматриваются изобразительно-выразительные возможности слова. С этой целью широко представлен фольклорный материал: загадки, пословицы и поговорки, скороговорки, фразеологизмы. Нельзя не отметить: знакомство с устным народным творчеством развивает детей духовно, помогает процессу познания.
Таким образом, на уроках литературного чтения реализуются максимальные возможности нравственного воспитания младших школьников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Уроки литературного чтения. Методические рекомендации для учителя. М., 2006.
- Школа России. – М.: Просвещение, 2007.
- Чуракова Н.А. Литературное чтение.2 класс. Методические комментарии к учебнику. М., 2004.
- Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс. М., 2003.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. М., 2010.
[1] Школа России. - М.: Просвещение, 2007.
[2] Чуракова Н.А. Литературное чтение.2 класс. Методические комментарии к учебнику. М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения как средство духовно- нравственного воспитания
Урок литературного чтения как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников в свете требований ФГОС НОО второго поколения....
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общес...
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общес...
Уроки литературного чтения как средство духовно - нравственного воспитания.
Уроки литературного чтения как средство духовно - нравственного воспитания. Внеклассное чтение – это особый раздел обучения детей чтению, цель которого – вырабатывать у детей привычку, а затем потребн...
Театрализация на уроках литературного чтения как средство развития творческих способностей младших школьников.
Статья "Театрализация на уроках литературного чтения" рассказывает как с помощью театрализации и драматургии на уроках развиваются творческие способности школьников....
Уроки литературного чтения как основа духовно-нравственного воспитания младшего школьника.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.В стан...
"Использование межпредметных связей на уроках литературного чтения как средства формирования нравственных качеств младшего школьника".
quot;Использование межпредметных связей на уроках литературного чтения как средства формирования нравственных качеств младшего школьника"....