Статья Литературные викторины. Автор: Седнева Татьяна Павловна, воспитатель ГБОУ НШ - ДС№624, Санкт - Петербург
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Статья "Литературные викторины" и дидактический материал. Автор: Седнева Татьяна Павловна, воспитатель ГБОУ НШ - ДС №624, Санкт - Петербург.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter_viktoriny.docx | 16.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Литературные викторины в начальной школе».
Автор: Седнева Татьяна Павловна, воспитатель ГБОУ НШ – ДС №624, г. Санкт- Петербург.
«Какое богатство мудрости и добра выразительно рассыпано по книгам всех времен и народов»,- писал Л.Н.Толстой. Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Сейчас, когда в соответствии с ФГОС, школа переориентируется с памяти на мышление, роль книги в жизни человека возрастает. Современные дети читают все меньше и меньше, а ведь каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с книгой может и не состояться. Роль литературных викторин состоит в том, чтобы превратить встречу ученика с книгой в праздник, в демонстрацию достижений, чтобы снять страх и напряжение ребенка перед учебой, способствовать открытию у него каких-то новых качеств, способностей, умений. Форма проведения литературных викторин соответствуют требованиям времени: школьник учится думать, добывать информацию, нестандартно мыслить, ему приходится искать ответы на проблемные вопросы. В ходе работы над подготовкой и проведением викторины взрослый и ребенок сотрудничают, сопереживают, учатся друг у друга. При подборе художественного материала для викторин всегда учитываю популярные среди детей книги и новинки детской литературы. Основными задачами такой формы работы, как литературная викторина, считаю следующие: приохотить детей к чтению, а также к придумыванию рассказов и сказок; дать информацию о новых книгах; рекомендовать книги для семейного чтения; формировать потребность в обсуждении книг, развивать кругозор детей.
Нередко дети читают невнимательно, пропуская отдельные страницы, не обращая внимания на фамилии авторов и названия. Отвечая на вопросы литературных викторин, дети обязательно должны сказать, кто автор данного литературного произведения, как оно называется, независимо от того, спрашивается об этом в вопросах викторины или нет. Если ребенок или команда точно и полно ответила на вопрос, получает очко, если озвучила дополнительные сведения, еще очко. При решении ряда викторин, например «Былины», « Мифы Древней Греции» и т.п. команда может получить за верный ответ не больше одного очка, так как не надо указывать автора, а при решении «Авторских загадок»- не более двух очков, отгадав загадку и назвав ее автора. Решая литературные кроссворды, дети, также, указывают фамилию автора литературного произведения и его название, даже если они не фигурируют в вопросе. В заключительной части викторины обязательно проверяем ответы еще раз и обсуждаем наиболее интересные ответы. Стараюсь поощрять детей к написанию рассказов, сказок, стихотворений. А если ребятам захочется самим составить литературную викторину, помогаю подобрать нужные книги и составить вопросы.
Совместная подготовка к литературным викторинам и их проведение не только сплачивает детей, но и учит общению, взаимопониманию, взаимопомощи; способствует развитию детского творчества, фантазии, воображения. Именно здесь ребенок раскрывается с новой стороны, проявляет свои таланты.
Викторина «Былины»
Угадай героев былин и их врагов:
- Славный защитник Руси-матушки, 33 года недвижно просидевший в избе.
- Злодей. Свистнул по соловьиному, крикнул по звериному, шипел по змеиному.
- Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятичну, племянницу князя Владимира.
- Чудовище, которое жило на горе Сорочинской.
- Знаменитый гусляр, побывавший на дне моря – океана у Морского царя.
- Хозяин Ильмень – озера, который помог Садко поймать златоперых рыб.
- Богатырь, поповский сын. Одолел Тугарина Змея.
- Богатырь, умевший превращаться в различных животных.
- Силач, легко выдернувший из земли соху, которую не могла вытащить вся дружина Вольги Святославовича.
- Могучий богатырь, который не смог поднять суму переметную.
- Богатырь, заставивший одноголового змея принести живой воды.
Викторина «Крылатые слова».
Какие литературные произведения дали жизнь таким крылатым выражениям? Что они означают?
- А король – то голый!
- Блоху подковать.
- Мартышкин труд.
- Есть ещё порох в пороховницах!
- Не свыше сапога (судить).
- С ветряными мельницами сражаться.
- Живинка в деле.
- Монтекки и Капулетти.
- Синяя птица.
- Синяя борода.
- На блюдечке с голубой каёмочкой.
- Калиф на час.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – проект по литературному чтению для 4 класса, УМК «Школа России». Автор:Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ НШ - ДС №624, г. Санкт - Петербург
Урок - проект по литературному чтению для 4 класса, УМК "Школа России". Тема: "Том Сойер - положительный или отрицательный герой?". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ НШ - ДС №624, г. Санкт...
Творческий проект "Люблю тебя, Петра творенье!" Автор: Седнева Татьяна Павловна, воспитатель ГПД ГБОУ НШ - ДС№624 Санкт - Петербурга.
Творческий проект по истории Санкт - Петербурга "Люблю тебя, Петра творенье!". Автор: Седнева Татьяна Павловна, воспитатель ГПД, ГБОУ НШ - ДС №624, Санкт - Петербург. Рассчитан на детей 2 - 3 класса....
Конспект и презентация урока окружающего мира для 2 класса. Тема: " Про воду...". Составила: Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №280.
Конспект и презентация урока окружающего мира для 2 класса, УМК " Школа России". Тема: " Про воду...". Составила: Седнева Татьяна Пвловна, учитель НБОУ СОШ №280 г. Санкт Петербурга....
Презентация и конспект урока литературного чтения для 2 класса. Тема: Осенние листья. Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ №280 г. Санкт - Петербурга.
Презентация и конспект урока литературного чтения для 2 класса, УМК "Школа России". Тема: "Осенние листья". Чтение поэтических произведений об осени. Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ ...
Презентация и конспект урока русского языка для 2 класса. Тема: Родственные слова. Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №280 г. Санкт - Петербурга
Презентация и конспект урока русского языка для 2 класса, УМК "Школа России" по теме: "Родственные слова. Выделение корня в родственных словах". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ №208 ...
Конспект и презентация урока русского языка во 2 классе по теме "Обобщение знаний о глаголе". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ №280, г. Санкт - Петербург
В ходе урока дети выполняют задания различного уровня сложности, нацеленные на закрепление и обобщение знаний о глаголе. Для закрепления материала используютя такие методические приемы, как "перепутан...
Роль дидактических игр в личностном развитии младших школьников.Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель, воспитатель ГПД ГБОУ СОШ №280 г. Санкт- Петербург
Статья " Роль дидактических игр в личностном развитии младших школьников"....