Роль дидактических игр в личностном развитии младших школьников.Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель, воспитатель ГПД ГБОУ СОШ №280 г. Санкт- Петербург
статья на тему
Статья " Роль дидактических игр в личностном развитии младших школьников".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakt_igry.docx | 24.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль дидактических игр в личностном развитии младших школьников.
Автор: Седнева Татьяна Павловна,
учитель, воспитатель ГПД ГБОУ СОШ №280
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с игровой деятельностью, связанной с развитием индивидуальных качеств учащихся, их познавательной активностью, способностью самостоятельно решать нестандартные задачи. Особое место в этом процессе принадлежит дидактическим играм, способствующим, главным образом развитию умственных способностей ребенка, внимания, памяти, логического мышления.
Игра – это та форма деятельности детей, которую они охотнее всего принимают и больше всего любят. В детском возрасте игра – это норма. В игре испытываются возможности, просыпаются дремавшие до поры силы, способности получают мощный стимул к развитию. Игра, органически присущая детскому возрасту, при умелом руководстве со стороны взрослого способна творить чудеса: ленивого может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого – умельцем. Игра помогает включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. Игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным и скучным. Игра в начальном звене является средством познания окружающего мира и себя в нем, осознание детьми цели своей деятельности, развития творческого воображения и способностей, установления человеческих отношений. Игра помогает развивать воображение и творческие способности ребенка. Играя, ребенок формирует духовную культуру, в процессе игровой деятельности закладываются основы мировоззрения маленького человека, его отношение к реальному миру.
Дидактическая игра - метод умственного развития детей. Во время такой игры развиваются соответствующие психические процессы: ощущение, восприятие, мышление, память, внимание и умственные способности детей, их наблюдательность. С помощью дидактических игр дети знакомятся с окружающим миром и в интересной, доступной для них форме закрепляют знания. У детей формируются навыки поведения в коллективе. Дидактическая игра широко используется как метод развития навыков счета, логического мышления, речи, уточнения и активизации словаря, формирования экологических знаний и т.д. Дидактическая игра в то же время является важным средством уточнения знаний об окружающей жизни.
Влияя на личность, дидактическая игра выполняет такие функции, как формирующая, развивающая и развлекательная, а в сфере личностных отношений - коммуникативная, воспитательная и стимулирующая. Обучающая функция дидактической игры заключается в развитии умений и навыков общеучебных и специальных для конкретной учебной дисциплины. Реализация функции контроля позволяет повысить уровень сформированности определенных умений, навыков и умения практического применения знаний. Роль активизирующей функции заключается в формировании положительного отношения к учению, повышении заинтересованности определенной дисциплиной и активизации познавательной деятельности. Реализация формирующей функции обусловливает формирование потребности в знаниях, интереса к дисциплине и обучению на основе познавательного интереса, формирования мотивации обучения и нравственного фактора. Реализация развивающей функции обеспечивает развитие таких психологических показателей, как память и внимание. Реализация развлекательной функции предусматривает создание такой атмосферы на занятии, которая улучшает самочувствие и настроение, развивает активность, уверенность в себе и чувство ответственности, создает положительную эмоциональность. Реализация коммуникативной, функции предопределяет объединение учащихся и установление эмоциональных контактов, развитие коммуникативных умений и навыков. Реализация воспитательной функции определяет воспитательное воздействие на каждую личность, личностные отношения и взаимодействие в коллективе. Реализация стимулирующей функции обеспечивает стимуляцию межличностных отношений в группе.
Игра по своей сути многофункциональна, она способствует воспитанию гармонично развитой личности. Одним из важных путей реализации программы воспитания детей является максимальное привлечение игры в учебно - воспитательный процесс начальной школы. Это, в свою очередь, требует повышения профессиональных знаний учителя, овладения алгоритмом проведения учебно - воспитательного процесса с использованием игры, умения оперировать игровым инструментарием, самостоятельно моделировать формы занятий, правильно их использовать в соответствии с учебным предметом, чтобы игра способствовала развитию ребенка.
Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющей просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.
Важной предпосылкой успешного обучения младших школьников является заинтересованность. Основные пути повышения эффективности обучения и воспитания - взаимодействие процессов развития мышления ребенка и формирования в нем знаний и навыков. Обучение младших школьников должно быть интересным, радостным, но в то же время обеспечивать глубокое усвоение учебного материала. Задача учителя начальных классов не только обучать, но и пробудить у детей эмоциональное удовлетворение, радость от полученных знаний и к самому процессу их усвоения. В школьном возрасте игра становится более сложной, т.к. ребенок находится во власти не только своей фантазии, но все шире вступает в малознакомый ему мир другого человека, стремится понять его. Игра начинает приобретать для школьника более осознанный характер, становясь реальным и самым доступным средством познания мира, утверждения в нем себя. Поэтому вовлекать его учебный процесс надо с помощью игры, необходимо поддерживать интерес ребенка к учебе. Учиться без увлечения невозможно, т.к. это будут лишь механические действия детей на уроке. В игре существует субъективная свобода для ребенка. Здесь дети могут самостоятельно, без помощи взрослых, распределять роли, контролировать друг друга, следить за точностью выполнения той или иной задачи. Здесь ребенок выполняет роль, которую взял на себя, учитывая свой опыт. Игра становится сегодня школой социальных отношений для каждого ребенка. Во время игры ребенок знакомится с большим диапазоном человеческих чувств и взаимоотношений, учится различать добро и зло. Благодаря игре у ребенка формируется способность проявлять свои особенности, определять, как они воспринимаются другими, и появляется потребность строить свое поведение с учетом реакции других.
В играх удается привлечь к деятельности даже самых инертных и невнимательных учеников. На первом этапе дети проявляют внимание к игре, а затем и к учебному материалу, который необходимо изучить. Постепенно, с помощью дидактических игр, пробуждается интерес младших школьников и к учебному материалу. Как показывают исследования, уровень обученности детей с помощью дидактических игр намного выше, чем в неигровых условиях.
Усвоение ребенком знаний начинается с материальных действий с предметами, их моделями, рисунками, схемами. При этом образы предметов, их свойства, переносятся в план представлений. Практические действия дети пытаются описать в словесной форме. И этот процесс отражает взаимодействие ребенка с познаваемым материалом, осуществляется связь между материальной и речевой формами действия. В процессе взросления, когда у учеников начинают формироваться представления и понятия, опора на действия с предметами и их моделями сокращается, проговаривание игровых действий происходит в уме и предполагает применение различных форм мышления: наглядно – действенного, образного, словесно – логического.
Деятельность детей должна быть разнообразной по содержанию и формам. Игры могут быть : сюжетно – ролевыми, в них есть элементы ролевой игры (сюжет, роль, действие, правило); или играми – упражнениями ( только отдельные элементы игры). Но всегда в дидактических играх присутствует замысел, правило, действие и включенная в них интеллектуальная задача, решая которую ребенок проявляет свои умственные и личностные особенности. Так, можно использовать дидактические игры, различные по характеру познавательной деятельности: игры, включающие в себя элементы творчества и поиска (угадай загадки, определи путь сказочного героя); игры, в которых предусмотрена преобразующая деятельность детей (различные цепочки, логические схемы); игры, требующие воспроизводящей деятельности, нацеленные на получение определенного результата (кто лучший) и игры, требующие от детей исполнительской деятельности ( составь узор). При выборе игр необходимо помнить о том, что игры должны содействовать развитию психики детей, формированию грамотной речи, познавательных способностей, развитию коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрослыми, пробуждать интерес к учебной деятельности, формировать ее умения и навыки, помочь ребенку овладеть умением анализировать, сравнивать, обобщать. В процессе проведения дидактических игр интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с его действиями. В играх дети проявляют себя в различных социальных взаимоотношениях: сотрудничества, подчинения, принятия компромиссного решения, взаимного контроля. Через игровую деятельность ребенок познает нормы человеческих взаимоотношений, получает возможность формирования определенных нравственных качеств, а также развития внимания, наблюдательности, памяти, сообразительности, пробуждения творческих способностей.
Интерес к играм, решение задач, требующих напряжение мысли, появляется не всегда и не у всех детей сразу, и поэтому предлагать такие игры надо постепенно, не оказывая давления на детей. При применении дидактических игр следует соблюдать принцип от простого к сложному. Но зато, когда ребенку удается осилить задание, преодолеть первые трудности, он испытывает большую радость и готов перейти к более сложной игре.
Дидактическая задача является структурным компонентом дидактической игры. Для выбора игры необходимо знать уровень подготовленности школьников, т.к. в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо прежде всего иметь в виду, какие знания и представления должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами этой игры (наблюдательность, активность и.т.д.)
Коллективные игры объединяют детей, способствуют формированию дружеских взаимоотношений между ними. В этих играх детям необходимо согласовывать свои действия с действиями других участников игры, соблюдать правила, быть справедливыми к товарищам. Многие игры на уроках содержат элементы состязательности. В них кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. Такие ситуации помогают учителю формировать у учащихся справедливое отношение и к собственным успехам, и к тем, кто проиграл. Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив. Проведение игр с детьми и умелое руководство ими на уроках требует большого мастерства от учителя. Перед проведением игр необходимо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование и тому подобное. Чтобы и сама игра не надоела, через некоторое время нужно вносить в нее некоторые изменения, усложнять задачу, учитывая усвоенный материал, индивидуальные особенности младших школьников. В большинстве игр на уроках нужно вносить элементы состязательности, что также повышает познавательную активность детей в процессе обучения.
Таким образом, использование игр на уроках становится важным средством в формировании чувства коллективизма, умении самостоятельно принимать решения, развитии интереса к изучению предмета. Дидактические игры способствуют, главным образом развитию умственных способностей ребенка, поскольку содержат умственное задание, именно в решении которого и заключается смысл игры. Они также содействуют развитию органов чувств ребенка, внимания, памяти, логического мышления. Дидактическая игра - эффективный метод закрепления знаний, однако она никоим образом не должна превращаться в учебное занятие. Игра будет увлекать ребенка лишь в том случае, если будет давать радость и удовольствие. Игра дает возможность проявить творческую активность, направить усилие на достижение цели, приучает к согласованным действиям, к ответственности перед ее участниками. В игре воспитываются многие волевые качества: самостоятельность, настойчивость, самообладание, выдержка, воля к победе - все то, без чего не может быть успеха. Ведь наличие этих условий представляет основу всякого плодотворного труда. Таким образом, игра - это не только развлечение и забава, которая заполняет досуг ребенка, но и одно из самых серьезных средств педагогического влияния на него.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – проект по литературному чтению для 4 класса, УМК «Школа России». Автор:Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ НШ - ДС №624, г. Санкт - Петербург
Урок - проект по литературному чтению для 4 класса, УМК "Школа России". Тема: "Том Сойер - положительный или отрицательный герой?". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ НШ - ДС №624, г. Санкт...
Статья Игра как средство развития младшего школьника Автор: Воробьева В.И.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития...
Конспект и презентация урока окружающего мира для 2 класса. Тема: " Про воду...". Составила: Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №280.
Конспект и презентация урока окружающего мира для 2 класса, УМК " Школа России". Тема: " Про воду...". Составила: Седнева Татьяна Пвловна, учитель НБОУ СОШ №280 г. Санкт Петербурга....
Презентация и конспект урока литературного чтения для 2 класса. Тема: Осенние листья. Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ №280 г. Санкт - Петербурга.
Презентация и конспект урока литературного чтения для 2 класса, УМК "Школа России". Тема: "Осенние листья". Чтение поэтических произведений об осени. Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ ...
Презентация и конспект урока русского языка для 2 класса. Тема: Родственные слова. Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №280 г. Санкт - Петербурга
Презентация и конспект урока русского языка для 2 класса, УМК "Школа России" по теме: "Родственные слова. Выделение корня в родственных словах". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ №208 ...
Конспект и презентация урока русского языка во 2 классе по теме "Обобщение знаний о глаголе". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ №280, г. Санкт - Петербург
В ходе урока дети выполняют задания различного уровня сложности, нацеленные на закрепление и обобщение знаний о глаголе. Для закрепления материала используютя такие методические приемы, как "перепутан...
Роль игровой деятельности в личностном развитии младших школьников на занятиях группы продленного дня .
Игра – это та форма деятельности детей, которую они охотнее всего принимают и больше всего любят. В детском возрасте игра – это норма. В игре испытываются возможности, просыпаются др...