Презентация и конспект урока литературного чтения для 2 класса. Тема: Осенние листья. Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ №280 г. Санкт - Петербурга.
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему
Презентация и конспект урока литературного чтения для 2 класса, УМК "Школа России". Тема: "Осенние листья". Чтение поэтических произведений об осени. Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ №280 г. Санкт - Петербурга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок литературного чтения | 2.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
Осенние листья. Чтение поэтических произведений об осени.
Цели:
- ознакомить детей с поэзией и прозой, учить умению сравнивать, выделять главное, видеть прекрасное, читать выразительно, передавая мысли, чувства, свои эмоции;
- научить детей быть внимательными к окружающей природе, замечать, как постепенно меняются краски и звуки вокруг нас, развивать память, речь, расширять словарный запас, воспитывать любовь к прекрасному.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научиться читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся; объяснять свой; получат возможность научиться : наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста, находить средства художественной выразительности.
Метапредметные:
познавательные: используют простейшие виды анализа текста;
регулятивные:формулируют и удерживают учебную задачу; коммукативные:высказывают собственное мнение, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
личностные: проявляют художественно- эстетический вкус; осознают эстетические потребности, ценности на основе опыта прослушивания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.
( слайд 1).
- Постановка задач урока:
- О каком времени года говорится?
Листьям –время опадать,
Птицам- время улетать,
Грибникам- блуждать в тумане,
Ветру- в трубах завывать.
Солнцу- стынуть,
Тучам- злиться…
( об осени)
- Я хочу пригласить вас в царство Осени
В природе есть праздники. Ледоход. Первая зелень. Первый снег. Первые соловьи. Капель после больших морозов.
И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. В эти дни кажется, что земля даже начинает светиться. Вы замечали, наверное, идешь по парку– светло. Это золотыми искорками светятся осенние листья. И вот сегодня я пригласила в гости к нам на урок саму хозяйку - Осень.
(Слайд 2 , прочти про себя, потом вслух ,выразительно, стихотворение)
Осень, осень в гости просим
С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем.
- Какая по- вашему осень? Я называю слова, хлопни, если согласен ( грустная, зеленая, золотая, дождливая, бодрая, радостная, переменчивая, морозная, яркая,теплая, разноцветная, ….
( Включаю ролик). Посмотрите небольшую зарисовку, подумайте, какое настроение она создает. ( торжественное, нежное, немного грустное, светлое…)
-Какого цвета осень?
Желтый , золотой, багряный цвета – символы осени. С разноцветных листьев на деревьях начинается ее время. Солнечный наряд садов, парков, лесов дали осени название – золотая. Пора самой яркой раскраски листьев.
- Ребята! Тема осени близка не только писателям, поэтам и музыкантам. Не мало потрудились и художники, которые с большой любовью на своих полотнах изобразили золотую осень и смогли передать всю неповторимость красоты русской природы.
- Слайд 3,4, 5 – какие чувства вы испытываете, когда смотрите на эти картины? ( любуюсь красотой, радостно, грустно, удивляюсь красоте и необычности пейзажа…)
- ………………………………………………………………………………………………………..
2. - Тема нашего урока- осенние листья. Мы будем читать поэтические произведения об осени.
-А что такое «поэтические произведения, поэзия»? СЛАЙД 6
Сегодня картину осени нам помогут нарисовать несколько поэтов.(СЛАЙД 7
-Почему я сказала нарисовать, ведь мы будем говорить о поэтах и стихотворениях?
-Действительно, поэтов называют художниками слова.
Сегодня, говоря об осени, ее приметах, мы постараемся узнать, какие настроения вызывает осень у поэтов, понять, а что же для каждого из нас значит это время года.
- А. К. Толстой (1817-1875 ) - известный поэт и драматург ХIХ века. Петербуржец, дворянин, получил блестящее образование, всю жизнь дружил с императором Александром 2, с раннего возраста занимался литературным творчеством.
- Сергей Есенин родился и вырос в селе Константиново под Рязанью, на берегу Оки. Закончил 4 класса в сельском училище, затем церковно-учительскую школу. Он очень любил нашу русскую природу и воспевал её в своих стихах.
- Валерий Брюсов – мальчик из Московской купеческой семьи, писать стихи начал в 8 лет, выучился на историка, писал для детей и взрослых, был ректором литературного института.
………………………………………………………………………………………………………………………….
С Т И Х – е 1
Слайд 8.
А) Послушайте стихотворение Алексея Толстого :
Первичное восприятие: --Какую картину вы себе представили?
-Какое настроение вызывает стихотворение?
( осенний парк, пасмурно, дует легкий ветерок, листья неспешно кружатся, и только рябиновые кисти ярко алеют среди листвы...)
Б) Прочитайте ст 2-3 раза самостоятельно, подумайте, какие слова кажутся вам не совсем понятными.
Слайд 9 . Давайте разберем трудные слова.
В) Попробуем прочитать ст вслух выразительно. С какой интонацией надо читать? (спокойно, плавно, немного грустно , а какие слова автора передают грусть? ( бедный сад, листья пожелтелые)
показать голосом то приятное и радостное, что заметил автор: красуются кисти рябин – интонация вверх…) Несколько человек.
Г) Работа с текстом
Слайд 10.
Заглянем в словарь поэтических образов , прочитаем
2. Какое слово помогает представить листья, которые увидел поэт? Какие листья называются пожелтелыми?
3. Какой изображена рябина?
-Что вы представляете при чтении двух последних строк? (кисти рябин)
Посмотрим в словарь настроений
1.-Какие слова передают грусть?
4. Какие краски нужно взять, чтобы нарисовать эту картину? (желтая, золотая, красная, зеленая, бордовая, коричневая…)
5. Какое настроение должна создать картина?
- Поэт сумел выразить свои чувства, описывая увядающую природу?
- Поэт любил осень? (Да)
У автора чувствуется грустное настроение: листья облетели, сад бедный.
Поэт нарисовал картину унылую и красочную.
картина красочная, так как кругом жёлтые листья и ярко – красные кисти рябин. А настроение грустное потому, что уходит лето, но краски осени могут быть яркими.
Он сумел подметить самое главное в картине осени и выразить это легкими, понятными и простыми словами. Для описания осени автор использует, подмеченные в саду листья, которые пожелтели, обсыпаются и «по ветру летят». Особенный окрас стихотворению придают «кисти ярко-красных вянущих рябин», которые еще больше подчеркивают яркость и красоту замечательной осени. Описанная картина осени одновременно, и унылая и красочная.
многие стихи А.Толстого обрели широкую популярность в народе и стали песнями.
…………………………………………………………………………………………………
Ф/м
Ветер подул: у-у-у (Все дуют)
Кусты низко нагнул ( Наклоняются)
Листья запорхали (Машут руками)
Как бабочки на карнавале. ( Кружатся)
Музыка??? Отражает ли музыка настроение этого стих – я?
……………………………………………………………………………………………………………………..
СТИХ- е 2.
А в стих –нии С. Есенина тоже осенняя пора, листья летят, кружатся, но настроение совсем другое. Послушайте…
СЛАЙД 11
А) Читаю
Какую картину изобразил поэт в стихотворении? ( лесная полянка, пруд, тишина, легкий ветерок, листья кружатся над водой, тихонько падают, оставляя легкую рябь на воде…)
- Б) Прочитайте ст самостоятельно 2 раза.
- Назовите непривычные вашему уху словосочетания. Как вы их понимаете? СЛАЙД 12.
- В) Какое слово в стихотворении передает цвет листьев? ( листва золотая) Обратимся к словарю образов СЛАЙД 13первый клик
- С чем сравнивает поэт золотую листву? Почему поэт сравнивает листву со стаей бабочек? ( листочки легкие, они легко кружатся над водой от дуновения ветерка…)
- Каким изображен пруд в стихотворении? ( тихий, по берегам много растительности…)
- Какое настроение создает это стихотворение? Обратимся к словарю настроений СЛАЙД 13
- Будет ли интонация в этом стих бодрее, радостнее, а темп чуть быстрее? Да. Почему? Картина красочная, радостная, стая бабочек, розоватая вода.. А почему вода розоватая? От листьев.
- Читаем вслух…
- …………………………………………………………………………………………………………………………….
- СТИХ - е №3.
- А) Картины природы осенью никого не оставляют равнодушными.
- Даже, если картина в поэтическом произведении рисуется невеселая, не вызывает восторга или бурной радости, одно только спокойное любование…
- Автор В.Брюсов любит осень и такой… Послушайте…
- Слайд 14.
- Б) Прочитайте про себя. Подумайте, какое возн настроение ? Читают…
- Тишина, покой, грустно, одиноко,
- Обратимся к словарю настроений… СЛАЙД 15 первый клик
- С помощью каких слов описана осень в стихотворении?( сух листья, тусклый ветер,
- С помощью чего ему удалось оживить эти картины в нашем воображении?
- Какие сочетания слов повторяются? Почему листья сухие?
- Какие звуки передают шуршание осенних листьев? ? СЛАЙД 15 второй клик
- Какие слова помогают услышать тишину и шорох листьев?
(кружат, шуршат, шепчут, говорят…)
……………………………………………………………………………………………………………..
ИТОГИ
- Слайд 16
Вспомните стихи, кот мы читали сегодня. Найдите в текстах подписи к этим иллюстрациям:
- Обсыпается весь наш бедный сад… Листья пожелтевшие по ветру летят…
- Лишь вдали красуются кисти ярко – красные вянущих рябин…
- Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду…
- Вам предстоит работа в парах. С кем? С соседом по парте. Чтобы вам было комфортно работать и вы не поссорились, вспомним правила.
СЛАЙД17. Объясняем.
У вас на парте конверты. Выньте полосочки бумаги. Прочтите, что напечатано. Это части пословиц. Вам надо правильно собрать их, полоски приклеить на лист , объяснить смысл пословиц.
Проверяем: клики сЛАЙД 18
- Творческая работа. СЛАЙД 19 – читаем задание,
слайд 20 – посмотрите, какими увидели осенние листья фотохудожники. Теперь работайте ( один лист на двоих)
Осень – удивительная и замечательная пора. Многих поэтов художников осень вдохновляла на новые работы. Сегодня и мы с вами прикоснулись к прекрасному миру осеннего творчества.
- Украшаем доску листьями.
- Слайд 21 –дом. Задание
- Слайд 22 – прочтите вопросы и постарайтесь на них ответить…
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – проект по литературному чтению для 4 класса, УМК «Школа России». Автор:Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ НШ - ДС №624, г. Санкт - Петербург
Урок - проект по литературному чтению для 4 класса, УМК "Школа России". Тема: "Том Сойер - положительный или отрицательный герой?". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ НШ - ДС №624, г. Санкт...
Статья Литературные викторины. Автор: Седнева Татьяна Павловна, воспитатель ГБОУ НШ - ДС№624, Санкт - Петербург
Статья "Литературные викторины" и дидактический материал. Автор: Седнева Татьяна Павловна, воспитатель ГБОУ НШ - ДС №624, Санкт - Петербург....
Конспект и презентация урока окружающего мира для 2 класса. Тема: " Про воду...". Составила: Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №280.
Конспект и презентация урока окружающего мира для 2 класса, УМК " Школа России". Тема: " Про воду...". Составила: Седнева Татьяна Пвловна, учитель НБОУ СОШ №280 г. Санкт Петербурга....
Презентация и конспект урока русского языка для 2 класса. Тема: Родственные слова. Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №280 г. Санкт - Петербурга
Презентация и конспект урока русского языка для 2 класса, УМК "Школа России" по теме: "Родственные слова. Выделение корня в родственных словах". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ №208 ...
Конспект и презентация урока русского языка во 2 классе по теме "Обобщение знаний о глаголе". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ №280, г. Санкт - Петербург
В ходе урока дети выполняют задания различного уровня сложности, нацеленные на закрепление и обобщение знаний о глаголе. Для закрепления материала используютя такие методические приемы, как "перепутан...
Конспект урока литературного чтения 2 класс Тема урока: И.А. Бунин «Матери»
Конспект урока литературного чтения 2 классТема урока: И.А. Бунин«Матери»...
конспект урока "литературное чтение"; 3 класс. Тема: "Мифы Древней Греции" (+презентация)
Паспорт урокаКласс: 3Тема: «Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции»,Цель: организовать деятельность обучающихся по формированию представлений о мифах Древней Греции.Задачи:Обр...