Презентация и конспект урока литературного чтения для 2 класса. Тема: Осенние листья. Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ №280 г. Санкт - Петербурга.
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Презентация и конспект урока литературного чтения для 2 класса, УМК "Школа России". Тема: "Осенние листья". Чтение поэтических произведений об осени. Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ №280 г. Санкт - Петербурга

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon урок литературного чтения2.83 МБ

Предварительный просмотр:

 Тема:

Осенние листья. Чтение поэтических произведений об осени.

Цели:

  • ознакомить детей с поэзией и прозой, учить умению сравнивать, выделять главное, видеть прекрасное, читать выразительно, передавая мысли, чувства, свои эмоции;
  • научить детей быть внимательными к окружающей природе, замечать, как постепенно меняются краски и звуки вокруг нас, развивать память, речь, расширять словарный запас, воспитывать любовь к прекрасному.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научиться читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся; объяснять свой; получат возможность научиться : наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста, находить средства художественной выразительности.

Метапредметные: 

познавательные: используют простейшие виды анализа текста;

 регулятивные:формулируют и удерживают учебную задачу; коммукативные:высказывают собственное мнение, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

личностные: проявляют художественно- эстетический вкус; осознают эстетические потребности, ценности на основе опыта прослушивания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.

 ( слайд 1).  

  1. Постановка задач урока:

- О каком времени года говорится?

Листьям –время опадать,

Птицам- время улетать,

Грибникам- блуждать в тумане,

Ветру- в трубах завывать.

Солнцу- стынуть,

Тучам- злиться…

 ( об осени)

- Я хочу пригласить вас в царство Осени

В природе есть праздники. Ледоход. Первая зелень. Первый снег. Первые соловьи. Капель после больших морозов.

 И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. В эти дни кажется, что земля даже начинает светиться. Вы замечали, наверное, идешь по парку– светло. Это золотыми искорками светятся осенние листья.  И вот сегодня я пригласила в гости к нам на урок саму хозяйку - Осень.

(Слайд 2 , прочти  про себя, потом вслух ,выразительно,  стихотворение)

Осень, осень в гости просим
С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем.

- Какая по- вашему осень?   Я называю слова, хлопни, если согласен                   ( грустная,  зеленая,  золотая, дождливая, бодрая, радостная, переменчивая, морозная, яркая,теплая, разноцветная, ….

( Включаю ролик).   Посмотрите небольшую зарисовку, подумайте, какое настроение она создает. ( торжественное, нежное, немного грустное, светлое…)

-Какого цвета осень?

Желтый , золотой, багряный цвета – символы осени. С разноцветных листьев на деревьях    начинается ее время. Солнечный наряд садов, парков, лесов дали осени название – золотая. Пора самой яркой раскраски листьев.

  • Ребята! Тема осени близка не только писателям, поэтам и музыкантам. Не мало потрудились и художники, которые с большой любовью на своих полотнах изобразили золотую осень и смогли передать всю неповторимость красоты русской природы.
  • Слайд 3,4, 5 – какие чувства вы испытываете, когда смотрите на эти картины? ( любуюсь красотой, радостно, грустно, удивляюсь красоте и необычности пейзажа…)
  • ………………………………………………………………………………………………………..

2.  - Тема нашего урока- осенние листья.  Мы будем читать поэтические произведения об осени.  

-А что такое «поэтические произведения, поэзия»?   СЛАЙД  6

Сегодня картину осени нам помогут нарисовать несколько поэтов.(СЛАЙД 7

-Почему я сказала нарисовать, ведь мы будем говорить о поэтах и стихотворениях?

-Действительно, поэтов называют художниками слова.

Сегодня, говоря об осени, ее приметах, мы постараемся узнать, какие настроения вызывает осень у  поэтов, понять, а что же для каждого из нас значит это время года.

  • А. К. Толстой (1817-1875 ) - известный поэт и драматург ХIХ века.    Петербуржец, дворянин, получил блестящее образование, всю жизнь дружил с императором Александром 2, с раннего возраста занимался литературным творчеством.
  • Сергей Есенин родился и вырос в селе Константиново под Рязанью, на берегу Оки. Закончил 4 класса в сельском училище, затем церковно-учительскую школу. Он очень любил нашу русскую природу и воспевал её в своих стихах.
  • Валерий Брюсов – мальчик из  Московской купеческой семьи, писать стихи начал в 8 лет, выучился на историка, писал для детей и взрослых, был ректором литературного института.

………………………………………………………………………………………………………………………….

С Т И Х – е 1

Слайд  8.

А)  Послушайте стихотворение Алексея Толстого :    

Первичное восприятие: --Какую картину вы себе представили?

-Какое настроение вызывает стихотворение?

( осенний парк, пасмурно, дует легкий ветерок, листья неспешно кружатся, и только рябиновые кисти ярко алеют среди листвы...)

Б)   Прочитайте ст 2-3 раза самостоятельно, подумайте, какие слова кажутся вам не совсем понятными.

Слайд 9 .    Давайте разберем трудные слова.

В)  Попробуем прочитать ст вслух выразительно. С какой интонацией надо читать? (спокойно, плавно, немного грустно , а какие слова автора передают грусть?   ( бедный сад, листья пожелтелые)

показать голосом то  приятное и радостное, что заметил автор: красуются кисти рябин – интонация вверх…)   Несколько человек.

Г) Работа с текстом

Слайд 10.

Заглянем в словарь поэтических образов , прочитаем

2. Какое слово помогает представить листья, которые увидел поэт? Какие листья называются пожелтелыми?

3. Какой изображена рябина?

-Что вы представляете при чтении двух последних строк?  (кисти рябин)

Посмотрим в словарь настроений

1.-Какие слова передают грусть?

4. Какие краски нужно взять, чтобы нарисовать эту картину?   (желтая, золотая, красная, зеленая, бордовая, коричневая…)

5. Какое настроение должна создать картина?

- Поэт сумел выразить свои чувства, описывая увядающую природу?

- Поэт любил осень? (Да)

У автора чувствуется грустное настроение: листья облетели, сад бедный.
Поэт нарисовал картину унылую и красочную.
 картина красочная, так как кругом жёлтые листья и ярко – красные кисти рябин. А настроение грустное потому, что уходит лето, но краски осени могут быть яркими.

Он сумел подметить самое главное в картине осени и выразить это легкими, понятными и простыми словами. Для описания осени автор использует, подмеченные в саду листья, которые пожелтели, обсыпаются и «по ветру летят». Особенный окрас стихотворению придают «кисти ярко-красных вянущих рябин», которые еще больше подчеркивают яркость и красоту замечательной осени. Описанная картина осени одновременно, и унылая и красочная.
многие стихи А.Толстого обрели широкую популярность в народе и стали песнями.

…………………………………………………………………………………………………

Ф/м

Ветер подул: у-у-у (Все дуют)

Кусты низко нагнул ( Наклоняются)

Листья запорхали (Машут руками)

Как бабочки на карнавале. ( Кружатся)

Музыка???  Отражает ли музыка настроение этого стих – я?

……………………………………………………………………………………………………………………..

СТИХ- е  2.

А в стих –нии  С. Есенина  тоже осенняя пора, листья  летят, кружатся, но настроение совсем другое. Послушайте…

СЛАЙД 11

А)  Читаю

Какую картину изобразил поэт в стихотворении? ( лесная полянка, пруд, тишина, легкий ветерок, листья кружатся над водой, тихонько падают, оставляя легкую рябь на воде…)

  • Б) Прочитайте ст самостоятельно 2 раза.
  • Назовите непривычные вашему уху словосочетания. Как вы их понимаете?  СЛАЙД 12.
  • В)   Какое слово в стихотворении передает  цвет листьев? ( листва золотая) Обратимся к словарю образов  СЛАЙД 13первый клик
  • С чем сравнивает поэт золотую листву? Почему поэт сравнивает листву  со стаей бабочек? ( листочки легкие, они легко кружатся над водой от дуновения ветерка…)
  •  Каким изображен  пруд в стихотворении?  ( тихий, по берегам много растительности…)
  •  Какое настроение создает это стихотворение? Обратимся к словарю настроений СЛАЙД 13
  • Будет ли интонация в этом стих бодрее, радостнее, а темп чуть быстрее? Да. Почему?  Картина красочная, радостная, стая бабочек, розоватая вода.. А почему вода розоватая?  От листьев.
  • Читаем вслух…
  • …………………………………………………………………………………………………………………………….

  • СТИХ - е  №3.
  • А)   Картины природы осенью никого не оставляют равнодушными.
  • Даже, если картина в поэтическом произведении рисуется невеселая, не вызывает восторга или бурной радости, одно только спокойное любование…
  • Автор  В.Брюсов любит  осень и такой… Послушайте…
  • Слайд 14.
  • Б)  Прочитайте про себя. Подумайте, какое возн настроение ?  Читают…
  • Тишина, покой, грустно, одиноко,
  • Обратимся к словарю настроений… СЛАЙД 15 первый клик
  • С помощью каких слов описана осень в стихотворении?( сух листья, тусклый ветер,
  • С помощью чего ему удалось оживить эти картины в нашем воображении?
  •  Какие сочетания слов повторяются?   Почему листья сухие?
  • Какие звуки передают шуршание осенних листьев? ? СЛАЙД 15 второй  клик
  • Какие слова помогают услышать тишину и шорох листьев?

(кружат, шуршат, шепчут, говорят…)

……………………………………………………………………………………………………………..

ИТОГИ

  1.   Слайд 16

Вспомните стихи, кот мы читали сегодня.  Найдите в текстах подписи к этим иллюстрациям:

  1. Обсыпается весь наш бедный сад… Листья пожелтевшие по ветру летят…
  2. Лишь вдали красуются кисти ярко – красные вянущих рябин…
  3. Закружилась  листва золотая в розоватой воде на пруду…

  1. Вам предстоит работа в парах. С кем? С соседом по парте. Чтобы вам было комфортно работать и вы не поссорились, вспомним правила.

СЛАЙД17.  Объясняем.

У вас на парте конверты. Выньте полосочки бумаги. Прочтите, что напечатано. Это части пословиц. Вам надо правильно собрать их, полоски приклеить на лист , объяснить смысл пословиц.

Проверяем:   клики сЛАЙД 18

  1. Творческая работа. СЛАЙД 19 – читаем задание,

 слайд 20 – посмотрите, какими увидели осенние листья фотохудожники. Теперь работайте ( один лист на двоих)

Осень – удивительная и замечательная пора. Многих поэтов  художников осень вдохновляла на новые работы. Сегодня и мы с вами прикоснулись к прекрасному миру осеннего творчества.

  1. Украшаем доску листьями.
  2. Слайд 21 –дом. Задание
  3. Слайд 22 – прочтите вопросы и постарайтесь на них ответить…

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – проект по литературному чтению для 4 класса, УМК «Школа России». Автор:Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ НШ - ДС №624, г. Санкт - Петербург

Урок - проект по литературному чтению для 4 класса, УМК "Школа России". Тема: "Том Сойер - положительный или отрицательный герой?". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ НШ - ДС №624, г. Санкт...

Статья Литературные викторины. Автор: Седнева Татьяна Павловна, воспитатель ГБОУ НШ - ДС№624, Санкт - Петербург

Статья "Литературные викторины" и дидактический материал. Автор: Седнева Татьяна Павловна, воспитатель ГБОУ НШ - ДС №624, Санкт - Петербург....

Конспект и презентация урока окружающего мира для 2 класса. Тема: " Про воду...". Составила: Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №280.

Конспект и презентация урока окружающего мира для 2 класса, УМК " Школа России". Тема: " Про воду...". Составила: Седнева Татьяна Пвловна, учитель НБОУ СОШ №280 г. Санкт Петербурга....

Презентация и конспект урока русского языка для 2 класса. Тема: Родственные слова. Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №280 г. Санкт - Петербурга

Презентация и конспект урока русского языка для 2 класса, УМК "Школа России" по теме: "Родственные слова. Выделение корня в родственных словах". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ №208 ...

Конспект и презентация урока русского языка во 2 классе по теме "Обобщение знаний о глаголе". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ №280, г. Санкт - Петербург

В ходе урока дети выполняют задания различного уровня сложности, нацеленные на закрепление и обобщение знаний о глаголе. Для закрепления материала используютя такие методические приемы, как "перепутан...

Конспект урока литературного чтения 2 класс Тема урока: И.А. Бунин «Матери»

Конспект  урока литературного чтения 2 классТема урока:  И.А. Бунин«Матери»...

конспект урока "литературное чтение"; 3 класс. Тема: "Мифы Древней Греции" (+презентация)

Паспорт урокаКласс: 3Тема: «Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции»,Цель: организовать деятельность обучающихся по формированию представлений о мифах Древней Греции.Задачи:Обр...