Программа толерантного воспитания младшего школьника "В семье единой"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Программа «В семье единой» ориентирована на учащихся 1-4 классов и показывает основные пути формирования толерантного сознания и поведения у учащихся.
Главной целью программы является укрепление в школе толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.
Программа включает в себя блоки: «Путь толерантности», «Народы России и мира», каждый из них содержится систему мероприятий с указанием основных форм деятельности с учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа воспитания у младшего школьника толерантного отношения к людям | 69.11 КБ |
Предварительный просмотр:
«В СЕМЬЕ ЕДИНОЙ»
Программа толерантного воспитания младших школьников
Срок реализации: 4 года
Возраст детей: 6-11 лет
Составитель: Жерикова Е.А.,
заместитель директора
по воспитательной работе,
учитель начальных классов
"Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии"
Всеобщая декларация прав человека, ст.18
Введение
Данная Программа в МАОУ «Средняя школа №8 с углублённым изучением отдельных предметов» разработана для учащихся 1 ступени обучения в соответствии с Декларацией принципов толерантности, утвержденной резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1995 года; Федеральным законом РФ «Об образовании»; Федеральным законом о противодействии экстремистской деятельности .
Программа «В семье единой» ориентирована на учащихся 1-4 классов и показывает основные пути формирования толерантного сознания и поведения у учащихся.
К реализации Программы «В семье единой» привлекается педагогический коллектив школы, работающий в сотрудничестве с учреждениями города:
Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» ; Управление культуры и молодёжной политики Администрации города.; Управление по физической культуре и спорта;
Музейно-выставочный центр города;
Библиотечная система города;
ОДН ОМВД России по г.Когалыму.
Введение
Тема толерантности - одна из востребованных во все времена, т.к. рассматривает взаимоотношения людей. Наш город многонациональный, поэтому для начальной школы проблема воспитания толерантной личности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми разной национальности, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом, поэтому в центре внимания педагога в первую очередь стоит воспитание у детей доброжелательного отношения к окружающим, формирования готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.
Выделим следующие критерии по формированию толерантного отношения:
1) равноправие;
2) взаимоуважение человека или общества, доброжелательность;
3) терпимое отношение к различным этническим и социальным группам;
4) сохранение и развитие культуры самобытности;
5) возможность следовать своим традициям;
6) свобода вероисповедания;
7) сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;
8) позитивная лексика в общении с другими.
Результаты наблюдений за поведением младших школьников, общением, отношением их к одноклассникам позволяют сделать вывод о том, что у школьников начального звена стереотип поведения в конфликтных ситуациях чаще сводится к выяснению отношений путем моральных или физических оскорблений. Чаще всего основными формами проявления нетерпимости являются как оскорбления, насмешки, выражения пренебрежения, которые могут в дальнейшем порождать формы интолерантности. В том числе и неумение отличать искреннее непонимание или шутку от насмешки или агрессии часто приводит к возникновению конфликтов. Все это позволяет сделать вывод о том, что у младших школьников ещё не сформирован навык поведения при решении спорных вопросов.
На основании этого обозначим ряд ключевых направлений работы по формированию поведенческого навыка, воспитанию толерантности:
1. аналитико-диагностическая деятельность, цель которой – выявить уровень толерантности при помощи таких методов, как анкетирование, тестирование, наблюдение, анализ результатов;
2. познавательная деятельность, целью которой является раскрытие понятия толерантность, проведение бесед по ознакомлению с правовыми документами, классных часов по истории, традиции обычаев разных народов, конкурсов, экскурсий и игр, способствующих ознакомлению младших школьников с основными нормами, культурой, ценностями инокультурной группы. Перечисленные формы работы направлены на развитие этнической и культурной грамотности, то есть на достижение детьми определенного уровня информированности об особенностях культуры всех представленных полиэтническом регионе этнических групп – своей и «чужих»;
3. ценностно-ориентировочная деятельность по формированию толерантного отношения к окружающим людям, ознакомлению со способами разрешения конфликтов, которая включает проведение тренингов, диспутов, направленных на формирование позитивного взаимодействия с людьми, обсуждение разных вариантов решения некоего набора проблем при конфликтных ситуациях, способствующих развитию навыков культуры поведения.
4. работа с родителями, с целью их приобщения к общеклассным, общешкольным делам по воспитанию толерантности у детей, которая включает проведение классных часов, родительских собраний, конференций, походов.
Характеристика Программы
- Основные цели и задачи Программы «В семье единой»
Главной целью программы является укрепление в школе толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- разработать методическое обеспечение основ гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии и экстремизма, воспитания культуры мира, формирования толерантного сознания и поведения;
- реализовать систему программных мероприятий по формированию толерантной среды в сферах, связанных с межэтническими, межкультурными взаимодействиям;
- воспитывать интерес и уважение к культурным ценностям и традициям национальностей, проживающих на территории города, РФ..
2. Срок реализации Программы
Бессрочная
I этап (организационно-мотивационный)
Цель – ознакомление с основными задачами по созданию положительного настроения в детском коллективе (на основе результатов анкетирования, диагностик); уяснение, как решить задачи, поставленные по реализации Программы.
Формы реализации: семинары для учителей по теории и практике методик, форм, приемов развития школы толерантности; создание творческой группы учителей по данной проблеме, консультирование родителей, анкетирование учащихся, разработка критериев эффективности работы школы в условиях привития толерантности; разработка системы классных часов; проведение педагогических советов по вопросам воспитания толерантности учащихся.
IIэтап (реализации)
Цель – практический переход на выполнение Программы.
Форма реализации – уроки, конкурс классных часов по проблемам толерантности, общешкольные конкурсы и праздники в рамках месячника толерантности с участием детей и взрослых при поддержке общественных организаций.
III этап (заключительный, творческий)
Цель – подвести итоги, обобщить опыт и спланировать работу на следующий период реализации программы.
В процессе реализации Программы возможны дополнения и корректировка отдельных мероприятий.
3. Содержание Программы
Программа «В семье единой» включает следующие блоки:
«Путь толерантности» (система мероприятий, направленных на организацию работы по воспитанию культуры толерантности, укреплению толерантности и профилактике экстремизма );
«Народы России и мира» (система мероприятий, направленных на организацию работы по изучению истории и культуры, ценностей и традиций народов России и мира);
Основными формами деятельности с учащимися в рамках реализации программы «В семье единой» являются:
уроки и внеклассные мероприятия по воспитанию культуры толерантности, укреплению толерантности и профилактике экстремизма ;
уроки и внеклассные мероприятия по изучению истории и культуры, ценностей и традиций народов ХМАО - Югра, России и мира;
акции (школьные, городские);
тематические экскурсии в Музейно-выставочный центр города, к памятникам истории и культуры родного города, в поселок Русскинские, учреждения города;
фестивали детского творчества;
конкурсные, спортивные мероприятия;
встречи с представителями социальных служб.
План мероприятий по реализации программы «В семье единой»
№ | Мероприятия | Сроки проведения | Исполнители |
1 | Рассмотрение вопросов воспитания толерантности, гармонизации межнациональных отношений на заседаниях Педагогического совета, Методического совета, Родительского комитета, методических объединений МАОУ «Средняя школа №8». | в течение года | директор, заместители директора по УВР, заместитель директора по ВР, социальный педагог, председатели МО |
2 | Участие в районных, городских, региональных мероприятиях (конференциях, семинарах, совещаниях) по воспитанию толерантности, культуры мира и межнационального согласия в школьной среде. | в течение года | педагогический коллектив школы |
3 | Пополнение и распространение передового опыта по воспитанию у учащихся толерантности, гармонизации межнациональных отношений. | в течение года | заместитель директора по ВР социальный педагог |
4 | Организация обучения учителей-предметников, классных руководителей по вопросам формирования установок толерантного сознания школьников, обучение принципам, методам, формам работы в области межкультурного воспитания молодежи. | в течение года | заместитель директора по ВР, социальный педагог |
5 | Освещение опыта работы школы по воспитанию толерантности у учащихся, гармонизации межнациональных отношений в средствах массовой информации, на сайте школы. | в течение года | заместитель директора по ВР социальный педагог |
6 | Привлечение родителей учащихся к организации и проведению мероприятий по формированию толерантных этнокультурных установок, воспитанию культуры мира и согласия. Обсуждение на родительских собраниях. | в течение года | классные руководители |
| Блок1. «Путь толерантности». | ||
1 | Проведение анкетирования учащихся классов с целью сложившегося уровня межэтнических отношений. | в течение года | социальный педагог, инспектор ОДН, классные руководители |
2 | Индивидуальная диагностика учащихся группы риска школьным психологом. | в течение года | социальный педагог, психолог |
3 | Индивидуальные консультации классными руководителями родителей диагностируемых учащихся. | в течение года | социальный педагог, классные руководители |
4 | Организация работы по совместному плану со всеми структурами профилактики | в течение года | социальный педагог, инспектор ОДН |
5 | Проведение школьного Совета профилактики правонарушений по вопросу интолерантного отношения между учащимися. | в течение года | социальный педагог, инспектор ОДН психолог, классные руководители, члены Совета профилактики |
6 | Проведение профилактических мероприятий по предупреждению экстремизма, в том числе проведение бесед социальным педагогом, тренингов – психологом, классными руководителями на родительских собраниях, классных часах | в течение года | социальный педагог, психолог, классные руководители |
7 | Участие в районных, городских, региональных мероприятиях по формированию толерантности. | в течение года | заместитель директора по ВР педагоги |
8 | Оформление информационного стенда в школе по пропаганде этнокультурной толерантности в молодежной среде, разработка информационной продукции; | 1 четверть | заместитель директора по ВР, социальный педагог, библиотекарь |
9 | Проведение диагностики «толерантного отношения» Просмотр и обсуждение м/ф по толерантности
| 1 четверть | психологи педагоги-организаторы педагоги дополнительного образования классные руководители |
10 | Проведение Недели толерантности, посвященной Международному дню толерантности Конкурс рисунков «Мы – дети планеты Земля». | ноябрь | заместитель директора по УВР педагоги-организаторы классные руководители |
11 | Проведение недели краеведения. | декабрь | педагоги-организаторы |
12 | Подготовка информационно-публицистических материалов для детей и подростков, направленных на воспитание культуры толерантности, для школьной газеты. | в течение года | заместитель директора по ВР, педагоги-организаторы психологи кружок «Юные корреспонденты» |
| Блок 2. «Народы России и мира». | ||
1 | Проведение уроков, направленных на изучение культуры народов России и мира, вопросам межнациональных отношений, знакомство с основными правовыми документами. | в течение года | заместитель директора по ВР, классные руководители |
2 | Организация экскурсий в поселок Русскинские, экскурсий на предприятия города, посещение Музейно-выставочного центра и других культурных учреждений города, Военно- патриотический клуб «Возрождение». | в течение года | заместитель директора по ВР, классные руководители |
3 | Традиционные внеклассные мероприятия по параллелям: 1 кл. – Спортивный час «Игры народов мира» 2 кл.- КТД «На планете народных игрушек» 3 кл.- Праздник «В гости к нам пришла матрешка» 4 кл.- Игра – вертушка « По странам и континентам» | 2 четверть | заместитель директора по ВР, библиотекарь, педагоги-организаторы, учителя физической культуры, учитель музыки, педагоги дополнительного образования |
4 | Проведение конкурсов среди учащихся: конкурс чтецов стихотворений поэтов Югры; конкурс на лучшее сочинение «Моя малая родина», конкурс инсценированных сказок народов мира, конкурс на лучший рисунок «Моя Югра», | в течение года | заместитель директора по ВР, классные руководители |
5 | Подготовка информационно-публицистических материалов, посвященных истории, культуре и традициям народов, проживающих на территории ХМАО - Югра, для школьной газеты. | в течение года | Педагоги-организаторы кружок «Юные корреспонденты» |
6 | Фестиваль дружбы народов (городское мероприятие). Цель – знакомство с культурой и традициями народов, проживающих на территории города. | 3 четверть | заместитель директора по ВР, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования |
7 | Единые классные часы: « Наша многонациональная школа» «Дети мира» «Наши ближайшие соседи. Страны СНГ» | 1 четверть 4 четверть 3четверть | заместитель директора по ВР, заведующая библиотекой, классные руководители члены кружка «Азбука нравственности» |
8 | Участие в городских мероприятиях: День города (акция «Чистый город», участие в концертной программе) День пожилого человека (акция «Подарок своими руками», концертная программа «Дорогою добра» для посетителей Комплексного центра социального обслуживания населения «Жемчужина»; Акции «Миссия-жить» (выступление агитбригады по профилактике здорового образа жизни в Центральной городской библиотеке), «От сердца к сердцу» День народного единства ( акция «Дай мне руку, друг»); Декада инвалидов (агитбригада для воспитанников Центра социально-психологической реабилитации детей и подростков «Семицветье»; концертная программа для детей-инвалидов и их родителей «Мы вместе!») Месячник оборонно-массовой и спортивной работы (Губернаторские состязания, экскурсии в военно-патриотический клуб «Возрождение», встречи с воинами-участниками локальных войн) День оленевода (участие в концертной программе) Городской конкурс проектов для младшего школьника «Гости из будущего» День Победы (участие в акции, Вахте Памяти, митинге на центральной площади города, концертной программе) День защиты детей (организация спортивных и развлекательных мероприятий на территории, прилегающей к школе). | сентябрь октябрь октябрь-ноябрь ноябрь декабрь январь- февраль март апрель май июнь | заместитель директора по ВР, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, учителя физической культуры, социальный педагог, психолог, библиотекарь, классные руководители |
9 | Организация тематических выставок в библиотеке по культуре и традициям народов России и мира. | в течение года | библиотекарь |
Примерная тематика занятий по параллелям
1 класс
Цель: побуждение учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей.
Задачи:
- формировать понятия «хорошо» и «плохо»;
- показать уникальность каждого ученика
- воспитывать чувство гордости за свою семью, свою Родину;
№ | Тема | Краткое содержание | Кол-во часов |
1. | Кто я? Какие мы? Цель: дать понятие личности; показать, что каждый человек отличается от другого не только внешними качествами, но, прежде всего своим внутренним содержанием, индивидуальностью в поведении, отношением к людям и себе. | 1.Беседа - игра «Я это я». 2. Творческая мастерская «Дерево дружбы» (вырезание цветных ладошек-листочков) | 1 |
2. | О чем мечтают дети? Цель: способствовать формированию у детей нравственно-этических и гражданско-патриотических чувств через раскрытие понятий слов мама, мир, Родина. | 1. Анализ стихотворения М.Цветаевой «Мирок», М. Пляцковского «Нам нужен мир» 2. Игра «Фея детства» | 1 |
3. | Отчего прибавляется счастье? Цель: способствовать формированию нравственной культуры, умения общаться. | 1. Анализ инсценировки «Как от Тошки отвернулась кошка» 2. Игра «Конверт дружеских вопросов» | 1 |
4. | Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Цель: раскрыть понятия и обсудить поступки, соответствующие этим понятиям. | 1. Н.Абрамцева «Сказка старого парка». Чтение и анализ. 2. Обсуждение ситуаций. | 1 |
5. | Тайны мирного домика. Цель: формирование понятия дружба; воспитание чувства коллективизма. | 1.Беседа с использованием пословиц, поговорок о дружбе, чтение басни «Два товарища». 2. Придумывание правил дружбы для жильцов домика. | 1 |
6. | Мои права и обязанности. Цель: воспитание правовых культур. | 1. Краткое сообщение о Декларации прав человека. 2. Анализ предложенных ситуаций. | 1 |
7. | Зачем нужны правила? Цель: сформировать у учащихся потребность соблюдать нормы поведения. | 1. Моделирование и обсуждение игры без правил. 2. Игры на воздухе. | 1 |
8. | Моя семья. Цель: показать важность внимательных и заботливых отношений в семье | 1. Конкурс чтецов стихотворений по теме занятий. 2. Высказывания учащихся об отношениях в семье между детьми и взрослыми. 3. Придумывание герба, флага семьи (по желанию) | 1 |
9. | Я – гражданин России. Цель: расширить знания детей о символике государства; способствовать формированию интереса к истории страны. | 1.Беседа «Исторические корни. Символика государства» 2. Творческое задание: придумать и нарисовать символы волшебной страны. | 1 |
Итого: | 9 часов |
Предполагаемые результаты:
Понимание учащимися неповторимости каждого ученика; того, что правила существуют для всех и все должны их соблюдать; совершая доброе дело, даришь радость не только себе, но и окружающим; соблюдение правил поведения в обществе.
2 класс
Цель: формирование у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле.
Задачи:
- показать возможность неагрессивного отстаивания своей позиции;
- развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми;
- воспитывать уважение к себе, сверстникам ;
№ | Тема | Краткое содержание | Кол-во часов |
1. | Давайте учиться жить. Цель: способствовать социальной адаптации учащихся к условиям микро- и макросоциума. | 1. Анализ ситуаций. 2. «Школа добрых советов» | 1 |
2. | Один для всех и все для одного. Цель: раскрыть сущность понятия “коллектив”, “коллективизм”, формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе. | 1. Портрет класса. 2. Работа с понятийный аппаратом (дружба, коллектив, взаимопомощь) 3. Игра «Волшебный стул» | 1 |
3. | Учимся видеть хорошее. Цель: учить видеть хорошее, доброе в каждом человеке; формировать умение «слушать и слышать» другого человека. | 1. Игра «В каждом хорошее». 2. Сценка «Хорошие дети и родители» | 1 |
4. | Закон и беззаконие. Цель: дать понятие терминов «закон» и «беззаконие», показать роль закона в обществе. | 1.Чтение сказки «Детям о законе» 2. Упражнение «Познай людей и самого себя» | 1 |
5. | «Имею право…» Цель: формировать правовую культуру учащихся начальной школы через ознакомление с Конвенцией прав ребенка; способствовать развитию умения самостоятельно мыслить и принимать решения в жизненных ситуациях, быть ответственным за свои поступки. | 1. Ознакомление с Конвенцией. 2. Игра «Разрешается - Запрещается» | 1 |
6. | Беда может случиться с каждым. Цель: создать условия для предупреждения возможных опасных жизненных ситуаций для учащихся. | 1. Право ребенка на защиту от жестокого обращения. Памятка «За помощью обращаться...» (адреса и телефоны организаций, где могут оказать помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации). 2. Встреча с юристом (работником органов опеки и попечительства). | 1 |
7. | «Я и моя семья». Цель: дать представление о правах и обязанностях детей в семье; объяснить, что означают понятия «право», «обязанность»; где отражены права. | 1.Чтение китайской притчи «Ладная семья». 2. Конвенция о правах ребенка о праве детей на семейную жизнь. Права членов семьи. Защищенность. | 1 |
8. | Идем в гости. Цель: познакомить с правилами поведения в гостях, формировать умение встречать гостей. | 1.Устный журнал «История хороших манер». Правила поведения в гостях. 2. Инструкция «Как не надо дарить подарки». | 1 |
9. | Город, в котором я живу. Цель: формировать толерантные отношения через знакомство с коренными жителями (народами ханты и манси), национальностями, проживающими на территории города; вырабатывать гражданскую позицию; воспитывать положительные качества характера. | 1. Просмотр видеофильма о городе, беседа. 2. Игра «Давай пофантазируем" | 1 |
Итого: | 9 часов |
Предполагаемые результаты:
приобретение навыков независимого мышления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях; умение оценивать поступки, делать выводы, корректировать свое поведение; терпимо относиться к особенностям поведения людей; внимательно слушать и слышать; ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе.
3 класс
Цель: формирование толерантных отношений между детьми, развитие желания становиться лучше, самосовершенствоваться.
Задачи:
- воспитывать уважение к себе, сверстникам и старшим;
- воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей;
- формировать стремление оказывать помощь и быть готовым ее принять;
- способствовать воспитанию у детей доброты и отзывчивости, развитию гуманистического, патриотического отношения к народу, к стране.
№ | Тема | Краткое содержание | Кол-во часов |
1. | Учимся общаться. Цель: формировать культуру общения. | 1.Беседа «Что нам помогает общаться». 2.Практическое занятие «Волшебные слова», «Задачи по культуре поведения» | 1 |
2. | Первое впечатление. Какое оно? Цель: формирование навыков этикета у младшего школьника. | 1.Чтение и анализ рассказа И.Они «Почему никто не улыбнулся?» | 1 |
3. | Умеем ли мы не обижаться. Цель: формирование убеждения, что человек несет ответственность за свое поведение. | 1. Чтение анализ сказка М.Панфиловой «Обида» 2. Изображение «Дворца чувств» | 1 |
4. | Будем добрыми и человечными Цель: дать понятие о нравственных качествах личности, о доброте; развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей; воспитывать у учащихся взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека. | 1.Чтение и анализ стихотворения Н. Тулуповой «Доброта», рассказа «Осколки доброты» | 1 |
5. | Всемирный день прав ребенка. Цель: познакомить с основными правами и свободами, научить применять их в жизни. | 1.Знакомство с Конвенцией прав ребенка 2.Практическая часть «Герои книг имеют право» | 1 |
6. | Традиции и вероисповедание национальностей, проживающих на территории города. Цели: закрепить определение понятия «толерантность»; приобщить учащихся к культуре, традициям и. обычаям других народов, населяющих город; создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми. | 1.Костюмированный выход уч-ся, представление традиций своего народа. | 1 |
7. | "Мы дети твои, Земля". Цель: дать учащимся представление о людях, населяющих планету Земля; подвести к тому, что люди любой национальности имеют право на счастье. | 1. Просмотр презентации. 2. Слушание народной музыки стран мира. 3. Выполнение рисунка «Я хочу там побывать» | 1 |
8. | Любовь и внимание в семье. Цель: показать важности внимательных и заботливых отношений в семье. | 1. Чтение и анализ притчи «Сыновья», рассказа Э.Шима «Брат и младшая сестра». 2. Состаление свода правил для младших членов семьи. | 1 |
9. | «Мы разные – в этом наше богатство» Цели: ввести определение понятия «толерантность», создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми; формировать способность активно защищать права человека. | 1. Упражнение «Звали, зовут, будут звать…» 2. Беседа «Все мы разные, и тем не менее у нас много общего». 3. Упражнение «Сходство и различия», «Учимся ценить индивидуальность». А какие мы сами? | 1 |
Итого: | 9 |
Предполагаемые результаты:
понимание учащимися того, что все дети имеют равные права и должны уважать и соблюдать права других; поступки, уважающие, защищающие права человека, - хорошие поступки и, наоборот, поступки, нарушающие права человека, - плохие; любовь и забота взрослых не сводится к исполнению всех желаний и вседозволенности; умение оценивать поступок человека с точки зрения права; оказывать помощь и быть готовым ее принять; сочувствовать, сопереживать
4 класс.
Цель: формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия, расширение представления детей о правах человека.
Задачи:
- создавать условия для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания, поддержки;
- развивать умения действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
- формировать качества, от которых зависит культура поведения.
№ | Тема | Краткое содержание | Кол-во занятий |
1. | А нужны ли правила? Цель: сформировать у учащихся потребность соблюдать нормы поведения. | 1.игра «Крестики-нолики». 2. Беседа о потребности соблюдать нормы поведения. | 1 |
2. | Я и общество. Цель: познакомить с понятиями декларация, ООН, статус; расширить знания о правах, обязанностях и ответственности детей согласно законодательству РФ. | 1.Терминологическая работа. Права и обязанности детей с рождения. 2.Работа в группах. | 1 |
3. | Закон для нас. Закон внутри нас. Цель: познакомить с Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о правах ребенка, конституцией РФ. | 1. Знакомство с Конституцией. 2. Упражнение «Познай себя» | 1 |
4. | Основа мира и согласия. Цель: Сформировать представление о важности каждого члена семьи, о роли семьи в жизни человека; воспитывать любовь и уважение к родителям, семейным традициям; помочь осознать личную причастность к делу сохранения мира. | 1. Беседа «Голубь мира». 2. Изготовление бумажного голубя. 3. Деловая игра «Дом мира» | 1 |
5. | Вежливость и доброта. Цель: выработка общепринятых норм поведения, умения оценивать и анализировать свои поступки. | 1. Беседа о народных обычаях: «прощеное воскресенье». 2. Моделирование конфликтных ситуаций, поиск пути их разрешения, недопущения. | 1 |
6. | Самоуважение. Слово чести.Цель: дать представление о принципах, на которых основано уважение к себе и к другим, обосновать право любого человека на самоуважение и уважение со стороны окружающих | 1. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах», В.Пантелеев «Честное слово» 2. Интерактивная беседа «Что такое самоуважение»? 3. Разбор и оценка ситуаций «Самоутверждение». 4. Ролевая игра «Утверждаю себя». | 1 |
7. | « Не такой, как все». Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развить способность школьников адекватно познавать себя и других людей. | 1.Просмотр видеоролика «Адажио», обсуждение | 1 |
8. | Религиозные культуры России, города (краткий обзор). Цель: формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, города. | 1.Просмотр презентации о религиозных культурах в ознакомительных целях. Беседа. Храмовый комплекс подворья Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря, Соборная мечеть города. | 1 |
9. | Фестиваль дружбы. Цель: знакомство с культурой разных национальностей; показать; что талантливые дети есть в каждой нации | Песни, стихи, танцы, инсценировки | 1 |
Итого: | 9 |
Предполагаемые результаты:
владение информацией о Всеобщей декларации прав человека, когда и зачем она принята, ее содержание; понимание того, что все люди равны в своих правах и равны перед законом; умения отставать свое мнение, используя доказательства, ссылаясь на статьи основополагающих документов, действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях; соблюдение определенных правил в поведении, деятельности.
Работа с родителями
Родительский лекторий | Совместные мероприятия | Семейные конкурсы |
1 кл. – Университет семейного воспитания тема: «Адаптация первоклассника»; родительское собрание «Ответственность родителей за воспитание детей»; 2 кл.- Университет семейного воспитания «Введение отметочной системы»; родительское собрание «Поговорим о толерантности»; 3 кл. - Университет семейного воспитания «Введение отметочной системы по английскому языку»; родительское собрание «Формирование основ толерантного поведения в семье»; 4 кл. - Университет семейного воспитания «Психологические аспекты адаптационного периода будущих пятиклассников»»; «Семья и школа: воспитание личности». | Спортивные состязания «Папа, мама, я – спортивная семья», литературно-музыкальная гостиная «Защитникам Отечества посвящается», конкурсная программа «Дочки-матери», Мастерская деда Мороза, акция «Чистый город», культпоходы в кино, музеи; экскурсии на предприятия города; лыжные прогулки | Конкурс рецептов «Любимое блюдо моей семьи», сочинений «Новогодние традиции моего народа», фото-конкурс «Путешествуем семьей», конкурс поделок из овощей «Осенний переполох», конкурс плакатов «Мы за здоровый образ жизни» («Здоровье», «Нравственность»), конкурс презентаций «Я живу в Югре», «Это мой город». |
Литература
Арсенина Е.Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Волгоград, 2007.
Баранова И.В. Нравственные ценности. Развивающая программа для младших школьников. М., 2004.
Железкина А.М., Курамшина О.Н., Школа оптимизма, М., 2008
Загурская Е.Л. Использование активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками. Мозырь, 2008.
Ермолаева В.Д. Воспитание толерантности у младших школьников. Рекомендации для педагогов и родителей . СПб., 2007.
Касаткина Н.А. Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе. Волгоград, 2005.
Крушельницкая О.И. Все вместе: программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству. М., 2004.
Лопатина А.А. Беседы и сказки о семье для детей и взрослых. М., 2007.
Марущева И.В., Пономаренко Н.Г. Общественное объединение младших школьников. Волгоград, 2009.
Попова Г.П. Классные часы.2 класс. Волгоград, 2010.
Попова Г.П. Классные часы.3 класс. Волгоград, 2008
Сага Е.В. Как научить голову думать, а сердце любить. Ростов-на-Дону, 2008.
Сборник «Воспитание личности дошкольники и младшего школьника». Ханты-Мансийск, 2003.
Энциклопедия обрядов и обычаев. С.-Петербург, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа нравственного воспитания младших школьников "Азбука добра" 1 класс
Авторская программа для 1 класса "Азбука добра" по этическому, эстетическому и нравственному воспитанию...
Программа патриотического воспитания младшего школьника «Моё Отечество»
Программа патриотического воспитания младшего школьника "Моё Отечество" расчитана на 4 года, имеет концентрическую структуру. В данной работе демонстрируется рабочая программа и мероприятия, про...
Программа патриотического воспитания младших школьников "Мин сана уйэ о5отобун"
Программа патриотического воспитания младших кшольников "Я дитя нового времени" составлен на все четыре года обучения в начальных классах....
Программа "Нравственное воспитание младших школьников"1- 4 класс
Программа предполагает развитие нравственных качеств личности, включает задачи, содержание воспитательной работы,виды деятельности, ценности человечества....
Программа" Валеологическое воспитание младших школьников с нарушением слуха"
В основу прграммы заложена модель здоровой личности, в которой физический компонент характеризуется уровнем физического развития, степенью саморегуляции органов и систем наличием резервных возможносте...
Программа "Валеологическое воспитание младших школьников с нарушением слуха"
Программа предназначена для детей специальных - коррекцианных школ II вида. В основу программы заложена модель здоровой личности, в которой физический компонент характеризуется уровнем физическо...
Программа нравственного воспитания младших школьников
Представлена программа нравственного воспитания младших школьников (1-4 классы)...