Программа "Валеологическое воспитание младших школьников с нарушением слуха"
рабочая программа на тему
Программа предназначена для детей специальных - коррекцианных школ II вида. В основу программы заложена модель здоровой личности, в которой физический компонент характеризуется уровнем физического развития, степенью саморегуляции органов и систем, наличием резервных возможностей организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 362.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Омской области
Казенное образовательное учреждение Омской области
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 15 II ВИДА
Программа
«Валеологическое воспитание
младших школьников с нарушением слуха»
Срок реализации – 4 года
Возрастная категория: 7-12 лет
Составители:
Учителя начальных классов
Винклер Ольга Михайловна
Кондратюк Людмила Петровна
Омск 2012
Содержание
- Пояснительная записка.
- Тематическое планирование.
- Содержание занятий.
- Список используемой литературы.
Пояснительная записка
Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования и сохранения здоровья школьников способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по здоровъесбережению.
Решение проблемы здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы.
Ведущими задачами школы в настоящее время являются: формирование нравственных чувств, забота и сохранность здоровья детей. Школа в своей деятельности исходит из необходимости всестороннего развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Всё это возможно только при наличии здоровьетворящей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащихся и учителя, системно организованной воспитательной работы.
В свою очередь, здоровьетворящая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья школьников, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья всех участников образовательного процесса - с другой. Центральное место в культуре здоровья занимают ценностно – мотивационные установки, а также знания, умения, навыки сохранения и укрепления здоровья.
В науке и практике до сих пор не разрешено противоречие между насущной потребностью в формировании и обучении здоровому образу жизни учащихся и отсутствием целостной теории и технологии здорового образа жизни.
Новый методологический подход к определению сущности понятия здоровья и принципов ЗОЖ впервые был рассмотрен в монографии А. Г.Щедриной и получил дальнейшее развитие в работах Л.Г. Апанасенко, Р.И. Айзмана, Э. М. Казина, В. П. Казначеева и др.
В основу программы заложена модель здоровой личности, в которой физический компонент характеризуется уровнем физического развития, степенью саморегуляции органов и систем, наличием резервных возможностей организма.
Психический компонент определяется уровнем развития психических процессов, степень регуляции деятельности эмоционально – волевой сферы.
Духовный компонент здоровья определяет его личностный уровень, который строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни, характеризуется нравственной ориентацией личности, её менталитетом по отношению к себе, природе, обществу.
Формирование личности ребёнка в современной России происходит в условиях крайне агрессивной информационной среды, при этом семья всё более отстраняется от воспитания, в частности сохранности здоровья и формирования здорового образа жизни. Вследствие этого, система образования остаётся единственным социальным каналом, через который возможно целенаправленное профилактическое воздействие на каждого ребёнка.
Формирование здорового образа жизни слабослышащим детям является неотъемлемой частью воспитательной работы, важной задачей которой является становление личности, способной принимать ответственные решения за своё здоровье и здоровье окружающих.
Возможные пути в настоящее время – это максимальная интеграция элементов обучения в процесс обучения и воспитания. Наибольшим потенциалом в этом смысле обладает внеурочная деятельность учащихся.
Высокая потребность в технологиях, укрепляющих и сохраняющих здоровье участников образовательного процесса, обусловлена, прежде всего, тем, что уровень здоровья детских коллективов в начале 2000 годов резко снизился по сравнению с 90 - 2000 годами.
Новизна представленной программы заключается в том, что она объединила в себе теоретические сведения из области физиологии, гигиены, психологии и ОБЖ. Данная интеграция помогает формировать у детей осознанный выбор здорового образа жизни, научить бережному отношению к себе, к своему здоровью, способствует развитию памяти, мышления, учит приёмам самопознания и саморегуляции.
В нашей школе 63 ученика обучающихся в 1-4-х классах. Кроме потери слуха дети имеют различные сопутствующие заболевания:
- хронический отит – 3 человека;
- хронический тонзиллит – 6 человек;
- ДЦП – 4 человека;
- вегетососудистая дистония – 9 человек;
- снижение зрения – 14 человек;
- ортопедические заболевания – 40 человек.
Наши дети особенные. Они поступают в школу уже с целым «букетом» заболеваний. Поражение слуха, как правило, нарушает весь ход психического и физического развития, сказывается на когнитивных процессах. Вследствие заболеваний, вызванных нарушением слуха, многие дети ослаблены, отстают в умственном и моторном развитии, у них наблюдается ряд специфических дефектов. Такие нарушения вестибулярного аппарата, могут вызвать у детей расстройство координации движений, отсутствие внимания.
. Проблема двигательной активности обнаруживается у детей, которые только пришли в 1 класс. Им сложно подчинить себя новым правилам, перестраивать свой организм для работы в другом режиме.
Организация физического воспитания в школе базируется на принципах интеграции уроков физической культуры с оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня. Только в таких условиях можно практически реализовать оздоровительную направленность программы.
Цель программы. Сформировать у детей представления о ценности здоровья и знаний о здоровом образе жизни. Развить важнейшие коммуникативные навыки, способствующие успешной социализации, помочь сделать осознанный выбор здорового стиля жизни.
Задачи программы.
- Сохранять и укреплять здоровье учащихся.
- Формировать ценностно-смысловые компетенции в области здоровья.
- Содействовать утверждению в жизни школьников идей добра, красоты, физического и духовного совершенствования, повышения роли семьи в воспитании здоровой личности.
- Познакомить с органами человека и их функциями, правилами гигиены и безопасности жизни.
- Воспитывать хорошие манеры.
- Сформировать у учащихся навыки организации здорового образа жизни посредством развития здоровьеформирующей среды в образовательном процессе.
- Формирование положительной я – концепции.
Принципы содержания программы:
- актуальность;
- научность и доступность;
- системность и комплексность;
Ожидаемый результат.
- Постепенное снижение уровня заболеваемости и травм в школе
- Повышение уровня физического развития.
- Повышение уровня информированности обучающихся по вопросам здоровья.
- Увеличения словарного запаса.
Структура программы разработана с учётом психофизических особенностей слабослышащих детей.
Начиная с первого класса, даются элементарные представления об индивидуальных особенностях человека, в том числе о чувствах, настроении, эмоциональных переживаниях, о способах самопознания и гигиене. Далее эти знания расширяются и углубляются, т. е. программа строится по спирали.
Программа ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиене.
Методика работы строится в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с ребёнком. Задания содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями. Введение игры в занятие позволяет сохранить активность и заинтересованность детей данного возраста.
Данное планирование составлено на весь курс начальной школы по одному часу 2 раза в месяц.
Теоретическая часть проводится, в виде беседы или деловой игры с использованием дидактического материала и технических средств обучения. Занятия с учащимися могут быть могут быть разных видов: беседа, оздоровительные минутки, часы здоровья, деловые игры («Скорая помощь», «Больница», «Доктора природы»), просмотр DVD занятий, тестирование и т. д.
Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье и т. д.
В ходе реализации программы использовались методы обучения: словесные, наглядные, практические, а также формы организации: фронтальные, индивидуальные, групповые.
Учебно-тематическое
планирование 1 класс.
№ | Название темы | Цель | теория | практика | число |
1 | Вводное занятие. Правила поведения в школе. | Познакомить учащихся с учебным планом на год, с правилами и обязанностями в школе. Формировать коммуникативные умения школьников | 2 | ||
2 | Вода и мыло – друзья Мойдодыра. | Прививать гигиенические навыки учащимся. Научить правильно, мыть руки, лицо. Знакомство с пословицами о чистоте. | 1 | ||
3 | Час здоровья. | Активизация двигательной активности детей. | 1 | ||
4 | Овощи – это здоровье | Познакомить учащихся с целебными и питательными свойствами овощей и фруктов. Формировать навыки здорового питания. | 1 | 1 | |
5 | Наша пища | Формировать привычки к здоровой пище. Прививать навыки здорового питания. Учить готовить полезные салаты. | 1 | 1 | |
6 | Сон и здоровье | Рассказать учащимся о значении сна, определить важные условия сна. | 1 | ||
7 | Моё настроение | Формировать убеждение о значении настроения в психологическом здоровье человека, необходимости контролировать своё настроение. Обучить навыкам использования простых способов регуляции настроения. | 1 | 2 | |
8 | Утренняя зарядка | Роль утренней зарядки. Приобщение учащихся к зарядке. Совершенствовать физическое здоровье детей. | 1 | 2 | |
9 | Кожа человека | Расширять и углублять знания детей о коже, её свойствах и значении для организма. Воспитывать серьёзное отношение к гигиене своего тела. | 1 | ||
10 | Уход за зубами и полостью рта | Познакомить детей с правилами ухода за зубами. Воспитывать необходимость гигиены полости рта. | 1 | 1 | |
11 | Час здоровья. | Активизация двигательной активности детей. | 1 | ||
12 | Вредные привычки | Рассмотреть влияние вредных привычек на организм. | 1 | ||
13 | Если хочешь быть здоров…. | Определить условия сохранения и укрепления здоровья. Воспитывать стремление соблюдать эти правила, закрепить навыки гигиены | 1 | ||
14 | Правила поведения на воде в зимнее время | Познакомить учащихся с особенностями водоёмов в разное время года. Обеспечить усвоение знаний по теме….. | 1 | ||
15 | Час здоровья. Подвижные игры | Расширять знания детей об окружающем мире, развивать мышление, ловкость, смекалку и морально – волевые качества. Убедить учащихся в значимости подвижных игр на воздухе для здоровья | 1 | 3 | |
16 | Уход за руками и ногами | Закрепить правила ухода за руками и ногами. Прививать навыки гигиены. Рассказать о взаимосвязи грязных рук и болезни. | 1 | ||
17 | Как сохранить хорошее зрение. | Научить детей бережно относиться к своему зрению. Соблюдать правила гигиены. | 1 | 1 | |
18 | Итоговое занятие. | Тест «Чему мы научились!» | 2 |
Учебно-тематическое
планирование 2 класс.
№ | Название темы | Цель | теория | практика | число |
1 | Причины и признаки болезни. | Познакомить учащихся с причинами и признаками болезней. | 2 | ||
2 | Инфекционные болезни. | Познакомить детей с профессией врача. | 1 | 1 | |
3 | Вирусные болезни. | Познакомить детей с простейшими паразитами, способами заражения, методами профилактики. | 2 | ||
4 | Домашняя аптечка | Познакомить учащихся с опасностью самостоятельного использования лекарственных средств самостоятельно, их опасное влияние на организм человека. | 2 | ||
5 | Если ты обморозился. | Научить оказывать первую помощь при обморожении. | 1 | 1 | |
6 | Час здоровья. Зимние развлечения на воздухе. | Формировать навыки игры на улице, в зимнее время. Формировать интерес к окружающему, развитие коммуникативных навыков. | 1 | 3 | |
7 | Опасности вокруг нас. | Знать опасности вокруг нас. Меры их предупреждения и профилактики. | 2 | 2 | |
8 | Правила поведения на улице. | Познакомить с правилами поведения на улице, дорогах, перекрёстках. Формировать умение сохранять жизнь, собственное здоровье и здоровье других. | 1 | 2 | |
9 | Осторожно огонь! | Рассказать о пользе и вреде огня. Учить ориентироваться в обстановке пожара. | 1 | 1 | |
10 | Как уберечь себя от несчастных случаев. | Закрепить понятие «травма». Научить основам помощи в случае ушиба, пореза, ожога. | 1 | 1 | |
11 | Ядовитые вещества. Угарный газ. Пищевые отравления. | Познакомить с ядовитыми веществами, признаками отравления и первой помощи. | 2 | 1 | |
12 | Наши четвероногие друзья. | Познакомить детей с опасностями, связанными с кошками и собаками | 1 | ||
13 | Час здоровья. Лень и здоровье. | Актуализировать знания и расширять кругозор по вопросам здорового образа жизни. Активизация двигательной активности детей. | 1 | 1 | |
14 | Итоговое занятие. | Тест «Чему мы научились!» | 1 |
Учебно-тематическое
планирование 3 класс.
№ | Название темы | Цель | теория | практика | число |
1 | Режим дня в школе и дома. | Прививать правила гигиены умственного труда, учить рационально, использовать своё свободное время. | 1 | 1 | |
2 | Опасные растения леса. | Познакомить с опасными растениями, учить их отличать от съедобных и неопасных растений | 1 | 1 | |
3 | Час здоровья. | Активизация двигательной активности детей. | 1 | ||
4 | О лжи и правде. | Учить детей всегда говорить правду. | 1 | 1 | |
5 | Вредные привычки. | Дать понятие «вредная привычка». Учить быть внимательным к своему здоровью. Подвести учащихся, к тому, что вредные привычки - это опасно | 2 | 1 | |
6 | Час здоровья. | Активизация двигательной активности детей. | 1 | ||
7 | Внешний вид и здоровье. | Научить ухаживать за своей одеждой и обувью. | 1 | 1 | |
8 | Опасные ситуации. | Содействовать формированию у учащихся навыков безопасности жизнедеятельности, учить предупреждать возможные негативные ситуации, способствовать развитию внимания, осторожности | 1 | ||
9 | Этикет. | Формировать правильное поведение за столом. | 2 | 1 | |
10 | Культура поведения в общественных местах. | Формировать культуру поведения в общественных местах | 1 | 1 | |
11 | Хорошо быть вежливым | Познакомить с правилами вежливости, воспитывать уважительное отношение к людям и доброжелательное отношение друг к другу, умение анализировать собственные поступки. | 1 | 1 | |
12 | Час здоровья | Активизация двигательной активности детей. | 1 | ||
13 | Опасные ситуации на водоёмах. | Сформировать представления у учащихся об особенностях состояния водоёмов в разное время года, обеспечить усвоение знаний о правилах безопасного поведения на воде. Сформировать понимание необходимости соблюдения мер предосторожности на водоёмах. | 1 | 1 | |
14 | Правила езды на велосипеде. | Познакомить учащихся с правилами дорожного движения для пешеходов и велосипедистов. Актуализировать знания детей об опасных ситуациях на дорогах. | 1 | ||
15 | Здоровое меню. Злые продукты. | Формирование представления о значении питания в жизни человека, о связи рациона питания и образа жизни. | 1 | 1 | |
16 | Опасные ситуации. | Формировать безопасное поведение в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях криминального характера | 1 | ||
17 | Час здоровья. Закаливание. | Пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья ребёнка с помощью закаливания | 1 | ||
18 | Итоговое занятие. | Тест «Чему мы научились!» | 1 |
Учебно-тематическое
планирование 4 класс.
№ | Название темы | Цель | теория | практика | число |
1 | Осанка, жесты. Манеры поведения. | Познакомить учащихся с манерами поведения культурного и воспитанного человека. Научить заботиться о правильном положении тела. | 1 | 1 | |
2 | Мои глаза, уши. | Познакомить со строением глаза. Формировать представление о правильном уходе за глазами. | 2 | 1 | |
3 | Моё сердце. | Познакомить с простейшим строением человеческого сердца и его функциями. Формировать ценностное отношение к своему здоровью. | 2 | ||
4 | Час здоровья | Активизация двигательной активности детей. | 1 | ||
5 | Школьник и компьютер | Познакомить учащихся с санитарно – гигиеническими требованиями при работе (игре) на компьютере. | 1 | 1 | |
6 | Зависимый человек. | Познакомить учащихся с разными видами зависимости и способах их лечения. Профилактика вредных привычек. | 1 | 1 | |
7 | Сотовый телефон – друг или враг. | Рассказать о влиянии сотовых телефонов на растущий организм. Познакомить с правилами пользования телефонов детьми. | 1 | 1 | |
8 | Час здоровья | Активизация двигательной активности детей. | 1 | ||
9 | Наши помощники – бытовые приборы. | Познакомить учащихся с правилами пользования бытовыми приборами. Выделить основные группы электроприборов. | |||
10 | Страх и как его преодолеть? | С помощью специальных, психокоррекционных игр помочь детям справиться с проблемой страха. | 2 | 2 | |
11 | Опасные ситуации. | Познакомить учащихся с правилами поведения при обнаружении незнакомых вещей. | 1 | ||
12 | Будем делать хорошо и не будем плохо. | Формировать нравственные качества детей, раскрыть понятия: «хорошо», «плохо» на примерах и жизненных ситуациях. Воспитывать уважительное отношение к людям, учить способам выражения гнева. | 2 | 1 | |
13 | Умей сказать: «Нет!» | Учить детей находить у одноклассников положительные качества личности, ценить достоинства своей личности. | 1 | 1 | |
14 | Час здоровья. Путешествие в страну «Здоровячков» | Формирование навыков ЗОЖ и расширение кругозора. Учить снимать физическое и психическое напряжение. | 2 | ||
15 | Летний отдых. | 1 | 1 | ||
14 | КВН «Наше здоровье» | 1 |
Планируемые результаты.
К концу первого класса учащиеся должны знать:
правила поведения в школе;
знать правила гигиены и ухода за собой и уметь их выполнять;;
знать режим дня в школе и дома и соблюдать его;
комплекс утренней гимнастики.
К концу второго класса учащиеся должны знать:
отчего заболевают простудными заболеваниями и способы их
профилактики;
от чего бывают травмы и способы их предотвращения;
ядовитые растения, уметь показать их по картинке;
правила поведения при возникновении опасных ситуаций;
уметь оказать первую помощь при обморожениях.
К концу третьего класса учащиеся должны знать:
уметь различать ядовитые растения, съедобные и несъедобные грибы;
выполнять режим дня в выходные дни дома;
знать чёткий алгоритм действий в опасных ситуациях;
уметь сервировать стол;
знать правила поведения в общественных местах и уметь их выполнять;
знать правила поведения на водоёмах зимой и летом;
уметь оказать первую помощь;
К концу четвёртого класса учащиеся должны знать:
простейшее строение глаза и упражнения для расслабления глаз;
простейшее строение сердца и упражнения для профилактики
гиподинамии;
чёткий алгоритм действий в опасных ситуациях;
уметь составлять здоровое меню;
закаливающие процедуры и их пользу;
уметь выполнять простейшие упражнения для коррекции осанки;
знать и уметь дозировать нагрузку при работе с компьютером.
Содержание занятий.
1 класс.
Тема. Правила поведения в школе.
Цель. Познакомить учащихся с учебным планом на год, с правилами и обязанностями в школе. Формировать коммуникативные умения школьников.
Содержание:
- Беседа.
- Правила: «Это должен знать каждый».
- Экскурсия по школе.
- Чтение рассказа М. Кунина «В гардеробе».
Словарь: администрация, ученики, вежливо, сменная обувь, ответственность, посторонние, документ.
Тема. Вода и мыло – друзья Мойдодыра.
Цель. Прививать гигиенические навыки учащимся. Научить правильно, мыть руки, лицо. Воспитывать на примере пословиц о чистоте.
Содержание:
- Беседа.
- Практические занятия
- Выполнение поручений.
Словарь: намыливать, тщательно, чистота – залог здоровья, опрятный.
Час здоровья. Тема.
Цель. Активизация двигательной активности детей.
Содержание:
Подвижные игры: «Зеркало», «Бездомный заяц», «Попрыгунчики»,
« Круговорот».
Тема. Овощи – это здоровье.
Цель. Познакомить учащихся с целебными и питательными свойствами овощей и фруктов. Формировать навыки здорового питания.
Содержание:
- Беседа в форме устного журнала об овощах и фруктах.
- Игра «Что, где растёт? Что из этого готовят? Чем полезен?»
- Игра «Что это?» (дегустация овощей)
Словарь: морковь, картофель, томат (помидор), капуста, лук, чеснок, свёкла, кабачок, патиссон.
Тема. Наша пища.
Цель. Формировать привычки к здоровой пище. Прививать навыки здорового питания. Учить готовить полезные салаты.
Содержание:
- Беседа о продуктах, которые мы едим.
- Режим питания
- Практическое занятие по приготовлению полезного салата.
Словарь: режим питания, полезный, меню, растительная пища, животная пища.
Тема. Сон и здоровье.
Цель. Рассказать учащимся о значении сна, сформулировать важные условия сна.
Содержание:
- Беседа о пользе полноценного сна.
- Важные условия хорошего сна.
Словарь: сон, бессонница, вялый, рассеянный, раздражительный, усталый.
Тема. Моё настроение.
Цель. Формировать убеждение о значении настроения в психологическом здоровье человека, необходимости контролировать своё настроение. Обучить навыкам использования простых способов регуляции настроения.
Содержание:
- Беседа по теме.
- Разбор ситуаций.
- Упражнения «Сотвори себе солнце»
- Игра «Плохо, хорошо», «Азбука волшебных слов».
Словарь: скучно, доволен, огорчаюсь, настроение, хмурый, обида.
Тема. Утренняя зарядка.
Цель. Роль утренней зарядки в жизни ребенка. Приобщение учащихся к зарядке. Совершенствовать физическое здоровье детей.
Содержание:
- Беседа о пользе утренней зарядки.
- Разучивание комплекса утренней зарядки.
- Самостоятельное проведение зарядки с классом.
Словарь: исходное положение; бодрый, подтянутый, руки перед грудью, ноги на ширине плеч; шагом марш, выпады на месте.
Тема. Кожа человека
Цель. Расширять и углублять знания детей о коже, её свойствах и значении для организма. Воспитывать серьёзное отношение к гигиене своего тела.
Содержание:
- Беседа по теме.
- Опыты
- Игра «Чудесный мешочек».
Словарь: кожа, поры, предохраняет, дышит, повреждения, бактерии, согревает, охлаждает.
Тема. Уход за зубами и полостью рта
Цель. Познакомить детей с правилами ухода за зубами. Воспитывать необходимость гигиены полости рта.
Содержание:
- Беседа по теме.
- Это интересно…
- Практикум по правильной чистке зубов.
Словарь, кариес, корень зуба, коронка, шейка зуба.
Час здоровья. Тема.
Цель. Активизация двигательной активности детей.
Содержание:
Подвижные игры: «Земля. Вода. Воздух», «Поймай мяч», «Пятнашки – повторяшки», «Ходим в шляпах».
Тема. Вредные привычки.
Цель. Рассмотреть влияние вредных привычек на организм.
Содержание:
- Беседа о вредных привычках.
- Игра «Да! Нет!»
Словарь: никотин, лёгкие человека, курильщик, наркотики, наркоман, вредная привычка, зависимость.
Тема. Если хочешь быть здоров….
Цель. Вместе с учащимися определить условия сохранения и укрепления здоровья. Воспитывать стремление соблюдать эти правила, закрепить навыки гигиены.
Содержание:
- Сказка про микробов и где они живут.
- Правила закаливания.
- Это интересно…
Словарь: микробы, воздушные, солнечные ванны, закалённый человек, сильный, статный, толстый, неуклюжий, ловкий, стройный
Тема. Правила поведения на воде в зимнее время.
Цель. Познакомить учащихся с особенностями водоёмов в разное время года. Обеспечить усвоение знаний по теме…..
- Беседа о различных состояниях воды.
- Правила поведения около водоёмов в зимнее время.
- Просмотр DVD фильма.
Словарь: состояния воды, водоём, прорубь, разрешённые места.
Час здоровья. Тема «Подвижные игры».
Цель. Расширять знания детей об окружающем мире, развивать мышление, ловкость, смекалку и морально – волевые качества. Убедить учащихся в значимости подвижных игр на воздухе для здоровья.
Содержание:
- Разучивание правил игры.
- «Белые медведи», «Зайцы в огороде», «Эстафеты с прыжками и бегом», «Снайперы».
Тема. Уход за руками и ногами.
Цель. Закрепить правила ухода за кожей рук и ног. Прививать навыки гигиены. Рассказать о взаимосвязи грязных рук и болезни.
Содержание:
- Разгадывание кроссворда.
- Беседа об уходе за руками и ногами.
Словарь: загадки о руках и ногах, ногти.
Тема. Как сохранить хорошее зрение.
Цель. Научить детей бережно относиться к своему зрению. Соблюдать правила гигиены.
Содержание:
- Беседа о глазах.
- Разучивание комплекса упражнений для глаз.
- Правила ухода за глазами.
Словарь: орган зрения, брови, ресницы, зрачок,
Тема. Итоговое занятие.
Цель. Проверить степень усвоенных знаний.
Содержание.
Тест «Чему мы научились».
2 класс.
Тема: Причины и признаки болезни.
Цель. Познакомить учащихся с причинами и признаками болезней.
Содержание:
- Беседа по теме.
- Сюжетно – ролевая игра «В больнице».
Словарь: признаки болезни, озноб, температура, жар, головокружение, тошнота.
Тема. Инфекционные болезни.
Цель. Познакомить детей с профессией врача и понятием инфекционные болезни.
Содержание:
- Беседа о профессии.
- Причины и признаки инфекционных болезней.
- Сюжетно – ролевая игра «В больнице».
Словарь: тошнота, рвота, озноб, насморк, кашель, инфекция.
Тема. Вирусные болезни.
Цель. Познакомить детей с простейшими паразитами, способами заражения, методами профилактики.
Содержание:
- Беседа по теме.
- Игра «Здравствуйте доктор!»
Словарь: тошнота, рвота, озноб, насморк, кашель, вирусы, грипп.
Тема. Домашняя аптечка.
Цель. Познакомить учащихся с опасностью самостоятельного использования лекарственных средств, их опасное влияние на организм человека.
Содержание:
- Беседа по теме.
- Содержание домашней аптечки.
- Просмотр DVD фильма.
Словарь: перекись водорода, йод, зелёнка, обезболивающие препараты.
Тема. Если ты обморозился.
Цель. Научить оказывать первую помощь при обморожении.
Содержание:
- Беседа по теме.
- Практическое занятие по оказанию первой помощи.
Словарь: обморожение, озноб, сонливость, нарушение координации.
Час здоровья.
Тема. Зимние развлечения на воздухе.
Цель. Формировать навыки игры на улице, в зимнее время. Формировать интерес к окружающему, развитие коммуникативных навыков. Активизация двигательной активности детей.
Содержание:
Подвижные игры на улице: «Попал в колпак», «Снеговик», «Белые медведи», «Снежный тир», Эстафета на лыжах.
Тема. Опасности вокруг нас.
Цель. Знать опасности вокруг нас. Меры их предупреждения и профилактики.
Содержание:
- Беседа по теме.
- Просмотр DVD ролика по теме.
- Моделирование ситуаций и проигрывание их.
Словарь: опасные места, стройка, дорога, проезжая часть, мосты.
Тема. Правила поведения на улице.
Цель. Познакомить с правилами поведения на улице, дорогах, перекрёстках. Формировать умение сохранять жизнь, собственное здоровье и здоровье других.
Содержание:
- Беседа.
- Разбор ситуаций на макете.
Тема. Осторожно огонь!
Цель. Познакомить с пользой и вредом огня. Учить ориентироваться в обстановке пожара.
Содержание:
- Беседа по теме
- Разбор ситуаций.
- Мои действия при пожаре.
Словарь: ожог, пожарник.
Тема. Как уберечь себя от опасных случаев.
Цель. Закрепить понятие травма. Научить основам помощи в случае ушиба, пореза, ожога.
Содержание:
- Беседа по теме.
- Просмотр DVD фильма обучающего.
- Практическое занятие.
Тема. Ядовитые вещества. Угарный газ. Пищевые отравления.
Цель. Познакомить с ядовитыми веществами, признаками отравления и первой помощи.
Содержание:
- Беседа по теме.
- Практическое занятие – игра «Скорая помощь».
Словарь: угарный газ, дыхательные пути, головокружение.
Тема. Наши четвероногие друзья.
Цель. Познакомить детей с опасностями, связанными с кошками и собаками.
Содержание.
- Беседа о правилах поведения с домашними и бродячими животными.
- Разбор ситуаций.
- Первая помощь при укусе животного.
Словарь: продезинфицируйте рану, опухоль, стерильная повязка.
Час здоровья.
Тема. Лень и здоровье.
Цель. Активизация двигательной активности детей.
Содержание:
Подвижные игры: «Серсо», «Сбить кеглю», «Разведчики и часовые», «По кругу».
Тема. Итоговое занятие.
Цель. Проверить знания учащихся за 2 класс.
Содержание. Тестирование.
3 класс.
Тема. Режим дня в школе и дома.
Цель. Прививать правила гигиены умственного труда, учить рационально, использовать своё свободное время.
Содержание:
- Вводная беседа по теме.
- Составление рационального режима дня дома для каждого учащегося.
Словарь: чередование видов деятельности.
Тема: Опасные растения.
Цель. Познакомить с опасными растениями, учить их отличать от съедобных.
Содержание:
- Чем опасны ядовитые растения? Какой вред они могут нанести здоровью.
- Дидактическая игра «Съедобно или нет?».
Словарь: дурман, ландыш майский, вороний глаз, лютик едкий, волчье лыко, молочай, фикус, дифембафия, паслён.
Час здоровья.
Активизация двигательной активности детей.
Содержание:
Подвижные игры: «Пятнашки», «Вокруг стульев», «Быстрый и ловкий», эстафеты с бегом.
Тема. О лжи и правде.
Цель. Учить детей всегда говорить правду.
Содержание:
- Беседа по теме «Ложь»
- Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Косточка»
- Разбор ситуаций по теме.
- Заучивание пословиц и поговорок по теме.
Словарь: пословицы.
Тема: Как отучить себя от вредных привычек.
Цель. Дать понятие вредная привычка. Учить быть внимательным к своему здоровью. Подвести учащихся, к тому, что вредные привычки могут быть опасны для жизни.
Содержание:
- Анализ ситуации по теме.
- Это полезно знать!
- Чтение стихотворения Г. Остёра «Нет вредным привычкам».
Час здоровья.
Активизация двигательной активности детей.
Содержание:
Подвижные игры: «Перестрелка», «Эстафета с обручем», «Одноногие футболисты»,
«Водовозы», «Необычный волейбол».
Тема. Внешний вид и здоровье.
Цель. Научить ухаживать за своей одеждой и обувью
Содержание:
- Беседа. Правила ухода за одеждой и обувью.
- Практические действия по уходу.
Словарь: внешний вид, причёска.
Тема. Опасные ситуации.
Цель. Содействовать формированию у учащихся навыков безопасности жизнедеятельности, учить предупреждать возможные негативные ситуации, способствовать развитию внимания, осторожности.
Содержание:
- Разбор ситуаций по картинкам.
- Инсценировка стихотворения М. Тамбовцевой – Широковой « Находчивый Дима».
Словарь: экстремальные ситуации, криминальные ситуации.
Тема. Правила поведения за столом.
Цель. Формировать правильное поведение за столом
Содержание:
- Беседа по теме
- Сервировка стола.
Словарь: сервировка.
Тема. Культура поведения в общественных местах.
Цель. Формировать культуру поведения в общественных местах.
Содержание:
- Беседа по теме.
- Анализ ситуаций
- Игра «Найди правильный ответ».
Словарь: общественные места.
Тема. Хорошо быть вежливым!
Цель. Познакомить с правилами вежливости, воспитывать уважительное отношение к людям и доброжелательное отношение друг к другу, умение анализировать собственные поступки.
Содержание:
- Беседа по теме.
- Игра «Комплимент»
- Чтение В. Осеевой «Волшебное слово», беседа по вопросам.
Словарь: вежливые слова и обращения.
Час здоровья.
Активизация двигательной активности детей.
Содержание:
Подвижные игры: «Пройди, не задень», «Сшибалочки», «Бег с мячом», «Мяч на ракетке».
Тема. Опасные ситуации на водоёме.
Цель. Сформировать представления у учащихся об особенностях состояния водоёмов в разное время года, обеспечить усвоение знаний о правилах безопасного поведения на воде. Сформировать понимание необходимости соблюдения мер предосторожности на водоёмах.
Содержание:
- Новый материал.
- Характеристика льда. (опыты)
- Беседа
- Первая помощь пострадавшим.
Тема. Правила езды на велосипеде.
Цель. Познакомить учащихся с правилами дорожного движения для пешеходов и велосипедистов. Актуализировать знания детей об опасных ситуациях на дорогах.
Содержание:
- Беседа.
- Просмотр DVD фильмов по теме.
Тема. Здоровое меню. Злые продукты.
Цель. Формирование представления о значении питания в жизни человека, о связи рациона питания и образа жизни.
Содержание:
- Беседа.
- Практическая деятельность.
Словарь: консерванты, красители, ароматизаторы.
Тема. Опасные ситуации.
Цель. Формировать безопасное поведение в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях криминального характера.
Содержание:
- Беседа.
- Разбор ситуаций по теме.
Словарь: экстремальные ситуации, криминальные ситуации.
Час здоровья.
Тема. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!
Цель. Пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья ребёнка с помощью закаливания. Активизация двигательной активности детей.
Содержание:
- Беседа
- Игры на воздухе: «Кто быстрей», «Спаси друга», «Мяч в кругу», «охотники и утки».
Тема. Итоговое занятие.
Цель. Проверить знания учащихся за 3 класс.
Содержание. Тестирование.
4 класс.
Тема. Осанка, жесты. Манеры поведения.
Цель. Познакомить учащихся с манерами поведения культурного и воспитанного человека. Научить заботиться о правильном положении тела.
Содержание:
- Беседа по теме.
- Разбор ситуаций.
- Игра.
- Оздоровительные упражнения « У меня спина прямая».
Словарь: сколиоз.
Тема. Мои глаза и уши.
Цель. Дать понятие о глазе - органе зрения. Познакомить со строением глаза. Формировать представление о правильном уходе за глазами.
Содержание:
- Беседа по теме.
- Разучить комплекс упражнений для глаз.
Тема. Моё сердце.
Цель. Познакомить с простейшим строением человеческого сердца и его функциями.
Формировать ценностное отношение к своему здоровью.
Содержание:
- Беседа с опорными таблицами и наглядностью.
- Игра «Вопрос – ответ».
Словарь: желудочки, предсердия, аорта.
Час здоровья.
Активизация двигательной активности детей.
Содержание:
Подвижные игры «Эстафеты с мячом», «Баскетбол».
Тема. Школьник и компьютер.
Цель. Познакомить учащихся с санитарно – гигиеническими требованиями при работе (игре) на компьютере.
Содержание:
- Беседа.
- Эрг – упражнения «Глядя в небо».
- Разминка «Лодочка».
Тема. Зависимый человек.
Цель. Познакомить учащихся с разными видами зависимости и способах их лечения. Профилактика недопустимости этой зависимости.
Содержание:
- Беседа по теме.
- Просмотр видео роликов по теме.
Тема. Сотовый телефон – друг или враг.
Цель. Рассказать о влиянии сотовых телефонов на растущий организм. Познакомить с правилами эксплуатации телефонов детьми.
Содержание:
- Беседа по теме.
- Совместная разработка правил пользования телефоном.
Словарь: излучение.
Час здоровья.
Активизация двигательной активности детей.
Тема. Наши помощники – бытовые приборы.
Цель. Познакомить учащихся с правилами пользования бытовыми приборами. Выделить основные группы электроприборов.
Содержание:
- Беседа «Бытовые приборы»
- Разгадывание кроссворда по теме.
- Словарь: бытовые приборы.
Тема. Страх и как его преодолеть?
Цель. С помощью специальных, психокоррекционных игр помочь детям справиться с проблемой страха.
Содержание:
- Беседа с иллюстрациями
- Игры – забавы (пятнашки, жмурки, прятки, быстрые ответы)
Тема. Опасные ситуации.
Цель. Познакомить учащихся с правилами поведения при обнаружении незнакомых вещей.
Содержание:
- Беседа
- Ситуация.
Тема. Будем делать хорошо и не будем плохо.
Цель. Формировать нравственные качества детей, раскрыть понятия: «хорошо», «плохо» на примерах и жизненных ситуациях. Воспитывать уважительное отношение к людям, учить способам выражения гнева.
Содержание:
- Беседа
- Рисунки
- Стихотворения
- Разбор жизненных ситуаций
Тема. Умей сказать: «Нет!»
Цель. Учить детей находить у одноклассников положительные качества личности, ценить достоинства своей личности.
Содержание:
- Беседа с использованием наглядности.
- Ситуации, в которых трудно бывает сказать: «Нет».
- Выставка рисунков.
Час здоровья.
Активизация двигательной активности детей.
Содержание:
Подвижные игры: «Встречная эстафета», «Живая корзина», «Круговая лапта», «Змейка».
Тема. Путешествие в страну Здоровячков.
Цель. Формирование навыков ЗОЖ и расширение кругозора. Учить снимать физическое и психическое напряжение.
Содержание:
- Загадки
- Игры
- Арттерапия
Тема. Летний отдых.
Цель.
Содержание:
- Беседа по теме о безопасном отдыхе.
- Конкурс рисунков «Моё лето!»
Тема. КВН «Наше здоровье»
Цель.
Содержание:
- Игра «КВН».
Список литературы
- Закон РФ «Об образовании», М.: 2006.
- Коровин К.Г., Зикеев А.Г., Тигранова Л.И. и др. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. – М.: Просвещение, 2006
- Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. М.: 1988.
- Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М.: 1963.
- Богданова Т.Г. Сурдопсихология. М.: 2002.
- Апанасенко Г.Л. Физическое развитие детей и подростков. К.: 1985.
- Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. отбор детей в специальные учреждения. М.: 1972.
- Велитченко В.К. Физкультура ослабленных детей. М.: 1989.
- Громбах С.М. Руководство школьных врачей. М.: 1966.
- Коржова А.А. Формы организации обучения и воспитания детей с недостатками слуха. Л.: 1900.
- Костанян А.О. Особенности скоростных качеств и их развитие с помощью физических упражнений у глухих школьников. М.: 1963.
- Дубровский В.И. Здоровый образ жизни. М.: 1981.
- Речицкая Е.Г. Развитие глухих учащихся в процессе внеклассной работы. Л.: 1988.
- Сатиров Т.Н. Показана всем.//Физическая культура в школе - 1980. №10
- Татарникова Л.Г., Захаревич Н.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребёнка. СПб.: 1997.
- Физкультура для всей семьи / Сост.Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина. М.: 1989.
- Валеология: Учебное пособие / Под ред. В. П. Соломина, Ю.Л. Варламова. СПб.: 1995.
- Гостюшин А.В. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 1 – 4. М.: 1995.
- Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии / Под ред. Л.В. Шапковой. – СПб.: «Детство – Пресс», 2005.
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Подвижные игры для дошкольников. – М.: 2008.
- Феоктистова В.Ф., Плиева Л.В. К здоровью через движение. – В.: 2010.
- Ковалько В.И. Здоровъесберегающие технологии: школьник и компьютер.- М.: 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие сознательного чтения младших школьников с нарушением слуха и речи.
В статье описаны приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Как научить читать и понимать прочитанныый текст детей младшего школьного возраста с нарушением слуха и речи...
Программа" Валеологическое воспитание младших школьников с нарушением слуха"
В основу прграммы заложена модель здоровой личности, в которой физический компонент характеризуется уровнем физического развития, степенью саморегуляции органов и систем наличием резервных возможносте...
Предметно-практическая деятельность как средство развития связной речи у младших школьников, имеющих нарушения слуха.
Презентация творческого отчета по теме, включающего в себя теоретическую и практическую части....
«Предметно-практическая деятельность как средство коррекции и развития связной речи у младших школьников с нарушением слуха».
Доклад для региональной научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников». Предметно-практическое обучение (ППО) – это специальный учебный предмет школы...
Проектная деятельность как средство развития УУД у младших школьников с нарушением слуха.
Проект – это комплексный метод, предполагающий по своей сути использование широкого спектра исследовательских, поисковых и практических приемов, организацию обучения в сотрудничестве. Проектный ...
Проектная деятельность как средство развития УУД у младших школьников с нарушением слуха.
Проект – это комплексный метод, предполагающий по своей сути использование широкого спектра исследовательских, поисковых и практических приемов, организацию обучения в сотрудничестве. Проектный ...
Нравственно- патриотическое воспитание младших школьников с нарушениями слуха
Нравственно- патриотическое воспитание младших школьников с нарушениями слуха...