Программа нравственного воспитания младших школьников
учебно-методический материал по теме
Представлена программа нравственного воспитания младших школьников (1-4 классы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nravstvennogo_vospitaniya.doc | 138 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
нравственного воспитания младших школьников
Нугаева Людмила Васильевна
учитель начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Саранска
В основу программы вошли положения о гуманистической школе, цели которой – формирование гармонической, всесторонне развитой личности, дать каждому школьнику базовое образование и привить элементарные навыки культурного поведения, и на их основе предоставить условия развития для тех сторон личности, для которых имеются наиболее благоприятные условия и объективные возможности семьи, школы.
1-й этап – диагностика изучения характера детей.
На этом этапе проводились систематические наблюдения за поведением учащихся, тестирование, индивидуальные беседы с учащимися и родителями. Полученные результаты показали, что у детей достаточно высокая мотивация к учению, но уровень воспитанности невысок.
Учитывая уже имеющиеся у детей навыки культурного поведения и результаты исследований, необходимо направить работу на формирование нравственного здоровья детей.
Цель программы – воспитание нравственной культуры личности, определяющейся степенью восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества и преломлением его в поведении, в основе которого лежит не совокупность определённых качеств, а нравственное развитие с опорой на положительное представление о себе.
Поставленная цель характеризуется в следующих задачах:
- влиять не на поведение ребёнка (чтобы изменить его), а на «Я»-образ, который постепенно складывается в его сознании;
- воспитывать неравнодушное отношение: любовь в себе и к себе – только на любви (а не на чувстве долга) может сформироваться культура человека, способствовать выработке потребности вести себя культурно и иммунитета к плохому;
- создать доброжелательный микроклимат в классе: построить взаимоотношения учащихся, классного руководителя, родителей на основе сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.
Принципом постепенности нравственное воспитание реализуется на каждом уроке, на классных часах, во внеклассной деятельности и в постоянной жизни детского коллектива.
В организации же нравственного образования учитываются такие возрастные качества, как: эмоциональная восприимчивость и отзывчивость; внушаемость и подражаемость; способность живо откликаться на слово учителя, активный интерес ко всему новому; к знаниям, стремление использовать их на практике. Детей в возрасте 7-10 лет отличает глубокая впечатлительность, которая откладывает отпечаток на всё психическое развитие ребёнка, в том числе радостное мироощущение, стремление быть лучше, что рождает волевое усилие в преодолении трудностей.
1-й класс
№ п/п | Тема классного часа | Содержание |
Введение. Азбука этики как предмет | Понятия «этика», «этикет». «Этикетка» поведения каждого человека. Этика как правила поведения и отношения к внешнему виду. Правила этикета и золотое правило этики. | |
Как я выгляжу | Понятие «внешний вид» (одежда, причёска, поза, жесты, мимика, речь). Бережное отношение к своим вещам и умение поддерживать порядок на своём рабочем месте. Вежливое общение, мимика в речевом этикете, роль жестов. Игровые ситуации. | |
Школьный этикет. Этикет на уроке | Понятие «этикет» и правила поведения на уроке. Необходимость этих правил для организации работы на уроке. Сюжетно-ролевая игра «Я на уроке». | |
Зачем быть вежливым | Понятия «вежливость», «привычка», «хорошее поведение». Вежливость – самая необходимая черта человека. Этикетные задачи. | |
Добро и зло в сказках | Понятия «добро - хорошо», «зло - плохо», сказка. Добро всегда побеждает зло потому, что этой победе помогает природа, животные, люди. | |
Что за прелесть эти сказки | Отличие сказки от рассказа. Красота героев сказок – их поступки во имя добра и красоты. Отношение героев сказок к природе, к людям. Зачем нужны сказки. | |
Сказки – волшебство, чудо и правда | Волшебство, чудо и правда в сказках. Волшебные, чудесные, правдивые отношения между людьми. Что в них общего и в чём различие. Волшебство, чудо в сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда, и она побеждает. | |
Сказка – ложь, да в ней намёк | Выдумка, фантазия в сказках. Добрая ложь («святая ложь», ложь во спасение). Лгать, говорить неправду – тоже зло. Победа правды над кривдой в сказках. | |
Кто сочиняет сказки | А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, братья Гримм, Г.Х. Андерсен, Ш. Перро и другие писали сказки для детей. Сказки слагает народ. Зачем сочиняют сказки для детей. Надо ли и можно ли учиться у героев сказок. | |
Твои поступки и твои родители | Понятия «хороший поступок», «плохой поступок», «родители», «уважение к родителям». Необходимость ценить добрые поступки, заботу и внимание к своим родителям. Сюжетно-ролевые игры. | |
Твои обязанности в школе и дома | Понятие «обязанность». Обязанности в школе и дома. Необходимость выполнения обязанностей. Обязанности по отношению к родителям. Игровые ситуации. | |
Ты и твоё здоровье | Понятия «здоровье», «режим дня», «личная гигиена». Необходимость соблюдения режима дня для укрепления здоровья человека. Советы доктора Айболита. | |
Праздничный этикет | Понятие «праздник», «праздник в классе», «эмоции». Эмоциональный мир человека. Рыцарский турнир вежливости. | |
Моя мама | Понятия «внимание», «забота», «чуткость, «сострадание». Настроение и состояние мамы. Сюжетно-ролевые игры. | |
Учись общаться | Понятия «диалог», «общение», «уважение». Правила этикета в общении со сверстниками. Правила этикета в общении с взрослыми. Сюжетно-ролевые игры. | |
Сказки в нашей жизни | Понятие «сказка», «жизнь», «этикет». Правила этикета в сказках и отношения между людьми. |
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащийся должен:
- раскрыть сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким;
- знать правила этикета и социального быта: вежливые слова, как вести себя в школе, классе, столовой;
- уметь для сохранения здоровья соблюдать личную гигиену, беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок, соблюдать правила дорожного движения, купить билет в автобусе, хлеб в магазине.
2-й класс
№ п/п | Тема классного часа | Содержание |
Речь письменная и устная | Значение речи в жизни человека. Чтение и беседа по рассказу о мальчике Феде. Игровые ситуации. | |
Культура речи | Понятие о неразрывной связи поведения и речи. Общее представление о правилах поведения в общественных местах. Этикетные задачи, сюжетно-ролевая игра. | |
«Деловой человек» | Учебная жизнь как особая сфера делового общения. Деловой человек, его поведение и речь. Аккуратность, опрятность в одежде – приметы делового человека. Игровые ситуации. Работа по группам. Составление диалогов на разные темы. | |
О вежливости | Вежливость – необходимое проявление общей культуры. Ситуации приветствия и прощания в классе, правила приветствия учителя. Жесты, поза, улыбка при приветствии и прощании. Сюжетно-ролевая игра по группам. Аукцион «Вежливые слова». | |
Что такое этикет | Этикет в школьной жизни. Опоздание на урок и поведение в этой ситуации. Этикетный облик человека и этикетное впечатление. Анализ русских пословиц и поговорок. Решение этикетных задач. | |
Умение вежливо слушать | Слушание как вид речевой деятельности. Умение не перебивать. Этикетные и неэтикетные реакции на говорение. Игровые ситуации. Решение этикетных задач. | |
Не ссориться и не обижать друг друга | Деловое взаимодействие школьников в ситуации урока. Вежливое и доброжелательное отношение к соседу по парте. Разыгрывание разных ситуаций на уроке по группам. Критика типичных этикетных ошибок. | |
«Разрешите мне сказать» | Правила этикетного поведения на уроке. Ситуация просьбы. Вежливый диалог учителя и ученика. Решение этикетных задач. Игровые ситуации. | |
Знакомство | Этикетные правила знакомства, отработка речевых формул знакомства по ролям. Сюжетно-ролевые игры по группам. | |
На перемене | Правила поведения во время школьной перемены. Умение развлечь себя и других. Разучивание игр, в которые можно играть на перемене. | |
В столовой | Правила поведения за столом. Разговоры за столом. Этикетные предписания и запреты. Разыгрывание диалога общения с работниками столовой. Критика типичных ошибок. | |
В транспорте. На улице | Правила поведения и взаимодействия детей при коллективных выходах. Поведение на улице и в общественном транспорте. Допустимая громкость речи. Анализ этикетных ошибок. Экскурсия в лес и наблюдение за поведением. | |
В кино и театре | Поведение в зрительном зале. Предметное освоение ситуации и специальной лексики. Составление беседы с билетёром, разговор с соседом. Этикетные запреты. | |
Отношение с младшими | Общение с младшими. Формы родственных отношений. Формы утешения. Аукцион «Добрые слова». Сюжетно-ролевые игры по группам. | |
Участие к человеку | Речевые формы утешения. Помощь и участие в различных ситуациях. Задушевный разговор между друзьями. Игра по кругу «Чтобы я хотел сказать хорошее больному другу». | |
Дома после школы | Взаимоотношения детей и родителей. Речевые формулы сопереживания и сочувствия. Сюжетно-ролевые игры. Игра «Семейный телефон». | |
Разговор | Жанровое разнообразие разговоров. Этические основы разговора. Разговор про секреты. Упражнения-откровения «Мои пять самые…». | |
Обобщение. «Праздник чудес» | Создание праздничной атмосферы, совместные игры: культура поведения в общении, за столом. Праздник, чаепитие, конкурсы, игры. |
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащийся должен:
- раскрыть сущность понятий: речевой этикет, культура речи, деловой человек, утешение;
- знать и соблюдать правила поведения в общественных местах, на улице и в общественном транспорте, правила этикетного поведения на уроке и во время школьной перемены, этикетные правила знакомства.
- уметь вежливо и доброжелательно относиться к одноклассникам, соблюдать правила приветствия и прощания в общении с детьми и учителем; уметь общаться с младшими и применять при необходимости различные формы утешения.
3-й класс
№ п/п | Тема классного часа | Содержание |
Введение. Я среди людей | Что такое человек. Формирование человека и окружающая среда. Понятия «я», «мы», «они». Общее и отличительное в этих понятиях. Сюжетно-ролевая игра «Я и другие люди». | |
Кто я и как я выгляжу | Нравственные понятия «я», «внешний вид». Почему люди по внешнему виду отличаются друг от друга. Лицо, одежда, мимика, жесты, речь. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. | |
Я – личность | Понятия «личность», «индивидуальность», «неповторимость». Внешний и внутренний мир человека. Я – мой характер, мои знания. Моё поведение зависит от меня самого. Игровые ситуации. | |
Я и мои роли | Понятие «роль» в кино, театре, жизни. Мои роли сегодня – кто я в этом мире. Правила этикета и общения в моих ролях дома, в школе, на улице. Решение этикетных задач. Критика типичных этикетных ошибок. | |
Добро и зло в сказках | Добрые и злые поступки, их последствия. Ложь, выдумка, фантазия в сказках (преувеличение, преуменьшение). Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. | |
Русские народные сказки | Русские сказки – это представления народа о добре и зле, надежды и мечтания о будущей жизни. Волшебные сказки – предания старины глубокой. Сказка - это знакомство с бытом русского народа, его мечтами, а также душевной красотой простых людей, их готовностью и умением постоять за добро против зла. | |
Праздники в жизни человека | Понятия «праздник», «праздничный». Правила этикета праздничного общения, Школьные и классные праздники. Подарки и их значение в жизни человека. Церковные праздники и традиции их проведения. Как вести себя в храме. | |
День рождения | Дать понятия «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для гостя. Правила этикета на дне рождения для именинника. Дарение подарков. Сюжетно-ролевая игра «Мы на дне рождения». | |
Отношение к старшим | Семья, родители, родные (братья, сёстры, бабушки, дедушки). Отношения поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы, сострадания, помощи в семье. Обида. Почему надо уважать старшее поколение. Необходимость учиться добру, чуткости, вниманию. Русские и кавказские традиции отношения к старшим. | |
У моих родителей – золотые руки | Выставка семейных поделок. | |
Отношение к учителю | Учитель и его обязанности в школе. Как должны относиться ученики к учителю и почему? Этикет в общении с учителем. Национальные традиции России в общении учителя и ученика. Сюжетно-ролевая игра. Решение этикетных задач. | |
Чем я богат | Дать понятия «характер», «сундучок», богатство человека – в его характере. | |
Речевой этикет | Понятия «тон голоса», «речь», «общение». Специфика речевого общения. Отличие устной речи от письменной. Речь и отношение человека к людям. Уважительное речевое общение. Шутки. Отражение характера в речи. Мимика, жесты, поза и поведение человека. Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера, отношения к людям. Составление диалогов на разные темы. | |
Вежливость и этикет | Содержание понятий «вежливость», «этикет». Зачем нужны людям правила вежливости и этикета. Как человек формирует «личный» этикет. Основные правила вежливости в общении. Этикетные задачи. | |
Товарищи и друзья | Понятия «товарищ», «друг», «господин». Особенности их использования в общении между людьми. Товарищество и дружба в традициях русского народа и других народов. Верность и бескорыстие в дружбе. Игровые ситуации. | |
Наш класс | Дать понятия «класс», «коллектив класса». Роль вежливого общения и взаимопомощи в классе для дальнейшей жизни. Составление диалогов на разные темы. | |
Что в нашем имени | Дать понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Обращение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Решение этикетных задач. Критика типичных этикетных ошибок. | |
Удовольствие в игре | Понятия «игра», «играющие», «интерес», «азарт». Основные этические правила поведения в игре. Делу – время, потехе – час. Играй, а дело не забывай. В здоровом теле – здоровый дух. |
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащийся должен:
- усвоить сущность понятий: интерес, любовь к ближнему, вежливость, себялюбие, грубость, наушничество, подлость, обман, чёрствость души, щедрость души;
- знать, как помочь товарищу в учёбе и как принять эту помощь, как вести себя в кинотеатре, клубе, музее, библиотеке; гигиенические требования к еде, жилищу, одежде; основные средства связи;
- уметь достойно вести себя в кинотеатре, клубе, музее, библиотеке; правильно выбрать книгу; уметь закаливать свой организм; производить мелкий ремонт;
- знать состав своей семьи и уметь с ними общаться.
4-й класс
№ п/п | Тема классного часа | Содержание |
Азбука этики. Правила этикета в школе. Деловая игра и её правила | Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо». Повторение правил этикета в школе. Деловая игра и её правила. | |
Как я выгляжу | Понятия «внешний вид» и «внутренний мир» человека. Зависимость внешнего вида от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих. Сюжетно-ролевые игры по группам. | |
Я – личность. Мои родители | Понятия «личность», «индивидуальность», роли человека в жизни. Особенности развития мальчика и девочки и их общественные роли. Игровые ситуации. | |
Нравственный мир сказок | Понятия «зло», «добро», «жизнь», «обычаи», «традиции». Отражение в сказках жизни людей. Сказки – рецепты поведения в различных ситуациях. | |
Устав – основной закон школы | Понятия «закон», «устав», «устав школы», «правила», «обязанности». Права и обязанности, зачем они нужны. Этикет в школе. Права и обязанности ученика. Игровые ситуации. | |
Человек и его имя | Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Не имя красит человека, а дела и поступки. Этикетные задачи | |
Я и мои друзья | Понятия «друг», «товарищ», «приятель, «знакомый». Роль дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Сюжетно-ролевые игры по группам. | |
Верность слову | Понятия «слово», «верность слову», «честь». Верность слову как черта характера. Игровые ситуации. | |
Речевой этикет | Понятия «речь», «диалог», «рассказ», «спор». Повторение понятий «этикет», «правила речевого этикета». Речевой этикет и манера поведения. Речевой этикет – жесты, мимика, поза. Этикетные задачи | |
Умение общаться | Понятия «обращение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мнениями. Обмен мнениями на спортивных занятиях и экскурсиях. | |
Этикет в общественных местах | Понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность». Правила поведения на концерте, в театре, музее и кино. Деловая игра «Ты в театре и музее». Игровые ситуации. | |
Библиотека – хранительница знаний | Понятия «библиотека», «каталог», «хранительница знаний». Экскурсия в библиотеку. Правила пользования и поведения в библиотеке. Сюжетно-ролевые игры по группам. | |
Отзывчивость и доброта | Понятия «доброта» и «отзывчивость». Добро и отзывчивость в сказках и жизни человека. Этикетные задачи | |
Я познаю себя и других | Понятие «потребности человека». Биологические, социальные и духовные потребности. Способности: наследственные и приобретённые. Исторические справки. Разбор ситуаций. | |
Формы моральной оценки и самооценки | Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Отношение к себе и другим. Понятия «ссора», «скандал», «конфликт». Ответственность человека за свои поступки. Моральная оценка поступков людей. Сюжетно-ролевые игры по группам. | |
Культура поведения человека | Понятия «культура», «культура поведения», «правила приличия», культурное и некультурное поведение. Правила поведения на улице при знакомстве. Деловая игра «Учимся культуре поведения». | |
Праздничный этикет | Понятие «праздник». Праздник в школе и в классе. Правила этикета на празднике. |
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащийся должен:
- усвоить сущность понятий: доверие, верность, взаимопомощь, враньё, мужество, обязанность, поведение, поступок, смелость, сочувствие, страх, трудолюбие, честность, семья, труд;
- знать, как помочь товарищу в учёбе, как вести себя за столом, что и как едят; санитарно-гигиенические требования и техника безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;
- уметь оказывать внимание и проявлять чуткость к товарищу и учителю; пользоваться столовыми приборами; правильно играть и вести себя во время любой игры; взять книгу в читальном зале и поработать с ней; выполнять правила этикета и обязанности ученика в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа нравственного воспитания младших школьников "Азбука добра" 1 класс
Авторская программа для 1 класса "Азбука добра" по этическому, эстетическому и нравственному воспитанию...
Программа "Нравственное воспитание младших школьников"1- 4 класс
Программа предполагает развитие нравственных качеств личности, включает задачи, содержание воспитательной работы,виды деятельности, ценности человечества....
Программа "Нравственное воспитание младших школьников"
Работа по самообразованию "Нравственное воспитание младших школьников"...
"Программа нравственного воспитания младших школьников"
Целью программы является систематизация воспитательной работы в направлении "Нравственность"путём объединения содержательной, воспитательной сторон и разных форм организации деятельности всех уча...
Духовно — нравственное воспитание младших школьников через реализацию программы“Азбука нравственности”
Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Занятие, проводимое в рамках “Азбуки нравственности”, является дополнительным средством решения задач...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...
Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".
Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...