Программа нравственного воспитания младших школьников
учебно-методический материал по теме
Представлена программа нравственного воспитания младших школьников (1-4 классы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 138 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
нравственного воспитания младших школьников
Нугаева Людмила Васильевна
учитель начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Саранска
В основу программы вошли положения о гуманистической школе, цели которой – формирование гармонической, всесторонне развитой личности, дать каждому школьнику базовое образование и привить элементарные навыки культурного поведения, и на их основе предоставить условия развития для тех сторон личности, для которых имеются наиболее благоприятные условия и объективные возможности семьи, школы.
1-й этап – диагностика изучения характера детей.
На этом этапе проводились систематические наблюдения за поведением учащихся, тестирование, индивидуальные беседы с учащимися и родителями. Полученные результаты показали, что у детей достаточно высокая мотивация к учению, но уровень воспитанности невысок.
Учитывая уже имеющиеся у детей навыки культурного поведения и результаты исследований, необходимо направить работу на формирование нравственного здоровья детей.
Цель программы – воспитание нравственной культуры личности, определяющейся степенью восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества и преломлением его в поведении, в основе которого лежит не совокупность определённых качеств, а нравственное развитие с опорой на положительное представление о себе.
Поставленная цель характеризуется в следующих задачах:
- влиять не на поведение ребёнка (чтобы изменить его), а на «Я»-образ, который постепенно складывается в его сознании;
- воспитывать неравнодушное отношение: любовь в себе и к себе – только на любви (а не на чувстве долга) может сформироваться культура человека, способствовать выработке потребности вести себя культурно и иммунитета к плохому;
- создать доброжелательный микроклимат в классе: построить взаимоотношения учащихся, классного руководителя, родителей на основе сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.
Принципом постепенности нравственное воспитание реализуется на каждом уроке, на классных часах, во внеклассной деятельности и в постоянной жизни детского коллектива.
В организации же нравственного образования учитываются такие возрастные качества, как: эмоциональная восприимчивость и отзывчивость; внушаемость и подражаемость; способность живо откликаться на слово учителя, активный интерес ко всему новому; к знаниям, стремление использовать их на практике. Детей в возрасте 7-10 лет отличает глубокая впечатлительность, которая откладывает отпечаток на всё психическое развитие ребёнка, в том числе радостное мироощущение, стремление быть лучше, что рождает волевое усилие в преодолении трудностей.
1-й класс
№ п/п | Тема классного часа | Содержание |
Введение. Азбука этики как предмет | Понятия «этика», «этикет». «Этикетка» поведения каждого человека. Этика как правила поведения и отношения к внешнему виду. Правила этикета и золотое правило этики. | |
Как я выгляжу | Понятие «внешний вид» (одежда, причёска, поза, жесты, мимика, речь). Бережное отношение к своим вещам и умение поддерживать порядок на своём рабочем месте. Вежливое общение, мимика в речевом этикете, роль жестов. Игровые ситуации. | |
Школьный этикет. Этикет на уроке | Понятие «этикет» и правила поведения на уроке. Необходимость этих правил для организации работы на уроке. Сюжетно-ролевая игра «Я на уроке». | |
Зачем быть вежливым | Понятия «вежливость», «привычка», «хорошее поведение». Вежливость – самая необходимая черта человека. Этикетные задачи. | |
Добро и зло в сказках | Понятия «добро - хорошо», «зло - плохо», сказка. Добро всегда побеждает зло потому, что этой победе помогает природа, животные, люди. | |
Что за прелесть эти сказки | Отличие сказки от рассказа. Красота героев сказок – их поступки во имя добра и красоты. Отношение героев сказок к природе, к людям. Зачем нужны сказки. | |
Сказки – волшебство, чудо и правда | Волшебство, чудо и правда в сказках. Волшебные, чудесные, правдивые отношения между людьми. Что в них общего и в чём различие. Волшебство, чудо в сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда, и она побеждает. | |
Сказка – ложь, да в ней намёк | Выдумка, фантазия в сказках. Добрая ложь («святая ложь», ложь во спасение). Лгать, говорить неправду – тоже зло. Победа правды над кривдой в сказках. | |
Кто сочиняет сказки | А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, братья Гримм, Г.Х. Андерсен, Ш. Перро и другие писали сказки для детей. Сказки слагает народ. Зачем сочиняют сказки для детей. Надо ли и можно ли учиться у героев сказок. | |
Твои поступки и твои родители | Понятия «хороший поступок», «плохой поступок», «родители», «уважение к родителям». Необходимость ценить добрые поступки, заботу и внимание к своим родителям. Сюжетно-ролевые игры. | |
Твои обязанности в школе и дома | Понятие «обязанность». Обязанности в школе и дома. Необходимость выполнения обязанностей. Обязанности по отношению к родителям. Игровые ситуации. | |
Ты и твоё здоровье | Понятия «здоровье», «режим дня», «личная гигиена». Необходимость соблюдения режима дня для укрепления здоровья человека. Советы доктора Айболита. | |
Праздничный этикет | Понятие «праздник», «праздник в классе», «эмоции». Эмоциональный мир человека. Рыцарский турнир вежливости. | |
Моя мама | Понятия «внимание», «забота», «чуткость, «сострадание». Настроение и состояние мамы. Сюжетно-ролевые игры. | |
Учись общаться | Понятия «диалог», «общение», «уважение». Правила этикета в общении со сверстниками. Правила этикета в общении с взрослыми. Сюжетно-ролевые игры. | |
Сказки в нашей жизни | Понятие «сказка», «жизнь», «этикет». Правила этикета в сказках и отношения между людьми. |
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащийся должен:
- раскрыть сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким;
- знать правила этикета и социального быта: вежливые слова, как вести себя в школе, классе, столовой;
- уметь для сохранения здоровья соблюдать личную гигиену, беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок, соблюдать правила дорожного движения, купить билет в автобусе, хлеб в магазине.
2-й класс
№ п/п | Тема классного часа | Содержание |
Речь письменная и устная | Значение речи в жизни человека. Чтение и беседа по рассказу о мальчике Феде. Игровые ситуации. | |
Культура речи | Понятие о неразрывной связи поведения и речи. Общее представление о правилах поведения в общественных местах. Этикетные задачи, сюжетно-ролевая игра. | |
«Деловой человек» | Учебная жизнь как особая сфера делового общения. Деловой человек, его поведение и речь. Аккуратность, опрятность в одежде – приметы делового человека. Игровые ситуации. Работа по группам. Составление диалогов на разные темы. | |
О вежливости | Вежливость – необходимое проявление общей культуры. Ситуации приветствия и прощания в классе, правила приветствия учителя. Жесты, поза, улыбка при приветствии и прощании. Сюжетно-ролевая игра по группам. Аукцион «Вежливые слова». | |
Что такое этикет | Этикет в школьной жизни. Опоздание на урок и поведение в этой ситуации. Этикетный облик человека и этикетное впечатление. Анализ русских пословиц и поговорок. Решение этикетных задач. | |
Умение вежливо слушать | Слушание как вид речевой деятельности. Умение не перебивать. Этикетные и неэтикетные реакции на говорение. Игровые ситуации. Решение этикетных задач. | |
Не ссориться и не обижать друг друга | Деловое взаимодействие школьников в ситуации урока. Вежливое и доброжелательное отношение к соседу по парте. Разыгрывание разных ситуаций на уроке по группам. Критика типичных этикетных ошибок. | |
«Разрешите мне сказать» | Правила этикетного поведения на уроке. Ситуация просьбы. Вежливый диалог учителя и ученика. Решение этикетных задач. Игровые ситуации. | |
Знакомство | Этикетные правила знакомства, отработка речевых формул знакомства по ролям. Сюжетно-ролевые игры по группам. | |
На перемене | Правила поведения во время школьной перемены. Умение развлечь себя и других. Разучивание игр, в которые можно играть на перемене. | |
В столовой | Правила поведения за столом. Разговоры за столом. Этикетные предписания и запреты. Разыгрывание диалога общения с работниками столовой. Критика типичных ошибок. | |
В транспорте. На улице | Правила поведения и взаимодействия детей при коллективных выходах. Поведение на улице и в общественном транспорте. Допустимая громкость речи. Анализ этикетных ошибок. Экскурсия в лес и наблюдение за поведением. | |
В кино и театре | Поведение в зрительном зале. Предметное освоение ситуации и специальной лексики. Составление беседы с билетёром, разговор с соседом. Этикетные запреты. | |
Отношение с младшими | Общение с младшими. Формы родственных отношений. Формы утешения. Аукцион «Добрые слова». Сюжетно-ролевые игры по группам. | |
Участие к человеку | Речевые формы утешения. Помощь и участие в различных ситуациях. Задушевный разговор между друзьями. Игра по кругу «Чтобы я хотел сказать хорошее больному другу». | |
Дома после школы | Взаимоотношения детей и родителей. Речевые формулы сопереживания и сочувствия. Сюжетно-ролевые игры. Игра «Семейный телефон». | |
Разговор | Жанровое разнообразие разговоров. Этические основы разговора. Разговор про секреты. Упражнения-откровения «Мои пять самые…». | |
Обобщение. «Праздник чудес» | Создание праздничной атмосферы, совместные игры: культура поведения в общении, за столом. Праздник, чаепитие, конкурсы, игры. |
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащийся должен:
- раскрыть сущность понятий: речевой этикет, культура речи, деловой человек, утешение;
- знать и соблюдать правила поведения в общественных местах, на улице и в общественном транспорте, правила этикетного поведения на уроке и во время школьной перемены, этикетные правила знакомства.
- уметь вежливо и доброжелательно относиться к одноклассникам, соблюдать правила приветствия и прощания в общении с детьми и учителем; уметь общаться с младшими и применять при необходимости различные формы утешения.
3-й класс
№ п/п | Тема классного часа | Содержание |
Введение. Я среди людей | Что такое человек. Формирование человека и окружающая среда. Понятия «я», «мы», «они». Общее и отличительное в этих понятиях. Сюжетно-ролевая игра «Я и другие люди». | |
Кто я и как я выгляжу | Нравственные понятия «я», «внешний вид». Почему люди по внешнему виду отличаются друг от друга. Лицо, одежда, мимика, жесты, речь. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. | |
Я – личность | Понятия «личность», «индивидуальность», «неповторимость». Внешний и внутренний мир человека. Я – мой характер, мои знания. Моё поведение зависит от меня самого. Игровые ситуации. | |
Я и мои роли | Понятие «роль» в кино, театре, жизни. Мои роли сегодня – кто я в этом мире. Правила этикета и общения в моих ролях дома, в школе, на улице. Решение этикетных задач. Критика типичных этикетных ошибок. | |
Добро и зло в сказках | Добрые и злые поступки, их последствия. Ложь, выдумка, фантазия в сказках (преувеличение, преуменьшение). Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. | |
Русские народные сказки | Русские сказки – это представления народа о добре и зле, надежды и мечтания о будущей жизни. Волшебные сказки – предания старины глубокой. Сказка - это знакомство с бытом русского народа, его мечтами, а также душевной красотой простых людей, их готовностью и умением постоять за добро против зла. | |
Праздники в жизни человека | Понятия «праздник», «праздничный». Правила этикета праздничного общения, Школьные и классные праздники. Подарки и их значение в жизни человека. Церковные праздники и традиции их проведения. Как вести себя в храме. | |
День рождения | Дать понятия «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для гостя. Правила этикета на дне рождения для именинника. Дарение подарков. Сюжетно-ролевая игра «Мы на дне рождения». | |
Отношение к старшим | Семья, родители, родные (братья, сёстры, бабушки, дедушки). Отношения поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы, сострадания, помощи в семье. Обида. Почему надо уважать старшее поколение. Необходимость учиться добру, чуткости, вниманию. Русские и кавказские традиции отношения к старшим. | |
У моих родителей – золотые руки | Выставка семейных поделок. | |
Отношение к учителю | Учитель и его обязанности в школе. Как должны относиться ученики к учителю и почему? Этикет в общении с учителем. Национальные традиции России в общении учителя и ученика. Сюжетно-ролевая игра. Решение этикетных задач. | |
Чем я богат | Дать понятия «характер», «сундучок», богатство человека – в его характере. | |
Речевой этикет | Понятия «тон голоса», «речь», «общение». Специфика речевого общения. Отличие устной речи от письменной. Речь и отношение человека к людям. Уважительное речевое общение. Шутки. Отражение характера в речи. Мимика, жесты, поза и поведение человека. Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера, отношения к людям. Составление диалогов на разные темы. | |
Вежливость и этикет | Содержание понятий «вежливость», «этикет». Зачем нужны людям правила вежливости и этикета. Как человек формирует «личный» этикет. Основные правила вежливости в общении. Этикетные задачи. | |
Товарищи и друзья | Понятия «товарищ», «друг», «господин». Особенности их использования в общении между людьми. Товарищество и дружба в традициях русского народа и других народов. Верность и бескорыстие в дружбе. Игровые ситуации. | |
Наш класс | Дать понятия «класс», «коллектив класса». Роль вежливого общения и взаимопомощи в классе для дальнейшей жизни. Составление диалогов на разные темы. | |
Что в нашем имени | Дать понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Обращение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Решение этикетных задач. Критика типичных этикетных ошибок. | |
Удовольствие в игре | Понятия «игра», «играющие», «интерес», «азарт». Основные этические правила поведения в игре. Делу – время, потехе – час. Играй, а дело не забывай. В здоровом теле – здоровый дух. |
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащийся должен:
- усвоить сущность понятий: интерес, любовь к ближнему, вежливость, себялюбие, грубость, наушничество, подлость, обман, чёрствость души, щедрость души;
- знать, как помочь товарищу в учёбе и как принять эту помощь, как вести себя в кинотеатре, клубе, музее, библиотеке; гигиенические требования к еде, жилищу, одежде; основные средства связи;
- уметь достойно вести себя в кинотеатре, клубе, музее, библиотеке; правильно выбрать книгу; уметь закаливать свой организм; производить мелкий ремонт;
- знать состав своей семьи и уметь с ними общаться.
4-й класс
№ п/п | Тема классного часа | Содержание |
Азбука этики. Правила этикета в школе. Деловая игра и её правила | Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо». Повторение правил этикета в школе. Деловая игра и её правила. | |
Как я выгляжу | Понятия «внешний вид» и «внутренний мир» человека. Зависимость внешнего вида от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих. Сюжетно-ролевые игры по группам. | |
Я – личность. Мои родители | Понятия «личность», «индивидуальность», роли человека в жизни. Особенности развития мальчика и девочки и их общественные роли. Игровые ситуации. | |
Нравственный мир сказок | Понятия «зло», «добро», «жизнь», «обычаи», «традиции». Отражение в сказках жизни людей. Сказки – рецепты поведения в различных ситуациях. | |
Устав – основной закон школы | Понятия «закон», «устав», «устав школы», «правила», «обязанности». Права и обязанности, зачем они нужны. Этикет в школе. Права и обязанности ученика. Игровые ситуации. | |
Человек и его имя | Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Не имя красит человека, а дела и поступки. Этикетные задачи | |
Я и мои друзья | Понятия «друг», «товарищ», «приятель, «знакомый». Роль дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Сюжетно-ролевые игры по группам. | |
Верность слову | Понятия «слово», «верность слову», «честь». Верность слову как черта характера. Игровые ситуации. | |
Речевой этикет | Понятия «речь», «диалог», «рассказ», «спор». Повторение понятий «этикет», «правила речевого этикета». Речевой этикет и манера поведения. Речевой этикет – жесты, мимика, поза. Этикетные задачи | |
Умение общаться | Понятия «обращение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мнениями. Обмен мнениями на спортивных занятиях и экскурсиях. | |
Этикет в общественных местах | Понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность». Правила поведения на концерте, в театре, музее и кино. Деловая игра «Ты в театре и музее». Игровые ситуации. | |
Библиотека – хранительница знаний | Понятия «библиотека», «каталог», «хранительница знаний». Экскурсия в библиотеку. Правила пользования и поведения в библиотеке. Сюжетно-ролевые игры по группам. | |
Отзывчивость и доброта | Понятия «доброта» и «отзывчивость». Добро и отзывчивость в сказках и жизни человека. Этикетные задачи | |
Я познаю себя и других | Понятие «потребности человека». Биологические, социальные и духовные потребности. Способности: наследственные и приобретённые. Исторические справки. Разбор ситуаций. | |
Формы моральной оценки и самооценки | Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Отношение к себе и другим. Понятия «ссора», «скандал», «конфликт». Ответственность человека за свои поступки. Моральная оценка поступков людей. Сюжетно-ролевые игры по группам. | |
Культура поведения человека | Понятия «культура», «культура поведения», «правила приличия», культурное и некультурное поведение. Правила поведения на улице при знакомстве. Деловая игра «Учимся культуре поведения». | |
Праздничный этикет | Понятие «праздник». Праздник в школе и в классе. Правила этикета на празднике. |
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащийся должен:
- усвоить сущность понятий: доверие, верность, взаимопомощь, враньё, мужество, обязанность, поведение, поступок, смелость, сочувствие, страх, трудолюбие, честность, семья, труд;
- знать, как помочь товарищу в учёбе, как вести себя за столом, что и как едят; санитарно-гигиенические требования и техника безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;
- уметь оказывать внимание и проявлять чуткость к товарищу и учителю; пользоваться столовыми приборами; правильно играть и вести себя во время любой игры; взять книгу в читальном зале и поработать с ней; выполнять правила этикета и обязанности ученика в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/08/26/picture-1284.jpg)
Авторская программа нравственного воспитания младших школьников "Азбука добра" 1 класс
Авторская программа для 1 класса "Азбука добра" по этическому, эстетическому и нравственному воспитанию...
Программа "Нравственное воспитание младших школьников"1- 4 класс
Программа предполагает развитие нравственных качеств личности, включает задачи, содержание воспитательной работы,виды деятельности, ценности человечества....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/14/picture-382733-1389725317.jpg)
Программа "Нравственное воспитание младших школьников"
Работа по самообразованию "Нравственное воспитание младших школьников"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/09/picture-95228-1547015333.jpg)
"Программа нравственного воспитания младших школьников"
Целью программы является систематизация воспитательной работы в направлении "Нравственность"путём объединения содержательной, воспитательной сторон и разных форм организации деятельности всех уча...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/12/picture-58080-1410531322.png)
Духовно — нравственное воспитание младших школьников через реализацию программы“Азбука нравственности”
Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Занятие, проводимое в рамках “Азбуки нравственности”, является дополнительным средством решения задач...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/08/picture-872852-1644332252.jpg)
Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...
Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".
Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...