Театр времени
классный час (4 класс) по теме
Классный час о театре, как об одном из виде культуры.
Целью классного часа является:
¾ дать учащимся первоначальные сведения о культуре, рассказать о Годе культуры;
¾ расширить представление учащихся о театре, о видах театра и о назначении некоторых театральных помещений;
¾ познакомить детей с правилами поведения в театре;
¾ развивать речь учащихся, любознательность, воображение, память;
¾ воспитывать любовь к театру, уважение к труду, стремление к осознанному выполнению правил.
Данный материал поможет учителю и классному руководителю всецело организовать работу с учащимися по вопросам этики, культуры поведения в обществе, в частности в театре; расширить кругозор учащихся начального звена на доступном языке материалом. Так же в материале содержится историческая справка о создании и поэтапном развитии театра, о видах театра и постановках, региональный компонент - рассказ о создании Карачаево-Черкесского драматического театра.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Классный час «Театр времени»
Цель классного часа:
- дать учащимся первоначальные сведения о культуре, рассказать о Годе культуры;
- познакомить c историей возникновения театра, видами театра, о назначении некоторых театральных помещений и правилами поведения в театре;
- способствовать развитию речи, мышления, памяти;
- воспитывать интерес к искусству и стремление к осознанному соблюдению правил этикета.
Оборудование и реквизит:
- театральные билеты, программки, афиши, книги о театре, рисунки и фотографии;
- аудиотехника, и музыкальное сопровождение «Время вперед»;
- компьютер, проектор;
- на доске надпись с названием мероприятия «Театр времени»
- карточки «настроение», сказочные персонажи, декорации.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
- Актуализация знаний и умений.
Учитель: Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний классный час принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Каким бы вы хотели видеть наш классный час? С каким настроением вы его начинаете? «Просигнальте» мне, пожалуйста.
(Дети поднимают карточку – «настроение».)
- Стадия вызова.
Учитель: А чтобы тему классного часа узнать, нам надо вспомнить: 2014 год объявлен в России Годом чего?
Ответы детей: Годом культуры.
Соответствующий указ подписал Президент Владимир Путин 22 апреля 2013 года.
В документе говорится, что Год культуры будет проведен с целью «…привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире».
Разработан план основных мероприятий: строительство культурных центров, поддержка проектов по сохранению исторического облика малых городов, поддержка и развитие межрегиональных проектов по развитию культурно-познавательного туризма.
В рамках Года культуры планировалась проведение календарных мероприятий года. Какие вы знаете мероприятия, приуроченные к данной теме?
- 200-летие со дня рождения М.Ю.Лермонтова.
Михаил Юрьевич Лермонтов (3 октября (15 октября) 1814 – 15 июля (27 июля) 1841) – русский поэт, прозаик, драматург, художник.
- 250 лет со дня основания Государственного Эрмитажа.
Государственный Эрмитаж - один из самых больших и известных художественных музеев в мире.
Эрмитаж занимает семь зданий: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр, Меншиковский дворец и бывшее здание Главного штаба.
- 190 лет со времени открытия Государственного академического Малого театра России.
Государственный академический Малый театр России – один из старейших театров России, сыгравших выдающий роль в развитии русской национальной культуры.
Учитель. Основные виды культуры - это театр, музей, выставочные залы и др. Сегодня мы поговорим о театре. Театр – культурно-просветительское учреждение. В переводе с греческого театр (θέατρον) — зрелище.
- Целеполагание.
- Какую цель вы себе поставите на сегодняшнем занятии?
- Что бы вы хотели узнать?
- Сегодня мы будем обсуждать несколько серьезных вопросов:
- вопрос о культурных ценностях Российского народа;
- как возник и развивался театр;
- и как нужно вести себя в театре.
Мы отправляемся в театр. – Что вы себе представили, услышав слово «театр». (Ответы детей) Вы, наверное, заметили, что перед входом в театр, нас встретили сказочные герои: Филя и Степашка. Слайд № 1
- Беседа о правилах поведения в театре
Учитель: А теперь послушайте, о чем разговаривают Филя и Степашка. (Учитель надевает перчаточные куклы и далее говорит от их имени.)
Степашка. Я считаю, что во всех общественных местах, в том числе и в театрах необходимо уметь себя вести.
Филя. А я уверен, что соблюдать нужно только правила дорожного движения, а в театре нужно вести себя как получится: свистеть, кривляться…
Учитель. Ребята, кто из них прав? (ответы детей). Человек живет в обществе и от умения культурно вести себя, общаться с людьми зависит хорошее настроение каждого из нас.
Вы были в театрах? Что смотрели? (Ответы детей.)
Учитель. Ой! Кто-то еще хочет побывать в театре вместе с нами. И они о чем-то говорят.
Филя обращается к Степашке. В театр приходи небрежно и непразднично одетым. При входе кричи, толкайся, всех распихивай. Билет брось у входа к ногам контролера. В верхней одежде пробеги в зрительный зал. Обязательно постарайся опоздать к началу представления.
Беседа с детьми: дети оспаривают «вредные советы» Фили.
Учитель. Молодцы! В фойе театра вы можете приобрести программку. Что можно узнать из нее? (Показывает театральные программки. Дети рассматривают, читают, отвечают.)
Учитель. А теперь мы послушаем правила поведения в театре.
- Желательно приехать самое малое за 15 минут до начала представления, чтобы можно без спешки и без очереди сдать верхнюю одежду в гардероб, поправить прическу, купить программку и занять свои места в зале.
В гардеробе мужчина помогает женщине снять верхнюю одежду и берет номерки, которые хранит у себя до окончания спектакля.
- Мужчина покупает программку и первым входит в зал. Когда вы нашли свой ряд – пропустите спутницу вперед. Проходить по ряду к своим местам следует, повернувшись лицом к сидящим и извинившись за причиняемое беспокойство.
Если ваши места в середине ряда – придите в зал немного пораньше, чтобы без лишних неудобств занять их. Женщине полагается занимать место справа от своего спутника.
- Не стоит дожидаться третьего звонка. Если уж вы так нерасторопны, что опоздали, то не рвитесь к своим местам, отвлекая всех от сцены, наступая на ноги и загораживая происходящее. Или займите свободные места, или постойте у двери.
- Если вы увидели в зале знакомого – поклонитесь и оставьте обсуждение новостей до антракта, негоже размахивать руками, привлекая внимание всего зала, громко переговариваться через несколько рядов.
Если мужчина пришел в театр не один, то он исполняет роль сопровождающего своей дамы, не покидая ее ни в зале, ни в гардеробе, ни в буфете.
- Не рекомендуется приносить собой в зрительный зал шоколад, яблоки, бутерброды и т.д., чтобы перекусить, если вы не успели это сделать дома – в любом театре для этого есть буфет.
- Недопустимо во время спектакля перешептываться, шаркать ногами, стучать пальцами по подлокотнику кресла – этим вы отвлекаете не только зрителей, но и актеров.
- Взяв собой бинокль, используйте его по назначению, а не занимайтесь изучением зала.
- Не срывайтесь с места за пять минут до окончания спектакля, чтобы успеть в буфет или гардероб – эти минуты вас не спасут, а настроение актерам, которые работали для вас два часа, испортят.
- Дождавшись, когда занавес опустят, не торопитесь покинут зал – нередко актеры выходят на поклон – разве не приятно еще раз увидеть людей, чья работа вам понравилось? Другое дело, если спектакль плох, тогда вы можете покинуть театр еще во время антракта (но не вовремя действия).
- Знакомство со зрительным залом Слайд № 2
Учитель. Театр - необычный, волшебный мир, который дарит нам сказку, хорошее настроение, радость и удовольствие.
Теперь мы познакомимся с театральным залом. Слайд № 3
Первая часть зала находится перед сценой и называется портер.
Портер нижний этаж зрительного зала (плоскость пола) с местами для зрителей.
Вторая часть – амфитеатр.
Амфитеатр – место в зрительном зале, возвышающееся уступками за портером.
Третья часть зрительного зала, которая находится под балконом и после амфитеатра называется бельэтаж.
Бельэтаж – ярус зрительного зала, расположенный непосредственно над портером и амфитеатром.
Также в некоторых театральных залах есть ложи. Они располагаются справа и слева от основных рядов.
Ложа – место в зрительном зале, отделенное для нескольких лиц.
В театре все зрительные залы разделены на две стороны. Возьмите билеты, на каждом написано: партер левая сторона, амфитеатр правая сторона и т.д.
И так мы в зале. Перед нами сцена. Слайд № 4
СЦЕНА. В современных театрах часто используется сцена-коробка. Своё название она получила из-за того, что представляет собой пространство, замкнутое с трех сторон, а четвертой стороной обращенное к залу. Архитектурная арка, соединяющая сцену и зрительный зал, называется порталом, а пространство внутри «коробки» — зеркалом. Слайд № 5
Сценическую площадку принято делить следующим образом:
- авансцена — передняя часть, занимает пространство, равное по ширине портальной арке. В качестве игровой площадки авансцена широко использовалась в оперных и балетных спектаклях.
- сцена — основная часть, от авансцены до арьесцены;
- арьерсцена — задняя часть, где хранят декорации, размещают сценические механизмы, элементы освещения и так далее.
Занавес отделяет сцену от зрительного зала.
- Театр времени Слайд № 6
Звучит три звонка и начинается 1-ый акт. АНТИЧНЫЙ МИР
Античный театр Слайд № 7-8
Древнегреческий театр родился из мистерий (богослужения), посвященными богам — покровителям земледелия. В ходе посвящённых празднеств хор «сатиров», одетых в козлиные шкуры, распевал песни. От хора сатиров произошло и слово «трагедия» (буквально — «песнь козлов»). Годом рождения мирового театра считается 534 г. до н. э.
В те времена существовали пьесы только двух жанров — трагедии и комедии. Все роли играли мужчины. Актёры выступали в огромных масках и на котурнах (высокий открытый сапог из мягкой кожи на высокой подошве, зрительно увеличивали рост). Декораций не было. Женщины не всегда и не везде допускались на представления, особенно на комедию, и сидели, как правило, отдельно от мужчин. В Греции профессия актера считалась престижной, а в Риме — позорной.
Средневековье Слайды № 9
После падения Римской империи античный театр был забыт: христианство осуждало лицедейство, все «одержимые страстью к театру» исключались из христианских общин. Средневековый театр фактически рождался заново, из народных обрядов и религиозных праздников — инсценировок церковных служб. В IX веке в Западной Европе в день Рождества священники изображали евангельских пастухов, идущих в Назарет, происходил краткий диалог между ними и священником, служившим литургию. В XI веке на Пасху и в Рождество уже разыгрывались настоящие представления.
Эпоха ренессанса Слайды № 10-12
Драматический театр
Театр эпохи Ренессанса родился в Италии. С распространением мистерий в Италии было связано появление первых театральных коллективов. Поначалу в виде любительских содружеств, которые со временем превращались в полупрофессиональные: ремесленники и представители интеллигенции собирали труппу, когда был спрос на представления, показывали их за плату в богатых домах и возвращались к своим прежним занятиям, когда спроса на представления не было.
Опера и балет Слайд № 13
В эпоху Ренессанса в Италии зародились также опера и балет. Вначале в мистериях появилась эпизодически вводимая музыка, позднее музыка стала сопровождать всё действие. В 1637 году в Венеции был открыт первый оперный театр. Первые балеты ставились при дворе для развлечения придворной знати. Хореография была создана на основе придворных танцев.
Театр в России Слайды № 14
В России театр родился поздно — лишь во второй половине XVII века. Однако в православной церкви были приняты инсценировки отдельных служб — Пещное действо (обряд духовной драмы) и Шествие на осляти (православный обряд, совершавшийся в Русском государстве в праздник Вербного Воскресенья и символизировавший въезд Иисуса Христа в Иерусалим на осле). Эти обряды совершались с начала XVI столетия.
Скоморошество, зародившееся ещё в XI веке, жестко осуждалось Церковью и было официально запрещено в 1648 году указом Алексея Михайловича.
Театр в Россию был импортирован из Западной Европы. В 1672 году был создан первый придворный театр, однако просуществовал всего несколько лет. К этому же времени относится возникновение так называемого «школьного театра», первое упоминание относится к 1672 году, когда в Киево-Могилянской академии была поставлена мистерия «Об Алексее человеке Божием». В 1687 году в Москве была основана Славяно-греко-латинская академия, при которой также был создан театр.
Учитель. Если длинный вдруг спектакль –
Есть антракт в нём непременно.
Это краткий перерывчик,
Словно в школе…
(ПЕРЕМЕНА!)
Физминутка. (проводит Филя)
Эй, Степашка, не зевай, а за нами повторяй.
Сколько елочек зеленых? Столько выполним поклонов.
Сколько здесь у нас кружков? Столько сделаем прыжков.
Звенит звонок, оповещая о начале нового акта.
II АКТ СОВРЕМЕННОСТЬ
Драматический театр Слайд № 15-16
Постановки драматического театра основаны на литературных драматических произведениях. К драматической литературе относятся драма, комедия, трагедия, трагикомедия, мистерия, водевиль, фарс, мелодрама. Важную роль в драматическом театре играет режиссёр. Он руководит работой всего коллектива.
Опера Слайд № 17
Опера — вид театрального искусства, в котором сценическое действие тесно слито с музыкой. В опере объединяется сольное и хоровое пение, различного рода ансамбли, симфонический оркестр, декорации и костюмы, а также балетные сцены.
Оперные постановки обычно осуществляются в специально оборудованных оперных театрах.
Балет Слайд № 18
Бале́т — спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. В основе классического балетного спектакля лежит определённый сюжет.
В XX веке появился бессюжетный балет, драматургия которого основана на развитии, заложенном в музыке. Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец. К характерным танцам относятся народные и национальные танцы.
Немаловажную роль играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего. В современном балете широко используются элементы гимнастики, акробатики, восточных единоборств и другие.
Пантомима Слайд № 19
Пантомима — искусство создания художественного образа с помощью мимики и пластики человеческого тела, без использования слов.
Пантомима зародилась в Древней Греции.
Театр кукол Слайды № 20
Театр кукол — одна из разновидностей кукольного вида искусства. Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами, а иногда автоматическими механическими устройствами. В последнем случае куклы-актёры называются куклами-роботами.
Учитель. Следует отметить, что словосочетание «кукольный театр» является некорректным. Правильно говорить: «театр кукол», так, кстати, называются все профессиональные театры анимации.
Среди театров кукол различают три основных типа:
1. Театр верховых кукол, управляемых снизу, то есть куклы «Бибабо».
Слайд № 21
2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками, то есть Петрушка. Слайд № 22
Марионетка – это еще человек, действующий по чужой воле, полностью ей подчиняющийся.
3. Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. Слайд № 23
(Звучит звонок, оповещая об антракте.)
Учитель. Вот сегодня такой хороший день. Нужно дать нашим гостям нашу «Гостевую книгу» чтобы они могли оставить в ней свои отзывы. (Ребенок относит гостям «Гостевую книгу»)
Звенит звонок, оповещая о начале нового акта.
III АКТ РОДНОЙ КРАЙ Слайд № 24
Черкесский драматический театр создан в 1937, как Черкесский Областной драматический театр. Коллектив возглавил режиссер Л.В.Александрович. В 1948 году слит с Георгиевским городским театром. В 1972 году, из выпускников карачаевской и черкесской студий Тбилисского театрального института им. Ш.Руставели, при театре формируются национальные труппы. В 1993 году реорганизован в Русский областной театр драмы, национальные труппы получили статус самостоятельных республиканских театров.
Здание театра построено в 1982 г.
Учитель. Сколько самостоятельных театров уже работают в городе Черкесске? Ответы детей. Какие они? Ответы детей. Какой еще театр должен присоединиться к четверке? Ответы детей.
Слайд № 25
Степашка. В нашем городе есть музыкальная школа и дом творчества, где дети учатся быть мастерами «Театра кукол». Сегодня и наши одноклассники покажут, что они подготовили.
Филя. Да я знаю, но они же не учатся ни в Доме творчества, ни в Музыкальной школе?
Степашка. Но зато они учатся в лицее №1 в 4 «б» классе.
Инсценировка сказки «Красная шапочка».
Автор. Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке, в другую деревню, чтобы сходить с ней в театр.
Идет она лесом и навстречу ей – серый Волк.
Волк. Куда ты идешь Красная Шапочка?
Красная Шапочка. Иду к бабушке и несу ей вот этот пирожок и горшочек масла.
Волк. А далеко ли живет твоя бабушка?
Красная Шапочка. Довольно далеко. Вон в той деревне, за мельницей, в первом домике с края.
Волк. Ладно. Я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по этой дороге, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас раньше придет.
Автор. Сказал это волк и побежал, что было духу по самой короткой дорожке. А Красная Шапочка пошла по самой длинной дороге.
(Актеры выходят на сцену и кланяются, зрители хлопают)
Звучит музыка «Время вперед»
Учитель. Театр движется все время вперед и изменяется.
Ребенок рассказывает стихотворение «Театр и мы»
Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет вечно с нами
Всегда готовый утверждать,
Все, что на свете человечно.
Здесь все прекрасно – жесты, маски,
костюмы, музыка игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра!
- Рефлексия.
Учитель. Вот и подходит к концу наш классный час о театре. Перед тем как выйти из театра, каждый из вас задайте себе вопрос: «Что больше всего мне запомнилось сегодня?» (Закройте глаза и подумайте).
Поделитесь своими мыслями.
Продолжи предложения:
Классный час заставил меня задуматься ….
Помог мне узнать ….
- Покажите карточку, с каким настроением вы уходите с классного часа.
Предварительный просмотр:
Автор: учитель начальных классов Хетагурова С.А.
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Лицей №1 г. Усть-Джегуты»
Классный час в 4 «б» классе
Программа
Цель:
- дать учащимся первоначальные сведения о культуре, рассказать о Годе культуры;
- расширить представление учащихся о театре, о видах театра и о назначении некоторых театральных помещений;
- познакомить детей с правилами поведения в театре;
- развивать речь учащихся, любознательность, воображение, память;
- воспитывать любовь к театру, уважение к труду, стремление к осознанному выполнению правил.
Программа классного часа
Год культуры
Театр времени:
Античный мир
Современность
Родной край
- Драматические театры КЧР
- Инсценировка отрывка из народной сказки «Красная Шапочка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
театр - не мода, театр - жизнь
Мероприятие...
театр - не мода, театр - жизнь
Мероприятие, формирующее у воспитанников представление о возникновении, становлении и развитии театра....
Театр! Театр!
Из опыта работы театрального кружка...
"Театр - это сказка, театр - это чудо. Когда я вырасту большой, я здесь работать буду."
Внеклассное мероприятие с презентацией, посвященное Международному Дню театра, знакомит учащихся с театром, правилами поведения в театре; формирует первоначальный опыт самореализации в творческой деят...
Урок обучения грамоте "ТЕАТР – АНТРАКТ – ТЕАТР. ИНТОНИРОВАНИЕ ЗВУКОВ РЕЧИ. БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ"
К "Азбуке" Нечаевой...
"В гостях у кукольного театра"(методическая разработка учебного занятия для кукольного театра)
Данное занятие позволяет педагогу в занимательной игровой форме познакомить детей с кукольным театром и его историей. Игры, упражнения и творческие задания развивают: речь и речевой аппарат, мышление,...
3 класс. Учебно-методический комплект по изобразительному искусству по теме: "Художник в театре. Наш театр" (конспект+презентация)
3 класс. Учебно-методический комплект по изобразительному искусству по теме: "Художник в театре. Наш театр"...