Программа по патриотическому воспитанию учащихся ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово «Патриоты России»
рабочая программа на тему
Программа “Патриоты России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников с учётом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программой образовательного учреждения, Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознание и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно – исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогического воздействия, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioty_rossii.doc | 207 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Центр образования» пос.Варламово муниципального района Сызранский Самарской области
Программа по патриотическому воспитанию
«Патриоты России»
Авторы :
Титова Елена Петровна
учитель начальных классов
Сомова Раиса Владимировна
учитель начальных классов
2014 г
Программа по патриотическому воспитанию учащихся
ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово
«Патриоты России»
«Историческое значение каждого
человека измеряется его заслугами Родине, а
человеческое достоинство – силою его
патриотизма».
Н.Г. Чернышевский
Пояснительная записка
- Актуальность
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения, поэтому в Концепции программы сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, понимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина и патриота России.
Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национальных особенностей, достижений современного педагогического опыта.
Мониторинг развития воспитательной системы школы показал, что у многих учащихся недостаточно сформированы ценностные и нравственные ориентиры, чувство патриотизма, которое гарантировало бы укрепление территориальной целостности (а не растаскивание по кусочкам России), любовь к ней, защиту Родины как в мирное, так и в военное время (а не уклонение от службы) Не все учащиеся с уважением относятся к прошлому своего народа, к родной земле. Это вызвало необходимость скорректировать воспитательную программу школы, сделав в ней акцент на патриотическое воспитание. Программа по патриотическому воспитанию «Патриоты России» призвала систематизировать и углубить всю деятельность школы, семьи, общественности по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Программа “Патриоты России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников с учётом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программой образовательного учреждения, Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознание и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно – исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогического воздействия, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
- Цель программы
Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентно-способной личности, воспитание любви к Отечеству , духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
- Задачи программы
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитания уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
-развивать системы гражданского патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности;
-воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины, её истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда.
- развивать тимуровское движение по оказанию помощи ветеранам и вдовам погибших и умерших участников Великой Отечественной войны, локальных войн и конфликтов;
- посредством работы школьного военно-патриотического клуба «Шторм» повышать качество патриотического воспитания с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
4. Этапы реализации программы.
1. Подготовительно- организационный
- создание школьной методической базы по патриотическому воспитанию школьников;
- анкетирование учащихся по вопросам патриотического воспитания;
- сбор материалов для школьного музея.
2. Основной
- проведение мероприятий по данной программе;
- функционирование школьного музея.
3.Заключительный
- мониторинг работы школы по данной программе;
- анкетирование учащихся и родителей для определения уровня заинтересованности в проведении мероприятий данной направленности.
- создание сборника методических разработок
5.Условия реализации программы.
- Материально-техническая база
- Кадровый потенциал
- Методическая база
- Совместная деятельность с учреждениями
6. Направления работы по патриотическому воспитанию:
- разработка системы приёмов, методов мероприятий, направленных на патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы, внеурочную деятельность;
- организация работы в школьном музее;
- организация сотрудничества с музеями города
- пополнение школьной библиотеки материалами патриотического содержания;
- создание базы методических разработок внеклассных мероприятий и уроков патриотической направленности.
- привлечение родителей учащихся, жителей микрорайона к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях;
- включение в планы воспитательной работы классных руководителей вопросов патриотического воспитания;
- поисковая работа по увековечиванию памяти защитников Отечества;
- проведение военно – спортивных мероприятий, игр, сборов;
- проведение мероприятий, посвящённых памятным датам России, событиям военной истории родного края;
- организация социально – значимых дел, акций;
- работа военно-патриотического клуба «Шторм»;
- организация тимуровского движения «Штормята»;
- организация внеурочной деятельности учащихся по программе «Мы – дети России».
7 Структура программы.
1 уровень (1 – 4 классы)
Ознакомление учащихся с «малой» и «большой» родиной, её историческим прошлым, настоящим, культурой и национальными традициями.
Формы работы:
- уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны;
- классные часы, утренники военной тематики;
- беседы «С чего начинается Родина?», «Моя малая Родина», «Мои земляки», «Россия – родина моя», «Мой дом, моя семья»…
- конкурсы рисунков, стихов,
- экскурсии в музеи;
- акция «Забота»
2 уровень (5 – 8 классы)
Дать учащимся представление о Родине как месте, где он родился, о значении родного языка, о патриотизме. Познакомить детей с правами и обязанностями гражданина страны, воспитывать чувство гордости за свою страну, свой край, свой народ. Научить вести шефскую работу в виде помощи ветеранам, участникам локальных войн, конфликтов.
Формы работы:
- шефская работа с ветеранами;
- участие в Вахте Памяти;
- беседы «Твои права и обязанности», «Основной закон нашей жизни», «Символика государства»…;
- классные часы, праздники на военно – патриотическую тематику, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками войн в Афганистане и Чечне;
- конкурсы рефератов, сочинений, рисунков;
- смотр строя и песни;
- акции «Забота», «Обелиск»;
- просмотр кинофильмов, спектаклей, чтение книг о ВОв, о современных вооруженных конфликтах, о международном терроризме с последующим обсуждением;
- уход за памятником воинам, погибших в годы войны (п. Варламово)
- экскурсии по памятным местам Сызранского района;
- спортивные соревнования с элементами военной подготовки;
- походы по родному краю.
3 уровень (9 – 11классы)
Воспитывать у учащихся политическую культуру, чувство ответственности за будущее своей страны, своего родного города, своего народа.
Формы работы:
- беседы, диспуты, проблемные спектакли «Есть такая профессия – Родину защищать», «Что я могу сделать для своего Отечества», «Обыкновенный фашизм», «Что такое неофашизм?»..;
- работа в школьном музе;
- экскурсии по памятным местам;
- военно – патриотическая игра «Орленок»;
- туристические слёты «Никто не забыт, ничто не забыто».
- конкурсы рефератов, сочинений, стихов, рассказов по патриотической тематике;
- поисковые мероприятия по увековечиванию памяти защитников нашего отечества, составление «Книги Памяти»;
- встречи с выпускниками нашей школы отличниками воинской службы, участниками войн в Афганистане и Чечне;
- пункт будущего воина;
- турниры «К защите Родины готов»;
- сборы допризывников.
8.Механизм реализации Программы “Патриоты России ”.
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Совет по реализации Программы (далее именуемый Совет). Порядок выбора данного Совета определяется Уставом образовательного учреждения. В его состав могут входить участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в организации и совершенствовании деятельности по патриотическому воспитанию.
Совет определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.
Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, обучающиеся и их родители.
Мероприятия по реализации Программы
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Проведение совместных заседаний Совета школы, педагогического совета и Совета по реализации Программы. | сентябрь | Директор школы |
2. | Праздник “Здравствуй, школа!” | сентябрь | Зам. директора по ВР, организаторы детского досуга |
3. | Организация работы Совета музея | сентябрь | Руководитель музея |
4. | Работа школьного пресс-центра. | сентябрь | Руководитель центра |
5. | Внутришкольная акция “Забота” | сентябрь | Организаторы детского досуга, классные руководители |
6. | Тематические классные часы “Кто я? Какой я?” “Я среди людей, люди вокруг меня”. | сентябрь | Классные руководители |
7. | Заседание Совета по реализации Программы по вопросам планирования работы и организации различных мероприятий. | октябрь | Председатель Совета, зам. директора по ВР |
8. | Привлечение родителей обучающихся к организации и проведению мероприятий по воспитанию патриотизма и гражданственности. | ежегодно | зам. директора по ВР, классные руководители |
9. | Праздничная программа к Дню Учителя для ветеранов педагогического труда. | октябрь | Организаторы детского досуга, классные руководители |
10. | «Посвящение в пятиклассники» | октябрь | Организаторы детского досуга, классные руководители |
11. | Тематические классные часы “Азбука нравственности”, “Кем быть и каким быть? | октябрь | Классные руководители |
12. | Праздничная программа ко Дню Матери. | Ноябрь ежегодно | Классные руководители, вожатые |
13. | Правовой БУМ:
| ноябрь | Учителя истории, ИЗО, классные руководители |
14. | Тематический классный час “Я - дома, я - в школе, я- среди друзей” | ноябрь | Классные руководители |
15. | Работа клуба “ДЮП”, кружка «Меткий стрелок» | ежегодно | Руководители кружков, клуба |
16. | Встреча с ветеранами ВОв, афганских и чеченских войн | декабрь | Руководитель музея, организаторы детского досуга |
17. | Работа экскурсионной группы Музея А.Г.Головко | декабрь | Руководитель музея, классные руководители |
18. | Акция “Доброе сердце растопит снег”. | декабрь | Организаторы детского досуга |
19. | Тематические классные часы “Государственные символы России”, “Обычаи и традиции моей страны”. | декабрь | Классные руководители |
20. | Проведение конкурса рисунков на тему “Сердцу милая Родина”. | ежегодно | Учитель ИЗО |
21. | Пополнение экспозиций музея А.Г.Головко | ежегодно | Руководитель музея |
22. | День открытых дверей для выпускников школы. | Ежегодно февраль | Зам. по ВР, классные руководители |
23. | Акция “Посылка солдату” | февраль | Организаторы детского досуга |
24. | Спартакиада допризывной молодёжи | Ежегодно октябрь, февраль | Учителя физической культуры, ОБЖ |
25. | Конкурсная программа для подростков и старшеклассников “А ну-ка, парни!”, для 1-4 классов «Морской бой» | февраль | Организаторы детского досуга учитель ОБЖ, |
26. | Тематический классный час “Люди, достойные подражания”. | февраль | Классные руководители |
27. | Книга рекордов допризывной молодёжи | февраль | Учителя физической культуры, ОБЖ |
28. | Тематический классный час “Слава тебе, победитель солдат!”, “Есть такая профессия – Родину защищать” | февраль | Классные руководители |
29. | Выставка рисунков “России верные сыны” | февраль | Учитель ИЗО |
30. | Конкурс патриотической и солдатской песни “Споёмте, друзья!” | февраль | Учитель музыки |
31. | Тематический классный час “Урок мира” | март | Классные руководители |
32. | Городской финал военно-спортивной игра “Орленок ” | май | Зам. директора по ВР, организаторы детского досуга , учителя физической культуры, ОБЖ. |
33. | Организация и проведение мероприятий, посвящённых победе в ВОВ и локальным войнам. | Апрель, май | Зам. Директора по ВР, Руководитель музея, организаторы детского досуга |
34. | Вахта Памяти | май | Учитель ОБЖ |
35. | Экскурсии в музее А.Г.Головко | В теч. года | Руководитель музея |
36. | Акция «Ветеран живёт рядом» (Поздравление ветеранов ВОв), выставка рисунков “Салют, Победа!” | май | Организаторы детского досуга, учителя ИЗО |
37. | Экскурсия в воинскую часть | Февраль, май | Зам. директора по ВР, организаторы детского досуга |
38. | Тематический классный час “Этих дней не смолкнет слава” | май | Классные руководители |
39. | Торжественная линейка “Памяти погибших в Великой Отечественной войне посвящается…” | май | Зам. директора по ВР, организаторы детского досуга |
9 .Ожидаемые результаты.
В процессе реализации школьной программы по патриотическому воспитанию обучающихся “Стань гражданином” у выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:
- активная гражданская позиция;
- способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;
- чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
- духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
- способность к саморазвитию.
Модель “ Патриота России”.
Диагностическая программа изучения
уровней проявления воспитанности
Основные отношения и показатели воспитанности | Признаки и уровни, формирующихся качеств |
1. Отношение к обществу. Патриотизм. | |
1. Отношение к родной природе | 5 – любит и бережёт природу, побуждает к бережному отношению других, |
4 – любит и бережёт природу; | |
3 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя; | |
2 - участвует в деятельности по охране природы нехотя, только под давлением со стороны; | |
1 – природу не ценит и не бережёт, ломает природные объекты | |
2. Гордость за свою страну | 5 –интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим; |
4 – интересуется историческим прошлым, самостоятельно изучает историю ; | |
3 - любит слушать рассказы взрослых и одноклассников по истории, | |
2 – знакомится с историческим прошлым только при побуждении старших, | |
1 – не интересуется историческим прошлым, высказывает негативные оценки. | |
3. Служение своему Отечеству. | 5 – находит дела на службу малому Отечеству и организует других, |
4 – находит дела на службу малому Отечеству; | |
3 – участвует в делах на службу малому Отечеству, организованных другими людьми с желанием; | |
2 – участвует в делах на службу малому Отечеству, организованных другими людьми под давлением со стороны; | |
1 – не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству. | |
4. Забота о своей школе | 5 – организует дела на пользу школе; классу, |
4 - участвует в делах класса и привлекает других, | |
3 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса, | |
2 – в делах класса участвует при побуждении, | |
1- в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает. | |
2. Отношение к умственному труду. Любознательность. | |
1. Познавательная активность | 5 - сам много читает, знает, обсуждает с друзьями узнанное; |
4- сам много читает; | |
3 – читает только в рамках заданного на дом,, | |
2 - читает под присмотром взрослых и учителей, | |
1 – читает недостаточно, на побуждение взрослых не реагирует | |
2. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности | 5 – стремится учиться как можно лучше, помогает другим; |
4 - стремится хорошо учиться, | |
3 – учится средне, особого интереса к учёбе не проявляет | |
2 – учится при наличии строгого контроля, | |
1 – плохо учится даже при наличии контроля | |
3. Саморазвитие | 5 – есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей, |
4 – есть любимое полезное увлечение, | |
3 – нет постоянного полезного увлечения, временно увлекается, но потом бросает дело, | |
2 – нет полезного увлечения, во внеурочной деятельности участвует при побуждении со стороны учителя, | |
1 – во внеурочной деятельности не участвует. | |
4.Организованность в учении | 5- работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам, |
4 – работу на уроке, домашние задания выполняет аккуратно, | |
3 – недостаточно внимательно и аккуратно выполняет уроки и домашние задания, но сам | |
2 – работу на уроке и домашние задания выполняет под контролем, | |
1 – на уроках невнимателен, домашние задания не выполняет | |
3. Отношение к физическому труду. Трудолюбие. | |
1. Инициативность и творчество в труде | 5 – находит полезные дела в классе, школе, организует товарищей . |
4 – находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом, | |
3 – участвует в полезных делах, организованных другими | |
2 – участвует в полезных делах по принуждению, | |
1 – не участвует в полезных делах даже по принуждению. | |
2. Самостоятельность в труде | 5 – хорошо трудится, побуждает к труду товарищей, |
4 – сам трудится хорошо, но к труду товарищей равнодушен, | |
3 – участвует в трудовых операциях, организованных другими, без особого желания, | |
2 – трудится при наличии контроля, | |
1 – участие в труде не принимает. | |
3. Бережное отношение к результатам труда | 5 – бережёт личное и общественное имущество, стимулирует к этому других, |
4- бережёт личное и общественное имущество, | |
3 - сам не ломает, но равнодушен к разрушительным действиям других, | |
2 – требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу, | |
1 – небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества. | |
4. Осознание значимости труда. | 5 – осознаёт значение труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам, |
4 – осознаёт значение труда, сам находит работу | |
3 – сам работает хорошо, но к труду других равнодушен, | |
2 – не имеет чёткого представления о значимости труда, нуждается в руководстве | |
1 - не умеет и не любит трудиться. | |
4. Отношение к людям. Доброта и отзывчивость. | |
1. Уважительное отношение к старшим | 5 – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны других, |
4 – уважает старших, | |
3 – уважает старших, но на неуважительное отношение со стороны других не обращает никакого внимания, | |
2 - к старшим не всегда уважителен, нуждается в руководстве, | |
1 – не уважает старших, допускает грубость. | |
2. Дружелюбное отношение к сверстникам | 5 – отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость, |
4 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам, | |
3 – сам уважение проявляет, но к грубости других равнодушен, | |
2 – проявляет дружелюбие при побуждении со стороны взрослых, | |
1 – груб и эгоистичен. | |
3. Милосердие | 5 – сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным, привлекает к этому других, |
4 – сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным | |
3 – помогает слабым, беспомощным при организации дела другими людьми, | |
2 – помогает слабым, больным при условии поручения | |
1 – неотзывчив, иногда жесток. | |
4. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми | 5 - честен, не терпит нечестности со стороны других |
4 – честен в отношениях, | |
3 – в основном честен, но иногда допускает «обман во благо» | |
2 – не всегда честен, | |
1 – нечестен. | |
5. Отношение к себе. Самодисциплина. | |
1.Развитие доброй воли | 5 – проявляет добрую волю и старается развивать её, поддерживает проявление доброй воли сверстниками; |
4 – проявляет добрую волю, стремиться развивать её; | |
3 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, | |
2 – силой воли не обладает , | |
1 – не стремится к развитию доброй воли; | |
2. Самоуважение. Соблюдение правил культуры поведения. | 5 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других, |
4- добровольно соблюдает правила культуры поведения, | |
3 – достаточно культурен, но иногда допускает нетактичность | |
2 – нормы правила поведения соблюдает при наличии контроля, | |
1 – нормы и правила поведения не соблюдает. | |
3. Организованность и пунктуальность | 5 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других, |
4- своевременно и качественно выполняет свои дела; | |
3 – дела выполняет добросовестно, но не всегда своевременно, | |
2 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле, | |
1 – начатые дела не выполняет. | |
4. требовательность к себе | 5 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках, |
4 – требователен к себе, | |
3 – не всегда требователен к себе, | |
2 – мало требователен к себе, | |
1 – к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по патриотическому воспитанию младших школьников "Я и моя семья"
Цель программы: Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности...
Программа гражданско-патриотического воспитания Россия - наш дом
Программа гражданско-патриотического воспитания «Россия – наш дом» разработана для ученического коллектива отдельно взятой школы с 1 по 9 классы...
Программа по патриотическому воспитанию
Для учащихся начальной школы предмет «история» интересен и доступен. Социальный опыт детей достаточно мал, поэтому исторические события они рассматривают по аналогии с личным жизненным о...
Программа по патриотическому воспитанию младших школьников
В программе определены задачи, ценности, содержание, планируемые результаты, а также формы воспитания и социализации обучающихся, взаимодействие с семьёй, музеями, клубами ветеранов. В программ...
Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся начальных классов.Моя малая Родина
Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся начальных классов. ...
МУЗЫКАЛЬНОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Именно в юности у человека наиболее активно работают механизмы идентификации себя с эпохой и идеологической структурой среды. В подобный период кризиса идентичности одним из многочисленных факторов ра...
Патриотическое воспитание в сфере дополнительного образования
Патриотическое воспитание детей в сфере дополнительного образования в процессе обучения по программе художественной направленности....