программа внеурочной деятельности "Секреты природы"
рабочая программа по окружающему миру по теме

Программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_programma_kosterina_elena_gennadevna.doc248 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  общеобразовательная

школа №10

Утверждаю                                   Согласовано                                   Программа рассмотрена на

Директор                                      Зам. Директора по УВР                   заседании МО учителей

___________И.В.Рущак               ____________Л.Е.Гордеева               начальных классов

Приказ № __________                 Протокол МС №________                  Руководитель МО

«___»___________2012г.             «____»_________2012г                        __________С.Н.Курышева

                                                                                                             Протокол МО №________

                                                                                                            «_____»___________2012г

                                                         

Дополнительная образовательная программа

«Секреты природы».

Составитель:

 Костерина Елена Геннадьевна

учитель начальных классов

                                       

Сызрань

2012

I. Пояснительная записка.

Без воды, почвы, воздуха жизнь на Земле не была бы возможна. Трудно представить, чтобы все это вдруг исчезло, как случилось со многими видами растений и животных. Однако каждый должен помнить, что и вода, и почва, и воздух могут поменять свое качество. Люди в результате производственной деятельности способны сильно ухудшить состояние всех этих важнейших составных природы.

 Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Действующая в рамках экологической необходимости.

 Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

 Нужно задуматься о том, как же сохранить эту планету ее биосферу такой, в которой люди могли бы существовать, условия которой оставались хоть мало-мальски пригодными для их жизни. А еще лучше, как сохранить эту биосферу в том же виде, который дает возможность не существовать, а жить человечеству долго и счастливо.

 Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, человеку необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, в людях, творениях рук человеческих.

Все мы – дети "Природы”. Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.

Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:

  • систему экологических знаний (естественнонаучных, ценностно-нормативных, практических),
  • экологическое мышление,
  • культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма),
  • культуру экологически образованного поведения характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.

Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.

Культура – это та область человеческого бытия, в основании которой лежат жизненные ценности, т.е. общечеловеческие ценности. Поэтому очень важно сделать эти ценности достоянием личности.

Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения.

Актуальность программы

  Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

  Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Секреты природы» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

    Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее,

Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.

У младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (родной город, улица, школа), семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность,  добровольность, субъективность, деятельностный и личностный подходы,

 Преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

II. Цель и задачи курса «Секреты природы»

Цель программы: формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений  общей экологической культуры.

Задачи программы:

  • Учить детей быть ответственными за свои поступки.
  • Формировать культуру поведения в природе.
  • Обогащать представления об окружающем мире.
  • Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
  • Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.
  • Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.

    III.  Содержание программы

Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования.

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами экологической деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно – следственные связи между человеком и природой, тем самым вырабатывать собственное  отношение к окружающему миру.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе. Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

Основными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, экскурсии, опыты, мониторинг, поисковая и исследовательская деятельность.

Программа рассчитана на два года обучения для 1 – 4 классов.

1 класс – 33 часа, 1 час в неделю.

2 класс – 34 часа, 1 час в неделю.

3 класс – 34 часа, 1 час в неделю.

4 класс – 34 часа, 1 час в неделю.

Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий

Формы работы:

- индивидуальная работа

- работа в парах сменного состава

- групповая работа

- коллективная работа

- фронтальная работа

- самостоятельная работа

-защита проектов

Методы работы:

 

- это наблюдения, беседы, рассказ, экскурсии, практические занятия,  медиауроки, краеведческие экскурсии, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях.

Формы контроля: тесты, конкурсы, викторины, защита проектов, представление портфолио

IV. Основные технологии.

 При реализации программы целесообразно:

Применять технологии:

Образовательные технологии:

Принцип личностно – коммуникативного обучения даёт обоснование выбору образовательных технологий для реализации, данной программы.

Это игровые образовательные технологии, т.к. игра – это основная деятельность младшего школьника.

Психотерапевтические технологии:

Технология деятельностного метода – построение процесса обучения на основе учебных заданий.

Технологии учебного диалога:

Учебный диалог – это особый тип обучения, при котором ученик становится активным участником познания, это общение направлено на обсуждение, на анализ, синтез.

Технология уровневой дифференциации используется при выполнении практической работы.

Педагогические технологии при выявлении и поддержке одарённых детей.

Проблемная технология – поиск решения проблемы.

Здоровьесберегающие технологии:

Учёт работоспособности детей, средства наглядности, гигиенические требования, эмоциональный настрой, изменение условий для детей на занятии.

 – Учебный материал максимально адаптировать соответственно возрасту и уровню подготовки учащихся.

 – Содержание материала основывается на дополнительной литературе энциклопедического характера.

 – Используя разнообразные методы обучения, обратить внимание на выявление творческих способностей детей и предоставить им максимальную возможность для их реализации.

 – Домашние задания предусматриваются исключительно в виде творческих работ.

 – Контроль за выполнением программы курса осуществляется в виде тестовых заданий и защиты исследовательских работ.

 Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:

  наличие учебного класса со столами, стульями, доской, специальным техническим оборудованием для демонстрации видеоматериалов;

  специальная библиотека учебно-популярной и энциклопедической литературы;

  наглядный и дидактический материал (схемы, плакаты, муляжи, образцы полезных ископаемых и др. материалы);

  инструменты и принадлежности для практических и лабораторных работ;

  раздаточный материал для творческой работы учащихся (листы бумаги, карандаши, фломастеры и др.);

  наличие компьютерного класса с возможностью выхода в Интернет.

 Для проведения экскурсий особое внимание следует обратить на подготовку проекта экскурсии, который включает маршрут, наличие необходимого оборудования, инструктаж по технике безопасности, разработку исследовательских тем, обобщение результатов деятельности.

 

V. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности

 

Предметные результаты:

 - интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

 - осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

 

 Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

 

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

 - опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

 - формирование коммуникативных навыков.

 При оценке предметных результатов необходимо помнить, что в 1-м классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. (Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. Письмо Минобразования России от 25.09.2000г. № 2021 / 11–13.)

Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем). Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично.

Изменения в структурных компонентах

личности учащегося.

Программа «Секреты природы» способствует формированию универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Процесс формирования универсальных учебных действий рассматривается как средство развития, обеспечение преемственности ступеней обучения, как показатель степени общекультурного, познавательного и личностного развития учащегося.

  1. Личностные действия:

-  положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

-  осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

  1. Регулятивные действия:

- умение ставить учебную цель

- планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;

- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

- адекватно оценивать свои достижения

- вносить изменения в процесс конкретного учения

- сопоставлять цель и результат, оценивать себя

- умение мобилизовать силы для преодоления препятствий

  1. Познавательные действия:

Общеучебные:

- умение осуществлять  поиск…

- умение обобщать и конкретизировать

- умение анализировать и синтезировать, опровергать

- умение классифицировать и систематизировать

Логические:

-устанавливать причинно-следственные связи,

-делать обобщения, выводы.

Постановка и решение проблемы:

- умение формулировать проблему

- умение самостоятельно решать проблемы

  1. Коммуникативные действия:

- умение планировать сотрудничество с учителем, со сверстниками

-соблюдая правила речевого поведения

- постановка вопросов

- разрешение споров, конфликтов

- умение управлять поведением партнёра: контроль, коррекция, оценки его деятельности

-формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

VI. Содержание занятий.

Курс программы 4 года обучения состоит из 23 разделов.

1 раздел – "Введение в экологию”

Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природ пользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

2 раздел – "Молчаливые соседи”

В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.

3 раздел – "Пернатые друзья”

Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел "Пернатые друзья” На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями "зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия "птичьей столовой”.

4 раздел – "О чем шепчут деревья”

Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву.

Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки.

Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.

5 раздел – "Загадки животного мира”

Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В. Бианки, С. Чарушина.

Познакомиться с дикими животными помогают экскурсии в отдел природы нашего музея. Дети знакомятся с животными Костромской области, занесенными в Красную книгу. Каждый год в нашем городе работает привозная выставка экзотических животных, на которой ребята могут увидеть многих жителей животного мира теплых стран.

6 раздел – "Секреты неживой природы”

Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: "Ей же больно”. Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: "Они живые”. А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в шестом разделе программы.

7 раздел – "Оранжерея на окне”

Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.

8 раздел – "Человек – часть живой природы”

В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.

9 раздел – "Охрана природы”

В этом разделе дети знакомятся с понятием "Красная книга”, узнают о редких видах растительного и животного мира.

10 раздел – «Мир полон хищников»

Один организм поедает другой, значит, он хищник? Пищевые цепи организмов, следующих друг за другом в порядке поедания. Растения-хищники.

Самостоятельная работа:

1. Придумать цепь питания, из 3-х звеньев.

2. Цикл питания.

3. Цепь питания с участием человека.

Экологический рассказ "Доброе слово о хищниках"

11 раздел – «Тайны живой природы»

Необычные случаи. Живые организмы-рекордсмены. Правда ли это? Загадочное поведение. Реальность или вымысел? Забавные случаи.

Работа с подобранной литературой.

12 раздел – «Растения лечат людей»

Дети знакомятся с историей  поиска и использования лекарственных растений. Легенды о лекарственных травах. Как приготовить себе природное лекарство? Культурные растения, используемые как лекарственные.

Письма от больных сказочных героев. Помоги им!

13 раздел – «Растения - гениальные инженеры природы»

Как был создан Хрустальный дворец. Гофрированный лист. Вьющиеся и лазящие канаты. Свайные постройки в природе.

Ежедневно 20 ведер на шестой этаж. Губки, вакуумные насосы и электpoстатика. Растительный организм и морские глубины.

Приспособление к сохранению тепла. Спасающиеся от жары в собственной тени. Зимняя спячка растений. Все об этом дети узнают в этом разделе.

14 раздел – «По великому чайному пути»

Дети узнают коротко о чае. Из истории чайной торговли. Чайный путь. Сорта чая. Редкие типы чая. Лечебные свойства чая. Способы заварки чая. Травяные чаи и их рецепты.

"Мы за чаем не скучаем" Чаепитие с родителями. Викторина о чае.

15 раздел – «Кофе сердцу не помеха»

Спасибо козе за кофе. Кофейное дерево можно выращивать на окне. Каков вкус спелых плодов кофе? Откуда он к нам приехал? Рецепты кофе в разных странах.

16 раздел – «Можно ли питаться сорняками»

Дети в этом разделе узнают о дикорастущих съедобных растениях в нашем питании. Что можно из них приготовить? Сорняки наших огородов – дополнительный резерв продуктов питания.

17 раздел – «Воздух, значение его чистоты для живых организмов»

Чем все дышат. Растительный покров Земли - ее легкие. Загрязнения воздуха. Озоновые дыры. Кислотные дожди. Значение атмосферы для жизни на Земле. Воздушные процедуры и здоровье человека.

Экологическая сказка "Спор". Экологический рассказ "Что такое кислотный дождь?"

18 раздел – «Царство почвы - уникальный мир природы»

Почва-источник питательных веществ для растений, место жизни животных. Загрязнение почв и их охрана. Как растения помогают бороться с загрязнением почвы?

Экологический рассказ "О чудесной кладовой"

Составь рассказ по экологическому рисунку.

19 раздел – «Жизнь водных пространств и экология»

Вода - самое важное вещество на Земле. Вода в природе. Круговорот воды в природе. Как подчеркивали важность воды на Земле писатели?

Правила поведения в природе. Работа с экологическими плакатами и экологическими рисунками.

Составление правил поведения отдыхающих и туристов на реке, в лесу и т.д.

Вред, наносимый загрязнением морей и океанов. Наблюдения великих путешественников за загрязнением водных просторов.

Экологические рассказы: "Нефть в море", "Отчего погибли киты".

Экологическая игра: "В гости к фее Экологии"  

20 раздел – «Приматы моря»

Мой друг - осьминог. Живые ракеты. Чернильная бомба. Опасны ли осьминоги и кальмары? Спрут атакует моряков. "Чёрный суп "спартанцев. Как спят осьминоги? Жизнь в неволе. Как видоизменяются животные в связи с загрязнением вод? Человек должен стать другом природы.

Сценарии, стихи о воде, море. Экологические размышления.

Экологические рассказ. Диспут

Так об экологии пишут дети. Знакомство с детскими работами.

21 раздел – «Экология насекомых»

Насекомые-вредители сельскохозяйственных культур. Охраняемые насекомые "Легенда о пауках"."Общественные" насекомые. Мудрость насекомых. Куда и зачем летят жуки? Сколько точек у божьей коровки? Ядовитые насекомые. Почему нельзя шуметь в лесу?

Загадки о насекомых. Игра "Узнай по описанию".

22 раздел – «Животные - наркотики - человек. Растения-у6ийцы»

Голуби и марихуана. Зачем кошке валерьянка. Мухомор - наркотик. Что плетет паук, приняв наркотик? Кто был первым наркоманом? Наркомания многолика. Красота и коварство цветков мака. Конопля - гашиш. Истоки наркомании. Иные "должности" наркотиков.

23 раздел – «Мы говорим на уровне крокодилов»

Чем человек отличается от животных? Поговорим о сквернословии. На кого мы становимся похожи?

Учись быть здоровым. Человек в созданной им среде

Для реализации целей и задач учебной программы на уроках используется мультимедийное оборудование, ПМК «Мир музыки», мультфильмы, презентации, ПМК Мультитворчество, модульная система экспериментов


VII. Тематический план

п/п

Наименование раздела

Всего

часов

Тема

Содержание занятий, формы, методы, приёмы и средства обучения

Кол-во часов

Теорет.

Практ.

1 класс

1

Введение в

экологию

12

1.Вводное занятие. Почему мы часто слышим  слово «Экология»?                                                                

Беседа «Экологическая ситуация в городе»

Игра «Почемучки»

1

1

2. Веселое путешествие в природу

Экскурсия в парк ДСК. Сбор природного материала.

1

3.Пр.зан. Творческая мастерская

Изготовление поделок из природного материала.

2

4.Я и мир вокруг

Беседа. Конкурс рисунков «Я и природа»

1

5.С любовью к природе.

Беседа. Ресурсный круг «Я люблю природу за....»

1

6.Наша планета.

Беседа. Чтение условных обозначений на карте, глобусе.

1

7. Природа и искусство

Знакомство с творчеством художников, музыкантов.

1

8.Отношение человека к природе

Беседа о правилах поведения в природе, значении природы для человека. Акция «Сохраним город чистым!»

1

9.Экологическая безопасность.

Беседа о катастрофах в природе. Конкурс рисунков «Пожар и природа»

1

1

2

Молчаливые соседи

6

1. Наблюдения за домашними животными. Кто живет в нашем доме?

Беседа о домашних животных. Конкурс рисунков «Наши братья меньшие».

1

2 Породы собак.

Знакомство с разными породами собак. Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой.

1

3. Породы кошек.

Знакомство с разными породами кошек. Познавательно-развлекательная программа «В гостях у тети кошки». Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой.

1

4. Чем питаются домашние животные?

Беседа «Чем питаются домашние животные». Рассказ детей  на основе наблюдений.

1

5. Как ухаживать за своим питомцем?

Рассказ-описание «Мой любимец»

1

1

3

Пернатые друзья

7

1.Прогулка в парк «Мы – друзья птиц».

Наблюдение за птицами.

1

2.Перелетные птицы.

Беседа «Почему птицы улетают?»  Экологическая игра «Найди зимующих птиц»

1

3. Экологическая акция «Поможем птицам!»

Изготовление кормушек. Открытие птичьей столовой «Хлебные крошки»

2

4.Прогулка в парк.

«Операция «Подкормка»»

1

5.Художественное слово о птицах

Разучивание стихов, загадок о птицах.

1

6. Праздник «Птицы-наши друзья»

Праздник проводится в рамках недели природоведения.

1

4

О чем шепчут деревья

6

1. Этажи леса.

Беседа. Знакомство с разными видами растений.

1

2. Экскурсия «По тропинке в лес пойдем»

Наблюдение за деревьями

1

2. Сезонные изменения у растений.

Беседа на основе наблюдений об осенних, зимних, весенних изменениях в природе. Викторина «Знатоки растений» Разгадывание кроссвордов, ребусов.

1

1

3.Мы – художники.

Рисование дерева в разные времена года

1

4. Загадки леса

Викторина о лесе.

1

5

Охрана природы.

3

1.Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края.

Беседа, знакомство с Красной книгой. Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу. Экскурсия в краеведческий музей.

1

1

                                                                                                                                                                                   Всего: 33 часа

14ч

19ч

2 класс

6

Загадки животного мира

7

 1. Зимовье зверей

Беседа«Как звери проводят зиму»; «Санитары леса»

Викторина «Знакомые незнакомцы». Творческая работа об одном лесном жителе.

1

1

2. Экскурсия в отдел природы музея

Наблюдения «Внешний вид животных»

2

3. Экскурсия на выставку экзотических животных

Наблюдения за поведением животных, живущих в теплых странах.

2

Любопытные факты о живой природе

Интересные сведения о жизни муравьев.

1

7

Секреты неживой природы

6

1.Природа – наш общий дом

Беседа. Дидактическая игра «Город, в котором хотелось бы жить»

1

Времена года.

Беседа, загадки, пословицы, поговорки о временах года. Работа с литературой. Поиск пословиц, загадок о временах года. Оформление книжки-малышки «У каждого месяца свои порядки. Приметы»

2

1

2. Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом. Как бороться с гололедом.

Беседа. Проведение опыта со льдом, снегом, водой. Экологическая акция «Гололед»

1

1

8

Оранжерея на окне

10

1. Экскурсия в школьный кабинет биологии и ботаники

Знакомство с видами комнатных растений. Уход за растениями.

1

2

2. Любители света и тени, влаги и тепла.

Беседа. Разгадывание кроссворда о домашних цветах. Практическая работа.

1

1

3.Аптека на окне

Беседа. Знакомство с растениями-целителями. Практическая работа «Изготовление лечебного средства»

1

1

4.Исследовательская работа «Влияние света на рост и развитие комнатного растения»

Консультация. Подбор литературы.

1

2

9

Человек – часть живой природы

11

1. Люди разные нужны, люди всякие важны.

Знакомство с профессиями людей.

2

2. Выращивание лука в домашних условиях.

Посадка лука в классе. Уход за ним.

1

3.Исследовательская работа «Влияние условий хранения на рост и развитие репчатого лука»

Знакомство с условиями проведения исследования. Правила оформления своих исследований.

1

2

4. Человек! Будь природе другом!

Брейн-ринг. Разучивание стихов, загадок, песен о природе. Выставка мини-плакатов об охране природы.

2

5. Вредные привычки.

Беседа о вреде никотина на здоровье нашего организма.

Ресурсный круг «Вредные привычки по отношению к окружающей нас природе» Акция «нет- вредным привычкам!»

1

5. Выпуск тематических газет «Лекарственные растения», «Перелетные птицы», «Бабочки»

Подбор материала и оформление газет в рамках недели природоведения».

2

Всего: 34 часа

13ч

21ч

п/п

Наименование раздела

Всего

часов

Тема

Содержание занятий, формы, методы, приёмы и средства обучения

Кол-во часов

Теорет.

Практ.

3 класс

10

Мир полон хищников

4

1.Животные хищники.

Знакомство с хищными животными.

1

1

2. Растения - хищники

Знакомство с растениями - хищниками

1

3. Цикл питания

Составление цепи питания с участием человека

Викторина

1

11

Тайны живой природы

6

1.Жители моря

Беседа: «Мой друг – осьминог»

Творческая работа об одном морском жителе.

1

1

2. Водные жители нашего края

Подбор материала и подготовка докладов по данной теме.

1

1

3. Живые организмы-рекордсмены.

Интересные сведения о животных.

1

4. Жизнь в неволе

Беседа об охране животных

1

12

Растения лечат людей

4

1. Культурные растения, используемые как лекарственные

Беседа о лекарственных растениях.

 Практическая работа «Изготовление лечебного средства»

1

1

2. Легенды о лекарственных травах

Сбор информации и оформление в виде реферата

1

1

13

Растения - гениальные инженеры природы

11

1.Водные растения  -санитары

Беседа о водных растениях – санитарах.

Творческая работа  об одном из растений.

1

1

2. Свайные постройки в природе.

Беседы о растениях - архитекторах

1

3. Растения-путешественники

Подбор материала и подготовка докладов по данной теме.

1

1

4. Растения - физики

Беседа о растениях, спасающихся от жары в собственной тени. Зимняя спячка растений.

1

5. .Исследовательская работа «На что еще способны растения»

Консультация. Подбор литературы.

Защита проектов

1

2

6. Pастения - биологические часы

Знакомство с цветочными цветами, цветы – предсказатели природы

1

1

14

По великому чайному пути

5

1. Из истории чайной торговли

Беседа о чайном «пути»

1

2. Сорта чая. Редкие типы чая. Лечебные свойства чая.

Беседа о сортах чая, лечебные свойства чая

Творческая работа о редких видах чая.

1

3.Способы заварки чая. Травяные чаи и их рецепты.

Беседа травяные чаи и их рецепты.

1

1

4. "Мы за чаем не скучаем"

Чаепитие с родителями. Викторина о чае.

1

15

Кофе сердцу не помеха

2

Откуда приехал к нам кофе

Беседа о кофе. ? Спасибо козе за кофе.

1

Рецепты кофе в разных странах.

Беседа о рецептах кофе разных странах, как можно вырастить кофейное дерево.

1

16

Можно ли питаться сорняками

2

Дикорастущие съедобные растения в нашем питании.

Беседа о дикорастущих съедобных растениях. Что можно из них приготовить?

1

Сорняки наших огородов – дополнительный резерв продуктов питания.

«Давайте их попробуем" (рецепты салатов из сорняков). Их приготовление и польза для здоровья.

1

                                                                                                                                                                                   Всего: 34 часа

19ч

15ч

4 класс

17

Воздух, значение его чистоты для живых организмов

5

 1. Растительный покров Земли - ее легкие.

Беседа «Чем все дышат»

1

2. Загрязнения воздуха.

Беседа: «Озоновые дыры.», « Кислотные дожди.»

1

3. Значение атмосферы для жизни на Земле.

Значение атмосферы для жизни на Земле. Воздушные процедуры и здоровье человека. Подготовка проекта по данной теме. Защита проектов

1

2

18

Царство почвы - уникальный мир природы 

3

1. Почва-источник питательных веществ для растений, место жизни животных.

Беседа о почве.

1

2. Загрязнение почв и их охрана

Беседа. Экологический рассказ "О чудесной кладовой". Составь рассказ по экологическому рисунку. Как растения помогают бороться с загрязнением почвы?

1

1

19

Жизнь водных пространств и экология

9

1. Вода и живые организмы

Значение воды для растений (влаголюбивые и засухоустойчивые виды). Животный мир и вода. Почему животные и растения иногда выглядят причудливо? Приспособления к длительному пребыванию без воды. Почему мы не можем прожить без воды? Экологическая сказка "Мудрый Сагуаро".

Подготовка проектов. Защита проектов.

2

2

2. Агитзанятие "Не засоряйте берега водоема"

Правила поведения в природе. Работа с экологическими плакатами и экологическими рисунками.

Составление правил поведения отдыхающих и туристов на реке, в лесу и т.д.

1

2

3. Вред, наносимый загрязнением морей и океанов.

Наблюдения великих путешественников за загрязнением водных просторов.

Экологические рассказы: "Нефть в море", "Отчего погибли киты".

Экологическая игра: "В гости к фее Экологии"  

1

1

20

Приматы моря

5

1 Опасны ли осьминоги и кальмары?

Знакомство с живыми ракетами. Чернильная бомба. Опасны ли осьминоги и кальмары?.

2

2. Как видоизменяются животные в связи с загрязнением вод?

Как видоизменяются животные в связи с загрязнением вод? Человек должен стать другом природы.

Сценарии, стихи о воде, море. Экологические размышления.

Так об экологии пишут дети. Знакомство с детскими работами

1

2

21

Экология насекомых

8

1. Насекомые-вредители сельскохозяйственных культур.

Беседа о насекомых вредителей сельскохозяйственных культур.

1

2. Охраняемые насекомые "Легенда о пауках"

Беседа о охраняемых насекомых. Поиск легенд о пауках

1

1

3. "Общественные" насекомые. Мудрость насекомых.

Беседа об «общественных» насекомых. Мудрость насекомых

1

  1. Куда и зачем летят жуки?

Сколько точек у божьей коровки?

Подбор материалов к проектам по группам.

1

1

  1. Ядовитые насекомые

Знакомство с ядовитыми насекомыми.

1

  1. Почему нельзя шуметь в лесу?

Загадки о насекомых. Игра "Узнай по описанию".

1

22

Животные - наркотики - человек. Растения-у6ийцы

2

1. Истоки наркомании. Иные "должности" наркотиков.

Голуби и марихуана. Зачем кошке валерьянка. Мухомор - наркотик. Что плетет паук, приняв наркотик? Кто был первым наркоманом? Наркомания многолика. Красота и коварство цветков мака.

2

23

Мы говорим на уровне крокодилов

2

1. Чем человек отличается от животных?

Чем человек отличается от животных? Поговорим о сквернословии. На кого мы становимся похожи?

1

2. Учись быть здоровым. Человек в созданной им среде.

Мода и интерьер (экология жилища). "Ты лучше голодай, чем что попало есть" (экология и образ жизни).

1

Всего: 34 часа

21ч

13ч

Информационные ресурсы:

Для педагога:

  1. Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец "Естествознание” Пробный учеб.-М.:Просвещение, 2002
  2. Королева А.В. "Естествознание для малышей” журнал "Начальная школа” 1998г. №10
  3. Кульневич С.В.., Лакоценина Т.П "Нетрадиционные уроки в начальной школе:(Выпуск 1. Математика, природоведение): Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений.-
  4. Молодова Л.П. "Игровые экологические занятия с детьми”
  5. Николаева С.Н. методика экологического воспитания в школе
  6. Ростов н/Д:ТИ "Учитель”, 2002.
  7. Рыжова Н.А "Не просто сказки”(экологические рассказы, сказки, праздники)
  8. Рыжова Н.А "Наш дом – природа”Журнал "Начальная школа” 1998г. №10
  9. http://festival.1september.ru/articles/530377/

Для обучающихся:

  1. Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин "100 вопросов и ответов” Животные.-М.:ЗАО "Росмэн”, 2006.
  2. Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО "РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.
  3. Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО "Издательство Астрель”: ООО "Издательство АСТ”, 2001.
  4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко "АСТ”, 1995.
  5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко "АСТ”, 1999

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа- наш дом".

Учебный курс «Природа – наш дом» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, твор­ческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к сре...

Презентация программы внеурочной деятельности "Природа и творчество"

   Дети должны  начать свой творческий путь естествен-но и непринуждённо.  Развитие  воображения,   фанта-зии, творческой интуиции и в целом художествен...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество» для 1 классов УМК «Перспективная начальная школа»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество»для 1 классовУМК «Перспективная начальная школа»...

авторская программа внеурочной деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края"

Авторская программа внеурочноой деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края" предназначена для учащихся младших классов, способствует развитию учащихся, их социализации в ок...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа и мы" 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа и мы" 3 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа родного края"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Изучение природы родного края"...