Рабочая программа внеурочной деятельности "Охрана природы"
рабочая программа на тему

Селиванова Валентина Анатольевна

Программа внеурочной деятельности "Охрана природы" для 1-4 классов. Соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okhrana_prirody_rabochaya_programma.docx126.64 КБ

Предварительный просмотр:

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, ГОРОД СОЧИ

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №27

                               

                                                               Утверждено

                                                                                                решение педсовета протокол № 1

                                                                                               от «_31_» __августа__2012 года

                                                                                  Председатель педсовета

                                                                                              ________________Г.А.Мухина.

   

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «Охрана природы»

(Духовно-нравственное направление)

Срок реализации программы – 4 года

Возраст обучающихся – 7-11 лет

         Программу составила: Селиванова Валентина Анатольевна

Программа разработана на основе авторской программы  А.В.Вахрушева, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиан, С.В.Тырина «Окружающий мир». – М .: Баласс, 2011 г.;

Д.В.Григорьева, П.В.Степанова «Внеурочная деятельность школьника» (методический конструктор), стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011г.

Пояснительная записка

        Забота о природе – одна из наиболее злободневных проблем современности.

Для заботы о природе в настоящем и будущем потребуются глубокие серьезные знания и поэтому, в первую очередь, необходимо повышать общий уровень экологических знаний, однако фундаментальных теоретических основ недостаточно.

           В настоящее время в окружающую среду попадает все больше антропогенных веществ, являющимися не просто загрязнителями, но и токсичными, канцерогенными, аллергенными, мутагенными для человека и других живых организмов. Поэтому для выживания человека требуется срочный пересмотр приоритетов.

           Человек должен любить природу, быть защитником природы в душе. И уже на школьной скамье можно внести весомый вклад в важнейшее дело заботы о природе. Поэтому  программа очень актуальна в современных условиях и  педагогически целесообразна.

Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.

             Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде,  экологическое воспитание.

              В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество.

    Настоящая программа имеет эколого-биологическую направленность. Ее особенность заключается в том, что   красной нитью через все курсы обучения  проходит  воспитание необходимость охраны и защиты окружающей природы (растительного, животного мира, здоровья человека).

Программа строится на основе принципов:

  • целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
  • междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
  • взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
  • соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.

В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают.

Программа кружка «Охрана природы» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, развивает познавательный интерес  и  дает возможность самим учащимся оценить свои успехи. Актуальность программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования младших школьников. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры. В ходе реализации программы школьники получают знания об охране окружающей среды и бережного отношения к ней.

        Программа разработана на основе программы  «Окружающий мир» (для1-4классов) А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В.Тырина образовательная система «Школа 2100» (Москва: «Баласс» 2011г), допущенной Министерством образования;  Д.В.Григорьева, П.В.Степанова «Внеурочная деятельность школьника» (методический конструктор), стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011г.

Таблица распределения тематического планирования по программе «Охрана природы» для 1-4 классов:          

Номер

Направление разделов, модулей, тем

Рабочая  программа по классам

Всего часов

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

аудит

неаудит

аудит

неаудит

аудит

неаудит

аудит

неаудит

1

Введение

4

1

1

1

1

2

 Живые обитатели планеты

79

2.1. Звери  

23

1

4

1

5

1

5

1

5

2.2. Птицы

15

1

2

1

3

1

3

1

3

2.3. Растения

22

1

4

1

5

1

4

1

5

2.4. Насекомые

14

1

3

1

4

1

4

-

-

2.5.Грибы

5

-

-

-

-

-

-

1

4

3

Земля – наш общий дом (экосистема)

50

3.1. Лес

21

1

5

1

3

1

5

1

4

3.2.Водоём

29

2

7

2

6

1

5

1

5

                    3.2.1.Море

8

1

3

1

3

-

-

-

-

                    3.2.2.Река

9

1

4

1

3

-

-

-

-

              3.2.3.Минеральные источники

12

-

-

-

-

1

5

1

5

4

Рукотворная природа

33

4.1.Домашние животные

18

1

3

1

3

1

4

1

4

4.2.Комнатные растения

15

1

2

1

3

1

3

1

3

5

Времена года

64

4

12

4

12

4

12

4

12

5.1.Осень

16

1

3

1

3

1

3

1

3

5.2.Зима

16

1

3

1

3

1

3

1

3

5.3.Весна

16

1

3

1

3

1

3

1

3

5.4.Лето

16

1

3

1

3

1

3

1

3

6

Наша маленькая планета Земля (экологические акции)

40

10

10

10

10

6.1.Операция «Чистый берег»

16

4

4

4

4

6.2.Операция «Чистый двор»

16

4

4

4

4

6.3.Экологические акции

8

2

2

2

2

14

52

14

54

13

55

13

55

Итого:

270

66

68

68

68

Нормативно – правовое обеспечение программы  «Охрана природы»

1. Приказ Министерства образования и науки РФ «26» ноября 2010 г. №1241 Регистрационный № 19707 от 04 февраля 2011 г.

«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»

П. 16. Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

2. Письма Министерства образования и науки РФ от 12.05.2012 г. № 03-296; 27.09 2012 г.№47 14800/12-14 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

3. Письмо ДОН от 14.09.2011 № 47-14163/11-14 «Об особенностях организации внеурочной деятельности в классах общеобразовательных учреждений, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».

Цели программы:

  • расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов;
  • формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе;
  • формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование

 экологической культуры);

  • формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.

ЗАДАЧИ:

  • воспитание любви к родной природе, экологического мышления, понимания

     значимости охраны природы;

  • воспитание бережного отношения к окружающей среде, необходимости рационально относиться к явлениям живой и  неживой природы;
  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе
  • углубленное знакомство с природными компонентами, взаимосвязями, процессами, изучение их роли в жизни человеческого общества;
  • привитие трудовых навыков в практической работе по охране природы;
  • формирование опыта участия в природоохранной деятельности;
  • усвоение знаний о природе, которые могут быть использованы для охраны и            приумножения ее богатства;
  • развитие потребности общения с природой;
  • формирование  ответственности за свои поступки;
  • изучение природы родного края. 

 

Принципы программы:

Программа базируется на принципах:

  • единства (все мы являемся частью природы);
  • смирения (мы представляем собой ценный вид, однако не более важный, чем другие);
  •  сотрудничества (наша роль заключается в понимании и сотрудничестве с природой, а не в ее завоевании);
  • уважения к природе (каждое живое существо имеет право на жизнь или по крайней мере на борьбу за выживание просто потому, что оно живое; наличие этого права не зависит от степени его полезности для нас в настоящее время или от его потенциального использования в будущем);
  • уважения к своим корням и, прежде всего, к Земле (все, что мы имеем или будем иметь, в конечном счете идет от Солнца и Земли; Земля без нас может существовать, а мы без нее – нет);
  • права будущих поколений (после себя мы должны оставить Землю по крайней мере такой же, если не лучше, чем она была для нас);
  • непосредственный опыт – лучший учитель (чтобы любить, лелеять и понимать природу и самого себя, необходимо затратить время на непосредственное познание и чувственное восприятие воздуха, воды, почвы, растений, животных, бактерий и других компонентов природы);
  • люби свой родной край (изучайте и любите природу своего края, живите в согласии с ней; ступайте по Земле с осторожностью).

Основные направления реализации программы:

В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.

Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.

             Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.

В ходе работы используются следующие формы: беседы, путешествия, экскурсии, экологические праздники, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

Общая характеристика программы по внеурочной деятельности

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

Описание места программы в структуре основной образовательной программы

Программа кружка «Охрана природы» является неотъемлемой частью   основной образовательной программы начального общего образования школы. Общий объём занятий  составляет 270 часов за 4 года обучения из расчета 2 часа в неделю. Занятия проводятся в выходные дни и в каникулярное время. Наполняемость группы – от 15 человек.

1 год обучения – 66 часов

2 год обучения – 68 часов

3 год обучения – 68 часов

4 год обучения – 68 часов

Особое место в программе занимают экскурсии и практические работы.

Возраст воспитанников в группах – 7 – 11 лет, так как возрастные и психофизиологические особенности детей, базисные знания, умения и навыки общеобразовательной школы соответствуют данному виду творчества.

Содержание кружка «Охрана природы»

        Программа курса «Охрана природы» в начальной школе содержит шесть основных разделов

1 раздел «Введение» (4 часа)

Знакомство с задачами кружка, правилами поведения при проведении экскурсий и практических работ. Что такое экология? Экология – наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая ее законов. Простейшая классификация экологических связей.

2 раздел «Живые обитатели планеты» (79 часов)

Растения, грибы, животные – живые организмы. Бережное отношение к живым обитателям Земли. Охрана живых организмов в природе – важнейшая забота человека. Приспособленность живых организмов к своему месту жизни. Правила поведения в природе. Что можно, а чего нельзя делать в природе.

3 раздел «Земля – наш общий дом» (экосистема) (50 часов)

Место обитания живых организмов. Экосистема – совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Экосистема леса. Экосистема водоемов. Сообщество. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Правила безопасного путешествия.

4 раздел «Рукотворная природа» (33 часа)  

Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы и сорта.

5 раздел «Времена года» (64 часа)

Осень. Признаки осени. Окраска листьев. Подготовка животных к зиме.

Зима. Признаки зимы. Погода зимой. Животные и растения зимой.

Весна. Признаки весны. Цветы – первоцветы. Птицы и их гнезда.

Лето. Признаки лета. Растения и животные летом.

6 раздел «Наша маленькая планета Земля» (экологические акции) (40 часов)

Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, засорение водоемов, исчезновение редких растений и животных. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Экоакции.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

В программу включены: темы занятий, содержание работы, опыты и практические работы,  экскурсии и прогулки в природу,  разработка и создание экознаков, эколистовок, опытническая  и общественно-полезная (социальная) работа. Основным содержанием экскурсий, походов являются наблюдения и выполнение практических исследований в природе, а также природоохранная деятельность и пропаганда охраны природы.

При проведении экскурсии следует:

-   обратить внимание на памятники природы своей местности;

-   показать примеры рационального и нерационального природопользования;

-    обучать навыкам поведения в природе.

Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,  обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям и миру природы.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Результаты освоения программ по внеурочной деятельности

В результате освоения программы учащиеся будут:

-  проявлять интерес к познанию мира природы;

-  испытывать потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознавать место и роль человека в биосфере;

- иметь представление о начальных формах исследовательской деятельности;

- иметь опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- иметь опыт социальной и межкультурной коммуникации.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 класс (66 часов)

Номер урока

Наименование разделов, модулей, тем

Разделы

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Всего

Теория

Практика

Введение

1

1

1

Введение. Мы – часть живой природы. Будем ее беречь!

1.1

1

1

-

Работать в группах и самостоятельно

Доказывать зависимость жизни людей от состояния природы

Живые обитатели планеты

2

17

Звери

2-6

Тисо-самшитовая роща. Посещение краеведческого музея

2.1

5

1

4

Готовить в группах рассказ о наблюдениях во время экскурсии в краеведческий музей

Птицы

7-9

Как помочь птицам зимой? Подкормка птиц

2.2

3

1

2

Называть птиц своей местности

Заготовить корм

Участвовать в акции «Подкормка птиц»

Растения

10-14

В гости к зеленой аптеке. Сбор лекарственных трав (пос. Кудепста)

2.3

5

1

4

Извлекать  необходимую информацию из дополнительных источников о лекарственных растениях

Изготовить гербарий «Лекарственные травы»

Насекомые

15-18

Самое сильное насекомое. Экскурсия к муравейнику (сан. Известия)

2.4

4

1

3

Сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых

Извлекать  необходимую информацию из дополнительных источников о насекомых

Земля – наш общий дом

3

15

Лес

19-24

Знакомство с природой своей зоны. Экскурсия на Красную поляну

3.1

6

1

5

Сравнивать хвойные и лиственные растения, выделять их отличия

Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений

Водоем. Море

25-28

Обитатели морей и океанов. Посещение океанариума

3.2.1

4

1

3

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников об обитателях морей и океанов

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии

Водоем. Река

29-33

Обитатели рек. Экскурсия на берег реки Мзымта с посещением форелевого хозяйства

3.2.2

5

1

4

Наблюдать за состоянием воды в природе

Характеризовать условия для жизни и размножения рыб в неволе

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии

Рукотворная природа

4

7

Домашние животные

34-37

Собаки – самые верные друзья человека. Посещение выставки собак

4.1

4

1

3

Наблюдать за домашними питомцами

Сравнивать и различать диких и домашних животных

Характеризовать роль домашних животных в жизни человека

Комнатные растения

38-40

Маленький огород на подоконнике. Операция «Витамин» Выгонки зеленых культур (лук, чеснок)

4.2

3

1

2

Выращивать и ухаживать за зелеными культурами

Собрать информацию о пользе лука и чеснока

Времена года

5

12

Осень

41-44

Краски осенней природы. Экскурсия в Курортный городок

5.1

4

1

3

Различать времена года по признакам

Характеризовать времена года

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсиях «Времена года»

Устанавливать связь между особенностями жизнедеятельности растений и животных с временами года

Сравнивать погоду в разные времена года

Проводить диспут и анализировать жизненные ситуации, выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе в парке

Зима

45-48

«Поет зима, аукает». Экскурсия в Курортный городок

5.2

4

1

3

Весна

49-52

Природа пробуждается. Экскурсия в Курортный городок

5.3

4

1

3

Лето

53-56

«Вот и лето пришло!» Экскурсия в Курортный городок

5.4

4

1

3

Наша маленькая планета  Земля (экологические акции)

6

57-60

Операция «Чистый берег»

6.1

4

-

4

Анализировать жизненные ситуации по загрязнению берега моря

Выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе.

Участвовать в экологической акции

61-64

Операция «Чистый двор»

6.2

4

-

4

Участвовать в уборке школьного двора

65-66

Экологическая акция «Сохраним первоцвет!» (составление и распространение листовок)

6.3

2

-

2

Анализировать жизненные ситуации по исчезновению первоцветов

Выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе

Составить и развесить эколистовки

Итого

66 ч

2 класс (68 часов)

Номер урока

Наименование разделов, модулей, тем

Разделы

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Всего

Теория

Практика

Введение

1

1

1

Введение. Беседа «Здоровье Планеты – наше здоровье»

1.1

1

1

Участвовать в диспуте, посвященному выбору оптимальных форм поведения человека, способствующих сохранению природы

Живые обитатели планеты

2

21

Звери

2-7

Животные нашей местности. Посещение вольерного комплекса

2.1

6

1

5

Сравнивать внешний вид и характерные особенности животных своей местности

Сравнивать способы питания, размножения, обмена информацией, характерные для животных

Характеризовать условия для жизни животных в вольерном комплексе

Птицы

8-11

Как помочь птицам зимой? Операция «Кормушка»

2.2

4

1

3

Изготовить кормушку для птиц

Проводить групповые наблюдения за жизнью птиц зимой

Растения

12-17

Самый северный в мире. Экскурсия на чайные плантации

2.3

6

1

5

Извлекать  необходимую информацию из дополнительных источников о чайных плантациях

Проводить наблюдение за выращиванием чая

Насекомые

18-22

Пчела – домашнее насекомое. Экскурсия на пасеку

2.4

5

1

4

Характеризовать роль продуктов жизнедеятельности пчелы для здоровья человека

Земля – наш общий дом

12

Лес

23-26

В гости к природе. Тисо-самшитовая роща (короткая тропа)

3.1

4

1

3

Сравнивать и различать дикорастущие деревья, кустарники и травы

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений

Водоем. Море

27-30

Обитатели морей и океанов. Посещение дельфинария

3.2.1

4

1

3

Характеризовать роль морских животных в природе

Сравнивать и различать морских обитателей

Водоем. Река

31-34

Жизнь осеннего водоема. Посещение рекреационных зон на берегу реки Мзымта

3.2.2

4

1

3

Устанавливать закономерность и взаимосвязи в природе

Оценивать влияние современного человека на состояние растений по берегам реки

Рукотворная природа

4

8

Домашние животные

35-38

Кошки, которые не гуляют сами по себе. Посещение выставки кошек

4.1

4

1

3

Наблюдать за домашними питомцами

Сравнивать и различать диких и домашних животных

Характеризовать роль домашних животных в жизни человека

Комнатные растения

39-42

Маленький огород на подоконнике. Посадка семян петрушки и укропа

4.2

4

1

3

Выращивать и ухаживать за зелеными культурами из семян

Собрать информацию о пользе петрушки и укропа

Времена года

5

12

Осень

43-46

Красота осенней природы. Экскурсия в Курортный городок

5.1

4

1

3

Различать времена года по признакам

Характеризовать времена года

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсиях «Времена года»

Устанавливать связь между особенностями жизнедеятельности растений и животных с временами года

Сравнивать погоду в разные времена года

Проводить диспут и анализировать жизненные ситуации, выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе в парке

Зима

47-50

Зимний лес. Экскурсия в Курортный городок

5.2

4

1

3

Весна

51-54

«Весна в окно стучится». Экскурсия в Курортный городок

5.3

4

1

3

Лето

55-58

«Лето, ах, лето!» Экскурсия в Курортный городок

5.4

4

1

3

Наша маленькая планета  Земля (экологические акции)

6

10

59-62

Операция «Чистый берег»

6.1

4

-

4

Поводить диспут и анализировать жизненные ситуации по загрязнению берега моря

Выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе

Участвовать в экологической акции

63-66

Операция «Чистый двор»

6.2

4

-

4

Участвовать в уборке школьного двора

67-68

Экологическая акция «Не рубите, люди, елок!» (составление и распространение листовок)

6.3

2

-

2

Анализировать жизненные ситуации по вырубке деревьев

Выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе

Составить и развесить эколистовки

Итого

68

3 класс (68 часов)

Номер урока

Наименование разделов, модулей, тем

Разделы

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Всего

Теория

Практика

Введение

1

1

1

Введение. Беседа с просмотром презентации «Планета Земля в опасности. Сохраним наш дом»

1.1

1

1

Анализировать жизненные ситуации, выбирать допустимые формы поведения человека, которые не вредят природе

Характеризовать работу людей по сохранению природы

Живые обитатели планеты

2

20

Звери

2-7

Животный мир нашей местности. Посещение зоопарка санатория «Октябрьский»

2.1

6

1

5

Характеризовать условия для жизни животных в неволе

Различать виды животных

Птицы

8-11

Где живут птицы? Акция «Скворечник»

2.2

4

1

3

Характеризовать условия для жизни птиц

Характеризовать роль птиц в природе и жизни людей

Растения

12-16

Удивительный мир растений. Экскурсия в парк Южных культур

2.3

5

1

4

Характеризовать роль растений в природе и жизни людей

Сравнивать и различать дикорастущие растения, характеризовать их роль в жизни человека

Насекомые

17-21

Цветы, которые летают. Посещение выставки бабочек

2.4

5

1

4

Характеризовать роль бабочек в природе

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников о бабочках

Земля – наш общий дом

3

12

Лес

22-27

В гости к природе. Ахштырский каньон

3.1

6

1

5

Готовить в группах рассказ о наблюдениях во время экскурсии

Сравнивать и различать объекты живой и неживой природы

Водоем. Минеральные источники

28-33

Медвежий угол. Экскурсия на источники Чвижепсе

3.2.3

6

1

5

Оценивать свойства воды из минеральных источников

Готовить в группах рассказ о наблюдениях во время экскурсии

Рукотворная природа

4

7

Домашние животные

34-38

Рыбы – самые тихие соседи. Посещение мацестинского аквариума

4.1

5

1

4

Характеризовать условия для жизни рыб

Характеризовать роль рыб в природе и жизни людей

Сравнивать и различать некоторые виды рыб

Комнатные растения

39-42

Беседа «Комнатные растения. Зачем они?» Посадка цветов для озеленения класса

4.2

4

1

3

Выращивать, ухаживать и наблюдать за комнатными растениями

Различать комнатные растения

Извлекать необходимую информацию о влиянии света на рост и развитие комнатных растений

Времена года

5

12

Осень

43-46

«Осень – рыжая подружка». Экскурсия в Курортный городок

5.1

4

1

3

Различать времена года по признакам

Характеризовать времена года

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсиях «Времена года»

Устанавливать связь между особенностями жизнедеятельности растений и животных с временами года

Сравнивать погоду в разные времена года

Проводить диспут и анализировать жизненные ситуации, выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе в парке

Зима

47-50

Лес готовится ко сну. Экскурсия в Курортный городок

5.2

4

1

3

Весна

51-54

Весна в природе. Экскурсия в Курортный городок

5.3

4

1

3

Лето

55-58

«Вот и лето подоспело». Экскурсия в Курортный городок

5.4

4

1

3

Наша маленькая планета  Земля (экологические акции)

6

59-62

Операция «Чистый берег»

6.1

4

-

4

Поводить диспут и анализировать жизненные ситуации по загрязнению берега моря

Выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе

Участвовать в экологической акции

63-66

Операция «Чистый двор»

6.2

4

-

4

Участвовать в уборке школьного двора

67-68

Экологическая акция «Берегите воду!» (составление и распространение листовок)

6.3

2

-

2

Анализировать жизненные ситуации по загрязнению и неэкономному использованию воды

Выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе

Составить и развесить эколистовки

Итого

68

4 класс (68 часов)

Номер урока

Наименование разделов, модулей, тем

Разделы

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Всего

Теория

Практика

Введение

1

1

1

Введение. Беседа с просмотром презентации «Экологические катастрофы»

1.1

1

Оценивать влияние современного человека на природу

Участвовать  в диспуте, посвященному глобальным проблемам экологии

Живые обитатели планеты

2

21

Звери

2-7

Братья наши меньшие. Посещение обезьяньего питомника

2.1

6

1

5

Характеризовать условия для жизни обезьян

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний о жизни обезьян

Птицы

8-11

Праздник «День птиц». Конкурс на лучший кадр

2.2

4

1

3

Характеризовать роль птиц в природе и жизни человека

Готовить фотовыставку

Растения

12-17

Такие удивительные растения! Экскурсия в парк Дендрарий

2.3

6

1

5

Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения

Сравнивать хвойные и цветковые растения, выделять их отличия

Грибы

18-22

Царство грибов.  Экскурсия в лес пос. Бестужевка

2.5

5

1

4

Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов

Различать съедобные и несъедобные грибы

Характеризовать роль грибов в природе и жизни людей

Земля – наш общий дом

3

12

Лес

23 -26

В гости к природе. Тисо-самшитовая роща (длинная тропа)

3.1

4

1

3

Характеризовать роль растений в природе и жизни людей

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений

Доказывать зависимость удовлетворения потребности людей от природы

Водоем. Минеральные источники

27-30

Живительная сила воды. Экскурсия на Мацесту

3.2.3

4

1

3

Оценивать свойства воды из минеральных источников

Готовить в группах рассказ о наблюдениях во время экскурсии

Рукотворная природа

4

8

Домашние животные

35-38

Пернатая радуга. Посещение выставочного павильона парка Дендрарий

4.1

4

1

3

Характеризовать условия для жизни птиц

Характеризовать роль птиц в жизни людей

Комнатные растения

39-42

Выращивание декоративных растений из семян для школьных клумб

4.2

4

1

3

Выращивать и ухаживать за растениями для школьных клумб

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний о выращивании декоративных растений

Участвовать в озеленении школьного двора

Времена года

5

12

Осень

43-46

«Скоро осень проснется и заплачет спросонья». Экскурсия в Курортный городок

5.1

4

1

3

Различать времена года по признакам

Характеризовать времена года

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсиях «Времена года»

Устанавливать связь между особенностями жизнедеятельности растений и животных с временами года

Сравнивать погоду в разные времена года

Проводить диспут и анализировать жизненные ситуации, выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе в парке

Зима

47-50

«Чародейкою Зимою околдован, лес стоит». Экскурсия в Курортный городок

5.2

4

1

3

Весна

51-54

«Тепло природу разбудило…». Экскурсия в Курортный городок

5.3

4

1

3

Лето

55-58

«Опять смеется лето!» Экскурсия в Курортный городок

5.4

4

1

3

Наша маленькая планета  Земля (экологические акции)

6

10

59-62

Операция «Чистый берег»

6.1

4

-

4

Поводить диспут и анализировать жизненные ситуации по загрязнению берега моря

Выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе

Участвовать в экологической акции

63-66

Операция «Чистый двор»

6.2

4

-

4

Участвовать в уборке школьного двора

67-68

Экологическая акция «Сохраним чистоту улиц!» (составление и распространение листовок)

6.3

2

-

2

Анализировать жизненные ситуации по загрязнению улиц

Выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе

Составить и развесить эколистовки

Итого

68

        

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

«Охрана природы»

      Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.

          Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ  № 27.

Содержание программы внеурочной деятельности «Охрана природы», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:

Личностные:

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и

  гордости за свою Родину, народ и историю;

- эстетические потребности, ценности и чувства.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

- предвосхищать результат;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей

  по исправлению допущенных ошибок;

- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество; 

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия:

- ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;

- установление причинно-следственных связей.

Прогнозируемые результаты реализации программы

«Охрана природы»

Первый уровень результатов освоения программы «Охрана природы»

  • духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.

Второй уровень результатов

  • получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне группы, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экскурсиях, экологических праздниках, экологических акциях.

Третий уровень результатов 

  • проведение самостоятельного поиска информации;
  • решение практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, по сохранению природы;
  • учёт фенологических наблюдений в природе своей местности;
  •     получение начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения;
  • формирование представления об общечеловеческих ценностях, какими являются: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Прогнозируемые результаты реализации программы

курса «Охрана природы»

На первом уровне:

  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
  • называть основные особенности каждого времени года;
  • перечислять особенности  растений; животных (насекомых, рыб, птиц, зверей), грибов;
  • эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе;
  • экологически мыслить и понимать значимость охраны природы.

На втором уровне:

  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • реализовывать личный опыт в экологических инициативах, проектах;
  • выполнять правила безопасного  и экологического поведения в природе

На третьем уровне:

  • наблюдать и оценивать явления природы;
  • выполняют практические работы, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания;
  • моделировать правильное поведение на природе в различных ситуациях;
  • бережно относиться к родной природе;
  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам;
  • анализировать экологические ситуации и искать возможности их решить;
  • пропагандировать идеи правильного природопользования в борьбе со всем, что губительно отражается на природе.

Описание материально-технического обеспечения курса  

«Охрана природы»

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1

Печатные пособия

1. А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырина. Программа «Окружающий мир» (для 1-4 классов) – М.: Баллас, 2011г.

2. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов «Внеурочная деятельность школьника» (методический конструктор), стандарты второго поколения - М.: «Просвещение», 2011 г.

1

1

2.

Технические средства обучения

Компьютер

1

3.

Экранно-звуковые пособия

Диски с фильмами о природе

4

4.  

Оборудование кабинета

Ученические столы

Ученические стулья

Шкафы

Стол для учителя

Интерактивная  доска

17

34

3

1

1

Согласовано                                                                                                     Согласовано        

Протокол заседания                           Заместитель директора по УВР

Методического объединения учителей                            ___________  __К.М.Багдасарян

От ______№______________________                                                         «___»_______________2012год

        

                                   

Календарно – тематическое планирование курса

«Охрана природы»

        1 класс

Номер урока

Содержание (разделы, темы)

Разделы

Количество часов

Дата проведения

Оборудование урока

Основные виды учебной деятельности

(УУД)

план

факт

Введение. Мы – часть живой природы. Будем ее беречь!

1.1

1

Презентация

Личностные УУД:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные УУД.

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности во время экскурсии.
  • Проговаривать последовательность действий
  • Учиться высказывать своё предположение (версию)

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного  
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всей группы.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения во время занятий и экскурсий и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Знакомство с природой своей зоны. Экскурсия на Красную поляну

3.1

6

Самое сильное насекомое. Экскурсия к муравейнику (сан. Известия)

2.4

4

Операция «Чистый двор»

6.2

1

Веники, мусорные пакеты

Обитатели морей и океанов. Посещение океанариума

3.2.1

4

Операция «Чистый берег»

6.1

2

Мусорные пакеты

Краски осенней природы. Экскурсия в Курортный городок

5.1

4

Тисо-самшитовая роща. Посещение краеведческого музея

2.1

5

Операция «Чистый двор»

6.2

1

Веники, мусорные пакеты

«Поет зима, аукает». Экскурсия в Курортный городок

5.2

4

Как помочь птицам зимой? Подкормка птиц

2.2

3

Корм для птиц

Собаки – самые верные друзья человека. Посещение выставки собак

4.1

4

Маленький огород на подоконнике. Операция «Витамин» Выгонки зеленых культур (лук, чеснок)

4.2

1

Ящики с землей, луковицы, чеснок

Операция «Чистый двор»

6.2

1

Веники, мусорные пакеты

Маленький огород на подоконнике. Операция «Витамин» Выгонки зеленых культур (лук, чеснок)

4.2

1

Лейка, палочка для рыхления

Обитатели рек. Экскурсия на берег реки Мзымта с посещением форелевого хозяйства

3.2.2

5

Маленький огород  на подоконнике. Операция «Витамин» Выгонки зеленых культур (лук, чеснок)

4.2

1

Лейка, палочка для рыхления

Природа пробуждается. Экскурсия в Курортный городок

5.3

4

Экологическая акция «Сохраним первоцвет!» (составление и распространение листовок)

6.3

2

Листы бумаги, фломастеры

Операция «Чистый двор»

6.2

1

Веники, мусорные пакеты

В гости к зеленой аптеке. Сбор лекарственных трав (пос. Кудепста)

2.3

5

«Вот и лето пришло!» Экскурсия в Курортный городок

5.4

4

Операция «Чистый берег»

6.1

2

Мусорные пакеты

Итого

66

2 класс

Номер урока

Содержание (разделы, темы)

Разделы

Количество часов

Дата проведения

Оборудование урока

Основные виды учебной деятельности

(УУД)

план

факт

Введение. Беседа «Здоровье Планеты – наше здоровье»

1.1

1

Презентация

Личностные УУД:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

.

Метапредметные УУД.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель занятия и экскурсии с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться обнаруживать и формулировать  проблему совместно с учителем.
  • Учиться планировать познавательную деятельность во время занятий или на экскурсии.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе личного опыта ).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного  
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всей группы.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы, наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения во время занятий и экскурсий и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

В гости к природе. Тисо-самшитовая роща (короткая тропа)

3.1

4

Самый северный в мире. Экскурсия на чайные плантации

2.3

6

Жизнь осеннего водоема. Посещение рекреационных зон на берегу реки Мзымта

3.2.2

4

Красота осенней природы. Экскурсия в Курортный городок

5.1

4

Операция «Чистый двор»

6.2

1

Мусорные пакеты

Обитатели морей и океанов. Посещение дельфинария

3.2.1

4

Операция «Чистый берег»

6.1

2

Веники, мусорные пакеты

Кошки, которые не гуляют сами по себе. Посещение выставки кошек

4.1

4

Операция «Чистый двор»

6.2

1

Веники, мусорные пакеты

Зимний лес. Экскурсия в Курортный городок

5.2

4

Как помочь птицам зимой? Операция «Кормушка»

2.2

4

Кормушки, корм для птиц

Экологическая акция «Не рубите, люди, елок!» (составление и распространение листовок)

6.3

2

Листы бумаги, фломастеры

Животные нашей местности. Посещение вольерного комплекса

2.1

6

Операция «Чистый двор»

6.2

1

Веники, мусорные пакеты

Маленький огород на подоконнике. Посадка семян петрушки и укропа

4.2

1

Ящики с землей, семена петрушки и укропа

«Весна в окно стучится». Экскурсия в Курортный городок

5.3

4

Маленький огород на подоконнике. Посадка семян петрушки и укропа

4.2

1

Лейка, палочка для рыхления

Маленький огород на подоконнике. Посадка семян петрушки и укропа

4.2

1

Лейка, палочка для рыхления

Операция «Чистый двор»

6.2

1

Веники, мусорные пакеты

Маленький огород на подоконнике. Посадка семян петрушки и укропа

4.2

1

Лейка, палочка для рыхления

Пчела – домашнее насекомое. Экскурсия на пасеку

2.4

5

«Лето, ах, лето!» Экскурсия в Курортный городок

5.4

4

Операция «Чистый берег»

6.1

2

Мусорные пакеты

Итого

68

3 класс

Номер урока

Содержание (разделы, темы)

Разделы

Количество часов

Дата проведения

Оборудование урока

Универсальные учебные действия

 (УУД)

план

факт

Введение. Беседа с просмотром презентации «Планета Земля в опасности. Сохраним наш дом»

1.1

1

Презентация

Личностные УУД:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные УУД.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель занятия и экскурсии с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться обнаруживать и формулировать  проблему совместно с учителем.
  • Учиться планировать познавательную деятельность во время занятий или на экскурсии.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе личного опыта ).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного  
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всей группы.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы, наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения во время занятий и экскурсий и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

В гости к природе. Ахштырский каньон

3.1

6

Животный мир нашей местности. Посещение зоопарка санатория «Октябрьский»

2.1

6

Операция «Чистый двор»

6.2

1

Веники, мусорные пакеты

Рыбы – самые тихие соседи. Посещение мацестинского аквариума

4.1

5

Операция «Чистый берег»

6.1

2

Мусорные пакеты

«Осень – рыжая подружка». Экскурсия в Курортный городок

5.1

4

Цветы, которые летают. Посещение выставки бабочек

2.4

5

Операция «Чистый двор»

6.2

1

Веники, мусорные пакеты

Экологическая акция «Берегите воду!» (составление и распространение листовок)

6.3

2

Листы бумаги, фломастеры

Лес готовится ко сну. Экскурсия в Курортный городок

5.2

4

Операция «Чистый двор»

6.2

1

Веники, мусорные пакеты

Где живут птицы? Акция «Скворечник»

2.2

4

Беседа «Комнатные растения. Зачем они?»

4.2

1

Презентация

Посадка цветов для озеленения класса

4.2

1

Ящики с землей, рассада

Весна в природе. Экскурсия в Курортный городок

5.3

4

Операция «Чистый двор»

6.2

1

Веники, мусорные пакеты

Посадка цветов для озеленения класса

4.2

1

Лейка, палочка для рыхления

Удивительный мир растений. Экскурсия в парк Южных культур

2.3

5

Посадка цветов для озеленения класса

4.2

1

Лейка, палочка для рыхления

Медвежий угол. Экскурсия на источники Чвижепсе

3.2.3

6

«Вот и лето подоспело». Экскурсия в Курортный городок

5.4

4

Операция «Чистый берег»

6.1

2

Мусорные пакеты

Итого

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа- наш дом".

Учебный курс «Природа – наш дом» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, твор­ческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к сре...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество» для 1 классов УМК «Перспективная начальная школа»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество»для 1 классовУМК «Перспективная начальная школа»...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Природа родного края"

Цель программы Природа родного края «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности учащихся начальной школы....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа и мы" 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа и мы" 3 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа родного края"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Изучение природы родного края"...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество» для 1 классов УМК «Перспективная начальная школа»

Настоящая программа «Природа и творчество» для 1 класса составлена в соответствии с новыми требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образован...