Рабочая программа внеурочной деятельности "Друзья природы"
рабочая программа по окружающему миру

Шарифуллина Юлия Сергеевна

Рабочая программа  внеурочной деятельности "Друзья природы" 2 года обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon druzya_prirody.doc540 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

В условиях современной экологической ситуации особенно остро стоит вопрос воспитания экологической культуры детей в образовательных учреждениях. Мир природы удивляет и восхищает многообразием и красотой форм, красок, запахов, доставляет людям радость и является источником творческого вдохновения.

Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется и экологическими проблемами. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом  определяют возможности его выживания. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют  отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому  сохранение среды  приобретает первостепенное значение.

Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.

В настоящее время,  активно  осуществляемая экологическая работа  позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе. Приоритетное направление школы – эколого-валеологическое образование и воспитание, состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе,  стремление сохранить и украсить мир природы, осознать себя его частицей.

Данная программа намечает основные направления, тематику и ориентиры поиска решения экологических проблем города, создает оптимальные условия для творческого развития учащихся, их гражданского становления, удовлетворения их социальных запросов.

 Программа творческого объединения  «Друзья природы» рассчитана на двухлетний курс обучения: первый год по курсу «Юный природовед», второй год обучения – «Юный эколог» с детьми и подростками 7 -10 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю с группой учащихся из 12 человек. Продолжительность занятия -  2 часа.

В процессе занятий учащимся предоставляется возможность получить и развить навыки самореализации и самоуправления.

Программа носит образовательно-развивающую направленность, охватывает теоретические и практические блоки содержания, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста и направлена на воспитание экологической культуры и нравственной позиции учащихся в отношении природной среды; развитие творческих способностей, воображения, фантазии, эмоциональной отзывчивости.

«Друзья природы» - программа творческого объединения, которая способствует развитию креативности, нестандартного пространственного мышления, вкуса, умения логически мыслить, создавать нечто новое, расширять кругозор. Для получения более полного представления о природном богатстве края  программой запланированы экскурсии, встречи с работниками Сочинского национального парка, с представителями лесопарковых хозяйств.  

Особенностью программы является комплексный подход, неразрывная связь теории и практики, что, несомненно, повлияет на круг интересов младших школьников.

Цель программы – экологическое образование детей посредством  раскрытия творческих возможностей школьников; пробуждение осознанного понимания доброго, красивого, нравственного.

Задачи программы:

  • активизация познавательной деятельности младших школьников;
  • расширение экологических представлений младших школьников;
  • углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям  младших школьников «первичный срез» экологии  как науки;
  • более полная реализация воспитательного и развивающего потенциала природоведческих знаний. Обеспечение более надежных основ экологической  ответственности младших школьников;
  • развитие коммуникативных способностей (в опыте коллективной и групповой работы);
  • формирование творческого отношения к явлениям, происходящим в окружающем нас мире;
  • организация творческой деятельности в формировании экологической культуры;
  • воспитание доброжелательного отношения к окружающей среде и друг к другу, т.е. воспитание экологически грамотной личности;
  • обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды, развитие навыков практической и исследовательской деятельности;
  • учить пользоваться справочниками, энциклопедиями, самостоятельно добывать знания по  определенной теме, организовывать поисковые экспедиции, команды, отряды;
  • передавать свои накопленные знания младшим школьникам, выступать с докладами, рефератами перед младшими школьниками, обучать их разгадыванию кроссвордов.

Наряду с этим решаются задачи общего психического развития (развитие творческого мышления, памяти, воображения, коммуникативных способностей), а также нравственного и общекультурного воспитания детей.

Материал творческого объединения предусматривает  знакомство  воспитанников с определенным кругом знаний о растительном и животном мире, которые постепенно расширяются и углубляются. Учащиеся знакомятся с домашними животными и культурными растениями, их разнообразием, условиями содержания и выращивания, значением для человека, некоторыми сельскохозяйственными профессиями. Проводятся практические работы по уходу за животными, размножению комнатных растений и уходу за ними, экскурсии в хранилища, пасеки, оранжереи и др.

Творческое объединение нацелено на овладение навыками исследования  сезонных изменений в природе, знаниями об особенностях живой природы родного края, законов об охране природы, Красной книги. В процессе деятельности  «Друзей природы» младшие школьники  учатся   находить взаимосвязи в природе. Дети знакомятся с полезными ископаемыми, почвами, водоемами, лесами, лугами, зелеными насаждениями, особо охраняемыми растениями и животными. Почти в каждой теме уделяется внимание вопросам охраны природы. Расширяются представления об экологическом равновесии объектов природы и гибельных последствиях нарушения природных связей.

Предусмотрены практические работы по сбору лекарственных растений, подкормке птиц, посадке деревьев.

                                                   

Прогнозируемые результаты.

  • понимание современных проблем окружающей среды;

  • овладение основами классификации растительного и животного мира края; распознавать природные объекты с помощью атласа – определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

  • проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

  • умение анализировать  состояние окружающей среды на основе взаимосвязей в природе; объяснять взаимосвязи в природе между природой и человеком;

  • овладение основами навыками по уходу за растениями и животными;

  • выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

  • расширение первоначальных экологических представлений, понятий;

  • к числу важнейших задач программы относятся воспитание любви к своему городу, посёлку, к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира.

СОДЕРЖАНИЕ.

1 год обучения

Курс «Юный природовед»

144 часа

  1. Введение. Круг экологических проблем. Разнообразие природы родного края.

Знакомство с группой. Беседы о наиболее актуальных проблемах окружающей среды. Дневник экологических наблюдений. Круг задач на учебный год. Инструктаж по ТБ. Задачи курса «Юный природовед».

  1. Какие бывают животные. Животные родного края.

Знакомство с домашними животными. Условия содержания домашних животных. Экскурсии на фермы села. Проведение викторины «Знаю каждого соседа».  Знакомство с животными заповедника. Охрана животных. Экскурсия в вольерный комплекс п. Красная поляна. Проведение фотоконкурса и выставки. Мастер-класс «Заповедные друзья».

  1. Животные в твоем доме. Домашние животные летом и осенью, зимой и весной.  

Обитатели живого уголка. Условия содержания животных. Проведение практических работ: уход за домашними животными. Проведение литературного конкурса «Мой самый любимый на свете, домашний питомец родной…» Знакомство с представителями домашних животных летнего и осеннего периодов. Проведение экскурсий на частных фермах. Составление карты  села. Конкурс «Летом, осенью одни, все животные мои…». Знакомство с представителями домашних животных зимнего  и весеннего периодов. Проведение экскурсий на частных фермах. Составление карты  села. Конкурс «Турнир домашних животных».

  1. Птицы Черноморья.

Знакомство с птицами Черноморского побережья. Неделя наблюдений за птицами. Перелетные птицы края. Экскурсия в лесопарк «Юбилейный». Охрана птиц Черноморья. Проведение Дня птиц. Викторина «Русских птиц волшебных стаи». Конкурс поделок «Моя синичка в надежных руках».

  1. Растения в твоем доме.

Разнообразие комнатных растений. Требования комнатных растений к условиям жизни.  Знакомство с правилами ухода. Проведение практичсеких работ. Экскурсия в частный сад.

  1. Зеленые насаждения Краснодарского края.

Декоративные  травянистые растения. Распознавание древесных пород по коре и древесине, распознавание кустарников и трав. Правила посадки деревьев и кустарников. Способы разбивки клумб. Практические работы: распознавание древесных и кустарниковых пород в зеленых насаждениях, посадка деревьев и кустарников, разбивка клумб.

  1. Природа живая и неживая.

Знакомство с неживой природой осени, зимы, весны. Грибы и их роль в лесу. Мхи и лишайники, влияние на лишайники загрязненности воздуха. Пауки и их роль в снижении численности комаров и мух. Насекомые, приносящие ущерб человеку.  Значение снегового покрова для растений и животных. Деревья лиственные и хвойные, их отличительные признаки зимой. Роль муравьев в снижении численности насекомых, опасных для леса. Особо охраняемые насекомые края.  Практические работы. Проведение экскурсий.

        8. Разнообразие природы родного края.

           Знакомство с природой Краснодарского края. Минералы и горные породы, почва края. Реки, озера, пруды, болота края, их значение. Леса Краснодарского края. Основные древесные породы. Животные леса. Деревья и кустарники в зеленых насаждениях. Виды особо охраняемых растений и животных края. Лесные ремесла. Практические работы. Экскурсии.

  1. Особо охраняемые территории Краснодарского края.

Заповедники и парки края. Кавказский государственный биосферный заповедник. Рекреационные объекты парка и заповедника. Эколого-просветительская деятельность школьников.  Экскурсии на особо охраняемые территории.

  1.  Метеорология.

Метеорология как наука. Предсказания погоды по местным признакам. Простейшие метеорологические приборы: флюгер, барометр, гномон, осадкомер. Практические работы: предсказания погоды по облакам, ветру, растениям, по поведению животных; определение погоды по метеорологическим приборам.

2 год обучения

Курс «Юный эколог»

144 часа

1. Введение. Разведка экологических бед.

Разведка экологических бед. Сбор информации о состоянии окружающей среды в регионе. Составление дневника экологических наблюдений. Задачи курса «Юный эколог».  

2. Растения и животные края..

Распознавание растений и животных природного окружения. Знакомство с животными, растениями нашего края. Урок-КВН  «Знаешь ли ты этих животных?». Издание книжек – малышек о животных. Знакомство с  живыми существами, которым угрожает исчезновение. Урок – панорама. Охрана  природы, способы охраны.

3. Культурные и лекарственные растения Краснодарского края.

Разнообразие природы Краснодарского края. Сбор лекарственных растений. Организация  работы  «фито-бара». Красная книга края. Охрана лекарственных растений. Культурные и лекарственные растения Сочинского и национального парка. Викторина «Кладовая парка».

4. Неживая и живая природа.  

     Роль неживой природы в жизни всего живого  на Земле. Выставка «Природа и человек». Урок – путешествие. Жизнь в почве. Особенности строения и образа жизни дождевых червей и крота. Разнообразие живой  природы (многообразие растений и животных). Энциклопедия «Все обо всем». Экологические связи в живой природе.

Практические работы:

- посадка фундука,

- изготовление синичников,  

- подкормка птиц,

- наблюдения.

Проведение экскурсий:

         -  деревья лиственные,

         -  птицы Краснодарского леса.

         -  Я изучаю следы на снегу,

         - Голоса птиц,

         -  Насекомые – опылители.

 Природа как единое целое.

Влияние деятельности человека на природу. Охрана природы - всенародная задача. Необходимые меры охраны природа Краснодарского края. Участие юных натуралистов в охране растений и животных края. Значение леса в природе и жизни человека. Десять заповедей  друзей леса.

6. Экологические путешествия.

Выбор маршрута путешествия. Актуальность и возможность сценического воплощения. Репетиции. Организация и проведение путешествия. Дневник путешествия. Значения растений и животных в жизни человека. Взаимосвязь в природе. Необходимость сохранения всего многообразия живого. Знакомство с охраняемыми растениями и животными.

7.Влияние окружающей среды на здоровье человека.

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.  Изготовление эмблем об охране здоровья. Урок здоровья. Викторина «НЕ болеть!». Советы доктора Неболейки. Лесной доктор.

 8. Экологические  катастрофы и экологические прогнозы.

  Экологические катастрофы. Влияние моря на обитателей моря и побережья. Представления о радиоактивном загрязнении среды.  Экологические  прогнозы,  их сущность, конкретные примеры, значение для предупреждения отрицательного  воздействия человека на природу.

9. «Зеленые  страницы»

Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы.  Организация и выпуск газеты  юных натуралистов «Зеленые страницы. Подготовка поделок из природного материала. Верстка страниц газеты. Эколого-просветительская деятельность. Участие в экологических конкурсах и природоохранных акциях, конкурсах, викторинах, фестивалях:  

Международный день эколога;

Международный День защиты Чёрного моря;

Всемирный день защиты морских млекопитающих (День кита);

Международный день птиц;

Марш парков;

День Земли;

Международный день экологических знаний.

МЕТОДИЧЕСКИЕ   РЕКОМЕНДАЦИИ.

В основу реализации программы положен метод экскурсионно-практической  деятельности, направленной на экологическое образование учащихся, формирование экологической культуры и организацию разнообразной творческой деятельности.

Для этого каждое занятие превращается в творческую мастерскую, где хороши такие формы работы, как конструирование, этюды-зарисовки, уроки-путешествия, беседы, пресс-конференции, ролевые игры, заседания «круглого» стола, экскурсии, рейды на  природу и т.п..

Занятия могут строиться по самым разным критериям в зависимости от выбранной педагогом совместно с детьми тематики и экологической проблемы, психического состояния и настроения учащихся.

Особое внимание при выборе формы проведения занятия уделяется пробуждению у детей интереса к окружающей природе, к проблемам её охраны, воспитанию чувств нравственных (любовь, жалость, сопереживание и т.д.) и эстетических (восхищение, удивление, любование).

В практику обучения включается использование наглядных пособий, дидактического материала, изготовленного самими учащимися на основе исследовательской и поисковой работы

Результатом творческой работы объединения «Друзья природы» становится создание  экологической выставки поделок из природных материалов,  организация и проведение конкурса, природоохранная деятельность.

В ходе подготовительной работы к проведению мероприятия экологической направленности важно соблюдать несколько основных правил:

  • не навязывать готового решения;
  • не перегружать детей информацией, сосредоточив внимание на главном;
  • подчёркивать важность инициативы и творческого подхода к решению экологических проблем;
  • предоставлять право самим определять форму проведения того или иного  занятия.

Все перечисленные методы организации творческой работы в объединении «Друзья природы»  способствуют воспитанию эмоциональной отзывчивости, развитию фантазии и воображения, пробуждению творческой активности, сопричастности к проблемам окружающей среды и, главное, поиску ярких индивидуальных решений этих проблем

Основные направления в развитии творческих способностей учащихся.

1. Развитие творческих способностей в  формировании образов  «живой природы»;

2. Развитие интереса и внимания к окружающему миру через близкие пониманию образы, воплощённые средствами практической  деятельности.

3. Развитие навыков  исследовательской деятельности.

4. Развитие коммуникативных способностей в опыте работы коллективной и индивидуальной деятельности в игровых занятиях.

Методы обучения и развития творческих способностей.

1. Групповой метод.

2. Индивидуальная работа.

3. Использование игровых форм.

4. Использование наглядных пособий.

5. Общение с «живой» природой.

6. Метод экскурсионной и практической  деятельности.

Структура построения занятий.

Программа «Друзья природы» рассчитана на 2 года обучения. Занятия первого года «Юный природовед» и занятия второго года обучения «Юный эколог» проводятся 2 раза в неделю в течение учебного года, включая каникулярное время (всего 36 недель).  Продолжительность занятия  2 часа.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

        1 год обучения

«Юный природовед»

№ п/п

Наименование темы, раздела

Количество часов

всего

теория

практика

1

Введение. Круг экологических проблем. Разнообразие природы родного края.

4

3

1

2

Какие бывают животные. Животные родного края.

8

4

4

3

Животные в твоем доме. Домашние животные летом и осенью, зимой и весной.

16

6

10

4

Птицы Черноморья.

12

4

8

5

Растения в твоем доме.

8

4

4

6

Зеленые насаждения Краснодарского края.

16

4

12

7

Природа живая и неживая

36

22

14

8

Разнообразие природы родного края.

20

12

8

9

Особо охраняемые территории Краснодарского края.

16

8

8

10

Метеорология.

8

4

4

Итого:

144 часа

71 часа

73 часов

2 год обучения

«Юный эколог»

№ п/п

Наименование темы, раздела

Количество часов

всего

теория

практика

1

Введение. Разведка экологических бед.

4

4

-

2

Растения и животные края.

16

4

12

3

Культурные и лекарственные растения Краснодарского края.

16

4

12

4

Неживая и живая природа.  

28

12

16

5

Природа как единое целое.

8

4

4

6

Экологические путешествия

24

8

16

7

Влияние окружающей среды н здоровье человека.

16

4

12

8

Экологические  катастрофы и экологические прогнозы.

12

8

4

9

«Зеленые  страницы».

20

4

16

Итого:

144 часа

52 часа

92 часов

Календарно-тематическое планирование занятий

курса «Юный природовед»

1 год обучения

Раздел

программы

№ заня

тия

Тематическое

 содержание

Дата

т/п

Кол-во

часов

Введение.            (4 часа)

Круг экологических проблем.

т

1

Разнообразие природы родного края.

т

1

Разнообразие природы родного края.

т

1

Экскурсия в природу.

п

1

Какие бывают животные.

Животные родного края.        (8 часов)

Знакомство с домашними животными.

т

1

Условия содержания домашних животных.

т

1

Знакомство с животными заповедника.

т

1

Охрана животных.

т

1

Проведение викторины «Знаю каждого соседа».

п

1

Поле Чудес «Что это за животное?»

п

1

Экскурсии на фермы посёлка.

п

1

Посещение краеведческого музея         им. Фелицина.

п

1

Животные в твоем доме. Домашние животные летом и осенью, зимой и весной.                  (16 часов)

Обитатели живого уголка.

т

1

Условия содержания животных.

т

1

Знакомство с представителями домашних животных летнего периода.

т

1

Знакомство с представителями домашних животных осеннего периода.

т

1

Проведение практических работ: уход за домашними животными.

п

1

Наблюдение за домашними животными осенью.

п

1

Аппликация «Домашние животные»

п

1

Сочинение «Моё домашнее животное»

п

1

Проведение литературного конкурса «Мой самый любимый  на свете, домашний питомец родной…»

п

1

Просмотр музыкального спектакля «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

п

1

Составление карты  поселка.

п

1

Составление плана места жительства.

п

1

Знакомство с представителями домашних животных зимнего периода.

т

1

Знакомство с представителями домашних животных весеннего периода.

т

1

Конкурс «Летом, осенью одни, все животные мои…».

п

1

Конкурс «Турнир домашних животных».

п

1

Птицы

 Черноморья

(12 часов)

Знакомство с птицами Черноморского побережья.

т

1

Красная книга Кубани.

т

1

Перелетные птицы края.

т

1

Зимующие птицы края.

т

1

Неделя наблюдений за птицами.

п

1

Конкурс поделок «Моя синичка в надежных руках».

п

1

Поле Чудес «Птицы края».

п

1

Изготовление кормушек для птиц.

п

1

Экскурсия в лесопарк «Солнечный остров».

п

1

Охрана птиц Черноморья.

п

1

Викторина.

п

1

Посещение ботанического сада.

п

1

 

Растения

в твоем доме.

(8 часов)

Разнообразие комнатных растений.

т

1

Разнообразие комнатных растений.

т

1

Требования комнатных растений к условиям жизни.  

т

1

Знакомства с правилами ухода.

т

1

Проведение практических работ.

п

1

Экскурсия в частный сад.

п

1

Полив комнатных растений.

п

1

Рыхление комнатных растений.

п

1

Зеленые насаждения Краснодарского края

(16 часов)

Декоративные  травянистые растения.

т

1

Декоративные  травянистые растения.

т

1

Правила посадки деревьев и кустарников.

т

1

Способы разбивки клумб

т

1

Распознавание древесных пород по коре и древесине.

п

1

Распознавание кустарников и трав.

п

1

Сбор гербария.

п

1

Сбор гербария.

п

1

Практическая работа: распознавание древесных и кустарниковых пород в зеленых насаждениях.

п

1

Практическая работа: распознавание древесных и кустарниковых пород в зеленых насаждениях.

п

1

Окапывание деревьев.

п

1

Поездка в п. Гончарка.

п

1

Практическая работа: посадка деревьев.

п

1

Практическая работа: посадка кустарников.

п

1

Практическая работа: разбивка клумб.

п

1

Практическая работа: разбивка клумб.

п

1

Природа живая и неживая

(36 часов)

Знакомство с неживой природой осени, зимы.

т

1

Знакомство с неживой природой весны и лета.

т

1

Грибы и их роль в лесу.

т

1

Правила сбора грибов.

т

1

Мхи и лишайники.

т

1

Влияние на лишайники загрязненности воздуха.

т

1

Насекомые, приносящие ущерб человеку.

т

1

Особо охраняемые насекомые края.

т

1

Пауки и их роль в снижении численности комаров и мух.  

т

1

Пауки и их роль в снижении численности комаров и мух.  

т

1

Роль муравьев в снижении численности насекомых опасных для леса.

т

1

Роль муравьев в снижении численности насекомых опасных для леса.

т

1

Деревья лиственные и хвойные.

т

1

Отличительные признаки лиственных и хвойных деревьев зимой.

т

1

Проведение экскурсии в лесопарк.

п

1

Конкурс загадок о природе.

п

1

Значение снегового покрова для растений.

т

1

Природа живая и неживая

(36 часов)

Значение снегового покрова для животных.

т

1

Экскурсия «Птицы перелетные и зимующие».

п

1

Развешивание кормушек.

п

1

Практическая работа: подкормка птиц.

п

1

Практическая работа: следы зверей.

п

1

Лепка птиц из солёного теста.

п

1

Прослушивание голосов птиц.

п

1

Птицы леса.

т

1

Птицы леса.

т

1

Животные края.

т

1

Животные, занесённые в Красную книгу края.

т

1

Цветение сада. Понятие об опылении растений.

т

1

Насекомые опылители и их охрана.

т

1

Практическая работа: Деревья весной.

п

1

Практическая работа: кустарники весной.

п

1

Экскурсия «Цветение сада».

п

1

Конкурс рисунков «Мой сад»

п

1

Сбор весенних букетов.

п

1

Чтение сказки «Цветик - семицветик»

п

1

Разнообразие природы родного края.

Знакомство с природой Краснодарского края.

т

1

Природные зоны Краснодарского края.

т

Водоёмы Кубани.

т

1

Правила поведения в природе.

т

1

Разнообразие природы родного края.

(20 часов)

Минералы и горные породы.

т

1

Разнообразие почв края.

т

1

Леса Краснодарского края.

т

1

Основные древесные породы.

т

1

Животные леса.

т

1

Деревья и кустарники в зеленых насаждениях.

т

1

Виды особо охраняемых растений края.

т

1

Виды особо охраняемых животных края.

т

1

Практические работы. Лесные ремесла.

п

1

Резьба по дереву.

п

1

Выпиливание из фанеры фигурок животных.

п

1

Выжигание по дереву.

п

1

Экскурсия «Богатство парка»  

п

1

Посещение театра «Премьера».

п

1

Посещение ромашковых полей в              г. Абинске.

п

1

Экскурсия в природу посёлка.

п

1

 

Особо охраняемые территории Краснодарского края.

(16 часов)

Заповедники парка.

т

1

Парки края.

т

1

Кавказский государственный биосферный заповедник.

т

1

Сочинский национальный парк.

т

1

Эколого-просветительская деятельность школьников.

п

1

Конкурс «Юный эколог».

п

1

Экологическая акция «Школа – сад»

п

1

Посадка саженцев ёлочек.

п

1

Особо охраняемые территории Краснодарского края.

 (16 часов)

Рекреационные объекты парка.

т

1

Рекреационные объекты заповедника.

т

1

Потенциал Сочинского национального парка.

т

1

Животные парка.

т

1

Экскурсия на особо охраняемые территории.

п

1

Каньон реки Белая.

п

1

Посещение дендрария с/х Академии.

п

1

Экскурсия в океанариум.

п

1

Метеорология.

(8 часов)

Метеорология как наука.

т

1

Предсказания погоды по местным признакам.

т

1

Простейшие метеорологические приборы: флюгер, барометр.

т

1

Простейшие метеорологические приборы: гномон, осадкомер.

т

1

Практическая работа: предсказания погоды по облакам и ветру.

п

1

Практическая работа: предсказания погоды по растениям и по поведению животных.

п

1

Практическая работа: определение погоды по метеорологическим приборам.

п

1

Изготовление «Флюгера».

п

1

Итого:

144 часа

Календарно-тематическое планирование занятий

курса «Юный эколог»

2 год обучения

Раздел

программы

№ заня

тия

Тематическое

 содержание

Дата

т/п

Кол-во

Часов

Введение

(4 часа)

Разведка экологических бед.

п

1

Угроза загрязнения воздуха края.

п

1

Составление дневника экологических наблюдений.

п

1

Задачи курса «Юный эколог».

п

1

Растения и животные     края.

(16 часов)

Знакомство с животными нашего края.

т

1

Знакомство с растениями нашего края.

т

1

Знакомство с  живыми существами, которым угрожает исчезновение.

т

1

Вред заводов и фабрик на жизнь живых существ.

т

1

Распознавание растений природного окружения.

п

1

Распознавание животных природного окружения.

п

1

Охрана природы.

п

1

Способы охраны природы.

п

1

Урок-КВН  «Знаешь ли ты этих животных?».

п

1

Конкурс рисунков о животных.

п

1

Инсценирование сказки «Маша и медведи».

п

1

Конкурс загадок о животных.

п

1

Изготовление книжек – малышек о животных.

п

1

Оформление книжек – малышек о животных.

п

1

Урок – панорама.

п

1

Изготовление фигурок животных из природного материала.

п

1

Культурные и лекарственные растения Краснодарского края

(16 часов)

Разнообразие природы Краснодарского края.

т

1

Разнообразие природы Краснодарского края.

т

1

Красная книга края.

т

1

Охрана лекарственных растений.

т

1

Сбор лекарственных растений.

п

1

Изготовление энциклопедии «Лекарственных растений».

п

1

Зарисовка лекарственных растений.

п

1

Чтение докладов о лекарственных растениях.

п

1

Культурные лекарственные растения Кубани.

п

1

Викторина «Кладовая парка».

п

1

Проращивание гороха.

п

1

Высадка гороха на участок.

п

1

Организация  работы  «фито-бара».

п

1

Поле Чудес «Культурные и лекарственные растения Краснодарского края»

п

1

Игровой калейдоскоп.

п

1

Сочинение сказок о лекарственных растениях.

п

1

Неживая и

живая природа.

(28 часов)

Роль неживой природы в жизни всего живого  на Земле.

т

1

Роль неживой природы в жизни всего живого  на Земле.

т

1

Разнообразие растений края.

т

1

Разнообразие животных края.

т

1

Выставка-конкурс «Природа и человек».

п

1

Викторина «Кто такая, что такое»

п

1

Экскурсия в природу.

п

1

Чтение книг о природе.

п

1

Жизнь в почве.

т

1

Особенности строения и образа жизни дождевых червей.

т

1

Особенности строения и образа жизни крота.

т

1

Особенности строения и образа жизни мыши – полёвки.

т

1

Урок – путешествие «Прикосновение к чуду».

п

1

Посещение дворца искусств «Премьера».

п

1

КВН по разделу «Живая и неживая природа».

п

1

Игра «Живые - неживые».

п

1

Энциклопедия «Все обо всем».

т

1

Энциклопедия «Все обо всем».

т

1

Экологические связи в живой природе.

т

1

Цепи питания.

т

1

Практическая работа: «Птицы Краснодарского края».

п

1

Распознавание голосов птиц.

п

1

Игра «Прилетел птицы»

п

1

Пословицы и поговорки о птицах.

п

1

Экскурсия «Я изучаю природу родного края».

п

1

Сочинение «Природа родного края»

п

1

Практическая работа «Времена года»

п

1

Разгадывание кроссвордов.

п

1

Природа

как

единое целое.

(8 часов)

Влияние деятельности человека на природу.

т

1

Охрана природы - всенародная задача.

т

1

Необходимые меры охраны природа Краснодарского края.

т

1

Мир глазами эколога.

т

1

Участие юных натуралистов в охране растений края.

п

1

Участие юных натуралистов в охране  животных края.

п

1

Значение леса в природе и жизни человека.

п

1

Десять заповедей  друзей леса.

п

1

Экологические путешествия.

(24 часа)

Выбор маршрута путешествия.

т

1

Актуальность и возможность сценического воплощения.

т

1

Приборы используемые путешественниками.

т

1

Ориентирование на местности.

т

1

Организация и проведение путешествия «Лес - наше богатство». Репетиция.

п

1

Ориентирование по компасу.

п

1

Ориентирование по природным признакам.

п

1

Экологические путешествия.

(24 часа)

Путешествие в лес.

п

1

Значения растений и животных в жизни человека.

т

1

Взаимосвязь в природе.

т

1

Знакомство с охраняемыми растениями.

т

1

Знакомство с охраняемыми животными.

т

1

Лесное путешествие.

п

1

Дневник путешествия.

п

1

Игра «Будь природе другом»

п

1

Экскурсия в парк.

п

1

Необходимость сохранения всего многообразия живого.

п

1

Экскурсия на станцию «Родник»

п

1

Экскурсия на станцию юннатов.

п

1

Составление экологического кроссворда.

п

1

Экологическое путешествие «Станция «Природа».

п

1

КВН «Лечить планету сообща»

п

1

Составление экологических знаков.

п

1

Игра «Юный эколог»

п

1

Влияние

окружающей среды

на здоровье

человека.

(16 часов)

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.  

т

1

Основы здорового образа жизни.

т

1

Очистительные сооружения края.

т

1

Режим дня школьника.

т

1

Изготовление эмблем об охране здоровья.

п

1

Викторина «НЕ болеть!».

п

1

Составление режима дня.

п

1

Игра – путешествие по городу «Здоровейску».

п

1

Урок здоровья.

п

1

Советы доктора  «Неболейки».

п

1

Игра «Друзья Мойдодыра».

п

1

Викторина «Береги здоровье!»

п

1

Эколого-валеологический урок «Лесной доктор».  

п

1

Викторина «Правила закаливания»

п

1

День здоровья «Подвижные игры»

п

1

Сочинение – рассуждение «Это зависит от тебя»

п

1

Экологические катастрофы и экологические прогнозы.

(12 часов)

Экологические катастрофы.

т

1

Экологические катастрофы.

т

1

Представления о радиоактивном загрязнении среды.

т

1

Представления о радиоактивном загрязнении среды.

т

1

Влияние моря на обитателей моря.

т

1

Влияние моря на обитателей побережья.

т

1

Проект «Обитатели Черного моря».

п

1

Панно «Морское дно»

п

1

Экологические  прогнозы,  их сущность, конкретные примеры.

т

1

Предупреждение отрицательного  воздействия человека на природу

т

1

Игра «Что будет, если исчезнут насекомые»

п

1

Составление плаката – схемы «Загрязнение океана»

п

1

Зеленые

страницы.

(20 часов)

Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы.

т

1

Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы.

т

1

Как создать эколого-просветительскую газету?

т

1

Как создать эколого-просветительскую газету?

т

1

Изготовление  поделок из природного материала.

п

1

Конкурс «Фантазия природы».

п

1

Организация газеты  друзей природы  «Зеленые страницы.

п

1

Оформление газеты  друзей природы  «Зеленые страницы.

п

1

День экологических знаний.  

п

1

Викторина юных экологов.

п

1

Подбор материала для «Экологического вестника»

п

1

Оформление экологического вестника.

п

1

Верстка страниц газеты.

п

1

Эколого-просветительская деятельность.

п

1

Выступление юных экологов в детском саду.

п

1

Выступление юных экологов в школе.

п

1

Фестиваль экологических достижений «друзей природы».

п

1

Игра «Я познаю мир».

п

1

Изготовление панно «Лето».

п

1

Праздник «Здравствуй лето».

п

1

Итого:

144 часа

                                                      СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Акимушкин И.А. Невидимые нити природы: учеб. пособие. – М.:  Просвещение, 1998 – 230 с.
  2. Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: практическое пособие/ Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко,  Л.П. Барылкина. – М.: ВАКО, 2004 – 350 с.
  3. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы: методическое пособие. – М.: Просвещение, 1999 – 120 с.
  4. Гелетон А. В.  Жизнь зелёного растения: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2002 – 112 с.
  5. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1995 – 230 с.
  6. Двораковский М.С. Экология растений: практическое пособие. – М.: Просвещение, 2003 – 240 с.
  7. Жук Л.И. В гармонии с природой: методическое пособие. – Мн.: Издательство  ООО «Красико-Принт», 2002 – 234 с.
  8. Коростелёв Н.Б. Воспитание здорового школьника: методическое пособие.  – М.: Просвещение,  2001 – 186 с.
  9. Кузнецова М.А. Сказания о лекарственных растениях: практическое пособие /  М.А. Кузнецова,  А.С.  Резникова. – М.: Высшая школа, 1992 – 243 с.
  10. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников: методическое пособие /  Л.С.  Литвинова, О.Е.  Жиренко. – М.: Просвещение,  2005 – 146  с.
  11. Плешаков А.А. Зеленые страницы: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1996 – 190 с.
  12. Поплянова Е.М. А мы на уроке – играем: методическое пособие. – М.: Просвещение,  1994 – 227 с.
  13. Рахманов А.И. Птицы – наши друзья: учеб. пособие. – М.:  Росагропромиздат, 1989 – 286  с.
  14. Танасийчук В. Г.  Экология в картинках: практическое пособие. – М.: Детская литература, 1989 – 240  с.
  15. Экологическое исследование: сборник программ кружков, факультативных курсов, практикумов по экологии / под ред.  А.В. Мариной. – Арзамас:  Ирис, 2000. – 113 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа кружка "Природа и мы" 2 класс

Программа кружка "Природа и мы" предназначена для 2 класса начальной школы и рассчитана на 68 занятий (2 часа в неделю). Преподавание кружка "Природа и мы" основано на получении учащимися зн...

рабочая программа изучение природы родного края 4 класс ПНШ

пояснительная запискатематическое планирование...

Рабочая программа "Друзья природы"

Рабочая программа кружка "Друзья природы". Общеинтеллектуальное направление....

Рабочая программа "Мир природы и человека"

Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий КТП 34 часа в год....

Рабочая программа "Мир природы и человека" 1-4 класс (для 8 вида)

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для детей с легкой умственной отсталостью (8 вид)....

Рабочая программа мир природы и человека 3 класс ОВЗ

Рабочая программа мир природы и человека 3 класс ОВЗ...