Классный час "Добротой себя измерь"
классный час (2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_klas._chasa_dobrotoy_sebya_izmer.zip | 12.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час Тема: «Добротой себя измерь»
Цель: продолжить работу по нравственному воспитанию детей, развивать умение анализировать черты характера, формировать правильную самооценку и потребность в работе по самовоспитанию, самосовершенствованию.
Ход классного часа.
-Послушайте внимательно песню из известного вам мультфильма.
-Ребята, о каком человеке поёт кот Леопольд? Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на нашем занятии?
-Правильно тема нашего классного часа о доброте, а называется он «Добротой себя измерь»
Что для вас означает «Доброта».
Доброта- это … (Добрый – делающий добро другим, отзывчивый).
-Многие из вас верно понимают, что такое доброта. В «Словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова слово доброта определяется так:
«Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро для других»
-Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им.
-Никому не нравятся люди совершающие плохие поступки. Хорошие поступки человека говорят о том, что он хороший человек.
Послушайте, какое замечательное стихотворение о доброте написал А.Чепуров (читает подготовленный ученик).
Габитов читает стих
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
-Каким русским словам дает начало слово “добро”?
Учащиеся:
Доброжелательность
Добросердечность
Добропорядочность
Добрососедство
Добросовестность
Видите как много слов содержит в себе корень «добр» У вас на столах лежат листочки со словами, подумайте как вы понимаете это слово и приходилось ли вам в жизни сталкиваться с этим понятием.
-Рядом с добром часто употребляют зло.
- Чего же больше в людях добра или зла?
А теперь прослушайте притчу.
Притча это рассказ с нравоучением.
Притча о Добре и Зле.
Читает учитель.
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
-Как вы понимаете слова в конце притчи? Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Педагог предлагает учащимся, разделив лист пополам, и поставив в одной части +, а в другой – записать свои положительные и отрицательные качества, отвечая на вопрос: “Какой я”?
Ребята, кто из вас отметил в себе такое качество, как доброта?
Готовясь к классному часу я прочитала много стихотворений. Вот одно из них которое мне очень понравилось, оно даёт повод для размышления.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу.
От доброго – добро,
От злого – зло родится.
Добро, сколь ни было б оно мало,
Гораздо лучше, чем большое зло.
Нужно уметь слушать себя, говорить злым чувствам «Стоп» и не давать им подавлять добрые.
Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не дается с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днем воспитывать в себе – Доброту.
А как? ( совершать добрые поступки, замечать в людях хорошее, проще говоря способность представить себя на на месте другого человека))
- Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце.
-Когда мы совершаем добрые дела, иногда нам приходится жертвовать собственными интересами. Например, тебе хочется сидеть в автобусе, но ты уступаешь место женщине. Или тебе хочется поиграть, посмотреть телевизор, но ты делаешь уборку в доме. И от этого ты становишься не только добрее, но и сильнее.
- Ребята, послушайте рассказ В. Осеевой “На берегу реки”
НА БЕРЕГУ РЕКИ
Юра и Толя шли неподалеку от берега реки.
– Интересно,– сказал Толя,– как это свершаются подвиги? Я очень хотел бы совершить какой– нибудь подвиг!
– А я об этом даже не думаю...– ответил Юра и вдруг остановился.
С реки донеслись отчаянные крики о помощи.
Оба мальчика помчались на зов. Юра на ходу сбросил туфли, отшвырнул в сторону книги и, достигнув берега, бросился в воду.
А Толя бегал по берегу и кричал:
– Кто звал? Кто кричал? Кто тонет?
Между тем Юра с трудом вытащил на берег плачущего малыша.
– Ах, вот он! Вот кто кричал! – обрадовался Толя.– Живой? Ну и хорошо! А ведь не подоспей мы вовремя, кто знает, что было бы.
-Какой поступок совершил Юра?
Можно ли его поступок назвать подвигом?
Не стой в стороне равнодушно
Когда у кого-то беда,
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря.
-А можно ли человека заставить быть добрым?
Правда, не всякий может сделаться добрым, иначе не было бы в мире зла. Научиться быть добрым трудно, если говорить о доброте устойчивой, постоянной, а не той, которая возникает раз в году от хорошего настроения, когда самому так радостно, что в этот момент готов полюбить весь мир.
Да, это трудно – всегда быть готовым утешить того, кому плохо, разделить чье–то горе, помочь. Этому надо учиться. А в нашем классе есть ребята ,которые так поступают? Обсудите в группе и назовите их.
- В народе к доброте всегда относились по-особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно». Вот сейчас мы вспомним пословицы, где звучит слово доброта. Назовите такие пословицы.
Цветок с пословицами на доске. (дети работают по группам)
«Живи добрее будешь всем милее»
«Без добрых дел нет доброго имени»
«Доброе слово и железные ворота открывает»
«Доброе слово, что солнышко в ненастье»
«Час в добре пробудешь – всё горе забудешь»
«Доброе слово лечит, злое калечит»
«Делай другим добро – будешь сам без беды»
«Добру человек у человека учится».
Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы. Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, наклеить ее на лист, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.
-Но не только народ сочинял пословицы о доброте. Тема доброты затрагивали и известные во всём мире люди. Автора вы можете не знать, но послушайте какие высказывания они посвящали доброте.
Высказывания о добре.
«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.» Л.Н Толстой
«Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.» Марк Твен
«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла».
В.О. Ключевский.
«Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером». Ч. Айтматов.
«Кто сделал доброе дело, тот молчит – говорит пусть тот, для кого оно было сделано» (читает учитель)
«Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство – доброта» М. Горький.
- Какое высказывание вам больше всего понравилось? Почему?
Самая большая цель жизни – увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это, прежде всего, счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать.
Когда случилась авария в Чернобыле, землетрясение в Японии, когда трагически погибла атомная лодка “Курск”, вся страна откликнулась на чужую боль.
(Учащиеся приводят конкретные примеры взаимопомощи и любви человека к человеку).
Педагог:
Все это достойно уважения. Но как вы думаете, а можно ли в повседневной жизни проявлять доброту, человеколюбие? Если да, то как?
(Учащиеся приводят примеры заботы о младших братьях, о престарелых соседях, о субботниках по очистке школьной территории).
Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Большая цепь добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.
А теперь посмотрим инсценировку стихотворения А.Барто “Человечество” (исполняют два ученика: Резниченко В. и Неценко Д.)
О ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ
Готов для человечества
Он многое свершить,
Но торопиться нечего,
Зачем ему спешить?
Пока ещё он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!
Когда судьбой назначено
Вселенную спасти,
К чему сестрёнку младшую
На скверике пасти?!
Пока ещё он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!
В своём платочке клетчатом
В углу ревёт сестра:
– Я тоже человечество!
И мне гулять пора!
Дед от простуды лечится,
Лекарство дать велит,
Но он не человечество,
Он старый инвалид.
С утра Наташка мечется
(Гуляйте с ней с утра!).
Она не человечество,
А младшая сестра.
Педагог:
Как вы думаете, есть ли настоящая доброта в этом мальчике?
А какие полезные, добрые дела вы сами ежедневно делаете?
Учащиеся высказывают свои мысли, обмениваются мнениями.
Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку.
Пишите письма, звоните домой, когда уезжаете.
Не допускайте грубости.
Старайтесь во всем помочь ближнем.
Будьте добрым людьми. Не забывайте, что каждый из вас несёт в себе частичку солнышка и его тепла!
Учитель предлагает вернуться к заданию “Какой я”?
Прочтите написанное вами, не появилось ли желание что–либо дописать или вычеркнуть. Считаете ли вы себя добрым человеком? Вспомните, какие добрые дела вы сделали за эту неделю?
Педагог:
Сознание сделанного добра – это уже награда для человека. Просто делая добро, никогда не надо ожидать благодарности. Добро ведь делают не из корысти, а из любви к ближнему.
Наверное, у всех вас, ребята, есть хорошие друзья.
Расскажите, как вы относитесь к ним, спешите ли к ним на помощь в трудную минуту или, зная о людской неблагодарности, не любите лишних хлопот и огорчений. Что вы цените в них, прежде всего? (Все высказываются).
Ученик читает стихотворение А.Барто. (Шиванов Александр)
ДРУГ НАПОМНИЛ МНЕ ВЧЕРА...
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой.
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок –
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка,
Откусить мне дал когда–то,
А теперь поставил в счёт.
И меня к нему, ребята,
Что–то больше не влечёт.
Педагог:
Можно ли такого друга назвать добрым?
Почему к такому другу не влечет?
Какой вывод вы сделали для себя из нашего разговора?
Давайте вместе зачитаем законы дружбы:
Не обзывай и не унижай своего друга.
Помогай другу в беде
Умей с другом разделить радость
Не смейся над недостатками друга
Выбирай друзей по душевным качествам
Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде.
Умей признать свои ошибки и помирись с другом.
Не предавай своего друга.
Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. Изготовление коллажа.
Народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди, как лучи этого солнца добротой своей согревают нашу Землю. Доброта очень нужна и вам самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружают.
Первая команда изобразит нам на этом листе солнце. Сейчас я раздам вам ладошки. Напишите своим близким людям самые добрые пожелания. А может за что - то извинитесь. Наклеивают на солнце ладошки.
Солнце дает жизнь на Земле , значит на Доброй земле должны цвести сады, петь птицы, потому что природа тоже радуется доброте.
Вторая команда приклеит к дереву корни ,на них напишет свои добрые слова ,ведь дерево вырастет сильным только тогда ,когда у него будут добрые (крепкие ) корни .
Стих читает ученик. (Тума К.)
Добрым быть, совсем не просто!
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем не просто!
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Много славных дел ждёт вас, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, отзывчивыми, вежливыми Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность, доброта радуют людей и делают их стойкими и весёлыми.
Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Песня. Предлагаю взяться за руки и исполнить песню «Дорогою добра»:
Спроси у жизни строгой –
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведёт не как сестра.
Но если с другом худо –
Не уповай на чудо.
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра.
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов!
Не забывай, что эта жизнь –
Не детская игра!
Ты, прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Учитель:
Ребята, я призываю вас: спешите делать добро, давайте украшать свою жизнь и жизнь окружающих нас людей добрыми делами.
Заканчивая наше занятие, я уверена, что в ваших сердечках добра стало намного больше.
Вы станете более бережно относиться к близким, ко всему живому. Вы не станете равнодушными к чужой беде.
Ребята, в каждом из нас есть маленькое солнце. Это доброта.
Она согревает окружающих людей и помогает им в трудную минуту. Давайте подарим нашим гостям это солнце. Пусть в их доме будет мир, покой, тепло, добро и светло.
(дети раздают гостям подарки – солнышко)
А теперь давайте все вместе с родителями споем песню «Если добрый ты».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самопознание. Тема: Добротой себя измерь.
Разработка урока по самопознанию..Тема урока: Добротой себя измерь.Цель урока: углубление представления учащихся об общече ловеческой ценности «доброта».Задачи:...
Классный час "Добротой себя измерь"
Классный час «Добротой себя измерь» Печуриной Натальи Викторовны Цели: сформировать в сознании детей слово «доброта»; расши...
Классный час "Добротой себя измерь"
Работа по нравственному воспитанию...
Классный час "Добротой себя измерь"
продолжить работу по нравственному воспитанию детей, развивать умение анализировать черты характера, формировать правильную самооценку и потребность в работе по самовоспитанию, самосовершенствованию. ...
Конспект урока самопознание «Добротой себя измерь» для учащихся 2 класса
Конспект урокасамопознание «Добротой себя измерь» для учащихся 2 класса Тема урока: «Добротой себя измерь»Цель урока: углубление представлений учащихся о понятии «доброта...
Урок самопознания во 2 классе. Тема. Добротой себя измерь.
Цель: расширять представления о добром и отзывчивом человеке. Задачи: 1. формировать представление о доброте, как важном нравственном качестве человека; 2. развивать позитивную сам...
классный час "Добротой себя измерь"
Классный час "Добротой себя измерь"...