Методические разработки по внеурочной деятельности "Юный исследователь"
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Роговая Вера Викторовна

Полная разработка 10 занятий по внеурочной деятельности "Я- исследователь".            Поможет педагогу в организации внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие № 1  по факультативному курсу

«Я – исследователь» (ФГОС)

1 класс

«Исследование. Что такое исследование?»

Автор:

учитель начальных классов

МКОУ СОШ № 1

Роговая Вера Викторовна

Тема: Исследование. Что такое исследование?

Цель:

  1. Познакомить учащихся с понятием «исследование», «наблюдательность»,
  2. Развивать способность наблюдать, быть внимательным, видеть «незаметное»,
  3. Развивать речь, логическое мышление, внимание, строить последовательные умозаключения.

Оборудование: презентация

Ход занятия.

  1. Организация класса.

Учащиеся становятся в круг, берутся за руки.

  1. Сообщение темы и цели занятия.(слайд 2)

- Ребята, сегодня мы с вами узнаем, что такое исследование, будем учиться наблюдать.

(ребята садятся за парты)

  1. Актуализация знаний.

- И  так, чему мы сегодня с вами будем учиться?

- Как вы можете объяснить, что такое исследование?

- Что значит «исследовать предмет»?

- Давайте подведём итог нашим рассуждениям и сформулируем понятие «исследование».

- Кто сможет обобщить ?

Вывод: Исследование – это поиск истины, познание неизвестного, поиск неизведанного, как один из видов познавательной деятельности человека.(слайд 3)

- Где и когда человеку необходимы эти умения?

- Когда человек может проводить исследование?

- Какие могут быть исследования?

- Кто проводит научные исследования?

- Может ли простой человек что-то исследовать?

- Где и как мы сможем использовать  знания, полученные в результате исследования?

- Какие качества нужны человеку, чтобы стать настоящим исследователем?

(детям можно предложить список качеств человека, из которого они выберут те, которые характеризуют исследователя)

- Какое самое главное качество исследователя?

- Как вы понимаете, что значит наблюдать?

Вывод: Наблюдение – это самый доступный и распространённый метод проведения исследования, который применяют в большинстве наук. Человек постоянно использует наблюдение в своей повседневной жизни. Оно является ценным источником получения различной информации об окружающем мире. Для наблюдения можно использовать приборы и приспособления. (слайд 4)

- Какие приборы вы знаете и для чего их можно использовать?

-Хотите стать наблюдателем?

  1. Практические задания.

Задание1.(слайд5)

Рассмотрите рисунки   попробуйте найти 10 отличий.

Задание 2.(слайд 6)

Посчитайте сколько треугольников и четырёхугольников на чертеже.

Задание 3. (слайд 7)

Какие предметы изображены на рисунке? Назови.

  1. Итог занятия.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Чему мы учились?

- Хотелось бы продолжить исследовать окружающие нас предметы?

  1. Домашнее задание

Выбрать и пронаблюдать за домашним животным.

Если Вас заинтересовал курс «Я – исследователь» Вы можете найти программу по адресу   http://nachalkanosova.ucoz.ru 

на странице «Внеурочная деятельность»



Предварительный просмотр:

Занятие 2.

Лучше иногда задавать вопросы,

 чем знать наперед все ответы. (Дж. Тэрбер)

Тема: Как задавать вопросы?

Цель: учить правильно задавать вопросы, провести практикум по тренировке умений задавать вопросы.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

  1.  Актуализация знаний.

Поднимите руки, кому удалось подобрать материал по теме, выбранной на первом занятии.

Что вам показалось труднее всего в этом задании?

  • Сумели ли вы правильно объяснить родителям, что вам нужно? Какие сведения собрали?
  • Давайте рассмотрим собранный материал.

Учащиеся рассказывают о том, что и в каких источниках они нашли.

-        Сегодня на уроке мы будем учиться правильно задавать вопросы.

III.        Практическая работа.

-        Какие слова мы обычно используем, задавая вопрос? (Кто? Что? Где? Как? Почему?)      (слайд)

-Давайте проверим, умеете ли вы задавать вопрос.

Задание 1.

 Какие вопросы помогут узнать новое о предмете, лежащем на столе? (На слайде появляется предмет... Нужно задать к нему  как можно больше разных вопросов.) (слайды)

Задание 2.

Найди загаданное слово.

Учитель загадывает слово, которое он держит в тайне. Учащиеся задают вопрос, который предусматривает ответ «да», «нет».

Цель: показать детям логическую связь, объединяющую все вопросы.

Например: это животное? Оно живет в доме? Оно любит молоко? Оно мурлычет? С помощью этих вопросов дети угадывают задуманное учителем слово - это кошка. (Слова могут быть взяты из разных областей.)

Задание 3.

 Угадай, о чем спросили.

Учащийся выходит к доске, ему дается карточка (или учитель шепчет вопрос на ухо ребенку). Не произнося вслух вопроса, учащийся дает ответ. Все остальные дети должны догадаться, каким был вопрос.

Какими могут быть вопросы?

  • Какой окрас обычно имеет лиса?
  • Почему сова охотится ночью?
  • Почему весной разливаются реки?
  • Почему осенью птицы улетают в теплые края?
  • Кто такой ученик?
  • Что лежит в пенале?

Такую работу можно провести в группах. Каждая группа составляет набор вопросов, а потом  по очереди задают вопросы, побеждает та группа, у которой больше вопросов.

Игра «Вопросы на все случаи в жизни»

Учитель задаёт вопрос, а учащиеся отвечают одним словом.

  1. Какие в речке камни? (мокрые)
  2. Где живёт крот? (в норе)
  3. Кто любит мёд? (медведь)
  4. и т.д.

Домашнее задание.

Продолжить собирать материал по выбранной теме. Сформулировать несколько вопросов по теме.



Предварительный просмотр:

Занятие 3.

Лучше иногда задавать вопросы,

 чем знать наперед все ответы. (Дж. Тэрбер)

Тема: Как задавать вопросы?

Цель: учить правильно задавать вопросы.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

  1.  Актуализация знаний.

Поднимите руки, кому удалось подобрать новый  материал по теме.

  • Что вам показалось труднее всего в этом задании?
  • Какие сведения собрали?
  • Давайте рассмотрим собранный материал.

Учащиеся рассказывают о том, что и в каких источниках они нашли.

-        Сегодня  мы продолжим  учиться правильно задавать вопросы.

III.        Практическая работа.

Задание 1. Вопросы домашних животных.

Подумайте, о чем хотели бы вас спросить домашние животные, если бы умели говорить. Какие вопросы они бы вам задали? Что интересует собаку, кошку, попугая?

Запись на доске.

Картинка + первые слова от вопросов.

Например: на рисунке изображена кошка. Она «спрашивает»:

  • Кто я?
  • Что я умею делать?
  • Где я живу?
  • Когда я охочусь?
  • Как заботится обо мне хозяйка?

Примечание. Картинок может быть и больше.

Задание 2. Игра "Данетка"

Цель "данеток" - научить детей задавать сильные вопросы, научить отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы).

 Ведущий загадывает слово или рассказывает условия какой-то  ситуации, а игроки должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие вопросы, на которые можно дать один из пяти ответов: "да"; "нет"; "и да и нет"; "об этом нет информации"; "это не существенно".

Темы для "данеток" :

 Какое имя я загадал?

 Какой цвет я задумал?

 Какую страну я задумал?

 Какого писателя, сказочника, поэта, ученого я задумал?

Задание 3. Еще одна чудесная старая игра, которая развивает и речь, и внимание, и умение задавать нужный вопрос, предугадывая результат.

 Ведущий говорит:  ''да'' и ''нет'' не говорите, черный с белым не носите". И начинает задавать каверзные вопросы, пытаясь "вырвать" у отвечающего запрещенные слова.

- Вы поедете на бал?  -Хотелось бы там побывать.

 - Вы хотите купить черное платье?  - Я хочу купить зеленое платье.

 - А разве зеленое вам к лицу?  - Мне просто нравится зеленый бархат.

 - Это будет бальное платье?  - Бальное.

 - Ваше зеленое платье должно быть длинным?  - Да(!).

Проигрыш!   Надо было, например, сказать "Разумеется".

IV. Итог занятия.

-        Чем мы занимались на уроке? (Учились задавать вопросы.)
-Для чего это нужно?

-        Я думаю, что теперь вы сможете правильно задать вопрос родителям об интересующем вас объекте и получить четкий ответ.

Домашнее задание: продолжить собирать материал по выбранному объекту

Совет учителю:

Как научить детей задавать вопросы?

Чтобы дети не боялись задавать вопросы, надо убедить их в том, что не знать что-то не позорно: позорно не узнать, если можно узнать. Надо убедить детей, что задавать вопросы - это полезно: больше узнаешь по ответам. Не задать вопрос, когда не понял, это не позор, а трусость. Надо поощрять детей, задающих вопросы: "Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты следишь за ходом мысли, думаешь". «Кто ничего не спрашивает, тот ничему не научится». «Хочешь быть умным - научись задавать вопросы». Постарайтесь быть точными, когда отвечаете на детский вопрос. Если не знаете ответ – признайте это. В таком случае у ребенка тоже будет смелость сказать: «Я не знаю» - в том случае, если ему зададут сложный вопрос. Можете также предложить вместе заглянуть в какую-нибудь детскую энциклопедию. Хорошо, когда дети знают, где можно отыскать ответ. Будьте творческими и помните правило, которому стоит научить ребенка: «Самый глупый вопрос тот, который не прозвучал». Потому что, не задав вопрос, мы не узнаем ответа, который может быть очень важен для нас.



Предварительный просмотр:

Тема: « Методы исследования. Наблюдение и наблюдательность».

Цель занятия:   обучать детей видеть проблемы;  развивать внимание, наблюдательность, мышление;  учить работать с приборами;  воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование:  презентация, карточки для работы в парах, микроскопы, лупы, бинокли.

Ход  занятия.

1. Организационный момент.                                                                

2.Актуализация опорных знаний.                                                                        

Учитель:  Сегодня на занятии мы продолжаем быть исследователями.  Вспомните, кто такие исследователи. ( Люди, занимающиеся научными исследованиями.)

А что такое исследование? ( Научный труд.)

Вот сегодня мы с вами сделаем ещё один шаг в науку.

Посмотрите внимательно на карточки с символами. Как вы думаете,  о чём они нам говорят? ( Это изображение методов исследования.)

Вспомните эти методы.  (Подумать, задать себе вопрос, спросить другого человека, провести эксперимент, посмотреть в книгах, посмотреть в компьютере.)

Оказывается. Мы ещё не все знаем методы исследования. Как вы думаете , о чём пойдёт речь на нашем занятии? ( О новом методе исследования)

Правильно! А вот о каком , вы догадаетесь сами. ( Слайд)

Какие вы получили слова? ( Наблюдение и наблюдательность.)

Что такое наблюдение? А наблюдательность?

Если заглянуть в толковый словарь Ожегова, то можно прочитать (Слайд)

Так вот сегодня к нашим схемам добавляется ещё одна - понаблюдать.

Наше занятие будет проходить под девизом: « Смотрим мы глазами, слушаем ушами, а «видим» и « слышим» умом.

Как вы понимаете смысл девиза?

Какой синоним подходит к слову наблюдательный? ( Внимательный)

Вот сейчас проверим, какие вы наблюдательные ( внимательные).

3.Практические задания  ( Слайды).

А). Найдите ошибки художника.

Б). Какая буква повторяется много раз?

   Сколько раз повторяется эта буква?

В). Найди одинаковые  фигуры.

Г). Почему поросёнок  Наф-Наф  так лукаво смотрит? Что-то здесь не так…

Д). На какие геометрические фигуры могут быть похожи деревья? Ваши предположения.

4. Работа в парах.

А). Повторение правила работы в парах.

Б).Распределение животных по множествам.

5. Сообщения ребят ( Домашнее задание).

Учитель: В мире создано много открытий при помощи метода наблюдения. Так появились имена известных нам учёных.( Слайды)

                       Физминутка.

Для наблюдений созданы специальные приборы. Соберите их названия.

Что  означают эти названия? ( Слайд)

Найдите правильное определение.

6. Эксперимент.

А). Учитель: Многие учёные работают с точными приборами, которые увеличивают изображение в миллионы раз.

Сравните, как лучше видны частицы вещества- через лупу или микроскоп.

Рассмотрите кусочек лука через лупу.( Увеличенное изображение предмета).

Посмотрите на этот же лук через микроскоп. Что  увидели? ( Каждое тело   состоит из  клеток. Эти  клетки  можно  рассмотреть  только  под микроскопом.)

Так  для чего же учёные используют такие приборы? (Для наблюдения)

Б). Наблюдение за рыбками в аквариуме во время кормления.

7. Итог занятия.

Какой метод исследования узнали?

Для чего  он нам нужен? ( Для выполнения своей исследовательской работы).

                        

                                        



Предварительный просмотр:

Тема: «Что такое гипотеза? Как рождаются гипотезы.»

Цель занятия:  познакомить с понятием                                                         «гипотеза», научить ребят                         

           овладевать техникой исследовательского поиска, развивать                          умения выдвигать гипотезы

Оборудование: карточки с предметными картинками, тетрадь   «Я - исследователь», презентация.

о

р

а

р

и

с

о

л

е

к

н

о

е

м

а

з

д

а

а

я

ц

и

с

т

I Организационный момент.

II Подготовка к новой теме.

У. О чем мы будем говорить на занятии,  вы узнаете, если решите задачу этого хитрого прямоугольника. Какое слово спряталось? Как вы его нашли?

Д. Сегодня мы узнаем слово «гипотеза». Для того, чтобы его найти, мы подставили первые буквы в словах, написанных по горизонтали, а затем, соединили и прочитали эти буквы по вертикали.

У. Как вы думаете, что такое гипотеза?

Д. Это предположение, догадка, рассуждение.

У. Слово «гипотеза» имеет древнегреческое происхождение. Если заглянуть в толковый словарь С.М.Ожегова, то можно прочитать, что:

  1. гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений.
  2. гипотеза – предположение вообще, требующее подтверждение.

III Новый материал.

а) У. Я вам загадаю загадку.

Трещит, а не кузнечик.

Летит, а не птица.

Везет, а не лошадь.

Что это?

Д. Это самолет.

У. Как вы думаете, почему я решила загадать вам эту загадку?

Д. Возможно, вы любите путешествовать на самолете.

     А я предполагаю, что это самый быстрый способ передвижения на далекое

    расстояние и т.д.

У. А если посмотреть как летит самолет, то что  можно увидеть в небе?

Д. Самолет оставляет след.

У. А почему?

Д. Возможно, чтобы не заблудиться на обратном пути.

     Допустим, потому, что он разрезает небо…

     Предположим, что по его следу летят другие самолеты…

б) Работа с учебником – стр.5

У. Посмотрите на те гипотезы, которые составлены к картинкам.

Д. Ответы учеников.

У. Молодцы ребята! Вот вы сейчас и попробовали решить проблему, т.е.

     заставили появиться на свет гипотезу.

     В исследовательской профессиональной работе обычно бывает так

     (учитель показывает схему).

УЧЕНЫЙ

думает        проводит

        эксперименты

        

                                      много читает      беседует с

                                      специальной          коллегами

                                      литературы

Результат: находит что-то новое или какое-то противоречие.

Для того, чтобы нам с вами научиться вырабатывать гипотезы, надо научиться размышлять и задавать вопросы. Но сначала я хочу обратить ваше внимание на важные слова, которые мы используем, делая предположения:

Может быть…

Предположим…

Допустим…

Возможно…

Что если…

IV Упражнения на  способность вырабатывать гипотезы.

а) « Предметные картинки»

У. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?

  • Письменный стол
  • Апельсин
  • Чайник
  • Букет ромашек
  • Мобильный телефон

б) Задание «Найдите возможную причину события»

  • звонят колокола
  • друзья поссорились
  • пожарный вертолет весь день кружил над лесом
  • медведь зимой не заснул, а бродил по лесу

в) Задание «Обратные действия»

У. При каких условиях эти предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

  • Игрушечный кораблик
  • Реактивный самолет
  • Нефтяное месторождение
  • Охотничья собака

г) Задание «Предположите несколько разных гипотез по этим вопросам»

  • Почему многие дети любят компьютерные игры?
  • Почему весной тает снег?

У. Придумайте несколько неправдоподобных объяснений к этим вопросам.

Можно придумать не только гипотезы, но и фантастические провокационные идеи.

V Творческое задание по выработке гипотез и провокационных идей.

У. Представь, что ты познакомился с волшебником. Что бы могло произойти с тобой, если бы он исполнил 3 твоих желания. Зарисуй.

VI Обсуждение творческих работ.

VII Обобщение.

        - Что узнали?

        - Что открыли нового для себя?



Предварительный просмотр:

Тема: УЧИМСЯ ВЫДЕЛЯТЬ ГЛАВНОЕ И ВТОРОСТЕПЕННОЕ.

               КАК ДЕЛАТЬ СХЕМЫ

Задачи:

  • учить детей выделять главное и второстепенное из собранного материала;
  • развивать логическое мышление, умение обобщать;
  • познакомить с понятием «схема».

Ход занятия

I.        Организационный момент.

II.        Актуализация знаний.

Учитель:

-        На предыдущем занятии мы говорили о том, что такое исследование. Вы собирали материал по теме, заполняли кармашки.

Сегодня мы послушаем ваши сообщения об объекте исследования и попробуем отобрать из них самое главное. Сообщения учащихся, отбор главного материала.

Ш. Практические задания.

-        Мы с вами наблюдали за выбранным объектом, читали книги о нем, беседовали со взрослыми. Материал собран. Теперь перед вами стоит задача: проанализировать содержание материала и вместе с родителями оформить работу.

Поможет нам выполнить эту работу схема, которую мы с вами составим.

Схема - это изображение, описание чего-либо в главных чертах с помощью чертежа, рисунка.

Начнем с простого задания: учимся наблюдать.

Все воробьи на первый взгляд похожи друг на друга, как близнецы. Но опытный наблюдатель обязательно заметит, что двух одинаковых воробьев не бывает.

Задание. Будьте наблюдательны и найдите, чем похожи и чем отличаются воробьи друг от друга.

- А теперь обратимся к схемам. Перед вами схемы человеческого лица в виде кружочков. Вспомните внешний вид и поведение разных людей и дорисуйте на схемах, какие прически, брови, ресницы, усы, глаза, губы они имеют.

Каждый учащийся получает карточку и работает с ней.

IV. Составление схемы к исследовательской работе.

- Предлагаю представить нашу работу в виде паучка. «Туловище» паучка - это тема работы, «ножки» - содержание работы.

Запись на доске.

  1. Внешний вид
  2. Образ жизни.
  3. Друзья - враги.
  4. Характер объекта.

5)        .

6)        .

«Ножек» у паучка может быть больше или меньше, в зависимости от содержания материала.

Учащиеся составляют рассказ об объекте исследования, пользуясь схемой.

V. Итог занятия.

- Чему научились сегодня? (Мы научились выделять самое главное, работать со схемой.)

Домашнее задание: продолжить сбор материала по теме исследования.



Предварительный просмотр:

Тема занятия:  Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей.

Тип занятия: экскурсия в природу – зима  «Сезонные изменения в природе зимой».

Цель:  Провести наблюдения за изменениями в природе: познакомить учащихся с особенностями жизни растений, некоторых животных, рассмотреть виды деятельности человека зимой.

Ход занятия

  1. Организационный момент
  2. Экскурсия в природу
  • Назовите зимние месяцы.
  • Какой сейчас наступил месяц?
  • Какая сегодня погода?
  • Какие признаки погоды вы назвали? ( ветер, осадки, температура, облачность)
  • Вам нравится такая погода? Почему?
  • Расскажите, что вы знаете о растениях зимой.
  • Как животные зимуют? О каких животных вы можете рассказать?
  • Чем занимается человек в зимний период?
  • В какие игры можно играть зимой?

Лепка снежка.

  • Ребята, давайте попробуем слепить снежок. Получается?
  • А как вы думаете, почему он рассыпается?
  • Зависит ли это от погоды?
  • А как вы думаете,  в какую погоду можно слепить снежок? Почему?

Измерение высоты снежного покрова.

  • Ребята как вы думаете можно ли измерить высоту снега?
  • А что нам для этого понадобится?

Наблюдение за снежинкой.

  • Подставьте ладошку и поймайте снежинку. Рассмотрите её. Из чего она состоит?  
  • Почему снежинка быстро растаяла?

  1. Работа в классе.
  • Ребята, давайте попробуем нарисовать снежинку, которая упала на вашу ладошку.

Дети рисуют снежинку. Готовые работы вывешиваются на доске.

  1. Итог занятия.



Предварительный просмотр:

Классный час

«Играй с нами, играй как мы, играй лучше нас»

Ход мероприятия

  1. Звучит музыка “Школьная страна”

Мальчик.

Нарядные!
Парадные!
Такие ненаглядные!
Причёсанные, с бантиками
Девочки идут!

Девочка.

И мальчики отличные!
Такие симпатичные!
Такие аккуратные!
С девчонками идут.

(Ребята выходят и по пути на парте берут цветные карточки со словами)

Учитель. Ребята! На протяжении некоторого времени мы создавали свой проект. Пытались выяснить,  в какие же игры играли наши мамы, папы, бабушки и дедушки. Мы проделали большую работу. Писали сочинения, рисовали. Искали информацию в разных  источниках. Читали книги, беседовали со взрослыми, заглядывали в интернет. Сегодня у нас заключительный этап нашего проекта. Мы отправляемся с вами в путешествие в Играй-город.. Жители этого удивительного городка живут по своим  законам и правилам.

-Как вы думаете, какие законы и правила могут быть в стране под таким названием? (ответы детей) Но об этом узнаем чуть позже, когда посетим этот город.

-Чтобы получить ключ от этого города нам нужно назвать как можно больше названий разных игр.   (ответы детей)

-А вот и наш ключик ! да не простой. А золотой! Кто помнит сказочного героя, у которого тоже был золотой ключик?

-    Буратино тоже прибыл в Играй-город. Жители города научили его играть в интересные игры.    Хотите, чтобы Буратино и вас научил? (выходит Буратино, разучивание игр)

2.  Для того, чтобы продолжить путешествие по городу, нам нужно составить девиз. Каждая из 4-х команд получает по конверту. В конверте слова. Из слов нужно составить предложение. Затем из предложений составить девиз (стишок).

Ребята! Наш девиз такой:
Активно школу посещать.

Друзей нигде не обижать.

Учиться будем мы на пять.

А также в весёлые игры играть.

(Хоровое проговаривание девиза.)

  1. Посмотрите на карту:
    Площадь Радости,
    Переулок Школьный,
    Улица Здоровья.

- Необычные названия притягивают к себе. Так и хочется познакомиться с ними поближе. А вам? Куда вы хотели отправиться? На Площадь Радости или на Улицу Здоровья.

-На каждой части города вас ждёт интересное задание.

. Переулок Школьный

Здесь мы познакомимся с  правилами и законами Играй- города.

Законы (чтение по цепочке)

- Закон точного времени гласит: «Никогда никуда не опаздывай».

- Помни о правилах школьного распорядка.

- Бойся обидеть человека. Признавай свою вину, а не вину другого.

-Учись уступать, учись быть терпеливым и настойчивым в достижении целей.

- Будь активным и  интересным собеседником.

- Сами планируем, сами участвуем, сами анализируем.

- Уважай и помогай учителю и одноклассникам.

Молодцы! Вам не показались знакомыми эти законы? О чём они напомнили? (Это наши правила жизни в коллективе, по которым живём уже третий год)

Площадь Творчества.
На площади этой
Про скуку забудем.
И только мечтать,
Фантазировать будем.

Наша первая остановка Площадь Творчества. Используя технику оригами  попробуем что-нибудь смастерить. Берём листы бумаги и …творим! (родители могут помочь в этом конкурсе)

Улица Здоровья

Раньше всех
Нас солнце разбудило
Веселее с солнышком идти.
С нетерпением нас ждёт, ребята,
Улица Здоровья впереди.

(Отгадывание загадок о зубной щётке, зубной пасте, мыло полотенце. Солнце, воздух и вода – наши верные друзья)

А сейчас мне хочется узнать, понравилось ли вам путешествие. У вас на столах лежат солнышки, подпишите своё имя и прикрепите к названиям тех частей города, где бы вы хотели ещё побывать. И стать не только участником игры, но и организатором творческих дел. (Дети объясняют свой выбор)

- Почему, ты захотел вернуться на эту улицу?

- Что ты можешь предложить провести или организовать на ней?

- Почему ты выбрала именно этот проспект?

Ребята, наша экскурсия подошла к концу. Завершаем наше путешествие исполнением песни «Вместе весело шагать»

4.В заключении посмотрим презентацию о нашем проекте.



Предварительный просмотр:

Классный час

«Играй с нами, играй как мы, играй лучше нас»

Ход мероприятия

  1. Звучит музыка “Школьная страна”

Мальчик.

Нарядные!
Парадные!
Такие ненаглядные!
Причёсанные, с бантиками
Девочки идут!

Девочка.

И мальчики отличные!
Такие симпатичные!
Такие аккуратные!
С девчонками идут.

(Ребята выходят и по пути на парте берут цветные карточки со словами)

Учитель. Ребята! На протяжении некоторого времени мы создавали свой проект. Пытались выяснить,  в какие же игры играли наши мамы, папы, бабушки и дедушки. Мы проделали большую работу. Писали сочинения, рисовали. Искали информацию в разных  источниках. Читали книги, беседовали со взрослыми, заглядывали в интернет. Сегодня у нас заключительный этап нашего проекта. Мы отправляемся с вами в путешествие в Играй-город.. Жители этого удивительного городка живут по своим  законам и правилам.

-Как вы думаете, какие законы и правила могут быть в стране под таким названием? (ответы детей) Но об этом узнаем чуть позже, когда посетим этот город.

-Чтобы получить ключ от этого города нам нужно назвать как можно больше названий разных игр.   (ответы детей)

-А вот и наш ключик ! да не простой. А золотой! Кто помнит сказочного героя, у которого тоже был золотой ключик?

-    Буратино тоже прибыл в Играй-город. Жители города научили его играть в интересные игры.    Хотите, чтобы Буратино и вас научил? (выходит Буратино, разучивание игр)

2.  Для того, чтобы продолжить путешествие по городу, нам нужно составить девиз. Каждая из 4-х команд получает по конверту. В конверте слова. Из слов нужно составить предложение. Затем из предложений составить девиз (стишок).

Ребята! Наш девиз такой:
Активно школу посещать.

Друзей нигде не обижать.

Учиться будем мы на пять.

А также в весёлые игры играть.

(Хоровое проговаривание девиза.)

  1. Посмотрите на карту:
    Площадь Радости,
    Переулок Школьный,
    Улица Здоровья.

- Необычные названия притягивают к себе. Так и хочется познакомиться с ними поближе. А вам? Куда вы хотели отправиться? На Площадь Радости или на Улицу Здоровья.

-На каждой части города вас ждёт интересное задание.

. Переулок Школьный

Здесь мы познакомимся с  правилами и законами Играй- города.

Законы (чтение по цепочке)

- Закон точного времени гласит: «Никогда никуда не опаздывай».

- Помни о правилах школьного распорядка.

- Бойся обидеть человека. Признавай свою вину, а не вину другого.

-Учись уступать, учись быть терпеливым и настойчивым в достижении целей.

- Будь активным и  интересным собеседником.

- Сами планируем, сами участвуем, сами анализируем.

- Уважай и помогай учителю и одноклассникам.

Молодцы! Вам не показались знакомыми эти законы? О чём они напомнили? (Это наши правила жизни в коллективе, по которым живём уже третий год)

Площадь Творчества.
На площади этой
Про скуку забудем.
И только мечтать,
Фантазировать будем.

Наша первая остановка Площадь Творчества. Используя технику оригами  попробуем что-нибудь смастерить. Берём листы бумаги и …творим! (родители могут помочь в этом конкурсе)

Улица Здоровья

Раньше всех
Нас солнце разбудило
Веселее с солнышком идти.
С нетерпением нас ждёт, ребята,
Улица Здоровья впереди.

(Отгадывание загадок о зубной щётке, зубной пасте, мыло полотенце. Солнце, воздух и вода – наши верные друзья)

А сейчас мне хочется узнать, понравилось ли вам путешествие. У вас на столах лежат солнышки, подпишите своё имя и прикрепите к названиям тех частей города, где бы вы хотели ещё побывать. И стать не только участником игры, но и организатором творческих дел. (Дети объясняют свой выбор)

- Почему, ты захотел вернуться на эту улицу?

- Что ты можешь предложить провести или организовать на ней?

- Почему ты выбрала именно этот проспект?

Ребята, наша экскурсия подошла к концу. Завершаем наше путешествие исполнением песни «Вместе весело шагать»

4.В заключении посмотрим презентацию о нашем проекте.



Предварительный просмотр:

Урок- проект "Госпожа Симметрия"

Характеристика проекта: 

  • По содержанию: монопредметный.
  • По уровню усвоения учебного материала: итоговый.
  • По формам организации: групповой.
  • По срокам выполнения: краткосрочный.

Цель: формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности младших школьников

Задачи 

  • научить распознавать симметричные фигуры среди других;
  • познакомить с использованием симметрии в природе, архитектуре, искусстве, технике;
  • развивать умения анализировать и сравнивать предметы;
  • учить оформлять результаты исследования.

Оборудование: 
компьютер, проектор, презентация, 4 конверта с заданиями, информационный стол, информационный материал 

На уроке технологии учащимся было дано задание – для оформления зала к Новому году необходимо изготовить объёмную аппликацию, состоящую из множества ёлочек. Объём работы был специально увеличен учителем. Началась работа, но очень скоро кто-то из учеников выразил опасение, что можно не успеть. 

Этапы

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

Примечания

1. Постановка проблемы

Как ускорить выполнение работы? 
Посмотрите на экран, разбейте эти фигуры на 2 группы. 
Попробую вам помочь. 
Работать будете в парах. Возьмите конверт, в нём такие же фигуры как на доске, но что вы на них заметили? 
Как вы думаете для чего эти линии? Что вы предлагаете делать? 
Попробуйте. Что интересного заметили? 
А у ёлочки можно провести такую линию?

Отвечают на вопросы, уточняют информацию, обсуждают задание, принимают общее решение по теме, 
формируют творческие группы. 
 Линии 
 Согнуть 
 Части некоторых фигур совпадают 
 Можно.

Класс делится на 4 группы. У каждой группы на столе – своё название

2. Выбор темы проекта

Вы сделали важные открытия. Линии при сгибании по которым части фигур совпадают, называют осями симметрии. 
А как, по-вашему, будут называться фигуры, имеющие такие линии? Их называют  симметричными. 
На какие же 2 группы можно разделить данные нам фигуры?

 Симметричные и несимметричные.

Формирование творческих групп, определение формы выражения итогов проектной деятельности.

3. Планирование 
Сбор и уточнение информации, обсуждение различных гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение плана деятельности.

Наметим план создания проекта.
1. Найдем интересную информацию о том, что такое  симметрия  на информационном столике. 
2. Узнаем, где встречается симметрия 
3. Почему в природе царит симметрия?  
4. Почему симметрично все живое от микроорганизмов до человека?  
5. Наконец, почему симметричное ассоциируется с прекрасным? 
6. Оформим проект 
7. Защитим свой проект.

Вырабатывают план действий, осуществляют постановку конкретных задач, определяют средства реализации проекта, уточняют источники информации, распределяют роли в группе. 
 Каждая группа проводит своё мини-исследование

В течение недели дети проводили исследования, подбирали материал, занимались оформлением. Учитель и родители оказывали необходимую помощь. А также провели математический эксперимент, как же можно быстрее вырезать ёлочку.

4.Выполнение проекта

Уважаемые учителя, найдите, пожалуйста,  на информационном столе нужную для Вас информацию

Работают над проектом и его оформлением. 
1 группа – Симметрия в мире природы. 
2 группа – Симметрия в мире архитектуры. 
3 группа – Снежная симметрия. 
4 группа – Симметрия вокруг нас

См. методические рекомендации  для урока

5.Оценка результатов. 
Оценка выполнения проекта: поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков

Наблюдает за деятельностью учащихся, принимает участие в обсуждении.

Обсуждают полученные результаты в группах, исправляют возможные недочеты, формулируют выводы.

 

6. Презентация. 
Защита проекта.

Организует работу жюри с помощью оценочных листов.

Докладывают о результатах своей работы.

Оценочный лист имеет следующие пункты:
1. Соответствует ли результат теме проекта. 
2. Использование дополнительной информации. 
3. Сотрудничество. 
4. Аккуратность выполнения. 
5. Защита проекта (умение донести информацию до аудитории). 
6. Рефлексивные умения.

  
Учебный результат проекта. 
В результате проекта "Госпожа Симметрия" дети получили представление: 

  • о симметрии, об оси симметрии,
  • о методах обнаружения симметрии,
  • научились применять ось симметрии для поделок из бумаги,
  • овладели рациональным способом вырезания симметричных фигур,
  • легко находить симметричные фигуры (плоские и объемные) в окружающем мире.



Предварительный просмотр:

Проект «Увлекательное  путешествие  в  мир  комнатных  растений»

Участники проекта: учащиеся 3 класса  по курсу «Окружающий мир».                                                        Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих заданий, направлен на углубление знаний о комнатных растениях. Работа над проектом позволяет объединить теоретические знания учащихся с практическими навыками, приобретенными в ходе исследовательских работ, развить интерес к предмету. По окончании проекта учащиеся представляют свои зачётные работы в виде презентаций, буклетов, выполняют контрольные тесты по теме.                                                                                                                                                                 Проект рассчитан на 5 часов, из них 2 часа урочной деятельности и 3 часа самостоятельной и групповой работы. Длительность проекта 2 недели.

Дидактические цели проекта:

  1. Развитие внимания, памяти, воображения учащихся.
  2. Формирование навыков работы в группе.
  3. Обогащение словарного запаса.
  4. Воспитание чувства коллективизма.

Проект позволяет сформировать у учащихся компетентности:

  1. В сфере самостоятельной деятельности
  2. В бытовой сфере
  3. В сфере культурно-досуговой деятельности

Задачи проекта:

  1. Расширить знания о комнатных растениях
  2. Углубить знания о приёмах по уходу за растениями
  3. Развивать познавательный интерес

Вопросы, направляющие проект:                                                                                          Основополагающий вопрос                                                                                                                                     Почему в доме дышится легко?                                                                                                                                      Проблемные вопросы                                                                                                                                            1. Как комнатные растения влияют на нашу жизнь?                                                                                        2.Как правильно ухаживать за комнатным другом?                                                                                            3.Как создать аптеку на подоконнике?                                                                                                        Учебные вопросы                                                                                                                                  

 1. Для чего цветку горшочек?                                                                                                                          2. Может ли растение жить без воды?                                                                                                       3.Какая польза от алоэ?                                                                                                                  

 4.Какие растения нельзя выращивать в доме?                                                                                        5.Чем полезен Золотой ус?                                                                                                                      6.Какие съедобные растения можно вырастить дома.

План проведения проекта:

Подготовительный этап

  1. Составление предварительного плана проекта
  2. Формирование команды (актива) проекта (родителей, учителей), распределение обязанностей
  3. Подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, рассказов, ресурсов интернета  о комнатных растениях
  4. Подготовка презентации для привлечения детей к проекту

Рабочий этап

  1. Проведение родительского собрания с целью привлечения к проекту (поиск материалов в сети интернет, оказание спонсорской помощи) совместно с учащимися. Показ презентации о проекте
  2. Составление анкет для учащихся
  3. Анкетирование среди учащихся 2-4 классов с целью выявления знаний по теме проекта
  4. Обработка анкет
  5. Создание творческих групп детей: "Айболиты", "Цветоводы" и "Знайки"
  6. Составление плана-задания для каждой группы и назначение ответственных
  7. Прикрепление наставников из числа родителей для каждой группы
  8. Обсуждение плана-задания каждой группой
  9. Работа групп по подбору материалов для своего плана-задания
  10. Отбор материала в каждой группе совместно с родителем, прикрепленным к каждой группе
  11. Выбор каждой группой форм представления своей работы:

«Айболиты» - составление таблицы с указанием названий комнатных растений и какую помощь они оказывают человеку;

 "Цветоводы" - демонстрация фотосессии по проведению опытов с комнатными растениями;

"Знайки" - подготовка презентации о влиянии комнатных растений на жизнь человека

  1. Составление тестов для каждой группы с целью выявления полученных знаний
  2. Тестирование учащихся
  3. Разработка системы оценивания, ознакомление и согласование с детьми
  4. Оценивание учителями и родителями представленных работ каждой группы
  5. Подбор учащимися фото с любимыми растениями (1-2 фото). Подготовка к выставке "Мир комнатных растений" совместно всеми группами. Отбор самых интересных вариантов.

Завершающий этап

  1. Защита проекта среди учащихся начальных классов
  2. Проведение выставки фотографий "Мир комнатных растений"
  3. Награждение участников проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока(внеурочного занятия)

Данная разработка направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельн...

Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления в соответствии с требованиями ФГОС

Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления в соответствии с требованиями ФГОС...

методическая разработка занятия внеурочной деятельности "Изображение цветов"

УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ 1 классеТема № 7 : «Изображение цветов»( По программе внеурочной деятельности художественно- эстетического направления «Смотрю на мир глазами ху...

Методическая разработка по внеурочной деятельности. 4 класс.

Методическая разработка по внеурочной деятельности. 4 класс. Неделя метематики: план работы, разработка КВНа....

Методическая разработка по внеурочной деятельности.

Тема: Заочное путешествие по безударной гласной.Поиск добрых слов, напутствий, пожеланий....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Мастер-класс учителя начальных классов по теме: «Здоровье – это здорово», в рамках реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности согласно требованиям ФГОС НОО»...

Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению:«Спортивные игры» (Баскетбол 2 час в неделю).

Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности по  спортивно-оздоровительному направлению:«Спортивные игры» (Баскетбол 2 час в неделю)....


 

Комментарии

Калинина Марина Станиславовна

Вера Викторовна! Большое спасибо за представленный материал!

Абитова Гузял Фаритовна

Вера Викторовна! Спасибо за ваши работы!