Проект: «Формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни»
проект (3 класс) на тему

Галкина Елена Викторовна

Проект для учащихся 3-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_mbou_sosh_no28.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

Проект:

«Формирование у обучающихся культуры

здорового и безопасного образа жизни»

Содержание

  • 1.Паспорт проекта………………………………………
  • 2. Вводная часть……………………………………….  
  • Проблема
  • Актуальность проекта
  • Цель и задачи проекта
  • 3.  Основная часть проекта…………………………….
  • Теоретическое обоснование темы
  • Сущность темы проекта
  • Способы реализации проекта
  • План реализации проекта
  • Перспективный план по работе с детьми
  • 4. Итоговая часть………………………………………

  • 5. Использованная литература………………………..

Паспорт проекта

Участники проекта: обучающиеся 3-их классов (3а,3б,3в,3г,3д,3е,3ж,3з,3и) МБОУ СОШ №28 педагоги, родители обучающихся.

Сроки осуществления проекта:

Проект будет  внедряться в период с 01. 09. 2013 г. по 25.05.2014 г. и будет состоять из нескольких этапов:

Первый этап.  Подготовительный, диагностический.

Выявление проблемы.

 Формирование проблемы;

 Определение задач;

 Подбор и изучение методической литературы по данной теме.

Составление плана работы, подбор методик.

Подбор и изучение  необходимой литературы

Проведение информационно-просветительской работы среди родителей школьников.

 Анкетирование родителей на тему: «Ведёте ли Вы здоровый образ жизни?»

Второй этап. Основной.

- составление плана работы с педагогами и родителями.

-консультирование педагогов по темам: «Овладение детьми элементами оздоровительных технологий», «Использование пальчиковой гимнастики в свободной деятельности»;

- консультирование родителей по темам: «Нетрадиционные средства оздоровления детей», «Как избежать искривления осанки»;

- организация спортивного развлечения с активным участием родителей по теме: « Мама, папа, я - здоровая семья»

- привлечение педагогов и родителей к поиску нужной информации в методической литературе, журналах, Интернете и распространение её среди других педагогов и родителей;

- повторная диагностика физического состояния детей.

Третий этап. Завершающий.

 Уточнение и обобщение результатов внедрения проекта.

Место проведения: МБОУ СОШ № 28

Вид проекта:

по срокам – долговременный,

по приоритетному виду деятельности - практико-ориентированный.


I. Вводная часть

Проблема:

Повышенная заболеваемость среди учеников нашей школы.  Необходимость определить комплекс условий для формирования  здоровьесберегающей образовательной системы школы.

Актуальность проекта:

Актуальность решения задачи психологического оздоровления воспитанников объясняется наличием у большинства из них таких негативных черт характера как:

-агрессивность и жестокость по отношению к слабым и младшим товарищам, учителям и воспитателям, другим людям вообще,

-безволие и бесхарактерность,

-пристрастие к вредным привычкам и неумение противостоять формам антисоциального поведения,

Это лишь частичный перечень личностных свойств относящихся к психологическому нездоровью, которое определяется не только генетическим кодом и неблагоприятными условиями развития ребенка в неблагоприятной семье в раннем возрасте, но и неверными методами воспитания, ошибками педагогического характера, собственной незаинтересованностью воспитанников в работе над собой, в стремлении познавать новое, трудиться и творить.

Актуальность решения задачи физического оздоровления организма воспитанников объясняется ростом заболеваний различного характера, развитию которых способствуют:

-неблагоприятная экологическая обстановка,

-малоподвижный образ жизни, некомпетентность в знаниях и умениях поддерживать и укреплять свое здоровье.

Актуальность решения задач общего оздоровления юного поколения объясняется и тем, что в наших образовательных учреждениях нет педагогики здоровья, вопросы культуры здоровья и здорового образа жизни преподаются по остаточному принципу.

Объект исследования -  учащиеся 3-их  классов .

Предмет исследования – влияние образовательных технологий на здоровье учеников.

Цель работы – найти  эффективные здоровьесберегающие  технологии для учащихся  начальных классов.  

  Цель представленного проекта.  Обеспечить благоприятные условия для воспитания у детей позитивного мышления и принципов здорового образа жизни, раскрытия их творческого потенциала.

 Цель для детей. узнать секреты и способы сохранения и укрепления здоровья.

Задачи:  

  • Обобщить и систематизировать знания детей о здоровом образе жизни. 
  • Развивать понимание влияния физкультуры и спорта на здоровье.
  • Способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
  • Формировать знания о правилах питания. Понятие гигиены и культуры  питания.
  • Закрепить знания детей о витаминах и их пользе для здоровья человека.
  • Научить разбираться в полезных и вредных для формирования зубов продуктах, закрепить навыки ухода за зубами.  
  • Обучить умению различать лекарственные травы.
  • Вовлечь родителей в работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Гипотеза - при условии  формирования  здоровьесберегающей образовательной   системы  появится  возможность  обеспечить сохранение и укрепление здоровья  участников  образовательного процесса. 

Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:          

  • Разработка действенных мер и механизмов внедрения  норм здоровьесберегающего поведения в социальную  практику;
  • взаимодействия с  социальным окружением по решению проблем  здоровьесбережения;
  •  эффективного использования возможностей ОУ для формирования культуры здоровья и здорового образа жизни.

 Разработка и реализация системы мер по обучению и воспитанию здорового человека – это комплексная задача, требующая скоординированных усилий всех участников образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей), опоры на  социум.

II. Основная часть.

Развитие здоровых  сил ребёнка начинается с решения  такой значимой для детей  и взрослых  проблемы, как  проблема сохранения  и укрепления нравственного, психологического и  физического здоровья.  

Напряжённые и интенсивные условия современной жизни, существенное изменение содержания и форм школьного обучения с особой  остротой ставят вопрос о влиянии факторов обучения на здоровье ребёнка, о соотношении факторов обучения и  здоровья в общем развитии. Банальное представление: « Здоров тот, кто не болеет», - как бы  освобождает учителя от ответственности за  формирование здоровья детей; в учебных программа вопросы здоровья преподаются по остаточному  принципу, при этом делается акцент на негативных фактах здоровья ( несчастные случаи, табакокурение, алкоголизм, наркомания и т.п.); условия организации образовательного процесса не в полной мере отвечают требованиям обеспечения сохранности здоровья. Также можно говорить о том,  что при  рассмотрении вопросов, касающихся здоровья, слабо учитываются мотивы каждого возраста к восприятию материала. У детей и подростков не формируется потребность сохранять и укреплять своё здоровье и здоровье окружающих людей, как необходимое и очень важное качество человека, как основу его самосовершенствования, основу его семейной жизни и  профессиональной деятельности. У школьников отсутствуют постоянные действия по  приобретению  знаний, умений и навыков сохранения здоровья.

 В школе систематически  используются  социально-психологические и  психолого-педагогические методы диагностики ( методики  выявления уровня  тревожности, напряжённости, самооценки, характера взаимоотношений  учащихся с педагогами, изучения социально-психологической комфортности ученического коллектива, уровня воспитанности, определения удовлетворённости жизнедеятельностью школы субъектов образовательного процесса) . Результаты диагностики состояния психологического здоровья  учащихся свидетельствуют о наличии у части школьников  таких негативных черт характера как агрессивность, эгоизм и неуживчивость в коллективе, неумение противостоять формам безнравственного поведения.  Безусловно, основные предпосылки психологического здоровья формируются в семье, которая призвана помочь ребёнку главными воспитательными методиками: любовью, радостью, ответственностью за разностороннее развитие ребёнка.

 Но решение такой сложной задачи в сегодняшних условиях жизни не под силу одним родителям. Необходима помощь педагогов и психологов, умеющих организовать учебную и воспитывающую, развивающую деятельность так, чтобы она была успешна и творчески результативна.

Сегодня как никогда становится ясно, что проблема воспитания здорового человека требует своего решения в контексте его духовного роста и совершенствования. В Уставе Всемирной организации здравоохранения записано, что «здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических   дефектов». Вопросы духовности и здоровья надо рассматривать во взаимосвязи. «Духовное благополучие» и «духовность» - важнейшие элементы здоровья человека. Именно поэтому перед педагогами и родительской общественностью  ставится задача найти механизмы становления духовности детей, подростков, юношества. Школе необходимы специалисты медицины и педагоги, сами  владеющие  наукой быть здоровыми и способные дать эту науку детям.  К преимуществам системы образовательной деятельности ОУ по  сохранению, укреплению и поддержанию здоровья детей можно отнести:

- высокую теоретическую и методическую подготовку педагогов в  целеполагании,  планировании и организации воспитательной работы в классе;

- эффективное использование здоровьесберегающей технологии метода  проектов  в  образовательном процессе;

- стабильная материально-техническая база учебного процесса;

- системный характер диагностики;

- существование традиций школы;

- систематический контроль за санитарно-гигиеническим состоянием школы.

- разработка режима двигательной активности учащихся начальной  ступени образования.

Сущность темы проекта.

Данный  проект  направлен  на  поиск  таких  технологий  работы   с  учащимися, которые  способствовали  бы решению поставленных проблем.

В нашем проекте применяются различные  методы работы: изучение  литературы, педагогическое, психологическое  и медицинское наблюдение, опросы, анкетирование, тестирование.

Реализация данного проекта позволит минимизировать  влияние отрицательных  факторов воздействия  на развивающийся организм.

Работа с родителями.

1. Консультации:

  •  «Нетрадиционные средства оздоровления детей»
  •  «Как избежать искривления осанки»
  • «Использование пальчиковой гимнастики в свободной деятельности».

2. Анкетирование: «Сведения о ребенке», «Ведёте ли Вы здоровый образ жизни?»

3. Беседа с родителями:

  • «Режим дня»,
  • «Ваш ребёнок пришёл в школу».

  4. Памятки для родителей

  • «Использование здоровьесберегающих технологий в семье»

 

Предполагаемый результат:

  • При реализации проекта произойдут следующие изменения:
  • Компетентность классного руководителя  в применении здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
  • Положительная динамика показателей детского здоровья под воздействием школьной среды.
  • Сформированность основных двигательных умений и навыков.
  • При применении здоровьесберегающих технологий у учащихся начальной школы повыситься интерес к активному здоровому образу жизни. 
  • Участие родителей в воспитательно - образовательном процессе класса.  

   

План  реализации проекта.

ДЕВИЗ: “В путь – дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся”.

месяц

замысел

цель

деятельность руководителя

деятельность учеников

сентябрь

Мы начинаем      «Путешествия из страны Болезней в страну Неболейка».

У истоков:

 -болезней человеческой

души;

-болезней духа;

-болезней тела;

-болезней вредных привычек.

Преодоление преград на пути в страну Неболейка

-осознать опасность быть самому себе врагом, отнимающим у себя собственное здоровье.

-показать воспитанникам непривлекательность перспективы быть нездоровым человеком.

-активно включаются в игровую деятельность.

Познавательная игра:  «Витамины каждый день».

.« Практическая игра Чистота-залог здоровья!»

.Праздник: »Путешествия к Мойдодыру» Инсценировка: «Где живут вредные привычки?» Умей сказать - Нет! вредным привычкам

 «В здоровом теле, здоровый дух». Сочинение.

октябрь

«В городе Чистота».

Встречаемся с Мойдодыром и Зубной Феей.

-обогатить знания о том, как быть здоровым, развивать гигиенические навыки ухода за собой. 

-познакомить воспитанников с историей возникновения медицины;

-настроить на участие в программе, сформировать желания в ней участвовать.

-сдают экзамены Мойдодыру и Зубной Фее;

-беседуют с Мойдо- дыром и Зубной Феей у Чистого истока о здоровье и нездоровье человека;

-берут Мойдодыра задания, талисманы и маршрутную карту путешествия по стране Неболейка.     

ноябрь

«Отдыхаем у реки Мудрости».

 Встречаем Айболита.

-формировать отношение к книге, как главной советчице и помощнице в осмыслении ценностей человеческой жизни;

-приобщать к мудрости человечества, говорящей о значении и ценности здоровья для человека.

-организовать встречу с медицинским работником;

-посетить городскую библиотеку.

-встречаются с мудрецами, помогающими быть здоровыми;

-читают книги Мудрые, ищат в них ответы, что есть здоровье.

декабрь

«В деревне Русские Забавы»

Встречаемся с бабушкой Ведуньей и Банником.

-познакомить воспитанников с традициями народов России.

-помочь освоить некоторые секреты поддержания и укрепления своего здоровья с помощью знаний и опыта, оставленного нам в наследство нашим народом.

-посиделки у печки с бабушкой Ведуньей и Банником, которые много знают-ведают о том, как человеку быть здоровым;

-играют в городке забытых игр и забав.

Январь

«В санатории на Поляне Здоровья»

Встречаемся с Медуницей.

-приобщать к общению с Природой, как источником красоты, гармонии и здоровья человека.

-открыть целительную силу Матушки- Природы.

-встречаются с Медуницей;

-открывают и осваивают секреты целительных сил в растительном мире Матушки-Природы.

-Набираются сил и здоровья в санатории на Поляне Здоровья (Солнце, Воздух и Вода – наши лучшие друзья);

-участвуют в конкурсе «Лечебные травы».

февраль

« В гостях у Лешего»

-обучать учащихся экологической грамотности.

-организовать беседу с педагогом  д/о по экологическому воспитанию;

-привлечь родителей учащихся для участия в конкурсе «Кормушка».

-становятся работниками и защитниками Матушки-Природы;

-учатся жить по законам Матушки-Природы в мире и согласии со всеми обитателями ее Великого Царства, даря себе и друг другу Красоту, Здоровье, Счастье;

-участвуют в конкурсе «Кормушка».

март

В городе «Здоровяков»

-формировать ценностное отношение к собственной жизни и здоровью;

-развивать устойчивость организма к неблагоприятным факторам окружающей среды.

-приобщать воспитанников к физической культуре и спортивно-оздоровительной работе;

-организовать встречу с юными спортсменами нашей школы;

-привлечь родителей к спортивному  празднику «Мама, папа, я – счастливая семья»

-знакомятся с различными видами спорта и оздоровительными системами;

-встречаются со спортсменами нашей школы;

-участвуют в конкурсах «На зарядку становись», «Веселые старты»;

-участвуют в празднике «Мама, папа, я – счастливая семья».

апрель

« Деревня Витаминная»

Встречаемся со старой знакомой  - Медуницей. В деревне у неё лаборатория вкусной и здоровой пищи.

-формировать знания о правилах питания;

-закрепить знания детей о витаминах и их пользе для здоровья человека.

-помочь воспитанникам раскрыть пользу овощей и фруктов.

-вместе с Медуницей изучают воздействие витаминов на здоровье человека;

-участвуют в конкурсе рисунков «Фрукты и Овощи».

май

Город Хорошего     Настроения

-подвести итоги игрового проекта «Путешествие в Страну Неболейка»;

-наметить перспективы дальнейшей деятельности взрослых  и детей по укреплению и поддержанию своего здоровья.

-помочь детям осознать, что узнали, чему научились в Стране Неболейка, что получилось, а что не получилось и почему;

-организовать вместе с родителями «Большой Праздник Здоровья».

-закрепляют убеждения в том, что лучше быть здоровым, чем больным;

-сдают экзамены в Академии Здоровья;

-Большой Праздник Здоровья.

Применяемые технологии:

•        Личностно-ориентированные технологии

•        Медико-гигиенические технологии.

•        Физкультурно-оздоровительные технологии.

•        Технологии обеспечения безопасности и жизнедеятельности.

•        Технология игрового моделирования.

Существующие ресурсы для реализации  проекта:

Вид ресурсов

Перечень действий

1.

Информационные

1.Спланировать рекламно – разъяснительную работу с  родителями учащихся.

2.Подготовка к печати информационных памяток  для родителей.

2.

Кадровые 

1. Создать творческую группу по реализации проекта, включающую: классного руководителя, родителей, медицинских  работников школы, соц.педагога, педагога-психолога

2.Привлечь для консультаций и  практикумов по профилактике заболеваний детей специалиста по лечебной физкультуре.

 

3.

Нормативно –правовые

1 .Утвердить план мероприятий по внедрению новшества на  родительском комитете.

2. Согласовать совместный план мероприятий с врачом  школы.

4.

Программно- методические

1. Изучить литературу по здоровьесберегающим технологиям.

2. Создать методическую копилку по данному вопросу.

3. Систематизировать виды упражнений.

4.Организовать родительские собрания  по темам:

  • Физиологические  особенности организма младшего  школьника.
  • «Режим дня» младшего школьника.

5.Организовать консультации  школьного врача с родителями по темам:

  • Профилактика простудных заболеваний,
  • Витамины и их польза.

6. Разработать проект « страна Неболейка»

7. Разработка  мониторинга  здоровья учащихся.

5.

Материально – технические

1. Озеленить классную комнату.

2. Проверить соответствие классной мебели росту ребенка.

III. Итоговая (заключительная) часть

 Вывод.

Таким образом, теоритическая значимость проекта заключается в формировании и активизации субъектной позиции школьника как носителя здорового образа жизни, сознательно пропагандирующего цель и ценности здорового образа жизни, владеющего технологиями преумножения собственного здоровья в условиях положительных и негативных социально-экологических факторов мегаполиса.

Дальнейшее развитие проекта:

  • обмен опытом с коллегами начальной  школы;
  • презентация деятельности на общем родительском собрании по теме: «Здоровье – главная ценность в жизни»;
  • выпуск рукописной семейной газеты: «Использование здоровьесберегающих технологий в семье»

Библиография. 

 1.Асеев В.Г. Возрастная психология. - Иркутск, 2004

2.Мясищев. В.Н.«Психология отношений»

3.Плахова Т. В. «Путешествие в Страну Здоровья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема проекта: «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников через внеурочную деятельность»

Проект:  «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников через внеурочную деятельность» во 2 классе....

Формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся в образовательном процессе школы.

Данное выступление раскрывает вопрос формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся в образовательном процессе школы и знакомит со структурой работы школы в области здоровьесбережения....

Формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся в начальной школе.

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ "Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образовани. Презен...

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся

Программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов...

"Школа безопасности» как форма деятельности по формированию здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях, а тема "Риск, наука, обучение на школьном уровне" Сов...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» 1 класс

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни — комплексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью знаний, установок, личностных орие...

Формирование здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы в условиях учебной деятельности в соответствии с ФГОС

Формирование здорового и безопасного образа жизни — это формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведе...