Обобщение педагогического опыта по теме: Развитие навыков написания слов с непроверяемыми гласными через дидактические игры и занимательный материал
статья (4 класс) по теме

Виды работ на уроках русского языка по теме: непроверяемые гласные, принцепы и методы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilakticheskaya_rabota_po_zashchite_detey_i_gruppy_riska.doc36 КБ
Файл 3.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактическая работа по защите детей и группы риска:

План:

  1. Общие положения.
  2. Цель и задачи работы с детьми «группы риска»
  3. Направления в работе с детьми «группы риска»
  4. Характеристика ребенка
  5. Формы коррекционной и развивающей работы учитель с «трудными детьми»

  Дети с ограниченными возможностями здоровья – неоднородная по составу группа школьников. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Биологическое неблагополучие ребенка, являясь предпосылкой нарушения его взаимодействия с окружающим миром, обуславливает возникновение нарушений, характер отклонений в его психическом развитии.

Ученики с нарушениями интеллекта, с задержкой психического развития очень часто склонны к бездеятельному, бессодержательному проведению времени, вследствие ограниченности их культурных интересов и потребностей. эти дети часто попадают в список трудных детей и их относят к «группе риска».

  Чрезвычайно важно предупредить появление вредных привычек и быть помощником этому ребенку. Их можно приучить читать книги, ухаживать за растениями, любоваться природой, живописью. Наличие определенной программы воспитания важно для правильного формирования личности и характера у детей с нарушением интеллекта. Так, например, привычка учитывать интересы окружающих – необходимая предпосылка для возникновения такой черты, как чуткость и доброта.

  Огромная, вдумчивая работа учителя на занятиях и на внеклассных мероприятиях, способствует воспитанию у детей и интеллектуальной недостаточностью самостоятельности, самообладания, интеллектуальной регуляции чувств и правильной самооценки.

  Важным в работе с такими детьми, считаю создание системы коррекции и развивающего воздействия, включающий:

  • организацию щадящего режима;
  • правильные отношения между педагогами и учащимся;
  • использование разнообразных методов и средств обучения.

     Одно из основных направлений в работе – гуманистически – ориентированный подход к игре,  оптимизация социальной ситуации развития ребенка. Лечение игрой – серьезная перспектива лечебной и обычной педагогами. Потому игру и игровые упражнения часто применяю на занятиях и во внеклассной работе.

     Руководством в работе считаю положение Л.С. Выгодского о том,  что, «обучение должно носить развивающий характер и вести за собой развитие».

Характеристика

   

В 2012 году в нашу школу поступил ребенок 1996 г. рождения, который обучается индивидуально на дому по программе VIII в. с диагнозом – (Умственная отсталость средней степени) Ребенок – инвалид.

    Воспитанием ребенка занимается мама. Отца нет. Интеллект ребенка очень низкий.

    По характеру спокойный, отзывчивый. Легко внушаем. Бывает агрессивным, несдержанным. Когда в состоянии агрессии не владеет своими эмоциями, поступками. Можно быть жесток. Общаясь, со сверстниками и детьми старшего возраста попал под влияние трудных подростков. С группой ребят совершили правонарушение. Был поставлен на учет в инспекцию по делам не совершеннолетних.

    Инспектора по делам несовершеннолетних стали частыми гостями в этой семье. Проводили беседы с ребенком и мамой.

     Учитель проводил воспитательную работу на занятиях  и во внеклассной работе.

Работа учителя с ребенком.

Беседы по темам:

  1. «Подросток. Преступление и ответственность».
  2. « Я и мои права».
  3. «Табак уму не товарищ».
  4. «Пиво и молодежь».
  5. Отравлением алкоголем.
  6. Алкоголь и потомство.
  7. Работа по профориентации.
  8. Экскурсии на предприятия.
  9. Увлечение поделками.
  10. Участие в неделе добра.
  11. Классный час в рамках краевой акции «Корабль детства». Тема: «Белая ворона». «Не такой, как все».
  12. Посещение внеклассных мероприятий школы.
  13. Посещение тренажерного зала.
  14. Привлечение к труду.
  15. Работа по программе: коммуникации и правила социального поведения.

 



Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта

 по теме: «Развитие навыков написания слов с непроверяемыми гласными через дидактические игры и занимательный материал»

В настоящее время  система народного образования столкнулась с серьезной проблемой. С конца 60-х годов XX столетия количество трудностей в обучении школьников неуклонно растет. По данным различных исследований, затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы; причем, у более чем 50% неуспевающих школьников наблюдается не сформированность высших психических функций. Этому способствуют целый ряд патологических факторов эндогенного (внутреннего) и экзогенного (внешнего)происхождения: генетические отклонения, отягощенная наследственность, физические и психические травмы, инфекционные заболевания, дестабилизация общества и отдельных семей, отсутствие в ряде случаев нормальных экологических, экономических и гигиенических условий для будущих матерей и детей, недостатки школьного и семейного воспитания: у этих детей в ходе обучения возникают трудности. Требования школы расходятся с возможностями некоторых учащихся, и это расхождение, прежде всего, касается уровня их умственного развития, недостаточный уровень усвоения учебных предметов.

Помощь таким ученикам не может сводиться только к организации дополнительных занятий, к дополнительным упражнениям по тем разделам учебных предметов, которые ими слабо усвоены; помощь должна быть также направлена и на изменение свойств мыслительно-речевой деятельности учащихся. Основную помощь в организации такой работы оказывает психолог. У многих учащихся слабо развито внимание, они часто могут на уроке отвлекаться на посторонние дела. Поэтому, чтобы вести работу с этими детьми, я учитываю особенности психологического развития учащихся. Так как уроки русского языка не всегда вызывают у учащихся интерес, нежелание заниматься русским языком. Я задумалась над тем, как пробудить у детей интерес к занятиям, как увлечь их и пришла к выводу, что пробудить интерес у детей к изучению русского языка можно, если систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический и занимательный материал, способный привлечь внимание даже таких слабых и больных детей. «Я старалась, чтобы каждая тема урока была интересна учащимся и для этого применяю разные виды работ:

А) зрительные диктанты, различные виды письма по памяти; различные виды списывания, осложненные заданиями;

Б) использование пакетов и других средств наглядности со списками трудных слов, выделение проверяемых слов на страницах учебников, выписывание их в тетради;

В) использование словариков в учебнике, ведение собственных словарей;

Г) отчетливое побуквенное проговаривание с орфипическим произношением, запоминание буквенного состава слов;

Д) правильное, безошибочное письмо любого  вида, с заданиями и без них, а также внимательное чтение- опора на зрительную память. Запоминание, заучивание вполне уместно при усвоении непроверяемых слов. Учащиеся начальных классов должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми орфограммами. Научить ребенка писать эти слова, одна из сложных задач, стоящих перед учителем. Первоначальные сведения о них дети получают уже в I классе. Работая по «Прописи» и учебнику «Письмо», первоклассники знакомятся с написанием слов: воробей, ворона, сорока, пенал, карандаш, запоминают правописание слов: Москва, учитель, ученик, собака, корова.

На уроках обучения грамоте я использую такие задания:

1)-Какие слова зашифрованы?

        З  Ц  З  А

        3  4  1  2

2)-Собери из букв слово.

        О,  Р,  Н,  А,  В,  О

3)-Помоги слову. Какой слог пропущен?

        ..бака

4)-Составьте из слогов слова.

        РО,  КА,  СО

5)-Придумай кличку животного.

        СОБАКА…., КОРОВА…

6)-Переставь слоги местами.

        Запиши слова, подели на слоги.

        б а с о к а,  в а р о ка

7)-Собери слова

        ва       ро     ко

               ко        ба      со

8) Спиши, напиши отгадку.

        Черный Ивашка,

        Деревянная рубашка,

        Где носом проведет,

        Там заметку кладет.

                          (К……ш)

Эти задания помогают развивать память, мышление, внимание, орфографическую зоркость, применять межпредметные связи на уроках. Для осознания значения слова важны для ребенка является контекст, в котором это слово было услышано впервые.

Слово береза становится предметом специального изучения во 2 классе. Как раскрыть перед детьми толкование данного слова? Я подбираю тексты: Клейкие почки, зеленые листочки. С белой корой стоит над горой. Работа над словом начинается с загадки. О каком предмете идет речь? По каким признакам вы догадались, что в загадке говорится о березе? (На доске висит картинка с изображением березы). Затем детям читаю текст:

Береза – лиственное дерево с белым стволом, тонкими ветвями и пышной короной. У березы мелкие листья, а весной распускаются сережки. Весной у березы листья – светло зеленые, потом они темнеют, а осенью становятся желтыми или красными. Береза не боится холода, поэтому произрастает не только в теплых краях, но и в Сибири.

После чтения текста выясняется значение слова крона (верхняя разветвлённая часть дерева).

Затем задаю вопросы:

О чем этот текст?

-Что узнали о березе?

В процессе обсуждения выделяются наиболее значимые признаки лексического значения слова.

Затем записываем слово в тетрадь. Вспоминаем стихи о березе. Составляем предложения с этим словом. На многих уроках использую пословицы, поговорки, загадки.

Зрительный диктант. Дано на карточке слово с выделенной безударной гласной, дети читают, проговаривают и записывают по памяти.

Картинный диктант.(здесь можно провести работу в нескольких видах).

  1. Показываю карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание и записывают;
  2. Показываю картинку, дети называют предмет и записывают, выделяя безударную гласную, ставят ударение
  3. Показываю картинку, дети записывают слово.

Выборочный диктант.(картинный, слуховой, зрительный)

Предлагаю детям либо карточки-картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания:

  1. Записать слова в первый столбик-с безударной е, во второй-с о, третий –с а;
  2. Записать в один столбик-названия животных, в другой-названия растений;
  3. Выписать из текста только слова из «Словаря» (буквы пропущены)

Урожай, урожай!

Наше лето провожай!

Сколько сладкого гороха!

Огурцы как на подбор!

На грядке сорвать не плохо

Крупный красный помидор!

Диктант с использованием загадок.

Читаю загадку, дети отгадывают орфограммы.

Диктант по памяти:

1. записать по памяти слова с сочетаниями –оро-, -оло-;

2.записать слова с безударной е (береза, север, ветер и другие)

3. записать слова, обозначающие названия инструментов (топор,      

    лопата, молоток);

4. записать слова из «Словаря» на тему «Птицы», «Школьные вещи».

Творческий диктант.

Заменить развернутое определение одним словом. К примеру: 1) лиственное дерево с тонкими, коричневыми веточками, с гладкой белой корой, покрытой темными полосками (береза); 2) крупный населенный пункт, место большого поселения людей (город).

Ввожу такой прием записи словарных слов (диктую словарное слово, дети записывают только безударную гласную, которую надо запомнить, затем идет проверка в паре или самопроверка.)

В плане активизации и обогащения словарного запаса учащихся при изучении слов из «Словаря» использую разные игры, например: «Соберем  пирамидку», «Собери слово» (м и п о р о д)-помидор, «Волшебные яблочки». (на доске записывают словарные слова, рядом помещаю яблоню с яблоками, дети по очереди выходят, «срывают» яблоко и вставляют в нужное слово):  .дежда

                     п.льто

                                                                   п.суда

                                                                   т.традь

                                                                   ур.жай

«Куда ходила красная шапочка?»

На изображенной корзине написаны слова из «Словаря» по теме «Огород». (Дети вставляют гласные и  говорят, что все эти слова на одну тему Красная шапочка ходила в огород)

«Собери ягоды в корзину»

(земляника, брусника, черника, голубика)

Используют такие виды работы:

1. Ребусы

Робей

2. Толкование слов. Воробей – это маленькая птичка с коричневато – серым оперением, живущая обычно близ живых строений.

3. Запись однокоренных слов.

    Воробышек, воробьиха, воробейчик.

4. Составление словосочетаний. Серый, молодой, старый, маленький, пугливый, шустрый, проворный.

5. Загадки:

Маленький мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи собирает

(в р бей)

6. Стихи:

В каждом городском дворе

Есть на радость детворе

Птичка. Ты ее не бей!

Эта птичка……

(Р.Батов.)

7. Пословицы:

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

8. Отрывки из текстов:

Зачирикал воробей веселей на крыше.

С. Маршак

-Где обедал, воробей?

-в зоопарке у зверей.

С.Маршак.

9. Для развития произвольной памяти, мышления, внимания я использую игры.

Игра « Способ ассоциаций».

-Что мы знаем о собаке?

Собака – друг человека.

Собака – сторожит дом.

Собака – служит на границе.

А знаете, ребята она известна еще тем, что пишется с буквой «О» и имеет ошейник в виде буквы «О».

Создаем ассоциацию между этим и другим словарным словом с таким же написанием безударной гласной, которую надо запомнить.

Например: берется ранее изученное слово корова, раскрывается детям следующая сказка:

Однажды, когда корова спокойно паслась на лугу, на нее чуть не напали волки. И в этот момент ей на помощь пришла собака. С тех пор корова и собака стали друзьями. И в знак дружбы собака захотела писаться, как и корова, через букву «О».

10. « Зашифрованное слово». Используя это задание, я развиваю  устойчивое внимание,  произвольную память, мышление. Задание: из каждого слова взять вторые слоги, составить новое слово: поворот, пороша, канава, (во – ро – на).

Дети получают картинки с изображением: птиц, животных. (сорока, собака, ворона, корова).

Один ребенок зовет зверей, при этом должен тянуть ударный слог. Записываем слово и ставим ударение.

На доске рисую стол. На столе прикрепляю стакан, кастрюлю, тарелку.

Как назвать одним словом изображенные предметы на столе? (посуду) – какую безударную гласную вы напишите в словах? А в слове посуда?

   Для того, чтобы усталость и напряжение на уроке, использую загадки для коллективного ответа.

1. Осенью первыми листьями, как слезы,

Тихо роняют на землю (березы).

2. Трещало с самого утра:

«Пор – р – ра, пор – р – ра» А что пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит….(сорока)

Также для отдыха на уроке использую физминутки. Где встречаются

Слова из словарика.

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь,

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос.

Значит, надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть.(выполняем движения)

   В своей практике использую коррекционно развивающие моменты. Методика В.Б. Бейсова – «Коррекционно-развивающая работа в школе». Использую работы авторов Худенко и Шевченко.

   Из коррекционно – развивающего обучения я беру игры для развития и коррекции мелкой моторики руки, игры за партой, коррекционно развивающие игры и упражнения, некоторые приемы запоминания учебного материала.

   Прием запоминания на сегодняшний день для учителя вопрос о том, как ученик воспринимает учебную информацию, как ее осмысливает и использует в свое деятельности, остается во многом открытым. Это связано с тем, что умственные стратегии относятся больше к тому, как ученик учится, а не к тому, что он изучает. Стратегии представляют собой выученные последовательности умственных операций и поэтому зачастую не видны для наблюдателя, не знающих их внешних признаков. Более того, даже для самого ученика его собственные стратегии остаются в большинстве случаев неосознанными. Поэтому, выйдя из школы. Ученик может помнить, что он выучил, но не знает, как он использовал свой мозг, чтоб это выучит.

Кроме того, иногда трудность в выявлении умственной стратегии заключается в том,что она может длиться очень мало времени (секунды или доли секунд). Поэтому очень важно выявить умственные стратегии учеников и использовать их для улучшения процесса обучения.

    Давно замечено, что более грамотны те ученики, которые в обучении опираются на визуальный канал восприятия информации. Они могут фотографировать, а затем правильно воспроизводить большой информационный материал. Им достаточно вспомнить, как выглядят правильно написанные слова, формулы, схемы, тексты.

Процедура обучения  с использованием словарных карточек. (Методические рекомендации Е.В. Барзданис).

    Продолжить ученикам подумать о чем-нибудь приятном и знакомом. Далее следует инструкция:

-Сейчас, дети, я прошу вас посмотреть несколько секунд на правильно написанное слово. Затем посмотрите вверх и влево или вверх и вправо.

Постарайтесь вспомнить все, что сможете, из правильно написанного слова (размер, цвет букв, наклон)

-кто запомнил, как выглядит слово полностью? Кто запомнил его частично? Попросить учеников, запомнивших слово частично, снова посмотреть на него и рассмотреть те буквы, которые нужно запомнить. Повторяется процесс до тех пор, пока, все ученики не смогут увидеть внутренним зрением слово целиком. Кто запомнил, тот поднимает руку.

     Попросить любого желающего ученика посмотреть вверх на внутренний образ слова и затем произнести его вслух по буквам в обычном порядке. Остальные ученики следят за правильностью произношения, сравнивая произносимые буквы с их визуальными представлениями об этом слове. Кто замечает несовпадения, поднимает руку и говорит об этом. Проверить правильность.

     Если есть ошибка, вернуться к предыдущему шагу и предложить снова рассмотреть  слово и сделать образ более четким.

Теперь нужно посмотреть вверх  на внутренний образ  слова и произнести его по буквам в обратном порядке. Это будет подтверждением того,  что образ является четким и ученик хорошо запомнил визуальную картинку слова.

     Затем записываем слово в тетрадь печатными буквами с использованием цветных карандашей.

Обучение простраиваю на основе общих дидактических принципов:

-принцип воспитывающего обучения;

-принцип сознательности и активности обучения;

-принцип наглядности в сочетании со словесными средствами;

-принцип доступности и прочности знаний;

;принцип деятельности, включающий ребенка в учебно-познавательную деятельность;

-принцип непрерывности, означающий преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики;

-принцип дифференцированного и индивидуального подходов.

    При этом реализация дидактических принципов на уроках письма осуществляется с учетом содержания предмета и психологических особенностей его усвоения детьми с ОВЗ. Особое место отвожу принципу коррекции умственных недостатков, посредством индивидуального и дифференцированного подходов.

    Опираясь на принципы, использую методы работы, совокупность которых представляет собой путь познания окружающей действительности:

   1.Словестный метод.

   2.Метод самостоятельных и практических работ .

  3.Наглядный метод.

  4. Игровой метод.

  5.Метод ярких ассоциаций.

  6. Метод ТСО.

  7.Частично-поисковый метод.

Использование этих методов на уроках русского языка показывает, что детям интересны предложенные задания, с которым они успешно справляются. Такая работа обеспечивает постепенность формирования знаний и умений по любой теме, облегчает усвоение отвлеченных и орфографических понятий, способствует развитию чувства языка, орфографической зоркости, активизирует умственную деятельность школьников, развивает их речь, память, внимание, мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий"

В работе представлен ряд упражнений игрового характера, который позволяет развить правильность, беглость, сознательность и выразительность чтения в начальных классах в школе 8 вида....

Обобщение педагогического опыта по теме: " Развитие орфографической зоркости у детей как фактор повышения ЗУН"

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографическогонавыка.   От того, насколько полно б...

Обобщение педагогического опыта по теме: " Развитие орфографической зоркости у детей как фактор повышения ЗУН"

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографическогонавыка.   От того, насколько полно б...

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие самостоятельности у младших школьников в процессе обучения математики"

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие самостоятельности у младших школьников в процессе обучения математики"...

Обобщение педагогического опыта на тему "Развитие речевых навыков у младших школьников на основе системы индивидуальных заданий на уроках литературного чтения"

Началом работы по теме опыта стало проведение педагогической диагностики по методике О.С. Ушаковой и ее сотрудников (школа Ф.А. Сохина) [18,170-283], в которой разработаны материалы, направлен...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА  УЧИТЕЛЯ МБОУ «САКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 ИМЕНИ  ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА З.А.КОСМОДЕМЬЯНСКОЙ  ГОРОДА САКИ РЕСПУБЛИКА КРЫМ  НИКИТИНОЙ ЛЮБОВИ ОЛЕГО...

Проект по методической теме: "Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики через дидактические игры."

Актуальность проекта: Актуальным для каждого учителя сегодня является вопрос: “Как учить?” Как включить учеников в учебно-познавательную творческую деятельность, чтобы они сами &ldquo...