Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие самостоятельности у младших школьников в процессе обучения математики"
статья на тему
Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие самостоятельности у младших школьников в процессе обучения математики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.rar | 23.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие самостоятельности у младших школьников в процессе обучения математики"
Автор - Зуйкова Екатерина Борисовна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 14
«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, что искорки их мыслей образовали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нем властелином»
Ш.А. Амонашвилли
Развитие самостоятельности учащихся есть важнейшее средство социализации личности и развития её интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер, это условие саморазвития растущего человека как личности.
В психологических исследованиях вопросы учебной самостоятельности рассматриваются в русле кардинальных проблем развития личности, ее самосознания, активности и деятельности. Самостоятельность определяется как важнейшее свойство личности, обуславливающее ее позицию в жизнедеятельности, характеризующее особенность планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность.
Актуальность
В материалах ФГОС второго поколения одним из ценностных ориентиров указано «развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации»
Актуальность этой проблемы бесспорна, так как знания, умения и убеждения нельзя передать от учителя к учащимся, прибегая только к словам. Этот процесс, включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, так как только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.
Цель: изучение организации самостоятельной деятельности младших школьников в процессе обучения математики.
Целью своей педагогической деятельности ставлю желание научить детей самостоятельно мыслить, самому сопоставлять факты и искать информацию, помочь детям раскрыть и развивать творческие способности.
Исходя из поставленной цели решаю следующие задачи:
- использовать разнообразные формы и методы работы;
- разработать алгоритм работы с учебным материалом, с целью развивать умение выделять главное, анализировать, рассуждать, обобщать, делать соответствующие выводы;
- разработать карточки, содержащие дифференцированный материал с целью развивать навыки и применять знания при решении конкретных вопросов, умение находить рациональные пути выполнения заданий;
- создавать условия для включения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность;
- создавать ситуацию успеха для каждого ребенка, поддерживать общий позитивный эмоциональный фон;
- развивать навыки самооценки полученного результата;
- воспитывать качества самостоятельного человека-умение делать сознательный выбор.
Новизна проявляется в:
- отборе разноуровневых заданий по математике;
- широком использование методов и приемов работы с любыми источниками информации (учебника, Интернета, дополнительными учебными пособиями);
- использование стандартных и нестандартных уроков;
- умение решать задачи с помощью таблиц, рисунков.
Основная масса учащихся усваивает знания по математике на должном уровне. Процент качества знаний по математике за прошлый учебный год вырос от 68% до 79% . Исходя из этого я считаю, что реализация используемых мною методов и форм активизации самостоятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности обеспечивает положительную динамику индивидуального развития каждого учащегося.
С.Ю. Головин рассматривал самостоятельность в «Словаре практического психолога» как: обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве ответственности за свою деятельность и поведение.
В дидактике установлено, что развитие самостоятельности учащихся в процессе обучения математики происходит непрерывно от низшего уровня самостоятельности, воспроизводящей самостоятельности, к высшему уровню, творческой самостоятельности, последовательно проходя при этом определенные уровни самостоятельности. Руководство процессом перерастания воспроизводящей самостоятельности в творческую состоит в осуществлении последовательных взаимосвязанных, взаимопроникающих и обуславливающих друг друга этапов учебной работы, каждый из которых обеспечивает выход учащегося на соответствующий уровень самостоятельности.
Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них самостоятельности как черт личности, развитие их личностных способностей.
Ребенок в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.
В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.
Основная причина неумения ученика работать самостоятельно состоит в том, что его не учили так работать. Дети не всегда умеют и могут проявить свою способность обходиться без помощи взрослого и при этом справляться с выполнением учебных и внеучебных заданий. Для этого нужна, во-первых, психологическая готовность. Она заключается в способности увидеть или создать для себя ситуацию психологической необходимости и комфорта. Во- вторых, ребенок должен владеть элементарными навыками самоанализа и самооценки. В-третьих, ребенок должен обладать умением предвидеть общий ход и общий результат своих учебных действий. В-четвертых, нужен простор для творчества на всех этапах выполнения задания. Самостоятельность человека в зависимости от обстоятельств принимает различный вид. Для школьника важна учебная самостоятельность, вне школы обычно проявляется «житейская». Эти две позиции тесно взаимосвязаны, но не идентичны. В психолого-педагогической литературе самостоятельность обычно понимается как способность личности к деятельности, совершаемой без вмешательств со стороны. Самостоятельность личности не выступает как отдельное качество личности, она тесно связана с инициативность, активностью, самокритичностью, самоконтролем, уверенностью в себе.
Развитие самостоятельности происходит на каждом уроке математики. В поисках путей эффективного развития самостоятельности в процессе обучения математики, я использую фронтальную, индивидуальную и групповую формы работы.
Особенности фронтальной формы организации самостоятельной деятельности учащихся состоит в следующем:
- все ученики выполняют общее для всех задание;
- учитель дает инструктаж к выполнению заданий;
- используются общие приемы организации и руководства действиями учащихся.
Главное преимущество фронтальной работы заключается в том, что здесь возможно коллективное устремление к общей цели. Промежуточные и конечные результаты самостоятельной работы успешно обсуждаются всеми учащимися, подвергаются взаимному контролю. Это оказывает существенное влияние на развитие самостоятельности учащихся.
Несмотря на то, что учащиеся получают новое задание, общий инструктаж, каждый ученик работает самостоятельно, стремиться достичь цели прежде всего собственными усилиями. Если же это не удается при анализе работы в классе, ученик имеет возможность прослушать правильные ответы учащихся. Фронтальная самостоятельная работа эффективна, если результаты ее обсуждаются в процессе общеклассной беседы, т.е. включается коллективная деятельность. Каждый получает возможность проверить свой ответ, высказать свое мнение, уточнить, обогатить его суждениями других ребят.
Используя фронтальную форму работы, проводится устный счет; в начале 2 класса все текстовые задачи, решение которых нужно найти с помощью цепочки рассуждений, разбираются фронтально, т.к. их самостоятельное решение доступно не всем детям этого возраста. Затем эти задачи предлагаются для самостоятельного решения учащимися с высоким уровнем математических способностей, а потом анализируются предложенные варианты.
Под индивидуальной самостоятельной работой следует понимать такую работу, которая предусматривает выполнение индивидуальных заданий и исключает сотрудничество с другими учащимися. Однако она открывает большие возможности для сотрудничества ученика с учителем. Обязанности учителя при этом не менее сложны и ответственны, чем ученика. Необходим тщательный анализ содержания учебного материала, на основе которого учитель умеет выделить те же вопросы, которые доступны отдельным учащимся для самостоятельной работы.
Одним из способов развития самостоятельности на уроках математики является использование карточек с заданиями, которые предусматривают постепенное сокращение помощи учителя.
В структуру урока включаю небольшие по объему работы, которые выполняются отдельными учениками или всеми учащимися класса. С этими карточками еще раз прорабатываю те ошибки, которые допустили дети в выполнении котрольных, классных или домашних работ, для проверки того правила, которое будет необходимо при объяснении нового материала. Стараюсь разнообразить эти работы, провожу в виде игр «Почта», «Помоги Незнайке», «Проверь Незнайку». Например: игра «Почта». Ученику предлагается заранее составить дома карточку с заданием. Корректирует и проверяет составленную карточку учитель, а выполняют задания другие ученики.
Часто на уроках даю опережающие задания для группы сильных учеников. Например, предлагаю не только решить неравенства, но и придумать самим подобное задание.
При составлении индивидуальных самостоятельных заданий важно правильно подобрать дифференцированные задания для каждого ученика. Дифференцированные задания – это система заданий, выполнение которых поможет глубже и осознаннее усвоить правило и выработать вычислительный навык на его основе. Задания должны отличаться простотой, краткостью и точностью. Начинать работу надо с более простых заданий, постепенно продвигаясь к более сложным, требующих необходимых обобщений. Дифференцированные задания нужно готовить к уроку заранее. Их делят на два вида:
- обязательные задания (способствуют умению правильно применять изученное правило, они должны быть посильны для каждого ученика);
- дополнительные задания (рассчитаны для тех детей, которые справились с обязательными заданиями и у них есть возможность для выполнения дополнительных заданий - это задания повышенной трудности, требующие анализа, сравнения, определенных выводов)
Например, на уроках математики по закреплению правил о порядке выполнения арифметических действий в математических выражениях использую следующие задания:
1 вариант.
Найди значение выражений, предварительно обозначив порядок действий:
7+21:(15-8)=
50-24:(11-5)=
30+9×(14-7)=
2 вариант.
Найди значение выражений устно, запиши ответ:
7+21:(15-8)=
50-24:(11-5)=
30+9×(14-7)=
3 вариант.
Сконструируй примеры и реши их, предварительно обозначив порядок действий:
…×…-…+…=
…-…×…+…=
4 вариант.
Востанови запись математических выражений, соответствующих их значениям:
21:7×3+6=27
5×7+3-25=25
9×8:3+6=8
Необходимо познакомить учащихся с вариантами самостоятельной работы. Ученики обдумывают и выбирают посильный для себя вариант самостоятельной работы.
При закреплении способа деления суммы на число на уроке математики даю следующие дифференцированные задания:
В студенческом строительном отряде было 19 юношей и 9 девушек. Они разбились на бригады по 7 человек. Сколько получилось бригад?
1 вариант.
Реши задачу двумя способами.
2 вариант.
Реши задачу, записывая решение по действиям.
3 вариант.
Закончи решение
- 19+9=
При проверке данной самостоятельной работы сначало разбирается 3 вариант, затем второй и первый.
Одним из видов самостоятельной работы является работа с тестами. Важно, чтобы тесты имели разноуровневый характер, т.е список заданий делился на части – обязательный и необязательный.
Очень важен контроль самостоятельной работы. Каждую самостоятельную работу необходимо проверять. Подводить итоги, определять: что удалось лучше, а на что следует обратить особое внимание. Нужно распознать причину появления ошибки – найти путь к ее исправлению. Именно при выполнении самостоятельной работы, имеется реальная возможность выяснить причину ошибки. Итоги самостоятельной работы позволяют ученику его продвижение вперед.
Практика обучения групповой формой работы убедительно показывает, что именно организационная форма обучения «ученик-ученик» предоставляет значительную возможность для формирования самостоятельности.
В условиях групповой формы работы каждый ученик выполняет определенное задание, которое он вправе выбрать самостоятельно в соответствии со своими возможностями, интересами. Например, при работе над творческим проектом «Математические сказки» учащиеся коллективно обсудили план работы над проектом, выбрали понравившуюся себе тему и название сказки, договорились над сроком работы. Каждый учащийся проявил самостоятельность в сочинении своей сказки. В итоге групповой работы над проектом был составлен сборник сказок.
Развитие самостоятельности происходит и во время внеурочной деятельности. Внеурочная работа создает дополнительный стимул для творчества обучающихся, развития математических способностей. На занятиях по внеурочной деятельности «Занимательная математика» использую различные задания: логические цепочки, магические квадраты, задачи в стихах, головоломки, математические загадки, кроссворды, геометрические задания, логические задачи со временем, весом.
Одним из ценностных ориентиров в содержании рабочей программы по внеурочной деятельности «Занимательная математика» является: развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Включение в урок проблемных ситуаций способствует формированию самостоятельности у учащихся. Как можно создать проблемную ситуацию на уроке математики:
- подвожу учеников к противоречию, предлагаю им самим найти способ его разрешения;
- побуждаю учеников делать сравнения, обобщения, сопоставлять факты;
- ставлю проблемные задачи (например, с недостающими или с избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).
Нетрадиционные формы уроков позволяют сделать математику более доступной и увлекательной, развивать самостоятельность в процессе обучения. В своей работе применяю следующие нестандартные уроки:
-урок соревнование;
- урок игра;
- урок путешествие.
Большую роль в формировании самостоятельности играет выполнение домашних заданий. При выборе домашних заданий использую дифференцированный подход, обязательно включаю задания для выбора. Задания повышенного уровня проверяем у доски, чтобы весь класс имел возможность прорешать более сложные задания.
Домашняя работа тесно связана с работой на уроке и рассчитана главным образом на развитие самостоятельности учащихся и их творческого мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...
Обобщение педагогического опыта по формированию адекватной самооценки младших школьников, влияющей на повышение качества знаний.
Творческая работа...
Статья "Методические рекомендации учителю начальных классов в организации индивидуальной самостоятельной деятельности младших школьников в процессе обучения"
Статья "Методические рекомендации учителю начальных классов в организации индивидуальной самостоятельной деятельности младших школьников в процессе обучения"...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ...
педагогический проект "Повышение уровня информационной культуры младших школьников в процессе обучения с использованием ИКТ"
педагогический проект об использовании ИКТ в процессе обучения....
Методические рекомендации учителю начальных классов в организации индивидуальной самостоятельной деятельности младших школьников в процессе обучения
Самостоятельность нужна ребенку, чтобы познать самого себя....
Методические рекомендации учителю начальных классов в организации индивидуальной самостоятельной деятельности младших школьников в процессе обучения.
Одним из направлений развития современной школы является отказ от дисциплинарной модели воспитания и переход к личностно-ориентированной модели. Таким образом, учителю придется решать проблему оказани...