Программа внеурочной деятельности "В поисках прекрасного"
методическая разработка (3 класс) по теме
В общественном сознании утверждается приоритет творчества, вызывая новое мышление, созидательную ориентацию в развитии личности человека. Обостряется поиск духовных ориентиров и способов существования. Это предполагает рост готовности личности к более высокому уровню внутренней свободы... Развитие творчества обеспечивает установление наиболее гибких и тесных отношений с миром, сохраняя при этом собственную индивидуальность. Развитие творческих способностей учащихся, где творческость рассматривается как форма целостного «экологического» мышления является основой для полноценной реализации человеческой жизни.
Программа «В поисках прекрасного» направлена на развитие креативных способностей учащихся при распаковке творческого потенциала через интеграцию искусства и психологии, деятельности и рефлексии.
Отличительная особенность программы заключается в многообразии форм развивающего обучения, что требует достаточно большого объёма дидактического и материально-технического оборудования. Благодаря глубокому постижению мира искусства, собственного мира, ребёнок начинает обозначать, осмысливать, осознавать и преобразовывать окружающий мир (реальный и фантастический) в своих творческих работах.
Основа и новизна методики преподавания «душевного трудолюбия» - познание себя и постижение Духовного в искусстве и творчестве через абстрактные символы. Это не отказ от традиций, не призыв к подмене ценностей, наоборот, к их подлинному возрождению, к обновлению внутренних средств восприятия мира. Это воспитывает сверхчувствительность, оттачивает интуицию, сохраняет природную человеческую целостность. «Невозможно понять психологию человека, не поняв, каковы его творческие способности» (Arasteh & Arasteh (1976, р.З.). Творческое начало имеет каждый ребенок. Задача педагога - активизировать его, высвободить эту преобразующую энергию, направить ее на сотворение «нового мира образов и представлений», сформировать «живую» целостную картину мира на основе творческого преобразования реальности и эволюции и художественного сознания маленького созидателя. Линии и цветовые пятна как первоэлементы живописи - многомысленны, они возбуждают различные ассоциации. Ребенок предает им выразительный смысл, тем самым познает и раскрывает себя.
Сотворчество педагога и ученика осуществляется в условиях психологического комфорта, принятия и поддержки любой эмоциональной реакции ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа внеурочной деятельности "В поисках прекрасного" | 336.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
1.Актуальность
В общественном сознании утверждается приоритет творчества, вызывая новое мышление, созидательную ориентацию в развитии личности человека. Обостряется поиск духовных ориентиров и способов существования. Это предполагает рост готовности личности к более высокому уровню внутренней свободы... Развитие творчества обеспечивает установление наиболее гибких и тесных отношений с миром, сохраняя при этом собственную индивидуальность. Развитие творческих способностей учащихся, где творческость рассматривается как форма целостного «экологического» мышления является основой для полноценной реализации человеческой жизни.
Программа «В поисках прекрасного» направлена на развитие креативных способностей учащихся при распаковке творческого потенциала через интеграцию искусства и психологии, деятельности и рефлексии.
Отличительная особенность программы заключается в многообразии форм развивающего обучения, что требует достаточно большого объёма дидактического и материально-технического оборудования. Благодаря глубокому постижению мира искусства, собственного мира, ребёнок начинает обозначать, осмысливать, осознавать и преобразовывать окружающий мир (реальный и фантастический) в своих творческих работах.
Основа и новизна методики преподавания «душевного трудолюбия» - познание себя и постижение Духовного в искусстве и творчестве через абстрактные символы. Это не отказ от традиций, не призыв к подмене ценностей, наоборот, к их подлинному возрождению, к обновлению внутренних средств восприятия мира. Это воспитывает сверхчувствительность, оттачивает интуицию, сохраняет природную человеческую целостность. «Невозможно понять психологию человека, не поняв, каковы его творческие способности» (Arasteh & Arasteh (1976, р.З.). Творческое начало имеет каждый ребенок. Задача педагога - активизировать его, высвободить эту преобразующую энергию, направить ее на сотворение «нового мира образов и представлений», сформировать «живую» целостную картину мира на основе творческого преобразования реальности и эволюции и художественного сознания маленького созидателя. Линии и цветовые пятна как первоэлементы живописи - многомысленны, они возбуждают различные ассоциации. Ребенок предает им выразительный смысл, тем самым познает и раскрывает себя.
Сотворчество педагога и ученика осуществляется в условиях психологического комфорта, принятия и поддержки любой эмоциональной реакции ребёнка.
Цель программы: формирование внутренней духовной культуры ребенка, его продуктивной жизненной позиции через постижение духовной, нравственно-эстетической сути художественного образа и собственного творчества.
Задачи:
- формировать целостное восприятие мира, умение моделировать мир в образную систему, согласно собственному эстетическому идеалу через:
- приобретение навыков координации и выразительности образных движений;
- развитие творческого мышления и гибкости образных ассоциаций;
- совершенствование навыков культуры общения.
- расширять сферы проявления эстетических и духовных потребностей через:
- накопление опыта «чувствования» (развитие восприимчивости к форме, цвету, звукам, запахам...);
- развитие интуитивно-образного мышления и культуры речи;
- стимулирование творческой активности - развитие полихудожественных творческих способностей.
- формировать эмоционально-оценочное отношение к миру и себе через:
- повышение самооценки;
- совершенствование навыков саморегуляции;
- приобретение навыков аналитического мышления и способности к самоутверждению.
3.Формы и режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
33 часа в 1 классе,
34 часа во 2классе,
34 часа в 3 классе,
34 часа в 4 классе.
Чёткое структурирование каждого занятия позволяет ребёнку последовательно прожить несколько этапов взаимоотношения с миром, с миром искусства, с группой, с самим собой.
I этап - психогимнастика - разминка.
II этап - познавательный - игры, процедуры, сеансы настроя.
- этап - практический - выполнение творческого задания.
- этап - завершающий, этап психологической разгрузки - рефлексия, итог. Творческие задания определяют степень вовлечения ребёнка в творческую деятельность, его личностное осмысление и осознание.
Для поддержания высокого мотивационного образовательного поля используются педагогические средства:
- психогимнастика;
- игра;
- наблюдения;
- «мозговой штурм»;
- «погружение в образ»;
- размышление;
4.Ожидаемые результаты:
Личностные
- формирование внутренней духовной культуры ребенка,
- формирование его продуктивной жизненной позиции через постижение духовной, нравственно-эстетической сути художественного образа и собственного творчества.
Метапредметные
- - выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- - учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- - осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок;
- - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- - осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
- - отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
Познавательные:
- - различать изученные виды изобразительного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- - приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- - осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник;
- - развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- - развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память;
- - развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
- - создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
Коммуникативные:
- - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- - формировать собственное мнение и позицию;
- - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Предметные
- ребёнок начинает обозначать, осмысливать, осознавать и преобразовывать окружающий мир (реальный и фантастический) в своих творческих работах;
- умение слушать музыку;
- умение воспринимать произведения живописи;
- умение рисованием передавать свои мысли и чувства;
- умение выполнять песенные и танцевальные импровизации, инсценировки, пластические этюды;
- умение наблюдения; «погружения в образ», размышления;
- благодаря глубокому постижению мира искусства, собственного мира, ребёнок начинает обозначать, осмысливать, осознавать,
преобразовывать окружающий мир (реальный и фантастический) в своих творческих работах.
- постижение художественного образа через подражание: образную мимику, пластику тела, звукообраз, спонтанный рисунок;
- размышления о своих ощущениях в письменной и устной речи;
- изображать образные автопортреты в абстрактных композициях.
- анализировать продукты творческой деятельности.
- Содержание программы
Основные разделы программы
1 класс
- «Образы осени»(8 часов)
Рисование «розетки», слушание музыки. Выполнение абстрактных композиций, Рисование «Волшебные листочки».
Изображение внутренней энергии чувств, «погружения в образ».Рисование музыку«движением цвета»,.Творческие игры-тесты
- «Игра с музыкой»(8 часов)
Рисование музыки «движением цвета», слушание музыки. Выполнение творческого задания. Рисование и «оживляем буквы». Рисуем музыку «движением цвета». Рисование музыки, изобразив характер «Танцующей» гибкой линией. Создание эскиза ткани в клетку. Художественно-дидактическая «игра».
- «Линия мысли» (11 часов)
Рисование под музыку членов семьи. Рисование под музыку Чайковского «Танец феи Драже». Заполнить вагончики «Грустности» соответствующими цветами. Декоративная композиция «Испанский танец». Письменное изложение мысли о счастье, слушание музыки.
Письмо Мини-сказки. Декоративная композиция. Описание образа «ожившей» картины. Изображение и художественное слово
Рисунок в личном альбоме. Изображение своего характера в образе дерева. Художественно-дидактическая «игра»
- «Тайна собственного «я» (6 часов)
Рисование под музыку любимого времени года. Рисунок в личном альбоме. Изображение своего характера временем года, слушание музыки
Сочинение-размышление под музыку. Пластический этюд. Творческие игры-тесты.
2 класс
- «Образы цвета» ( 9часов)
Рисование под музыку окружающей нас красоты. Раскрашивание листочков. Рисуем музыку «движением цвета», слушание музыки.
Рисунок в личном альбоме Изображение своего характера в образе облака. «Пятнография», дорисовка интересных картинок. Творческие игры «Моё настроение». Творческие тесты, ответы на вопросы под музыку.
- «Игра со звуком»(8 часов)
Выполнение в паре коллажа. Пантомима, рисование характера цветом и линией. Изображение и «Оживление» алфавита. Рисование под музыку своего настроение. Слушание музыки Е.Теличеевой «О чём плачет дождик?», декоративное изображение чувств на бумаге.
Песенные импровизации. Художественно-дидактическая «игра» (Слушаем, размышляем, изображаем)
- «Звучащая тишина» (11 часов)
Изображение школы будущего, слушание музыки. Записывание своих размышлений, отвечая на вопросы, Рисование музыки П.Чайковского. Творческие тесты, ответы на вопросы под музыку. Сочинение мини-сказки. Декоративная композиция
Творческие тесты, ответы на вопросы под музыку. Изображение и художественное слово. Рисунок в личном альбоме Изображение своего характера в образе дерева. Художественно-дидактическая «игра» (Слушаем, размышляем, изображаем)
- «Тайна собственного «я» (6 часов)
Рисунок в личном альбоме Изображение своего характера в образе времён года. Создание модной, необычной композиции для ткани. Пластический этюд. Творческие тесты.
3 класс
- «Что положить в сокровищницу своего сердца?» (9 часов)
Рисунок в личном альбоме. Движение мыслей, чувств в беспредметной графике. Творческие игры-тесты. Рисование под музыку шкатулки своего сердца. Выразительность формы – беседа. Выразительность формы – изображение. Художественное слово, слушание музыки. Изображение образа под музыку
- «Мир образов, в котором я живу»(8 часов)
Логически – поисковые задания, слушание музыки. Декоративная композиция. Мини-сочинение, описание своих ощущений. Рисование под музыку звуки тишины. Рисунок в личном альбоме Изображение своего характера в образе ветра.Эстетическое освоение действительности
- « От частного к целому»(11 часов)
Рисунок в личном альбоме Изображение своего характера в образе реки. Спонтанный рисунок на литературный образ. Рисование особенности своего характера образов «зи» и «ма». Логически-поисковые задания. Выполнение письменной работы по плану
Сочинение Мини-сказки. Декоративная композиция «Небо», вернисаж работ. Изображение своего характера в образе неба.
- « От частного к целому»(6 часов)
Письменное изложение своего представления о счастье. Изображение «своего страха». Декоративная композиция. Декоративная композиция, работа в цвете Упражнение «отгадай». Рисуем «розетку». Упражнение «отгадай».
4 класс
- «Жить, удивляясь»(9 часов)
Письменное размышление. Письменное изложение своего представления о художниках. Творческие игры-тесты. Анкета, мини-сочинение. Рисование школы будущего, эскиз, слушание музыки. Пластический этюд, рисование своих ощущений. Спонтанный рисунок на поэтический образ.
- « Я и Вселенная»(8 часов)
Рисунок в личном альбоме, Изображение своего характера в образе знаков. Рисуем «розетку», слушаем музыку. Изображение под музыку радости. Сочинение мини-сказки. Рисование под музыку (Облака, солнце, звезды...). Рисунок в личном альбоме, Изображение своего характера в образе неба .Беседы. Коллективная работа вселенной .
- «От общего к частному»(11 часов)
Рисуем пейзаж (Общие интонации передаём цветом), слушание музыки. Игра «Изобрази чувство», литературно-художественный диалог, гимнастика на дыхание. Составление аппликации из разноцветных фигур, работа в парах, вернисаж работ. Игра «Настроение», аппликация, вернисаж работ. Рисунок в личном альбоме. Сочинение мини – сказки, слушание музыки, литературно-художественный диалог. Составление гармоничной композиции, игра «Игра со словом», вернисаж работ. Сочинение мини-сказки слушание музыки, литературно-художественный диалог. Изображение и художественное слово. Изображаем образы зимы. Рисунок в личном альбоме Изображение своего характера в образе времён года
- «Расскажи мне обо мне»(6 часов)
Рисование своего портрета, используя природные формы, цвет, линии. Создание гармоничной композиции из разноцветных фигур. Песенные импровизации, игра со словом. Коллективный рисунок , работа в цвете. Творческие игры-тесты
4.4. Учебно-тематический план
1 класс (33 часа)
«Я и природа»
№/п | Дата | Тема занятия | Практическая часть | |||
I четверть «Образы осени»(8 часов) | ||||||
1. | 04.09 | «Урок красоты» | Рисование «розетки», слушание музыки | |||
2. | 11.09 | «Урок творчества» | Выполнение абстрактных композиций, слушание музыки | |||
3. | 18.09 | «Моя Осень» | Рисование «Волшебные листочки» | |||
4. | 25.09 | «Звуки души» | Изображение внутренней энергии чувств, слушание музыки | |||
5. | 02.10 | «Рисуем музыку движением цвета» | Изображение внутренней энергии чувств, слушание музыки | |||
6. | 09.10 | «Облачко осеннего настроения» | «погружения в образ»; слушание музыки | |||
7. | 16.10 | «Образы в музыке» | Рисование музыки «движением цвета», слушание музыки | |||
8. | 23.10 30.10 | «Строим Себя» | Творческие игры-тесты | |||
II четверть «Игра с музыкой»(8 часов) | ||||||
1. | 30.10 | «Звук и смысл» | Рисуем музыку «движением цвета», слушание музыки | |||
2. | 13.11 | «Звукообразы» | Выполнение творческого задания | |||
3. | 22.11 | «Веселый алфавит» | Рисуем и оживляем буквы | |||
4. | 27.11 | «Музыка и цвет» | Рисуем музыку «движением цвета», слушание музыки | |||
5. | 04.12 | «Композиция на музыкальный образ» | Нарисовать музыку, изобразив характер «Танцующей» гибкой линией | |||
6. | 11.12 | «Забавная клеточка» | Создание эскиза ткани в кулетку | |||
7. | 18.12 | «Я и Вселенная» (Слушаем) | Художественно-дидактическая «игра» | |||
8. | 25.12 | «Я и Вселенная» (размышляем, изображаем) | Художественно-дидактическая «игра» | |||
III четверть «Линия мысли» (11 часов) | ||||||
1. | 15.01 | «Моя семья» | Рисование под музыку членов семьи | |||
2. | 22.01 | «Декоративная композиция» | Рисование под музыку Чайковского «Танец феи Драже» | |||
3. | 29.01 | «Что чувствую?» | Заполнить вагончики «Грустности» соответствующими цветами | |||
4. | 05.02 | «Линия как образ мысли» | Декоративная композиция «Испанский танец» | |||
5. | 12.02 | «Моя мечта о счастье»» | Письменное изложение мысли о счастье, слушание музыки | |||
6. | 19.02 | «Что имеем - не храним...» | Письмо Мини-сказки | |||
7. | 26.02 | «Ковер из цветов» | Декоративная композиция | |||
8. | 05.03 | «Самого главного глазами не увидишь» | Описание образа «ожившей» картины | |||
9. | 12.03 | «Пятнография» | Изображение и художественное слово | |||
10. | 19.03 | «Дерево - друг» (Какое я деревце?) | Рисунок в личном альбоме Изображение своего характера в образе дерева | |||
11. | 02.04 | «Строим Себя» (Слушаем, размышляем, изображаем) | Художественно-дидактическая «игра» | |||
IV четверть «Тайна собственного «я» (6 часов) | ||||||
1. | 09.04 | «Времена года» («Волшебная шкатулка») | Рисование под музыку любимого времени года | |||
2. | 16.04 | «Декоративная композиция «Мое время года» | Рисунок в личном альбоме Изображение своего характера временем года, слушание музыки | |||
3. | 23.04 | «Кто я?» | Сочинение-размышление под музыку | |||
4. | 30.04 | «Слушаем музыку» | Пластический этюд | |||
5 | 07.05 | «Строим Себя» | Творческие игры-тесты | |||
6. | 14.05 | «Строим Себя» | Творческие игры-тесты |
2 класс(34 часа)
«Вслушиваюсь в себя»
№/п | Тема занятия | |||||
I четверть «Образы цвета»(9 часов) | ||||||
1. | 05.09 | «Урок творчества, знания и красоты» | Рисование под музыку окружающей нас красоты, эскиз | |||
2. | 12.09 | «Урок творчества, знания и красоты» | Рисование под музыку окружающей нас красоты, работа в цвете | |||
3. | 19.09 | «Три Осени» («Волшебные листочки») | Раскрашивание листочков | |||
4. | 26.09 | «Звуки Радуги» | Рисуем музыку «движением цвета», слушание музыки | |||
5. | 03.10 | «Рисуем музыку движением цвета» | Рисуем музыку «движением цвета», слушание музыки | |||
6. | 10.10 | «Облачко моего настроения» | Рисунок в личном альбоме Изображение своего характера в образе облака | |||
7. | 17.10 | «Образы цвета» | «Пятнография», дорисовка интересных картинок | |||
8. | 24.10 | «Строим Себя» | Творческие игры «Моё настроение» | |||
9. | 31.10 | «Строим Себя» | Творческие тесты, ответы на вопросы под музыку | |||
II четверть «Игра со звуком»(8 часов) | ||||||
1. | 14.11 | «Звук и смысл» | Выполнение в паре коллажа | |||
2. | 21.11 | «Звукообразы» | Пантомима, рисование характера цветом и линией | |||
3. | 28.11 | «Веселый алфавит» | Изображение и «Оживление» алфавита, групповая работа | |||
4. | 05.12 | «Цвет и Линия» | Рисование под музыку своего настроение | |||
5. | 12.12 | «Декоративная композиция на музыкальный образ» | Слушание музыки Е.Теличеевой «О чём плачет дождик?», декоративное изображение чувств на бумаге | |||
6. | 19.12 | «Игра со звуком» | Песенные импровизации | |||
7. | 26.12 | «Я и Вселенная» | Художественно-дидактическая «игра» (Слушаем, размышляем) | |||
8. | 16.01 | «Я и Вселенная» | Художественно-дидактическая «игра» (изображаем) | |||
III четверть «Звучащая тишина» (11 часов) | ||||||
1. | 23.01 | «Моя школа» | Изображение школы будущего, слушание музыки | |||
2. | 30.01 | «Декоративная композиция» | Изображение школы будущего, слушание музыки | |||
3. | 06.02 | «Звучащая Тишина» («Что чувствую?») | Записывание своих размышлений, отвечая на вопросы, | |||
4. | 13.02 | «Линия как образ мысли» | Рисование музыки П.Чайковского | |||
5. | 20.02 | «Тайная переписка» | Творческие тесты, ответы на вопросы под музыку | |||
6. | 27.02 | «Что имеем - не храним...» | Мини-сказка | |||
7. | 06.03 | «Ковер для Василисы» | Декоративная композиция | |||
8. | 13.03 | «Самого главного глазами не увидишь» | Творческие тесты, ответы на вопросы под музыку | |||
9. | 20.03 | «Пятнография» | Изображение и художественное слово | |||
10. | 03.04 | «Дерево - друг» (Какое я деревце?) | Рисунок в личном альбоме Изображение своего характера в образе дерева | |||
11. | 10.04 | «Строим Себя» | Художественно-дидактическая «игра» (Слушаем, размышляем, изображаем) | |||
IV четверть «Тайна собственного «я» (6 часов) | ||||||
1. | 17.04 | «Времена года» («Волшебная шкатулка») | Рисунок в личном альбоме Изображение своего характера в образе времён года, эскиз | |||
2. | 24.04 | «Декоративная композиция «Мое время года» | Рисунок в личном альбоме Изображение своего характера в образе дерева, работа в цвете | |||
3. | 01.05 | «Забавная клеточка» | Создание модной, необычной композиции для ткани | |||
4. | 08.05 | «Слушаем музыку» | Пластический этюд | |||
5. | 15.05 | «Строим Себя» | Творческие игры | |||
6. | 22.05 | «Строим Себя» | Творческие тесты |
3 класс(34 часа)
«Поиски своего я»
№/п | Тема занятия | ||||||||
I четверть «Что положить в сокровищницу своего сердца?»(9 часов) | |||||||||
1. | 01.09 | «Моя осень» | Рисунок в личном альбоме | ||||||
2. | 08.09 | «Слушаем, размышляем, изображаем» | Движение мыслей, чувств в беспредметной графике | ||||||
3. | 15.09 | «Строим Себя» | Творческие игры-тесты | ||||||
4. | 22.09 | «Сокровищница детского сердца» | Рисование под музыку шкатулки своего сердца | ||||||
5. | 29.09 | «Сокровищница моего сердца» | Рисунок в личном альбоме | ||||||
6. | 06.10 | «Оживи фигуру» | Выразительность формы - беседа | ||||||
7. | 13.10 | «Оживи фигуру» | Выразительность формы - изображение | ||||||
8. | 20.10 | «Пятнография» | Художественное слово, слушание музыки | ||||||
9. | 27.10 | «Пятнография» | Изображение образа под музыку | ||||||
II четверть «Мир образов, в котором я живу»(8 часов) | |||||||||
1. | 10.11 | «Эстетическая эмоция «Грустно» | Логически – поисковые задания, слушание музыки | ||||||
2. | 17.11 | «Слушаем, размышляем, изображаем» | Декоративная композиция | ||||||
3. | 24.11 | «Планета разноцветных запахов» | Мини-сочинение, описание своих ощущений | ||||||
4. | 01.12 | «Звучащая тишина» | Рисование под музыку звуки тишины | ||||||
5. | 08.12 | «Слушаем, размышляем, изображаем» («Какой я ветер?») | Рисунок в личном альбоме Изображение своего характера в образе ветра, эскиз | ||||||
6. | 15.12 | «Строим Себя» | Рисунок в личном альбоме Изображение своего характера в образе ветра, работа в цвете, слушание музыки | ||||||
7. | 22.12 | «Звучание и значение» | (Эстетическое освоение действительности)беседа, эскиз | ||||||
8. | 12.01 | «Звучание и значение» | (Эстетическое освоение действительности) работа в цвете | ||||||
III четверть « От частного к целому»(11 часов) | |||||||||
1. | 19.01 | «Слушаем, размышляем, изображаем» («Я - река») | Рисунок в личном альбоме Изображение своего характера в образе реки | ||||||
2. | 26.01 | «От частного к целому» | Спонтанный рисунок на литературный образ | ||||||
3. | 02.02 | «Зимняя фантазия» | Рисование особенности своего характера образов «зи» и «ма» | ||||||
4. | 09.02 | «Декоративная композиция» («Зи! - Ма-а...») | Рисование особенности своего характера образов «зи» и «ма», обсуждение работ | ||||||
5. | 16.02 | «Ритм - основной закон красоты» | Логически-поисковые задания | ||||||
6. | 02.03 | «Строим Себя» | Рисунок в личном альбоме | ||||||
7. | 16.03 | «Звук, смысл, фантазия...» | Выполнение письменной работы по плану | ||||||
8. | 06.04 | «Серебряный голосок» | Сочинение Мини-сказки | ||||||
9. | 13.04 | «Небо в искусстве» | Декоративная композиция «Небо», вернисаж работ | ||||||
10. | 20.04 | «Какое я небо?» | Рисунок в личном альбоме, Изображение своего характера в образе неба | ||||||
11. | 27.04 | «Поэзия пейзажа» | Рисуем пейзаж (Общие интонации в поэзии, живописи, музыке) | ||||||
IV четверть « От частного к целому»(6 часов) | |||||||||
1. | 27.04 | «Моя мечта о счастье» | Письменное изложение своего представления о счастье | ||||||
2. | 11.05 | «Мир, который живет во мне» | Изображение «своего страха» | ||||||
3. | 11.05 | «Образы Весны» | Декоративная композиция ,эскиз | ||||||
4. | 18.05 | «Образы Весны» | Декоративная композиция, работа в цвете | ||||||
5. | 18.05 | «Строим Себя » | Рисуем «розетку» | ||||||
6. | 25.05 | «Абстрактный автопортрет» | Упражнение «отгадай» |
4 класс( 34 часа)
«…я – это «Я!»
№/п | Тема занятия | |||||
I четверть «Жить, удивляясь» (9 часов) | ||||||
1. | 02.09 | «Жить удивляясь» | Письменное размышление | |||
2. | 09.09 | «Если бы я был художником...» | Письменное изложение своего представления о художниках | |||
3. | 16.09 | «Строим Себя» | Творческие игры-тесты | |||
4. | 23.09 | «Моя школа» | Анкета, мини-сочинение | |||
5 | 30.09 | «Декоративная композиция «Моя школа» эскиз | Рисование школы будущего, эскиз, слушание музыки | |||
6. | 07.10 | «Декоративная композиция «Моя школа» работа в цвете | Рисование школы будущего, Работа в цвете, слушание музыки | |||
7. | 14.10 | «Слушаем, размышляем, изображаем» | Пластический этюд, рисование своих ощущений | |||
8. | 21.10 | «Поэзия пейзажа» | Спонтанный рисунок на поэтический образ | |||
9. | 28.10 | «Поэзия портрета» | Спонтанный рисунок на поэтический образ | |||
II четверть « Я и Вселенная»(8 часов) | ||||||
1. | 11.11 | «Игра знаков» | Рисунок в личном альбоме, Изображение своего характера в образе знаков | |||
2. | 18.11 | «Строим Себя» | Рисуем «розетку», слушаем музыку | |||
3. | 25.11 | «Радость - особая мудрость» | Изображение под музыку радости | |||
4. | 02.12 | «Сказка о самом Главном» | Сочинение мини-сказки | |||
5. | 09.12 | «Эстетическое освоение действительности» | Рисование под музыку(Облака, солнце, звезды...) | |||
6. | 16.12 | «Образ Неба в абстрактной композиции» | Рисунок в личном альбоме, Изображение своего характера в образе неба | |||
7. | 23.12 | «Я и Вселенная» | Беседа по теме, Коллективная работа вселенной ,эскиз | |||
8. | 13.01 | «Я и Вселенная» | Коллективная работа в цвете | |||
III четверть «От общего к частному» (11 часов) | ||||||
1. | 20.01 | «Поэзия пейзажа» | Рисуем пейзаж (Общие интонации передаём цветом), слушание музыки. | |||
2. | 27.01 | «Где живёт красота?» | игра «Изобрази чувство»,литературно-художественный диалог, гимнастика на дыхание | |||
3. | 03.02 | «Танец на амфоре» | Составление аппликации из разноцветных фигур, работа в парах, вернисаж работ | |||
4. | 10.02 | «От общего к частному» | Игра «Настроение», аппликация, вернисаж работ | |||
5. | 17.02 | «Строим Себя» | Рисунок в личном альбоме | |||
6. | 24.02 | «Где живет Красота?» | Сочинение мини – сказки, слушание музыки, литературно-художественный диалог | |||
7. | 03.03 | «Гармония» | Составление гармоничной композиции, процедура «Игра со словом», вернисаж работ | |||
8. | 10.03 | «Сказка о Черном Пятнышке» | Сочинение мини-сказки слушание музыки, литературно-художественный диалог | |||
9. | 17.03 | «Пятнография» | Изображение и художественное слово, слушание музыки | |||
10. | 07.04 | «Царство чистых снегов» | Изображаем образы зимы, слушание музыки | |||
11. | 14.04 | «Времена года» | Рисунок в личном альбоме Изображение своего характера в образе времён года | |||
IV четверть «Расскажи мне обо мне» (6 часов) | ||||||
1. | 21.04 | «Абстрактный автопортрет» | Рисование своего портрета, используя природные формы, цвет, линии | |||
2. | 28.04 | «Расскажи мне обо мне» | Создание гармоничной композиции из разноцветных фигур | |||
3. | 05.05 | «Гармония» | Песенные импровизации, игра со словом | |||
4. | 12.05 | «Слушаем, размышляем, строим «Волшебные замки» | Коллективный рисунок , работа в цвете | |||
5. | 19.05 | «Слушаем, размышляем, строим «Волшебные замки» | Коллективный рисунок , работа в цвете | |||
6. | 26.09 | «Строим Себя» | Творческие игры-тесты |
- Методическое обеспечение
Наиболее конструктивным способом раскрытия программного материала является «эстетическое освоение действительности», эстетическое созерцание. Раскрывается дедуктивным путём от целого к частному. Это многоступенчатый процесс:
- непосредственного сенсорного восприятия;
- эстетического переживания;
- творческого преобразования;
- рефлексии;
- оценки.
Основной подход педагогического процесса личностно-ориентированный, что подразумевает учёт возрастных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка, его социального и эстетического опыта.
Ведущими методическими принципами профессиональной компетентности учителя являются:
- принцип природосообразности (индивидуализация);
- принцип культуросообразности (диалогичность, культурное саморазвитие);
- принцип вариативности (оптимальное самовыражение, творческая самореализация);
- принцип интегративности (организация полихудожественной творческой деятельности);
- принцип проблемности (развитие способности распознавать собственные ощущения и эмоциональные состояния, адекватно их выражать, анализировать)
Основной метод - метод интегративного художественно-эстетического обучения, которое строится на синтезе различных видов художественной деятельности: слушание музыки, рисование, речетворчество, песенные и танцевальные импровизации, инсценировки и пластические этюды. Используются также методы опроса и наблюдения, «мозгового штурма» и «погружения в образ»; анкеты, размышления, рефлексия, релаксация, анализ продуктов творческой деятельности.
Весь творческий процесс благоприятно и продуктивно осуществляется лишь в условиях психологического комфорта, принятия и поддержки любой эмоциональной реакции ребенка.
программы состоит в использовании метода интегративного образования, который реализуется в синтезе различных видов искусств и творческой деятельности: слушание музыки, восприятие произведений живописи, рисование, речетворчество, песенная и танцевальная импровизации, инсценировка, пластический этюд.
Для поддержания высокого мотивационного образовательного поля используются педагогические средства:
• эмоциональная речь учителя;
- психогимнастика;
- игра;
- контраст и неожиданность;
- включение всех видов искусства;
- полихудожественная творческая деятельность;
- арт - терапия.
Для личностного самовыражения в творческой деятельности каждый ребёнок способен на анализ:
- наблюдения;
- «мозгового штурма»;
- «погружения в образ»;
- размышления;
- продуктов деятельности, которые являются методами развивающего обучения.
Индивидуальный стиль учителя в процессе художественно-эстетического развития и творческого самовыражения детей выделяет работу со стержневыми категориями, которые являются своеобразными путеводителями в различных видах деятельности.
Технологичность программы предполагает развитие творческих способностей детей через многократное использование следующих понятий:
- «движение» - первичное, «физическое», кинестетическое постижение художественного образа через подражание: образную мимику, пластику тела, звукообраз, спонтанный рисунок;
- «гармония» - интуитивно-чувственное, духовно-ценностное восприятие художественного образа; построение «живой» картины мира через включение всех органов чувств и эстетическое переживание;
- «рефлексия» - осмысление и осознание своего внутреннего мира: размышления о своих ощущениях в письменной и устной речи; образные автопортреты в абстрактных композициях.
Для того, чтобы «включить» ребенка в систему эмоциональных переживаний художественного образа необходимо снять оставшееся напряжение с предыдущих уроков или динамического часа. Свободное движение под музыку решает эти задачи. Однако выразительная пластика и мимика в образном движении выступает не только в психотерапевтической и экспрессивной функциях, но также и в коммуникативном и номинативном значении. Они не только выражают чувства, но и сообщают и обозначают это чувство во всей конкретности его душевного содержания.
Перевод «пластической», «мимической» речи в словесную осуществляется в диалоге с самим собой. Через художественный образ, младший школьник постигает свой собственный образ, расширяет границы своего внутреннего мира.
Дети сочиняют мелодию и в такт ей двигаются... Записывают свои мысли и чувства по плану: что слышу? что чувствую? было ли у меня такое в жизни? как назову?
Художественно-дидактическая «игра» может проводиться в разных вариациях: «Музыка - Движение - Цвет», где конечным результатом является цветовое изображение своего эмоционального состояния с устным «называнием» и объяснением содержания своего творческого самовыражения; «Музыка - Слово - Движение», где ребенок ярче проявляет себя в пластическом этюде, в импровизированном танце. Здесь образное движение - основной вид деятельности на занятии.
Активизировать кинестетику, постепенно включая и другие сенсорные каналы можно и через спонтанный рисунок.
Здесь ребенку предстоит узнать без задаваемого образа, открыть для себя, как «рисуется» то, или иное настроение, как оно выглядит, будучи экстериоризованным на бумаге. Ведь он этого никогда не видел и заранее знать не может. Это только то, что открывается ему в особом контакте - с собственными художественными (графическими или цветовыми) пробами. Не знает он и того, на что способно его восприятие. Из каких цветовых пятен и переплетений линий он способен создать целостный творческий образ. Тайна его линий и цветовых пятен ничуть не уступает по своей глубине и увлекательности тайне «художественного» изображения соседа по парте. Сильные раскованные линии на рисунках одного ребенка прессуются в индивидуальный стиль, противоположный стилю другого, который формируется из нарастающей спирали небольших, но настойчивых штрихов, захватывающих все пространство мира.
Простая линия, которая понравилась ребенку и полностью его удовлетворяет, уже есть определенный художественный образ, который изменил негативное переживание и мировосприятие ребенка. Если у некоторых «работа» все же идет в напряжении, делается остановка и предлагается «продирижировать» музыкой или «потанцевать» руками. Каждый двигается соответственно своему внутреннему состоянию. Кто-то уже целиком включился в образ, кто-то робко проявляет свои чуть пробудившиеся чувства. И это тоже хорошо... А потом снова рисуют. Главное здесь вселить уверенность в будущем успехе...
Очень важно, чтобы ребенок научился верить своей руке, понимать, что она может быть «умнее» произвольных замыслов, когда не подчиняется сознательному контролю, а движется спонтанными бессознательными импульсами.
Спонтанные рисунки детей выявляют истинное выражение индивидуальности ребенка, его личностную проблему. Рисование такого характера мгновенно смягчает душевную напряженность, так как оно связано, прежде всего, с опорой на свою духовную особенность, намеченную, всплывшую, засветившуюся в рисунке.
Музыка становится звуковым отражением движений руки и линий на листе бумаги, а линия в свою очередь, в рисунке материализует внутреннюю энергию чувств. Кинестетическое, визуальное и аудиальное восприятие ребенка в этот момент в совершенном балансе! В какой-то мере ребенок сам становится частью этого рисунка. Экспрессия движения, кинестетика - первичное, «физическое» постижение художественного образа.
На уроках используются абстрактные цветные композиции, выражающие определенное настроение.
- Какая из этих иллюстраций изображает настроение музыки? (активизирую визуальный канал).
Дети отвечают.
Предлагаю письменно ответить на вопросы (подключаются кинестетический и аудиальный каналы).
• Что видишь?
• Что чувствуешь?
• Было ли у тебя такое в жизни?
• Как назовешь музыкальное произведение?
• Нарисуй образ-символ на обложке к этой музыке...
Дети часто рисуют образ-символ в виде декоративной абстрактной композиции. «Абстрактное» - духовное, оно затрагивает несознаваемые, глубинные содержания индивидуальности. Именно абстрактный бесформенный рисунок является истинным зеркалом души, неразгаданной тайной его внутреннего мира. Но образ-символ в виде абстрактной композиции не является проявлением лишь чувственной стороны интеллекта. В нем чувства «упорядоченные» рассудком, подчинены логике и смыслу, где линия рисунка - это образ мысли, характер музыки, а цвет - ее настроение.
Символ всегда передает идею (целое), а не явление.
Поэтому творческие задания по созданию символа — являются основными средствами формирования целостного мировосприятия.
Процесс постижения символического абстрактного искусства профессиональных художников не менее интересен и сложен. Мы часто работаем с абстрактными композициями В.Кандинского, Е.Келлера и др. «Абстрагирование» переключает сознание в другое направление, снимает накопившуюся усталость.
Вся совместная творческая работа с детьми заключает в себе логическую и эмоциональную стороны, то есть образный смысл + рациональное значение дети работают письменно, обязательно на доске имеются опорные слова - яркие, эмоционально окрашенные художественные сравнения, эпитеты мастеров «словесной живописи» К.Паустовского, К.Бальмонта, В.Кандинского и других известных поэтов, писателей, художников.
Для гармонизации «внутренней» жизни ребенка на занятиях используется декоративная техника разукрашивания «розеток» (на Востоке они называются «мандалы»). Это симметричный рисунок в круге. Обратил на них внимание Карл Юнг и «завез» в Европу с целью психологического исследования. Детям разукрашивать такие розетки очень нравится. Выполняются эти задания в течение года с интервалом в один, два месяца - прослеживается наглядная динамика развития воображения.
Используются и психотехнические упражнения, тесты. Размышляем о вечных основах бытия, нравственно-эстетических категориях жизни: любви, красоте, добре, истине, справедливости... Размышляем о себе. У каждого учащегося имеется личный альбом «Это - Я», где ребенок сравнивает себя с образами природы, ассоциирует себя с цветом, звуком, запахом, создает свой абстрактный автопортрет.
Добро». «Истина». «Красота». «Любовь»...
Они всегда в беседах и сочинениях ребят (литературных, живописных, музыкальных) «обрастают» самыми разными смысловыми оттенками. В этих нравственно-эстетических категориях дети учатся целостно воспринимать окружающее и творчески выражать свои мысли, чувства, настроения в живописи, музыке, поэзии, образном движении. Технологические средства изображения становятся смысло-образующими, а эмоционально-личностные - нравственно-эстетическими. Образы природы и творчество неразрывно связаны между собой. Через образ природы ребенок определяет свою эстетическую позицию, развивает в себе способность к проницательному наблюдению, сопереживанию, соучастию. Ощущая гармонию в природе, ребенок познает ее истинную красоту и смысл, тем самым расширяет возможности и горизонты своего внутреннего, духовного мира.
5.Система оценки достижения результатов
Дети отвечают.
Предлагаю письменно ответить на вопросы (подключаются кинестетический и аудиальный каналы).
• Что видишь?
• Что чувствуешь?
• Было ли у тебя такое в жизни?
• Как назовешь музыкальное произведение?
• Нарисуй образ-символ на обложке к этой музыке...
Дети часто рисуют образ-символ в виде декоративной абстрактной композиции. «Абстрактное» - духовное, оно затрагивает несознаваемые, глубинные содержания индивидуальности. Именно абстрактный бесформенный рисунок является истинным зеркалом души, неразгаданной тайной его внутреннего мира. Но образ-символ в виде абстрактной композиции не является проявлением лишь чувственной стороны интеллекта. В нем чувства «упорядоченные» рассудком, подчинены логике и смыслу, где линия рисунка - это образ мысли, характер музыки, а цвет - ее настроение.
Символ всегда передает идею (целое), а не явление.
Поэтому творческие задания по созданию символа — являются основными средствами формирования целостного мировосприятия.
Процесс постижения символического абстрактного искусства профессиональных художников не менее интересен и сложен. Мы часто работаем с абстрактными композициями В.Кандинского, Е.Келлера и др. «Абстрагирование» переключает сознание в другое направление, снимает накопившуюся усталость.
Вся совместная творческая работа с детьми заключает в себе логическую и эмоциональную стороны, то есть образный смысл + рациональное значение дети работают письменно, обязательно на доске имеются опорные слова - яркие, эмоционально окрашенные художественные сравнения, эпитеты мастеров «словесной живописи» К.Паустовского, К.Бальмонта, В.Кандинского и других известных поэтов, писателей, художников.
Для гармонизации «внутренней» жизни ребенка на занятиях используется декоративная техника разукрашивания «розеток» (на Востоке они называются «мандалы»). Это симметричный рисунок в круге. Обратил на них внимание Карл Юнг и «завез» в Европу с целью психологического исследования. Детям разукрашивать такие розетки очень нравится. Выполняются эти задания в течение года с интервалом в один, два месяца - прослеживается наглядная динамика развития воображения.
Используются и психотехнические упражнения, тесты. Размышляем о вечных основах бытия, нравственно-эстетических категориях жизни: любви, красоте, добре, истине, справедливости... Размышляем о себе. У каждого учащегося имеется личный альбом «Это - Я», где ребенок сравнивает себя с образами природы, ассоциирует себя с цветом, звуком, запахом, создает свой абстрактный автопортрет.
Добро». «Истина». «Красота». «Любовь»...
Они всегда в беседах и сочинениях ребят (литературных, живописных, музыкальных) «обрастают» самыми разными смысловыми оттенками. В этих нравственно-эстетических категориях дети учатся целостно воспринимать окружающее и творчески выражать свои мысли, чувства, настроения в живописи, музыке, поэзии, образном движении. Технологические средства изображения становятся смысло-образующими, а эмоционально-личностные - нравственно-эстетическими. Образы природы и творчество неразрывно связаны между собой. Через образ природы ребенок определяет свою эстетическую позицию, развивает в себе способность к проницательному наблюдению, сопереживанию, соучастию. Ощущая гармонию в природе, ребенок познает ее истинную красоту и смысл, тем самым расширяет возможности и горизонты своего внутреннего, духовного мира.
6.Список использованной литературы
1.Асмолов А.Г. Культурно – историческая психология и конструирование миров. – М., 1996.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология . – Екатеринбург, 1997.
3. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания от детского сада к начальной школе. – Воронеж, 1998.
4. Алехин А.Д., Когда начинается художник. – М., 1993.
5. Блонский П.П. Психология младшего школьника. – М., 1997.
6. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. – М., 1996.
7. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М., 1999.
8. Булатов В.И. Педагогические таинства дидактических игр. – М., МПСИ, 1997.
9. Бьеркволл Ю.Р. С музой в душе. – С - П., 2001.
10.Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1986.
11. Галиев Б.М. Человек, искусство, техника. – Казань.,1987.
12. Гараев Р.В. О произведениях живописи. – М., ЗНУИ, 1993.
13. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления.- С – П., 1996.
14. Гаршунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии : гармония знания и веры. – М., МПСИ, 1997.
15. Гессе Г. Игра в бисер.- Новосибирск, 1991.
16. Горюнова Л.В. Добротолюбие. – М., 1991.
17.Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов Б.М. Общение на уроке или режиссура поведения учителя. – М., МПСИ, 1998.
18 Журавлёв А.П Звук и смысл. – М., 1991.
19. Зинченко В.П. Образ и деятельность. – М., МПСИ, 1997.
20. Калинаускас И.Н.Жить надо! – С – п., 1994.
21. Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству. – М., МПСИ, 1998.
22. Кулагина Н.В. Символ как средство мировосприятия и - миропонимания. – М., МПСИ, 1999.
23. Косов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность. – М., МПСИ, 1997.
24. Князева Л.М. Ключ к самосозиданию. – М., 1990.
25. Козырева С.П. Взаимосвязь музыки и рисования как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников. – М. 1985.
26. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства (программа развития). – М., 2002.
27.Копытин А.И. Системная арт – терапия. – С – п., 2001.
28. Ланге Н.Н. Психический мир.- М., 1996.
29. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – М., 1997.
30. Леви В.Л. Искусство быть собой. Индивидуальная психотехника. – И., 1991.
31. Мирошник И М Феномен звукоцветового симультанирования . – М., 1990.
32. Матюгин И.Ю., Мазина Т.Н., Чекаберия Е.И., Рыбникова И.К., Слоненко Т.Б. Школа эйдетики. – М., 1994.
33. Мольц М. Это – «Я». – С – П.,1992.
34. Многогранный мир Кандинского. – Научное издание, М., 1999.
35. Немов Р.С. Психология.- М., 1990.
36. Овчинникова О.К. Личность и мышление ребёнка, диагностика и коррекция. – М., 1999.
37. Основы эстетической культуры (программа развития). – ИЦЭВ РАО, - Раменское, 1998.
38. Петровский А.В. Психология. Словарь. – М., 1990.
39. Пономарёв Я.А. Психология творения. – М., 1999.
40. Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение. – М., 1981.
41. Савенкова Л.Г., Сухова Т.И., Юсов Б.П. Живой мир искусства. – МО, Раменское, 1999.
42. Современные подходы к теории эстетического воспитания. ( Буровские чтения). – ИХО РАО. – М., 1999.
43. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. – М., 1993.
44. Сенека, Честерфилд, Моруа. Если хочешь быть свободным. – М., 1992.
45. Сизова Л.С. Теоретические основы методики музыкального воспитания в школе. – М., МПСИ, 1997.
46. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия. М., 1997.
47. Стахов И.В. Психология литературного творчества. – М., 1998.
48. Традиции и новаторство в музыкально – эстетическом образовании. – ИХО РАО, Раменское, 1998.
49. Темина С.Ю. по развития школьника. – МПСИ, 1999.
50. Узнадзе Д.Н. Теория установки. – М.,1997.
51. Файнберг Б.Л.Здесь и теперь. – М., 1993.
52. Фельдщтейн Д.И. Социальное развитие в пространстве – времени детства. – М., МПСИ, 1997.
53. Финкельштейн Э. музыка. – С – п., 1991.
54. Фромм Э. Человек для себя. – Минск, 2000.
55. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 1993.
56. Халперн Д. Психология критического мышления. – С – п., 2000.
57.Шадриков В.Д. Способности человека. – М., 1997.
58. Юнг К.Г., Нойман Э. Психоанализ и искусство. – М., 1998.
59. Якобсон П.М. Психологи я чувств и мотивации. – М., 1998.
60. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. – М., МПСИ, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "На встречу с прекрасным"
Программа «На встречу с Прекрасным» имеет эстетическую, шире – духовно-нравственную, направленность и представляет собой форму организации внеурочной деятельности младших школьников. Приоритетной цел...
Презентация программы внеурочной деятельности "В поисках прекрасного"
В презентации представлено несколько тем и детских работ из программы внеурочной деятельности "В поисках прекрасного"....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир прекрасного"
Внеурочная деятельность духовно-нравственного направления...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир прекрасного" 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир прекрасного" 1 класс...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Прекрасное рядом» (общекультурное направление) 1 класс
Актуальность: курс внеурочной деятельности «Прекрасное рядом» разработан как целостная система воспитания нравственных чувств и этического сознания, гражданственности и уважения к об...
Авторская программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Прекрасное рядом» для 1-4 классов
Данный курс внеурочной деятельности разработан как целостная система введения в мир художественных образов, творческих открытий, создает условия для культурного и духовного самоопределения, понимания ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир-прекрасное творение» 4 класс
Программа учебного курса внеурочной деятельности «Мир – прекрасное творение» направлена на целостное духовно-нравственное формирование ученика в его главных компонентах....