Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир-прекрасное творение» 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Программа учебного курса внеурочной деятельности «Мир – прекрасное творение» направлена на целостное духовно-нравственное формирование ученика в его главных компонентах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности "Мир - прекрасное творение" | 34.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № _______
к основной образовательной программе
начального общего образования
Рабочая программа учебного курса
внеурочной деятельности
«Мир – прекрасное творение»
4 класс
Содержание курса внеурочной деятельности
«Мир-прекрасное творение»
4 класс
1 раздел.
«Мир вокруг нас»
Нравственно-религиозная сторона познания окружающего мира: его богатство, красота и разнообразие. Отличие мира, созданного руками человека, от мира природы (нерукотворного). Необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам, как единственной возможности их сохранения.
2 раздел.
«Человек среди людей»
Добро и зло, нравственная свобода человека, красота нравственных поступков, добрые влечения сердца и совести (добронравие), христианское отношение к ближним. Духовно-нравственные традиции и уклад жизни в семье.
3 Раздел.
«Православная культура»
История православных праздников. Традиции отечественной культуры. Подготовка и проведение календарных праздников, их жизненный смысл.
4 раздел.
«Наша Родина»
Родной город: природно-географические особенности, история, памятники архитектуры, историческое значение города в жизни России, святыни и памятные места родного края. История Российского государства, государственная символика. Жизнь русских героев, великих полководцев, святых подвижников, досточтимых людей земли русской. Особенности быта в русских семьях.
Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности «Мир-прекрасное творение»
Результатом освоения учебного курса внеурочной деятельности «Мир – прекрасное творение» является целостное духовно-нравственное формирование ученика в его главных компонентах:
– духовно-нравственное сознание, включающее в себя духовно-нравственные представления, образы, понимания, установки, смыслы и т.д.;
– развитие эмоционально-чувственной стороны духовно-нравственной сферы школьника, включающей в себе развитие отношений ребенка к миру, его позицию к миру, его чувства: любви, доброты, честности, справедливости, милосердия, сопереживания, сострадания и т.д.;
– духовно-нравственную практическую часть духовно-нравственной сферы ученика, включающий в себя волевые характеристики: терпеливость, усидчивость и т.п., и непосредственно духовно-нравственное поведение школьника, включающее дела, поступки, действия ребенка.
Соответственно, результаты духовно-нравственного развития ученика, в целом, определяются на основании диагностики развития трёх его важнейших компонентов: сознания, выражающегося в представлениях, любознательности и заинтересованности ребёнка; духовно-нравственные чувства и сопереживание; духовно-нравственное поведение и его самостоятельность.
В ходе реализации учебного курса внеурочной деятельности «Мир – прекрасное творение» будет обеспечено достижение учащимися воспитательных результатов и эффектов. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень - приобретение учениками социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и-т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень - получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень - получение учениками начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты: на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях; на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков; на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания учащихся - формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т.д.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств (стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения), эмпатии, понимания чувств других людей и сопереживание им;
- признание индивидуальности каждого человека; проявление уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- ценностного отношения к своей Родине — России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
- представлений о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления;
- решать проблемы творческого и поискового характера;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Обучающийся получит возможность для формирования начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- логическим действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- определять общие цели и пути их достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Обучающийся получит возможность для формирования
- навыков смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
- умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- готовности слушать собеседника и вести диалог;
- готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
- Тематическое планирование в с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного курса внеурочной деятельности «Мир – прекрасное творение» и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Формы проведения | Целевые приоритеты воспитания | Электронный (цифро вой) ресурс |
1 | Мир вокруг нас | 6 | Эвристическая беседа, дискуссия, составление диалогов на тему занятия, аналитическое чтение | 1, 3г, 3е, 3к | |
2 | Человек среди людей | 21 | дискуссия, диалог-интервью, анализ проблем ных ситуаций, дидактические игры, аналитическое чтение , проект | 1, 2, 3а, 3б, 3г, 3д, 3е, 3ж, 3и, 3к, 4 | |
3 | Православная культура | 24 | беседа, дискуссия, составление диалогов на тему занятия, аналитическое чтение, дидактические игры, экскурсия | 1, 3а, 3б, 3в, 3д, 3ж, 3и | |
4 | Наша Родина | 17 | дискуссия, составление путеводите ля, аналитическое чтение, квест-игра, проект | 1, 2, 3в, 3е, 3к, 4 | |
Итого | 68 |
Целевые приоритеты воспитания:
- Создание благоприятных условий для усвоения младшими школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
- Создание благоприятных условий для самоутверждения их в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения школьника.
- Создание благоприятных условий для развития умений и навыков социально значимых отношений школьников младших классов.
К наиболее важным знаниям, умениям и навыкам для этого уровня, относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребенка домашнюю работу, помогать старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
4.Создание благоприятных условий для развития и накопления младшими школьниками опыта осуществления социально значимых дел в дальнейшем.
Календарно-тематическое планирование
занятий внеурочной деятельности «Мир – прекрасное творение»
в 4 А классе
№ п/п | Тема занятия | Коли чество часов | Дата проведения |
Раздел 1.Мир вокруг нас | |||
1. | Вот и лето прошло. Вводное занятие. | 1 | |
2. | Как прекрасен этот мир… | 1 | |
3. | Как возник мир, в котором мы живем? | 1 | |
4. | Православное учение о сотворении видимого мира. | 1 | |
5. | Невидимый мир вокруг нас в православном представлении. | 1 | |
6. | Православное учение о сотворении человека. | 1 | |
Раздел 2. Человек среди людей | |||
7. | Диалог –интервью «Я и моя семья». | 1 | |
8. | Мой дом – моя крепость. | 1 | |
9. | Семьи большие и маленькие. | 1 | |
10. | Они всегда в моем сердце… | 1 | |
11. | Там, где дружат, живут не тужат. Анализ проблемных ситуаций. | 1 | |
12. | Забота о близких людях. | 1 | |
13. | Игра- драматизация «Совет и послушание». | 1 | |
14. | Все тайное становится явным. Анализ проблемных ситуаций. | 1 | |
15. | Верность данному слову. | 1 | |
16. | Дискуссия «Что легче: правда или ложь?» | 1 | |
17. | Совесть – основа нравственности. | 1 | |
18. | Покаяние. Исповедь. | 1 | |
19. | Игра- драматизация «Великий дар прощения». | 1 | |
20. | Игр-тест «Умеем ли мы слушать и понимать друг друга?» | 1 | |
21. | Самые важные правила общения. | 1 | |
22. | «Волшебные слова». | 1 | |
23. | Игра-тест «Легко ли быть другом? Как сохранить дружбу?» | 1 | |
24. | Принимаем гостей. Анализ проблемных ситуаций. | 1 | |
25. | Игра- драматизация «Мудрость рядом с нами». | 1 | |
26. | Учимся быть отзывчивыми. | 1 | |
27. | Подготовка и презентация проекта по разделу «Человек среди людей» | 1 | |
Раздел 3. Православная культура | |||
28. | Знакомство с православным храмом. | 1 | |
29. | Сила молитвенного слова. | 1 | |
30. | Понятие об иконе в православном учении. | 1 | |
31. | Ангелы. Архангел Михаил. | 1 | |
32. | Церковный звон колоколов. | 1 | |
33. | Православный праздник Рождества Пресвятой Богородицы. | 1 | |
34. | Светлый образ. Детство Преподобного Сергия Радонежского. | 1 | |
35. | Жизнь преподобного Сергия Радонежского. | 1 | |
36. | Православный праздник Введения во храм пресвятой Богородицы. | 1 | |
37. | Николай Чудотворец – заступник перед Богом. | 1 | |
38. | Православный праздник Рождества Христова. | 1 | |
39. | Праздничное мероприятие «Свет Вифлеемской звезды» | 1 | |
40. | «Блаженно сердце способное миловать» (о жизни прп. Серафима Саровского). | 1 | |
41. | Святые люди – добрые друзья животных. | 1 | |
42. | Святые угодники Божии. Святой Александр Невский | 1 | |
43. | Начался Великий Пост. Чин прощения обид. | 1 | |
44. | Подготовка к празднованию Пасхи. | 1 | |
45. | Праздничное мероприятие «Пасхальный звон колоколов». | 1 | |
46. | Небесный покровитель русского воинства – святой Георгий Победоносец. | 1 | |
47. | Неделя жен мироносиц – праздник мам и бабушек. | 1 | |
48. | Святые Кирилл и Мефодий – учителя словенские. | 1 | |
49. | Занятие ко дню славянской письменности и культуры «Без книги, как без окон». | 1 | |
50. | Праздничное мероприятие «Светлый праздник Троицы». | 1 | |
51. | Экскурсия в православный храм города. | 1 | |
Раздел 4. Наша Родина | |||
52. | «Россия – священная наша держава». | 1 | |
53. | Игра-тест «Государственные символы России». | 1 | |
54. | История моей страны – история народа. | 1 | |
55. | Земля, воспетая в веках: писатели и поэты о России. | 1 | |
56. | Почему Русь православная? | 1 | |
57. | Святые места нашего Отечества. | 1 | |
58. | Кто молится за русскую землю? | 1 | |
59. | Составление путеводителя «Места воинской славы России». | 1 | |
60. | Курск – мой любимый город. | 1 | |
61. | Природные богатства Курской области. | 1 | |
62. | Духовные светильники земли Курской. | 1 | |
63. | Крестный ход с иконой «Знамения Курской Коренной» - возрождение традиций. | 1 | |
64. | Традиционные ремесла Курского края. | 1 | |
65. | Люди, прославившие мой край. | 1 | |
66. | Экскурсия в краеведческий музей Курской области. | 1 | |
67. | Подготовки и презентация проектов по разделу «Наша Родина». | 1 | |
68. | Квест-игра «Как прекрасен этот мир, посмотри». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я"
Рабочая программа 2 вида по внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я".Цель программы:преодоление барьеров в общении учащихся, развитие лу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" для 1 класса соответствует требованиям ФГОС НОО....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" (1 класс)
Общекультурное направление внеурочной деятельности. В программе представлены цели и задачи данного курса , планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование. Разви...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Зеленая планета", 2 класс
Программа "Зеленая планета" разработана с целью расширения курса "Окружающий мир" Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова для 2 класса и направлена на реализацию федерального государственного образовательного ст...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир прекрасного"
Внеурочная деятельность духовно-нравственного направления...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Музей в твоём классе" 1 класс
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Музей в твоем классе» » для 1 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе концептуал...