Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука вежливости", 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Курс «Азбука вежливости» реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1 классе. Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения.
Цель программы - формирование навыков общения и культуры поведения, развитие и совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_vezhlivosti.doc | 202.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического Директор МБОУ «Ивановская средняя
совета школы общеобразовательная школа»
Протокол № 1 ____________________ А.Н. Андрощик
от «28» августа 2019г. Приказ №1-173
от «30» августа 2019 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Азбука вежливости»
(социальное направление)
1 класс
учителя начальных классов
I квалификационной категории
Залеских Людмилы Алексеевны
2019-2020 учебный год
Содержание программы курса
- Титульный лист
- Пояснительная записка
- Содержание программы
- Учебно-тематическое планирование
- Календарно-тематическое планирование
6. Список литературы
Пояснительная записка
Курс «Азбука вежливости» реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1 классе. Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения.
Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.
Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Назрела необходимость "уроков" человечности, на которых ребенок мог бы постигнуть и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, дружеской взаимопомощи, поупражняться в нравственных поступках. Психологи отмечают: важно, чтобы ребенок, получая нравственные знания, оказывался в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, а значит, их осознанию и закреплению.
Такую возможность дают занятия по программе «Азбука вежливости».
Цель программы - формирование навыков общения и культуры поведения, развитие и совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности;
Задачи программы:
- развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;
- предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
- научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;
- прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Азбука вежливости».
Личностные УУД
- самоопределение
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих
- установка на здоровый образ жизни
Регулятивные УУД
- понимание и сохранение учебной задачи
- адекватное восприятие оценки учителя и окружающих
- осуществление пошагового и итогового контроля
- различие способа и результата действия
Познавательные УУД
- включение в творческую деятельность учителя
- установление причинно-следственных связей в изучаемом круге событий
- осуществление поиска необходимой информации и выделение конкретной информации с помощью учителя
- построение этически грамотных высказываний в устной и письменной форме
Коммуникативные УУД
- адекватное использование коммуникативных средств для решения поставленных задач
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
- аргументация своего решения и координация его с решениями партнеров в сотрудничестве при выработке общего направления в совместной деятельности
Планируемые результаты
Приобретение учеником социально-значимых знаний, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни через освоение способов межличностного взаимодействия со сверстниками, педагогами, окружающими .Проявление знания ребенком общественных норм поведения достигается в расширении социокультурного пространства, где ученик «примеряет» на себя роль пассажира, покупателя, читателя библиотеки, зрителя, слушателя и.т.д.
У ученика будут сформированы :
* внутренняя позиция на основе положительного отношения к миру, в котором он живет
* опыт культурного поведения в социальной среде
Ученик получит возможность научиться:
*задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером
* преобразовывать практическую задачу в познавательную
*адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, общество, природа, труд, культура, Отечество), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
У ученика будут сформированы :
* целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и многообразии народов, культур, человеческих взаимоотношений
* отношение к иному мнению, культуре других народов
* умение быть ведущим и ведомым в совместных проектах
Ученик получит возможность научиться:
* доброжелательному и уважительному отношению к людям разных профессий, вероисповеданий, их культуре
* навыкам сотрудничества в разных ситуациях, умению вести диалог, вносить свой труд в общее творческое дело
Получение учеником опыта самостоятельного общественного действия, становление человека, гражданина через взаимодействие учащихся с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Наиболее эффективно это происходит во время социально-ориентированных акций.
У ученика будут сформированы :
* умения ставить вопросы, формулировать затруднения, обращаться за помощью к сверстникам и взрослым
* желание и способность прийти на помощь (посильную) и оказать ее в затруднительной для кого-то ситуации, действовать в сотрудничестве
Ученик получит возможность для формирования:
* активной жизненной позиции
* внутренней потребности добровольного участия в мероприятиях вне школы, где будет применен личный опыт делового общения ребенка, навык вежливого общения и поведения
* самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
Формы организации учебных занятий:
- групповая, коллективная, парная;
- тематические занятия;
- игровые уроки;
- конкурсы, викторины на лучшее знание правил поведения;
- подготовка и проведение игр и праздников;
- разработка проектов;
- организация экскурсий.
Основные виды деятельности учащихся:
Игры, конкурсы, беседы. Просмотр мультфильмов, ролевые игры, викторины, инсценировки, концерты, экскурсии.
Ожидаемые результаты обучающихся:
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника начальной школы будут сформированы:
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Выпускник получит возможность для формирования:
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебной материале в сотрудничестве с учителем;
«планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей родителей и других людей;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
•строить сообщения в устной и письменной форме;
•осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться, к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Содержание программы
1 класс
Раздел 1. Этика общения (7 часов)
Тема 1. Доброе слово, что ясный день.
Любимые сказки. Объяснение пословицы: «Доброе слово, что ясный день». Волшебные слова. Игра «Волшебный цветик - семицветик». От улыбки станет всем светлей.
Тема 2. Ежели вы вежливы.
Разговор о вежливости. Игра «Вежливо - невежливо». Анализ поступков. Небольшие сценки-загадки. Мексиканская сказка «Вежливый кролик». Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк».
Тема 3. Да здравствует мыло душистое.
Игра «В сказочной стране будильника». Беседа о режиме дня. Конкурс о предметах туалета в виде загадок, пословиц, стихов. Обсуждение предварительно нарисованных рисунков.
Тема 4. Когда идёшь по улице.
Правила поведения на улице. Беседа об уважении. Разыгрывание сценок. Золотое правило этики. Применение правила.
Тема 5. Узнай себя.
Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, в подводном царстве.
Тема 6. Нам счастья не сулит обида чья-то.
Рассказ В.Осеевой «Кто наказал его?». Беседа. Игра «Волшебный цветик-семицветик».
Тема 7. Подарок коллективу.
Урок-сюрприз. Игры. Чаепитие.
Раздел 2. Этикет (8 часов)
Тема 8. Простые правила этикета.
Беседа. Решение задач по культуре поведения. Из истории правил этикета.
Тема 9. Повседневный этикет.
Разбор ситуаций. Стихотворение С.Михалкова «Одна рифма». А.Барто «Почему телефон занят». Ответы на вопросы. Игра «Можно - нельзя».
Тема 10. Весёлые правила хорошего тона.
Знакомство с книгой А.Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками. Сценки-миниатюры.
Тема 11. Сказка об Этикете.
Игра «Любимые блюда» и чем их есть. Продолжение сказки об этикете.
Тема 12. Продолжение сказки об этикете.
Выставка детских рисунков. Знакомство с таблицами о правильном поведении за столом. Продолжение сказки об Этикете.
Тема 13. Путешествие в страну Этикета.
Практическое занятие за столом. Игра «Волшебное зеркало».
Тема 14- 15. Просим к столу. Новогодний праздник.
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов)
Тема 16. Путешествие в волшебную сказку.
Игра с доброй феей. Игра с пословицами. Золотое правило этикета.
Тема 17. Я могу быть волшебником.
Демонстрация иллюстраций к путешествию. Приём свитка. Приём нахождения пословицы по её частям. Игра в «Лепесток».
Тема 18. Маленькое дело лучше большого безделья.
Создание живой картины.
Тема 19. Любимый уголок родной природы.
Карта мест отдыха. Стихотворения о Родине. Песня «С чего начинается Родина?». Рисунки о любимом месте.
Тема 20. У каждого народа свои герои.
Выставка рисунков. Пословицы и поговорки разных народов.
Тема 21. Мы соберём большой хоровод.
Игра-праздник в форме хоровода.
Тема 22. Я люблю маму милую мою.
Стихотворение Лившица «Разговор». Благинина «В тишине». Собирательный образ мамы.
Тема 23. Поздравляем наших мам.
Занятие в виде праздника. Концерт детей. Выставка рисунков. Поделки.
Тема 24. Люби всё живое.
Знакомство с репродукциями, музыкальными произведениями о природе. Игра «на лужайке». Народные изречения о природе.
Этика отношений в коллективе (9 часов)
Тема 25. Если радость на всех одна.
Правила для всех. «Уважая человека, уважаешь себя».
Тема 26. Мой класс – мои друзья.
Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили».
Тема 27. Самолюб никому не люб.
Игра «Светофор». Рассказ В.Осеевой «Долг».
Тема 28. Поиграем и подумаем.
Игра «Собери букет». Игра «Прополка сорняков». Сочинение песенки.
Тема 29. О дружбе мальчиков и девочек.
Знакомство с рассказом Е.Пермяка «Надёжный человек».
Тема 30-31. Путешествие в мир мудрых мыслей.
Создание книги мудрости.
Тема 32-33. Доброта что солнце.
Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков.
Учебно-тематическое планирование
N п\п | Название раздела | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Этика общения | 7 | 6 | 1 |
2. | Этикет | 8 | 7 | 1 |
3. | Этические нормы отношений с окружающими | 9 | 8 | 1 |
4. | Этика отношений в коллективе | 9 | 7 | 2 |
Всего: | 33 | 28 | 5 |
Календарно – тематическое планирование | |||||||||
№ п/п | Наименование раздела и тем | Форма проведения | УУД | Дата проведения | |||||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные | План | Факт | ||||
Этика общения. 7ч. | |||||||||
1 | Доброе слово, что ясный день | Познавательная беседа. Игра | Использовать знаково-символические средства для решения задач. Анализ информации. | Формировать умение в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Умение вступать в диалог, строить монологические высказывания.
| Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Осмысление своего поведения в дошкольном и школьном коллективе. Мотивация учебной деятельности. | 04.09 | ||
2 | Если вы вежливы | Познавательная беседа. Игра | 11.09 | ||||||
3 | Да здравствует мыло душистое | Игра. Конкурс. Рисунки | 18.09 | ||||||
4 | Когда идёшь по улице | Познавательная беседа. Ролевые игры. Практическое занятие на улице. | 25.09 | ||||||
5 | Узнай себя | Путешествие в сказку. Конкурсы. | 02.10 | ||||||
6 | Нам счастья не сулит обида чья-то | Рассказ. Беседа. Игра | 09.10 | ||||||
7 | Подарок коллективу | Урок-сюрприз. Игры | 16.10 | ||||||
Этикет. 8ч. | |||||||||
8 | Простые правила этикета | Беседа. Решение задач | Передача информации устным способом. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Подведение под понятие - распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез (техника безопасности, этические нормы). | Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Адекватно воспринимать предложения и замечания учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок. | Предлагать помощь и сотрудничество. Осуществлять взаимный контроль. Умение аргументировать своё мнение, договариваться, находить общее решение. Умение вступать в диалог. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи. Формирование потребности в реализации основ правильного поведения, культуры речи в поступках и деятельности. | 23.10 | ||
9 | Повседневный этикет | Ответы на вопросы. Игра | 30.10 | ||||||
10 | Весёлые правила хорошего тона | Работа с картинками. Сценки-миниатюры | 13.11 | ||||||
11 | Сказка об этикете | Познавательная беседа. Игра | 20.11 | ||||||
12 | Продолжение сказки об этикете | Познавательная беседа. Игра | 27.11 | ||||||
13 | Путешествие в страну этикета | Познавательная беседа. Игра. Посещение библиотеки. | 04.12 | ||||||
14-15 | Просим к столу | Познавательная беседа. Ролевые игры. | 11.12 18.12 | ||||||
Этические нормы отношений с окружающими. 9ч. | |||||||||
16 | Путешествие в волшебную сказку | Познавательная беседа. Игра. Конкурсы. | Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задачи. Анализ информации. Моделировать (выделять и обобщённо фиксировать объекты). | Предвидеть возможности получения результата при решении задачи. Сравнивать способ действия его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Предлагать помощь и сотрудничество. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос. Прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения, принимать различные позиции во взаимодействии. | Формирование социальных мотивов. Формирование потребности в реализации основ правильного поведения, культуры речи в поступках и деятельности. Формирование самооценки. | 25.12 | ||
17 | Я могу быть волшебником | Познавательная беседа. Игра | 15.01 | ||||||
18 | Маленькое дело лучше большого безделья | Познавательная беседа. Игра. Инсценирование. | 22.01 | ||||||
19 | Любимый уголок родной Отчизны | Познавательная беседа. Игра. | 29.01 | ||||||
20 | У каждого героя свои герои | Познавательная беседа. | 05.02 | ||||||
21 | Мы соберём большой хоровод | Познавательная беседа. Игра | 12.02 | ||||||
22 | Я люблю маму милую мою | Познавательная беседа. Игра. | 26.02 | ||||||
23 | Поздравляем наших мам | Праздник. | 04.03 | ||||||
24 | Люби всё живое | Беседа. | 11.03 | ||||||
Этика отношений в коллективе. 9ч. | |||||||||
25 | Если радость на всех одна | Познавательная беседа. Игра. Работа в группах. | Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задачи. Умение осуществлять выбор наиболее эффективного решения задач в зависимости от конкретных условий. | Умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. | Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, сохранять доброжелательное отношение друг к другу. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения, принимать различные позиции во взаимодействии. | Формирование потребности в реализации основ правильного поведения, культуры речи в поступках и деятельности. Умение радоваться успехам сверстников. | 18.03 | ||
26 | Мой класс – мои друзья | Познавательная беседа. Игра. | 08.04 | ||||||
27 | Самолюб никому не люб | Познавательная беседа. Игра. Путешествие по станциям. | 15.04 | ||||||
28 | Поиграем и подумаем | Познавательная беседа. Игры на свежем воздухе. | 22.04 | ||||||
29 | О дружбе мальчиков и девочек | Познавательная беседа. Игра. Конкурсы. | 29.04 | ||||||
30-31 | Путешествие в мир добрых мыслей | Познавательная беседа. Игра. Просмотр мультфильма. | 06.05 13.05 | ||||||
32-33 | Доброта что солнце | Праздник. | 20.05 27.05 |
Список литературы
- Аракелян В.А. Программа «Вежливые ребята»
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
- Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
- Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
- Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
- Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
- Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
- Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
- Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
- Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс
РП Кружок «Интеллектуальные игры» (3 года)РП Кружок «Мы и окружающий мир»РП Кружок «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП Кружок «Театральный»РП...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"
Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...
рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс
календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности 2 классПНШ...
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...