Программа внеурочной деятельности "Азбука вежливости". 1-й класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Корсунова Татьяна Николаевна

Программа внеурочной деятельности "Азбука вежлвости" 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                               

Программа внеурочной деятельности

"Азбука вежливости". 1-й класс

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Азбука вежливости» для 1 класса реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности и соответствует ФГОС НОО.

Актуальность программы заключается в том, что нравственное развитие личности школьника является приоритетной целью начальной школы. Нравственное образование направлено на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации.

Главное назначение данной программы – формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.

Цель: развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости, формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Задачи:

  • обучать навыкам общения и сотрудничества;
  • формировать у младших школьников навыки речевого этикета и культуры поведения;
  • развивать коммуникативные умения в процессе общения;
  • ввести в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.

Планируемые результаты освоения программы учащимися

Учащиеся получат знания о характере взаимоотношений с другими людьми, представления о значении «слов вежливости», правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Познакомятся с образом этих поступков посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Освоят в речевой и поведенческой практике «вежливые слова», их значение в установлении добрых отношений с окружающими.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации).

Научатся находить выход из конфликтной ситуации: преодоление ссор, драк, признание своей вины.

Первый уровень результатов — приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Личностные результаты:

учащиеся будут учиться:

  • самооценке, самопроверке;
  • ориентироваться на нравственное содержание собственных поступков и поступков окружающих людей;
  • понимать чувства других людей и сопереживать им;
  • соблюдать моральные нормы поведения.

Метапредметные результаты:

  • адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей, родителей;
  • осуществлять анализ, сравнение, обобщение, установление аналогий;
  • осуществлять поиск необходимой информации, в том числе с помощью ИКТ;
  • адекватно использовать речевые средства общения;
  • формулировать собственное мнение;
  • вести диалог;
  • признавать возможность существование различных точек зрения.

Содержание программы

Раздел I. Речевой этикет

  • Понятия «этика», «этикет». Роль мимики и жестов в общении. Слова вежливости, их значение в установлении добрых отношений с окружающими. Этикетные речевые жанры.

Раздел II. Культура поведения

  • Правила поведения в школе, на уроке, на перемене. Правила поведения на улице, в транспорте, в общественных местах, в гостях, за столом.

Раздел III. Я среди людей

  • Доброе, терпимое отношение к одноклассникам, друзьям, младшим и старшим. Пословицы и поговорки о дружбе и добре. Правила вежливости в общении с близкими людьми в семье. Анализ жизненных ситуаций: добрые и недобрые поступки. Пути выхода из конфликтных ситуаций.

Раздел IV. Культура внешнего вида

  • Культура внешнего вида: чистота, опрятность, аккуратность. Оценка внешнего вида человека. Бережное отношение к школьному и личному имуществу. Бережливость.

Раздел V. Итоговое занятие

  • Праздник «Будьте вежливы».

Формы обучения:

  • групповая, коллективная, парная;
  • тематические занятия;
  • игровые уроки;
  • конкурсы, викторины на лучшее знание правил поведения;
  • подготовка и проведение игр и праздников;
  • разработка проектов;
  • организация экскурсий.

Программа рассчитана на 33 часа год, 1час в неделю.

Тематический план

Раздел

Количество часов

I.

Речевой этикет

11

II.

Культура поведения

13

III.

Я среди людей

5

IV.

Культура внешнего вида

3

V.

Итоговое занятие

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

Техническое оснащение:

  мультимедийный проектор, интерактивная доска;

 цифровой фотоаппарат;

 компьютер (с выходом в Интернет) и т.д.

Методическое обеспечение программы:

  • «Азбука нравственного воспитания», под ред. И.А. Каирова и О.С. Богдановой
  • «Детская риторика» для начальной школы, Ладыженская Т.А.,  Ладыженская Н.В.
  • «Методика воспитательной работы в начальных классах», О.С. Богданова, В.И. Петрова
  • «Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками», О.С. Богданова, О.Д. Калинина
  • «Культура общения» 1-2 класс

Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

1.

Что такое этика и этикет.

1 час

2.

Специфика речевого общения.

1 час

3.

Роль мимики, жестов и позы в общении.

1 час

4.

Вежливые слова.

1 час

5.

Правила знакомства.

1 час

6.

Обращение. Просьба. Вежливые формы отказа.

1 час

7.

Приветствие и прощание.

1 час

8.

Выражение благодарности. Поздравляем и желаем.

1 час

9.

О сопереживании в радости и в горе

1 час

10.

Общение по телефону.

1 час

11.

Викторина «Вежлив ли я?»

1 час

12.

Мы на уроке.

1 час

13.

Зачем нужны перемены.

1 час

14.

Мы в школьной столовой.

1 час

15.

Правила поведения на улице. Экскурсия.

1 час

16.

Правила поведения в транспорте.

1 час

17.

Урок – игра «Я – пассажир».

1 час

18.

Правила поведения в общественных местах.

1 час

19.

Экскурсия в библиотеку.

1 час

20.

Приглашение гостей. Как вести себя в гостях.

1 час

21.

Умей накрыть стол.

1 час

22.

Как выбирать и дарить подарки?

1 час

23.

Повседневный этикет.

1 час

24.

Викторина «Знаю ли я правила поведения?

1 час

25.

Мой класс.

1 час

26.

Умею ли я дружить?

1 час

27.

Один за всех и все за одного.

1 час

28.

Самолюб никому не люб.

1 час

29.

Уважительное отношение к старшим и младшим.

1 час

30.

Поговорим о внешнем виде.

1 час

31.

Каждой вещи своё место.

1 час

32.

Бережливость.

1 час

33.

Праздник «Будьте вежливы».

1 час


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука содержания животных" , 3 класс

Рабочая  программа по внеурочной деятельности «Азбука содержания животных» разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности доктора педагогических наук В.А. Ясвина.  Разрабо...

программа внеурочной деятельности "Школа вежливых наук" 4 класс

Подробная программа по духовно-нравственным направлениям....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Программа внеурочной деятельности "Азбука вежливости". 1-й класс

Программа внеурочной деятельности реализует духовно- нравственное направление и соответствует ФГОС НОО...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « АЗБУКА ПЕШЕХОДА» 1-2 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука пешехода» составлена на     основании  следующих нормативно-правовых документов:·  Федерального компо...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука вежливых наук»

   Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в соц...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука вежливости", 1 класс

Курс «Азбука вежливости» реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1 классе.  Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения. Цель программы - ф...