Программа внеурочной деятельности "Азбука вежливости". 1-й класс
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности "Азбука вежлвости" 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности "Азбука вежливости". 1-й класс | 13.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
"Азбука вежливости". 1-й класс
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Азбука вежливости» для 1 класса реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности и соответствует ФГОС НОО.
Актуальность программы заключается в том, что нравственное развитие личности школьника является приоритетной целью начальной школы. Нравственное образование направлено на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации.
Главное назначение данной программы – формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.
Цель: развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости, формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Задачи:
- обучать навыкам общения и сотрудничества;
- формировать у младших школьников навыки речевого этикета и культуры поведения;
- развивать коммуникативные умения в процессе общения;
- ввести в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.
Планируемые результаты освоения программы учащимися
Учащиеся получат знания о характере взаимоотношений с другими людьми, представления о значении «слов вежливости», правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Познакомятся с образом этих поступков посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Освоят в речевой и поведенческой практике «вежливые слова», их значение в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации).
Научатся находить выход из конфликтной ситуации: преодоление ссор, драк, признание своей вины.
Первый уровень результатов — приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Личностные результаты:
учащиеся будут учиться:
- самооценке, самопроверке;
- ориентироваться на нравственное содержание собственных поступков и поступков окружающих людей;
- понимать чувства других людей и сопереживать им;
- соблюдать моральные нормы поведения.
Метапредметные результаты:
- адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей, родителей;
- осуществлять анализ, сравнение, обобщение, установление аналогий;
- осуществлять поиск необходимой информации, в том числе с помощью ИКТ;
- адекватно использовать речевые средства общения;
- формулировать собственное мнение;
- вести диалог;
- признавать возможность существование различных точек зрения.
Содержание программы
Раздел I. Речевой этикет
- Понятия «этика», «этикет». Роль мимики и жестов в общении. Слова вежливости, их значение в установлении добрых отношений с окружающими. Этикетные речевые жанры.
Раздел II. Культура поведения
- Правила поведения в школе, на уроке, на перемене. Правила поведения на улице, в транспорте, в общественных местах, в гостях, за столом.
Раздел III. Я среди людей
- Доброе, терпимое отношение к одноклассникам, друзьям, младшим и старшим. Пословицы и поговорки о дружбе и добре. Правила вежливости в общении с близкими людьми в семье. Анализ жизненных ситуаций: добрые и недобрые поступки. Пути выхода из конфликтных ситуаций.
Раздел IV. Культура внешнего вида
- Культура внешнего вида: чистота, опрятность, аккуратность. Оценка внешнего вида человека. Бережное отношение к школьному и личному имуществу. Бережливость.
Раздел V. Итоговое занятие
- Праздник «Будьте вежливы».
Формы обучения:
- групповая, коллективная, парная;
- тематические занятия;
- игровые уроки;
- конкурсы, викторины на лучшее знание правил поведения;
- подготовка и проведение игр и праздников;
- разработка проектов;
- организация экскурсий.
Программа рассчитана на 33 часа год, 1час в неделю.
Тематический план
№ | Раздел | Количество часов |
I. | Речевой этикет | 11 |
II. | Культура поведения | 13 |
III. | Я среди людей | 5 |
IV. | Культура внешнего вида | 3 |
V. | Итоговое занятие | 1 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
Техническое оснащение:
∙ мультимедийный проектор, интерактивная доска;
∙ цифровой фотоаппарат;
∙ компьютер (с выходом в Интернет) и т.д.
Методическое обеспечение программы:
- «Азбука нравственного воспитания», под ред. И.А. Каирова и О.С. Богдановой
- «Детская риторика» для начальной школы, Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В.
- «Методика воспитательной работы в начальных классах», О.С. Богданова, В.И. Петрова
- «Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками», О.С. Богданова, О.Д. Калинина
- «Культура общения» 1-2 класс
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки прохождения |
1. | Что такое этика и этикет. | 1 час | ||
2. | Специфика речевого общения. | 1 час | ||
3. | Роль мимики, жестов и позы в общении. | 1 час | ||
4. | Вежливые слова. | 1 час | ||
5. | Правила знакомства. | 1 час | ||
6. | Обращение. Просьба. Вежливые формы отказа. | 1 час | ||
7. | Приветствие и прощание. | 1 час | ||
8. | Выражение благодарности. Поздравляем и желаем. | 1 час | ||
9. | О сопереживании в радости и в горе | 1 час | ||
10. | Общение по телефону. | 1 час | ||
11. | Викторина «Вежлив ли я?» | 1 час | ||
12. | Мы на уроке. | 1 час | ||
13. | Зачем нужны перемены. | 1 час | ||
14. | Мы в школьной столовой. | 1 час | ||
15. | Правила поведения на улице. Экскурсия. | 1 час | ||
16. | Правила поведения в транспорте. | 1 час | ||
17. | Урок – игра «Я – пассажир». | 1 час | ||
18. | Правила поведения в общественных местах. | 1 час | ||
19. | Экскурсия в библиотеку. | 1 час | ||
20. | Приглашение гостей. Как вести себя в гостях. | 1 час | ||
21. | Умей накрыть стол. | 1 час | ||
22. | Как выбирать и дарить подарки? | 1 час | ||
23. | Повседневный этикет. | 1 час | ||
24. | Викторина «Знаю ли я правила поведения? | 1 час | ||
25. | Мой класс. | 1 час | ||
26. | Умею ли я дружить? | 1 час | ||
27. | Один за всех и все за одного. | 1 час | ||
28. | Самолюб никому не люб. | 1 час | ||
29. | Уважительное отношение к старшим и младшим. | 1 час | ||
30. | Поговорим о внешнем виде. | 1 час | ||
31. | Каждой вещи своё место. | 1 час | ||
32. | Бережливость. | 1 час | ||
33. | Праздник «Будьте вежливы». | 1 час |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука содержания животных" , 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука содержания животных» разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности доктора педагогических наук В.А. Ясвина. Разрабо...
программа внеурочной деятельности "Школа вежливых наук" 4 класс
Подробная программа по духовно-нравственным направлениям....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Программа внеурочной деятельности "Азбука вежливости". 1-й класс
Программа внеурочной деятельности реализует духовно- нравственное направление и соответствует ФГОС НОО...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « АЗБУКА ПЕШЕХОДА» 1-2 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука пешехода» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:· Федерального компо...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука вежливых наук»
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в соц...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука вежливости", 1 класс
Курс «Азбука вежливости» реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1 классе. Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения. Цель программы - ф...