Социальная адаптация подростков в условиях детского дома
статья на тему
В данной статье рассмотрены основныепроблемы социальной адаптации подростков - воспитанников детского дома и предложены варианты их решения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
satsialnaya_adaptatsiya_podrostkov_v_usloviyakh_detskogo_doma.docx | 67.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальная адаптация подростков
в условиях детского дома.
«Мы не даём вам Бога, ибо каждый из вас должен сам найти его в своей душе. Не даём вам Родины, ибо её вы должны обрести трудом своего сердца и ума. Не даём любви к человеку, ибо нет любви без прощения, и прощение тяжёлый труд, и каждый должен взять его на себя. Мы даём вам одно - даём стремление к лучшей жизни, которой нет, но которая когда-нибудь будет, к жизни по правде и по справедливости, и может быть, это стремление приведёт вас к Богу, Родине и Любви».
Януш Корчак.
Цель: Воспитание социально адаптированного человека, то есть человека, приспособленного к требованиям общества.
Проблемы, связанные с экономическим и политическим реформированием общества, привели к резкой дифференциации доходов, массовому обнищанию семей, дезорганизации жизни семей, что делает очевидным проблемы взаимодействия ребёнка с внешним миром, с социумом, с другими людьми. Увеличивается количество «брошенных из общества» детей, предоставленных самим себе. Растёт число подростков-наркоманов с алкогольной, химической зависимостью, не выбравших стиль и цель жизни. Растёт число спивающихся семей, которые ведут ужасный, погубивший образ жизни. Многие из них люди достаточно молодые, которые не смогли справиться с нынешним временем, адаптироваться к нему, преодолеть свои пагубные привычки.
У этих людей понижена самооценка, сформирован комплекс неудачника. Отсюда и агрессивность, возбуждённость, чередующаяся с апатией. В следствии с этим дети попадают на улицу, впитывают в себя негативные проявления среды. Затем дети изымаются из этой негативной среды и определяются в реабилитационные центры, детские дома. И таких детей становится всё больше. Дети поступают с несформированными гигиеническими навыками, с расшатанной нервной системой и здоровьем, с негативными понятиями о жизни и проявлениями в поведении. Многие имеют вредные привычки, такие как курение, тяга к химическим, алкогольным средствам. Эти дети не видели счастливого детства, они имели лишь огромный опыт беды, неустроенности и безразличия к их судьбе со стороны самых близких людей. Главная трудность в том, что ребёнку нельзя помочь, просто накормив и согрев его. С ним происходит гораздо большая трагедия, чем голод, отставание в развитии и лишении каких-то человеческих радостей: он не знает, что такое любовь. Любви можно научиться только видя любовь в постоянном общении с любимыми людьми. Каждому нужна пища для души, идеал, которому можно следовать, а ребёнку, лишённому естественного семейного тепла, такой идеал нужен как никому другому.
Важно ещё укрепить в сознании детей чувства полноценности и самоуважения к себе. Направить свою работу на развитие полноценной личности, формировать у детей социально необходимые навыки и знания, чтобы дети за порогом детского дома смогли выстоять в этой непростой жизни, благодаря, в основном, самому себе.
Эта первая проблема социальной адаптации детей, вторая проблема -это жизнь в детском доме. Дети в нем живут как в замкнутом территориальном пространстве, не имея возможности полноценного общения с социумом. Живут как в коконе, где их опекают, где они получают всё, не имея представления о ценности, получают всё готовое: пищу, одежду, учебные принадлежности и т. д. Поэтому, немаловажной считается работа по формированию у детей таких качеств, как бережливость, умение знать всему ценность и умение самому воспроизводить труд, чтобы понимать значение своего труда для пользы в жизни в дальнейшем. Нужно учить детей самостоятельности, самореализации и самосовершенствованию. Потому что многие дети, покидая детский дом, теряются в самостоятельной жизни, оказываются неприспособленными, невостребованными обществом из-за неуверенности в себе и пониженной самооценке. Многие возвращаются к пьющим родителям в ту же негативную среду, откуда были изъяты в детстве, и поддаются их влиянию. Многие не могут трудоустроиться, а многие не желают работать, привыкнув жить на всём готовом, не могут самостоятельно вести свой быт, обеспечивать себя. Поэтому проблема социальной адаптации детей на сегодняшний день очень актуальна.
Но недостаточно научить детей выполнять определённые правила поведения. Гораздо важнее помочь ребёнку, выходящему из стен детского дома, ощутить собственную успешность, воспитать в нём положительную оценку.
На ряду с эстетическим, физическим, трудовым, нравственным воспитанием социальное воспитание занимает достойное место в воспитании личности.
Главная цель воспитательной работы - это воспитание социально адаптированного человека, приспособленного к требованиям общества.
Требования общества к человеку.
В идеале человек, живущий в современном обществе, должен уметь самостоятельно строить свою жизнь, неся ответственность за неё и транслируя гуманистические ценности. Человек должен быть уверен в себе, активен, не должен бояться пробовать что-то в жизни, что-то в ней менять. Должен быть терпимым к другим людям, не похожим на него, уметь принимать решения и достигать результатов в соответствии поставленной целью и уметь брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя права и свободу других. Человек должен быть способным к самообразованию, совершенствованию, не останавливаться на достигнутом. Учитывая требования общества к человеку, важной задачей в моей работе является формирование полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации, самоопределению в социуме. Но для получения каких-либо результатов необходимо создать специальные условия для развития у детей способности жить в социуме, чтобы осваивать и выполнять необходимые социальные роли, преобразовывать природную действительность на пользу себе, окружающим людям и обществу в целом. Социальные роли субъектов воспитания представляют собой богатейшую палитру и сочетание взаимоотношений социальных ролей воспитателя и детей просто неисчерпаемы: дамы и господа, сыновья и дочери, товарищи и друзья, мыслители и художники, исследователи и исполнители, коллеги и гости, дети и взрослые, юные и старики, сильные и слабые, красивые и умные. Но самая ключевая роль - это роль человека, как наивысшей ценности.
Задачи воспитательной работы.
Главная задача: Формирование полноценной, психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме.
Задачи воспитательной работы:
1. Прививать интерес к окружающему миру и окружающим людям.
2. Формировать доброжелательные отношения между детьми.
3. Воспитывать умения работать над собой, развитие самооценки.
4. Воспитывать культуру поведения детей.
5. Развивать у детей стремление к познанию, способностей и
таланта.
6. Создавать условия, в которых дети могут приобретать новый
социальный опыт.
7. Проводить игры, мероприятия, моделирующие различные
ситуации, требующие от детей проявления инициативы, ответственности.
8. Формировать умение осуществлять выбор в рамках принятых
правил и быть успешным в выбранной деятельности.
9. Развивать умение адекватно оценивать свои силы и находить
возможности их применения.
10. Развивать профессиональный интерес и гражданские позиции.
11. Развивать умения адаптироваться к социальным условиям.
Приоритетные направления воспитательной работы в
достижении результатов по адаптации детей в социуме.
Работа по социальной адаптации строится с опорой на все виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, допрофессиональную, личностно- ориентировочную и т. д.
Приоритетные направления.
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ |
ПРОФЕССИЯ |
ОБРАЗ ЖИЗНИ |
МОИ КРАЙ РОДНОЙ |
ТРУД |
УЧЕНИЕ |
ОБЩЕНИЕ И КУЛЬТУРА |
ЗДОРОВЬЕ |
«ЗДОРОВЬЕ»
- эта работа по сохранению и укреплению нравственного, психического и физического здоровья.
- это приобщение детей к здоровому образу жизни.
Формы работы: соревнования, игры спортивные и подвижные, походы, эстафеты.
«ОБЩЕНИЕ И КУЛЬТУРА»
- это работа по формированию социальной активности детей и сознательному соблюдению этических норм.
- это развитие стремления к самосовершенствованию.
Формы работы: Творческие игры по этике, ролевые игры, беседы...
«МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»
- эта работа по воспитанию гражданских чувств, гражданина России, уважающие свои корни, культуру, традиции, обычаи родного края.
Формы работы: часы общения, праздники.
«УЧЕНЬЕ»
- это работа по получению у детей соответствующего современным представлениям качественного образования, формирование потребности в самообразовании.
Формы работы: групповые дискуссии, ролевые игры, составление анализа собственного поведения, результатов учёбы, наблюдение за самовоспитанием.
«ДОСУГ»
- это создание зон отдыха для восстановления физических и духовных сил и интересов.
Формы работы выбираются добровольно детьми, самостоятельно организуются детьми. Это игры, практикумы.
«ОБРАЗ ЖИЗНИ»
- это работа по повышению культуры детей, она предполагает социальную защиту и охрану, пропагандирует здоровый образ жизни.
Формы работы: беседы, дискуссии, круглый стол: «Кто ты на земле: хозяин или прохожий».
«ПРОФЕССИЯ»
- это работа по формированию профессиональных знаний и умений, личностных качеств, способствующих успешной адаптации в условиях рыночной экономики.
Формы работы: изучение интересов и способностей детей, тренинга, тесты, беседы, конкурсы.
Эти направления ведут к успешной социальной адаптации детей.
Способы достижения целей:
1. Участие детей в управлении группы (самоуправление)
а) совместное с воспитателем формирование и принятие правил жизни группы, формулирование прав и обязанностей каждого члена коллектива.
б) совместное с воспитателем принятие решений, касающихся жизни коллектива.
в) планирование детьми коллективной деятельности.
г) наличие гласности.
д) коллективные творческие дела.
2. Создание возможностей для планирования творчества детей и учебной деятельности
а) возможность участвовать в работе детских творческих коллективов, кружках.
б) возможность проявления творческой инициативы.
3. Включение культуры достоинства и навыков достойного поведения. Обсуждать наиболее типичные для детей психологические проблемы и способы решения их (часы доверия): проблемы борьбы со страхом, стрессом, конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Проблемы агрессии и гнева, планирования « будущего и выбора профессий».
4. Создание условий, в которых дети могут приобретать новый социальный опыт, выходя за рамки принятых социальных ролей.
а) проведение игр, моделирующих различные проблемные ситуации, требующие от детей проявления инициативы, ответственности.
5. Предоставлять ребёнку возможность знакомиться с различными культурами, точками зрения, версиями.
6. Учитывать индивидуальные различия и прирождённые задатки детей. Уважать индивидуальные особенности детей.
7. Слушать ребёнка и давать ему возможность самостоятельно принимать решения, учитывать его мнение.
8. Согласовывать с ребёнком свои действия, чтобы он понимал, почему ему надо делать то или иное.
9. Осуществлять максимальный контакт с окружающей средой и социуме (посещение театров, походы, экскурсии, прогулки и т. д.)
Принципы воспитания - гуманистический в сочетании с деятельным подходом, т.е воспитание через деятельность. Создание таких социально-педагогических условий, при которых в возвышении человека видится цель общественной жизни, на первый план выдвигаются идеи и ориентиры всех его существенных сил. Такими ориентирами выступают общечеловеческие ценности, образующие в своей совокупности наиболее прогрессивную идеологию воспитания: человек, семьянин, гражданин, патриот, землянин, профессионал, творец.
Ориентиры
1. Человек - абсолютная ценность, рассматривается как часть
семьи, природы общества.
2. Труд - основа бытия.
3. Творчество - необходимое условие реализации личности.
4. Дружба, любовь, гуманное отношение - основа
взаимоотношений между людьми.
5. Личность, способная не только осваивать ценности культуры
и уметь ориентироваться в системе социальных ценностей.
КОДЕКС ДОСТОЙНОГО ЧЕЛОВЕКА «10 - Я»
Я - дитя Природы и..
* господин Природы, поэтому я... люблю небо, звёзды, море и землю;
* радуюсь солнцу, дождю, снегу и ветру;
* не топчу траву, не ломаю деревья и растения;
* не обижаю животных;
* переживаю за состояние природы на земле, содействую её преумножению;
* умею общаться с природой;
* несу ответственность за неё вместе со всем человечеством.
Я - носитель разума, в отличии от всех животных на Земле, поэтому я...
* не совершаю бездумных действий;
* не принимаю на веру ничего без осмысления;
* развиваю свою речь, как единственный способ мышления;
* предвижу последствия своих действий;
* несу ответственность за всё, что со мной происходит;
* могу ставить цели и подбирать способы их достижения;
* умею анализировать как события жизни, так и собственное поведение;
* умею противостоять неразумным, низким преступным влияниям.
Я - ценю жизнь во всех её проявлениях, поэтому...
* не уничтожаю без смысла и жестокой суровой необходимости ни одно живое существо;
* не посягаю на самочувствие и здоровье других людей; -
* я всех жалею, кому плохо и кого обижают;
* я несу ответственность и забочусь о своём здоровье;
* я бросаюсь на помощь, когда жизни грозит опасность.
Я - среди других людей, без которых нет моей жизни, поэтому...
* сознаю, что я Человек и ценен, прежде всего, этим;
* вижу в Другом человека в любом его проявлении;
* помогаю Другому оставаться человеком в любых ситуациях;
* слышу, понимаю, принимаю и воспринимаю Другого;
* всегда, всюду, со всеми и каждым я учтив, внимателен, любезен и сдержан;
* легко, естественно и непринуждённо я общаюсь с людьми;
* признаю за собой право быть таким, как есть;
* уважаю ошибки и заблуждения ближнего, как свои собственные;
* не делаю обидных сравнений и не говорю о физических недостатках других.
Я - созидатель и своим трудом самоутверждаюсь, поэтому...
* хорошо учусь;
* серьёзно, основательно выбираю свою профессию, которая доставила бы мне радость;
* буду делать всё, чтобы стать материально независимым благодаря своему труду;
*не бездельничаю, когда все трудятся;
* воспитываю в себе обязанность и исполнительность.
Я - должен уметь зарабатывать средства существования, чтобы
не быть паразитом, поэтому...
* довожу начатое дело до конца;
* стремлюсь разумно тратить деньги, бережно и ответственно к ним относиться;
* могу управлять своими желаниями;
* учусь творчески использовать свой разум;
* не жалуюсь и не завидую, не поступаю против совести, стараясь быть добрым и великодушным;
* организую своё время, свой труд;
* вырабатываю опыт трудовой деятельности, умение трудиться сообща.
Я - представитель той части человечества, которая носит звание Мужчина, поэтому...
* не позволяю себе обижать женщин и детей;
* не позволяю в своём присутствии неуважительно говорить о женщине;
* всегда собран и подтянут;
* верен своему слову, обязателен;
*способен взять на себя ответственность и выполнить более сложную и тяжёлую работу;
* готовлюсь к роли мужа, опоры семьи, защитника, отца детей, рыцаря;
* я честен и твёрд в своих принципах, правилах;
* всегда помню, что настоящий Мужчина не устаёт дарить комплименты;
Я - представитель той части человечества, которая носит звание Дама, поэтому...
* не унижаю себя грубостью и неприличными словами;
* всегда аккуратна, опрятна и подтянута;
* забочусь о благополучии семьи, умею вести домашнее хозяйство;
* главная цель: создать счастье и благополучие близким людям;
* добрая, скромная, отзывчивая и снисходительная, приветливая, внимательная, деятельная.
Я - обладаю внутренним автономным миром, этим я и интересен
для людей поэтому...
* я обдумываю ход собственной жизни;
* я хозяин своего внутреннего мира;
* не позволяю себя обижать, унижать, подавлять,
* у меня есть совесть и она болит, когда я совершаю негативные поступки.
Я - сын своего Отечества, поэтому...
* изучаю прошлое, интересуюсь настоящим моей Родины. Меня волнует будущее моего Отечества;
* люблю богатый, красивый язык моего народа;
* горжусь своей Родиной;
* желаю блага и процветания моему народу;
* честно делаю своё дело во имя блага своей страны и во имя улучшения жизни моего народа;
* если возникнет необходимость, я буду защищать своё Отечество по мере своих сил.
Чтобы организовать осмысление жизненного опыта, необходимо детей вывести на уровень философического осмысления своей реальной жизни так, чтобы с позиции ценностей дети могли оценить и мысленно скорректировать свой последующий жизненный опыт, в чём поможет «Кодекс достойного человека». Формирование личного достоинства каждого возможно только в сочетании с воспитанием уважения к достоинствам другого человека, с умением работать в коллективе. Воспитательная среда - это та действительность, которая окружает ребёнка, из которой он черпает знания об отношениях. Это прежде всего гуманные традиционные взаимоотношения между членами коллектива, дисциплина, этикет, великодушие, забота, товарищество, внимание, деликатность, бережное отношение к вещам, к обстановке.
Задачи и содержание воспитательной деятельности на
следующих возрастных этапах в жизни ребёнка.
1-4 класс
Задача: Формирование социокультурных ценностей.
• Гигиеническая культура и приобщение к ней. Уход за своим телом. Культура питания. Культура сна. Уход за одеждой и жилищем. Гигиена девочки и гигиена мальчика. Культура поведения во время болезни.
• Физическая культура. Приобщение к физической культуре детей. Походка, пластика, ритмика, физические упражнения и подвижные игры. Водные и воздушные процедуры.
• Культура телодвижений. Язык тела, сила и гибкость, грациозность и лёгкость человеческого тела.
• Культура поведения человека в общественных местах, в культурных заведениях, с незнакомыми людьми, со стариками, малышами, больными, наедине с собой, в общении.
• Экологическая культура и приобщение к ней. Способы общения человека с природой. Культура поведения на лоне природы. Общение человека с животными, уход за животными.
• Культура умственного труда. Книга как источник знаний. Культура восприятия информации, её воспроизведение и передачи. Культура диалога и монолога. Развитие памяти и воображения.
• Культура физического труда. Труд как способ украшения среды обитания. Труд как помощь другому человеку. Труд - забота и труд - работа.
• Родина как место, где родился человек. Природа Родины. Родной язык. Культура народов мира.
5-7 класс
Задача: Формирование способности к саморегуляции.
• Деятельность как способ существования и выражения «Я» человека. Виды деятельности: познавательная, трудовая, творческая, общение, коммуникативная, спортивно - оздоровительная, ценностно -ориентированная, общественная. Духовная деятельность как особый вид деятельности по осмыслению своей жизни.
• Персонажи великих и выдающихся людей как пример высочайших
достижений человека.
• Человек и природа. Общение с природой как отдых, духовная работа, наслаждение жизнью. Элементы природы, привнесённые в бытовую жизнь человека. Отношение к флоре и фауне. Общение с природой посредством искусства.
• Человек и семья. Социальные семейные роли отца и матери, сына и дочери, внука и внучки, бабушки и дедушки. Жизнь близких как заботам о его «Я».
• Человек и его профессия. Профессиональный труд как способ самовыражения. Способности и талант в профессиональном труде.
Определение профессиональных интересов.
• Человек и творчество. Товарищество на основе общих интересов. Человек в общении с другими людьми. Роль «другого» в жизни человека. Правила общения: этические, психологические, эстетические, гигиенические, правовые. Развитие способностей к общению. Расширение круга знакомств.
• Человек в отношении к самому к себе. Проявление и развитие достоинства. Способы защиты от посягательств на достоинство. Внешность как выражение отношений к самому себе.
• Родина как место, где человек родился и познал счастье жизни. Понятие соотечественника. Национальные особенности жизни людей. Интернационализм как нравственное качество человека. Патриотизм как отношение к Отечеству. Патриотические чувства.
5-9 класс
Задача: Расширение представлений о социальном устройстве жизни.
• Общество как социальная среда человека. Общество как совокупность людей связанных экономическими, производственными и духовными интересами. Общество как фактор развития человека. Условия существования человека в обществе. Условия духовной жизни в обществе. Основные ценности общественной жизни.
• Различия людей в обществе: богатые и бедные, добрые и злые, активные и пассивные, нравственные и безнравственные, созидателипотребители.
• Различия возрастные, национальные, психологические, половые. Углубление знаний о культуре других народов мира.
• Мечта человечества о справедливом обществе. Исторические личности и движение за справедливое общество. Память человечества о заслугах героев.
• Роль личности в развитии общества: что может отдельный человек. Долг человека по отношению к обществу. Долг общества по отношению к отдельной личности.
• Конкретное выявление общественной жизни в поведении людей, в материальном обеспечении, в уровне духовных запросов и заботе о духовной культуре.
• Поступок отдельного человека в контексте общественного развития. Функции профессионально - должностные и функции общественные. Виды общественной деятельности. Бескорыстие общественной деятельности. • Общественное событие как показатель социального развития: праздники, достижения, открытия, катастрофы, воины...
• Государство как регулятивный аппарат общественной жизни. Отношение человека к атрибутам государственной власти. Способы взаимоотношений государства и граждан.
• Ориентация на истину как путь к свободе. Свобода как характеристика жизни, достойной человека.
• Красота в жизни человека. Человек как творец своего внешнего облика.
• «Я» в мире и мир в моём «Я». Неповторимость отражений. Участие каждого человека в течении жизни, влияние его на судьбы окружающих. Образ человека и образ жизни.
• Понятие счастья, совести, долга, свободы как характеристик реальной жизни человека. Судьба и человек как хозяин судьбы. Черты, необходимые для управления судьбой.
Воспитание в широком социальном смысле, включает в себя воздействие общества на человека в целом т.е фактически отожествляют воспитание с социологией. Воспитание - это целенаправленное воздействие на личность, целью которой является формирование системы качеств, взглядов, убеждений. Социальное воспитание осуществляется обществом и государством. Социальное воспитание - взращивание человека в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленных позитивного развития и духовно - ценностной ориентации. Она осуществляется в процессе взаимодействия различных субъектов: индивидуальных( конкретных людей), групповых (коллективов) и организация социального опыта осуществляется через организацию быта и жизнедеятельности, организацию взаимодействия и обучение ему, стимулирование самодеятельности.
Социальный опыт - это единство различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, стереотипов поведения, ценностных установок, опыт взаимодействия с людьми, опыт адаптации и обособления в процессах самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения. Индивидуальная помощь ребёнку реализуется через: оказание содействия в решении проблем, создание ситуации в которых человек может позитивно раскрыться, реализоваться, утвердиться. Это сознательная попытка помочь приобрести знания, установки и навыки к социальным проблемам, в развитии чувства причастности к группе и социуму.
Мера систематичности, интенсивности, характер, содержание, формы и методы организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи зависит от возраста.
Процесс социального воспитания можно представить в виде схемы:
Включение человека в жизнедеятельность и отношения
|
Включение человека в систему быта
|
Приобретение и наполнение знаний
|
Получение социального опыта
|
Интериоризация, т.е преобразование внутренних структур психики человека благодаря усвоению структур социальных деятельностей. |
Экстериоризация, т. е. преобразование внутренних структур психики в определённое поведение |
Социальное воспитание создаёт благоприятные условия и возможности для овладения человеком необходимых социальным, духовным и эмоциональным ценностям, а также его самостроительства - самопознания и самоопределения. Сущность социализации – сочетание адаптации и обособления человека в обществе, баланс которых определяет становление индивида социальным существом и развитие человеческой индивидуальности.
Ядро социализации - формирование, закрепление социального опыта человека. Задача социального становления личности ребёнка является важной для любого государства. От того какие ценности будут сформированы у детей сегодня и насколько в будущем они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит развитие нашего общества и развитие личности человека. Социализация личности - это интеграция с обществом, формирование социальных потребностей, мотивов, интересов, формирование и корректировка социального поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в условиях детского дома"
Развитие мелкой моторики на занятиях изобразительной деятельностью способствует улучшению освоения школьных программ....
ДОКЛАД «Развитие речевого общения у детей с умственной отсталостью в условиях детского дома – интерната».
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИХ ДЕТСКОГО ДОМА-ИНТЕРНАТАТема данного выступления актуальна в педагогической теории и практики, так как наблюдается...
Технология здоровьесбережения в условиях детского дома
краткое описание применяемой технологии...
Агрессивное поведение подростков в условиях детского дома.
Данная работа предназначена для использования в работе психологами....
ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЬНЙ ГРУППЕ (8-10 лет) В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Приоритетами современного воспитания на сегодняшний день являются: развитие личности ребёнка, его умение ориентироваться в жизненных ситуациях. Сможет ли он сам найти пути решения задач, поставленных ...
Проект :"Подготовка детей дошкольного и младшего школьного возраста к семейной жизни в условиях детского дома"
В данном проекте представлена работа воспитателей и узких специалистов детского дома по теме "Подготовка детей дошкольного и младшего школьного возраста к семейной жизни в условиях детского дома"...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивно...