Программа кружка "Волшебные ручки"
рабочая программа (1 класс) на тему

Колпакова Наталья Викторовна

Рабочая программа кружка "Волшебные ручки" для 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnye_ruchki.doc382.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Плавский район «Молочно-Дворская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета

Протокол №___

от «___» ______        2013г

   «Согласовано»

Заместитель директора

по ВР МБОУ

МО Плавский район

“Молочно-Дворская СОШ”

_____       /Л.Н.Шевцова/        

ФИО

«___» _________        2013г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ

МО Плавский район

“Молочно-Дворская СОШ”

_____       /С.С.Дроздов/        

                       ФИО

Приказ №        ______ от

«___» _________        2013г.

Дополнительная образовательная программа

«Волшебные ручки»

Уровень программы: начальное общее образование

Направленность: художественно-эстетическая

Срок  реализации: 1год

Педагог дополнительного образования: 

                                                      Колпакова Наталья

                                                           Викторовна 

2013-2014 учебный год

п. Молочные Дворы

Пояснительная записка

        Примерная программа курса по внеурочной деятельности ориентирована на следующие направления: социальное, общеинтеллектуальное, художественно-эстетическое и духовно-нравственное. Программа предназначена для организации внеурочной деятельности с обучающимися начальной школы.

  Актуальность программы  «Волшебные ручки» заключается в том, что она предоставляет возможность учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус. 

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

  Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).

Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

 В основе построения данного курса лежит идея гуманизации, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в  центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит системно-деятельностный подход. Предлагаемый курс предназначен для развития способностей учащихся, моторики рук, их речи, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и развития творчества. Данный курс дает возможность ребёнку сделать приятное для себя и своих близких, помогает совершить нравственный выбор и поступок. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Занятия предполагают не только изготовление изделий конструированием из бумаги различными способами, но и создание сказок, рассказов о своих изделиях.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста от 6,6-8 лет.

 При обучении используется режим групповых занятий -  по одному часу один раза в неделю.

Срок реализации программы – 1 год

Цель курса:

  • Овладение обучающимися умения конструирования из бумаги путем складывания
  • Освоение норм и способов сотрудничества

Задачи курса:

  • Способствовать формированию логического, абстрактного и пространственного мышления;
  • Научить пользоваться условными обозначениями;
  • Действовать по алгоритму;
  • Формировать  умение следовать устным инструкциям, читать  схемы изделий;
  • Обучать различным приемам работы с бумагой;
  • Развивать внимание, память;
  • Развивать мелкую моторику  рук и глазомер,
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих  видов универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия:

  • готовность и способность к саморазвитию;
  • самостоятельная и личная ответственность за свои поступки;
  • проявление познавательных мотивов;
  • навыки сотрудничества в разных ситуациях;
  • эмпатия как понимание чувств других людей;
  • готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного  поведения;

Регулятивные универсальные учебные умения и навыки:

  • умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • оценивать правильность выполнения своей работы;
  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Познавательные универсальные учебные умения:

  • осуществлять поиск информации;
  • проводить сравнение  и классификацию по заданным критериям;
  • ставить и формулировать проблему;
  • использовать общие приёмы в решении поставленной проблемы;
  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме творческого характера;
  • создавать и преобразовывать схемы в изделия

Коммуникативные универсальные учебные умения:

  • договариваться и приходить к общему мнению в решении совместной деятельности;
  • строить понятные для партнёра высказывания;
  • допускать возможность существования у  людей различных точек зрения;
  • задавать вопросы;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • использовать речь для планирования и  регуляции своего действия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • вести диалог в соответствии с нормами родного языка, слушать собеседника

Планируемые результаты реализации программы:

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни)

Ученик научится: слушать и понимать речь других, проговаривать последовательность действий, действовать по алгоритму, выбирать подходящий материал (бумагу) для изделия, конструировать детали из бумаги по образцу, по алгоритму и по памяти, включаться в творческую и групповую работу. Договариваться и приходить к общему мнению с товарищами.

Ученик получит возможность научиться:

Работать в группе, создавая коллективную работу, создавать свою историю о модели, создавать свои модели, оценивать правильность выполнения работы, формулировать свою позицию в устной речи, задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества.

Результаты второго уровня (получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества)

Ученик получит возможность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного поведения, уважительно относиться к иному мнению, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

        Формы и средства контроля

Текущие формы контроля: 

- устные ответы на занятиях;

 - самостоятельные работы.

 Формы итогового контроля:

- выставки  творческих работ

Тематическое планирование

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Базовая форма «Треугольник»

6

0,5

5,5

3

 Базовая форма «Двойной квадрат».

8

0,5

7,5

4

Веселые оригами - умеют двигаться!

10

1

9

5

Коллективные работы.

9

1

8

6

Итоговое занятие

1

-

1

Всего

36

5

31

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение (2 ч).

Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Особенности материала, внешнего вида изделий декоративного искусства. Организация рабочего места, техника безопасного труда. Восприятие и анализ информации. Контроль и корректировка хода работы. Общее понятие о материале и его  происхождении. Исследование элементарных свойств материала. Подготовка материала к работе. Экономное расходование материалов.

Базовая форма треугольник (6 ч).

Соблюдение правил рационального  использования материала. Общее представление о технологическом процессе.  Название и выполнение основных технологических операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по  чертежу, образцу, схеме. Общее представление о конструировании изделий. Изделие, деталь изделия. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию. Виды и способы складывания формы треугольник. Знакомство с разными видами треугольников.

Базовая форма двойной квадрат (8 ч).

Соблюдение правил рационального  использования материала. Общее представление о технологическом процессе.  Название и выполнение основных технологических операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по  чертежу, образцу, схеме. Виды и способы складывания формы воздушный змей. Разные способы получения квадрата. Декоративное оформление изделий. Выполнять действия, используя порядок, предложенный схемой.

Веселые оригами - умеют двигаться! (10 ч.)

Соблюдение правил рационального  использования материала. Общее представление о технологическом процессе.  Название и выполнение основных технологических операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по  чертежу, образцу, схеме. Складывание формы двойной треугольник. Выполнять действия, используя порядок, предложенный схемой. Различать часто встречающиеся условные обозначения в оригами.

Коллективные работы(10 ч.)

Соблюдение правил рационального   использования материала. Общее представление о технологическом процессе.  Название и выполнение основных технологических операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по  чертежу, образцу, схеме. Складывание различных форм. Выполнять действия, используя порядок, предложенный схемой. Различать часто встречающиеся условные обозначения в оригами.

                                 

Календарно - тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Дата

Введение (2 ч.)

1

Т.Б. Введение. Организация рабочего места. Техника безопасности. Бумага – материал для работы.

1

2.09

2

Из истории оригами.

1

9.09

 Базовая форма «Треугольник» (6 ч.)

3

Условные обозначения. Базовая форма «Треугольник». Кот.

1

16.09

4

Базовая форма «Треугольник». Панда.

1

23.09

5

Простые формы. Золотая рыбка.    Оформляю работу.

1

30.09

6

Собака, Щенок.    Учусь читать схему.

1

7.10

7

Кораблик детства. Лодочка

1

14.10

8

Игрушки из бумаги. Самолётик.

1

21.10

Базовая форма «Двойной квадрат». (8 ч.)

9

Базовая форма «Двойной квадрат». Божья коровка.

1

 28.10

10

Тюльпан. Букет.

1

11.11

11

Птицы в оригами. Голубь.

1

18.11

12

Журавлик.

1

25.11

13

Фрукты из оригами. Ананас

1

2.12

14

Овощи из оригами. Баклажан

1

9.12

15

Коробочка.

1

           16.12

16

Рождественская звезда. Украшаю школу и дом.

1

23.12

Веселые оригами - умеют двигаться! (10 ч.)

17

Веселые оригами - умеют двигаться! Прыгающая лягушка

1

6.01

18

   Птицы. Сова.

1

13.01

19

Воздушный шар.

1

20.01

20

Летающая бабочка.    

1

27.01

21

Морские животные. Пингвин.

1

3.02

22

Животные. Котёнок.

1

10.02

23

Жираф.

1

17.02

24

Животные. Тигр.

1

24.02

   25

Животные. Змея.

1

3.03

26

Животные. Мышь.

1

10.03

Коллективные работы (10 ч.)

27 -  2 8

Коллективная работа. Зоопарк.

2

17.03

24.03

29

Оригами. Цветок.

1

31.03

30- 31

Групповая работа. Панно с цветами.

2

7.04

14.04

32-33

Коллективная работа. Панно «Весна». Бабочка. Лягушонок.

2

21.04

28.04

34-35

Готовимся к выставке. Работа по желанию.

2

5.05

12.05

36

Выставка работ

1

19.05.

Перечень учебно–методических средств обучения

  1. Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка». Ярославль: «Академия развития», 1997 г.
  2. Афонькина С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Уроки оригами в школе и дома». М: «Аким», 1995 г.
  3. Черенкова Е. Оригами для малышей - М., "Рипол Классик дом. XXI век", 2007 г.
  4. Выгонов В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Композиции, подарки, модели - М., "Первое сентября, 2002 г.
  5. Выгонов В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки, модели, игрушки. - М., "Первое сентября, 2002 г.
  6. «Оригами». Редактор В.В.Яхненко. Фонд «Новое поколение» - М.,1994г.

Информационные и экранно-звуковые средства

  1. Интернет. www.origama.ru

        

Методическая копилка.

Базовые складки

Блин
Блин

 

Водяная бомбочка
Водяная бомбочка

Бумажный змей
Бумажный змей

Ромб
Ромб

Рыба I
Рыба I

Рыба II
Рыба II

Квадрат
Квадрат

 

Птица I
Птица I

Лягушка I
Лягушка I

Птица II
Птица II

Лягушка II
Лягушка II

Дверь
Дверь

 

Катамаран
Катамаран

Узор
Узор

Вертушка
Вертушка

Стол
Стол

Условные обозначения

Линии и стрелки

Линия сгиба "долиной", "на себя"

Стрелка сгиба "долиной", "на себя"

Линия сгиба "горкой", "от себя"

Стрелка сгиба "горкой", "от себя"

Согнуть и разогнуть

Существующая линия, след сгиба

Невидимая, скрытая линия

Уточняющие знаки

Совместить отмеченные точки

Раздвинуть слои бумаги

Равные углы; равные отрезки; прямой угол

Манипуляции со всей фигурой

Повернуть фигуру

Перевернуть фигуру

Комбинированные операции

Сгиб "гармошкой"

Повторить показанную операцию несколько раз

Свернуть

Сложить несколько раз

Вытащить, открыть, вывернуть, развернуть

Нажать, затолкнуть

Знаки оформления

Порядковый номер этапа

Цветная и нецветная стороны бумаги

Увеличение масштаба

Схема продолжается на следующей странице

Другие знаки

Сделать надрез, разрезать

Дунуть, надуть

Божья коровка

Возьмём красную бумагу и сделаем божью коровку. Эта фигурка оригами очень проста в изготовлении.


Оригами. Божья коровка

Схема изготовления

1. Перегните квадрат пополам

2. Согните углы треугольника к вертикали

3. Перевернём фигурку

4. Согните левый и правый углы ромба примерно так, как показано на рисунке (экспериментируя с этим изгибом можно делать разных жуков - "худых" и "полных"). Верхний угол согните так, как показано на рисунке. Это будущая голова. И подогните хвостик.

5. Проверьте, правильно ли у вас получилось. Перевернём фигурку

6. Получился жук. Раскрасим голову, тельце и нарисуем точки

Оригами. Божья коровка

7. Получилась божья коровка.
К её голове можно привязать нитку и тогда её можно подвесить
над кроваткой или потянуть за нитку, чтобы божья коровка поползла

 Коала. Интересный зверек, делается совершенно просто.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Умелые ручки"

Рабочая программа "Умелые ручки" составлена для внеурочной деятельности....

Рабочая программа "Умелые ручки"

Содержит пояснительную записку, содержание учебного курса, учебно - тематический планСпособствует обучению конкретным трудовым навыкам;   знакомит детей с терминологией, техниками работы по...

Дополнительная образовательная программа "Умные ручки"

    Данная прграмма может быть использована для занятий с детьми дошкольного возраста 5,5-6,5 лет на занятиях при подготовке к школе. Программа способствует развитию мотивации ребенка...

Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки"

Программа рассчитана на 4 года обучения, возраст 6-11 лет, составлена в соответствии с требованиями фгос второго поколения...

Рабочая программа "Очумелые ручки"

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе авторской программы Т,Н, Просняковой "Художественное творчество:станем волше...

Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки"

Программа  «Умелые ручки»  предоставляет возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрыть его личностные задатки, привить любовь к народному творчеству, ...