Программа кружка "Волшебные ручки"
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа кружка "Волшебные ручки" для 1 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnye_ruchki.doc | 382.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Плавский район «Молочно-Дворская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета Протокол №___ от «___» ______ 2013г | «Согласовано» Заместитель директора по ВР МБОУ МО Плавский район “Молочно-Дворская СОШ” _____ /Л.Н.Шевцова/ ФИО «___» _________ 2013г. | «Утверждаю» Директор МБОУ МО Плавский район “Молочно-Дворская СОШ” _____ /С.С.Дроздов/ ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 2013г. |
Дополнительная образовательная программа
«Волшебные ручки»
Уровень программы: начальное общее образование
Направленность: художественно-эстетическая
Срок реализации: 1год
Педагог дополнительного образования:
Колпакова Наталья
Викторовна
2013-2014 учебный год
п. Молочные Дворы
Пояснительная записка
Примерная программа курса по внеурочной деятельности ориентирована на следующие направления: социальное, общеинтеллектуальное, художественно-эстетическое и духовно-нравственное. Программа предназначена для организации внеурочной деятельности с обучающимися начальной школы.
Актуальность программы «Волшебные ручки» заключается в том, что она предоставляет возможность учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).
Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит системно-деятельностный подход. Предлагаемый курс предназначен для развития способностей учащихся, моторики рук, их речи, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и развития творчества. Данный курс дает возможность ребёнку сделать приятное для себя и своих близких, помогает совершить нравственный выбор и поступок. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Занятия предполагают не только изготовление изделий конструированием из бумаги различными способами, но и создание сказок, рассказов о своих изделиях.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста от 6,6-8 лет.
При обучении используется режим групповых занятий - по одному часу один раза в неделю.
Срок реализации программы – 1 год
Цель курса:
- Овладение обучающимися умения конструирования из бумаги путем складывания
- Освоение норм и способов сотрудничества
Задачи курса:
- Способствовать формированию логического, абстрактного и пространственного мышления;
- Научить пользоваться условными обозначениями;
- Действовать по алгоритму;
- Формировать умение следовать устным инструкциям, читать схемы изделий;
- Обучать различным приемам работы с бумагой;
- Развивать внимание, память;
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер,
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
- готовность и способность к саморазвитию;
- самостоятельная и личная ответственность за свои поступки;
- проявление познавательных мотивов;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях;
- эмпатия как понимание чувств других людей;
- готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного поведения;
Регулятивные универсальные учебные умения и навыки:
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- оценивать правильность выполнения своей работы;
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Познавательные универсальные учебные умения:
- осуществлять поиск информации;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- ставить и формулировать проблему;
- использовать общие приёмы в решении поставленной проблемы;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме творческого характера;
- создавать и преобразовывать схемы в изделия
Коммуникативные универсальные учебные умения:
- договариваться и приходить к общему мнению в решении совместной деятельности;
- строить понятные для партнёра высказывания;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
- задавать вопросы;
- осуществлять взаимный контроль;
- использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- вести диалог в соответствии с нормами родного языка, слушать собеседника
Планируемые результаты реализации программы:
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни)
Ученик научится: слушать и понимать речь других, проговаривать последовательность действий, действовать по алгоритму, выбирать подходящий материал (бумагу) для изделия, конструировать детали из бумаги по образцу, по алгоритму и по памяти, включаться в творческую и групповую работу. Договариваться и приходить к общему мнению с товарищами.
Ученик получит возможность научиться:
Работать в группе, создавая коллективную работу, создавать свою историю о модели, создавать свои модели, оценивать правильность выполнения работы, формулировать свою позицию в устной речи, задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества.
Результаты второго уровня (получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества)
Ученик получит возможность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного поведения, уважительно относиться к иному мнению, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Формы и средства контроля
Текущие формы контроля:
- устные ответы на занятиях;
- самостоятельные работы.
Формы итогового контроля:
- выставки творческих работ
Тематическое планирование
Тема | Всего часов | Теоретических | Практических | |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2 | Базовая форма «Треугольник» | 6 | 0,5 | 5,5 |
3 | Базовая форма «Двойной квадрат». | 8 | 0,5 | 7,5 |
4 | Веселые оригами - умеют двигаться! | 10 | 1 | 9 |
5 | Коллективные работы. | 9 | 1 | 8 |
6 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
Всего | 36 | 5 | 31 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (2 ч).
Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Особенности материала, внешнего вида изделий декоративного искусства. Организация рабочего места, техника безопасного труда. Восприятие и анализ информации. Контроль и корректировка хода работы. Общее понятие о материале и его происхождении. Исследование элементарных свойств материала. Подготовка материала к работе. Экономное расходование материалов.
Базовая форма треугольник (6 ч).
Соблюдение правил рационального использования материала. Общее представление о технологическом процессе. Название и выполнение основных технологических операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по чертежу, образцу, схеме. Общее представление о конструировании изделий. Изделие, деталь изделия. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию. Виды и способы складывания формы треугольник. Знакомство с разными видами треугольников.
Базовая форма двойной квадрат (8 ч).
Соблюдение правил рационального использования материала. Общее представление о технологическом процессе. Название и выполнение основных технологических операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по чертежу, образцу, схеме. Виды и способы складывания формы воздушный змей. Разные способы получения квадрата. Декоративное оформление изделий. Выполнять действия, используя порядок, предложенный схемой.
Веселые оригами - умеют двигаться! (10 ч.)
Соблюдение правил рационального использования материала. Общее представление о технологическом процессе. Название и выполнение основных технологических операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по чертежу, образцу, схеме. Складывание формы двойной треугольник. Выполнять действия, используя порядок, предложенный схемой. Различать часто встречающиеся условные обозначения в оригами.
Коллективные работы(10 ч.)
Соблюдение правил рационального использования материала. Общее представление о технологическом процессе. Название и выполнение основных технологических операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по чертежу, образцу, схеме. Складывание различных форм. Выполнять действия, используя порядок, предложенный схемой. Различать часто встречающиеся условные обозначения в оригами.
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
Введение (2 ч.) | |||
1 | Т.Б. Введение. Организация рабочего места. Техника безопасности. Бумага – материал для работы. | 1 | 2.09 |
2 | Из истории оригами. | 1 | 9.09 |
Базовая форма «Треугольник» (6 ч.) | |||
3 | Условные обозначения. Базовая форма «Треугольник». Кот. | 1 | 16.09 |
4 | Базовая форма «Треугольник». Панда. | 1 | 23.09 |
5 | Простые формы. Золотая рыбка. Оформляю работу. | 1 | 30.09 |
6 | Собака, Щенок. Учусь читать схему. | 1 | 7.10 |
7 | Кораблик детства. Лодочка | 1 | 14.10 |
8 | Игрушки из бумаги. Самолётик. | 1 | 21.10 |
Базовая форма «Двойной квадрат». (8 ч.) | |||
9 | Базовая форма «Двойной квадрат». Божья коровка. | 1 | 28.10 |
10 | Тюльпан. Букет. | 1 | 11.11 |
11 | Птицы в оригами. Голубь. | 1 | 18.11 |
12 | Журавлик. | 1 | 25.11 |
13 | Фрукты из оригами. Ананас | 1 | 2.12 |
14 | Овощи из оригами. Баклажан | 1 | 9.12 |
15 | Коробочка. | 1 | 16.12 |
16 | Рождественская звезда. Украшаю школу и дом. | 1 | 23.12 |
Веселые оригами - умеют двигаться! (10 ч.) | |||
17 | Веселые оригами - умеют двигаться! Прыгающая лягушка | 1 | 6.01 |
18 | Птицы. Сова. | 1 | 13.01 |
19 | Воздушный шар. | 1 | 20.01 |
20 | Летающая бабочка. | 1 | 27.01 |
21 | Морские животные. Пингвин. | 1 | 3.02 |
22 | Животные. Котёнок. | 1 | 10.02 |
23 | Жираф. | 1 | 17.02 |
24 | Животные. Тигр. | 1 | 24.02 |
25 | Животные. Змея. | 1 | 3.03 |
26 | Животные. Мышь. | 1 | 10.03 |
Коллективные работы (10 ч.) | |||
27 - 2 8 | Коллективная работа. Зоопарк. | 2 | 17.03 24.03 |
29 | Оригами. Цветок. | 1 | 31.03 |
30- 31 | Групповая работа. Панно с цветами. | 2 | 7.04 14.04 |
32-33 | Коллективная работа. Панно «Весна». Бабочка. Лягушонок. | 2 | 21.04 28.04 |
34-35 | Готовимся к выставке. Работа по желанию. | 2 | 5.05 12.05 |
36 | Выставка работ | 1 | 19.05. |
Перечень учебно–методических средств обучения
- Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка». Ярославль: «Академия развития», 1997 г.
- Афонькина С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Уроки оригами в школе и дома». М: «Аким», 1995 г.
- Черенкова Е. Оригами для малышей - М., "Рипол Классик дом. XXI век", 2007 г.
- Выгонов В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Композиции, подарки, модели - М., "Первое сентября, 2002 г.
- Выгонов В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки, модели, игрушки. - М., "Первое сентября, 2002 г.
- «Оригами». Редактор В.В.Яхненко. Фонд «Новое поколение» - М.,1994г.
Информационные и экранно-звуковые средства
- Интернет. www.origama.ru
Методическая копилка.
| ||
| ||
| ||
Линии и стрелки | ||
Линия сгиба "долиной", "на себя" | ||
Стрелка сгиба "долиной", "на себя" | ||
Линия сгиба "горкой", "от себя" | ||
Стрелка сгиба "горкой", "от себя" | ||
Согнуть и разогнуть | ||
Существующая линия, след сгиба | ||
Невидимая, скрытая линия | ||
Совместить отмеченные точки | ||
Раздвинуть слои бумаги | ||
Равные углы; равные отрезки; прямой угол | ||
Повернуть фигуру | ||
Перевернуть фигуру | ||
Сгиб "гармошкой" | ||
Повторить показанную операцию несколько раз | ||
Свернуть | ||
Сложить несколько раз | ||
Вытащить, открыть, вывернуть, развернуть | ||
Нажать, затолкнуть | ||
Порядковый номер этапа | ||
Цветная и нецветная стороны бумаги | ||
Увеличение масштаба | ||
Схема продолжается на следующей странице | ||
Сделать надрез, разрезать | ||
Дунуть, надуть |
Божья коровка
Возьмём красную бумагу и сделаем божью коровку. Эта фигурка оригами очень проста в изготовлении.
Схема изготовления
1. Перегните квадрат пополам | 2. Согните углы треугольника к вертикали |
3. Перевернём фигурку | 4. Согните левый и правый углы ромба примерно так, как показано на рисунке (экспериментируя с этим изгибом можно делать разных жуков - "худых" и "полных"). Верхний угол согните так, как показано на рисунке. Это будущая голова. И подогните хвостик. |
5. Проверьте, правильно ли у вас получилось. Перевернём фигурку | 6. Получился жук. Раскрасим голову, тельце и нарисуем точки |
7. Получилась божья коровка. |
Коала. Интересный зверек, делается совершенно просто.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Умелые ручки"
Рабочая программа "Умелые ручки" составлена для внеурочной деятельности....
Рабочая программа "Умелые ручки"
Содержит пояснительную записку, содержание учебного курса, учебно - тематический планСпособствует обучению конкретным трудовым навыкам; знакомит детей с терминологией, техниками работы по...
Дополнительная образовательная программа "Умные ручки"
Данная прграмма может быть использована для занятий с детьми дошкольного возраста 5,5-6,5 лет на занятиях при подготовке к школе. Программа способствует развитию мотивации ребенка...
Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки"
Программа рассчитана на 4 года обучения, возраст 6-11 лет, составлена в соответствии с требованиями фгос второго поколения...
Рабочая программа "Очумелые ручки"
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе авторской программы Т,Н, Просняковой "Художественное творчество:станем волше...
рабочая программа "Умелые ручки"
рабочая программа...
Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки"
Программа «Умелые ручки» предоставляет возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрыть его личностные задатки, привить любовь к народному творчеству, ...