Обоснование программы. В настоящее время, учитывая дороговизну транспорта, нежелание родителей отправлять далеко одного ребенка, особенно очевидна значимость реализации планов Департамента здравоохранения г. Москвы по сохранению сети местных санаториев. Поэтому сегодня одной из актуальных проблем является максимально эффективное использование детских местных санаториев, что зависит от: объема и качества медицинских услуг, внедрения современных медицинских технологий санаторно-курортного лечения, квалификации медицинских кадров, оснащения санаториев современной лечебно-диагностической аппаратурой, научного и методического обеспечения, качества сервисных услуг. Специфической особенностью детских санаториев является то, что лечение больных детей проводится в тесной взаимосвязи с систематическим воспитательно – образовательным процессом. Только на базе хорошо поставленной педагогической работы, рационально сочетающейся с лечебно- профилактической работой, в санатории возможна успешная реабилитация больных детей. Необходимость создания программы продиктована тем, что в последние годы в обществе наметились негативные тенденции, связанные с общим снижением уровня здоровья детей, здоровья как комплекса физического, психологического и социального самочувствия (состояния) ребенка. Вместе с этим дети становятся менее адаптивны к стрессовым условиям современной жизни. Особую актуальность поставленная проблема имеет в контексте специфики условий мегаполиса. Дети становятся «трудными», эгоистично-личностно ориентированными и практически не могут жить и работать в коллективе сверстников. Программа дает возможность почувствовать себя защищённым, частью целого, членом единого коллектива, но при этом не нарушаются границы его свободы, подросток не перестает быть индивидуальностью, личностью. Нормативно – правовое обеспечение. Конституция РФ; Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ; Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ; Трудовой Кодекс РФ Конвенция ООН о правах ребенка Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2011 г. N 21 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2843-11 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы детских санаториев" Устав лечебного учреждения. Педагогическая концепция. Основа педагогической концепции детского санатория для школьников – эффективно построенная воспитательная система по самореализации личности ребенка через включение его в различные виды деятельности с целью формирования человека культуры в современном обществе. Концепция основана на следующих идеях: «лечение через воспитание» (В.П. Кащенко); влияние среды на личность, компенсаторная функция воспитательных систем учреждений интернатного типа (Б. Беттельгейм, Януш Корчак); идея первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу, Д. Грин); идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский); идея развития личности в процессе деятельности (В. Бехтерев, И. Блонский, Л.С. Выготский); идея формирования педагогической среды, способствующей самореализации личности (Н. Ф. Талызина, В. А. Ясвин); идея развития культурной среды школы (В.А.Караковский, Л.И.Новиков и др.). Цель программы. Создание благоприятных условий для социально – педагогической реабилитации детей с ослабленным здоровьем, повышение эффективности лечебно – восстановительного процесса, развития их личностного потенциала, содействие формированию человека культуры, через включение их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность в разновозрастном коллективе. Задачи программы. 1.Обеспечить комплекс условий, способствующих повышению психического и эмоционального тонуса больных детей. 2. Содействовать физическому развитию в тех пределах, которые по состоянию здоровья возможны в данное время. 3. Способствовать оптимизации жизнедеятельности временного коллектива. 4.Развивать базовую культуру воспитанника. 5.Социализация, посредством создания условий для самореализации детей и подростков в различных видах деятельности.
Принципы программы. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье воспитанников (то есть все происходящее в образовательном учреждении – от разработки планов программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию воспитательной деятельности учащихся, подготовку педагогических кадров, работу с родителями и др. оценивается с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье воспитанников). Принцип триединого представления о культуре здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья). Принцип непрерывности и преемственности (работа проводится в санатории каждый день с обязательным учетом того, что уже было сделано ранее в рамках организационных мероприятий и непосредственно в лечебно-воспитательной работе). Личностно – ориентированный подход к воспитаннику. Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами). Приоритет активных методов воспитания. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии.. Таким образом, для учащихся создан такой уровень учебной нагрузки, который (при учете индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося) соответствует тренирующему режиму, таким образом, является охранительным (щадящим), ниже утомляющего. Для каждого ученика составлен оптимальный уровень нагрузки. Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье. Осуществляется принцип контроля совместно с родителями (получение обратной связи). Содержание программы. Содержание программы реализуется через следующие направления: безопасности, спортивно-оздоровительное, нравственно – патриотическое, досуговое, учебное. Направление безопасности: формирование содержательной стороны культуры личной безопасности учащегося и безопасного поведения во время пребывания в детском санатории в целом через просветительскую деятельность, тренинги и конкурсы. Основные понятия и идеи. Безопасное поведение в социальной и повседневной жизни, мир. Безопасность и здоровье. Социальная норма. Проступок. Правонарушение. Профилактика употребления спиртных напитков и наркотических средств, курения. Профилактика сквернословия и вербальной агрессии. Профилактика хулиганского поведения, драк. Профилактика воровства. Формирование норм и правил поведения в социальной и природной среде, неприятие несоблюдения правил безопасности. Спортивно-оздоровительное направление: организация оздоровления детей посредством занятий спортом и лечебной физкультурой, закаливания, развития навыков гигиены, организации полноценного рационального питания и соблюдения питьевого режима, организация физкультминуток и динамических пауз и погулок; профилактика здорового и безопасного образа жизни через проведение игровых программ, вовлечение детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность. Основные понятия и идеи. Здоровье физическое, психическое, духовное. Социальное благополучие. Полезные привычки. Культура питания и гигиены. Культура труда и досуга. Здоровье человека, репродуктивное здоровье; факторы, определяющие здоровье человека; здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни (совокупность культуры физической (способности управлять своими движениями, своим телом); культура физиологическая (способность управлять физиологическими процессами в организме и наращивать их резервную мощность); культура психическая (способность управлять своими ощущениями, чувствами, эмоциями), режим дня, рацион питания, оздоровительные прогулки. Нравственно – патриотическое: приобщение воспитанников к изучению истории и символов государства, родного края «Московия», своего города, улице через все виды детской деятельности, ознакомление с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно – прикладного искусства и архитектуры через творческие мастерские. Основные понятия и идеи. Содержательно-досуговое: организация работы музыкального кружка «Лейся песня», отрядных кружков театрализации и декламации, творческих объединений « Клуб любителей шашек», «Подвижные игры народов России»;организация массовых мероприятий (праздники, игры, конкурсы, шоу – программы, инсценировки);организация работы редакционной коллегии (оформление отрядных уголков, плакатов). Основные понятия и идеи. Индивидуальное и общественное развитие. Стремление к продуктивной деятельности. Творческий потенциал человека. Способность, одаренность и талант. Активное воображение. Реализация творческого потенциала. Коэффициент удовлетворенности собой, способность к пониманию собственного мироощущения. Искусство и творчество. Нравственное содержание эмоциональной памяти. Уровень социального творчества, способность взаимодействовать с другими людьми, приносить пользу обществу. Уровень понимания общечеловеческих ценностей. Творческий интеллект. Творческая личность. Функции творчества. Мотивация творчества. Виды творческой деятельности. Сценическое творчество. Литературное творчество. Изобразительное творчество. Декоративно-прикладное творчество. Креативность, способность к творческому мышлению. Креативные техники. Критерии креативности. Методы активизации творческого процесса. «Мозговой штурм». Творческий лидер. Учебное направление: организовать образовательную деятельность с учётом индивидуальных особенностей и состояния здоровья учащихся по программам общеобразовательных школ, где учатся воспитанники на постоянной основе. Основные понятия и идеи. Знания, интеллект, познавательная информация, интеллектуальная культура, непрерывное образование, внимание, впечатления, анализ собственной деятельности (рефлексия), познавательные интересы, потребности в достижениях, интеллектуальные способности, личный опыт. Интеллектуальное развитие, воображение, нравственное содержание эмоциональной памяти, разностороннее развитие личности, успех личностный, потребность и способность учиться, информационная компетентность, индивидуальный стиль познавательной деятельности, работоспособность, общеучебные умения, познавательные умения, доступность новых информационных технологий.
Педагогические условия обеспечения жизнестойкости лечебно – образовательной модели. Смена в санатории длится 26-30 дней. Она делится на три периода - организационный, основной и заключительный, сочетающие все направления лечебно – профилактической, образовательной, культурно – досуговой и воспитательной деятельности. Организационный период (первые 5 - 6 дней). Общая цель - создать условия для адаптации ребёнка к санаторию, при создании и функционировании временного детского коллектива. Цели и задачи организационного периода: - Создание психологически безопасной атмосферы в коллективе для раскрытия потенциала личности. - Создать условия для привыкания ребенка к режимным моментам санатория и правилам поведения. - Ускорить первичные процессы формирования коллектива. - Определить знания, навыки и психологический портрет детей во временном коллективе. Задачи оргпериода: - познакомить детей, создать благоприятный, эмоциональный настрой; - предъявить единые педагогические требования к режиму дня и дисциплине; - узнать увлечения, характеры, и склонности ребят, выявить лидеров, организаторов в детском коллективе; - познакомить детей с содержанием смены, откорректировать план работы с учетом предложений и пожеланий ребят. Каждый из периодов смены должен рассматриваться на трех уровнях: I – что происходит с отдельным ребенком; II – какие процессы происходят с отрядом в целом, как с основной структурной единицей педагогического процесса (при этом мы рассматриваем временное детское объединение как важное условие развития личности ребенка); III – каковы особенности периода, определяемые этапом реализации содержания программы. Основной период Основной период делится в свою очередь на два этапа, до экватора (середины смены) и после, на каждом из которых решаются определённые задачи. Задачи первого этапа основного периода: - создать условия для проявления самобытности каждого ребёнка, его духовно-нравственного потенциала; - развернуть деятельность отрядных кружков, которые соответствуют интересам и запросам ребёнка; - корректировать нормы общения, поведения, отношений. Задачи второго этапа основного периода: - организовать коллективно-творческую деятельность; - создать условия для полноценного функционирования органов детского соуправления; - показать знания, умения, навыки, полученные на занятиях и уроках; - корректируются межличностные и коллективные отношения. Предлагаемые формы работы: - многообразные деятельные формы с различным содержанием, составом участников; - совместное планирование, проведение дел; - организация равноправного диалога с детьми; - совместное обсуждение возникающих проблем. Деятельность воспитателя: - поддержание «туннеля реальности»; - решение личностных проблем ребенка; - решение задач его личностного роста; - подтверждение этических установок, заданных в отряде; - поддержание воспитателей в состоянии успеха; - формирование у родителей позитивного мнения об отряде, санатории и нашей работе; - организация отрядных и общих творческих дел; - давать больше возможности нести ответственность самому ребёнку. Пик трудности: На 13-14-й день смены. Это «пик привыкания», время, когда ребята привыкли ко всему: к вам, совместной жизни, режиму, делам, санаторию. Основной период - это период активной деятельности, реализации целей и задач смены. Отряд уже сформирован, основные обязанности распределены, налажен быт и ребята готовы к тому, чтобы расширять свои возможности и контакты. На этом этапе можно переходить к межотрядным мероприятиям. В этот период происходит активное усвоение знаний и накопление опыта ребятами. Заключительный (итоговый) период смены. Заключительный этап - подведение итогов прожитой смены, реадаптация детей к возвращению домой. Воспитатель в это время - работает по намеченному ранее плану; подводит итоги учебной успешности воспитанников,привлекает к коллективным делам каждого ребёнка; продумывает программу прощального вечера. Задачи: - организация подведения итогов смены; - закрепление приобретенных знаний и умений (общаться, сотрудничать и т. д.); - реализация вышеперечисленных знаний и умений; - организация личной рефлексии; - организация групповой рефлексии. Предлагаемые формы работы: - формы подведения итогов обучения и смены: вечерний разговор «Расскажи мне обо мне»; забор; награждение; - выставки творческих работ; - фестивали, гала-концерты (награждение по различным учебным и творческим номинациям). Деятельность воспитателя: - психологическая подготовка ребенка к завершению смены; - вывод отряда на состояние отъезда (комплекс мероприятий «расстаемся друзья, чтобы встретится вновь») подготовка, приезжающих на следующую смену, к вхождению в новый отряд, отъезд. Пик трудности: За 2-3 дня до отъезда. «Пик усталости». Постараться улучшить настроение детей подготовкой к праздничному концерту для родителей. Отрядная работа: Подготовка выставки творческих работ, прощальный отрядный огонёк... Наибольшим успехом пользуется подготовка к общему празднику, наряду с этим возрастает потребность в общении внутри отряда. Роль воспитателя уходит на второй план, многие задания ребята могут выполнять самостоятельно, но все-таки исполнение необходимо контролировать. Дети чувствуют отъезд задолго до окончания смены. Воспитателю в эти дни нужно не потерять бдительность, нельзя расслабляться («ну вот уже и конец!»), нужно быть предельно внимательными. Чувствуя приближение отъезда, ребята начинают нарушать правила, если воспитатели ослабляют требовательность, стараются увеличить объем «свободы». Поэтому программу последних дней необходимо сделать максимально насыщенной, так чтобы не оставалось ни минуты свободного времени на то, чтобы «оставить о себе память» или настроиться на горечь расставания с отрядом. Важно провести анализ смены, накопленного опыта и поставить задачи на дальнейшую самореализацию. В течении каждой смены предлагается погружение в «тематические периоды», примерно неделя (декада), каждый из которых завершается итоговым творческим делом. При этом тематика каждого периода направлена на формирование конкретных ценностей. СЕНТЯБРЬ Декада «Москва, мы гордимся тобой!». Тренинги, игры на знакомство, самопрезентация «Знакомьтесь, я – москвич!». Входная диагностика детей. Тема надели – виртуальные экскурсии «Улочки Москвы», викторины «Что я знаю о Москве?». Конкурс рисунков «Моя Москва», выпуск газеты «Москва не сразу строилась». День Бородина. Выбор экскурсоводов, редколлегии, членов совета безопасности. Оформление отрядных комнат. Декада безопасности. Встреча с инспектором по пожарной безопасности. Круглые столы «Непредвиденный случай». Фестиваль рисунков «Я — дома, я — в школе, я — на улице».Интеллектуальная игра «Красный, желтый, зеленый». Творческая мастерская: составление памятки «На всякий случай». День здоровья. ОКТЯБРЬ Неделя «Учитель — мой друг». Выпуск стенгазеты «С днём учителя». Подготовка открыток для поздравления учителей. Праздничный концерт «Учитель - мой друг». Декада здоровья. Беседы о самом главном. Оформление стенда «Живите здорово». Подготовка и защита проектов «Твоё здоровье в твоих руках». НОЯБРЬ Декада «Юный патриот». День народного единства: устный журнал «По страницам истории России - 4 ноября». Конкурс рисунков «Минину и Пажарскому посвящается...». Творческая мастерская «Русский костюм». Декада культуры. Поговорим о культуре поведения «Волшебные слова». Фестиваль рисунков «Добро вокруг нас». Сочинения «Добро творит чудеса». Декада семейной культуры. Творческие мастерские «Подарок маме», «Эмблема моей семьи». Конкурс чтецов «Всё о маме». Праздничный концерт «День матери». ДЕКАБРЬ Декада «Интеллект. Культура. Личность». Анкетирование «Что я знаю о себе», «Каким я хочу стать?». Беседы «День прав человека». Диспут - игра «Закон на страже твоих интересов». Новогодняя декада. Мастерская Деде мороза. Беседы- рассуждения «Новогодние традиции мира».Фестиваль «Моя любимая сказка». Новогодний карнавал. ЯНВАРЬ Декада народных традиций. История и традиции праздника «С Рождеством Христовым!». Творческие мастерские «Русские узоры». Фольклорный праздник «Пришла коляда». Декада здоровья. Викторины «Мой друг витамин». Диспут «Злой волшебник табак». Анкетирование «Мои увлечения». ФЕВРАЛЬ Декада семейной культуры. Час общение «Моя семья — моё богатство». Диспут — размышление «Дети и деньги». Творческая мастерская «Древо жизни». Декада военно-патриотического воспитания. Уроки славы. «Весёлые старты». Эстафета безопасного поведения. Конкурс плакатов «Юный защитник отечества». «Армейские забавы» - конкурс но-развлекательная программа. МАРТ Декада «В мире прекрасного». «О музыке и в шутку и всерьёз» познавательная программа. Встречи с представителями женских профессий (врачи, медицинские сёстры, повара). Творческая мастерская «Открытка для любимых...». Сочинения «Чудо рядом с тобой». «Весёлый девичник» - конкурсная программа. Неделя детской книги. Беседы «Расскажи о своей любимой книге». Напиши письмо литературному герою. Акция Подари книгу санаторию. Подготовка и защита проектов «Старая сказка на новый лад». Неделя безопасности. Встреча с инспектором по пожарной безопасности. Тренировка пожарной эвакуации. Круглые столы «Непредвиденный случай». Фестиваль рисунков «Я — дома, я — в школе, я — на улице».Интеллектуальная игра «Красный, желтый, зеленый». Творческая мастерская: составление памятки «На всякий случай». День здоровья. АПРЕЛЬ Декада экологии «Нам жизнь дана на добрые дела». День Земли. Игра «Экологический экспресс». Экологические акции «Чистый участок».Экологический викторина «Вред, который причиняет мусор». Выпуск листовок «Берегите природу». Декада космонавтики. День космонавтики - устный журнал «Покорители космоса». Конкурс рисунков «Неизведанный космос». Декада здоровья. Беседы о самом главном. Оформление стенда «Живите здорово». Профилактические беседы «Пути преодоления вредных привычек». Конкурсно - игровая программа «Путешествие по городам здоровья». МАЙ Декада «Семья. Память. Отечество» . Вахта памяти «Победа входит в каждый дом!». Просмотр парада на Красной площади ко Дню Победы. Уроки Славы «Герои нашей страны». Творческие мастерские «Гвоздика на память». Неделя добра. Конкурс добрых дел. Подготовка творческих работ ко Дню защиты детей. Беседа - диалог «Чудо рядом с нами». Неделя безопасности «Здравствуй, лето!». Беседа - размышление «Животные и насекомые». Конкурс сочинений «Безопасное лето». Тренинг «Вода-друг и предатель». Конкурсная программа «Ура, каникулы!» ко Дню защиты детей. ИЮНЬ Декада безопасности «Здравствуй, лето!». Беседа - размышление «Животные и насекомые». Конкурс сочинений «Безопасное лето». Тренинг «Вода-друг и предатель». Конкурсная программа «Ура, каникулы!» ко Дню защиты детей. Декада «Медицинскому работнику посвящается...». Сочинения «Если бы я был врачом...». Творческая мастерская «Подарок самому, самому, самому!». Конкурсно - поздравительная программа «Советы доктора». ИЮЛЬ Декада семейной культуры. Экстрим курс «Мы -команда!». Конкурс рисунков на асфальте «Раз словечко...». Всемирный день семьи, любви и верности — 8 июля. Защита фантастических проектов «20 лет спустя». Неделя сказки. Конкурс инсценировок «Сказка в гости к нам пришла...».Фестиваль творческих работ «В каждом рисунке сказка». «Понимание- это круто»-игра -пантомима. Неделя спорта и здоровья. Малая спартакиада. Весёлые старты. Чемпионат по шашкам. Викторина «Спорт!Спорт! Спорт!». АВГУСТ Декада экологии. Игра «Экологический экспресс». Экологические акции «Чистый участок».Экологический викторина «Вред, который причиняет мусор». Выпуск листовок «Берегите природу». Зелёная аптека «Что растёт вокруг нас?». Декада дружбы. Беседа -игра «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Сочинение «Письмо другу». День спорта: пионербол (девочки), мини-футбол (мальчики). День здоровья: фитнес-зарядка, беседы-рассуждения «На шаг впереди». Мастер-класс «Подарок другу». |