Рабочая программа внеурочной деятельности детский театральный кружок "Дебют"
рабочая программа по теме

Рабочая программа организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Реализуется за  4 года обучения. Основные виды деятельности предусмотренные в программе: изучение театральной терминологии, просмотр профессиональных постановок, подготовка и реализация театральных спектаклей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx57.93 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

тип программы: программа, ориентированная на достижение результатов по конкретному виду внеурочной деятельности

Кружок «Детский театр «Дебют»

Срок реализации программы: 4 года

Возраст обучающихся-6,5-11 лет

                                                                             

     

Составитель: Голодная Наталья Алексеевна

.

I. Пояснительная  записка

                Программа кружка «Детский театр «Дебют» составлена с учетом  программы внеурочной деятельности «Художественное творчество. Социальное творчество». Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. – Москва. Просвещение, 2011. В программе были расширены временные рамки обучения с 2 до 4 лет обучения с целью углубления знаний о театре, театральных постановках, кукольных театральных постановках  (внесен раздел «Искусство кукловода»), внесения разнообразия в видов театральной деятельности.

Существующий сегодня  социальный заказ на образовательные, культурные и досуговые услуги способствуют актуальности  образовательных программ,  воспитывающих у школьника способности к эстетическому самоопределению.

Детский театральный кружок «Дебют» дает возможность каждому ребенку развивать его способности  и дарования, удовлетворять разнообразные интересы, лежащие вне основной учебной деятельности, самостоятельно решать социальные проблемы: выбирать, пробовать, планировать, менять вид деятельности, находить себя.

Работая на сцене,  ребенок учится не только основам актерского искусства. Формируются такие качества, как уверенность в своих силах, умение разбираться в людях и жизненных ситуациях, сотрудничать, концентрировать внимание, осуществлять самоконтроль, держаться на публике, думать и действовать в условии экстремальной ситуации, самостоятельно мыслить, создавать новое, что необходимо ребенку не только в творческой мастерской, но и в жизни.  

Цель: формирование духовной, свободно-ориентированной личности, способной к разнообразной творческой и интеллектуальной деятельности; создание особой творческой развивающей среды; наиболее эффективная организация учебного процесса в соответствии с современными требованиями; развитие личности ребенка, мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил; выявление и развитие индивидуальных возможностей ребенка; приобщение к искусству, воспитание эстетического вкуса; воспитание начальных исполнительских навыков; определение интенсивности и задач последующего этапа обучения.

Задачи.

Воспитательные  задачи:

1.Освоение учащимися эстетических взглядов и этических принципов.

2. Формирование у воспитанников культуры поведении, умения общаться, высоких личных качеств как: гуманность, человечность, доброта.

3. Оказание воспитанникам социально-педагогической помощи , помощи в выборе профессии и социальной ориентации.

Развивающие задачи:

1.Развивать природные задатки и творческие способности, наблюдательность, воображение, фантазию.

2. Осуществлять помощь ребенку в достижении внутренней гармонии.

Обучающие задачи:

1.Удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей и интересов в соответствии с выбором вида деятельности.

2. Приобретение новых знаний о театре, как виде искусства; знакомство с достижениями мировой, государственной, региональной культуры и искусства.

3. Обучение воспитанников основам культуры речи, сценической пластики, актерского мастерства, искусства кукловода.

4. Обучение умениям и навыкам организатора досуговой деятельности.

Организационно-педагогические основы обучения.

Выполнение программы рассчитано на 4 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В 1 классе всего – 33 часа, во 2-4 классах по 34 часа.  Возраст воспитанников в группах 7- 11 лет (младший школьный возраст). Группы формируются по желанию учащихся. Программа опирается на концепцию творческого развивающего обучения (Волков И.П., Иванов И.П.),  в соответствии с которой творческие способности личности последовательно формируются на основе свободного выбора ребенком вида индивидуальной или коллективной творческой деятельности.

Принципы:

- мотивация деятельности обучающегося, т.е. добровольность включения детей по их интересам в ту или иную деятельность при наличии у них осознанных целей;

- индивидуальность, т.е. развитие способностей и качеств  личности в соответствии с природными задатками, жизненным опытом;

- для ребенка кружка «Детский театр «Дебют»- это: интересные занятия, богатая событиями творческая жизнь, разнообразный досуг, интересное общение с педагогами и друзьями, разделяющими его интересы; ощущение собственной нужности, повышение самооценки и избавление от скуки, одиночества и комплексов.

II. Учебно  – тематический план

Перечень разделов и тем

Общее

кол-во часов

Аудиторные

Внеаудиторные

Характеристика деятельности учащихся

,

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

1

Вводное занятие.

1

1

-

Знакомство с любительскими занятиями театром, ролью театра в культуре, основные вехи развития театрального искусства. Знакомство с ролью театра в культуре. С  театром, как разыгрыванием ситуаций, в которых человек существует, взаимодействует с миром, пытаясь управлять окружающим пространством. Высказывание впечатлений об увиденном и прочитанном, замыслов.

Искусство актера

16

4

12

Знакомство с искусством театрального актера, выполнение  деятельности по  формированию умений и навыков  актера-любителя

2

Театральная азбука.

1

1

-

Знакомство детей с основными театральными понятиями и терминами.

3

Работа по развитию актерских способностей.

6

2

4

Знакомство и выполнение театральной миниатюры. Учебные театральные миниатюры, скетчи. Типы персонажей в театральных миниатюрах. Упражнение в исполнении песен, развитии слуха и голоса, разучивание песен. Упражнение в формировании осанки, походки, эстетики движений. Постановка танца для спектакля. Работа актеров над ролью. Мизансцены. Развитие гибкости, умения пластически выразить характер, владение телом. Построение  мизансцены, соблюдение законов сцены, взаимодействие с партнером, распределение в пространстве сцены.

4

Просмотр профессиональных театральных постановок.

2

-

2

Просмотр профессионального театрального спектакля. Анализ замысла, остановки, игры актеров.

5

Работа над репертуаром.

7

1

6

Знакомство с особенностями учебных театральных миниатюр, скетчей, водевиля, драмы, мюзикла, бенефиса.  Построение  мизансцены, соблюдение законов сцены, взаимодействие с партнером, распределение в пространстве сцены. Выбор пьесы. Распределение ролей. Репетиции спектакля. Представление театральной постановки.

Искусство кукловода

15

3

12

Знакомство с искусством кукловода, выполнение  деятельности по  формированию умений и навыков  кукловода-любителя

Театральная азбука.

1

1

-

Знакомство детей с историей кукольного театра в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности организации работы кукольного театра. Понятие «кукловод». ознакомление детей с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы). Техника безопасности Особенности театральной терминологии.

Просмотр профессиональных театральных постановок.

2

-

2

Просмотр профессионального театрального спектакля. Анализ замысла, остановки, работы куколоводов.

Работа по развитию кукловодческих способностей.

6

2

4

Отработка техники движений куклы на руке, особенности работы с различными видами кукол. Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Отработка голосом особенностей речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Выполнение голосовых модуляций. Отработка (тренинг) сценической речи.

Работа над репертуаром.

6

-

6

Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Посещение кукольных спектаклей в театре. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли.

Изготовление различных кукол. Установка ширмы и изготовление элементов декораций.

Организация и проведение спектакля; организация и проведение гастролей (подготовка коробок для хранения и перевозки ширмы, кукол и декораций); показ спектакля учащимся начальных классов, дошкольникам.

Итоговое занятие

1

-

1

Подведение итогов года, постановка перспектив.

Итого:

33

8

25

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

1

Вводное занятие.

1

1

-

Знакомство с любительскими занятиями театром, ролью театра в культуре, основные вехи развития театрального искусства. Знакомство с ролью театра в культуре. С  театром, как разыгрыванием ситуаций, в которых человек существует, взаимодействует с миром, пытаясь управлять окружающим пространством. Высказывание впечатлений об увиденном и прочитанном, замыслов.

Искусство актера

17

2

15

Знакомство с искусством театрального актера, выполнение  деятельности по  формированию умений и навыков  актера-любителя

2

Театральная азбука.

2

1

1

Знакомство детей с основными театральными понятиями и терминами.

3

Работа по развитию актерских способностей.

5

1

4

Знакомство и выполнение театральной миниатюры. Учебные театральные миниатюры, скетчи. Типы персонажей в театральных миниатюрах. Упражнение в исполнении песен, развитии слуха и голоса, разучивание песен. Упражнение в формировании осанки, походки, эстетики движений. Постановка танца для спектакля. Работа актеров над ролью. Мизансцены. Развитие гибкости, умения пластически выразить характер, владение телом. Построение  мизансцены, соблюдение законов сцены, взаимодействие с партнером, распределение в пространстве сцены.

4

Просмотр профессиональных театральных постановок.

2

-

2

Просмотр профессионального театрального спектакля. Анализ замысла, остановки, игры актеров.

5

Работа над репертуаром.

8

-

8

Знакомство с особенностями учебных театральных миниатюр, скетчей, водевиля, драмы, мюзикла, бенефиса.  Построение  мизансцены, соблюдение законов сцены, взаимодействие с партнером, распределение в пространстве сцены. Выбор пьесы. Распределение ролей. Репетиции спектакля. Представление театральной постановки.

Искусство кукловода

15

1

14

Знакомство с искусством кукловода, выполнение  деятельности по  формированию умений и навыков  кукловода-любителя

Театральная азбука.

3

1

2

Знакомство детей с историей кукольного театра в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности организации работы кукольного театра. Понятие «кукловод». ознакомление детей с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы). Техника безопасности Особенности театральной терминологии.

Просмотр профессиональных театральных постановок.

2

-

2

Просмотр профессионального театрального спектакля. Анализ замысла, остановки, работы кукловодов.

Работа по развитию кукловодческих способностей.

2

-

2

Отработка техники движений куклы на руке, особенности работы с различными видами кукол. Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Отработка голосом особенностей речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Выполнение голосовых модуляций. Отработка (тренинг) сценической речи.

Работа над репертуаром.

8

-

8

Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Посещение кукольных спектаклей в театре. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли.

Изготовление различных кукол. Установка ширмы и изготовление элементов декораций.

Организация и проведение спектакля; организация и проведение гастролей (подготовка коробок для хранения и перевозки ширмы, кукол и декораций); показ спектакля учащимся начальных классов, дошкольникам.

Итоговое занятие

1

-

1

Подведение итогов года, постановка перспектив.

Итого:

34

4

30

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

1

Вводное занятие.

1

1

-

Знакомство с любительскими занятиями театром, ролью театра в культуре, основные вехи развития театрального искусства. Знакомство с ролью театра в культуре. С  театром, как разыгрыванием ситуаций, в которых человек существует, взаимодействует с миром, пытаясь управлять окружающим пространством. Высказывание впечатлений об увиденном и прочитанном, замыслов.

Искусство актера

21

2

19

Знакомство с искусством театрального актера, выполнение  деятельности по  формированию умений и навыков  актера-любителя

2

Театральная азбука.

1

1

-

Знакомство детей с основными театральными понятиями и терминами.

3

Работа по развитию актерских способностей.

1

-

1

Знакомство и выполнение театральной миниатюры. Учебные театральные миниатюры, скетчи. Типы персонажей в театральных миниатюрах. Упражнение в исполнении песен, развитии слуха и голоса, разучивание песен. Упражнение в формировании осанки, походки, эстетики движений. Постановка танца для спектакля. Работа актеров над ролью. Мизансцены. Развитие гибкости, умения пластически выразить характер, владение телом. Построение  мизансцены, соблюдение законов сцены, взаимодействие с партнером, распределение в пространстве сцены.

4

Просмотр профессиональных театральных постановок.

2

-

2

Просмотр профессионального театрального спектакля. Анализ замысла, остановки, игры актеров.

5

Работа над репертуаром.

17

1

16

Знакомство с особенностями учебных театральных миниатюр, скетчей, водевиля, драмы, мюзикла, бенефиса.  Построение  мизансцены, соблюдение законов сцены, взаимодействие с партнером, распределение в пространстве сцены. Выбор пьесы. Распределение ролей. Репетиции спектакля. Представление театральной постановки.

Искусство кукловода

11

1

10

Знакомство с искусством кукловода, выполнение  деятельности по  формированию умений и навыков  кукловода-любителя

Театральная азбука.

1

1

Знакомство детей с историей кукольного театра в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности организации работы кукольного театра. Понятие «кукловод». ознакомление детей с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы). Техника безопасности Особенности театральной терминологии.

Просмотр профессиональных театральных постановок.

1

-

1

Просмотр профессионального театрального спектакля. Анализ замысла, остановки, работы куколоводов.

Работа по развитию кукловодческих способностей.

2

-

2

Отработка техники движений куклы на руке, особенности работы с различными видами кукол. Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Отработка голосом особенностей речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Выполнение голосовых модуляций. Отработка (тренинг) сценической речи.

Работа над репертуаром.

7

-

7

Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Посещение кукольных спектаклей в театре. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли.

Изготовление различных кукол. Установка ширмы и изготовление элементов декораций.

Организация и проведение спектакля; организация и проведение гастролей (подготовка коробок для хранения и перевозки ширмы, кукол и декораций); показ спектакля учащимся начальных классов, дошкольникам.

Итоговое занятие

1

-

1

Подведение итогов года, постановка перспектив.

Итого:

34

4

30

ЧЕТВЕРТЫЙГОД ОБУЧЕНИЯ

1

Вводное занятие.

1

1

-

Знакомство с любительскими занятиями театром, ролью театра в культуре, основные вехи развития театрального искусства. Знакомство с ролью театра в культуре. С  театром, как разыгрыванием ситуаций, в которых человек существует, взаимодействует с миром, пытаясь управлять окружающим пространством. Высказывание впечатлений об увиденном и прочитанном, замыслов.

Искусство актера

14

1

13

Знакомство с искусством театрального актера, выполнение  деятельности по  формированию умений и навыков  актера-любителя

2

Театральная азбука.

1

1

-

Знакомство детей с основными театральными понятиями и терминами.

3

Работа по развитию актерских способностей.

2

-

-

Знакомство и выполнение театральной миниатюры. Учебные театральные миниатюры, скетчи. Типы персонажей в театральных миниатюрах. Упражнение в исполнении песен, развитии слуха и голоса, разучивание песен. Упражнение в формировании осанки, походки, эстетики движений. Постановка танца для спектакля. Работа актеров над ролью. Мизансцены. Развитие гибкости, умения пластически выразить характер, владение телом. Построение  мизансцены, соблюдение законов сцены, взаимодействие с партнером, распределение в пространстве сцены.

4

Просмотр профессиональных театральных постановок.

1

-

2

Просмотр профессионального театрального спектакля. Анализ замысла, остановки, игры актеров.

5

Работа над репертуаром.

11

-

11

Знакомство с особенностями учебных театральных миниатюр, скетчей, водевиля, драмы, мюзикла, бенефиса.  Построение  мизансцены, соблюдение законов сцены, взаимодействие с партнером, распределение в пространстве сцены. Выбор пьесы. Распределение ролей. Репетиции спектакля. Представление театральной постановки.

Искусство кукловода

14

1

13

Знакомство с искусством кукловода, выполнение  деятельности по  формированию умений и навыков  кукловода-любителя

Театральная азбука.

2

1

1

Знакомство детей с историей кукольного театра в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности организации работы кукольного театра. Понятие «кукловод». ознакомление детей с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы). Техника безопасности Особенности театральной терминологии.

Просмотр профессиональных театральных постановок.

-

-

-

Просмотр профессионального театрального спектакля. Анализ замысла, остановки, работы куколоводов.

Работа по развитию кукловодческих способностей.

3

-

3

Отработка техники движений куклы на руке, особенности работы с различными видами кукол. Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Отработка голосом особенностей речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Выполнение голосовых модуляций. Отработка (тренинг) сценической речи.

Работа над репертуаром.

9

-

9

Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Посещение кукольных спектаклей в театре. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли.

Изготовление различных кукол. Установка ширмы и изготовление элементов декораций.

Организация и проведение спектакля; организация и проведение гастролей (подготовка коробок для хранения и перевозки ширмы, кукол и декораций); показ спектакля учащимся начальных классов, дошкольникам.

Итоговое занятие

5

-

5

Подведение итогов года, постановка перспектив.

Итого часов

34

3

31

III. Содержание программы

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ – 33 часа

Вводное занятие (1) Общее понятие о театре. Страницы истории театра.

Искусство актера (16)

Театральная азбука (1). Театральные понятия и термины.

Работа по развитию актерских способностей (6). Театральная игра. Упражнения на память физических действий на сохранение красивой позы. Учебные театральные миниатюры. Голос и речь. Понятие о сценической речи. Актер – главное чудо театра. Выразительный язык актера – жест, мимика, движение, речь. Этюды, стихи как драматический материал. Подбор материала. Этюды, стихи как драматический материал. Выполнение упражнений. Театральный капустник.

Просмотр профессиональных театральных постановок(2). Просмотр профессионального театрального спектакля. Анализ просмотренного спектакля, игры актеров.

Искусство кукловода (15)

Театральная азбука(1). Кукольный театр. История происхождения куклы. Терминология.

Просмотр профессиональных театральных постановок(2). Просмотр профессионального кукольного спектакля. Анализ просмотренного спектакля.  

Работа по развитию кукловодческих способностей(6). Виды кукол. Особенности изготовления кукол. Перчаточная кукла. Речевая гимнастика. Голос - важный инструмент кукловода. Особенности работы кукловода. Понятие о театральных профессиях. Декоратор. Знакомство с особенностями пьесы-сказки для кукольного театра. Выбор пьесы. Чтение сценария.

Работа над репертуаром(6). Выбор пьесы. Распределение ролей. Репетиция спектакля. Отработка и разучивание ролей. Репетиция спектакля. Отработка музыкальных номеров

Репетиция спектакля. Оформление декораций к спектаклю. Генеральная репетиция.

Спектакль.

Итоговое занятие (1)

ВТОРОЙ ГОД  ОБУЧЕНИЯ – 34 часа.

Вводное занятие(1). Задача театрального искусства.

Искусство актера (17)

Театральная азбука(2). Театральные понятия и термины. Чтение пьес и выбор постановочного материала.

Просмотр профессиональных театральных постановок(2). Просмотр профессионального музыкального театрального спектакля. Анализ замысла, остановки, игры актеров.

Работа по развитию актерских способностей(5). Пение и движение под музыку - важная часть актерского мастерства. Подбор музыки для песен и музыкальных этюдов. Разучивание песен для музыкальных этюдов. Постановка танца для спектакля. Репетиция песен и танцевальных этюдов.

Работа над репертуаром(8). Подбор материала и подготовка сценария. Распределение ролей. Работа с актером над ролью. Мизансцены. Работа над музыкальными номерами и оформлением музыкального спектакля (водевиля). Подбор костюмов. Изготовление элементов декораций. Генеральная репетиция. Спектакль.

Искусство кукловода (15)

Театральная азбука (3). Особенности изготовления тростевых кукол. Порядок изготовления. Технология изготовления различных кукольных персонажей.

Просмотр профессиональных театральных постановок(2). Просмотр профессионального театрального спектакля. Анализ замысла, остановки, работы кукловодов.

Работа по развитию кукловодческих способностей(2). Особенности работы кукловода тростевых кукол. Речевая гимнастика.

Работа над репертуаром(8). Выбор пьесы. Распределение ролей. Разучивание ролей. Репетиция спектакля. Подбор музыки. Оформление декораций к спектаклю. Репетиция спектакля. Генеральная репетиция. Спектакль.

Итоговое занятие (1) Подведение итогов года, постановка перспектив.

ТРЕТИЙ ГОД  ОБУЧЕНИЯ – 34 часа.

Вводное занятие(1). Обмен впечатлениями о прочитанных произведениях и увиденных спектаклях.

Искусство актера (21)

Театральная азбука (1). Особенности пьесы-комедии. Драматурги мира и их творения.

Работа по развитию актерских способностей (1). Упражнения для развития гибкости, умения пластически выразить характер, владение телом.

Просмотр профессиональных театральных постановок (2). Просмотр профессиональной пьесы. Анализ замысла, сюжета, игры актеров.

Работа над репертуаром (17). Выбор пьесы-комедии. Составление сценария. Распределение ролей. Работа актеров над текстом роли. Работа актеров над образом. Постановка сцен. Репетиция сцен спектакля. Работа над музыкальным оформлением. Работа над костюмами. Работа над декорациями к спектаклю. Составление афиши. Оформление афиши. Репетиция спектакля. Оформление сцены. Генеральная Репетиция спектакля. Постановка спектакля. Анализ спектакля.

Искусство кукловода(11)

Театральная азбука (1). Особенности фольклорного кукольного театра «Петрушка». Герои-куклы.

Просмотр профессиональных театральных постановок (1). Просмотр фольклорного представления театра «Петрушка».

Работа по развитию кукловодческих способностей (1). Особенности изготовления традиционных русских кукол для театра «Петрушка».

Работа над репертуаром (7). Выбор русского фольклорного представления. Распределение ролей. Работа над текстом спектакля. Работа над ролью. Постановка сцен. Репетиция русского фольклорного представления.

Спектакль.

Итоговое занятие (1) Подведение итогов года, постановка перспектив.

ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД  ОБУЧЕНИЯ – 34 часа.

Вводное занятие (1). Обмен впечатлениями о прочитанных произведениях и увиденных спектаклях.

Искусство актера (14)

Театральная азбука(1). Особенности мюзикла, как музыкально-сценического произведения.

Работа по развитию актерских способностей (2). Музыкальные партии в музыкальном спектакле. Разучивание музыкальных партий спектакля.

Просмотр профессиональных театральных постановок (2). Просмотр профессионального музыкального спектакля. Анализ замысла, сюжета, игры актеров.

Работа над репертуаром (9). Выбор музыкального спектакля (мюзикла).

Написание сценария музыкального спектакля. Распределение ролей. Работа над музыкальными партиями к спектаклю. Постановка сцен. Репетиция музыкального спектакля. Работа над костюмами и декорацией к музыкальному спектаклю.  Генеральная репетиция. Спектакль.

Искусство кукловода(14)

Театральная азбука (2). Особенности театра марионеток.  Марионеточные театры мира (Франция, Италия, Япония).

Просмотр профессиональных театральных постановок (2). Просмотр профессионального кукольного театра. Анализ замысла, сюжета, работы кукловодов.

Работа по развитию кукловодческих способностей (3). Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы.

Работа над репертуаром (8). Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Постановка сцен кукольного спектакля. Репетиция спектакля. Генеральная репетиция. Кукольный спектакль.

Итоговое занятие (5). Написание сценария бенефиса. Распределение ролей. Работа над ролями. Репетиция представления. Бенефис. Подведение итогов.

IV. Планируемые результаты

Уровни воспитательных результатов

1 уровень

1,2 год обучения

Ребёнок с интересом и вниманием смотрит театральные постановки, знаком с основными жанрами театральных пьес.

Умеет давать краткие ответы на вопросы о театре, вести диалог.

Знаком с основными инструментами актера и кукловода

Артистичен при выполнении этюдов, небольших пьес.

С интересом и увлечением разучивает и исполняет роли в театральных постановках.

2 уровень

2,3 год обучения

Ребёнок отзывчив на восприятие театральных постановок.

Быстро узнаёт ранее увиденные постановки.

Испытывает радость от процесса познания (знакомство с новой пьесой, ролью).

Способен выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от известных (например, высказывания о пережитых впечатлениях сразу после восприятия текста; сочинение небольших сценариев).

3 уровень

4 год обучения

Свободно выполняет сценические задания (движения, игра, воспроизведение текста).

Сформированы начальные дикционные навыки, правильная артикуляция, дыхание.

Владеет интонационными возможностями речи.

Умеет эмоционально переживать создаваемый  образ, используя для этого выразительность мимики, движений, жестов.

Личностные результаты.

Положительное отношение к театральному искусству, осознание своей сопричастности к театральному к театральному миру, сценическому искусству, осознание моральной ответственности стоящей перед актером, своих возможностей, необходимости самосовершенствования. Адекватно судить о причинах успеха и неуспеха, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием, развивать чувство уверенности в собственных силах и способностях. Понимать и принимать людей, осознавать их ценность и своеобразие. Осознавать социальную значимость своей деятельности.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД

  • Определять   и  формулировать  цель театральной   постановки  с помощью учителя.
  • Проговаривать  последовательность  действий   на  репетиционных занятиях, во время постановки спектакля.
  • Высказывать своё предположение (версию) на основе работы со сценарием, работать по предложенному руководителем плану.
  • Освоить   технологии   проблемного   диалога   на   этапе   анализа театральных     постановок,     разработки     сценария,      постановки мизансцен.
  • Совместно      с      учителем      и     другими      учениками      давать эмоциональную оценку деятельности юных актеров в соответствии ролью.     Овладение    технологией    оценивания     постановки, деятельности юных актеров, своей работы.

Познавательные УУД

  • Делать предварительный отбор произведений для постановки.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы связанные
    с    постановочным    материалом,    выбранной    ролью,    используя
    литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
    занятиях.
  • Перерабатывать     полученную     информацию:      участвовать      в
    составлении    сценария,    постановке    сцен,    подборе    костюмов,

оформление элементов декораций.

  • Заучить навыки театрального зрителя  посредствам  просмотра
    профессиональных театральных постановок.

 

V.Формы и виды контроля

Критерий программных требований:

- степень трудности исполняемых произведений и их соответствие индивидуальным возможностям ученика;

- степень владения начальными исполнительскими навыками;

- эмоциональность и выразительность исполнения;

- физическая и психологическая выдержка.

- культура исполнения и поведения на сцене.

Итоговые требования.

За период обучения ученик должен в силу своих способностей:

- познакомиться с особенностями актерского и кукловодческого театральных искусств, с другими театральными профессиями и содержанием их деятельности, театральной терминологией;

- увлеченно и заинтересованно смотреть профессиональные театральные постановки, получить навыки театрального зрителя, определять характер постановки, содержание актерской работы;

- приобрести навыки актерского выступления на сцене (умение передать мимикой, жестами, речью образ героя), навыки кукловода-любителя

Программные требования

Формирование основ зрительской и актерской культуры:

 -   навык восприятия и запоминания театральный постановок, актерского текста;

  • высокая концентрация внимания;
  • отзывчивость на восприятие пьесы;
  • формирование устойчивого интереса к театральным занятиям.

 Формирование актерских навыков (голос, мимика, движения), умений кукловода:

  • освоение техники сценической речи;
  • формирование правильного поведения юного актера на сцене;

-    формирование умение передавать характер героя при помощи основных      инструментов актера, кукловода;

Формирование сценических  представлений и чувств:

  • умение воспринимать и передавать чувства героя;
  • моделировать свои действия на сцене в зависимости от роли, типа театральной постановки, сценического замысла;
  • запоминать текст, строение мизансцены, рисунок спектакля;
  • слуховой самоконтроль (учить ребёнка определять качество звучания своего голоса или голоса сверстника);
  • развить чувство уверенности в своих способностях и в достижении успеха.

Показателем эффективности любого процесса обучения служит конечный результат. Для учащихся данной группы – это спектакли  (2 в год), участие в праздничных тематических концертах(1-2 раза в четверть). Оценивание происходит в форме словесной характеристикой, при этом подчеркиваются достижения ученика.

VI. Методические рекомендации

Младший школьный возраст - начало школьной жизни. В этом периоде у ребенка возникает сознание себя как существа социального и понимание своего места в системе доступных ему общественных отношений. Л. И. Божович называет данный период «периодом рождения социального “Я”. Именно в это время у ребенка формируется “внутренняя позиция”, порождающая потребность занять новое место в жизни» - ребенок открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений.

Чтобы ребенок быстрее адаптировался к школе, а его социальный статус в системе внутригрупповых отношений повысился, мы предлагаем использовать программу, корректирующую внутригрупповые отношения первоклассников. Программа направлена на формирование и поддержку активной позиции ребенка в момент подготовки и проведения школьного спектакля.

Применение в практике учебно-воспитательной работы средств театрального искусства содействует расширению общего и художественного кругозора учащихся, общей и специальной культуры, обогащению эстетических чувств и развитию художественного вкуса. У педагогов часто не хватает терпения позволить детям "разыграться", "натворить что-нибудь". Видя "ошибку", педагог сразу стремиться ее устранить своими пространными и еще не востребованными разъяснениями или "гениальным" подсказом. Так опасение "как бы чего не натворили" бьет по рукам, вследствие чего ученики перестают творить и становятся исполнителями чужих идей и замыслов. Педагогическое стремление "почаще и побольше причинить добра" является, зачастую, лишь подсознательным желанием заявить о своей значимости, в то время как дети сами могут разобраться в ошибках, которые направляют их поиски. Но педагогу хочется постоянно доказывать свою значимость, необходимость и право на любовь и почитание.

Театральная педагогика предлагает увидеть значимость в самой организации процесса поиска, организации проблемной ситуации-деятельности, в которой дети, общаясь между собой, будут открывать новое через задачную игру, пробы и ошибки.

Ребенок, попав в положение актера (также как и профессиональный актер), работая над ролью, по всем законам театра сам становится его творцом, материалом и инструментом. Но еще он и организатор самого себя, и опора для других в общей работе, и человек обучающийся, и человек обучающий. Возможно ли все это постичь единовременно, без серьезного личностного участия, без включения внутренних ресурсов, без настоящего волевого усилия? Создание условий для проявления этого усилия, для возможности узнать о себе то, что "я в состоянии проявить это усилие" и есть одно из множества "зачем?", для чего существует школьный театр. Это необходимо учитывать при организации занятий кружка.

VII.Описание материально-технического оснащения

 образовательного процесса

Наименование объектов и средств

 материально-технического обеспечения

количество

1

Библиотечный фонд

Сборники пьес, сценариев, игр театральной направленности

(по тематике постановок)

Список литературы, рекомендуемый для педагога:

1.Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. – Москва. Просвещение, 2011.

2.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. -Москва. Просвещение, 2011.

3. Проведение праздников в начальных классах: Из опыта работы. Пособие для учителя Георгиевский В.А., Шитикова Л.И. – Москва. Просвещение, 1983.

4. Детский праздник: содержание, технологии, педагогическая результативность. Серия «Ребенок Общество Семья Творчество», Санкт-Петербургский городской дворец творчества. Ж. №7 2001.

5. Никитина А.Б. Театр, где играют дети: Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. Москва. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.

6.Шульпин А.П. Театральные каникулы. Проблемы развития детского и юношеского театра. Сборник статей и материалов. Москва. ГРДИТ, 2004.

2

Технические средства обучения: музыкальный центр,  микрофоны.

1

3

Экранно-звуковые пособия: компьютер, мультимедийная установка.

1

4

Театральные костюмы

По мере необходимости

5

Элементы декораций

Изготавливаются  каждой постановке

Составила учитель начальных классов _______________Н.А. Голодная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности игровой театральной педагогики "Петрушка"

Представленная  программа  составлена  в соответствии с требованиями  по написанию  программы внеурочной деятельности. В пояснительной записке  указан перечень...

рабочая программа внеурочной деятельности "Детская риторика"

рабочая программа и КТП для 1 - го и 2 - го класса по внеурочной деятельности...

рабочая программа внеурочной деятельности "Детская риторика"

рабочая программа и КТП для 1 - го и 2 - го класса по внеурочной деятельности...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва театральная"

Курс внеурочной деятельности «Москва театральная» рассчитан на работу с детьми младшего школьного возраста на основе приобщения к общечеловеческим духовным ценностям и формирования творчес...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Детская риторика" 4 класс

Рабочая программа курса «Детская риторика» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва театральная"

Курс внеурочной деятельности «Москва театральная» рассчитан на работу с детьми младшего школьного возраста на основе приобщения к общечеловеческим духовным ценностям и формирования творчес...